Рассказы про букву р

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Воробей на крыше

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Вот так игра!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Добрый леопард

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Игрушки

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама отнесла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Сорные куры

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Смешной фрак

Пётр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришёл в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак.

Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки сантиметр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от щекотки стал громко смеяться. При этом Пётр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мастер с трудом завершил работу.

Затем закройщик отправился готовить фрак к примерке. Через три дня Петр Петрович пришёл на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Битва с комаром

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер… Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк…

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Карнавальный костюм

Приближался Новогодний праздник. Все ребята детского сада вместе с родителями готовили карнавальные костюмы.

Фёдор решил сам смастерить костюм Буратино. Намазал он щёки красными румянами. Потом нарезал картон и попробовал свернуть его в трубочку. А картон-то разворачивается, трубочка не получается…

«Перевяжу картон резинкой, прикреплю к переносице, буду носорогом», — решил Фёдор. Взял резинку. Привязывал, привязывал — ничего не выходит.

Рассердился Фёдор, кричит: «Надоел мне этот носорог! Приду в садик после праздника и скажу, что нарядился в невидимку. Вот ребята в группе меня и не заметили!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Отец и сыновья

Два брата, Артём и Захар, всё время ссорились. То игрушки другу друга отнимут, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся. А как-то в воскресенье братья подрались.

Подозвал их отец. Протянул им несколько прутьев, связанных верёвкой. Попросил разломать прутья. Ребята, как ни старались, выполнить просьбу не смогли.

Тогда отец развязал прутья и велел братьям переломить их поодиночке. Артём и Захар быстро разломали все прутики.

Говорит отец сыновьям: «Так-то и вы: если дружно, вместе жить будете — никто вас не пересилит. А если будете ссориться, да всё врозь делать — с вами каждый легко справится».

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Рваная рубаха

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху в грязное бельё.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Случай на стройке

Фёдор работал на стройке штукатуром. Он отделывал квартиру на втором этаже строящегося дома.

Один раз утром поднялся сильный ветер. Он свистел в рамах, разбрасывал кирпичи, срывал с рабочих штормовки. Но самое страшное — ветер раскачивал подъёмный кран. В любое время он мог рухнуть на построенный дом.

Фёдор и другие рабочие закрепили подъёмный кран тросами. Скоро ветер стих. Строители вновь принялись за обычную работу.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Открытые ворота

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен…

Ох и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Первый концерт

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано.

Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки.

Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Умная рыбка

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплён к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла её створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Красавец мухомор

Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на своё отраженье. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошинами и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб.

Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.

Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?

А вы, Боровики-толстяки! Вам бы постройнее стать!

Эй, Груздь! На тебе грязи огромный груз!

Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят —грибнике корзинкой приближается. Увидел он сыроежку — сорвал. Заметил груздя — в корзинку отправил. А Боровикам-толстякам грибник особенно обрадовался.

Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Он от ядовитого Мухомора пошёл прочь. От самого красивого, самого стройного, самого яркого!..

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

❤️ 25

🔥 15

😁 16

😢 8

👎 7

🥱 11

Добавлено в плейлист (избранное)

Удалено из плейлиста (избранное)

Достигнут лимит

Автоматизация звука «Р» в рассказах и текстах

Речевой материал для автоматизации твёрдого звука «Р» в рассказах на логопедических занятиях с дошкольниками и младшими школьниками. Особенность подборки — отсутствие мягкого звука «Рь» в текстах.

Содержание

  1. Зоопарк
  2. Старые игрушки
  3. Комар
  4. Первый день осени
  5. Помощница
  6. Верные друзья
  7. Рыбалка
  8. У бабушки за городом
  9. Лучшая кормушка
  10. Подсказка
  11. День Рождения
  12. В парке
  13. Ворона и рак

Зоопарк

Вера и Ира вчера ходили в городской зоопарк. В зоопарке было очень много животных, но девочкам больше всего понравились тигры и пантеры. Подруги просто замучили экскурсовода вопросами о том где живут дикие кошки и чем их кормят в зоопарке. После тигр и пантер девочки захотели полюбоваться на жирафов.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали подруг?
  • Где вчера были Вера и Ира?
  • Какие животные больше всего понравились девочкам?
  • Кто рассказывал девочкам про тигров и пантер?
  • Кого ещё захотели увидеть подруги?

