Самые сильные рассказы протоиерея Александра Дьяченко (Брагар) написаны за два года 2009-2010 (около 130 рассказов). Батюшка рассказывает:
Вот все эти сильные рассказы 2009-2010 годов мы и собрали в одном месте. Немного взяли и рассказов 2011-2013 годов, для них указан год. Рассказы даны в первоначальной авторской редакции (в бумажных книгах изданы не все сильные рассказы, а изданные — кое-где сокращены). Все 162 рассказа собраны в четыре сборника, ниже даём ссылки на каждый рассказ — цветом как у сборника. Самые замечательные рассказы зажирнены. Лучше читать сборники последовательно (в них рассказы сгруппированы тематически, например: все рассказы про «спецназ-батю» идут вместе в «синем» сборнике «Преодоление»).
- Сборник сильных ✝ рассказов «Плачущий ангел» ✔ (1-я книга и 1-я часть сборника «В круге света«)
- Сборник сильных ✝ рассказов «Преодоление» ✔ (2-я книга и 2-я часть сборника «В круге света«)
- Сборник сильных ✝ рассказов «Всепобеждающая сила» ✔ (это 3-я часть сборника «В круге света«)
- Сборник сильных ✝ рассказов «Голубой квадрат» 🔷 (сборник прочих сильных рассказов)
Рассказать о Боге так, что может ни разу о Нём и не упомянуть,
а читателям всё понятно, и на душе от этого радость…
- 50 тысяч долларов (голова наша ничего не стоит, если нет любви к ближнему)
- Анекдот 2011 (бандитский патерик — легенда о разбойнике Кудеяре наших дней)
- Большой Гена (человек положил к Богу намерение и умер в момент истины)
- Будьте как дети (чистота детей радостно летает пред Богом, другом своим)
- В круге света (как по-настоящему покаяться и изменить свою жизнь?)
- В нас до безобразия мало любви (духовный писатель Сергей Фудель №3)
- Валя, Валентина, что с тобой теперь (мы, русские, — последние крестоносцы)
- Велосипед (Голубой квадрат) (романтичный рассказ о свете любящих глаз)
- Венец 2011 (дело монаха Питирима, жившего в миру, — социальное служение)
- Вечная музыка (многие, исцелившись от рака, тут же забывают Подателя чуда)
- Взгляд (демона. Пьяницы-бульбаши в поезде и вообще про демонов — Гродно-3)
- Возлюби ближнего своего 2011 (Эрих Мария Ремарк — трагедия потерянных людей)
- Вопрос (пожары, добровольцы — каждый за себя — закат русской цивилизации)
- Восхождение (дети уходят на Небо, а нам Бог даёт чудесную радость)
- Вперед в прошлое (дружеский визит никониан к древлеправославным)
- Время не ждет (застыло время юности. Благодать же Вечности пробивает Небо)
- Время пошло! (о верной любви, не требующей слов. Всё о Венчании, обмороки)
- Всепобеждающая сила Любви (в Германию мой отец входил танкистом)
- Встреча (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №1)
- Всякое дыхание… (многие примеры доброты и понимания от птиц, кошек, крыс)
- Геркулесова болезнь 2011 (эпилепсия — одержимость и грех пожирают людей)
- Герои и подвиги (о героях и как космонавт Юрий Гагарин вдове помог)
- Гонорар (чудно Промысл вплетается в таинственную взаимосвязь событий)
- Гиезиево проклятие (о «жабе» жадности — подняли храм силами простецов)
- Дед Мороз (Бог включает людей в удивительную чреду событий, растя их веру)
- Дедушка (про местную пьяную братию, стрелявшую у попа на фуфырики)
- Дежавю (весёлые охотничье-поповские байки и добрые воспоминания)
- Детская молитва (путь в иереи, история №4 — диаконский сорокоуст и Промысл)
- Диаконское искусство (путь в иереи, шаг №3 — как я в дьяконстве тренировался)
- Добрые дела (страшно влачить безнадежные дни свои в доме престарелых)
- Дорогой мой незнакомый человек (ДТП) 2012 (а вдруг в ДТП мой родственник?)
- Дружба народов 2012 (эх, плюшки и пирожки — сладкая жизнь в хрущёвские годы)
- Душа по природе христианка (тихие, светлые слёзы от боли по умершей душе)
- Душехранитель (спецназ-батя № 1 — история о.Виктора и старца Никиты)
- Еврейский вопрос (интереснейшие воспоминания о дружбе народов в СССР)
- Женская логика (таинственные осторожные ходы глубокого женского ума)
- Жертвоприношение (3-ий рассказ про Серёгу, новые удивительные подробности)
- За жизнь (каскад историй исцелений людей, обратившихся к вере и Христу)
- За себя и за того парня (скупая хроника смертей, — они умерли вместо меня)
- Загадка (загадка парадоксальной души русского человека, победителя препон)
- Закон бумеранга (творимое нами добро и зло возвращается духовным бумерангом)
- Звезда Голливуда (Джим Кэрри в Донском монастыре у мощей патриарха Тихона)
- Звонок (неудачное склонение к самоубийству и смерть доходяги на пороге храма)
- Знаки (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №2)
- Значок (русский герой генерал Дмитрий Михайлович Карбышев)
- И вечный бой… (таинство Крещения — много о важном с искристым юмором)
- И вновь о любви (всю жизнь молилась о невере-муже — и вот он позвал попа)
- Иван (трудно покаяться доброму человеку, не видит он своих грехов)
- Игра (10 лет на железной дороге — грабежи на железке испортили работяг)
- Из опыта железнодорожного богословствования (10 лет смирения гордости)
- Интересный вопрос (русский человек жаждет встретить на земле святого попа)
- Исповедь гастарбайтера 2011 (старики и внуки — ода любви — в Черногории)
- К размышлению (путь раскаявшегося разбойника, не успевшего воцерковиться)
- Как люди (посещает нас благодать Божия, и царит радость и ликующий покой)
- Каменщик (веришь или нет, — ты все равно в игре, где ставка — жизнь)
- Квазимодо (пасхальная радость вместе с печалью, совершенная красота)
- Колыбельная (завораживающая и страшная трагедия колдуньи. Цыгане-3)
- Конец — делу венец (как исполнилось 60 лет, можно считать, что ты уже умер)
- Контакт (о.Виктор № 8, благодать священства и неожиданные кулаки)
- Краеугольный камень (как в 12 лет не смог попрать Крест Христов в Гродно)
- Красные маки Иссык-Куля (под грубой силой — простая русская тоскующая душа)
- Кузьмич (простой везучий русский мужичок прожил долгую трудовую жизнь)
- Лицом к лицу лица не увидать… (Родина. Ностальгия. Трудно жить на чужбине)
- Ломка (после возвращения в Россию из цветущего рая — Белоруссии. Гродно-2)
- Лоскутки (3 лоскутка «пэчворк»: встреча девочки с Сталиным и про кошаков)
- Лучик света (очень тёплый рассказ о доброте и москвичах-переселенцах)
- Лучшая песня о любви (Аленький цветочек) (как швейцарец стал русским навсегда)
- Маленький человек (людей может объединить только любовь!)
- Маргиналы (№ 7, давно живу в России, но чахну тут без родимой отчей земли)
- Машинка времени (ещё ст.Власий (путь в иереи, шаг №2) и немного мистики)
- Метаморфозы (уход в Вечность святых, смиренно потрудившихся Богу на земле)
- Мир, где оживают мечты (ангелы и бесы знают что мы думаем и о чём мечтаем)
- Миражи (геройский бой пьяницы-отца и блудницы-дочери за возврат жизни)
- Мишка и Маришка (пронзительный рассказ о любви. Умер он поздней осенью…)
- Мои университеты (10 лет рабочим на железной дороге — страшные 4 истории)
- Мой первый учитель (мало кто приобретает высокие плоды Святого Духа — о.Павел-1)
- Мой приятель Витька (неудачник и отчаянный врун, всегда мечтавший летать)
- Мужики (5 сильных примеров подхода к исповеди у умирающих мужчин)
- На войне как на войне (о.Виктор № 6: Афган и спасение Богородицей)
- На Святках (Чудеса) (запах бездны и говорящий кот. Быль сродни сказкам)
- Начало (путь в иереи, шаг №1 — блаженное время неофитства. Иисусова молитва)
- Наши сны (все о снах: вещие и от духа лестча. Кавалькада удивительных снов)
- Не клонись-ка ты, головушка… (дневник сумасшедшего доброго христианина)
- Не навреди (нельзя насильно совершать таинства над неверующими)
- Немножко о главном (ответы на основные вопросы готовящихся покреститься)
- Непутёвые заметки (лирические мысли-впечатления о Болгарии)
- Новогодние истории (9 путейных историй — на ж/д работали замечательные люди!)
