Рассказы про древнюю русь

Согласно легенде, изложенной в самом известном летописном памятнике, «Повести Временных Лет», точкой отсчёта истории Древней Руси можно назвать призыв трёх братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, править финно-угорскими и славянскими племенами северной части Восточно-Европейской равнины. Первый в результате стал родоначальником династии, утвердившейся на Руси почти на восемь веков, а его потомки огнём и мечом создали государство, протянувшееся от Балтийского до Чёрного морей.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства. [Сборник: Откуда есть пошла Русская земля]

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

1 (1).jpg

Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.[Сборник: Первые киевские князья]

По всей видимости, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он занял княжеский стол уже будучи умудрённым мужем — в возрасте 35 лет. В целом политический вектор в его правление изменился мало: продолжалось перманентное противостояние с Византией, вылившееся в два неудачных похода на Константинополь. Так же остро стоял вопрос автономии племён, входивших в состав государства. В 945 году, во время повторного сбора дани с древлян, киевский князь был убит и началось восстание, подавить которое смогла его жена, Ольга.

Казнь князя Игоря древлянами.

Казнь князя Игоря древлянами. Источник: информа. рус

Именно Ольга стала первым человеком из рода Рюриковичей, принявшим крещение по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря посетила Константинополь и вернулась оттуда «Еленой» — именно такое имя дали ей при воцерковлении. Она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, однако тот оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провёл в борьбе против православной империи. Причины тем не менее крылись не в вопросах религии — шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наёмниками.

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.

3.jpg

Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)

Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга. [Сборник: Внешняя политика Древней Руси]

Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.

Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол, Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи называют первые годы правления этого князя даже «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благосклонном отношении к христианам и их проповедям на территории Руси Ярополка. Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.

Волхв.

Волхв. Источник: pinterest.com

Тогда Владимир принял решение позаимствовать веру извне. Согласно летописному преданию, лишь отчасти отражающему реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание вер». Взвесив все «за» и «против», киевский князь сделал выбор в пользу византийского варианта христианства. Этому способствовали тесные связи Руси и Империи Ромеев и политические интересы главы государства и его дружины. В результате в 988 году (согласно общепринятой датировке), Владимир с соратниками крестился сам, а затем организовал массовое крещение в Киеве. [Сборник: Крещение Руси]

988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности. [Сборник: Быт и культура Древней Руси]

Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.

Народные гуляния во время колядок.

Народные гуляния во время колядок. Источник: culture.ru

Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах. А в лапту, появление которой также связывают с язычеством, играют в России до сих пор, и даже есть профессиональные лиги.

Язык книги:

Оригинальный язык книги:

Расширения:

Текст книги:

Упорядочить:

Вид:

Пол автора:

Самиздат:

Любительский перевод:

Обложка:

Аннотация:

Комментарии

Скрыть не главные издания

Лента в твоих волосах

Лента в твоих волосах (СИ) 18+

Оценка: 8.29
(399)
5

380

Страниц: 58

Книга закончена

Символов:
346131

Могла ли представить Алиса, отправляясь в путешествие, что судьба перенесет ее из нашего времени в древнюю Русь XI века? Что делать девушке и как выжить среди предков-славян? Наша героиня не только совершит прыжок во времени, но и побывает при дворе Киевского князя, узнает все хитросплетения междоусобных войн и найдет свою любовь. Но сложнее всего, для Алисы окажется сделать выбор, от которого будет зависеть не только ее счастье, но и жизнь многих людей.
Настоящей любви не страшны разлука, расстояния ни даже смерть. Но вот сможет ли она преодолеть века?

далее

Тарас Бульба

Тарас Бульба

Оценка: 9.03
(154)
43

101

Страниц: 28

Символов:
197402

Известная повесть Н.В.Гоголя из цикла «Миргород», при создании которой автор широко использовал различные исторические источники: мемуары, летописи, исследования, фольклорные материалы.«Тарас Бульба» давно входит в школьную программу. Но хорошо бы иметь в виду, что для прочтения этой повести нужна мудрость, редко свойственная юному возрасту. Впрочем, наверное, это лишнее замечание: с классикой всегда так бывает.
далее

Ведьма

Ведьма

Оценка: 8.77
(135)
3

127

Страниц: 70

Книга закончена

Символов:
467854

Роман «Ведьма» относится к жанру историко-славянского фэнтези.Действие романа происходит в Х веке, во времена правления князя Игоря. Молодой посадник варяг Свенельд (историческое лицо) прибывает из стольного Киева к древлянам для сбора положенной дани. Однако в этот раз перед ним поставлена особая задача: посетить места поклонения богам — местные капища, которые племя прячет в глухих чащах.Великолепная интрига, живые сказочные и мифические персонажи Древней Руси, обитавшие среди людей до того, как Русь приняла христианство и чародейство было развеяно.
далее

Светорада Золотая

Светорада Золотая 16+

Оценка: 9.06
(109)
3

101

Страниц: 158

Книга закончена

Символов:
783662

Древняя Русь. Прекрасная юная княжна Светорада, дочь богатого cмоленского князя, признана всеми самой завидной невестой. Она красива и коварна, избалована вниманием женихов, которым любит кружить головы. Почему же князь Олег Киевский просватал ее для своего воспитанника Игоря? Ведь он сам привез ему из Пскова другую невесту – Ольгу. Сможет ли настойчивая и хитроумная Ольга разлучить суженого со Светорадой? Интриги, похищения, предательство и страсти сплетаются в сияющие золотом оковы любви, которые дарят блаженство влюбленным…
далее

Ведьма княгини

Ведьма княгини 16+

Оценка: 9.19
(64)
3

58

Страниц: 99

Книга закончена

Символов:
676651

В покое и благополучии живет жена воеводы Свенельда Малфутка. Лишь странные видения и ночные кошмары тревожат ее душу. Однако появление княгини Ольги, стремящейся отомстить древлянам за смерть мужа, меняет жизнь женщины. Она узнает, что когда-то была великой ведьмой Малфридой и на Лысой горе вновь сможет вернуть себе память. Но какой будет цена? И зачем княгине понадобился ее дар? Ведь одной ведьме не устоять против древлянских волхвов, призвавших на помощь самого Чернобога! Малфриду ждут новые приключения и встреча со старыми друзьями.
далее

Чужак

Чужак 16+

Оценка: 9.19
(59)
1

55

Страниц: 157

Символов:
815227

Новгородский князь Олег засылает в стольный Киев шпиона, варяга Торира, наказав ему «мутить там воду», порочить местных князей, распространяя слух о мудрости и превосходстве новгородских. Помощниками его становятся волхвы Перуна. Но о задании Торира известно спасенной им девушке Карине… Любовь и ненависть, противостояние двух сильных натур, предательство, измены, разлуки — все это присутствует в романе на фоне колоритной эпохи воссоединения Киева и Новгорода, времени «откуда есть и пошла земля Русская».
далее

Ладога

Ладога

Оценка: 8.52
(21)
3

17

Страниц: 130

Книга закончена

Символов:
855481

Лучших из лучших призывает Ладожский Князь в свою дружину. Из далеких селений спешат на его зов избранные. Но полон путь опасностей и неведомых страхов – лесные и водяные духи, нечисть и оборотни заступают дорогу отважным избранникам Князя. Далеко, за грань реальною, за кромку мира уходят герои, чтобы отобрать жертву у всесильного и безжалостного Триглава. Есть ли что-то на свете, чего не одолеют бесстрашные витязи Белеса? Все осилит отважное и любящее сердце, когда впереди его ждет светлая ЛАДОГА.