Старые игрушки

Маруся и Тамара родные сёстры. У них дома очень много игрушек. Однажды их мама затеяла уборку и задумала выкинуть старые игрушки девочек. Пока сестры были в школе, мама сложила игрушки в картонную коробку и отнесла их на детскую площадку рядом с домом. Вечером, когда Маруся и Тамара возвращались со школы они увидели коробку с игрушками и взяли её домой. Мама очень удивилась когда увидела в комнате сестёр картонную коробку с игрушками которую она выкинула утром.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали сестер?
  • Что задумала мама когда убиралась в комнате Маруси и Тамары?
  • В чем мама отнесла старые игрушки сестёр на детскую площадку?
  • Когда сёстры нашли старые игрушки?
  • Чему так удивилась мама?

Комар

Рома читал журнал, как вдруг, над его ухом раздался противный писк комара. Рома свернул журнал в трубочку, вскочил и попытался быстро поймать комара. Сперва удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Рома стал барабанить журналом по портьерам. Но комар упорно продолжал летать по комнате. Гоняясь за своим врагом, Рома нечаянно опрокинул торшер и даже разбил мамину любимую хрустальную вазу. Выбившись из сил, Рома сел на кровать и закрыл глаза руками. Над его ухом раздался противный писк комара.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчика?
  • Что делал Рома когда услышал писк комара?
  • Чем мальчик воевал с комаром?
  • Что натворил Рома пока гонялся за своим врагом?
  • Удалось ли мальчику поймать комара?

Первый день осени

Сегодня мой младший брат Фёдор первый раз пойдет в школу, он первоклашка. Фёдор очень ждал и готовился к этому праздничному дню. В свой ранец он положил новые тетради, ручки и пенал с разноцветными карандашами. Фёдору не терпится познакомится со своей первой учительницей — Раисой Артёмовной и одноклассниками. Я думаю, что Фёдор будет радовать наших родителей своими хорошими оценками и обязательно найдет в школе верных друзей.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • О ком этот рассказ, как звали мальчика?
  • К чему готовится Фёдор?
  • Что лежало в ранце у мальчика?
  • С кем не терпится познакомиться Фёдору?
  • Что ожидает от Фёдора его старший брат?

Помощница

Мама Шуры — детский доктор и часто работает допоздна. Поэтому Шура старается помогать ей по дому: покупает продукты, выносит мусор, протирает пыль. По вечерам Шура часто готовит для родителей ужин. Вчера она готовила макароны с салатом из помидоров и кабачков, а завтра собирается запечь картошку с сыром и рыбой.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Кем работает мама Шуры?
  • Как девочка помогает родителям?
  • Что вчера приготовила Шура родителям на ужин?
  • Что девочка планирует приготовить завтра?

Верные друзья

Марк учится в четвёртом классе и у него есть друг, которого зовут Юра. Марк и Юра дружат с первого класса. Друзья вместе играют, делают уроки и всячески помогают друг другу. Однажды Марк простудился и врач прописал ему несколько дней лежать в кровати. Юра навещал Марка все эти дни, рассказывал ему школьные новости и помогал с уроками.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Как долго дружат Марк и Юра?
  • Что однажды случилось с Марком?
  • Что врач прописал Марку?
  • Как помогал Юра Марку пока тот болел и лежал в кровати?

Рыбалка

Вчера Рома и Артём ходили на рыбалку. Рома хотел наловить карасей, а Артём — раков. Друзья провели на рыбалке почти целый день, но повезло только Роме, он поймал огромного карася. Артём попросил у друга подержать карася. Рома взял рыбину из ведра и отдал в руки Артёму. Но карась был очень скользкий и стал вырываться из Артёминых рук. Конечно же мальчик не смог удержать такую большую рыбу и уронил её в озеро. Так друзья вернулись домой без улова.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Куда вчера ходили Рома и Артём?
  • Что хотели поймать мальчики?
  • Удалось ли друзьями что-то поймать?
  • Что случилось с карасём, которого поймал Рома?

