История одного города
«История одного города» — сатирическая повесть Михаила Салтыкова-Щедрина повествует об истории города Глупова и его градоначальников в период восемнадцатого-девятнадцатого веков. Начинается повесть со слов автора, представляющегося исключительно издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты. Но собственно основная часть повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова. За этот период в городе сменился двадцать один правитель, если не считать периода смутного времени,…
15
Online
Пошехонская старина
«Пошехонская старина» – последнее произведение великого русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина – представляет собой грандиозное историческое полотно целой эпохи. По словам самого Салтыкова, его задачей было восстановление «характеристических черт» жизни помещичьей усадьбы эпохи крепостного права.
32
Online
Господа Головлевы
М.Е.Салтыкова-Щедрина заслуженно относят к писателям-сатирикам мировой величины. Но при этом зачастую его произведения толкуют лишь как сатиру на государственное устройство и порядки самодержавной России.В этой книге сделана попытка представить читателям другого Салтыкова – мастера, наделенного редчайшим художественным даром, даром видеть комическую подоснову жизни. Видеть, в противоположность классическому гоголевскому пожеланию, сквозь видимые миру слезы невидимый миру смех.
7
Online
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
юмор
приключения
По меткому замечанию Николая гоголя: «Сказка – дело, доступное только мудрецу». Несмотря на кажущуюся простоту – это один из самых сложных жанров для писателей. Уж слишком заметными становятся фальши, или нарочитость, или огрехи стиля, или самолюбования. И такие «или» можно перечислять бесконечно. Трудно соперничать с глубинным народным творчеством. Салтыкову-Щедрину это удавалось. Да он и сам считал свои сказки итогом и вершиной своего творчества. Гротескно-сатирические, карикатурно-едкие, они остаются злободневными для российской действительности и в наши дни. «А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?» — пела героиня одной детской сказки. А более ста лет до этой песенки два генерала действительно…
1
Online
Премудрый пескарь
сатира
В сказке «Премудрый пескарь» отражена сатира на русское мещанство. Но в своем сатирическом осмеянии Салтыков-Щедрин выходит за рамки этой темы. Здесь проявляется общее свойство обывательского быта — лень, невежество, трусость, страх перед движением вперед. Это заставляет пескаря всю жизнь жить и дрожать, бояться за свою никому не нужную жизнь. Ради чего? Это вполне естественный вопрос, ответ на который с ужасом пытается найти пескарь к концу жизни.
1
Online
Дикий помещик
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.».
1
Online
СКАЗКИ
АН СССР, Серия «Литературные памятники»Наиболее полное издание «сказочного» цикла М.Е. Салтыкова-Щедрина.Подготовка издания, критические статьи и примечания: В.Н. Баскаков, А.С. Бушмин.
32
Online
Губернские очерки
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.Во второй том вошли «Губернские очерки»: «Прошлые…
14
Online
Мелочи жизни
«Мелочи жизни» – самое, может быть, пессимистическое произведение Салтыкова потому, что на исходе жизни ему довелось стать свидетелем трагической ситуации, когда современникам казалось, что «история прекратила течение свое», а историческое творчество иссякло, перспективы будущего исчезли в непроницаемом мраке, идеалы исчерпали себя. Жизнь всецело погрузилась в мутную тину «мелочей»…
16
Online
Орел-меценат
Собрав дворню, орёл учреждает науки и искусства, но просвещение не идёт ему на пользу. Орёл остаётся невежественным, кровожадным самодуром, а помощники – ворами и интриганами.
1
Online
Помпадуры и помпадурши
Перед вами одно из самых популярных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826–1889) «Помпадуры и помпадурши», в котором писатель в художественно яркой, острой, сатирической форме показывает царскую бюрократию и политический строй самодержавия.
13
Online
За рубежом
Рисуя критическую картину политической жизни Западной Европы в 1880 году, книга стоит в ряду таких произведений нашей литературы, как «Письма русского путешественника» H. Карамзина и «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. Достоевского. Вместе с тем эта книга не только о Западе, но и о России. Осмысление зарубежной действительности дало писателю возможность еще глубже понять социально-политические проблемы своей страны.
10
Online
Том 12. В среде умеренности и аккуратности
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В двенадцатый том настоящего издания входят художественные произведения 1874–1880 гг., публиковавшиеся в «Отечественных записках»: «В среде умеренности и аккуратности», «Культурные люди», рассказы а очерки из «Сборника». Именно эти произведения и в такой последовательности Салтыков предполагал объединить в одном томе собрания своих сочинений,…
13
Online
Карась-идеалист
про животных
В одной тихой заводи жил карась, который любил рассуждать о жизни и хорошо знал, что такое добродетель. Обычно он спорил только со своим приятелем ершом. Но однажды умный карась был вызван на диспут щукой.
1
Online
Сборник
Том 17. Пошехонская старина
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.«Пошехонская старина» — последнее произведение Салтыкова. Им закончился творческий и жизненный путь писателя. В отличие от других его вещей, оно посвящено не злободневной современности, а прошлому — жизни помещичьей семьи в усадьбе при крепостном праве. По своему материалу «Пошехонская старина» во многом восходит к воспоминаниям Салтыкова…
40
Online
Дурак
сатира
В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак. Еще когда младенцем Иванушка был, родители дивились: в кого он уродился? Мамочка говорила, что в папочку, папочка — что в мамочку…
1
Online
Пропала совесть
Это – одна из самых ранних и самых лучших сказок писателя. Пропала совесть, которою все тяготятся и от которой все стараются отделаться…
1
Online
Дневник провинциала в Петербурге
В романе-хронике «Дневник провинциала» фантасмагорические картины «водевильно-распутной жизни» Петербурга, его чиновной и журналистской братии, либеральствующей «по возможности» и стремительно развивающейся к «чего изволите», создают «трезвую картину» пореформенной эпохи.
1
Online
Том 8. Помпадуры и помпадурши. История одного города
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши» публиковался отдельными рассказами на протяжении одиннадцати с лишним лет, с 1863 по 1874 год.«История одного города» — первое крупное художественное произведение Салтыкова, целиком напечатанное в «Отеч. записках» Н. А. Некрасова. После недолгой творческой паузы, расставшись наконец с многолетней…
36
Online
Рождественская сказка
«Рождественская сказка» по времени своего появления относится к концу разночинного этапа русского освободительного движения, когда революционное народничество 80-х гг. пришло к своему краху. Сказка впервые опубликована в газете «Русские ведомости» в 1886 году. Входит в цикл сказок Салтыкова-Щедрина.