- Новый год (о смерти и проводах — ты уж, батя, иди отсюда, не порти нам праздник)
- Ностальгия (в 1990-е произошёл взрыв, мы рванули в Церковь, — сейчас уже не то)
- Образ (история Иверской иконы Божией Матери. Кражи икон. Помощь в пожарах)
- Огород круглый год (созрел — что ждать? Вперёд — на Небеса — светлая жизнь Анечки)
- Осторожно — «старцы»! (отповедь лжестарцам — как прослыть прозорливцем)
- Острова (спецназ-батя № 2 — ст.Никита и жуткие острова архипелага ГУЛАГ)
- Отключайте мобильные телефоны (уходят светлые бабушки. А смены им — нет…)
- Отряд (христиан-крестоносцев идёт за Христом, а рядом детдом, зона для девочек)
- Отцы и дети (дележи наследства, но и редкий пример благородства детей)
- Очарованный адмирал (как прекрасен верой живущий человек!)
- Очищение (Бог попускает, что причащаются и остаются бесноватыми)
- Паутина (серийные самоубийства. Паук ничего не прощает, ничего не забывает)
- Первая любовь (тихие светло-радостные картины счастливой молодости)
- Пересечения (со старцами: Власием, Нилом, Илием — путь в иереи, шаг №2)
- Письмо Зорице (наши братья сербы: — ведь нас с русскими — 200 миллионов!)
- Письмо из детства (взяточники-врачи-пылесосы: хирурги брали всегда)
- Плачущий Ангел (как выживали — пережитый голод утончает души)
- Плоть едина (путь в иереи, история №7 — про жён священников — матушек)
- По грибы 2013 (Милость Божия 2011) (трудное, голодное детство в 1946-47)
- Подарок (очень нужный попам тренажер для приобретения юношеских форм)
- Поездка (с о.Виктором в Оптину Пустынь и Шамордино — № 9)
- Поклон (как в войну: сперва приходит похоронка, а потом письмо. Гродно-3)
- Положение обязывает (спецназ-батя № 4 — миссионерское ноу-хау о.Виктора)
- Поминки (За чертой) (смерть — как люди прячут свой страх перед нею)
- Посвящение (шаг №5 — хиротония, Благодать Бога явно прожигает сердце иерея)
- Послание к Филимону (звонит мне отец Виктор: бать, беда!)
- Предвидение (великого медиума Вольфа Мессинга угнетали страх и одиночество)
- Предложение (кто-то выбирает хлеб, а кто-то идёт на крест)
- Преодоление (спецназ-батя № 3 — с боевой решимостью смотри врагу в глаза)
- Про Адама (благородство простого русского человека и эгоист без души)
- Про папу 2011 (зарисовка и бурное обсуждение, почему папы негодящие)
- Про Серегу (про «сумасшедшего» баптиста, ж/д рабочего, живущего верой)
- Проверки на дорогах (крест или хлеб? — случай на ж/д вокзале)
- Пророчество игумена Нафанаила (поповские байки про матушек и монашество)
- Прощеное воскресенье (не каждому покойнику дозволяется говорить с нами)
- Пять минут (безстрашный солдат прошел всю Войну, но не научился убивать)
- Рабоведение (это новая сфера знаний, наука о рабах — пример выкупа из плена)
- Работа над ошибками (кто магией занимается — гибнут у того близкие — о.Павел-3)
- Радость, которая всегда с тобой 2012 (обретение веры через взаимопомощь)
- Разговор с собакой (пьянство — есть ли будущее у русского народа?)
- Рождественская ёлка (детский праздник удался — тишина, тихая радость)
- С любимыми не расставайтесь (смерть близких, память о них, Любовь в вечности)
- Cамый счастливый день (добрые воспоминания удивительного советского времени)
- Cвятые младенцы 2012 (как святые способствуют написанию их икон)
- Священник и ГАИ — из дорожной хроники (умом Россию не понять… — Эт точно!)
- Семейные фотографии (Подарок) (мои мать и отец — трудное счастье)
- Синдром (чеченский синдром, спецназ-батя отец Виктор №5)
- Сказка (супружеские думы о продолжении их счастья в Вечности)
- Смута (10 лет на железной дороге — грабежи на железке и отстрел мародёров)
- Соседи (как имеющий их кровь, получил замечательный козырь. Цыгане-1)
- Спас Оплечный (ненужные иконы — он любил и любит, а она — нет и ушла)
- Средство Макропулоса (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №4)
- Старики и мы (идёт подготовка к антихристу — комфорт и эвтаназия «предков»)
- Старые вещи (как батюшка снарядил свой «тревожный чемоданчик»)
- Старые клячи (50-летние бросают своих жён, но умирать к ним возвращаются)
- Старый дом (женская красота — великая сила)
- Страсти-мордасти (смерти, таинственно предсказанные с того света. Цыгане-2)
- Суд совести (обличение лётчика-афганца и всех «вдушеверов»)
- Там, за дурманами 2012 (о наркоманах — героиновая эпидемия началась в 90-х)
- Танец (Образ) (о проводах — прощальный танец лебедя, потерявшего подругу)
- Тираны (человек может быть добрым, отзывчивым на работе, а дома это тиран)
- Три встречи (актриса в 65 лет пришла к покаянию и даже стала «старицей»)
- Трудный вопрос (откуда они берутся, стукачи-предатели)
- Убогие (т.е. у Бога отмеченные, избранники Божии. А как сейчас? — 3 истории)
- Урок (путь в иереи, история №6 — урок смирения на иерейском сорокоусте)
- Фен-шуй, или сердечнокаменная болезнь (преблагая душа убогой девушки-дауна)
- Что делать? (старообрядцы ждут реальных встречных шагов от новообрядцев)
- Что скажет солнце? 2012 (хоронили мы нашу Аннушку и солнце ликовало и играло)
- Чудеса (исцеления онкобольных после причастия и забвение чуда и своих обетов)
- Чудо жизни (заболело народившееся дитя и понял, как же жил неправильно!)
- Эти глаза напротив (время гонений — лучшее для Церкви)
- Я люблю Гродно 2011 (знаменитый Дубко. Еврейское гетто. Геноцид. Гродно-6)
- Я не участвовал в войне… (рассказ о Войне моего отца-штрафника)
- Я смотрю в окно 2012 (и жду сказку — ведь на Рождество сказки сбываются!)
- Язык мой… друг мой? (о русском матерном языке — матерился, как себя помню)
- Полный текст
- Проверки на дорогах
- Всепобеждающая сила любви
- Я не участвовал в войне…
- Герои и подвиги
- Суд совести
- Душехранитель
- Острова
- Преодоление
- Положение обязывает
- Синдром
- На войне как на войне
- Маргиналы
- Послание к Филимону
- Предложение
- Маленький человек
- Трудный вопрос
- За себя, и за того парня
- Значок
- Непутёвые заметки. Отчет
- Подарок
- Очарованный адмирал
- Из опыта железнодорожного богословствования
- Эти глаза напротив
- Валя, Валентина, что с тобой теперь
- В круге света
- Миражи
- Встреча
- Новогодняя история
- Старый дом
- Сказка
- Примечания
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
Эту книгу я посвящаю моей дорогой внучке Елизавете и всем, кто родился в первые годы двадцать первого века, – с надеждой и любовью.
Проверки на дорогах
Незадолго до Нового года моему хорошему товарищу пришла печальная весть. В одном из маленьких городков соседней области был убит его друг. Как узнал, так сразу же и помчался туда. Оказалось, ничего личного. Большой, сильный человек лет пятидесяти, возвращаясь поздно вечером домой, увидел, как четверо молодых парней пытались насиловать девчонку. Он был воин, настоящий воин, прошедший многие горячие точки.
Заступился не задумываясь, с ходу бросился в бой. Отбил девушку, но кто-то изловчился и ударил его ножом в спину. Удар оказался смертельным. Девушка решила, что теперь убьют и ее, но не стали. Сказали:
– Живи пока. Хватит и одного за ночь, – и ушли.
Когда мой товарищ вернулся, я, как мог, попытался выразить ему свое соболезнование, но он ответил:
– Ты меня не утешай. Такая смерть для моего друга – это награда. О лучшей кончине для него трудно было бы и мечтать. Я его хорошо знал, мы вместе воевали. На его руках много крови, может, и не всегда оправданной. После войны он жил не очень хорошо. Сам понимаешь, какое было время. Долго мне пришлось убеждать его креститься, и он, слава Богу, не так давно принял крещение. Господь забрал его самой славной для воина смертью: на поле боя, защищая слабого. Прекрасная христианская кончина.
Слушал я моего товарища и вспоминал случай, который произошел со мной.
Тогда шла война в Афгане. В действующей армии, в связи с потерями, потребовалось произвести срочные замены. Кадровых офицеров из частей перебросили туда, а на их места призвали сроком на два года запасников. Незадолго до того я вернулся из армии и оказался среди этих «счастливчиков». Таким образом, мне пришлось отдать свой долг Родине дважды.
Но поскольку воинская часть, в которой я служил, находилась не очень далеко от моего дома, то все для нас сложилось благополучно. На выходные дни я часто приезжал домой. Моей дочурке было немногим больше года, жена не работала, а денежное содержание офицеров было тогда хорошее.
Домой мне приходилось ездить электричками. Иногда в военной форме, иногда в гражданке. Однажды, это было осенью, я возвращался в часть. Приехал на станцию минут за тридцать до прихода электропоезда. Смеркалось, было прохладно. Большинство пассажиров сидело в помещении вокзала. Кто-то дремал, кто тихо разговаривал. Было много мужчин и молодых людей.
Вдруг, совершенно внезапно, дверь вокзала резко распахнулась и к нам забежала молоденькая девушка. Она прижалась спиной к стене возле кассы и, протянув к нам руки, закричала:
– Помогите, они хотят нас убить!
Тут же за ней вбегают как минимум четверо молодых людей и с криками: «Не уйдешь! Конец тебе!» – зажимают эту девчушку в угол и начинают душить. Потом еще один парень буквально за шиворот заволакивает в зал ожидания еще одну такую же, и та орет душераздирающим голосом: «Помогите!» Представьте себе эту картину.
Тогда еще обычно на вокзале дежурил милиционер, но в тот день его, как нарочно, не оказалось. Народ сидел и застыв смотрел на весь этот ужас.
Среди всех, кто был в зале ожидания, только я единственный был в военной форме старшего лейтенанта авиации. Если бы я был тогда в гражданке, то вряд ли встал, но я был в форме.
Встаю и слышу, как рядом сидящая бабушка выдохнула:
– Сынок! Не ходи, убьют!
Но я уже встал и сесть назад не мог. До сих пор задаю себе вопрос: как это я решился? Почему? Случись бы это сегодня, то, наверное, не встал бы. Но это я сегодня такой премудрый пескарь, а тогда? Ведь у самого был маленький ребенок. Кто бы его потом кормил? Да и что я мог сделать? Еще с одним хулиганом можно было бы подраться, но против пяти мне и минуты не простоять, они просто размазали бы меня.
Подошел к ним и встал между ребятами и девушками. Помню, встал и стою, а что еще я мог? И еще помню, что больше никто из мужчин меня не поддержал.
К моему счастью, ребятки остановились и замолчали. Они ничего мне не сказали, и ни разу никто меня не ударил, только смотрели с каким-то то ли уважением, то ли удивлением.
Потом они, как по команде, повернулись ко мне спиной и вышли из здания вокзала. Народ безмолвствовал. Незаметно испарились девчушки. Наступила тишина, и я оказался в центре всеобщего внимания. Познав минуту славы, смутился и тоже постарался быстренько уйти.
Хожу по перрону и – представьте мое удивление – вижу всю эту компанию молодых людей, но уже не дерущихся, а идущих в обнимку!
До меня дошло – они нас разыграли! Может, им делать было нечего, и, ожидая электричку, они так развлекались или, может, поспорили, что никто не заступится. Не знаю.
Потом ехал в часть и думал: «Но я ведь не знал, что ребята над нами пошутили, я же по-настоящему встал». Тогда я еще далек был от веры, от Церкви. Даже еще крещен не был. Но понял, что меня испытали. Кто-то в меня тогда всматривался. Словно спрашивал: а как ты поведешь себя в таких обстоятельствах? Смоделировали ситуацию, при этом совершенно оградив меня от всякого риска, и смотрели.
В нас постоянно всматриваются. Когда я задаюсь вопросом, а почему я стал священником, то не могу найти ответа. Мое мнение, кандидат в священство все-таки должен быть человеком очень высокого нравственного состояния. Он должен соответствовать всем условиям и канонам, исторически предъявляемым Церковью к будущему священнику. Но если учесть, что я только в тридцать крестился, а до этого времени жил как все, то хочешь не хочешь пришел к выводу, что Ему просто не из кого выбирать.
Он смотрит на нас, как хозяйка, перебирающая сильно пораженную крупу, в надежде что-нибудь все-таки сварить, или как плотник, которому нужно прибить еще несколько дощечек, а гвозди закончились. Тогда он берет погнутые, ржавые, правит их и пробует: пойдут они в дело? Вот и я, наверное, такой ржавый гвоздик, да и многие мои собратья, кто пришел в Церковь на волне начала девяностых. Мы – поколение церковных строителей. Наша задача – восстановить храмы, открыть семинарии, научить то новое поколение верующих мальчиков и девочек, которые придут нам на смену. Мы не можем быть святыми, наш потолок – искренность в отношениях с Богом, наш прихожанин – чаще всего человек страдающий. И чаще всего мы не можем помочь ему своими молитвами, силенок маловато, самое большое, что мы можем, – это только разделить с ним его боль.
Мы полагаем начало нового состояния Церкви, вышедшей из гонений и привыкающей жить в период творческого созидания. Те, для кого мы работаем, должны прийти на подготавливаемую нами почву и прорасти на ней святостью. Поэтому, причащая младенцев, я с таким интересом всматриваюсь в их лица. Что ты выберешь, малыш, крест или хлеб?
Выбери крест, дружок! И мы вложим в тебя веру, а потом твою детскую веру и чистое сердечко помножим на нашу искренность, и тогда, наверное, наше служение в Церкви будет оправданно.
Всепобеждающая сила любви
Помню – я был еще мальчиком, лет десяти, – рядом с нами на одной лестничной площадке жила семья. Все семьи были военные, и поэтому соседи менялись достаточно часто. У тех соседей в квартире жила бабушка. Сейчас понимаю, что ей было немногим больше шестидесяти, а тогда думал, что ей все сто. Бабушка была тихой и неразговорчивой, не любила старушечьи посиделки и предпочитала одиночество. И была у нее одна странность. Перед подъездом стояли две отличные лавочки, но бабушка выносила маленькую табуреточку и садилась на нее лицом к подъезду, словно высматривала кого-то, боясь пропустить.
Дети – народ любопытный, и меня такое поведение старушки заинтриговало. Однажды я не выдержал и спросил ее:
– Бабушка, а почему ты сидишь лицом к двери, ты кого-то ждешь?
И она мне ответила:
– Нет, мальчик. Если бы я была в силах, то просто уходила бы в другое место. А так мне приходится оставаться здесь. Но у меня нет сил смотреть на эти трубы.
В нашем дворе стояла котельная с двумя высоченными кирпичными трубами. Конечно, лезть на них было страшновато, и даже из старших пацанов никто не рисковал. Но при чем тут бабушка и эти трубы? Тогда я не рискнул ее спрашивать, а через какое-то время, выйдя гулять, снова увидел сидящую в одиночестве мою соседку. Она словно ждала меня. Я понял, что бабушка хочет что-то мне рассказать, сел рядом с ней, и она, погладив меня по головке, сказала:
– Я не всегда была старой и немощной, я жила в белорусской деревне, у меня была семья, очень хороший муж. Но пришли немцы, муж, как и другие мужчины, ушел в партизаны, он был их командиром. Мы, женщины, поддерживали своих мужчин, чем могли. Об этом стало известно немцам. Они приехали в деревню рано утром. Выгнали всех из домов и, как скотину, погнали на станцию в соседний городок. Там нас уже ждали вагоны. Людей набивали в теплушки так, что мы могли только стоять. Ехали с остановками двое суток, ни воды, ни пищи нам не давали. Когда нас наконец выгрузили из вагонов, то некоторые были уже не в состоянии двигаться. Тогда охрана стала сбрасывать их на землю и добивать прикладами карабинов. А потом нам показали направление к воротам и сказали: «Бегите». Как только мы пробежали половину расстояния, спустили собак. До ворот добежали самые сильные. Тогда собак отогнали, всех, кто остался, построили в колонну и повели сквозь ворота, на которых по-немецки было написано: «Каждому – свое». С тех пор, мальчик, я не могу смотреть на высокие печные трубы».
Она оголила руку и показала мне наколку из ряда цифр на внутренней стороне руки, ближе к локтю. Я знал, что это татуировка, у моего папы был на груди наколот танк, потому что он танкист, но зачем колоть цифры?
– Это мой номер в Освенциме.
Помню, что еще она рассказывала о том, как их освобождали наши танкисты и как ей повезло дожить до этого дня. Про сам лагерь и о том, что в нем происходило, она не рассказывала мне ничего, наверное, жалела мою детскую голову. Об Освенциме я узнал уже позднее. Узнал и понял, почему моя соседка не могла смотреть на трубы нашей котельной.
Мой отец во время войны тоже оказался на оккупированной территории. Досталось им от немцев, ох как досталось. А когда наши погнали немчуру, то те, понимая, что подросшие мальчишки – завтрашние солдаты, решили их расстрелять. Собрали всех и повели в лог, а тут наш самолетик – увидел скопление людей и дал рядом очередь. Немцы на землю, а пацаны – врассыпную. Моему папе повезло, он убежал, с простреленной рукой, но убежал. Не всем тогда повезло.
Священник Александр Дьяченко
Преодоление. Рассказы и очерки
Эту книгу я посвящаю моей дорогой внучке Елизавете и всем, кто родился в первые годы двадцать первого века, – с надеждой и любовью.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС-11-113-1438
© Дьяченко Александр, священник, 2011
© Издательство «Никея», 2011
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Дорогой читатель!
Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».
Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru
Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]
Спасибо!
Проверки на дорогах
Незадолго до Нового года моему хорошему товарищу пришла печальная весть. В одном из маленьких городков соседней области был убит его друг. Как узнал, так сразу же и помчался туда. Оказалось, ничего личного. Большой, сильный человек лет пятидесяти, возвращаясь поздно вечером домой, увидел, как четверо молодых парней пытались насиловать девчонку. Он был воин, настоящий воин, прошедший многие горячие точки.
Заступился не задумываясь, с ходу бросился в бой. Отбил девушку, но кто-то изловчился и ударил его ножом в спину. Удар оказался смертельным. Девушка решила, что теперь убьют и ее, но не стали. Сказали:
– Живи пока. Хватит и одного за ночь, – и ушли.
Когда мой товарищ вернулся, я, как мог, попытался выразить ему свое соболезнование, но он ответил:
– Ты меня не утешай. Такая смерть для моего друга – это награда. О лучшей кончине для него трудно было бы и мечтать. Я его хорошо знал, мы вместе воевали. На его руках много крови, может, и не всегда оправданной. После войны он жил не очень хорошо. Сам понимаешь, какое было время. Долго мне пришлось убеждать его креститься, и он, слава Богу, не так давно принял крещение. Господь забрал его самой славной для воина смертью: на поле боя, защищая слабого. Прекрасная христианская кончина.
Слушал я моего товарища и вспоминал случай, который произошел со мной.
Тогда шла война в Афгане. В действующей армии, в связи с потерями, потребовалось произвести срочные замены. Кадровых офицеров из частей перебросили туда, а на их места призвали сроком на два года запасников. Незадолго до того я вернулся из армии и оказался среди этих «счастливчиков». Таким образом, мне пришлось отдать свой долг Родине дважды.
Но поскольку воинская часть, в которой я служил, находилась не очень далеко от моего дома, то все для нас сложилось благополучно. На выходные дни я часто приезжал домой. Моей дочурке было немногим больше года, жена не работала, а денежное содержание офицеров было тогда хорошее.
Домой мне приходилось ездить электричками. Иногда в военной форме, иногда в гражданке. Однажды, это было осенью, я возвращался в часть. Приехал на станцию минут за тридцать до прихода электропоезда. Смеркалось, было прохладно. Большинство пассажиров сидело в помещении вокзала. Кто-то дремал, кто тихо разговаривал. Было много мужчин и молодых людей.
Вдруг, совершенно внезапно, дверь вокзала резко распахнулась и к нам забежала молоденькая девушка. Она прижалась спиной к стене возле кассы и, протянув к нам руки, закричала:
– Помогите, они хотят нас убить!
Тут же за ней вбегают как минимум четверо молодых людей и с криками: «Не уйдешь! Конец тебе!» – зажимают эту девчушку в угол и начинают душить. Потом еще один парень буквально за шиворот заволакивает в зал ожидания еще одну такую же, и та орет душераздирающим голосом: «Помогите!» Представьте себе эту картину.
Тогда еще обычно на вокзале дежурил милиционер, но в тот день его, как нарочно, не оказалось. Народ сидел и застыв смотрел на весь этот ужас.
Среди всех, кто был в зале ожидания, только я единственный был в военной форме старшего лейтенанта авиации. Если бы я был тогда в гражданке, то вряд ли встал, но я был в форме.
Встаю и слышу, как рядом сидящая бабушка выдохнула:
– Сынок! Не ходи, убьют!
Но я уже встал и сесть назад не мог. До сих пор задаю себе вопрос: как это я решился? Почему? Случись бы это сегодня, то, наверное, не встал бы. Но это я сегодня такой премудрый пескарь, а тогда? Ведь у самого был маленький ребенок. Кто бы его потом кормил? Да и что я мог сделать? Еще с одним хулиганом можно было бы подраться, но против пяти мне и минуты не простоять, они просто размазали бы меня.
Подошел к ним и встал между ребятами и девушками. Помню, встал и стою, а что еще я мог? И еще помню, что больше никто из мужчин меня не поддержал.
К моему счастью, ребятки остановились и замолчали. Они ничего мне не сказали, и ни разу никто меня не ударил, только смотрели с каким-то то ли уважением, то ли удивлением.
Потом они, как по команде, повернулись ко мне спиной и вышли из здания вокзала. Народ безмолвствовал. Незаметно испарились девчушки. Наступила тишина, и я оказался в центре всеобщего внимания. Познав минуту славы, смутился и тоже постарался быстренько уйти.
Хожу по перрону и – представьте мое удивление – вижу всю эту компанию молодых людей, но уже не дерущихся, а идущих в обнимку!
До меня дошло – они нас разыграли! Может, им делать было нечего, и, ожидая электричку, они так развлекались или, может, поспорили, что никто не заступится. Не знаю.
Потом ехал в часть и думал: «Но я ведь не знал, что ребята над нами пошутили, я же по-настоящему встал». Тогда я еще далек был от веры, от Церкви. Даже еще крещен не был. Но понял, что меня испытали. Кто-то в меня тогда всматривался. Словно спрашивал: а как ты поведешь себя в таких обстоятельствах? Смоделировали ситуацию, при этом совершенно оградив меня от всякого риска, и смотрели.
В нас постоянно всматриваются. Когда я задаюсь вопросом, а почему я стал священником, то не могу найти ответа. Мое мнение, кандидат в священство все-таки должен быть человеком очень высокого нравственного состояния. Он должен соответствовать всем условиям и канонам, исторически предъявляемым Церковью к будущему священнику. Но если учесть, что я только в тридцать крестился, а до этого времени жил как все, то хочешь не хочешь пришел к выводу, что Ему просто не из кого выбирать.
Он смотрит на нас, как хозяйка, перебирающая сильно пораженную крупу, в надежде что-нибудь все-таки сварить, или как плотник, которому нужно прибить еще несколько дощечек, а гвозди закончились. Тогда он берет погнутые, ржавые, правит их и пробует: пойдут они в дело? Вот и я, наверное, такой ржавый гвоздик, да и многие мои собратья, кто пришел в Церковь на волне начала девяностых. Мы – поколение церковных строителей. Наша задача – восстановить храмы, открыть семинарии, научить то новое поколение верующих мальчиков и девочек, которые придут нам на смену. Мы не можем быть святыми, наш потолок – искренность в отношениях с Богом, наш прихожанин – чаще всего человек страдающий. И чаще всего мы не можем помочь ему своими молитвами, силенок маловато, самое большое, что мы можем, – это только разделить с ним его боль.
Мы полагаем начало нового состояния Церкви, вышедшей из гонений и привыкающей жить в период творческого созидания. Те, для кого мы работаем, должны прийти на подготавливаемую нами почву и прорасти на ней святостью. Поэтому, причащая младенцев, я с таким интересом всматриваюсь в их лица. Что ты выберешь, малыш, крест или хлеб?
Завтра у меня тяжёлый день. Предстоит отпевание младенца, совсем маленького человечка, прожившего на земле всего два неполных года. С Игорем, его отцом, мы знакомы уже несколько лет, и всё это время прямо или косвенно я принимал участие в его судьбе. Он часто советовался со мной по разным вопросам. Я благословлял его, вдовца, на новый брак и потом многие месяцы вместе с ними молился, чтобы Бог явил чудо и маленький мальчик пришёл в их семью. Вы не представляете, как мы радовались, когда на свет появился долгожданный Дениска.
Сегодня уже не редкость, что супругам, прежде чем понести младенчика, приходится долго и напряжённо лечиться. Дурная наследственность, больная природа, отравленные химией продукты… Всё, абсолютно всё способно ранить такую хрупкую женскую плоть.
После долгого и безрезультатного лечения мои друзья, выслушав очередной приговор врачей, махнули рукой и поехали к блаженной Матронушке в Покровский монастырь. Честно отстояли девятичасовую очередь, а когда подошли к раке, просили только об одном.
И чудо произошло. То, что врачи планировали удалять, – оставили, потому что в какое-то мгновение в лоне будущей мамы произошли резкие и неожиданные изменения к лучшему. И вот он – наш замечательный Дениска. Постоянный источник родительской радости, смысл жизни и надежд.
Завтра мне его отпевать.
Когда зазвонил телефон и высветилось имя Игоря, я ждал услышать его голос, но из трубки доносились одни рыдания. После сбивчивых объяснений моего друга я, наконец, понял, что в обед с мальчиком случился удар и вот теперь он лежит в областной детской больнице, а врачи беспомощно разводят руками и стараются не смотреть в глаза.
– Следствие родовой травмы, – всхлипывает Игорь, – предупреждают: готовьтесь к худшему. Батюшка, помолитесь!
Я обзвонил всех наших и попросил встать на молитву. Только никто не знал, что к этому времени мозг ребёнка уже умер и только умная техника продолжала поддерживать жизненные процессы в маленьком беспомощном тельце Дениски.
На следующий день утром звонок от Игоря:
– Батюшка, мы решили снова ехать к Матронушке. Она нам Дениску подарила, к ней и сейчас поедем.
Они успели, и даже подошли к раке святой, и здесь же, у раки, Игорь вдруг почувствовал сильную боль в груди. И тут же звонок из больницы:
– Мы очень сожалеем, мальчик умер. Простите нас, но в вашем случае медицина бессильна.
Ещё через минуту сообщение о Денискиной смерти пришло ко мне в алтарь. Мы как раз служили воскресную всенощную, я молился и в напряжении ждал известия. Прочитал, не сдержался и заплакал. Ещё я видел, как Игорь многократно пытается мне дозвониться, но ответить не мог. Потом умылся, зажёг большую свечу и вышел на полиелей.
Как быстро меняется наша жизнь. Помню, как мама рассказывала о своём детстве:
– До революции твои дедушка с бабушкой жили в Орехове-Зуеве, а во время Гражданской войны наша семья, спасаясь от голода, перебралась на родину к дедушке, в деревню под Минском. Там каждый год на свет появлялся кто-нибудь из моих братиков или сестричек, и почти каждый год кто-нибудь из них умирал.
В середине двадцатых мы вернулись назад. У моих родителей, – продолжала мама, – на то время уже было три дочери, из мальчиков никто не выжил. Дедушка пытался найти работу, но долгое время у него ничего не получалось. Потом ему всё-таки повезло устроиться в Павловском Посаде рабочим на железную дорогу. В путейскую бригаду набирали преимущественно людей одиноких, семейным нужно было давать жильё.
Дедушка скрыл, что у него есть семья, и получил место в общежитии, а нас прятал в том же общежитии, но только на чердаке. Кстати, кроме нас, там же ютились семьи и других рабочих. Но наступила зима, и с чердака пришлось уйти. Правда, кто-то из начальства оказался человеком жалостливым, и нам таки подыскали тёплый угол. Комнату по диагонали разгородили простынёй и в каждой половине разместили по семье.
До сих пор остались детские воспоминания, как наши соседи хоронили свою бабушку. Когда гроб привезли, оказалось, что полностью поместиться на соседской половине он не может. Поэтому ноги усопшей целую ночь торчали из-под простыни возле нашей кровати. Лежу, смотрю на эти ноги, а они вдруг начинают шевелиться. В страхе закрываю глаза, потом открываю, а они всё равно шевелятся. Тогда я что было силы бью по шевелящимся бабкиным ногам, а из-под покрывала выскакивает кошка и орёт на оба угла.
Так мы прожили целый год, пока нам не выделили в железнодорожной будке отдельную комнату, да ещё и с кухней. Правда, кухонька была маленькой. В этой будке у нас родилось ещё пятеро детишек, но выжило только двое. Помню, всякий раз, когда у родителей умирал кто-то из детей, отец брал молоток, гвозди и сам сколачивал гробик. Клали в него маленькое тельце, дедушка из полотенца делал перевязь, вешал гробик на бок, и вдвоём с мамой шли в церковь, а потом на кладбище. Всё это совершалось как-то буднично, спокойно. Не помню, чтобы кто-то особенно плакал, может, потому, что мы никогда не ели досыта. Меньше ртов – больше хлеба. Жизнь и смерть были делом обычным, естественным.
Слушаю маму, и не верится, что то, о чём она рассказывает, было реальностью всего-то два поколения назад. Дети часто рождались и так же часто умирали. Может, потому и рожали чуть ли не каждый год, чтобы хоть кто-нибудь выжил. Сегодня, слава Богу, всё кардинально поменялось. Врачи научились побеждать многие болезни, потому детки если и умирают, то очень редко. Зато и рождаемость сильно упала.
Чин отпевания младенцев, что непременно помещался в старых требниках, в современных изданиях не печатается вовсе, и при необходимости мы чаще всего пользуемся репринтными перепечатками с дореволюционных книг. Правда, появились чины на освящение автомобилей, самолётов и даже космических кораблей. Всё верно, время не стоит на месте.
Но детей всё одно приходится отпевать, только теперь отпевание младенцев из дела некогда привычного превратилось во что-то очень редкое, страшное и трогательное одновременно.
Никогда не забуду, как первый раз отпевал девочку, наверное, лет девяти. Её сбило машиной, когда она переходила через дорогу, а отец в этот момент смотрел на неё в окно. И я уже знал эту историю, как человек, на глазах которого погибла его маленькая дочка, выскочил на улицу, схватил окровавленное тельце ребёнка, принёс его домой и, положив в ванну, принялся отмывать дитя от крови и грязи.
Уже во время отпевания, представив себе эту картину, я почувствовал, что не в состоянии продолжать дальше. Горло сдавил спазм. Ещё немного – задрожат губы и появятся слёзы. Но этим людям, что собрались вокруг гроба, не нужны мои слёзы. Они пришли в храм заказать отпевание, сделали пожертвование, и им ни к чему мои чувства.
И я закричал себе: «Прекрати! Возьми себя в руки», – и довёл отпевание до конца. С тех пор стараюсь никогда не давать волю эмоциям, во всяком случае, прилюдно. Это тяжело, когда живёшь в маленьком посёлке, где все знают друг друга. В большом городе проще, там некогда проявлять участие, одна беда тут же сменяет другую, какие уж тут эмоции, только успевай, батюшка. Да и кто кого там знает, а здесь почти все дети возрастом лет до одиннадцати крещены тобою, а всё новое кладбище – это те, кого ты же и проводил в последний путь.
У нас не просто ставят перед свершившимся фактом: вот, мол, батюшка, нам бы отпеть. Ещё до того как уйдёт человек из жизни, ты его причащаешь, постоянно поминаешь в молитвах. Бывает, до того сроднишься! А уж если дитя болеет, так не ты один, а вся церковь неделями с колен не встаёт. Но Богу виднее.
Родился у нас в посёлке мальчик, и сразу инвалид, проблема с почками. Малыша постоянно возили по врачам, пытались лечить. Потом вынесли вердикт: необходимо пересаживать донорскую почку, но в такое маленькое тельце трудно будет поместить орган взрослого человека. Нужно дать ребёнку ещё подрасти. Принялись искать донора, и бабушка предложила свою. Врачи проверили – подходит. И стали ждать. Только больной ребёнок для семьи – тяжелейшее испытание, молодые всё чаще ссорились, потом вроде мирились и снова ссорились. А бабушка жила надеждой и молилась, и мы молились. Но малыш не дожил.
Я отпевал его дома, в присутствии мамы, папы и, конечно же, бабушки. Больше почему-то никто не пришёл.
После похорон молодые быстро разбежались, и каждый стал создавать новую семью. Замечаю, очень часто после смерти первенца семья распадается. Разговаривал на эту тему со знающими людьми. Говорят, очень часто каждый из родителей переживает горе в одиночку. Присутствие другого постоянно напоминает о происшедшем, и наступает желание стереть из памяти всё, что с этим связано.
Так и случилось: появились новые счастливые семьи, родились новые замечательные детки. И только бабушка никак не может забыть своего маленького мальчика, всё ходит и ходит к нему на могилку и носит ему игрушки.
Умирает дитя у молодых родителей, есть возможность родить ещё. А как быть тем, кто теряет ребёнка уже в возрасте? А если он единственный?
Несколько лет назад находит меня в храме совсем ещё молодой человек и срывающимся от волнения голосом рассказывает о маминой болезни. Их семья состояла всего из двух человек, и вот мама очень тяжело заболела, а она некрещёная, и о ней невозможно помолиться.
– Пожалуйста, отец Александр, покрестите мою маму.
Мы с ним ходили в больницу, я крестил и причащал больную женщину. Потом этого юношу часто видели у нас в храме молящимся, и каково же было моё удивление, когда узнал, что сам-то он, оказывается, тоже некрещёный.
К счастью, Тамара выздоровела и уже вместе с сыном пришла на крещение своего мальчика. Они пригласили меня, и вечером того же дня мы у них на кухне пили кофе. Я видел, как они смотрели друг на друга, и казалось, не было на земле счастливее людей, чем эти двое.
И вот буквально год спустя мы с Тамарой встретились вновь. Она сидела у нас в храме на лавочке, и в ней с большим трудом угадывался тот счастливый человек, что тогда на кухне пил со мною кофе.
– Что-то случилось? Почему вы одна?
– У меня горе, батюшка, – было видно, как трудно ей говорить. – Месяц назад мы с сыном поехали в Грузию навестить родных. Он очень любил машины, мой сыночек. Только там, у нас на родине, дорога всё больше проходит через горы. Он ехал по серпантину и не справился с управлением. Целый месяц я не отходила от его могилы, пока, наконец, мои братья силой не посадили меня в самолёт до Москвы. Сейчас телом я здесь, но душа моя там, рядом с ним. Батюшка, в один момент я потеряла всё. И самое главное, я перестала быть мамой. Теперь я вообще никто.
– Тамара, это неправда! Как ты была матерью, так ты ею и остаёшься. Или ты забыла, как носила своего сына и сколько было радости, когда он появился на свет? А разве с его смертью перечёркнуты бессонные ночи, что ты проводила возле его кроватки? Ты испытала, что значит быть матерью, и этот опыт на всю жизнь останется твоим главным достоянием, твоим богатством. Никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у тебя его отобрать. Твой сын окончил свой земной путь, но не исчез, не растворился во времени. Он жив, он рядом с тобой, только ты этого не чувствуешь. Теперь вы связаны через молитву. Помни, ему очень нужна твоя молитва. Помогай своему сыну, исполняй материнский долг. Придёт время, и он с благодарностью встретит тебя там, где вы всегда будете вместе.
Служба закончилась, я отпустил последних исповедников. Звонок. Игорь, уже ровным спокойным голосом:
– Батюшка, ты всё ещё в храме? Пожалуйста, не уходи, мы сейчас приедем. Нам очень нужна твоя поддержка.
Мы с матушкой и нашей старостой Ниной остались ждать. В храм Игорь с женой вошли уже в чёрном и тёмных очках. Подошли, благословились. Я предложил: давайте молиться. Кадило уже было готово. Пока мы их ждали, я несколько раз менял прогоревший уголёк.
Служили заупокойную литию, хотя по усопшему младенцу это совершенно неподходящая молитва. Но другой нет, а без молитвы здесь никак. Эти слова заупокойного чина в тот момент нужны не младенчику, они нужны нам, взрослым. Молитва всё сама без лишних слов расставляет по своим местам.
Закончилось последнее возглашение, я повернулся к родителям и стал говорить о новом, родившемся в вечность маленьком ангеле, что уже молится о своих страдающих папе и маме. Говорил, что нельзя им теперь замыкаться на себе, переносить свалившееся на них горе в одиночку. Говорил долго, боясь умолкнуть. Мой голос действовал успокаивающе, и я понимал: как только замолчу, все, включая матушку и Нину, немедленно заплачут.
Я так и знал.
Потом мы провожали их до машины. В момент, когда они уже садились в автомобиль, Денискина мама вдруг спросила:
– Батюшка, а вы сами когда-нибудь плачете?
– Да, случается. И, пожалуй, даже чаще, чем этого хотелось бы.
На следующий день уже после литургии подходит ко мне одна знакомая молодая пара вместе с девочкой лет трёх.
– Отец Александр, у нас к вам большая просьба. Мы наконец-то решились на второго ребёночка и просим на то вашего благословения.
– У меня?
– Именно! Вы разве не помните, как благословляли нас на рождение первенца? И вот она – наша радость.
Девчонка улыбается.
– Хорошо, тогда я благословлю вас на мальчика. Родится, назовёте его Дениской.
– Ой, как было бы здорово! Помолитесь, батюшка.
– Я попрошу о вас одного знакомого ангела.
Смеются:
– У вас и среди ангелов есть знакомые?
– Да. Только он ещё совсем маленький, у него лишь вчера появились крылья.
Завтра у меня трудный день. К назначенному часу похоронщики занесут и оставят в храме маленький гробик. Вокруг соберутся родственники. Игорь с женой станут на колени и, опираясь локтями о гроб, будут не отрываясь вглядываться в Денискино лицо. И все, глядя на них, от жалости заплачут.
Но храм не место торжества скорби. Христос победил смерть, и все в этом должны убедиться. Немедленно убедиться.
Священник подаёт возглас, и начинается молитва. Удивительный молитвенный чин отпевания усопших младенцев. Ничего подобного и ничего равного ему я не знаю. Отпевают усопшего непорочного младенца, а молятся о родителях. Словно маленький человечек стоит рядом с ними и нежно-нежно гладит их по головам.
Чувство скорби сразу же улетучивается, а на смену ему наступает тихая щемящая грусть от временного расставания.
…Как-то мы с матушкой ехали по Белоруссии на автомобиле. Вокруг никого, ни одной машины, ни одного прохожего. И вдруг рядом с каким-то хутором мой глаз на мгновение выхватывает крошечное озерцо и на нём одинокого лебедя.
Толкаю матушку:
– Смотри, смотри – лебедь!
Она поворачивается и долго, пока озерцо полностью не скрылось из глаз, смотрит и всё повторяет:
– Почему он один? Ну почему он один?! Где же она?
В её голосе так много тревожного недоумения. Что означает на фоне этакой красоты немая трагедия лебединого одиночества?
Красиво и одновременно так больно.
Почему-то подумалось: вдруг бы сейчас с нами ехала Лизавета, наша старшая внучка. И, умей она говорить, что сказала бы? Наверняка: «А где его мама?»
…Потом, после отпевания, я провожу малыша до катафалка. Все пойдут и снова станут плакать. А я не буду плакать, потому что у нас с Дениской появилась своя маленькая тайна, одна на двоих. Этого ещё никто не знает, но пройдёт всего чуть больше девяти месяцев, и этот мир посетит большая-большая радость: родится новый человек, и назовут его тоже Дениской.
А от радости разве плачут?
Священник
Александр ДЬЯЧЕНКО
ЧЕРНОКНИЖНИК
Как-то, уже будучи священником, отпевал я в соседнем городе девочку-подростка. Помню, трагедия была страшная. Ребенок на глазах отца перебегал дорогу под окнами своего дома и попал под машину. Отец выбежал, поднял дитя на руки, принес бездыханное тельце домой. Положил его в ванну и давай от крови отмывать.
Мне об этом перед самым отпеванием рассказали. Молитву начинать нужно, а я не могу: представил эту картинку и слезы душат. Да и вопрос этот извечный: за что, Господи, дите малое неповинное, за что? Прервался, отошел на минутку в притвор и постарался взять себя в руки. Тебе нельзя плакать, нельзя. Твои слезы здесь никому не нужны. Нужна молитва, иди и работай, делай свое дело, а эмоции можешь оставить при себе.
Прошло, наверное, месяца два после похорон. Заходит в храм его отец, нашел меня и просит квартиру освятить. Понятное дело, конечно нужно идти.
Уже на следующий день я был у них дома. Поскольку трагедия произошла в самом начале лета, то вся семья сразу же уехала на дачу и в город до сих пор не возвращалась. Не могли, сил не было. Отец в одиночку и бродил по дому, как медведь-шатун.
— Не могу, — говорит — в ее комнату входить. Зайду и вот мне все кажется, что она только на минутку отошла и сейчас услышу ее голосочек. Я, батюшка, Бога никогда не обижал, за что же Он меня так?
Посидели мы, выслушал я его рассказ. Потом начал освящение. Прохожу по комнатам, совершаю каждение и читаю 90й псалом. Только вот у меня привычка, как только вижу в доме книги, обязательно подойду посмотрю, что хозяева читают, чем интересуются. Присмотрелся к его книгам и обомлел.
Такого собрания чернокнижных изданий в нашу новейшую эпоху я еще не у кого встречал! Чего здесь только не было: и сборники заговоров, и белая и черная магия, практическая магия, сонники разных калибров, руководство по составлению гороскопов… Короче говоря, несколько полок таких книг: почему-то врезались в память и книги, распространяемые у нас кришнаитами, в ярких глянцевых обложках. Было видно, что книжки не только стояли на полках, ими пользовались, и весьма активно. Некоторые книжки вообще были затерты, наподобие старых учебников.
— Отец — спросил я — это чье барахло?
— Моё — ответил он.
— А зачем оно тебе?
— Интересуюсь.
Прервал освящение и поставил условие:
— Дом с таким багажом вражией литературы освящать не стану.
Тот мне в ноги и чуть не в крик:
— Освяти, сил моих нет, не могу в доме жить, душа наизнанку!
— Ты сначала эту чертовщину сожги, а потом снова к себе зови! Зачем мне перед Богом комедию-то ломать? Или давай так: я тебе дом освящаю, и книжки мы с тобой сразу же в церковь уносим. У нас за храмом печка, в ней всю эту гадость и сожжем.
— Батюшка, может ты освятишь, а завтра я их утречком сам принесу?
Стоит он передо мной на коленях, а глаза так и сияют и видно, что верит в то, что говорит. Ну не буду же я с ним торговаться. Ведь взрослый же мужик!
— Ладно, продолжим. Но завтра ты всю свою вредную макулатуру ликвидируешь. И помни, ты обещал! Ничего он, конечно же, на следующий день не принес, так и остался при своих интересах. А потом встретились с ним в городе.
Спросил я у него:
— Зачем тебе это?
— Не понимаешь ты, — сказал он в ответ. — Вот, я простой слесарь, на заводе по восемь часов у станка пашу. И кто я? Да никто! Червь! Меня каждый начальник обидеть норовит, а магия мне силу в руки дает. Ты меня обидел? А я на тебя болезнь наслал и или беду на твой дом… Про меня начальство уже знает и не обижает, боится — он показал мне кулак — вот они где у меня миленькие. И соседи опасаются, никто мне жить не мешает, даже пацаны по ночам у меня под окнами не орут. А ты власти меня хочешь лишить? Не выйдет!
Стал я о нём потом справки наводить, и мне рассказали, что оказывается, этот папа хотел дочку свою любимую научить всему тому, что уже сам умел. А ребенок, чистая душа, восстал против желаний отца. Что он только не делал: и просил, и угрожал — девочка ни в какую. Может Господь и забрал эту светлую детскую душу, пока еще не растоптал папа в ребенке Божие начало и не заставил дитя служить врагу?
Вот тебе и «ЗА ЧТО, ГОСПОДИ?»
Священник Александр Дьяченко.
Служит в одном селе Броварского района Батюшка, уже не
молодой и гостеприимный. Любит гостей чаем потчевать и
рассказывать интересные истории. Некоторые из них мы
записали и с его разрешения опубликовали.
Как Степан своему врагу забор чинил и сено
косил
Приходит ко мне одна прихожанка Мария и говорит:
– Батюшка, поговорите с моим Степаном, совсем из ума
выжил!
– Пьет, что ли? – спрашиваю.
– Да лучше б пил…
– Изменил тебе, что ли?
– Слава Богу – нет… Не знаю, как
объяснить…
– В секту, может, попал?
– Да нет, не в секту, в прелесть он
попал…
– Что значит в прелесть?
– Рассказывала я ему, что в Евангелии Господь за
врагов молился, всех прощал. И нас к этому призывает.
Потому что любовь – высший подвиг на земле. А он
мне: «Это шо ж, я соседку нашу Верку, шо проклинает
нас каждый день и сплетни по селу пускает, полюбить
должен? И молиться за нее?? Совсем ты очумела,
мать…» А я ему Евангелие открываю и читаю.
Слушал он, слушал, помолчал и ушел. Слышу, колотит
чего-то. Смотрю, пошел к Верке и чинит ей забор, полдня
чинил. Та ему уже и стол накрыла, и ходит вокруг, как
индюшка… Домой пришел вечером, а я ему: «У
нас вон работы – непочатый край, ремонтируй с утра
до вечера! А ты шо ж – Верке забор чинишь. Она ж нас
проклинает, сам говорил!..» А он и отвечает:
«Ты говоришь – любите врагов, молитесь за
врагов! Ну как за нее молиться и как любить, когда видеть
ее не могу! Так я хоть забор ей починю, все же похоже на
любовь…» Вот чего придумал!.. А сегодня траву
ей косит! Господи, помилуй!..
– Мария, – говорю. – Твой Степан избрал
благую часть, поступил как истинный христианин. А ты вот
точно в прелесть попала.
Через неделю приходит, сияет:
– И вправду, батюшка, помирились мы с Веркой. Слава
Богу. Живем, как раньше. А ведь мы с ней когда-то дружили.
В школу вместе ходили. Вот Евангелие какую силу имеет.
Так мужа своего и не похвалила… Такая вот Мария у
меня…
Как нищие храм спасли от разрушения
Другой случай из моего детства. Было это во времена
хрущевских гонений. Мама моя, Царство ей небесное, сызмалу
водила меня в церковь. Храм у нас был старинный,
деревянный, как я узнал потом, казаками построен еще в
конце XVIII века. Стоял на пригорке, издалека видно было.
И всегда-то у храма сидела толпа нищих. Они приезжали
отовсюду – с окрестных сел и из Киева на электричке.
Батюшка у нас был такой нищелюбивый, отец Сергий. Вот они
там и сидели, а многие и жили при храме.
Сейчас на нем табличка – памятник архитектуры. А
тогда таблички не было и храмы в окрестных селах сносили,
разбирали или просто закрывали. Склады там делали. В
лучшем случае – клубы. Там, где молились веками, где
престол стоял – гармошка играла, танцы были или кино
крутили… «Религия – опиум для
народа» – слова вождя революции писались на
дверях храмов.
Однажды услыхал разговор мамы с нашей соседкой тетей
Галей. «А знаешь, почему наш храм не закрывают?
– спросила соседка. – Потому, что отец Сергий
приказал всем нищим круглосуточно молиться о его
сохранении. Вот недавно комиссия с района приезжала.
Походила, походила, да и уехала… А храм стоит,
слава Богу».
Потом спросил у мамы, как нищие молятся. А она ответила:
«Со смирением они молятся. Бог такую молитву
принимает…» Эти слова запомнил я на всю
жизнь. И сейчас прихожанам своим часто рассказываю о
молитве нищих и нищелюбии. Потому как блаженны
милостивые…
О том, как кочегару явилась Смерть
– Да, молитва – великая сила, продолжил
рассказ батюшка. – Был у меня один родственник, умер
уже, по-христиански, слава Богу, с Покаянием и святым
Причастием. Жена его в храм ходила и все меня просила:
«Помолись за моего мужа окаянного, пьет
беспробудно!..»
Дядя Коля работал кочегаром, запойный был мужик. Но и в
запое работу не оставлял, а там, в кочегарке, и оставался
ночевать с бутылкой, домой не шел. Пробовал я увещевать
его, уговаривать. Какое там! Послал он меня, как
мальчишку, подальше: «Ты, – говорит, –
не лезь не в свое дело. Твое дело – кадилом махать,
а мое – печи топить. Иди, откуда пришел».
Молился за него весь год, на каждой службе. А потом еще и
прихожанам своим задание дал читать 40 дней за дядю Колю
акафист Божией Матери в честь иконы «Неупиваемая
чаша». И что вы думаете? Дней через 40 прибегает
дядя Коля сам в храм, трясется, перепуганный. «Что
случилось, дядя Коля?» – спрашиваю. А он мне:
«Белая горячка у меня, батюшка, спасай!»
«Так это к врачам тебе, дядя Коля», –
говорю. А он: «Нет-нет! Это духовное, тут только Бог
меня спасет!..» И рассказал: «Сижу я вчера у
печи. Ну, выпил маленько, но пьяным не был. Так, вместо
снотворного, шоб уснуть. Сижу, смотрю в огонь. И вдруг
вижу: женщина страшная в белом с косой!.. Смотрит на меня
горящими глазами и говорит мне: “Заберу я тебя,
Николай, и будешь ты в этом огне вечно гореть!..ˮ Я
так сознание и потерял со страху».
И перестал пить дядя Коля, в храме каждое воскресенье был,
золото, а не человек. Все его любили. Год назад умер он
кончиной праведника.
Вот что значит молитва…
Неумирающая бабця
Как-то приходит ко мне одна семейная пара односельчан,
храм не посещающих, уже в летах.
– Слушаю вас, с чем пожаловали?
– Батюшка, у нас бабушка старенькая совсем, болеет,
просто мучится… Не могли б вы какую-нибудь молитву
почитать над ней?.. Ну, шоб уже скорее, понимаете?..
– Это чтоб она померла? – строго так
спрашиваю.
– Ну, шоб не мучилась… И мы шоб с ней не
мучились…Говорят, вы знаете такую
молитву…
– Короче, вы хотите, чтоб я помолился и попросил
Бога послать ей смерть?
– Ну, вы уж сами знаете, как это делается, вы ж
батюшка, отпеваете там и все такое…
– Так как же ее отпевать, если она живая? Или вы
хотите, чтоб я живую вашу бабушку отпел?
– Да нет, вы такую молитву прочтите, ну шоб –
того… И все… А мы вам заплатим скоко
надо…
– То есть чтоб умерла?
– Батюшка, ну шо вы такой непонятливый! Короче,
приходите и делайте, как вас этому учили!..
Приехал я к бабке. И правда, старенькая, лежит себе
постанывает, на меня и на икону в углу поглядывает. Ну и
начал я, как обычно «Благословен Бог…»
Соборовал бабушку, исповедовал и причастил тяжко болящую
Параскеву.
А родственники испрашивают потом:
– Ну и когда нам того, готовиться? Через сколько
времени обычно это происходит?
Уехал я, ничего не ответив им.
Через недельки две прохожу мимо их двора, вижу моих
захожан во дворе у дома.
– Ну что? Как там Параскева? Померла или нет?
Они так растерянно отвечают:
– Какое там померла! Вы ушли, а она кушать
попросила. Потом встала. Выздоровела наша бабця, сейчас
вон в огороде порается… Ну и молитвы у вас,
батюшка! А мы думали – того… А оно, видите,
совсем не того… Спасибо вам…
(Продолжение следует)
«Чернокнижник»
рассказ священника Александра Дьяченко
Как-то, уже будучи священником, отпевал я в соседнем городе девочку-подростка. Помню, трагедия была страшная. Ребёнок на глазах отца перебегал дорогу под окнами своего дома и попал под машину. Отец выбежал, поднял дитя на руки, принес бездыханное тельце домой. Положил его в ванну и давай от крови отмывать. Мне об этом перед самым отпеванием рассказали. Молитву начинать нужно, а я не могу: представил эту картинку и слезы душат. Да и вопрос этот извечный: за что, Господи, дите малое неповинное, за что? Прервался, отошел на минутку в притвор и постарался взять себя в руки. Тебе нельзя плакать, нельзя. Твои слезы здесь никому не нужны. Нужна молитва, иди и работай, делай свое дело, а эмоции можешь оставить при себе. Прошло, наверное, месяца два после похорон девочки. Заходит в храм его отец, нашёл меня и просит квартиру освятить. Понятное дело, конечно нужно идти. Уже на следующий день я был у них дома. Поскольку трагедия произошла в самом начале лета, то вся семья сразу же уехала на дачу и в город до сих пор не возвращалась. Не могли, сил не было. Отец в одиночку и бродил по дому, как медведь-шатун. — Не могу, — говорит — в её комнату входить. Зайду и вот мне всё кажется, что она только на минутку отошла и сейчас услышу её голосочек. Я, батюшка, Бога никогда не обижал, за что же Он меня так? Посидели мы, выслушал я его рассказ. Потом начал освящение. Прохожу по комнатам, совершаю каждение и читаю 90-й псалом. Только вот у меня привычка, как только вижу в доме книги, обязательно подойду посмотрю, что хозяева читают, чем интересуются. Присмотрелся к его книгам и обомлел. Такого собрания чернокнижных изданий в нашу новейшую эпоху я еще не у кого встречал! Чего здесь только не было: и сборники заговоров, и белая и черная магия, практическая магия, сонники разных калибров, руководство по составлению гороскопов… Короче говоря, несколько полок таких книг: почему-то врезались в память и книги, распространяемые у нас кришнаитами, в ярких глянцевых обложках. Было видно, что книжки не только стояли на полках, ими пользовались, и весьма активно. Некоторые книжки вообще были затерты, наподобие старых учебников. — Отец — спросил я — это чьё барахло? — Моё — ответил он. — А зачем оно тебе? — Интересуюсь. Прервал освящение и поставил условие: — Дом с таким багажом вражией литературы освящать не стану. Тот мне в ноги и чуть не в крик: — Освяти, сил моих нет, не могу в доме жить, душа наизнанку! — Ты сначала эту чертовщину сожги, а потом снова к себе зови! Зачем мне перед Богом комедию-то ломать? Или давай так: я тебе дом освящаю, и книжки мы с тобой сразу же в церковь уносим. У нас за храмом печка, в ней всю эту гадость и сожжём. — Батюшка, может ты освятишь, а завтра я их утречком сам принесу? Стоит он передо мной на коленях, а глаза так и сияют и видно, что верит в то, что говорит. Ну не буду же я с ним торговаться. Ведь взрослый же мужик! — Ладно, продолжим. Но завтра ты всю свою вредную макулатуру ликвидируешь. И помни, ты обещал! Ничего он, конечно же, на следующий день не принёс, так и остался при своих интересах. А потом встретились с ним в городе. Спросил я у него: — Зачем тебе это? — Не понимаешь ты, — сказал он в ответ. — Вот, я простой слесарь, на заводе по восемь часов у станка пашу. И кто я? Да никто! Червь! Меня каждый начальник обидеть норовит, а магия мне силу в руки дает. Ты меня обидел? А я на тебя болезнь наслал и или беду на твой дом… Про меня начальство уже знает и не обижает, боится — он показал мне кулак — вот они где у меня миленькие. И соседи опасаются, никто мне жить не мешает, даже пацаны по ночам у меня под окнами не орут. А ты власти меня хочешь лишить? Не выйдет! Стал я о нём потом справки наводить, и мне рассказали, что оказывается, этот папа хотел дочку свою любимую научить всему тому, что уже сам умел. А ребёнок, чистая душа, восстал против желаний отца. Что он только не делал: и просил, и угрожал — девочка ни в какую. Может Господь и забрал эту светлую детскую душу, пока еще не растоптал папа в ребёнке Божие начало и не заставил дитя служить врагу? Вот тебе и «ЗА ЧТО, ГОСПОДИ?»
Эта запись была размещена в Журнал. Сделайте закладку на постоянную ссылку.