У бабушки за городом

Летом родители обычно отвозят Марусю к бабушке Шуре за город. Бабушка живёт в красивом кирпичном доме на краю посёлка. У бабушки Шуры есть большой сарай где живет корова и поросенок. Корову зовут Мурка, а поросёнка Буран. Каждое утро Маруся вместе с бабушкой их кормят: корову травой, а поросёнка корочками хлеба размоченным в молоке. Марусе очень нравится гостить у бабушки и уезжая она всегда скучает по Мурке и Бурану.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Где и у кого гостит Маруся летом?
  • Где живёт бабушка Шура?
  • Кто живёт в сарае у бабушки?
  • Чем Маруся кормит Мурку и Бурана?

Лучшая кормушка

Рома учится в четвёртом классе. Больше всего ему нравятся уроки труда. Вчера их учитель труда Петр Петрович объявил мальчишкам, что скоро начнется зима и птицам будет трудно искать себе корм, поэтому они будут делать для них кормушки. А тот, кто сделает самую красивую кормушки, тот получит пятёрку в четверти. В конце урока учитель выбрал Ромину кормушку как самую красивую. Рома был очень рад. А ещё Петр Петрович пообещал мальчишкам, что завтра вечером после занятий они все вместе повесят кормушку в парке у школы.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут мальчика?
  • В каком классе учится Рома?
  • Какие уроки у Ромы самые любимые?
  • Что вчера мальчишки делали на уроке труда?
  • Что Пётр Петрович пообещал сделать с кормушкой Ромы?

Подсказка

Вера и Ира — подруги. Девочки учатся в 5 классе сороковой школы. Вчера на уроке математики Веру вызвали отвечать. Вера подошла к доске, взяла в руки мел, но не занала как справится с уравнением. Тогда Ира попыталась подсказать подруге правильный ответ. Но Раиса Романовна это заметила и отругала подруг, Веру за невыученный урок, а Иру за подсказку.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочек?
  • Кого вызвали отвечать на уроке математики?
  • Что попыталась сделать Ира?
  • Как зовут учительницу?
  • Что сделала Раиса Романовна?

День рождения

Сегодня у моего старшего брата Юры день рождения. Юре исполняется четырнадцать лет. Наши родители с самого утра начали подготовку к празднику. Мама с бабушкой испекли торт, папа развесил плакаты с поздравлениями, а мы с дедушкой надули разноцветные шары. Праздник прошёл очень весело. Гости играли в разные игры, Юра получил много подарков, а в конце праздника он угостил всех вкусным именинным тортом с четырнадцатью свечами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали старшего брата?
  • Сколько лет исполнилось Юре?
  • Как родители готовились к празднику?
  • Чем Юра угощал гостей в конце праздника?

В парке

Был жаркий летний день. Ира и её старший брат Рома отправились в парк аттракционов кататься на каруселях. Дорога в парк была не близкая. Надо было проехать сначала на четвертом трамвае, а потом ещё пять остановок на метро. Когда Ира и Рома доехали до парка они сразу купили себе мороженое и билеты на карусели. Целый день дети провели в парке. В конце дня радостные и весёлые Ира и Рома возвращались домой с разноцветными воздушными шарами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали девочку и мальчика?
  • Куда поехали Ира и Рома?
  • Как дети добирались до парка?
  • Что они купили в парке?
  • С чем Ира и Рома возвращались домой?

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Понял рак, что беда ему грозит. Но как заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак начал хвалить родителей вороны: «Хорошо я помню твоих маму и папу. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «У-гу» — А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал хвалить ворону: «Хорошие они были птицы. А всё не такие, как ты. Ты лучше всех». — «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. А рак падает в озеро.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Что случилось с раком?
  • Как рак пытался заставить ворону рот раскрыть?
  • Как раку удалось спастись?