 
далее

Выбор

Выбор (СИ)

Оценка: 6.60
(25)

25

Страниц: 7

Книга закончена

Символов:
27945

Что делать девушке попавшей из 21 века в 13 век, да еще перед самым разгаром действий. В 1237 год… Ей предоставят выбор…Отправиться к себе в Москву или остаться с пращурами и изменить ход истории.
далее

Ольга, королева русов

Ольга, королева русов

Оценка: 8.68
(19)
4

13

Страниц: 57

Книга закончена

Символов:
362655

Судьба Ольги, дочери Олега, женщины мудрой и прозорливой, намного опередившей свое время, была нелегка, а порой и трагична. Она всю жизнь стремилась обрести любовь, но вступила в брак с Киевским князем Игорем лишь по политическим соображениям. Всегда хотела мира между славянами, но была вынуждена жестоко подавить восстание племени древлян. Сделала все, чтобы увидеть сына Святослава на княжеском престоле, но в ответ получила лишь сыновнюю ненависть — молодой князь не простил матери, что она приняла и активно распространяла христианство на Руси…
далее

Властимир

Властимир

Оценка: 7.92
(12)
3

7

Страниц: 132

Символов:
845068

Первая книга цикла «Властимир»:Древняя Русь. Змееобразные пришельцы из космоса — гэты — проводят над славянами генетические эксперименты. Их цель создание на земле своей колонии, что грозит гибелью славянской культуре и рабством для людей. Резанский князь Властимир и новгородский гусляр Буян вступают в жестокую неравную битву с врагами. Но кто помогает героям? Земляне и не догадывались, что не только для них голубая планета давно стала родиной…
далее

Князь Кий

Князь Кий

Оценка: 9.00
(10)
7

3

Страниц: 60

Книга закончена

Символов:
382777

Язык книги: Украинский

В романі українського радянського письменника розповідається про легендарного засновника Києва — князя Кия та про його боротьбу з кочівниками.

Симеон Гордый

Симеон Гордый

Оценка: 9.38
(8)
3

4

Страниц: 138

Символов:
929048

«Симеон Гордый» — четвертый роман из серии «Государи московские» — является непосредственным продолжением «Бремени власти». Автор описывает судьбу сына Ивана Калиты, сумевшего в трудных условиях своего правления (1341–1353) закрепить государственные приобретения отца, предотвратить агрессию княжества Литовского и тем самым упрочить положение Московского княжества как центра Владимирской Руси.
далее

Кровавый крест

Кровавый крест (СИ)

Оценка: 7.20
(10)

10

Страниц: 6

Книга закончена

Символов:
24809

МОЖНО ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ ВНЕ СЕРИИ! ОСОБО РАЗНИЦЫ НЕТ, НО ВСЕ ТАКИ СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ СНАЧАЛА ПЕРВУЮ КНИГУ!
Вот что странно…Владислава вернулась, но…теперь на ее место перенеслась Виктория…ее лучшая подруга которая единственная знала тайну Владиславы.И перенеслась она так же как и подруга в 13 век 1237 год…И тоже в Рязань, но теперь…
далее

Князь Ярослав и его сыновья (Александр Невский)

Князь Ярослав и его сыновья (Александр Невский)

Оценка: 9.29
(7)
2

5

Страниц: 86

Книга закончена

Символов:
559492

Новый исторический роман известного российского писателя Бориса Васильева переносит читателей в первую половину XIII в., когда русские князья яростно боролись между собой за первенство, били немецких рыцарей, воевали и учились ладить с татарами. Его героями являются сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав Всеволодович, его сын Александр Ярославич, прозванный Невским за победу, одержанную на Неве над шведами, его младший брат Андрей Ярославич, после ссоры со старшим братом бежавший в Швецию, и многие другие вымышленные и исторические лица. Читается с неослабевающим интересом до последней страницы.
далее

Любовь Илги: осень, лето.

Любовь Илги: осень, лето.

Оценка: 7.75
(8)

5

Страниц: 26

Символов:
172221

Загадочная красавица появляется в крепости князя Даниила. Что заставило ее стремиться встретиться второй раз с этим человеком? Много мистических событий будет связано с этой встречей.

Ветер с Варяжского моря

Ветер с Варяжского моря

Оценка: 7.86
(7)
1

5

Страниц: 107

Книга закончена

Символов:
702580

Северная Русь, 997 год. В Ладоге не редкость смешанные браки. Однажды на торгу Загляда, дочь купца, увидела Снэульва и полюбила его. Вскоре он отправился за море, чтобы найти средства для женитьбы.
Но обратно юноша возвратился в рядах дружины Эйрика ярла, с мечом, в числе тех, кто явился разорять, убивать и уводить в плен. Казалось бы, не суждено Загляде найти счастье с человеком, пришедшим на ее родину, как враг. Тем более что Вышеслав Владимирович, молодой новгородский князь, неравнодушен к красавице, да и Тойво, сын знатного чудского рода, не прочь взять в жены богатую наследницу…
далее

Горить свіча

Горить свіча

Оценка: 6.63
(8)
5

2

Страниц: 110

Книга закончена

Символов:
711259

Язык книги: Украинский

Горить свіча» — твір багатогранний, присвячений історичним подіям 1240 року, падінню Києва під ударами Батиєвих полчищ, руйнуванню Південної Русі. В. Малик, докладно вивчивши історичні джерела, використавши фактичний матеріал Київського, Галицько-Волинського літописів, «Повісті про руйнування Рязані Батиєм», «Сказання про убієння в орді Михайла Чернігівського і його боярина Федора», не лише показує падіння давньої столиці, а й розкриває причини, що призвели до цього лиха, корені незнищенності української нації, яка відроджувалась навіть на руїнах цивілізації.
Зміст роману охоплює невеликий проміжок часу: грудень 1240 р. — літо 1242 р. Історичні події визначають розвиток дії роману, його сюжетно-композиційну структуру. Головним ідейно-композиційним центром твору є зображення героїчної боротьби киян проти загарбників. Вузловими моментами сюжету є перипетії особистих доль історичних осіб та вигаданих героїв: Добрині, тисяцького Дмитра, Янки, Іллі і Маріам, князя Михайла, сотника Жадігера, хана Бачмана. Сюжетні колізії роману досить напружені, з безліччю несподіваних конфліктів. Драматизм сюжету обумовлюється трагічністю долі більшості героїв.
Достовірність, переконливість зображення досягається тим, що послідовність історичних подій — взяття Батиєм Поросся, дев’яностошестиденна облога Києва і його падіння, кривавий шлях до «останнього моря» через галицько-волинські землі — показано через окремих людей, взятих у співвідношенні з часом і простором.
 

далее

 Богатырское поле

Богатырское поле

Оценка: 9.60
(5)
3

2

Страниц: 111

Книга закончена

Символов:
723336

Роман «Богатырское поле» — первая книга тетралогии Э.Зорина о древней Руси.В нем воссоздается история Владимиро-Суздальского княжества второй половины XII века. Читатель встретится на его страницах с юным Всеволодом Большое Гнездо, его братом Михалкой, с зодчими, ремесленниками, купцами, воинами, которых собирает в богатырскую рать общее стремление к единению Руси. Используя обширный этнографический и фольклорный материал, автор воспроизводит живые картины городской и сельской жизни того времени.
далее

Последний путь Владимира Мономаха

Последний путь Владимира Мономаха

Оценка: 9.40
(5)
4

1

Страниц: 101

Книга закончена

Символов:
685176

Не просто исторический роман, а роман-размышление! Вот что представляет собой книга Антонина Ладинского в серии «Венценосцы».
Вся жизнь и правление Киевского князя ознаменовали становление Руси как великой державы. Исторические события XII века и их герои, самобытная культура древнерусского государства, его выход на мировую арену — все это будет особенно интересно для современного читателя.
далее

Воин древнего рода

Воин древнего рода

Оценка: 8.40
(5)
2

3

Страниц: 67

Книга закончена

Символов:
437474

Русь еще поклонялась Яриле и Сварогу, Перуну и Ладе. Языческим божествам приносились богатые жертвы. А Чеслав был готов пожертвовать всем ради красавицы Нежданы. Но их роды издавна враждовали, женитьбу на этой девушке его близкие сочли бы предательством. Однако страсть затмила разум юноши, он похитил Неждану и спрятал в лесу. Теперь только Дух Леса может помочь ему избежать мести.Однажды после удачной охоты они с отцом и братом Ратибором остались в лесу, а утром оказалось, что отец мертв, из его груди торчат два ножа — его и Ратибора. Это не может быть местью чужого рода! Враг скрывается совсем рядом.Найдет ли его Чеслав или сам станет жертвой? Сможет ли защитить свою любовь от неведомой опасности?
далее

Опубликовано

Обновление

Статус цикла

Конкурс

Размер, тыс. зн.