1
Online
Том 13. Господа Головлевы. Убежище Монрепо
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В тринадцатый том вошли произведения «Господа Головлевы» и «Круглый год».
27
Online
Том 16. Книга 1. Сказки. Пестрые письма
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.«Сказки» — одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг Салтыкова. За небольшим исключением, они создавались в течение четырех лет (1883–1886), на завершающем этапе творческого пути писателя. Публикация «Пестрых писем» началась в ноябре 1884 года. Этот цикл был первым произведением Салтыкова после прекращения, на апрельском…
43
Online
Том 5. Критика и публицистика 1856-1864
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В пятый том настоящего издания входят критика и публицистика Салтыкова 1856–1864 годов, кроме отнесенных в следующий, шестой том «хроник» из цикла «Наша общественная жизнь», примыкающих к этому циклу статей «Современные призраки», «Как кому угодно», «В деревне», а также материалов журнальной полемики Салтыкова с «Русским словом» и «Эпохой».
61
Online
Том 15. Книга 1. Современная идиллия
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В первой книге пятнадцатого тома печатается сатирический роман «Современная идиллия» — одна из вершин художественного творчества Салтыкова.
31
Online
Коняга
сатира
социальный
Впервые — в газете «Русские ведомости», 1885, №70. Входит в: — антологию «Ревизор. Мертвые души. Шинель. Господа Головлевы. Сказки», 1984 г. — антологию «Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.», 2010 г.
1
Online
Online
Баран-непомнящий
сатира
Сказки Салтыкова-Щедрина — острая сатира на самодержавный царский строй и его порядки.
1
Online
Благонамеренные речи
«Благонамеренные речи» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889) – это художественное исследование «основ» современного ему общества. «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет, что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы, даже для тех, которые ими пользуются». Защиту и пропаганду изживших себя «основ» Салтыков-Щедрин называл «благонамеренностью» и показал, как ложь и лицемерие правящих классов скрываются под масками благонамеренности и добропорядочности.
20
Online
Online
Убежище Монрепо
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В тренадцатый том вошли произведения «Господа…
6
Online
Online
Том 15. Книга 2. Пошехонские рассказы
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.Цикл «Пошехонские рассказы» впервые появился в «Отечественных записках» в 1883–1884 годах за подписью: «Н. Щедрин». Сборник «Недоконченные беседы» состоит из десяти очерков и статей. Первые девять впервые появились под разными названиями и подписями, в «Отечественных записках» 1873–1884 гг. Из них семь напечатаны в серийной рубрике «Между…
18
Online
Том 2. Губернские очерки
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.«Губернские очерки», появлявшиеся в печати отдельными рассказами и сценами в 1856–1857 гг., составили первое по времени крупное произведение Салтыкова.
25
Online
Ворон-челобитчик
про животных
Сказка «Ворон-челобитчик» по глубине и яркости изображения судеб крестьянства в царской России может быть поставлена рядом с «Конягой». Образ «Ворона-челобитчика» включается в ряд крестьянских правдоискателей, уже неоднократно выступавших в салтыковской сатире.
1
Online
Самоотверженный заяц
Бежал заяц по своим делам, да попал волку в зубы. Только волк его сразу есть не стал, а посадил под кустом и велел дожидаться смерти, сказав: «А может быть… ха-ха… я тебя и помилую!»
1
Online
Online
Письма к тетеньке
реализм
Произведение представляет собой цикл очерков, задуманных как переписка «племянника», в образе которого отчетливо угадывается сам писатель, с «тетенькой» – то есть с русской читающей публикой XIX века. Представленные изданием материалы имеют важное значение первоисточника для понимания социальной психологии, духовного быта и настроений русского общества этого периода.
16
Online
Сборник
Сборник
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В двенадцатый том собрания вошли цыклы произведений:…
11
Online
Том 9. Критика и публицистика 1868-1883
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В девятый том настоящего издания входят литературно-критические и публицистические статьи и рецензии Салтыкова из «Отечественных записок», не включавшиеся им в отдельные издания и оставшиеся в первопечатных публикациях. Почти все материалы относятся к периоду 1868–1871 гг., когда в журнале существовал библиографический отдел «Новые книги»,…
13
Online
Том 10. Господа «ташкентцы». Дневник провинциала
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В десятый том входит одна из наиболее известных книг Салтыкова — «Господа ташкентцы», которая возникла на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века и, как всегда у этого писателя, была нерасторжимо связана с тогдашней русской действительностью. Также в том входит «Дневник провинциала в Петербурге».
20
Online
Том 7. Произведения 1863-1871
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В настоящий том входят художественно-публицистические произведения Салтыкова, создававшиеся в основном в конце 60-х — самом начале 70-х годов: сборник «Признаки времени», цикл «Письма о провинции», незавершенные циклы «Для детей» и «Итоги», сатира «Похвала легкомыслию», набросок <«Кто не едал с слезами хлеба…»>.Большинство этих произведений…
45
Online
Том 11. Благонамеренные речи
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.«Благонамеренные речи» формировались поначалу как публицистический, журнальный цикл. Этим объясняется как динамичность, оперативность отклика на те глубинные сдвиги и изменения, которые имели место в российской действительности конца 60-х — середины 70-х годов, так и широта жизненных наблюдений. Сфера их объемлет здесь и исключительно…
20
Online
Том четвертый. [Произведения]
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В четвертый том вошли рассказы: «Жених», «Смерть…
35
Online
Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В первый том входят произведения Салтыкова 1840–1849 годов, открывающие творческую и политическую биографию писателя. От подражательной романтики юношеских стихотворений к реализму и демократической настроенности «Запутанного дела» и «Брусина» — таков путь литературно-общественного развития молодого Салтыкова.
20
Online
Online
Том 6. Статьи 1863-1864
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В шестой том настоящего издания входят публицистические произведения Салтыкова 1863–1864 гг.: хроникальное обозрение «Наша общественная жизнь»; тематически примыкающие к этому циклу статьи и очерки «Современные призраки», «Как кому угодно», «В деревне»; материалы журнальной полемики Салтыкова с «Русским словом» и «Эпохой».