Источники:

  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова;
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р», Ю. Б. Норкина.

Сказка про букву РСказка про букву Р расскажет нам об этой разумной букве, а также о том, что радости в жизни должно быть достаточно. Надо уметь находить радость в чреде грядущих дней. Радость гораздо лучше, чем уныние.

Сказка про букву Р
Автор: Ирис Ревю

Жила-была буква Р. Она была очень радушная и радостная буква. Иногда она тихонечко рычала, когда у неё что-то не получалось. Но делала это крайне редко.

Буква Р никогда не расстраивалась. И не любила, когда это делают другие.

Однажды буква Р резвилась у небольшой речушки, и вдруг услышала, как кто-то плачет. Вскоре она увидела очень грустную маленькую девочку.

— Как тебя зовут?

— Рёвушка, — тихо сказала девочка.

— Это у тебя имя такое? – спросила буква Р.

— Нет, меня зовут Рая, но чаще – Рёвушка, потому что я немало реву.

— А почему ты ревешь, а не радуешься?

— А я не умею радоваться, — вздохнула грустная девочка.

— Я научу тебя радоваться! Я расскажу тебе много интересного. Жизнь очень увлекательна, – сказала буква Р.

И для начала повела девочку в зоопарк. Буква Р решила, что природа интересна всем.

— Смотри, Рая, это рысь. Рысь – это большая северная дикая кошка! А это — росомаха. Росомаха – это санитар леса, она очень решительная, и может вступить в схватку даже с медведем. А это – рябчик. Он умеет отлично маскироваться в лесу, ловко прячется от лисиц, куниц, соболей.

Рая слушала букву Р, раскрыв рот.

— А это королева цветов – роза. Если до королевы дотронуться, то она может уколоть шипами. А вот то веселое растение – ромашка. У неё в центре цветка маленькое солнышко. У древних народов ромашка считалась символом добра. А это – красивый рябчик.

— Ты мне уже рассказывала про рябчика, — перебила букву Р Рая.

— То была птица рябчик, а это цветок. Его тоже называют «рябчик».

— Надо же как бывает! — удивилась Рая.

А потом буква Р рассказала Рае развеселый рассказ про Растрепку. Рая хохотала от души.

— Теперь никто не назовет тебя Рёвушкой! — сказала буква Р смеющейся девочке.

И Рая её поддержала.

— Как много всего интересного на свете!

А буква Р сказала:

— Жизнь дана для радости, а не для слёз.

Больше Раю Рёвушкой никто не называл.

Рассказы, тексты на букву (звук) Р

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Рак.

  Юра поймал в пруду  (рака).

  Покажи мне (рака), — просит Рая.

   — Вот (рак), — на, держи.

  Только Рая протянула руку, (рак) схватил её клешнёй за палец.

 — Ой! — вскрикнула Рая и бро­сила (рака) обратно в воду.

Прыгалка.

  Вере   на   день   рождения   пода­рили (прыгалку)… .

  Она вынесла … во двор.                 |

   — Дай    мне     …     попрыгать,— попросила Ира.

  И   Вера   с  Ирой  стали   прыгать по очереди.

Рысь.

 В одной книге на картинке Юра увидел (рысь) ,… .

 — Папа, расскажи мне про  —  просит Юра.

 — Давай вместе расскажем о (рыси), — предложил папа.

 (Рысь)  — это дикая кошка.

 — Посмотри, Юра, какая окраска у этой (рыси).

 — Эта (рысь) рыжая с чёрными пятнами,

 — А на ушах у (рыси) кисточки.

Краски.

 Вере подарили новые (краски).

 (Краски) были яркими и красивыми.

 Стала Вера рисовать новыми (красками).

 (Красками)  она покрасила траву, деревья и крышу дома.

— Убирай  свои  (краски), — сказала  мама, — пора спать.

Рассказы-задачи.

       Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков».

Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

  1. У Юры и Иры новая игра. Это радио.

У кого…? Что…?

—   Я буду диктором, —  говорит Юра.