Длительность

Книги #древняя русь


Найдено 59
книг

сбросить фильтры


214 891 зн., 5,37 а.л.

Подписка
110 р.

6 985


67



0

Татары лишились гвардии и своего истинного вождя Субэдэя, в распоряжении Батыя осталось всего четыре тумена. Но там, где монголы не справляются силой оружия, в ход идет хитрость и дипломатия…
Резкое усиление Владимира и провозглашение «Царства» нравится на Руси далеко не всем. Так и не познав настоящей силы поганых и не испытав ужаса перед их нашествием, многие князья рассматривают их не как общего врага — а как союзника в борьбе с возросшим могуществом Всеволодовичей…


519 178 зн., 12,98 а.л.

Свободный доступ

Наш современник попадает в прошлое, в тело Ларса – сына князя Гостомысла. По преданию, Гостомысл призвал на княжение Рюрика из-за гибели всех своих сыновей. Существование Ларса грозит изменить весь ход истории российского государства, но об этом знает только наш современник. Ощущение скорой гибели витает возле парня. Есть ли выход из данной ситуации – читайте в романе «Ларс».


407 876 зн., 10,20 а.л.

Цена
110 р.

Первый натиск Батыя русичи отразили — но внук Чингисхана и его лучший полководец Субэдэй уцелели, они готовят новый, сокрушительный удар! А на западе, между тем, складывается коалиция врагов Руси, желающих испытать ее на прочность… И промеж князей все еще нет единства! Единственный шанс уцелеть Егору и его возлюбленной — это успеть объединить Русь до нового удара поганых. Но задача эта кажется невыполнимой…


403 715 зн., 10,09 а.л.

Цена
129 р.

Продолжение истории Ларса, попаданца в сына Гостомысла — легендарного князя, пригласившего Рюрика на княжение. Куда девать не вовремя появившегося Рюрика-младенца, который может быть претендентом на трон? Что делать с наметившимся конфликтом от Киевского княжества? И не пора ли брать Царьград? Ответы на все вопросы — в продолжении цикла «Ларс».


493 446 зн., 12,34 а.л.

Свободный доступ

4 740


26



1

Князь Владимир скончался, пришла пора идти войной на Киев. Пока главное противостояние разворачивается между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком, знатный богатырь Добрыня Никитич вступает в неравный бой со Змеем Горынычем. В это время Илья Муромец борется за федерализацию и отказывается платить дань. Братоубийственная война на Руси в самом разгаре, и каждый, как может, пытается поднять лежащую под ногами власть. Но лишь один человек не стремится к власти и пытается сохранить страну целой в те времена, когда Россия и Украина были ещё одним государством.


401 917 зн., 10,05 а.л.

Свободный доступ

9 973


22



0

Южная Русь, конец XIII века. Курские дружины бегут по заснеженной степи, на пятки им наступает быстрая татарская конница. Молодой боярин Демьян остается прикрывать отступающее войско, понимая, что погибнет. Но, видно, Богу угодно, чтобы герой остался жив, ведь Демьян еще не встретил свою Зеленоглазую, не добыл князю невесту и не спас затерянную между лесом и степью Вороножскую заставу. Основано на летописной повести «О разорении Курской земли».


380 319 зн., 9,51 а.л.

Цена
100 р.

На что вы решитесь, если в вашем распоряжении окажется машина времени, открывающая портал в 881-й год? Игорь Тучин лелеет планов громадье. Он хочет помочь князю обучить мощную регулярную армию, побить хазар, вывести свою прародину в великие державы!


796 055 зн., 19,90 а.л.

Цена

 -10% 
120 108,0 р.

6 354


1



0

Затерявшись во времени и поселившись на окраинах Киевской Руси XII века, наши герои не только сумели выжить, но и постарались объединить вокруг себя таких же деятельных соседей. Теперь они вместе пытаются заработать на хлеб насущный: обжигают кирпич, плавят металл и пытаются торговать своими товарами в близлежащих княжествах. Нужда и любопытство влекут их во все стороны от ветлужских земель, заставляют вступать в жестокие схватки с врагами и задавать непростые вопросы самым разным людям. Кому принадлежали в древности окрестности Суздаля и Нижнего Новгорода? Кто заселял воронежские земли и властвовал в донских степях? Из каких мест пришел Рюрик и откуда пошло само название — Русь? И кому верить, если новые знакомые представляют совершенно разные версии минувших событий?


538 645 зн., 13,47 а.л.

Цена
130 р.

Поступь Сэма становится все тяжелей. Он уже не просто беспомощный новичок — и его враги об этом знают. Но и они не стоят на месте, покорно ожидая своей участи. Чтобы повергнуть их придется как следует напрячься. Впрочем, когда было иначе?


226 904 зн., 5,67 а.л.

Свободный доступ

Случайное стечение никак не связанных, казалось бы, обстоятельств забрасывает нашего современника политконсультанта Олега Соболева в глухую средневековую деревню, расположенную, судя по всему, где-то на Среднерусской возвышенности. Посчитав, что он попал в прошлое, Олег решает заняться прогрессорством в меру своих сил. Но действительность оказывается совсем не такой, как он предполагал.


664 506 зн., 16,61 а.л.

Цена
110 р.

1 520


1



0

Десятый век поднял Олега Сухова на изрядную высоту. Он стал магистром, приближенным самого византийского императора… И тут Судьба бросает его в будущее — на триста лет вперед, в страшный 1237-й год, прямо под копыта конницы Батыя. И снова приходится выживать, снова подниматься из про­стых воинов… Он поднимется, не вопрос. Но знать бы еще, какой стороны держаться… Стоять ли за русских князей, братоубийц и губителей соб­ственного народа? Или поддержать монгольских ханов, огнем и мечом насаж­дающих новый порядок?


553 932 зн., 13,85 а.л.

Свободный доступ

3 180


97



2

Все слабее власть на русском севере, все тревожнее вести из Киева. Не окончится война между родными братьями, пока не найдется тот, кто сможет удержать великий престол и возвратить веру в справедливость. Люди знают: это под силу князю-чародею Всеславу, пусть даже его давняя ссора с Ярославичами сделала северный удел изгоем земли русской.
Вера в Бога укажет правильный путь, хорошие люди всегда помогут, а добро и честность станут единственной опорой и поддержкой, когда надежды больше не будет.
Но что делать, если на пути к добру и свету жертвы неизбежны? И что такое власть: сила или мудрость?


10 600 зн., 0,27 а.л.

Свободный доступ

1 542


0



0

«От чужого даже и от бесскверного телом чего угодно можно дождаться, а от калеки… Если у человека в зримом мире что-нибудь умирает – рука, нога, глаз, – это значит, что недостающая часть оживает в Исподнем мире, за смертной чертой. И радоваться тут нечему, ибо миры должны быть сами по себе. Плохо, если где-то открывается между ними хоть неприметная щель…» (М. Семенова» Меч Мертвых «)


23 095 зн., 0,58 а.л.