25
Online
Повести
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В первый том вошли повести: «Противоречия»,…
27
Online
Том 14. За рубежом. Письма к тетеньке
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.Книга «За рубежом» возникла в результате заграничной поездки Салтыкова летом-осенью 1880 г. Она и написана в форме путевых очерков или дневника путешествий. Замысел «ряда писем, касающихся исключительно современности» — «Писем к тетеньке», возник у Салтыкова сразу же после того, как он окончил, во второй половине июня 1881 г., печатание…
27
Online
Верный Трезор
Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недреманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался; даже Живодерки, на которой лабаз стоял, настоящим образом не видал; с утра до вечера так на цепи и скачет, так и заливается! Caveant consules! [Пусть будут бдительны консулы! (лат.)] И премудрый был, никогда на своих не лаял, а все на чужих. Пройдет, бывало, хозяйский кучер овес воровать, — Трезорка хвостом машет, думает: много ли кучеру нужно! А случится прохожему по своему делу мимо двора идти — Трезорка еще где заслышит: ах, батюшки, воры!
2
Online
Бедный волк
Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию. Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.
1
Online
Том 3. Невинные рассказы. Сатиры в прозе
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.Произведения, входящие в этот том, создавались Салтыковым, за исключением юношеской повести «Запутанное дело», вслед за «Губернскими очерками» и первоначально появились в периодических изданиях 1857–1863 годов. Все эти рассказы, очерки, драматические сцены были собраны Салтыковым в две книги: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
24
Online
Том 4. Произведения 1857-1865
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В состав четвертого тома входят произведения, относящиеся ко второй половине 50-х — началу 60-х годов. Одни из них («Жених», «Смерть Пазухина», «Два отрывка из „Книги об умирающих“», «Яшенька», «Характеры») были опубликованы в журналах, но в сборники Салтыковым не включались и не переиздавались. Другие по разным причинам и вовсе не появились…
37
Online
Стихотворения
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В первый том вошли повести: «Противоречия»,…
1
Online
Online
Добрая душа
Рассказ «Добрая душа», как и рассказ «Годовщина», связан с воспоминаниями Салтыкова о вятской ссылке, с ее двадцатой годовщиной.Образ героини рассказа – Анны Марковны Главщиковой восходит к одной из вятских знакомых Салтыкова. Ранее она была выведена в «Губернских очерках» под именем Пелагеи Ивановны.
2
Online
Том четвертый. Сочинения 1857-1865
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.*В четвертый том вошли рассказы: «Жених», «Смерть…
36
Online
Невинные рассказы
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В третий том вошли циклы рассказов: «Невинные…
15
Online
Господа ташкентцы
Одна из наиболее известных книг Салтыкова-Щедрина – «Господа ташкентцы» – возникла на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века и, как всегда у этого писателя, была нерасторжимо связана с тогдашней русской действительностью. За спадом в середине 60-х годов волны крестьянской революции Салтыков увидел не только «вставшую из гроба николаевщину», не только свору крепостников, пытавшихся залечить нанесенную им реформой 19 февраля 1861 года (при всем ее урезанном характере) рану, но и вступивший на арену истории российский капитализм
6
Online
Online
Online
Недреманное око
Сказки Салтыкова-Щедрина — острая сатира на самодержавный царский строй и его порядки. В сказке «Недреманное око» в иносказательной форме писатель изобличает ревнителей полицейского режима.
1
Online
Online
Online
Online
Online
Online
Том 16. Книга 2. Мелочи жизни
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В августе 1886 г. Салтыков завершил «Пестрые письма» давно задуманным девятым «письмом» о «пестрых людях» и сразу же приступил к работе над одним из самых значительных, самых глубоких своих произведений — циклом «Мелочи жизни».
10
Online
Для детей
Самое полное и прекрасно изданное собрание сочинений Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина, гениального художника и мыслителя, блестящего публициста и литературного критика, талантливого журналиста, одного из самых ярких деятелей русского освободительного движения.Его дар — явление редчайшее. трудно представить себе классическую русскую литературу без Салтыкова — Щедрина.Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова — Щедрина, осуществляется с учетом новейших достижений щедриноведения.Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.В седьмой том вошли произведения под общим…
6
Online
Деревенский пожар
Сказки Салтыкова-Щедрина — острая сатира на самодержавный царский строй и его порядки. В этом рассказе в иносказательной форме писатель изобличает самодурство и лицемерие помещиков.
1
Online
Online
Online
Коняга
сатира
Сказка «Коняга» является одним из наиболее известных произведений Салтыкова-Щедрина, в которых видна вся боль писателя за простой народ.
2
Online
Online
Сказки Салтыкова-Щедрина М. Е.
32 сказок
Дикий помещик
В сказке Дикий помещик рассказывается о князе Урус-Кучум- Кильдибаеве, очень богатом и очень глупом. Однажды Кильдибаев решил, что с мужиками слишком много забот, и попросил Бога избавить его от них. Но Бог не внял. Тогда помещик обложил крестьян неподъемными штрафами, и к Богу обратились уже сами мужики. И вот в поместье не осталось ни одного…
про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 12 мин.)
Премудрый пескарь
Главный герой сказки Премудрый пескарь всю свою жизнь только и делал, что боялся. Бояться его научили родители, которые благодаря осторожности не попались ни в сеть рыбака, ни в пасть хищной щуки. Много врагов у маленьких пескарей, а наипервейший враг – человек. Пескарь, помня наставления папеньки, целый год долбил себе нору. Все дни он…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 10 мин.)
Бедный волк
Смысл сказки Бедный волк в том, что право на жизнь имеет каждый, каким бы ни создала его природа. Один злющий волк всю жизнь резал скот, убивал людей, но однажды сам попался в лапы медведю. Тот решил усовестить разбойника. Но волк объяснил, что не сможет прокормиться, если не будет душегубом. Медведь сказал, что в таком случае лучший выход для…
бытовые про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 10 мин.)