Кто…? Что говорит…?

—   Это микрофон. Гово­рит город Ковров. Пе­редаю микрофон дру­гому диктору.

— Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира,

Кто…? Что говорит…?

— Там будут разные игры и аттракционы.

Что будет…?

  1. Юра с мамой были  в роще.

Кто…? Где…?

Там кружился целый рой комаров.

Что…?

Юра закрывается руками от комаров, прыгает, вертится.

Кто…? Что делает…? От кого…?

Но одно от них спасение — костёр.

Какое спасение…?

Мама разжигает костёр.

Что делает…?  Что…?

Комары боятся дыма и теперь держатся в сто­роне.

Кто…? Что делают…?

  1. На  окраине одного  города старый парк.

Где…? Что…?

Там  огромные  деревья и красивые цветники.

Что…? Какие…?

На клумбах растут розы, георгины, ирисы, резеда, рудбекии.

Какие цветы…?

В открытом театре играет оркестр.

Где…?

Хорошо отдыхать в старом парке.

Где…?

  1. Юра решил сделать младшему брату Роме подарок.

Кто…? Кому…? Что…?

Работал    Юра    старательно    и    аккуратно.

Кто…? Как…?

У него из фанеры получилась    хорошая    под­ставка для книг.

Какая…? Из   чего…?

Роме понравился подарок Юры.

Кому…?  Что…? Чей…?

  1. На завтрак в школе был хлеб с маслом и колбасой.

Когда…?

Рома колбасу съел, а  хлеб   бросил   на   стол.

Кто…? Что сделал…?

Учительница посмотрела на него, затем подвела Рому к витрине.

Что сделала…? Кого…? Куда…?

Там лежал маленький ломтик чёрного хлеба, и было написано: «Такой паёк давали людям во время блокады   Ленинграда».

Что…?

Рома покраснел, потом взял со стола хлеб съел его.

Кто…? Что сделал…?

Мальчик наоборот.

У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юра рисует, ребята строят дом — Юра прыгает.

— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.

Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:

«Все  кладут сначала в рот бутерброд,

а потом едят компот,

всегда наоборот.

Он сначала ест компот,

за компотом бутерброд»

— Ой, да это про меня,— думает   Юра.

Кто вперёд.

Мама  налила Кларе молока и дала булку: «Пей молоко, Клара». А Клара отлила молоко в блюдце кошке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!»

Что натворило р.

Дюнка научилась выговаривать р. «Ну, — думает,— в   садике   всех   удивлю!» Пошла утром Дюнка в садик и Р потеряла. Выпало Р изо рта, она и не заметила. Узнала, когда подошла к садику и увидела Шарика. Она ему сказала:

— Пливет, Шалик! — и поняла,  что потеряла  Р.

— Потеляла!

Р валялось на дороге. Шел прохожий, наступил на Р и как брякнется! Шла машина, шофёр увидел, что прохожий посередине улицы брякнулся, и как затоРмозит! Милиционер увидел, что прохожий бРякнулся и машина затоРмозила, как бРосится бежать к ним! Он бежит, а встречные так и шаРахаются от него в сторону. Вот что Р на дороге натвоРило! Разузнал милиционер, в чём дело, понял, что ничего пока страшного не произошло, поднял Р.  Принёс его в садик.

—  Дети,— спрашивает,— кто Р потерял? Все сказали:

—  Р-р-р-р! — Это они не рычали, вы не подумайте, они проверяли, не потеряли ли Р. Дюнка же сказала:

—  Л-л-л-л!

Милиционер сполоснул в стакане с кипячёной водой Р и отдал Дюнке. Она тут же положила Р на язык и сказала громко:

—  БоРьшое спасибо! Потом поправилась и сказала: —  БРагодаРю вас!

Одна буква.

Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: ВАРОНА. Я говорю ей:  «Ты неверно написала. После В надо писать О, а не А». А Маша отвечает: «Ну, подумаешь, одна буква… вАрона или вОрона, какая тут разница? И так все поймут». Тогда я сказал: «А ну-ка, зачеркни в слове ВОРОНА букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо Н напиши букву Т. Что получилось?» Смеётся   Маша:   «Вот   чудеса,   получилось ВОРОТА!». «Поняла,— говорю,— что     значит  одна буква?» Потом сочинили мы с Машей стихи. И в том стишке одну букву заменили другой.

В уголке Дурова

Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных   зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей,   морских львов. Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок». Морской лев на носу крутил на палке тарелку. Слон  кланялся  ребятам  и  протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами. Дети были довольны. Этой прогулки в уголок Дурова они никогда не забудут.

Рыжий город.

           Одного мальчика дразнили рыжим. Это он сильно переживал. Он решил уйти из дома. Лёг вечером спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома. Смотрит, ворота, а на них надпись:   «Добро   пожаловать   в   Рыжий   город!» Зашёл  и ахнул.

          В этом городе всё было рыжим: рыжие ручьи  текли  по  рыжим  травам  и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие облака повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков. По радио передавали «Рыжий Рок». Все рыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая девочка и спросила: «Ты почему такой грустный?»  «Меня все    рыжим дразнят»,— ответил Рыжик. «А солнце какого цвета?» «Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик. «И мы — рыжие, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!»

           И тут мальчик проснулся.

Пятёрка.

Иван осторожно подтёр в тетради тройку, осторожно провёл красным карандашом чёрточку  вправо, и получилась самая настоящая пятёрка. Вот обрадуется мама! Вечером мама просматривала Ванины тетради, увидела пятёрку и удивилась:

— Что такое? В тетради четыре ошибки, а отметка — «пять»!

— Не знаю,— смутился Ваня.— Не я ставил отметку — учительница.

— Странно! — продолжала мама.— С каких это пор стали за четыре ошибки ставить пятёрки?

Ваня промолчал. А когда мама ушла ни кухню готовить ужин, быстро исправил пятёрку на тройку и задумался…  Оказывается, обрадовать маму не так просто!

Сорочьи тараторки.

Почему год круглый?

Солнце. Все говорят: круглый год,  круглый год! А почему год круглый? Да потому, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает — так и год.

Дуб. И совсем не потому! Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое коль­цо растёт. Как год — так новое кольцо. А кольцо — тот же круг!

Ёлка. Нет, друзья, нет и нет! Всем вам известно, что мы, ёлки, круглый год зелёные. А как же мы могли бы быть зелёными круглый год, если бы сам-то год был бы не круглый?..

Н. Сладков

Воробей и сорока.

Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а  тебя  прорвало — так и подскакиваешь!

— Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик — чирик!

Н. Сладков

Три сестры.

Утром мать собралась на работу.

—  Девочки,— сказала она дочкам,— приберите комнату.

— Я вчера убирала,— ответила старшая. Она расчёсывала перед зеркалом волосы.

— Я потом уберу,— сказала средняя. Младшая ничего не ответила, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.

— Мама яблоки принесла! — закричал сестры и бросились ей навстречу.

— Постой-ка,— сказала мать старшей дочке, — ты вчера уже съела. А ты,— сказала потом средней,— потом съешь.

Мать подозвала младшую дочку:

— Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока — тебе.

Составление рассказа по теме.

Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили  и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.

В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.

               

Евгений Иванович Чарушин

Как мальчик Женя научился говорить букву «р»


КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р»

Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

Ему говорят:

— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

— Скажи: «таракан».

А Женя говорит: «талакан».

— Скажи: «рыба».

А он говорит: «лыба».

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

— Крррааа!..

Женя тоже каркнул — только получилось: «клллааа».

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

— Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

— Крррррррраааа!

Так хорошо «ррр» получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «ррррр».

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал — не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

— Я «рры» научился говорить!

— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

— Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать «Павел», да спутал.

Вот как обрадовался!

ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИШКА

Жил-был Женя — очень глупый мальчишка. Он всё лизал. Ест за обедом второе — ножик полижет. Ведь можно обрезаться. Начнёт красками раскрашивать картинки — кисточку сунет в рот. Ведь можно отравиться: краски бывают ядовитые. Ест сладкое и потихоньку всю тарелку вылижет языком — ну прямо как собачонка!