Свободный доступ

Анализ научных изысканий о связи «Слова о полку Игореве» и поэзии скальдов.


575 924 зн., 14,40 а.л.

Свободный доступ

Богатырями не рождаются, богатырями становятся. Да-да, и не просто так, а в школе богатырей. Вот и Любимка — сирота из приюта при Чудовом монастыре мечтает сделаться богатырем сильномогучим и послужить Руси. Только что делать, если в парне нет ни капли земной тяги, а без нее ни один калика не придет и не позовет в школу богатырей? И в довершении ко всему, внутри отрока заключена темная сила перводемона, поверженного знаменитым сильномогучим богатырем Ильей Муромцем, и за силой этой охотятся такие существа, что сам перводемон позавидует их безжалостной мощи и лютой ненависти к богатырям и Руси.
Что делать, что делать? Идти к мечте, смело презревая преграды и дерзко не замечая мелкие помехи навроде ненависти правой руки князя урядника Фрола или зловещих планов главы тайной службы Харитона.
Наш герой Любимка преодолеет все препятствия и попадет в школу богатырей. Но лишь для того, чтобы в конце концов схлестнуться с ужасным владельцем Зеленого Сглаза — Вием, решившим уничтожить Русь.


376 011 зн., 9,40 а.л.

Цена
140 р.

956


4



0

Владимирскому воеводе Любиму во что бы то ни стало нужно изловить заклятого врага своего князя, ради этого молодой воевода готов отправиться за тридевять земель в далекие Вороножские леса, терпеть лишения, хитрить, запугивать и совершать не очень благородные поступки.
Марьяша болеет душой за незадачливого беглеца, ради его спасения она, не задумываясь, может пожертвовать свободой и даже жизнью. Для нее Любим – хищный зверь, волк, пришедший задрать невинного агнца. Но кто «ягненок», а кто «волк» в этой запутанной истории?


692 864 зн., 17,32 а.л.

Цена
100 р.

2 024


0



0

Четыре года молодой плесковский князь Вольга пытался забыть Дивляну, которую отняли у него, чтобы выдать замуж за киевского князя Аскольда, оставив на память лишь золотой перстенек. И когда варяжский вождь Одд по прозвищу Хельги предложил ему совместный поход на Киев, Вольга согласился, думая только о своей Огнедеве. Но ведь прошло четыре года. Похищенная невеста не ждала его, спящая в хрустальном гробу, она жила, создавала свою семью, у нее появлялись дети… И рада ли она будет вновь увидеть прежнего жениха? Ржавеет ли старая любовь?
Но не только старая любовь вновь ищет Дивляну, но и старая вражда. Четыре года колдунья Незвана искала способы погубить прежнюю соперницу: добилась того, что муж разлюбил Дивляну и сам отдал, вместе с маленькой дочерью, в заложники своим врагам – древлянским князьям. И кажется, уже нет ей спасения, нет иного пути, кроме как в темные воды Ужа, где ждет ее сам повелитель священной реки древлян…


88 275 зн., 2,21 а.л.

Свободный доступ

826


0



0

Мистический роман о молодой девушке с богатым внутренним миром, но которой, к сожалению, не с кем пообщаться по душе. Она увлекается, йогой, медитацией, читает книги по эзотерике, о самопознании, а также мечтает восстановлении русской культуры и веры. В один прекрасный день с ней случается чудо. Она попадает в прошлое. В мир наших предков. В старинную русскую деревню. В те времена, когда ещё на Руси были славянские названия месяцев, а не римские. Она не понимает, что с ней произошло, как она здесь оказалась. Люди из этого мира кличут её другим именем. Она попадает в этот, возможно, параллельный мир наших предков, в самый разгар праздника Ивана Купалы. Именно в ночь на Ивана Купала в астральном мире начинает цвести волшебный цветок папоротника и может показаться на мгновение в мире физическом. У того кто сорвёт этот волшебный цветок в ночь на праздник Ивана Купалы, могут открыться мистические способности. Но это ещё не все приключения, которые ждут нашу героиню в мире предков.


402 224 зн., 10,06 а.л.

Цена
140 р.

7 871


55



1

Гордый атаман речных пиратов-ушкуйников Микула имеет все: богатство, славу, большое войско преданных ратников и даже свой град, где он почти князь. Почти, а хотелось бы… За помощь старой княгине, отстоять удел для внуков-княжичей, Микула просит в жены внучку-княжну. Заветная цель близка, но в тщательно продуманный план вмешивается любовь. А на дворе 6745 лето (1237 г.), в воздухе уже пахнет грозой, идет неведомая рать с востока. Сумеют ли два любящих сердца противостоять соблазнам и выйти невредимыми из предначертанных испытаний?


981 587 зн., 24,54 а.л.

Свободный доступ

6 646


4



0

Всего несколько лет прошло после крещения Руси. Страну охватили раздор и разруха. Новгородские богатыри ведут отчаянную борьбу против нежити, колдунов-язычников и вампиров. Но враг слишком силён, и богатыри вынуждены вступить в сомнительный союз с таким могущественным существом, как Змей Горыныч. Змей-оборотень солидарен с ними, поскольку в нём ещё есть остатки человечности, но с каждым разом всё сложнее контролировать звериное начало Змея.


289 282 зн., 7,23 а.л.

Свободный доступ

8 021


6



0

Привычная ветка метро может привести в очень странное место, а приснившийся монстр — оказаться более реальным, чем хотелось бы. Мир куда менее реален и незыблем, чем мы привыкли думать. Чудища, древние боги и демоны совсем рядом. Стоит только протянуть руку…


444 004 зн., 11,10 а.л.

Цена
129 р.

7 658


49



0

Второй роман из цикла «Марш анонимов». С рыцарем-крестоносцем Константином Полбу и его приключениями после попадания в параллельный и, как выясняется по ходу сюжета, главный по отношению к другим мир под названием «Жизнь», вы уже познакомились. Теперь на сцену выходит другой герой. Это студент, помешанный на играх и благодаря этому ставший клиентом врачей. Психиатр предписывает молодому человеку, страдающему расслоением сознания, вести дневник, что тот добросовестно и начинает. Вот только делать это герою приходится уже в том самом мире «Жизнь», куда он попадает при стечении странных обстоятельств. Выбрав для игры весьма оригинальную расу «Истинного Ура», неофит новой действительности собирается показать, как играют настоящие профи, для которых «статы» и ветки развития персонажа просчитываются со всей скрупулезностью. Вот только мир этот, как мы уже знаем, не совсем игра, и приключения героя принимают неожиданный оборот, связав его путь с событиями первой книги.


416 378 зн., 10,41 а.л.

Цена
120 р.

1 436


0



0

В этом древнерусском городе люди живут вместе с колдунами, ведьмами, двоедушниками, анчутками. чертями. Иногда их отношения складываются хорошо, иногда не очень. А тут еще князь Игорь уходит в поход и попадает в плен. Как бы княгиня Ефросинья Ярославна повидалась с ним, если бы ни помощь нечистой силы?


378 552 зн., 9,46 а.л.

Свободный доступ

5 127


16



0

Первый роман из цикла «Калинов мост» погружает в реалии древней Руси, где былины и летописи сливаются воедино и становятся трагедией. Трагедией страны, отдельного города и четверых подростков, которым суждено стать мужчинами в эпоху перемен. За короткий период вольному городу Новгороду приходится несколько раз менять свою веру, воевода Добрыня не чурается грязных методов, а князь Владимир пойдёт на всё, чтобы сохранить свою державу единой. Для этого он крестит свою страну в христианство. Но все христианские государства на тот момент — это монархии, а Новгород — республика. Здесь можно целиком прочитать первую часть романа, когда ещё не родились Илья Муромец и Добрыня Никитич, а Змей Горыныч был ещё ребёнком, но уже появляются те, чьи имена на века сохранили былины.

Действующие лица: богатыри Василий Буслаев, Вольга Святославович, Костя Новоторжанин, Потамий Хромой, Садко, воевода Добрыня, посадник Стоян Воробей, верховный жрец Перуна — Богомил Соловей, тысяцкие Угоняй и Путята и др.


713 262 зн., 17,83 а.л.

Цена
100 р.

2 436


2



0

Вторая книга цикла «Огнедева», повествующего о трех дочерях ладожского воеводы Домагостя. Русь, конец 9 века. Не по своей воле, Дивляна покинула родную Ладогу. Сердце ее принадлежит Вольге, плесковскому княжичу, но ее обручили с киевским князем Аскольдом и снарядили в долгий путь – на самый край света. По пути ей приходится столкнуться с колдуньей Незваной, земным воплощением Марены, а названный брат Незваны, смолянский князь Станислав, не хочет пропускать такую знатную и красивую невесту к Аскольду, предпочитая оставить ее себе. Велем, брат Дивляны, подменил сестру другой девушкой, внешне похожей – и так все запутал, что уже и ей, и ему трудно доказать, которая из двух рыжеволосых девушек – Дивляна-Огнедева, а которая – всего лишь полонянка по имени Краса…

© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2005–2016

© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2016.

* * *

Основание Русского государства

Древнейшая родина славян – Центральная Европа, там, где берут истоки Дунай, Эльба и Висла. Отсюда славяне перебрались дальше к востоку, к берегам Днепра, Припяти, Десны. Это были племена полян, древлян, северян. Другой поток переселенцев двинулся на северо-запад к берегам Волхова и озера Ильмень. Эти племена назывались ильменскими словенами. Часть переселенцев (кривичи) осела на возвышенности, откуда вытекают Днепр, Москва-река, Ока. Переселение это совершилось не раньше VII в. По ходу освоения новых земель славяне потеснили и подчинили угро-финские племена, бывшие такими же, как славяне, язычниками.

В центре владений полян на Днепре в IX в. был построен город, получивший имя вождя Кия, который правил в нем с братьями Щеком и Хоривом. Киев стоял в очень удобным месте на пересечении дорог и быстро разрастался как торговый центр. В 864 г. два скандинава-варяга Аскольд и Дир захватили Киев и стали там править. Они ходили в набег на Византию, но вернулись, сильно потрепанные греками. Варяги оказались на Днепре не случайно – он был частью единого водного пути из Балтийского в Черное море («из варяг в греки»). Кое-где водная дорога прерывалась возвышенностями. Там варяги тащили свои легкие ладьи на спине или волоком. Словом «волок» и стали обозначать такие сухопутные участки водного пути.

Варяги плывут

Согласно преданию, в земле ильменских словен и угро-финнов (чудь, меря) начались междоусобицы – «встал род на род». Устав от распрей, местные вожди решили пригласить к себе из Дании конунга (короля) Рюрика и его братьев: Синеуса и Трувора. Рюрик охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. Обычай приглашать из-за моря правителя вообще был принят в Европе. Люди надеялись, что такой князь встанет над недружными местными вождями и тем самым обеспечит мир и покой в стране. Построив Ладогу (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к Ильменю и поселился там на месте, называемом «Рюриково городище». Потом Рюрик построил рядом город Новгород и овладел всеми окрестными землями. Синеус же устроился в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Потом младшие братья умерли, и Рюрик стал править один. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь». Так называли воина-гребца на скандинавской ладье. Потом русью называли дружинников-варягов, служивших у князей, затем имя «руси» было перенесено на всех восточных славян, их землю, государство.

На таких ладьях плавали варяги

Государство Русь к первой половине IX в. Древний варяжский воин

Язычники. Поклонение древним богам на капище

Легкость, с какой варяги взяли власть в землях славян, объясняется не только приглашением, но и сходством веры – и славяне, и варяги были язычниками-многобожниками. Они почитали духов воды, лесов, домовых, леших, имели обширные пантеоны «главных» и второстепенных богов и богинь. Один из самых почитаемых славянских богов, повелитель грома и молний Перун, походил на скандинавского верховного бога Тора, символы которого – молотки – археологи находят и в славянских погребениях. Поклонялись славяне Сварогу – хозяину Вселенной, богу солнца Дажьбогу и богу земли Сварожичу. Уважали они бога скота – Велеса и богиню рукоделия – Мокошь. Скульптурные изображения богов ставили на холмах, священные капища обносили высокой оградой. Боги славян были очень суровы, даже свирепы. Они требовали от людей почитания, частых подношений. Наверх, к богам, дары поднимались в виде дыма от сжигаемых жертвоприношений: еды, убитых животных и даже людей.

Первые князья – Рюриковичи

Ладьи Олега

После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла не к его малолетнему сыну Игорю, а к родственнику Рюрика Олегу, который жил до этого в Ладоге. В 882 г. Олег с дружиной подошел к Киеву. Под видом варяга-купца он предстал перед Аскольдом и Диром. Внезапно воины Олега выскочили из ладей и убили киевских владетелей. Киев подчинился Олегу. Так впервые земли восточных славян от Ладоги до Киева были объединены под властью одного князя.

Князь Олег во многом следовал политике Рюрика и присоединял к новому государству, названному историками Киевской Русью, все новые и новые земли. Во всех землях Олег сразу же «нача городы ставить» – деревянные крепости. Знаменитым деянием Олега стал поход 907 г. на Царьград (Константинополь). Его многочисленная дружина из варягов и славян на легких судах неожиданно появилась у стен города. Греки не были готовы к обороне. Видя, как пришедшие с севера варвары грабят и жгут в окрестностях города, они пошли на переговоры с Олегом, заключили мир и заплатили ему дань. В 911 г. послы Олега Карл, Фарлоф, Велмуд и другие подписали новый договор с греками. Перед отъездом из-под Константинополя Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города. Дома, в Киеве, люди были поражены богатейшей добычей, с которою вернулся Олег, и дали князю прозвище «Вещий», то есть волшебник, кудесник.

Олег вешает щит на вратах Царьграда

Преемник Олега Игорь (Ингвар) по прозвищу «Старый», сын Рюрика, правил 33 года. Он жил в Киеве, который стал для него родным домом. О личности Игоря мы знаем мало. Это был воин, суровый варяг, который почти непрерывно покорял племена славян, облагал их данью. Как и Олег, Игорь совершал набеги на Византию. В те времена в договоре с Византией появляется название страны русов – «Русская земля». Дома Игорь был вынужден отражать набеги кочевников – печенегов. С тех времен опасность нападения кочевников никогда не ослабевала. Русь была рыхлым, неустоявшимся государством, вытянувшимся на тысячу верст с севера на юг. Сила единой княжеской власти – вот что удерживало удаленные друг от друга земли. Каждую зиму, как только замерзали реки и болота, князь отправлялся в полюдье – объезжал свои земли, судил, разбирал споры, собирал дань («урок») и наказывал «отложившиеся» за лето племена. Во время полюдья 945 г. в земле древлян Игорю показалось, что дань древлян мала, и он вернулся за добавкой. Древляне возмутились этим беззаконием, схватили князя, привязали его за ноги к двум согнутым могучим деревьям и отпустили их. Так бесславно погиб Игорь.

Полюдье

Неожиданная гибель Игоря вынудила его жену Ольгу взять власть в свои руки – ведь их сыну Святославу было всего 4 года. Согласно легенде, сама Ольга (Хельга) была скандинавкой. Страшная гибель мужа стала причиной не менее страшной мести Ольги, которая жестоко расправилась с древлянами. Летописец сообщает нам, как именно Ольга обманом погубила древлянских послов. Она предложила им перед началом переговоров помыться в бане. Пока послы наслаждались парилкой, Ольга велела своим воинам завалить двери бани и поджечь ее. Там враги и сгорели. Это не первое упоминание бани в русской летописи. В Никоновской летописи приводится легенда о посещении Руси Святым апостолом Андреем. Потом, вернувшись в Рим, он с удивлением рассказывал о странном действе в русской земле: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят так постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». После этого сенсационная тема необыкновенной русской бани с березовым веником на многие века станет непременным атрибутом множества путевых заметок иностранцев со средневековых времен и до наших дней.

Месть Ольги

Княгиня Ольга проехалась по своим владениям и установила там четкие размеры урока. В легендах Ольга прославилась мудростью, хитростью, энергией. Об Ольге известно, что она первая из русских властителей принимала в Киеве иностранных послов от германского императора Оттона I. Дважды Ольга была в Константинополе. Во второй раз – в 957 г. – Ольгу принял император Константин VII Багрянородный. И после этого она решилась креститься, а сам император стал ее крестным отцом.

К этому времени подрос Святослав и стал править Русью. Он почти непрерывно воевал, совершая с дружиной набеги на соседей, причем весьма дальних – вятичей, волжских булгар, разгромил Хазарский каганат. Эти походы Святослава современники сравнивали с прыжками барса, стремительными, беззвучными и могучими.

Святослав на привале

Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста, он стриг голову наголо, оставляя на макушке длинный клок. В ухе его висела серьга с драгоценными камнями. Плотный, сильный, он был неутомим в походах, его войско не имело обоза, и князь обходился пищей кочевников – вяленым мясом. Всю свою жизнь он оставался язычником и многоженцем. В конце 960-х гг. Святослав перебрался на Балканы. Его войско было нанято Византией для покорения болгар. Святослав победил болгар, а потом поселился в Переславце на Дунае и не хотел покидать эти земли. Византия начала войну против непослушного наемника. Поначалу князь разгромил византийцев, но потом его войско сильно поредело, и Святослав согласился покинуть Болгарию навсегда.

Без радости плыл князь на ладьях вверх по Днепру. Еще раньше он сказал матери: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там средина земли моей». С ним была небольшая дружина – остальные варяги отправились грабить соседние страны. На днепровских порогах дружина попала в засаду к печенегам, и Святослав погиб в сражении с кочевниками у порога Ненасытнинского. Из его черепа враги сделали украшенный золотом кубок для вина.

Владимир Красно Солнышко. Крещение Руси

Владимир Красно Солнышко

Еще перед походом в Болгарию Святослав распределил земли (уделы) между своими сыновьями. Старшего Ярополка он оставил в Киеве, среднего – Олега отправил в землю древлян, а младшего – Владимира посадил в Новгороде. После смерти Святослава Ярополк напал на Олега, и тот погиб в бою. Владимир, узнав об этом, бежал в Скандинавию. Он был сыном Святослава и наложницы – рабыни Малуши, ключницы у Ольги. Это делало его не равным с братьями – ведь те происходили от знатных матерей. Сознание своей неполноценности возбуждало у юноши желание утвердить себя в глазах людей силой, умом, поступками, которые бы всем запомнились.

Через два года с отрядом варягов он вернулся в Новгород и двинулся через Полоцк на Киев. Ярополк, не имея больших сил, заперся в крепости. Владимир сумел склонить к измене ближнего советника Ярополка Блуда, и в результата заговора Ярополка убили. Так Владимир захватил Киев. С тех пор начинается история братоубийств на Руси, когда жажда власти и честолюбие заглушали голос родной крови и милосердия.

Борьба с печенегами стала головной болью нового киевского князя. Эти дикие кочевники, которых называли «жесточайшими из всех язычников», вызывали общий страх. Известна история о противостоянии с ними на реке Трубеж в 992 г., когда два дня Владимир не мог найти среди своего войска бойца, который бы вышел на поединок с печенегом. Честь русских спас могучий Никита Кожемяка, который попросту поднял в воздух и задушил своего противника. На месте победы Никиты поставили город Переяславль. Борясь с кочевниками, совершая походы на разные племена, сам Владимир не отличался удалью и воинственостью, как его предки. Известно, что во время одного из сражений с печенегами Владимир бежал с поля боя и, спасая жизнь, залез под мост. Трудно представить в таком унизительном виде его деда, покорителя Царьграда князя Игоря или отца – Святослава-Барса. В возведении городов в ключевых местах князь видел средство защиты от кочевников. Сюда он приглашал с севера смельчаков вроде легендарного Ильи Муромца, которым была интересна опасная жизнь на границе.

Поединок печенега с русским воином

Владимир понимал необходимость перемен в делах веры. Он было попытался объединить все языческие культы, сделать Перуна единственным богом. Но реформа не удалась. Тут уместно рассказать легенду о пичужке. Поначалу вера в Христа и его искупительную жертву с трудом пробивалась в суровый мир славян и скандинавов, пришедших к ним править. Как же иначе: слыша раскаты грома, разве можно было сомневаться, что это страшный бог Один на черном коне в окружении валькирий – волшебных всадниц, скачет на охоту за людьми! И как счастлив погибающий в бою воин, зная, что он сразу попадет в Вальхалл – гигантский чертог для избранных героев. Здесь, в раю викингов, он будет блаженствать, страшные раны его мгновенно затянутся, и будет прекрасно вино, которое поднесут ему красавицы-валькирии… Но викингов точила одна мысль: не будет пир в Вальхалле вечен, придет страшный день Рагнарек – конец света, когда войско Одина сразится с великанами и чудовищами бездны. И погибнут все они – герои, волшебники, боги с Одином во главе в неравном сражении с исполинским змеем Ёрмунгандом… Слушая сагу о неизбежной гибели мира, грустил конунг-король. За стеной его длинного низкого дома выла метель, колебля прикрытый шкурой вход. И тут поднял голову старый викинг, принявший христианство еще во время похода на Византию. Он сказал конунгу: «Посмотри на вход, видишь: когда ветер приподнимает шкуру, к нам влетает маленькая пичужка, и то краткое мгновение, пока шкура снова не закрыла вход, пичужка висит в воздухе, она наслаждается нашим теплом и уютом, чтобы в следующий миг выскочить снова на ветер и холод. Ведь и мы живем в этом мире лишь одно мгновение между двумя вечностями холода и страха. А Христос дает надежду на спасение наших душ от вечной гибели. Пойдем за ним!» И конунг согласился…

Рагнарек

Великие мировые религии убеждали язычников, что вечная жизнь и даже вечное блаженство на небе есть, нужно лишь принять их веру. Согласно легенде, Владимир выслушивал разных священников: иудеев, католиков, православных греков, мусульман. В конце концов он выбрал православие, но при этом не спешил креститься. Это он сделал в 988 г. в Крыму – и не без политических выгод – в обмен на поддержку Византии и согласие на брак с сестрой византийского императора Анной.

Вернувшись в Киев с женой и назначенным из Царьграда митрополитом Михаилом, Владимир вначале крестил своих сыновей, близких и слуг. Потом он взялся за народ. Всех идолов сбросили с капищ, сожгли, порубили. Князь издал приказ всем язычникам явиться для крещения на берег реки. Там киевлян загнали в воду и скопом окрестили. Позже в городе вспыхнуло восстание недовольных новой верой. На месте разоренных капищ сразу же стали строить церкви. На святилище Перуна возвели церковь Святого Василия. Все церкви были деревянные, только главный храм – Успенский собор (Десятинная церковь) был построен греками из камня. Крещение в других городах и землях также не было добровольным. В Новгороде даже начался мятеж, но угроза посланных от Владимира сжечь город заставила новгородцев одуматься, и они полезли в Волхов креститься. Каменного Перуна утопили в Волхове, но веры в могущество старых богов тем не уничтожили. Еще много веков спустя, садясь в лодку, новгородец бросал в воду монетку – жертву Перуну, чтоб часом не утопил.

Но постепенно христианство утверждалось на Руси. Этому в немалой степени способствовали болгары – славяне, принявшие христианство ранее. Болгарские священники и книжники приезжали на Русь и несли с собой христианство на понятном славянском языке. Болгария стала неким мостиком между греческой, византийской и русско-славянской культурами.

Каменного Перуна топят в Волхове

Несмотря на крутые меры правления Владимира, народ любил его, называл Красным Солнышком. Он был щедр, незлопамятен, покладист, правил нежестоко, умело оборонял страну от врагов. Любил князь и свою дружину, советы (думу) с которой за частыми и обильными пирами ввел в обычай. Владимир умер в 1015 г. После Владимира оставалось двенадцать его сыновей, и борьба между ними казалась неизбежной.

Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси

Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным землям, жили недружно, и еще при жизни Владимира его сын Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался везти в Киев обычную дань. Отец хотел наказать сына, но не успел – умер. После его смерти к власти в Киеве пришел Святополк – старший сын Владимира. Он получил прозвище «Окаянный», данное ему за убийство своих братьев Глеба и Бориса. Последнего особенно любили в Киеве, но, сев на киевский «златостол», Святополк решил избавиться от соперника. Он подослал убийц, которые закололи Бориса, а потом убили и другого брата Глеба. Борьба Ярослава и Святополка была тяжелой. Лишь в 1019 г. Ярослав окончательно разбил Святополка и укрепился в Киеве. При Ярославе был принят свод законов («Русская правда»), который ограничил кровную месть, заменил ее штрафом (вирой). Там же были записаны судебные обычаи и традиции Руси. Ярослав известен как «Мудрый», то есть ученый, умный, образованный. Он, болезненный от природы, любил и собирал книги. Ярослав много строил: на Волге он основал Ярославль, в Прибалтике – Юрьев (ныне Тарту).

Борис и Глеб

Святополк Владимирович «Окаянный»

Но особенно прославился Ярослав строительством в Киеве Софийского собора. Собор был огромен, имел множество куполов и галерей, украшен богатыми фресками и мозаиками. Среди этих великолепных византийских мозаик Софийского собора, в алтаре храма сохранилась знаменитая мозаика «Нерушимое стено», или «Оранта» – Богоматерь с поднятыми руками. Это произведение потрясает каждого, кто его увидит. Верующим кажется, что со времен Ярослава, вот уже почти тысячу лет, Богородица, как стена, нерушимо стоит во весь рост в золотом сиянии неба, подняв руки, молится и заслоняет собой Русь. Удивление людей вызывал мозаичный пол с узорами, мраморный алтарь. Византийские художники, помимо изображения Богородицы и иных святых, создали мозаику на стене, изображавшую семью Ярослава.

Ярослав Мудрый

В 1051 г. был основан Печерский монастырь. Чуть позже отшельники-монахи, жившие в вырытых в песчаной горе у Днепра пещерах (печерах), объединились в монастырскую общину во главе с игуменом Антонием.

Мозаика «Нерушимое стено»

С христианством на Русь пришла славянская азбука, которую изобрели в середине IX века братья из византийского города Солуни Кирилл и Мефодий. Они приспособили греческий алфавит к славянским звукам, создав «кириллицу», перевели на славянский язык Священное писание. У нас на Руси, первой книгой стало «Остромирово Евангелие». Оно было создано в 1057 г. по заданию новгородского посадника Остромира. Первая русская книга была с необыкновенной красоты миниатюрами и цветными заставками, а также припиской, в которой сказано, что книга написана за семь месяцев и что писец просит читателя не бранить его за ошибки, а поправить их. Заметим попутно, что в другом подобном сочинении – «Архангельском Евангелии» 1092 г. – писец по имени Митька признается, отчего наделал столько ошибок: мешали «сластолюбие, похотение, клеветы, свары, пьянство, просто говоря – все злое!» Другая древнейшая книга – «Изборник Святослава» 1073 г. – одна из первых русских энциклопедий, содержала статьи по разным наукам. «Изборник» – копия с болгарской книги, переписанной для княжеской библиотеки. В «Изборнике» поется хвала знанию, рекомендуется каждую главу книги читать по три раза да помнить, что «красота воину – оружие, а кораблю – ветрило, тако и праведнику – почитание книжное».

Первая азбука

Киевские глаголические листки. Остромирово Евангелие

Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе в 1037–1039 гг. центром работы хронистов стал Софийский собор. Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли новыми записями. Затем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. В 1072–1073 гг. появилась еще одна редакция летописного свода. Игумен монастыря Никон собрал и включил в нее новые источники, проверил хронологию, выправил стиль. Наконец в 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет». Она остается основным источником по истории Древней Руси. Нетленное тело великого летописца Нестора покоится в подземелье Киево-Печерской лавры, и за стеклом его гроба и ныне можно видеть сложенные на груди пальцы правой руки – той самой, которая писала для нас древнейшую историю Руси.

Летописец Нестор

Россия Ярослава была открыта для Европы. С христианским миром ее связывали родственные отношения правителей. Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, сына Всеволода он женил на дочери императора Константина Мономаха. Сразу три дочери его стали королевами: Елизавета – норвежской, Анастасия – венгерской, а дочь Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I.

  • Полный текст
  • Древнерусское государство *VI–XII века*
  • Славяне до 862 года
  • Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
  • Святая Ольга от 945 до 957 года
  • Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
  • Сыновья Святослава от 972 до 980 года
  • Крещение Руси от 980 до 988 года
  • Владимир христианин от 988 до 1015 года
  • Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
  • Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
  • Кудесники от 1054 до 1078 года
  • Ссоры князей от 1078 до 1097 года
  • Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
  • Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
  • Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
  • Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
  • Начало Москвы от 1146 до 1155 года
  • Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
  • Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
  • Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
  • Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
  • Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
  • Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
  • Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
  • Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
  • Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
  • Русь покоренная *XIII–XIV века*
  • Нашествие татар от 1219 до 1238 года
  • Россия покоренная от 1238 до 1243 года
  • Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
  • Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
  • Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
  • Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
  • Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
  • Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
  • Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
  • От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
  • Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
  • Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
  • Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
  • Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
  • Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
  • Враги великого князя
  • Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
  • Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
  • Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
  • Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
  • Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
  • Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
  • Московская Русь *XV–XVI века*
  • Новое состояние России от 1480 до 1498 года
  • Два наследника престола от 1498 до 1505 года
  • Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
  • Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
  • Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
  • Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
  • Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
  • Чудесная перемена 1547 год
  • Казаки от 1547 до 1552 года
  • Покорение царства Казанского 1552 год
  • Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
  • Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
  • Слабость России от 1569 до 1582 года
  • Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
  • Кончина Иоанна Грозного 1584 год
  • Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
  • Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
  • «Смутное время» *1598–1613 года*
  • Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
  • Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
  • Самозванец от 1603 до 1605 года
  • Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
  • Смерть самозванца 1606 год
  • Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
  • Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
  • Междуцарствие от 1610 до 1613 года
  • Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
  • Иван Сусанин и его потомство 1613 год
  • Скромность Романовых
  • Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
  • Царица Евдокия
  • Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
  • Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
  • Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
  • Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
  • Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
  • Рождение Петра I 1672 год
  • Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
  • Россия накануне перемен *1682–1703 года*
  • Петр, десятилетний царь России 1682 год
  • Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
  • Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
  • Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
  • Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
  • Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
  • Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
  • Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
  • Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
  • Царица Екатерина
  • Праздники и петербургские увеселения
  • Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
  • Мир со Швецией и Петр император
  • Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
  • Кончина Петра Великого 1725 год
  • Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
  • Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
  • Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
  • Долгорукие от 1728 до 1730 года
  • Императрица Анна Иоанновна 1730 год
  • Бирон
  • Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
  • Двор императрицы Анны
  • Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
  • Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
  • Императрица Елизавета 1741 год
  • Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
  • Наследник престола и его супруга
  • Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
  • Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
  • Император Петр III 1762 год
  • «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
  • Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
  • Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
  • Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
  • Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
  • Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
  • Князь Потемкин-Таврический
  • Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
  • Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
  • Война и мир со Швецией 1790 год
  • Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
  • Польша от 1792 до 1795 года
  • Кончина Екатерины 1796 год
  • Правление Павла I *1796–1801 года*
  • Император Павел I от 1796 до 1797 года
  • Императрица Мария
  • Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
  • Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
  • Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
  • Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
  • Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
  • Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
  • Отечественная война 1812 год
  • Александр в Париже
  • Конгресс в Вене 1815 год
  • Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
  • Словарь
  • Условные сокращения

Древнерусское государство *VI–XII века*

Славяне до 862 года

Вы любите, дети, слу­шать чудес­ные рас­сказы о храб­рых героях и пре­крас­ных царев­нах. Вас весе­лят сказки о доб­рых и злых вол­шеб­ни­ках. Но, навер­ное, для вас еще при­ят­нее будет слы­шать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послу­шайте же, я рас­скажу вам о делах наших предков.

В ста­рину в нашем Оте­че­стве, Рос­сии, не было таких пре­крас­ных горо­дов, как Петер­бург и Москва. На тех местах, где вы теперь любу­е­тесь кра­си­выми стро­е­ни­ями, где вы так весело бега­ете в тени про­хлад­ных садов, неко­гда были непро­хо­ди­мые леса, топ­кие болота и дым­ные избушки; местами были и города, но вовсе не такие боль­шие, как в наше время: в них жили люди, кра­си­вые лицом и ста­ном, гор­дые слав­ными делами пред­ков, чест­ные, доб­рые и лас­ко­вые дома, но страш­ные и непри­ми­ри­мые на войне. Их назы­вали Славянами.

Они были так честны, что в своих обе­ща­ниях вме­сто клятв гово­рили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» — и все­гда испол­няли обе­щан­ное. Они были так храбры, что и отда­лен­ные народы боя­лись их; так лас­ковы и госте­при­имны, что нака­зы­вали того хозя­ина, у кото­рого гость был чем-нибудь оскорб­лен. Жаль только, что они не знали истин­ного Бога и моли­лись не Ему, а раз­ным идо­лам[1]. Идол зна­чит ста­туя, сде­лан­ная из дерева или какого-нибудь металла и пред­став­ля­ю­щая чело­века или зверя.

Сла­вяне раз­де­ля­лись на раз­ные пле­мена; у Север­ных, или Нов­го­род­ских Сла­вян не было и Госу­даря, что бывает у мно­гих необ­ра­зо­ван­ных наро­дов: они почи­тали своим началь­ни­ком того, кто больше всех отли­чался на войне. На поле, где они сра­жа­лись и потом тор­же­ство­вали победу или про­слав­ляли погиб­ших това­ри­щей, можно было лучше всего уви­деть истин­ный харак­тер Сла­вян. Жаль, что до нас не дошли песни, кото­рые обычно пелись в это время их пев­цами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в народ­ных пес­нях выра­жа­ется народ. Но я могу пред­ло­жить вам несколько строк, из кото­рых вы все-таки полу­чите луч­шее и более подроб­ное пред­став­ле­ние о Сла­вя­нах, чем может вам дать наш неболь­шой рас­сказ. Это отры­вок из сти­хо­тво­ре­ния «Песнь Барда[2] над гро­бом Сла­вян-побе­ди­те­лей» извест­ного рус­ского поэта Васи­лия Жуковского:

«Ударь во звон­кий щит! Сте­ки­тесь ополченцы!
Умолкла брань — враги утихли расточенны,
Лишь пар над пеп­лом сел густой;
Лишь волк, сокры­тый нощи мглой,
Очами бле­щу­щий, бежит на лов обильный.
Зажжем костер дубо­вый; изройте ров могильный!
Сло­жите на щиты повер­жен­ных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бран­ных днях,
Да камень здесь хра­нит могу­щих след священный!
Гре­мит… раз­дался гул в дуб­раве пробужденной!
Стек­лись вождей и рат­ных сонм[3];
Глу­хой пол­нощи тьма кругом;
Пред ним вещий Бард, вен­чан­ный сединою,
И пад­ших страш­ный ряд, про­стер­тых на щитах.
Объ­яты думою с поник­ну­той главою;
На гроз­ных лицах кровь и прах;
Опер­лись на мечи: средь них костер пылает
И с сви­стом гор­ный ветр их кудри воздымает.
И се![4] воз­двигся холм и камень водружен,
И дуб, краса полей, вос­пи­тан­ный веками,
Скло­нил главу на дерн и током орошен;
И се! могу­щими пер­стами[5]
Певец уда­рил по струнам —
Оду­шев­ленны забря­цали![6]
Вос­пел — дуб­равы застенали,
И гул помчался по горам».

Эта кар­тина из жизни древ­них Сла­вян пред­став­лена пре­красно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших гор­де­ли­вых, воин­ствен­ных предков.

Но эта самая воин­ствен­ность, охра­няя их землю, была и при­чи­ной боль­шого зла для нее. Вы уже слы­шали, что, не имея госу­да­рей, они счи­тали своим началь­ни­ком того, кто больше дру­гих отли­чался на войне; а так как все они были храбры, то ино­гда слу­ча­лось, что таких началь­ни­ков было много. Каж­дый из них хотел при­ка­зы­вать по-сво­ему; народ не знал, кого слу­шать, и оттого у них были бес­ко­неч­ные споры и раз­но­гла­сия. А ведь, вы зна­ете, как ужасны ссоры? И вам в ваших малень­ких делах, навер­ное, уже слу­ча­лось испы­тать их непри­ят­ные послед­ствия и раз­ницу в чув­ствах и вашем поло­же­нии, когда все окру­жа­ю­щие довольны вами, а вы — ими.

И Сла­вяне тоже видели, что во время раз­но­гла­сий все их дела шли плохо, и они даже пере­ста­вали побеж­дать своих непри­я­те­лей. Долго не знали они, что делать. Нако­нец, при­ду­мали, как при­ве­сти все в поря­док. На бере­гах Бал­тий­ского моря, стало быть, не очень далеко от нашего Оте­че­ства, жил народ по имени Варяги-Русь[7], про­ис­хо­див­ший от вели­ких заво­е­ва­те­лей в Европе — Нор­ман­нов[8].

Эти Варяги-Русь счи­та­лись у сосе­дей наро­дом умным: у них уже давно были доб­рые госу­дари, были и законы, по кото­рым эти госу­дари управ­ляли ими, и поэтому Варяги жили счаст­ливо, и им даже уда­ва­лось ино­гда побеж­дать Сла­вян — правда, это слу­ча­лось только тогда, как они напа­дали на них во время их спо­ров и разногласий.

Вот Сла­вян­ские ста­рики, видя сча­стье Варя­гов и желая такого же своей Родине, уго­во­рили всех Сла­вян отпра­вить послов к этому храб­рому и пред­при­им­чи­вому народу про­сить его кня­зей управ­лять ими. Послы ска­зали Варяж­ским кня­зьям так: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите кня­жить и вла­деть нами».


  • Рождественские рассказы русских писателей читать
  • Рассказы про древний египет
  • Рождественские рассказы русских писателей отзывы
  • Рассказы про драконов для детей 7 10 лет читать
  • Рождественские рассказы зарубежных писателей читать