Баран-непомнящий
Сказка Баран-непомнящий повествует о том, что лучше жить настоящей, свободной и яркой жизнью, чем прозябать в неволе, даже если там тепло и сытно. У одного помещика жил породистый баран. Как и остальные обитатели овчарни, баран не помнил вольной жизни, которой жили его предки. Поэтому ничто, кроме еды, его не интересовало. Но вот напасть…
бытовые про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 9 мин.)
Богатырь
В сказке Богатырь автор намекает на терпеливость русского народа, его надежду на героя, который придет и спасет. На самом деле каждый должен нести ответственность за судьбу родины. В одном царстве вырос Богатырь. И пошел он в лес дремучий демонстрировать свою неимоверную силу, а потом забрался в дупло и заснул аж на тысячу лет. Враги между тем…
сказки про бабу ягу богатыри волшебная героическая про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 3 мин.)
Карась-идеалист
Сказка Карась-идеалист повествует о споре между рыбами. Ерш доказывал, что невозможно всегда жизнь честно, а карась философствовал, что рыбы вполне могут жить в мире, не поедая друг друга. Ерш многое испытал на своем веку, а карась даже «щуки не видывал». Наконец идеалиста пригласили поучаствовать в дискуссии со щукой. Самоуверенный спорщик…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 17 мин.)
Вяленая вобла
Идея сказки Вяленая вобла такова: эгоисты, не умеющие развиваться и чувствовать веяния времени, всегда заканчивают свои дни печально. Поймали как-то воблу, выпотрошили и повесили вялиться. А она и рада: вместе с внутренностями выпотрошили из нее всю совесть и все думы. Она и прежде-то всегда пряталась на дне и избегала дискуссий о «конституциях»…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 19 мин.)
Гиена
В сказке Гиена писатель отмечает поразительное сходство некоторых людей с мерзкими существами, издавна считавшимися оборотнями. Внешность гиен не внушает страха: иногда они могут показаться даже милыми. Однако население стран, где обитают эти животные, их не любит, боится и приписывает им дьявольские качества. Согласно местным поверьям, гиены –…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 5 мин.)
Дурак
Сказка Дурак учит, что не могут люди быть полностью счастливыми, пока на земле существует подлость. У умных отца с матерью родился сын дурак. Да только не обычный дурак, а особенный. Не понимал он, как жить следует: то последние деньги отдаст нищему, то на пожар первым прибежит, то кинется спасать тонущего, не умея при этом плавать. Решили…
бытовые про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 16 мин.)
Древенский пожар
Рассказ деревенский пожар повествует о трагедии, случившейся в одной деревне. Однажды летом в Софонихе случился пожар. Пока взрослые работали в поле, все выгорело дотла, погибли два человека: старушка и мальчик Петя. Его мать Татьяна не находила себе места от горя и все время роптала на Господа. В тот же день в соседнем поместье праздновала…
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 11 мин.)
Верный Трезор
В рассказе Верный Трезор автор показывает, как мерзко угодничество, отсутствие чувства собственного достоинства. У одного купца жил пес Трезор. Хозяин был очень доволен, ведь благодаря верному сторожу ни один чужой человек не мог проникнуть во двор. При этом пес не роптал даже когда его ругали и били: считал, что сам виноват. Кормили всегда…
бытовые про животных про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 10 мин.)
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
В сатирическом рассказе Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил автор высмеивает не только никчемность богачей, но и невероятную покорность их слуг. Два генерала оказались на необитаемом острове. Перепугались они: фруктов, рыбы и дичи завались, да только как все это собрать, изловить и приготовить? Сроду они таким не занимались…
бытовые про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 10 мин.)
Кисель
Сказка Кисель учит, что излишние самодовольство и расточительство до добра не доводят. В одном господском доме кухарка замечательно готовила кисель. Хозяева не только лакомились им сами, но и угощали прохожих. Все нахваливали блюдо, и кисель был очень рад. Со временем кисель приелся господам, к тому же стало модным готовить всякие желе. Хозяева…
короткие сказки для самых маленьких
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 2 мин.)
Коняга
Вся жизнь героя рассказа Коняга наполнена непосильной работой. Хозяин у него не злой, сам трудится от зари до зари, чтобы выжить. Летом еще терпимо Коняге – можно зеленую травку щипать, а зимой кроме прелой соломы другого корма нет. Кажется ему, что живет он не одно столетие, и не будет конца мучениям. Есть у Коняги брат Пустопляс, у которого…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 9 мин.)
Ворон-челобитчик
В сказке Ворон-челобитчик автор мечтает, что когда-нибудь будет на земле одна правда на всех, и прекратится вражда. Тяжкие времена настали для всего рода вороньего: обложили его хищные птицы непосильной данью. Не нравилось старому ворону, что молодежь вынуждена воровать, чтобы как-то прокормиться. И полетел он за советом к птицам, старшим по…
бытовые про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 15 мин.)
Медведь на воеводстве
В сказке Медведь на воеводстве автор показывает, что грандиозные злодейства могут иногда прославить, тогда как мелкие пакости не вызывают ничего, кроме презрения. В одном лесу Лев назначал воеводами поочередно трех Топтыгиных. Первый Топтыгин мечтал остаться в Истории. А для этого требовалось совершить выдающееся злодеяние. Но по пьянке пошел…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 17 мин.)
Здравомысленный заяц
Герой сказки Здравомысленный заяц всегда рассуждал очень трезво. Уклад жизни таков, что кто-то кого-то должен есть, иначе никак. Заяц воодушевлял свою родню, что живут они прекрасно, занимают хорошее положение в обществе. А то, что их все время едят волки – неизбежность. Ведь по статистике ни один зверь не съест лишнего. Подслушала эти…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 13 мин.)
Самоотверженный заяц
Как-то раз герой сказки Самоотверженный заяц спешил к невесте и не остановился на окрик волка. Тот догнал косого, приговорил к смерти и посадил под куст. Приказал ждать своего решения: захочет, съест его, захочет – помилует. Вскоре прибежал к зайцу брат невесты, рассказал, что зайчиха очень тоскует, и предложил сбежать. Но косой отказался, ведь…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 9 мин.)
Пропала совесть
Сказка Пропала совесть учит, что нельзя стать человеком без совести. И закладывать ее нужно с детства. Однажды совесть куда-то исчезла. Многие обрадовались, ведь без нее жить легче. Валялась совесть на дороге, все ее топтали. Лишь пьяница решил поднять ее и обменять на стопку водки. Но лишь только взял он совесть в руки, как вспомнил все свои…
бытовые про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 17 мин.)
Орел-меценат
В сказке Орел-меценат автор показывает, что не стоит браться за дело, которое противоречит твоей натуре. Толку от этого не будет. Надоело орлу жить отшельником и решил он организовать двор с челядью. По его приказу сокол, коршун и ястреб собрали целую стаю разных птиц. Сделали все, как в старину водилось, но чего-то еще не хватало. Тогда…
про животных
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 14 мин.)
Добродетели и Пороки
Сказка Добродетели и Пороки учит, как важно отличать правду от лжи, добро от зла. Пороки и Добродетели всегда были заклятыми врагами. Первые жили весело, кутили, и денежки всегда у них водились. А вторые вечно бедняками были, зато их во всех книжках прославляли как пример для подражания. Втайне Добродетели завидовали Порокам, и потихоньку…
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 11 мин.)
Рождественская сказка
Рождественская сказка – очень поучительный рассказ. Люди любят рассуждать о правде, но своих делах руководствуются совсем другим. На праздновании Рождества Христова священник сказал замечательную речь. Правда пришла к людям вместе с Иисусом, а после Его вознесения на небеса осталась на земле. Все внимательно слушали батюшку, а особенно Сережа…
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 15 мин.)
Обманщик-газетчик и легковерный читатель
Основная идея сказки Обманщик-газетчик и легковерный читатель: не стоит слепо верить всему, все пресса выдает за правду. Многие журналисты думают прежде всего о своей выгоде. Необходимо руководствоваться собственным мнением. Жили-были лживый газетчик и наивный читатель. Газетчик вечно выдумывал всякие «страшилки» про жизнь, а читатель с…
бытовые про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 5 мин.)
Либерал
В рассказе Либерал показано, как легко можно скатиться от прекрасных идеалов к подлости, если загонять свою совесть в «рамки». В одной стране жил либерал. Проповедовал он свои идеалы и мечтал, чтобы все вокруг «прониклись». Но мало кто воспринимал либерала всерьез. Пошел он к сведущим людям за советом. Сведущие сказали, что пекутся о том же…
бытовые про людей
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 8 мин.)
Соседи
Сказка Соседи повествует, что в одном селе жили два Ивана – Бедный и Богатый. Как-то раз собрались они на совет: как бы сделать так, чтобы у обоих достаток стал одинаковым. Бедняк работал не покладая рук, но едва сводил концы с концами. А богач раздавал свое богатство, но в итоге оно только прибывало. Пошел Иван Богатый к царю и попросил уравнять…
Автор: Салтыков-Щедрин
(Время чтения: 11 мин.)
Произведения для детей совсем необязательно должны быть посвящены фантастическим животным, волшебству и природе, чтобы заинтересовать маленьких читателей. Даже бытовые истории способны приковывать внимание и вызывать желание обязательно дочитать их до конца, по крайней мере, если это сказки, которые написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Побывав в свое время редактором газеты, журналистом и даже вице-губернатором двух российских губерний, автор накопил огромный жизненный опыт и обрел способность видеть глубинные стремления людей. Свои знания и соображения он передал в сказках, рассказах и повестях, которые стоит начать читать ребенку, начиная с младшего школьного возраста. Пускай сначала слушателю будет немного сложно понять некоторые слова и выражения, но затем сюжет настолько затянет, что оторваться будет невозможно.
Читайте сказки для детей онлайн
Познакомить ребенка ближе с удивительными книгами, созданными русским писателем, можно в любое время – для этого не нужно отправляться в библиотеку или магазин, только открыть текст на нашем специализированном сайте. Произведения у нас доступны не в сокращении, а полностью, причем совершенно бесплатно, также нет необходимости проходить регистрацию и оставлять адрес электронной почты для рассылки. Порадуйте себя погружением в детство, а сына или дочку – увлекательными сказками хорошего автора, чей труд уже по достоинству оценили тысячи юных и взрослых читателей по всему миру.
Короткие рассказы и полноценные повести будут интересными деткам разного возраста, но, естественно, малышам стоит выбирать максимально простые и понятные сюжеты. В списке вы найдете названия произведений, написанных Михаилом Евграфовичем в разные периоды жизни – между собой они отличаются тематикой, стилистикой, но все посвящены важным моментам в жизни человека. Кроме художественной ценности книги писателя имеют огромное значение как эффективный инструмент воспитания в ребенке положительных качеств и ценностей.
Популярные сказки Салтыкова-Щедрина
- Дикий помещик
- Премудрый пескарь
- Бедный волк
- Баран-непомнящи
- Богатырь
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин |
---|
псевдонимы — Н. Щедрин, Nemo |
р. 15 (27) января 1826, село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии |
ум. 28 апреля (10 мая) 1889 (63 года), Санкт-Петербург |
русский писатель |
Романы[править]
- История одного города (1869—1870)
- Убежище Монрепо (1878—1879)
- Господа Головлёвы (1875—1880)
- Современная идиллия (1877—1883)
- Пошехонская старина (1887—1889)
Повести (1840—1849)[править]
- Противоречия
- Глава
- Запутанное дело
- Тихое пристанище
РАССКАЗЫ. ПОВЕСТИ. ОЧЕРКИ. ПЬЕСЫ (1857—1865)[править]
- Жених
- Смерть Пазухина
- Яшенька
- Два отрывка из «Книги об умирающих»
- Характеры
- Глупов и глуповцы
- Глуповское распутство
- Каплуны
- Тихое пристанище
- Тени
Книги очерков[править]
- Губернские очерки, 1857 — первое крупное произведение Салтыкова
- Сатиры в прозе, 1863
- Помпадуры и помпадурши, 1863—1874
- Господа ташкентцы, 1869
- Дневник провинциала в Петербурге, 1872
- В больнице для умалишённых, 1873 — продолжение «Дневника провинциала в Петербурге»
- Благонамеренные речи, 1876
- Круглый год, 1879—1880
- За рубежом, 1880
- Письма к тётеньке, 1882
- Мелочи жизни, 1887
Рассказы[править]
- Невинные рассказы
- Брусин
- Чужую беду — руками разведу (1877)
- Пошехонские рассказы (1883—1884)
Сказки[править]
- Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, 1869
- Годовщина, 1869
- Пропала совесть, 1869
- Дикий помещик, 1869
- Премудрый пискарь, 1883
- Самоотверженный заяц, 1883
- Бедный волк, 1883
- Добродетели и Пороки, 1884
- Медведь на воеводстве, 1884
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель, 1884
- Вяленая вобла, 1884
- Орёл-меценат, 1884
- Карась-идеалист, 1884
- Игрушечного дела людишки, 1879, 1886
- Чижиково горе, 1884
- Верный Трезор, 1885
- Недреманное око, конец 1885 или начало 1886
- Дурак, 1885
- Соседи, 1885
- Здравомысленный заяц, 1885
- Либерал, 1885
- Баран-непомнящий, 1885
- Коняга, 1855
- Кисель, 1855
- Праздный разговор, 1886
- Деревенский пожар, 1885
- Путём-дорогою, 1886
- Богатырь, 1886
- Гиена, 1886
- Приключение с Крамольниковым, 1886
- Христова ночь, 1886
- Ворон-челобитчик, 1886
- Рождественская сказка, 1886
Критика и публицистика[править]
- Напрасные опасения, 1868
Стихотворения[править]
- Два ангела («Ангел радужный склонился…»)
- Лира («На русском Парнасе есть лира…»)
- Вечер («Заря вечерняя на небе догорает…»), опубл. в 1845
- Зимняя элегия («Как скучно мне! Без жизни, без движенья…»), опубл. в 1845
- Музыка («Я помню вечер: ты играла…»), 1843, опубл. в 1845
- Наш век («В наш странный век всё грустью поражает…»)
- Весна («Люблю весну я: всё благоухает…»)
Стихотворные переводы[править]
Из Гюго[править]
- Песня («Заря небесная играет…»)
Из Байрона[править]
- «Разбит мой талисман, исчезло упоенье!..»
- «Когда печаль моя, как мрачное виденье…», 1842, опубл. в 1845
Из Гейне[править]
- Рыбачке («О милая девочка! быстро…»)
Рецензии[править]
- География в эстампах… С. Петербург. 1847; Курс физической географии… С. Петербург. 1847
- Руководство к первоначальному изучению всеобщей истории… Спб. 1847
- Несколько слов о военном красноречии… С.-Петербург. 1847
- Логика. Соч. профессора… Зубовского. Санкт-Петербург
- Григорий Александрович Потемкин. Историческая повесть для детей… Санкт-Петербург… 1848
- Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Историческая повесть для детей… Санкт-Петербург. 1848. Саардамский плотник. Повесть для детей… Санкт-Петербург. 1847
- Первоначальный учитель… Одесса… 1848
- Подарок детям на праздник… Санкт-Петербург. 1848
- Рассказы детям из древнего мира… Санкт-Петербург. 1848
См. также[править]
Список литературной критики произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина
- «История одного города» англоязычная рецензия Ивана Тургенева на роман Салтыкова-Щедрина, 1871 г. (Ivan Tourguéneff, «History of a Town»)
- Михаил Евграфович Салтыков в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
- Николай Щедрин в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона
- Сатирик Михаил Салтыков в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
- Михаил Евграфович Салтыков в Русском биографическом словаре А. А. Половцова
- Антон Чехов: Литературная табель о рангах, 1886 г.
- Авдотья Панаева: «Воспоминания», Глава 18, Решетников — Салтыков-Щедрин, 1889 г.
Библиография[править]
Отдельные издания:
- Губернские очерки. Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков. — М.: Типография М. Каткова и К°, 1857. — Т. 1. (Google)
- Губернские очерки. Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков. — М.: Типография М. Каткова и К°, 1857. — Т. 2. (Google, Google)
- Губернские очерки. Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салтыков. — М.: Типография М. Каткова и К°, 1857. — Т. 3. (Google)
- Н. Щедрин. Губернские очерки. — СПб.: Книжная торговля Н. Тиблена, 1864. — Т. I.
- Н. Щедрин. Губернские очерки. — СПб.: Книжная торговля Н. Тиблена, 1864. — Т. II. (Google)
- М. Салтыков. Признаки времени и письма о провинции. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1869. (Google)
- Помпадуры и помпадурши. Издал М. Е. Салтыков (Щедрин). — СПб.: В. В. Пратца, 1873. — 358 с. (каталог РГБ)
- Господа ташкенцы. Картины нравов. Сочинение М. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография В. В. Пратца, 1873. — 324, [1] с. (РГБ; Google)
- Сказки и рассказы. Соч. Н. Щедрина (М. Салтыкова). — СПб.: Типогр. и литолгр. кн. В. В. Оболенского, 1878. (РГБ)
- В среде умеренности и аккуратности. Господа Морчалины — Отголоски. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: [4], 362, [1], 1878. (РГБ; Google)
- Господа Головлёвы. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1880. (РГБ)
- Круглый год. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1880. — [2], 228, [1] с. (РГБ)
- Убежище Монрепо. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1880. — 211, [2] с. (РГБ)
- За рубежом. В главных очерках. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — Лейпциг: Вольфганг Гергард, 1883. (Google)
- Пестрые письма. Сочинение М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1886. — [4], 240 с. (РГБ)
- 23 сказки М. Е. Салтыкова (Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1886. — [4], 240 с. (РГБ)
- Пропавшая совесть. Сказка Петра Карманова. — СПб.: И. Д. Сытин и К°, 1887. — 35 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 1. Губернские очерки. Невинные рассказы. — 564 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 2. Сатиры в прозе. Признаки времени. Письма из провинции. Итоги. — 509 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 3. История одного города. Помпадуры и помпадурши. В среде умеренности и аккуратности. — 594 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 4. Господа ташкентцы. Дневник провинциала в Петербурге. Убежище Монрепо. Культурные люди. — 602 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 5. Господа Головлёвы. Благонамеренные речи. — 624 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 6. За рубежом. Письма к тетеньке. Сборник. — 544 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 7. Современная идиллия. Круглый год. Пошехонские рассказы. Недоконченные беседы. — 604 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1889. — Т. 8. Сказки. Пестрые письма. Мелочи жизни. — 574 с. (РГБ)
- Сочинения М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1890. — Т. 9. Материалы для биографии М. Е. Салтыкова. Пошехонская старина. — 397 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — Т. 1. Губернские очерки [1856—1857]; Материалы для биографии. — 490 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — Т. 2. Господа Головлёвы [1872—1876]; Сатиры в прозе [1860—1862]. — 569 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — Т. 3. Помпадуры и помпадурши [1863—1873]; Невинные рассказы [1857—1863]. — 574 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 4. Благонамеренные речи [1872—1876]; Культурные люди [1876]. — 594 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 5. Мелочи жизни [1886—1887]; Сборник [1869—1879]. — 593 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — Т. 6. Сказки [1880—1885]; Пестрые письма [1884—1886]; Недоконченные беседы [1873—1884]. — 568 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 7. История одного города [1869—1870]; Убежище Монрепо [1878—1879]; Признаки времени [1866—1869]. — 555 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 8. Дневник провинциала в Петербурге [1872—1873]; За рубежом [1880—1881]. — 591 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 9. Господа ташкентцы [1869—1872]; Пошехонские рассказы [1883—1884]; Круглый год [1879]. — 635 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 10. В среде умеренности и аккуратности [1874—1877]; Письма о провинции [1868—1870]; Итоги [1876]. — 562 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 11. Современная идиллия [1877—1883]; Письма к тётеньке [1881—1882]. — 586 с. (РГБ)
- Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова [Н. Щедрина]. — 3-е изд. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. — Т. 12. Пошехонская старина [1887—1889]; Брусин [1849]. — 588 с. (РГБ)
- Н. Щедрин. Новые сказки для детей изрядного возраста. — Берлин: Гуго Штейниц. (РГБ)
- Н. Щедрин. Письма к тётеньке. — Берлин: Гуго Штейниц, 1904. (РГБ)
- М. Салтыков. Цезарь Борджиа. — М.: Книгоиздательство «Дело», 1912. (РГБ)
- М. Е. Салтыков-Щедрин. Письма 1845—1889 / Под ред. Н. В. Яковлева, при участии Б. Л. Модзалевского — Л.: Государственное издательство, 1924. — 330 с. (РНБ)
- М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. — М.: Художественная литература, 1965—1977.
- Салтыков-Щедрин М. Е. Помпадуры и помпадурши. — М.: Правда, 1985. — 447 с. (каталог РГБ)
Публикации в периодических изданиях:
- «Современник», 1844, том XXXIV, с. 231, 340—341
- «Современник», 1844, том XXXV, с. 100, 105
- «Современник», 1845, том XXXVII, с. 119—120, 377
- «Современник», 1845, том XXXIX, с. 212, 306
- «Русский вестник», 1856, т. 4, август, кн. 2, с. 709—744
- «Русский вестник», 1856, т. 5, сентябрь, кн. 2, с. 243—286
- «Русский вестник», 1856, т. 5, октябрь, кн. 2, с. 681—718
- «Русский вестник», 1856, т. 6, ноябрь, кн. 2, с. 271—284
- «Русский вестник», 1856, т. 6, декабрь, кн. 1, с. 401—439
- «Русский вестник», 1856, т. 6, декабрь, кн. 2, с. 577—619
- «Русский вестник», 1857, т. 7, январь, кн. 1, с. 129—165
- «Русский вестник», 1857, т. 8, апрель, кн. 2, с. 509—570
- «Русский вестник», 1857, т. 9, июнь, кн. 1, с. 366—384
- «Русский вестник», 1857, т. 10, июль, кн. 2, с. 219—243
- «Русский вестник», 1857, т. 10, август, кн. 1, с. 393—551
- «Русский вестник», 1857, т. 12, декабрь, кн. 2, с. 771—802
- «Современник», 1863, том XCVIII, № 9, отд. I, с. 292—310
- «Современник», 1864, том C, № 1, отд. I, с. 41—64
- «Современник», 1864, том CIII, № 8, отд. I, с. 343—368
- «Отечественные записки», 1868, том CLXXX, № 9, отд. I, с. 283—300
- «Отечественные записки», 1868, том CLXXXI, № 11, отд. I, с. 99—119
- «Отечественные записки», 1869, том CLXXXII, № 1, отд. I, с. 279—318
- «Отечественные записки», 1869, том CLXXXIII, № 3, отд. I, с. 123—140
- «Отечественные записки», 1870, том CLXXXVIII, № 1, отд. I, с. 1—32
- «Отечественные записки», 1870, том CLXXXVIII, № 2, отд. I, с. 369—390
- «Отечественные записки», 1870, том CLXXXIX, № 3, отд. I, с. 203—227
- «Отечественные записки», 1870, том CLXXXIX, № 4, отд. I, с. 553—596
- «Отечественные записки», 1870, том CXCII, № 9, отд. I, с. 99—138
- «Отечественные записки», 1870, том CXCIII, № 11, отд. I, с. 233—248
- «Отечественные записки», 1871, том CXCIV, № 1, отд. I, с. 273—292
- «Отечественные записки», 1872, том CC, № 1, отд. I, с. 243—296
- «Отечественные записки», 1872, том CCIV, № 9, отд. I, с. 1—60
- «Отечественные записки», 1872, том CCIV, № 10, отд. I, с. 387—408
- «Отечественные записки», 1873, том CCVI, № 1, отд. I, с. 1—32
- «Отечественные записки», 1873, том CCVII, № 3, отд. I, с. 5—30
- «Отечественные записки», 1873, том CCVII, № 4, отд. I, с. 521—536
- «Отечественные записки», 1873, том CCX, № 9, отд. I, с. 57—92
- «Отечественные записки», 1873, том CCXI, № 11, отд. I, с. 145—170
- «Отечественные записки», 1874, том CCXIII, № 3, отд. I, с. 207—232
- «Отечественные записки», 1874, том CCXIII, № 4, отд. I, с. 429—451
- «Отечественные записки», 1874, том CCXVI, № 9, отд. I, с. 209—230, 233—264
- «Отечественные записки», 1874, том CCXVI, № 10, отд. I, с. 265—294, 461—476
- «Отечественные записки», 1875, том CCXIX, № 3, отд. I, с. 5—54
- «Отечественные записки», 1875, том CCXIX, № 4, отд. I, с. 337—364
- «Отечественные записки», 1875, том CCXXI, № 8, отд. I, с. 381—416
- «Отечественные записки», 1875, том CCXXIII, № 11, отд. I, с. 231—266
- «Отечественные записки», 1875, том CCXXIII, № 12, отд. I, с. 337—378
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXV, № 1, отд. I, с. 119—158
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXV, № 3, отд. I, с. 227—271
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXV, № 4, отд. I, с. 553—572
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXVI, № 5, отд. I, с. 149—194
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXVII, № 8, отд. I, с. 521—558
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXVIII, № 9, отд. I, с. 255—292
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXIX, № 11, отд. I, с. 257—280
- «Отечественные записки», 1876, том CCXXIX, № 12, отд. I, с. 483—512
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXX, № 1, отд. I, с. 181—212
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXX, № 2, отд. I, с. 513—530
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXI, № 3, отд. I, с. 269—296
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXI, № 4, отд. I, с. 627—650
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXIII, № 8, отд. I, с. 533—570
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXIV, № 9, отд. I, с. 167—198
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXIV, № 10, отд. I, с. 435—460
- «Отечественные записки», 1877, том CCXXXV, № 11, отд. I, с. 259—282
- «Отечественные записки», 1878, том CCXXXVI, № 1, отд. I, с. 285—308
- «Отечественные записки», 1878, том CCXXXVII, № 3, отд. I, с. 225—246
- «Отечественные записки», 1878, том CCXXXVII, № 4, отд. I, с. 517—542
- «Отечественные записки», 1878, том CCXXXIX, № 8, отд. I, с. 461—488
- «Отечественные записки», 1878, том CCXL, № 9, отд. I, с. 245—274
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLII, № 1, отд. I, с. 297—236
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLII, № 1, отд. II, с. 73—80
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLII, № 2, отд. I, с. 569—602
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLII, № 2, отд. II, с. 236—245
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLIII, № 3, отд. II, с. 110—122
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLIV, № 5, отд. I, с. 213—256
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLV, № 8, отд. I, с. 489—514
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLV, № 8, отд. II, с. 299—326
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVI, № 9, отд. I, с. 211—244
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVI, № 9, отд. II, с. 119—144
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVI, № 10, отд. II, с. 240—266
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVII, № 11, отд. I, с. 261—286
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVII, № 11, отд. II, с. 107—116
- «Отечественные записки», 1879, том CCXLVII, № 12, отд. II, с. 228—240
- «Отечественные записки», 1880, том CCXLVIII, № 1, отд. I, с. 251—280
- «Отечественные записки», 1880, том CCXLIX, № 4, отд. I, с. 551—570
- «Отечественные записки», 1880, том CCL, № 5, отд. I, с. 295—330
- «Отечественные записки», 1880, том CCLII, № 9, отд. I, с. 291—328
- «Отечественные записки», 1880, том CCLII, № 10, отд. I, с. 615—650
- «Отечественные записки», 1880, том CCLIII, № 11, отд. I, с. 229—265
- «Отечественные записки», 1880, том CCLIII, № 12, отд. I, с. 267—290
- «Отечественные записки», 1881, том CCLIV, № 1, отд. I, с. 229—278
- «Отечественные записки», 1881, том CCLIV, № 2, отд. I, с. 589—620
- «Отечественные записки», 1881, том CCLVI, № 5, отд. I, с. 227—256
- «Отечественные записки», 1881, том CCLVI, № 6, отд. I, с. 545—570
- «Отечественные записки», 1881, том CCLVII, № 7, отд. I, с. 317—328
- «Отечественные записки», 1881, том CCLVII, № 8, отд. I, с. 599—614
- «Отечественные записки», 1881, том CCLIX, № 11, отд. I, с. 265—296
- «Отечественные записки», 1881, том CCLIX, № 12, отд. I, с. 555—582
- «Отечественные записки», 1882, том CCLX, № 1, отд. I, с. 253—284
- «Отечественные записки», 1882, том CCLX, № 2, отд. I, с. 539—572
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXI, № 3, отд. I, с. 251—280
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXI, № 4, отд. I, с. 531—556
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXII, № 5, отд. I, с. 229—248
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXIV, № 9, отд. I, с. 217—260
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXIV, № 10, отд. I, с. 505—530
- «Отечественные записки», 1882, том CCLXV, № 12, отд. I, с. 537—570
- «Отечественные записки», 1883, том CCLVI, № 1, отд. I, с. 251—288
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXVIII, № 5, отд. I, с. 263—302
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXIX, № 8, отд. I, с. 543—568
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXX, № 9, отд. I, с. 273—296
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXX, № 10, отд. I, с. 567—598
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXXI, № 11, отд. I, с. 231—256
- «Отечественные записки», 1883, том CCLXXI, № 12, отд. I, с. 491—518
- «Отечественные записки», 1884, том CCLXXII, № 1, отд. I, с. 265—280
- «Отечественные записки», 1884, том CCLXXIII, № 3, отд. I, с. 251—268
Не разобранные произведения[править]
Эти произведения были импортированы со стороннего сайта. Вы можете помочь проекту, оформив их в соответствующих разделах выше, и проверив качество этих страниц. После чего стоит удалить с этих страниц категорию Категория:Импорт/az.lib.ru/Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, чтобы ссылки на них не дублировались на этой странице.
Ссылки[править]
- Салтыков-Щедрин в библиотеке Мошкова
Работы этого автора находятся в общественном достоянии во всём мире, поскольку он умер более 100 лет назад.
Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ. |
Биография
Салтыков-Щедрин (псевдоним — Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 — 1889), прозаик.
Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в «…годы… самого разгара крепостного права», в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.
В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «…Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь…» — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «…вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу…». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.
В конце 1855, после смерти Николая I, получив право «проживать где пожелает», возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 — 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.
В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.
В эти годы появились рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857㬻 «Сатиры в прозе», 1859 — 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.
В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.
В 1864 Салтыков вышел из редакции «Современника». Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.
В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет «Историю одного города» — вершину своего сатирического искусства.
В 1875 — 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.
В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: «Современная идиллия» (1877 — 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883㭐).
В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».
В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки» (1882 — 86); «Мелочи жизни» (1886 — 87); автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887 — 89).
За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще…».
Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.