Он и на улице всё лизал и сосал.

Увидит сосульку — и хвать её в рот. А когда пошёл снег, Женя так и ходил с высунутым языком по улице. Идёт и ждёт, когда ему на язык упадёт снежинка.

Совсем глупый этот Женя!

Однажды был очень сильный мороз. Всё заиндевело на улице. Деревья, и кусты, и заборы, и дома.

Всё кругом белое.

Женя пошёл гулять. Вот он погулял. Вот пошёл обратно.

Взобрался на крыльцо и видит: медная ручка у двери тоже заиндевела — стала белая-белая, точно сахарная.

Женя высунул язык и лизнул эту ручку. А язык у него и прилип.

Примёрз.

Хочет Женя его отодрать — языку больно. Хочет зареветь, да разве с высунутым языком заревёшь?

Стоит Женя согнувшись у двери, носом в дверь упёрся  и мычит.

Прибежали ребята — Женины приятели. Спрашивают: — Ты что, Женя, делаешь? Чего стоишь?

А глупый Женя и ответить не может — стоит и мычит. Ребята испугались, побежали к дворнику Егору Ивановичу, кричат ему:

— Егор Иванович! Егор Иванович! Женя языком прилип!

Егор Иванович сразу догадался, схватил скорее чайник с тёплой водой и побежал к Жене. И стал лить воду на медную ручку. Лил, лил, всю воду вылил из чайника …

Ручка согрелась, и язык отлип.

С тех пор Женя уж ничего больше не лижет.

СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

Папа и мама были в гостях. А Петя и Шура легли спать. Они летом жили на даче, недалеко от леса.

Стемнело. Ни папы, ни мамы нет.

В комнате темно. И в темноте слышно, как кто-то ползает по стене, шуршит. Может, таракан, а может, кто и другой…

Шура и говорит:

— Ой! Мне совсем и не страшно.

— Мне тоже не страшно,- отвечает Петя.

— Мы вора не боимся,-говорит Шура.

— А его здесь и нет,-отвечает Петя.

— Крокодил к нам тоже не придёт, — сказал Шура.

— И тигр не придёт, — говорит Петя.

И только Шура хотел сказать, что и медведь к ним не придёт, как вдруг они слышат — около двери кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… топ… топ…

— Ой! -говорит Петя Шуре.- Ты не пыхчи.

— Я не пыхтю, — отвечает Шура Пете.

Папа и мама пришли, открыли дверь, зажгли лампу. Петя и Шура всё им и рассказали, что кто-то ходит и ногами топает.

Начали искать по всем комнатам, по всем углам, и вдруг вдоль стены кто-то как прошмыгнёт. Смотрят — да это ёж! Он, наверное, из леса забрался к ним. Хотели его взять в руки, а он не дается. Свернулся в клубок, колючками колет, похрюкивает.

Тогда дали ёжику молока в блюдце и кусок мяса.

А потом все заснули.

Этот ёжик так и жил с ребятами целый месяц на даче. И пыхтел и ногами топал по ночам, но никто уж его не боялся!

ТОМКА

Петя надел халат, папины очки, взял игрушечную дудочку и сказал:

— Вот теперь я доктор. Буду Томку лечить.

А Томка -это щенок.

Вышел Петя из комнаты, закрыл дверь. А потом постучался. Это будто доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем-так доктора делают. И говорит щенку Томке:

— Здравствуйте, молодой человек. Вы опять хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А щенок Томка ему ничего не отвечает. Хвостиком виляет. Не умеет говорить.

— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Петя. -Я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку пузом кверху, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка -хвать его за ухо!

— Ты чего кусаешься! -закричал Петя, — Лежи! Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку карандаш-градусник.

А Томка не хочет мерить температуру. Барахтается.

Тогда доктор говорит больному:

— Теперь, пожалуйста, откройте рот и скажите «а-а-а». И высуньте язык. Наверное, у вас ангина.

Не желает высовывать язык Томка. «А» тоже не говорит. Только повизгивает.

— Пропишу вам лекарство, — говорит доктор Петя.- И вот вам зубная щётка. Вы, я вижу, не любите чистить зубы.

А Томка как ухватит зубную щетку! Как вырвется от Пети! Утащил щётку и разгрыз.

Совсем не умеет Томка играть в больного.

Сказка про букву Р, автор — Дарья Луч. 

Буква Р была в Алфавите самой радостной буквой! Ещё бы, с буквы Р начинается «радость» и все радостные слова! Поэтому буква Р всегда ходила и напевала песенку:

– Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!
Рада я уже с утра!

Ещё буква Р помогала мальчикам и девочкам научиться её правильно выговаривать. Это очень сложно. Не всем удаётся. Некоторые так всю жизнь и выговаривают букву Р неправильно. А есть даже целая страна, Франция, где все букву Р говорят совсем по-другому. По-французски, а не по-русски. Поэтому важно научиться ребяткам выговаривать букву Р.

Ещё с этой буквы начинается слово «Родина» и слово «Россия», и «русский язык»! Вот какая важная буква Р.

Но, хоть она и была важной, а совсем и не важничала, а была простой и доброй.

Однажды пошла буква Р погулять и дошла до речки. Речка была такая чистая, красивая, и там плавали рыбки. Буква Р стала купаться, нырять и играть вместе с рыбками.

Так они долго радостно играли, веселились, а потом буква Р выплыла на берег и стала переодеваться. И вдруг она почувствовала, что кто-то шевелится у неё в купальнике.

– Ой! Кто же это может быть? – воскликнула буква Р и достала… Кого вы думали? Золотую рыбку!

Она была такая красивая, ярко-оранжевая, как солнышко, и говорила человеческим голосом.

– Ах, рыбка, плыви скорее к себе в речку, тебе же нельзя находиться без воды! – и буква Р быстро выпустила рыбку в речку.

А рыбка ей и говорит:

– Спасибо тебе, буква Р! За то, что ты такая добрая и радостная, я исполню одно твоё желание, самое сильное! Говори!

Задумалась буква Р. Какое же самое сильное желание у неё было? Думала она, думала, а потом и говорит:

– Я хочу, чтобы все ребятки, все девочки и мальчики, все мамы и папы, все большие и маленькие, взрослые и дети, все-все люди на планете Земля никогда больше не печалились, а радовались, как я!

Задумалась тут Золотая рыбка.

– Ух ты, очень большое у тебя желание, с целую планету! Но я всё же попробую его исполнить. Только исполняться оно будет постепенно. Сначала все, кто прочитает эту сказку, перестанут плакать и начнут всему радоваться. Потом те, кто с ними рядом живёт. А потом и все остальные. Радость, она ведь быстро расходится! Если одному будет радостно и весело, то и всем тоже!

Сказала так рыбка и уплыла.

А буква Р радостная и счастливая побежала к себе домой, отдыхать.

Она легла спать, и ей приснился интересный сон. Как будто она на большой ракете полетела в Космос, и прилетела на планету Радости, где все только радуются и даже не знают, что такое горе и печаль. Все такие счастливые и довольные. Как будто погостила там наша буква Р немного и собралась обратно. Села в ракету и полетела снова на Землю, домой. И сказала жителям той планеты:

– Полечу я на Землю, помогу людям, научу их радоваться жизни! Радоваться солнышку, что восходит каждый день, радоваться голубому прекрасному небу! И белым облакам!

И синим морям! И зелёным равнинам и полям! И прекрасным цветам! И щебетанью птиц! И дождику! И ветру! И всему живому!

Просто радоваться!

Давайте поможем букве Р и будем радоваться этой прекрасной жизни на нашей замечательной планете Земля!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказы про бтс 18
  • Рассказы про брата и сестру для детей
  • Рассказы про браво старс читать
  • Рассказы про боль в животе
  • Рассказы про богатырей 4 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии