Рассказы тамбовских писателей для детей

headАкулинин Александр Михайлович
(1938-2010)

akulininАлександр Михайлович Акулинин родился в 1938 году в селе Большая Лозовка Токаревского района Тамбовской области.

После окончания средней школы трудился в колхозе, работал на стройках Тамбова, Сибири (Новокузнецк).
В 1967 году вернулся в Тамбов. С этого времени А. М. Акулинин — на профессиональной литературной работе. Печататься начал с 1963 года. Автор более 20 книг, изданных в Тамбове, Саранске, Воронеже, Москве. Публиковался в коллективных сборниках, журналах, областных и центральных изданиях.

Детская тематика произведений появилась в последние годы его творчества. Она навеяна воспоминаниями автора о своем детстве. Сделана с легким юмором и любовью к малышам.

С 1993 по 2003 год был секретарём правления Союза писателей России, ответственным секретарём Тамбовской областной организации Союза писателей России.

Умер Александр Михайлович Акулинин 30 июня 2010 года.

Разноцветный класс

ПЕТЬКА ДОСТАНЬ УХО НОГОЙ

Петька удивительно ловкий, цепкий. Пацаны еще только примериваются, как на дерево влезть, а Петька уже там. Сидит на сучке и подразнивает: — Трусы несчастные — бяки свистястые…

Никто не знает, что означает «свистястые», но слово очень обидным кажется. Однако на Петьку нельзя долго обижаться. Заводной он: раз-раз и игру какую-нибудь придумает, раз-раз и какие-нибудь выкрутасы начнет выказывать. Петька всегда чем-то занят. Говорят ему товарищи:

— Петька, давай игрушки убирать.

Петька в ответ:

— Убирайте сами, мне некогда — я турынду-бурынду изобретаю.

Никто не знает, что за зверь такой — турында-бурында, но к Петьке больше не пристают: как же, занят человек.

В другой раз девочки обращаются с просьбой:

— Петечка, помоги, пожалуйста-распожалуйста, столы к обеду накрыть.

Петька важно в ответ:

— Не приставайте, я занят! Тоже мне, дело нашли: ложки-поварешки по столам разносить.

А то вдруг Петька важнющим делом увлекся: решил собственной ногой до собственного уха дотянуться.

Товарищи идут цветы сажать, а Петька потеет, корчится, тянет ногу к уху. Товарищи цветы поливают, редиску на грядке сеют, а Петька знай свое. Товарищи на солнцепеке прополкой занимаются, а Петька в три погибели гнется и уже до подбородка ногой достает.

У Петькиных товарищей цветы зацветают, редиска с маленькую луковку, и у Петьки радость — достает большим пальцем ноги до собственного уха. Кому хочешь может показать фокус такой. Только почему-то мало охотников Петькиным фокусом любоваться. А девчонки даже подсмеиваются:

— Петечка, достань ухо ногой, редисочку дадим…

И так вот раз достать на другой достать… Глядь, у Петьки прозвище появилось, дразнилка: Петя Достань Ухо Ногой.

Обидная, как мне кажется…

ОРЁЛ

Мальчик Андрейка решил быть похожим на птицу. Но никому не сказал о своей затее, все держал в тайне. Ему хотелось, чтоб люди сами догадались и сказали, мол, этот мальчик очень похож на птицу.

И Андрейка стал считать своей самой любимой едой подсолнуховые семечки. Он ел и суп, и кашу, но семечки стали для него всего дороже: ведь многие птицы любят семечки.

Частенько, раскинув руки, он перескакивал со стула на диван, с дивана на стул и при этом легонечко присвистывал — летал. Однажды он оступился и шлепнулся на пол. Бывшая рядом старшая сестра презрительно выговорила:

Грохнулся, точно поросенок.

Разве такие слова не обидны? Он старался походить на птицу, а с чем его сравнили?

И постепенно Андрейка отступился от своей затеи.

Как-то заболевший дедушка, когда дома из взрослых никого не было, послал внука в аптеку за лекарством. Раньше такого поручения Андрейке исполнять не приходилось. До аптеки неблизко, в ней он был один, может, два раза с мамой. Было немножко, пожалуй, даже и не немножко, боязно, но отказать больному дедушке он не посмел. И принес лекарство.

Дедушка обрадовался. За ужином, когда собралась вся семья, он похвалил Андрейку.

— Это не мальчик, а чистый орел! В один момент за лекарством слетал!

Удивительно! Когда Андрейка старался изо всех сил походить на птицу, никто этого не замечал. А тут, пожалуйста, сравнили с птицей да еще с какой — с орлом!..

МАЛЬЧИК С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ

У одного мальчугана были голубые-голубые глаза. Его бабушка то ли всерьез, то ли в шутку сокрушалась:

— Ах, с такими-то глазами тебе бы девочкой родиться! Девчушечка получилась бы пригожей-распригожей, красавицей писаной. Назвали б мы ее Мариной — за морскую голубизну глаз… А мальчишке голубые глаза совсем ни к чему…

Мальчик подрастал. В детском садике девчонки в тайне от него шушукались и подсмеивались:

— Смотрите, у него девчоночьи глаза…

Потом у мальчика завелись друзья-приятели. А ребята, известное дело, любители в войну играть да в разбойников. И мальчик играл. Но ему всегда доставались роли не очень важные: либо выступать за глупых противников, либо изображать жалких трусов.

Быть командиром или главным разбойником — и не думай даже… Товарищи по игре поднимали галдеж, мол, где ты видел разбойников с голубыми глазами, а у командиров взгляд пронзительный, мужественный. Разве голубые могут быть пронзительными и мужественными?

Иногда мальчику и самому казалось, что он недостаточно храбр, решителен, и вину за это он сваливал на свои голубые глаза…

Но вот мальчик совсем уже вырос. И стал летчиком. Храбрым, умелым. Его самолет летал, словно птица, только намного быстрее и выше.

Умелого, храброго пилота заметили и пригласили в космонавты. Он совсем-совсем немножечко испугался за свои голубые глаза. Но напрасно.

Самый главный, кто провожает всех космонавтов в героический полет, сказал весело:

— Такому парню только и летать! У него же глаза, что небо само — голубые…

ГРИШКА БОЛЬШАЯ ЛЕНЬ

Так уж случилось: жили по соседству два Гриши. И столько из-за этого было мороки, ну просто больше некуда!

К примеру, бегут мальчишки на речку купаться и зовут своего приятеля:

— Гришка, айда поныряем!

И вот вам, пожалуйста, является Гришка, да не тот.

Или у соседа дядьки Ивана разбили стекло в окне. Кто-то из девчонок съябедничал, мол, это Гришка бросил обломок кирпича. Дядька Иван, конечно, сердится, кричит:

— А подать сюда Гришку-стервеца!

Подают. Но оказывается, не этот Гришка стервец, а совсем другой.

И тогда решили покончить с такой путаницей. Один Гриша был чуточку повыше ростом — его стали называть Гришка Большой, а второго — Гриша Маленький.

На том бы и делу конец, но случилось удивительное: Гришка, которого назвали Большим, вдруг возомнил о себе. Загордился, захвалился.

— Во, большой я! — козырял он перед товарищами. — Все так говорят. А вы мелюзга…

С тех пор он только и делал, что надувался, как индюк, и важничал.

Грише Маленькому, конечно, обидно за такую добавку к имени, но он грустил недолго. Подумаешь, беда какая.

Неподалеку от Гришек жила одинокая бабка Ариша. Самой ей в магазин трудно идти, вот она и поглядывает на дорогу. Кто пойдет в магазин, того и попросит принести ей хлеба.

Идет Гришка Большой, нос кверху дерет, не подступись к нему. Бабка Ариша не замечает этого, свою просьбу выкладывает:

— Гриша, купи мне хлебца.

А в ответ слышит:

— Я не просто Гриша, я Гриша Большой, мне большое дело подавай. А за хлебом ходить — мелочь.

— Так нет у меня большого дела-то…

— Нет и не надо, маленькое делать не стану.

Следом бежит Гриша Маленький. Его и просить не надо, он сам предложит помощь слабой старушке.

И так во всем. О чем ни попроси Гришку Большого — ни за что не сделает, найдет отговорку.

Смотрели, смотрели люди на такое поведение Гришки Большого да и переиначили его имя. Стали звать Гришка Большая Лень.

АЛЁШКА ПЛЯСУН

В детском садике злой-презлой мальчишка крикнул на Алешку:

— Алешка-балдежка!..

Другие мальчишки сразу же подхватили:

— Алешка-балдежка, Алешка-балдежка…

Алешка — темноволосый, подвижный, веселый. Скажет ему кто-нибудь невзначай. — «Ах ты, цыганенок черноволосый…», он тут лее со смехом возразит: «Я не черноволосый, я шатен».

И где он только словцо это перенял?

А еще Алешка плясать мастак. Его и упрашивать особо не надо. Так если, разок-другой скажешь:

— Алешенька, ты бы сплясал, что ли…

Он и пойдет: одну руку на пояс, другую за голову — и в пляс! Ох, и развеселый этот Алешка!..

Однако после такой дразнилки загрустил он, и смеха его не слышно, и в пляс он не пускается. Спрячется в укромный уголок и молчит, и молчит… Даже воспитательнице и то не пожаловался.

Уж кто только из взрослых ни пытался узнать о причине такой резкой перемены — молчит Алешка, и все тут.

Мама трагически хваталась за голову. Бабушка дрожащими руками тянулась к пузырькам с лекарствами. Старшая сестра хваталась за все, что попадало под руку, — это означало верх ее недоумения. Воспитательница в садике предложила Алешке почему-то сразу два стакана персикового компота. Компот он выпил, но объяснять ничего не стал.

Рассказал он о случившемся лишь одному человеку — дедушке. А дедушка у Алешки военный, служит прапорщиком. Домой он является только на выходной.

Да, дедушка так и говорит, когда еще только в коридор входит:

— Явился для прохождения выходного дня!

Так вот, едва он «явился» тут же обо всем и узнал..

— Стоп, Алешка! — сказал он. — Давай-ка уточним дислокацию, уясним стратегию и определим тактику.

И они занялись таким мудреным делом, что едва-едва обед не прозевали…

После выходного Алешка не прятался в уголок или за шкаф: был веселый, как раньше.

Злой-презлой мальчишка принялся за свое — стал дразниться, но Алешка на него — ноль внимания. Злючка громче покричал:

— Алешка-балдежка…

Алешка будто и не слышал: смеялся и плясал. Воспитательница очень обрадовалась. Веселый Алешка ей больше нравился, чем сумрачный да угрюмый. От радости она воскликнула:

— Ну, Алешка, ну, плясун!

И все мальчики и девочки подхватили:

— Плясун, плясун, плясун!

И прозвали Алешку — Алешка-плясун.

Не какой-то там балдежка… 

Курбатова Татьяна Львовна

Курбатова Татьяна ЛьвовнаЧлен Союза писателей России Татьяна Курбатова родилась 8 июня 1954 года в Тамбове, здесь окончила среднюю школу, Музыкальное училище имени С. В. Рахманинова (ныне – Музыкально-педагогический институт) и факультет иностранных языков педагогического института (ныне – ТГУ имени Г. Р. Державина). Первые стихи появились в печати, когда автору было 15 лет.

Сейчас у Татьяны Курбатовой – более десяти сборников лирических стихов и стихов для детей. Публикуется в местных СМИ, в «Тамбовском альманахе», в журнале «Подъём», неоднократно занимала призовые места в областных конкурсах на лучшее стихотворение, посвящённое Тамбову и Тамбовскому краю, дорогим и любимым местам малой родины:

Совместно с композитором Ольгой Егоровой Татьяной Курбатовой написано много песен, которые часто звучат на литературно-музыкальных вечерах, в передачах областного радио.

Разнообразна тематика стихов поэтессы. Много строк посвящено Великой Отечественной войне.

Известна Татьяна Курбатова и как поэт-лирик. В одном из стихотворений она с грустью сказала, что «судьба скупа на дорогие встречи», но таких встреч в её жизни немало, о чём свидетельствуют сборники стихов, основной мотив которых, говоря словами их автора, — «Хочу любить и быть любимой»:

Несколько лет Татьяна Львовна Курбатова работала в Музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова, в Тамбовском колледже искусств. Она — руководитель литературного объединения «Радуга». Продолжает успешно заниматься поэзией.

СТИХИ

* * *

Словами красок на своем холсте 
Художник говорил о красоте. 
Движенья кисти, как смычок в руке, 
Он пел о радости, о вере и надежде,
О том, что есть, и том, что было прежде,
О тех, кто с ним, и тех, кто вдалеке. 
Отдав холсту души своей тепло, 
Творил художник тихо и светло.

* * *

Цвета — согласье разногласий.
Созвучье звуков, слов участье. 
Палитра красок на холсте, 
Палитра звуков на листе.

                                                                  * * *

Волшебные кисти в руки возьмем, 
В волшебную краску мы кисть окунем,
И чудо свершится — кисть будет творить,
И холст оживет, он начнет говорить 
О шепоте леса, о шуме прибоя, 
О радости мира, о пламени боя, 
О звездном мерцанье, об алом рассвете, 
Возьмите же кисти волшебные, дети!

СИНИЙ ЦВЕТ

Весну нарисуем, возьмем акварель, 
И кисть окунем в голубую капель,
Струится, звенит голубая капель, 
Капелью прозрачной умылся апрель. 
Подснежник открыл голубые глаза, 
В них неба бездонного синь — бирюза. 
Умылся подснежник капелью лесной 
И в воздухе синем запахло весной.

ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Опять весна, опять капель 
Поет, звенит, спешит апрель. 
Свирель звучит, весна идет, 
Бурлит, кипит, звенит, поет.

ВЕСЕЛАЯ КАПЕЛЬ

Кап-кап, веселая капель,
В окошко к нам стучит апрель. 
Журчат ручьи, апрель поет, 
Нас в голубую даль зовет. 
Ему на месте не сидится, 
Он с талою водою мчится. 
Подснежником на нас глядит, 
Скворцом на веточке сидит 
Веселый, звонкий, озорной 
Апрель, бездонно-голубой. 
Вы слышите, звенит капель! 
В окошко к нам стучит апрель.

ВЕСНА

На пороге — весна,
Белый снег потемнел. 
Лес очнулся от сна, 
Зашумел, загудел. 
Прилетел к нам опять 
Говорливый скворец.
В гости снова Весна 
К нам пришла наконец. 
Распустился подснежник 
У старой сосны. 
Очень хрупкий и нежный
Посланник Весны.

КАП, КАП

Кап, кап, — капель 
Звенит весь день.
Со всех сторон Веселый звон.
Звенят дома, Звенит река,
Звенят над домом облака. 
Весь день веселый перезвон, 
Звенит капелью небосклон.
Кап, кап, — капель 
Звенит апрель.

* * *

РОМАШКОВАЯ РУСЬ

Березовое кружево, 
Ромашковая Русь, 
Смотрю в глаза озерные, 
Гляжу не нагляжусь. 
Мне сладок воздух Родины,
Настой медовых трав, 
Цветут ромашки белые, 
Под кружевом дубрав.

ДОРОГА

Манит дорога длинная
от речек и озер.
Дорога журавлиная,
родной земли простор.
От дальней жаркой Африки
летите журавли.
Вас ждет Россия-матушка,
простор родной земли.

* * *

Встала алая заря,
В лес по ягоды, друзья.
За душистой земляникой,
За малиной, за черникой.
Лес тропинкой манит нас
В звонкий, ранний, светлый час.

СОЛНЫШКО

Солнышко янтарно-золотое 
Тучею умылось грозовою, 
Протянув нам желтые ладошки,
Побежало в поле по дорожке.
Утонуло в золотой пшенице,
Лучики, как рыжие ресницы.

УТРО

Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны, 
Мир зарею обновленный
Встрепенулся, ожил вдруг. 
Алою зарей плененный, 
Обновленный, удивленный, 
Алый, голубой, зеленый, 
Разноцветный мир вокруг.

КРАСКИ

Какого цвета краски, 
Все знают без подсказки: 
Красные и синие, 
Летние и зимние.
Краска яркая «Гуашь»
Открывает вернисаж, 
Это — море, это — пляж,
Очень солнечный пейзаж.
«Масло» — густо мажет холст, 
Глубока, объемна, 
Это яркий всплеск волны 
Над рекою темной.
«Акварель» — прозрачная
И совсем не мрачная. 
Здесь и ранняя весна, 
И небес голубизна…
Это — ласковый апрель 
Кисти обмакнул в капель. 
А «Пастель» — «пушистая», 
Мягкая, лучистая, 
Очень бархатистая.
Предрассветный, сонный час, 
Звездный свет уже погас,
За рекой поет свирель. 
Дымкой розовой «Пастель»
Мягко стелется за лесом 
Бархатистою завесой.

* * *

Художник, создающий украшенья,
Природе подражает, но не слепо,
Копирует ее, рисует, лепит
В плену фантазии, во власти вдохновенья.
Преобразуя красоту снежинок,
Воздушность инея,
Прозрачность паутинок
И пену набегающей волны.
В сплетенье красок, звуков, тишины
Багряный лист осеннего убора
В красу волнообразного узора,
Игру росинок в бусины жемчужин…
Как мир фантазии нам дорог, близок, нужен.

АППЛИКАЦИЯ

Соберем кусочки ткани 
Желтой, синей, пестрой красной,
Ситцевой, льняной, атласной,
И сшивать картинку станем.
Здесь пришьем кусочек неба, 
Здесь — цветастую полянку. 
Из других клочков баранку, 
Чашку и варенья банку, 
И в углу краюху хлеба. 
А вот здесь дождя завеса
Над зеленой кромкой леса. 
Лужи, пятна туч лиловых, 
Это — радуга подковой 
Над корзиной облаков. 
Мир гармонии цветов –
Аппликации основа.

ЖЕНЩИНЕ

Женщина — весенний, ясный солнца свет,
Теплотой души ее мир земной согрет,
Пульс планеты бьется с женским сердцем в лад,
С нею даже звезды ночью говорят.
Солнышко смеется у нее в глазах,
Маме улыбнется дочка на руках.
Пусть веселый, добрый, старый мир вокруг
Улыбнется женщине, словно верный друг.
На щеках не меркнет пусть алая заря,
Ведь пока есть женщина — вертится земля.

МАМЕ

Нет никого моей мамы дороже, 
Нет никого справедливей и строже. 
Нет никого моей мамы добрей, 
Ласковой мамочки милой моей. 
Как я люблю ее нежные руки, 
Тихого голоса нежные звуки. 
Мамины песни и мамины сказки, 
Холодно в мире без маминой ласки. 
С мамой и солнышко светит сильней, 
Холодно в мире без мамы моей. 
Кто пожалеет, кто обогреет? 
Ночи не спит, когда мы заболеем. 
Нет никого в целом мире родней 
Мамы единственной милой моей.

О ТАМБОВЕ

Мы любим свой город,
Он с нами всегда.
Нет края дороже и краше,
Куда б не ушли, мы вернемся сюда,
Здесь пристань заветная наша.
Здесь много друзей, здесь и школа, и дом,
И улица с детства родная.
И даже березка моя под окном
Меня словно друга встречает.

МОЙ ГОРОД

Город мой любимый!
Я твой давний пленник.
Мчатся над Тамбовом вечности мгновенья.
Время тихо дремлет в зданиях старинных.
Летопись Тамбова вьется свитком длинным.
Вижу сквозь столетья крепость над рекою – 
Град-Тамбов над тихой, неприметной Цною.
Из веков струится каждому родное
Родины дыханье, сердцу дорогое.
Выйду утром рано в поле золотое.
Синий дым тумана дальний лес укроет.
Над дождем весенним – радуга-подковой.
Край дождем умытый, улыбнется снова.
Наше Притамбовье!
Русское приволье!
Я цветов охапку кину в изголовье.
Растворюсь в душистом трав степных цветенье.
Сердце отзовется соловьиным пеньем!

АЗБУКА В СТИХАХ

Алые листья кружат над поляной,
Багряные клены в дымке тумана.
Ветер играет листвой золотой,
Гонит, уносит ее за собой. 
Деревья без листьев немножко грустят, 
Ели зеленой лишь ярок наряд.
Ёжик опавшей листвою шуршит,
Жук над поляною громко жужжит. 
Золото листьев кружит над землей, 
Ива склонилась над быстрой рекой.
Клены ладошками машут нам вслед, 
Листьев кленовых ярок букет.
Мокрые листья на солнце блестят, 
Низкие тучи дождем вновь грозят.
Осень-красавица в лес нас зовет,
Песни осенние ветер поет. 
Речка покрылась прозрачным стеклом,
Стынет, уснула она подо льдом. 
Тусклое небо, тяжелые тучи, 
Утро засыпет лес снегом колючим.
Филин над лесом уснувшим летит,
Хлопает крыльями, лес сторожит.
Царство снежинок — владенья мороза,
Чистое поле, седая береза. 
Шепчут снежинки песни неслышные, 
Щебечут синицы под снежною крышею.
Эхо гуляет по сонному бору, 
Южные ветры ведут разговоры. 
Ясное небо, светит луна, 
Яркие звезды, вокруг тишина.

shamov Шамов Иван Васильевич
                                                                (1918 – 1965)

Поэт, военный лётчик. Автор стихотворений, текстов песен на музыку известных советских композиторов. Родился 19 февраля 1918 года в селе Хлыстово Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончив школу-семилетку, поступил в Моршанский библиотечный техникум. Как лучший выпускник был направлен в Московский библиотечный институт. В 1940 году ушёл с последнего курса института и стал курсантом Батайской авиашколы. Весть о войне застала его в палаточном городке, и летом 1942 года он принял боевое крещение.

После войны Иван Шамов остался в авиации. В 1947 году, во время очередного полёта, в воздухе отказал мотор, самолёт рухнул на землю. Лётчик был без сознания десять суток. Врачи вернули его к жизни, но он оказался навсегда прикованным к постели. Но, несмотря на трагизм положения, этот человек сумел преодолеть непреодолимый, казалось бы, барьер. Шамов начал сочинять стихи. Бывший лётчик и будущий поэт возвысился над недугом.

Первые стихи Ивана Шамова были опубликованы в 1949 году. О них одобрительно отозвались профессиональные поэты: Сергей Смирнов, Александр Жаров, Михаил Исаковский. С 1953 года в Москве начали выходить сборники стихов и песен Ивана Шамова: «Дежурное звено», «На заданной волне», «Служу Советскому Союзу!» и другие.

Иван Шамов мечтал выпустить книгу «Костры горят далёкие…» — по названию стихотворения, ставшего известной песней. Она вышла в Тамбове только в 2007 году, когда поэта уже не было в живых: он скончался 20 декабря 1965 года в Москве.

Стихи

Тополёк

Пожелтели в парке клёны,
Оголились в октябре.
Но стоит один зелёный
Стройный тополь во дворе.

Льют дожди и вкось, и прямо,
Зимний холод недалёк.
Но стоит один упрямо –
Весь зелёный тополёк

.Старшина, обычно хмурый,
Улыбаясь, говорит:
— Вот солдатская натура,
До последнего стоит!

Русский лес

Здравствуй, лес мой, русский лес,
Мир раздумий и чудес!
Мне всегда ты мил и дорог:
Вечный шум твой, хвойный шорох,

Плач кукушки, крик совы,
Песни трепетной листвы,
Твой предутренний озон,
Птичий звонкий гарнизон…

С детских лет я свято чту
Сосен стройных красоту;
Без манерности и позы
Гибкость ласковой берёзы;

Елей тонкие вершины
И пахучий цвет крушины.
Беспредельно сердцу люба
Крепость кряжистого дуба.

Старый, добрый русский лес,
Мир открытий и чудес!
В день любой и в час любой
Очарован я тобой.

И не зря сейчас пою
Стойкость гордую твою!

***

Край мой Тамбовский,
Смольные сосны,
Край мой отцовский,
Юные вёсны…

Чибис за речкой
Плачет у тала.
Белой овечкой
Облако встало.

Спелой ромашки,
Клевера запах,
Пчёлы на кашке,
Кашка на лапах.

Кольцами вьётся
Усик гороха.
Солнце смеётся,
В солнце дорога.

Зной нарастает,
Небо бездонно.
В город шагает
Мальчик с кордона…

Был я студентом,
Был я солдатом,
Жил под брезентом,
Спал с автоматом.

Разные знаю
Земли Союза.
К отчему краю
Тянется муза.

Где я ни буду,
Сколько б ни прожил,
Я не забуду
Край свой хороший,

Воздух тамбовский,
Светлые реки…
С краем отцовским
Связан навеки.

Слайд 1Тамбовские писатели и поэты — детям
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная

школа № 1»
Тамбовского района Тамбовской области

Заведующая библиотекой
Сайкина Виктория Викторовна

Тамбовские писатели и поэты - детямМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Цнинская средняя общеобразовательная школа № 1»Тамбовского района Тамбовской областиЗаведующая


Слайд 2Цель:
Расширять кругозор учащихся на основе материала

по краеведению, содействовать формированию нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Задачи:
Развивать речь и мышление учащихся.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.
Помочь детям узнать поэтов и писателей родного края, начать знакомство с их произведениями.
Вызвать у учащихся интерес к литературному творчеству

Целевая аудитория выставки — это начальное и среднее звено.

Цели и задачи выставки:

Цель:    Расширять кругозор учащихся на основе материала по краеведению, содействовать формированию нравственно-патриотических чувств и


Слайд 3
Ход исследования:

Определить отражение, которое нашли Тамбовские писатели и

поэты в творчестве и судьбе каждого читателя.
Познакомить с жизнью и творчеством Тамбовских писателей и поэтов, через книги о природе, о революционном прошлом родного края, о героических подвигах тамбовцев в годы Великой Отечественной войны для школьников.
Помочь выбрать книги читателям через аннотации и краткое содержание каждой из них.
Расширить читательский круг через общение с книгами Тамбовских писателей и поэтов.

Ход исследования:Определить отражение, которое нашли Тамбовские писатели и поэты в творчестве и судьбе каждого


Слайд 4I раздел: ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ ТАМБОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Список

литературы:
Акулинин А.М.: Московские гостинцы, Поводырь, Шурка-поводырь, Мальчик с голубыми глазами, Крепость на Цне, Про Яшу, Праздник прощания с игрушками.
Жариков А.Д.: Крушение «Кантокуэна», Сказания о Суворовцах.
Попов Г.А.: «Что ты в жизни видел…», Дела и годы, Ребячьи заботы,
Кто это? Что это?
Шилин А.Е.: Зеленые бегунки, Петух с красными ушами.
Белахова М.А. и Шаповалов П.Ф.
Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах общеобразовательной школы. Ч. 2: 3-4 классы.

Тамбовская литература –
один из множества родников,
питающих великую российскую литературу

I раздел: ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ ТАМБОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ    Список литературы:Акулинин А.М.: Московские гостинцы, Поводырь, Шурка-поводырь, Мальчик


Слайд 5II раздел: ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ ТАМБОВСКИХ ПОЭТОВ

Список

литературы:
Курбатова Т.Л.: Веселая капель, Разноцветные стихи и сказки леса, Радуга стихов.
Кучин И.С.: Чтобы жить, Линия жизни.
Милосердов С.С.: Волшебница, Свежий день.
Дорожкина В.Т.: Как говорила моя бабушка…, Для Вас…
Шамов И.В.: Тополёк.

Чтение – лучшее учение.
Чтение – наш насущный хлеб.
А читающий ребёнок – достояние нации.
Читайте стихи.

II раздел: ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ ТАМБОВСКИХ ПОЭТОВ    Список литературы:Курбатова Т.Л.: Веселая капель, Разноцветные стихи и


Слайд 6ВВЕДЕНИЕ: Литературное наследие поэтов и писателей Тамбовщины
В 1937 году Центрально-Черноземная область

была разделена на 5 областей, в том числе и Тамбовскую область.
В состав Тамбовской области входит:
23 района, 8 городов и 12 поселков городского типа.

ВВЕДЕНИЕ: Литературное наследие поэтов и писателей ТамбовщиныВ 1937 году Центрально-Черноземная область была разделена на 5 областей, в


Слайд 7
Жизнь и творчество писателей и поэтов – наших земляков.
Текст слайда
Горжусь я

малой родиной своей,
частицей необъятнейшей России

Жизнь и творчество писателей и поэтов – наших земляков.Текст слайдаГоржусь я малой родиной своей, частицей необъятнейшей России


Слайд 8
Акулинин Александр Михайлович (1938-2010)
А.М. Акулинин — родился в с. Большая Лозовка

Токаревского района.
Его произведения:
«Шурка – Поводырь» — о подростке который быстро стал взрослым и сильным в жизненных тяготах.
«Крепость на Цне» – действие повести происходит в 17 веке , когда только закладывался город-крепость Тамбов, автор повествует о том, как жили, строили и защищали рука об руку свое отечество братские народы: русские и мордва.
Другие произведения отнесены к лучшим произведениям российской литературы советского периода для детей и о детях

Акулинин Александр Михайлович (1938-2010)А.М. Акулинин - родился в с. Большая Лозовка Токаревского района.Его произведения: «Шурка – Поводырь»


Слайд 9
Белахова Мария Андреевна
(1903-1969)
М.А. Белахова – родилась в с. Старое Хмелевое

Козловского уезда (Мичуринский район).
Стала детским писателем и стремилась передать максимум пережитого в период Великой Отечественной войны и написала много рассказов для молодежи:
«Это было под Ровно», «Дочь», «Сын», «Драгоценный груз», «Пожар в самолете», «Ничего особенного»…

В.Т.Дорожкина – родилась в г. Мичуринске, детство ее пришлось на военные годы. Стихи гражданского звучания, взволнованные и эмоциональные, — о Великой Отечественной войне, о Родине, о хлебе, о долге и чести, о судьбе всей нашей планеты, о родном крае. Любимому Тамбову поэтесса посвятила цикл произведений.

Дорожкина Валентина Тихоновна
(1939 …)

Белахова Мария Андреевна (1903-1969)М.А. Белахова – родилась в с. Старое Хмелевое Козловского уезда (Мичуринский район). Стала детским


Слайд 10Жариков Андрей Дмитриевич
(1921-2005)

А.Д. Жариков – родился в с. Татаново Тамбовского района,

но детство провел в Сосновке. Жизненный путь военного отражена в его сборнике рассказов и очерков о маленьких героях деливших со взрослыми тяготы на фронте и в тылу, описывая свой жизненный опыт: «Повесть о маленьком сержанте», «Закрытый гарнизон», «Юные партизаны»…

Т.Л. Курбатова – Тамбовская поэтесса продолжает лучшие традиции русской классической поэзии, посвященных природе родного края. В них явно слышен шелест трав, шум дождя голос ветра. «Веселая капель» — книга, в которой скачут зайцы и белки, по снежному лесу шагает Дед Мороз. В избушке на курьих ножках – Кащей, Баба Яга и Змей Горыныч.
Нужно только повернуть страницу и вам откроется волшебный мир сказок и стихов.

Курбатова Татьяна Львовна
(1954…)

Жариков Андрей Дмитриевич(1921-2005)А.Д. Жариков – родился в с. Татаново Тамбовского района, но детство провел в Сосновке. Жизненный


Слайд 11Кучин Иван Сергеевич
(1924 – 2000)

И.С. Кучин – родился в д. Березовке

Петровского района.
Многие его произведения посвящены природе, родному пшеничному полю, а также «рисует» картины морской стихии. Главная тема является Великая Отечественная война, мужество советского человека и подвиг во имя счастья людей

Милосердов Семен Семенович
(1921 – 1988)

«МНЕ ДЕЛАТЬ БИОГРАФИЮ
НЕ НАДО.
ОНА, ПОЖАЛУЙ,
СДЕЛАЛА МЕНЯ…»

Кучин Иван Сергеевич(1924 – 2000)И.С. Кучин – родился в д. Березовке Петровского района.Многие его произведения посвящены природе,


Слайд 12Попов Геннадий Александрович
(1940 – 1997)

Г.А. Попов – родился в г. Россоши

Воронежской области, но большую часть жизни провел в городе Тамбове где стал детским писателем. Он, как добрый сказочник, в своих произведениях показывает красоту природы Тамбовщины, воспевает все светлое в жизни, с любовью, а порой с лукавым юмором знакомит детишек с повадками животных, птиц. Автор подчеркивает, что очень важно замечать все интересное в окружающей жизни, видеть красоту луга, леса, речки.

Попов Геннадий Александрович(1940 – 1997)Г.А. Попов – родился в г. Россоши Воронежской области, но большую часть жизни


Слайд 13Шамов Иван Васильевич
(1918 – 1965)

И.В. Шамов — родился в селе Хлыстово

Моршанского уезда
С детских лет он мечтал о профессии летчика и стал летчиком-испытателем. Один из его учебно-боевых полетов оканчивается аварией.

Во многих стихах автор рисует русскую природу, рисует милую картину деревенского луга у реки, где бегают босоногие мальчишки, летают птицы и изредка пролетают МИГи (истребители)

П.Ф. Шаповалов — вся жизнь и творчество писателя, фенолога, охотоведа неразрывно связано с Тамбовом. Здесь он учился, работал.
П.Ф.Шаповалов учит нас, бережно относится к природе, умело пользоваться ее бесконечными дарами. Писатель призывает: «Сколько уже десятков лет по лесам хожено, а все не могу надивиться красоте нашей природы, и вы удивляйтесь, и пусть это чувство никогда не покидает вас».

Шаповалов Петр Федорович
(1903 – 1970)

Был прерван в небе мой полет,
Теперь прикован я к постели,
Но я опять иду на взлет,
Стихом и песней бью по цели…

Шамов Иван Васильевич(1918 – 1965)И.В. Шамов - родился в селе Хлыстово Моршанского уездаС детских лет он мечтал


Слайд 14Шилин Алексей Емельянович
(1924 – 2007)

А.Е. Шилин — родился в селе

Дмитриевка Тамбовского района. За плечами Шилина нелегкая жизнь, много судеб прошло перед ним. Пережитое ляжет потом в основу его книг, героями которых будут железнодорожники, солдаты, защищающие Родину.
В творчестве Алексея Шилина есть несколько произведений о детях. Писателя интересует те эпизоды из жизни ребят, когда рождается характер. Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Шилин Алексей Емельянович(1924 – 2007) А.Е. Шилин - родился в селе Дмитриевка Тамбовского района. За плечами Шилина


Слайд 15Всех наши писателей-земляков объединяет чувство ответственности за все, что происходит у

них дома, в России. Это место где формировался характер, где появилось впервые желание писать, рассказать о любви к родному городу, селу, к родному дому, где научились они, молодые мечтатели и романтики, любить все, что их окружает, ценить каждый миг жизни.
Только читая книги можно просветить свой разум, образовывать сердце возвышать свою душу
(В.Г. Белинский)

Выводы:

Всех наши писателей-земляков объединяет чувство ответственности за все, что происходит у них дома, в России. Это место


Слайд 16Используемая литература:
Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах

общеобразовательной школы/Состовитель Г.М. Первова. В 2-х частях – Тамбов ООО «Издательство Юлис» 2008г.
Ю.А. Королев «Выдающиеся люди Тамбовского края», Тамбов 2005г.

Используемая литература:Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1-4 классах общеобразовательной школы/Состовитель Г.М. Первова. В 2-х


Тема: « Тамбовские   писатели  и поэты —  детям »

Цели:

Помочь  детям  узнать поэтов и писателей родного края, начать знакомство с их произведениями.

Вызвать у учащихся интерес к литературному творчеству.

Формировать и развивать навыки выразительного чтения.

Развивать речь и мышление учащихся.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

Подготовка к  уроку  детям  дается задание найти и прочитать произведения  тамбовских  поэтов и  писателей , научиться читать стихи и прозу выразительно, по желанию 1 стихотворение можно выучить наизусть; узнать о жизни  писателей , нарисовать рисунки о  Тамбовском  крае; для себя учитель готовит стихи, загадки, пословицы и поговорки, справочный материал о творчестве  писателей , одно из стихотворений учит наизусть.

Ход  урока 

Организационный момент.

Постановка целей. Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

А) Звучит гимн  Тамбовской  области на музыку В.Агапкина, текст А. Митрофанова.

Б) Учитель читает наизусть стихотворение В. Дорожкиной «С малой родиной я говорю…»

В) Вопросы:

Как вы понимаете строки «С малой родиной я говорю…»?

Объясните понятия «малая» и «большая» родина.

Что вы знаете о своей «малой» родине? Расскажите.

Г) Вводное слово учителя.

 Тамбовский  край… Край необозримых хлебных полей, лесных массивов, безграничных степных просторов. Неяркие и неброские ландшафты края таят в себе скромную красоту. Она вдохновляла поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства.

Д) Работа по административной карте  Тамбовского  края.

В 1928 году была образована Центрально-Черноземная область. В состав которой вошла  Тамбовская  губерния. В 1937 году ЦЧО была разделена на 5 областей, в том числе и  Тамбовскую  область

В области 8 городов (Тамбов, Жердевка, Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Рассказово, Уварово), 12 поселков городского типа.

Речевая разминка

Загадка:

Средь диких степей,

Болот и лесов,

Заставой к Москве

Родился … (Тамбов)

Игра «Подбери слово»

Тамбов — … (тамбовчане)

Мичуринск — … (мичуринцы)

Рассказово — … (рассказовцы)

Курск — … (куряне)

Уварово — … (уваровцы)

Какое слово лишнее? Почему?

Ответ : Курск.

Игра «Доскажи словечко».

Разве можно тебя не любить?

Сердце здесь наполняется силой.

Без тебя мне не жить, не творить,

Без тебя человеком … (не быть).

Ты взрастила великих … (людей),

Ты такие таланты питала!

На просторах … (полей) и в тени … (тополей)

Ты чаруешь красою своей…

— Чему посвящены эти замечательные строки из стихотворения В. Дорожкиной?

Работа с выставкой книг.

1.Встреча библиотекаря Фроловой Натальи Ивановны с ребятами и выставка книг Тамбовских писателей.

Рассмотрите книги на выставке.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Есть ли на выставке лишние книги? Обоснуй свой ответ.

К какому жанру литературы можно отнести произведения?

Есть ли на выставке сборники?

Какие авторы представлены в сборниках?

Найдите и прочитайте аннотацию к одному из сборников. О чем эта книга?

Прочитайте с обложки и титульного листа книги фамилии авторов. Что их объединяет?

Сегодня на  уроке  мы будем читать стихи и прозу  тамбовских   писателей  и поэтов для  детей .

Прочитайте хором вслух тему сегодняшнего  урока  внеклассного чтения.

5.Чтение и анализ стихов  тамбовских  поэтов.

1.Татьяна Львовна Курбатова (из сборника «Тамбовский писатель 2009г»., 1том поэзия)

А) Чтение наизусть учениками.

Б) Беседа по прочитанному:

Что вам больше всего запомнилось? Почему?

Какое настроение осталось у вас после чтения произведения?

Какие слова затрудняли?

Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения.

Г) Рассказ учеников о творчестве Т.Л.Курбатовой

Физкультминутка.

А) Я к вам обращаюсь, товарищи дети: (руки вперед)

Полезнее книги нет вещи на свете! (наклоны головы)

Пусть книги друзьями заходят в дома. (ходьба на месте)

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (хлопки в ладоши)

Б) Утром солнышко встает (руки вверх)

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я, — (ходьба на месте)

Здравствуй, улица моя.

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути: (приседания)

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я, —

Здравствуй, Родина моя! (хлопки в ладоши)

Работа с выставкой детских рисунков.

Рассматривание рисунков детей по теме «Тамбов – родной край».

Тест1.О какой малой родине говорится в этих стихах?

А) О Российской федерации

Б) О  Тамбовском  крае

В) О городе Москве

2.Как называется главная, торжественная песня (музыка)  Тамбовской  области, которая исполняется в дни праздничных торжеств и знаменательных событий в жизни тамбовчан?

А) гимн

Б) герб

В) флаг

3.Назовите главный город  Тамбовской  области, административный центр.

А) Тамбов

Б) Москва

В) Котовск

Обобщение

1.Вопросы.

С какими произведениями вы познакомились на  уроке ?

Каких новых авторов вы узнали и полюбили?

Какие книги хотели бы еще прочитать? Почему?

Зачем нужно читать книги наших талантливых земляков?

Итог урока. Чем эти  писатели  и их книги могут нам помочь в современной жизни

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/403601-otkrytyj-urok-vneklassnogo-chtenija-tambovski

«Тамбовские писатели и поэты детям»

Подобный материал:

  • Рабочая программа по курсу «Литературный Тамбов», 191.27kb.
  • «Край родной, навек любимый. Где найдешь еще такой?» пелось в одной известной песне, 33.57kb.
  • Тематическое планирование уроков литературного чтения по книге «Парус» для 4 класс, 194.49kb.
  • Южноуральские поэты и писатели в во войне, 5.57kb.
  • 1 класс Современные русские и зарубежные писатели и поэты, 20.61kb.
  • Сочинение  «С этих рук я увидел Родину», 136.97kb.
  • Проект «Сказка всем»   Международный союз писателей, 39.04kb.
  • Участник Великой Отечественной войны. Как поэт Абилев становится известным еще до войны., 515.07kb.
  • С ценарная сценарии российской прессы: издания наших партнеров, 93.82kb.
  • Курс Лукина Л. Е. Научные консультанты: Глазкова О. М., Абакшина, 579.24kb.

Педагогический Интернет-клуб Тамбовщины

Сетевое сообщество работников образования Тамбовской области

Разработка

интегрированного урока

внеклассного чтения и краеведения

в 3 классе начальной школы

Составитель:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №18 г.Тамбова

Миронова Елена Борисовна

Тамбов 2006

Тема: «Тамбовские писатели и поэты — детям»

(К 70-летию Тамбовской области).

Цели:

  1. Расширять кругозор учащихся на основе материала по краеведению, содействовать формированию нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
  2. Помочь детям узнать поэтов и писателей родного края, начать знакомство с их произведениями.
  3. Вызвать у учащихся интерес к литературному творчеству.
  4. Формировать и развивать навыки выразительного чтения.
  5. Развивать речь и мышление учащихся.
  6. Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

Подготовка к уроку: детям дается задание найти и прочитать произведения тамбовских поэтов и писателей, научиться читать стихи и прозу выразительно, по желанию 1 стихотворение можно выучить наизусть; узнать о жизни писателей, записать самые интересные факты в корреспондентский блокнот; нарисовать рисунки о Тамбовском крае; для себя учитель готовит стихи, загадки, пословицы и поговорки, справочный материал о творчестве писателей, одно из стихотворений учит наизусть.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Постановка целей. Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

А) Звучит гимн Тамбовской области на музыку В.Агапкина, текст А. Митрофанова.

Б) Учитель читает наизусть стихотворение В. Дорожкиной «С малой родиной я говорю…»

В) Вопросы:

      • Как вы понимаете строки «С малой родиной я говорю…»?
      • Объясните понятия «малая» и «большая» родина.
      • Что вы знаете о своей «малой» родине? Расскажите.
      • Какую знаменательную дату тамбовчане будут отмечать в 2007 году?

Г) Вводное слово учителя.

Тамбовский край… Край необозримых хлебных полей, лесных массивов, безграничных степных просторов. Неяркие и неброские ландшафты края таят в себе скромную красоту. Она вдохновляла поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства.

Д) Работа по административной карте Тамбовского края.

В 1928 году была образована Центрально-Черноземная область. В состав которой вошла Тамбовская губерния. В 1937 году ЦЧО была разделена на 5 областей, в том числе и Тамбовскую область.

27 сентября 2007 года Тамбовская область отметит свое 70-летие. Сейчас в ее состав входят 23 района.

В области 8 городов (Тамбов, Жердевка, Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Рассказово, Уварово), 12 поселков городского типа.

  1. Речевая разминка
    1. Загадка:

Средь диких степей,

Болот и лесов,

Заставой к Москве

Родился … (Тамбов)

    1. Игра «Подбери слово»

Тамбов — … (тамбовчане)

Мичуринск — … (мичуринцы)

Рассказово — … (рассказовцы)

Курск — … (куряне)

Уварово — … (уваровцы)

Какое слово лишнее? Почему?

Ответ : Курск.

    1. Игра «Доскажи словечко».

Разве можно тебя не любить?

Сердце здесь наполняется силой.

Без тебя мне не жить, не творить,

Без тебя человеком … (не быть).

Ты взрастила великих … (людей),

Ты такие таланты питала!

На просторах … (полей) и в тени … (тополей)

Ты чаруешь красою своей…

— Чему посвящены эти замечательные строки из стихотворения В. Дорожкиной?

  1. Работа с выставкой книг.
      • Рассмотрите книги на выставке.
      • Чем они похожи? Чем отличаются?
      • Есть ли на выставке лишние книги? Обоснуй свой ответ.
      • К какому жанру литературы можно отнести произведения?
      • Есть ли на выставке сборники?
      • Какие авторы представлены в сборниках?
      • Найдите и прочитайте аннотацию к одному из сборников. О чем эта книга?
      • Прочитайте с обложки и титульного листа книги фамилии авторов. Что их объединяет?
      • Сегодня на уроке мы будем читать стихи и прозу тамбовских писателей и поэтов для детей.
      • Прочитайте хором вслух тему сегодняшнего урока внеклассного чтения.
  1. Повторение правил обращения с детской книгой.

Инсценирование отрывков (проговаривание и показ действий)

      • Первый ученик: берем книгу чистыми руками, листаем бережно и аккуратно.
      • Второй ученик: не загибай углы страниц, при чтении пользуйся закладкой.
      • Третий ученик: не складывай книгу пополам в обратную сторону, держи книгу на расстоянии 30 см. от глаз.
      • Четвертый ученик: обернем книгу перед чтением, чтобы в ней не было пятен.
      • Пятый ученик: ничего в книге не пишем и не рисуем, вложим чистый лист для записей.
  1. Чтение и анализ стихов тамбовских поэтов.
    1. Л.И. Сергеева «Гимн Тамбову» (из сборника «Жжет костры златая осень…»)

А) Читает наизусть ученик.

Б) Словарная работа.

      • Замените синонимом слово «застава».
      • Объясните строчки «Наш дом и оплот».
      • Как понимаете слова «Твердынею стал»?

В) Вопросы:

      • Что ты узнал из аннотации об авторе?
      • Чем тебе понравились стихи?
      • Какое настроение создают эти строки?
      • Почему это стихотворение так называется?
    1. Т.Л. Курбатова «Ромашковая Русь» (сборник «Тамбовские писатели в детском чтении»)

А) Читает наизусть ученик.

Б) Беседа по прочитанному:

      • Что вам больше всего запомнилось? Почему?
      • Какое настроение осталось у вас после чтения произведения?
      • Какие слова затрудняли?
      • Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения.
      • Объясните, как понимаете строки «Березовое кружево, ромашковая Русь…»

В) Игра «Корреспондентский блокнот».

      • Что бы вы хотели узнать об авторе?
      • Какие мысли и сведения об авторе занесем в корреспондентский блокнот?
    1. Г. Простосердова «Единая Россия» (сборник «Любовь – начало всех начал»)

А) Ученик читает вслух.

Б) Вопросы и задания:

      • Какие чувства вызывают эти стихи?
      • Найдите строчки о нашей большой родине.
      • Как понимаете строки «Страна умов, страна идей …»?
      • Перечитайте хором строки, выражающие любовь к своей стране.

«Любимая моя Россия,

Твое я прославляю имя…»

      • Подбор эпитетов о России (добрая, счастливая, единая, могучая, рассветная, кипучая…)
    1. Краеведческая страница. Рекомендация книги.
      • Рассмотрите изображения гербов на доске (рисунки учащихся)
      • Найдите герб Тамбова
      • Объясните символику герба Тамбова.
      • Поиграем в игру «Путаница». Соотнесите картинки с изображением флагов и карточки со словами
флаг России и флаг Тамбовской области ,

исправьте ошибки.

      • Что за книгу я держу в руках?
      • Прочитайте на титульном листе фамилию автора и название книги.
      • Кто читал книгу «Сказы о Земле Тамбовской» Т.И. Поповой? Расскажите о прочитанном.
      • Какой сказ вас заинтересовал больше всего?
      • Краткий пересказ легенды о Цне и Студенце.
    1. М. Репин «Хорошо на речке Цне» (из сборника М. Репина «Улыбается весна». Краеведческая страничка.

Задания:

А) Чтение стихотворения наизусть.

Б) Словесное рисование.

В) Выделение главной мысли.

Г) Рассказ учителя о Красной книге Тамбовщины.

В Красную книгу внесены живые существа Земли, которые нуждаются в охране и защите. В Тамбовской области в 2000 году издана своя Красная книга. В нее внесены более 600 видов растений и животных.

Д) Чтение стихотворения в паре хором по строфам (тренируются коммуникативные навыки). Одновременно с чтением происходит моделирование эпизодов на магнитной доске с изображением редких растений и животных Тамбовщины.

    1. В.Т. Дорожкина «Есть губернии краше…» (сборник «Тамбовские писатели в детском чтении»)

Задания:

А) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Б) Вопросы по содержанию:

      • Понравились ли вам стихи?
      • Что запомнилось больше всего?
      • Найдите строчки о месторасположении Тамбовской губернии на карте России. Прочитайте.
      • Перечитайте строки об истории родного края.
      • Найдите строчки о реке Цне. Найдите сравнение. Прочитайте выразительно последний столбик.

В) Составление речевой партитуры:

Есть

губернии

| краше, |

Богаче, | красивей, ||

Но

Тамбовщина наша

– |

В

самом

центре России ||

Цна – голубка

| пленяла |

Не

одно

поколенье… ||

Перед

родиной малой

|

Постоим

на коленях

. ||

      • Выразительное чтение отрывков по речевой партитуре.

Г) Игра «Корреспондентский блокнот»

      • Что вы узнали нового об авторе стихотворения?
      • Рассказ учителя о творчестве В.Т. Дорожкиной. Дети делают записи в корреспондентский блокнот.

Валентина Тихоновна Дорожкина – поэт, прозаик, литературный критик. Родилась в городе Мичуринске Тамбовской области. Автор 20 книг стихов и прозы. Лауреат многих литературных премий. Руководитель литературно-творческого объединения «Тропинка», которое работает в областной детской библиотеке более 20 лет. Автор пособия для работы с одаренными детьми «Учиться искусству слова».

      • Игра «Придумай рифму» к словам: тишина, портрет, машина, блокнот, аллея.
    1. М. Знобищева «Колокола» (из сборника «Зеленая волна»)

Задания:

А) Заучивание отрывка из стихотворения В.Т. Дорожкиной «Дружу с детьми и чудесами»

Дружу с детьми и чудесами

И верю в добрую молву.

Не наблюдаю за часами,

А просто счастливо живу…

Б) Рассказ учителя о творчестве М. Знобищевой.

Мария Знобищева родилась в Тамбове в 1987 году. С 8 лет начала писать стихи, с 10 лет – заниматься в литературно-творческом объединении «Тропинка», ученица поэтессы В.Т. Дорожкиной. Окончила школу №24 г.Тамбова, автор 4 поэтических сборников. В 2004 году поступила в ТГУ им Г.Р. Державина, будущий преподаватель русского языка и литературы. В библиотеке имени С.Я. Маршака г.Тамбова ведет занятия с детьми литературным творчеством.

В) Ученик читает наизусть стихотворение М. Знобищевой «Колокола».

Г) Обмен впечатлениями.

Физкультминутка.

А) Я к вам обращаюсь, товарищи дети: (руки вперед)

Полезнее книги нет вещи на свете! (наклоны головы)

Пусть книги друзьями заходят в дома. (ходьба на месте)

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (хлопки в ладоши)

Б) Утром солнышко встает (руки вверх)

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я, — (ходьба на месте)

Здравствуй, улица моя.

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути: (приседания)

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я, —

Здравствуй, Родина моя! (хлопки в ладоши)

  1. Работа с выставкой детских рисунков.
    1. Рассматривание рисунков детей по теме «На улицах Тамбова».
    2. Озвучивание «немых» мультфильмов

(Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения В.Т. Дорожкиной «На улицах Тамбова», а ученики показывают классу подходящий рисунок )

  1. Занимательный материал.

Решение логически-поисковых задач, связанных с содержанием произведения.

Шифровки.

  1. Угадайте название произведения Л.И. Сергеевой.
г и 1 2
т м а 5 3 6
в н м 10 4 7
о б у 9 8 11

Ответ: «Гимн Тамбову»

  1. Замените все парные согласные на их пары по глухости – звонкости.
    • «Згасга о гарантажах»

Ответ: «Сказка о карандашах» В. Стебеньков

    • «Даешные згасги»

Ответ: «Таежные сказки» И. Елегечев

    • «Бчела Шуша»

Ответ: «Пчела Жужа» Р. Гевондян

  1. Читайте только русские буквы.

L K W O Л R O F K N O Л Q А

Ответ: «Колокола», М. Знобищева

  1. Прочитайте, начиная с самой большой буквы, в порядке уменьшения

С К А Д Я К О Ф А Л В Ы Н Р РО Д

Ответ: «Скафандр для коровы», А. Акулинин

  1. Соедините буквы и цифры, начиная с 1, прочитайте название произведения И. Шамова
Л О К Ё П Т О
1 2 3 4 5 6 7

Ответ: «Тополек» И. Шамова

  1. Расшифруйте стихи Т.Л. Курбатовой

РОМА + ШКОЛА — ЛА + ВА + ЯК – К

РУЛЬ – УЛЬ + УС + Ь

Ответ: «Ромашковая Русь» Т.Л. Курбатовой

  1. Восстановите слова, добавив гласные

ХРШ Н РЧК ЦН

Ответ: «Хорошо на речке Цне» М. Репин

  1. Замените слова на противоположные по значению
    • «Гусеница под дождем»

Ответ: «Бабочка под зонтиком» Ю Макаров

    • «Злой снег»

Ответ: «Добрый дождь» А. Акулинин

    • «Курица с зелеными глазами»

Ответ: «Петух с красными ушами» А. Шилин

  1. Тест
    1. Назовите автора стихотворения «Ромашковая Русь»

А) Т.Л. Курбатова

Б) И.С. Кучин

В) А.М. Акулинин

    1. Найдите заголовок к стихам В.Т. Дорожкиной

А) «Единая Россия»

Б) «Гимн Тамбову»

В) «С малой родиной я говорю…»

    1. Прочитайте отрывок из стихотворения В.Т. Дорожкиной:

«Снова с берега вдаль я смотрю:

Ты великой, земля моя, стала

Здесь встречаю зарю, провожаю зарю –

С малой родиной я говорю.»

О какой малой родине говорится в этих стихах?

А) О Российской федерации

Б) О Тамбовском крае

В) О городе Москве

    1. Как называется главная, торжественная песня (музыка) Тамбовской области, которая исполняется в дни праздничных торжеств и знаменательных событий в жизни тамбовчан?

А) гимн

Б) герб

В) флаг

    1. Назовите главный город Тамбовской области, административный центр.

А) Тамбов

Б) Москва

В) Котовск

    1. Сколько лет исполняется Тамбовской области в 2007 году?

А) 5 лет

Б) 70 лет

В) 370 лет

  1. Обобщение
    1. Вопросы.
  • С какими произведениями вы познакомились на уроке?
  • Каких новых авторов вы узнали и полюбили?
  • Какие книги хотели бы еще прочитать? Почему?
  • Зачем нужно читать книги наших талантливых земляков?
  • Чем эти писатели и их книги могут нам помочь в современной жизни?
  • Что изучает наука краеведение?
  • Что означают слова «патриот», «патриотизм»?
  • Что значит любить свою малую родину?
  • Чем мы можем помочь своей малой родине?
    1. Игра «Собери пословицу».
  • Мать, умей, за, родина, постоять, нее.

Ответ: «Родина – мать, умей за нее постоять»

  • Человек без … — что … без песни.

Ответ: «Человек без Родины – что соловей без песни».

  • Нет, краше, чем, земли, наша, Родина.

Ответ: «Нет земли краше, чем Родина наша».

  • Чему учат нас эти народные пословицы?
  1. Итог урока.

Список рекомендованной литературы.

    1. Акулинин А. Скафандр для коровы. – Т., 1992
    2. Гевондян Р. Сказки для детей и взрослых. – Т., 2003
    3. Дорожкина В. Избранное. – Т., 2004
    4. Дорожкина В. Опять тревожит душу листопад… — Т., 1999
    5. Елегечев И. Таежные сказки – Т., 2000
    6. Знобищева М. Зеленая волна. – Т., 2006
    7. Макаров Ю. Бабочка под зонтиком. – В., 1990
    8. Милосердов С. России чистая душа. – Т., 1993
    9. Попова Т. Сказы о Земле Тамбовской. – Т., 2004
    10. Простосердова Г. Любовь – начало всех начал. – Т., 2006
    11. Репин М. Улыбается весна. – Т., 1998
    12. Сергеева Л. Жжет костры златая осень … — Т., 2004
    13. Стебеньков В. Сказка о карандашах. – Т., 1996
    14. Тамбовский альманах №1 / Под ред. Наседкина Н. – Т., 2005
    15. Тамбовские писатели в детском чтении / Под ред. Первовой Г. – Т., 2006
    16. Шилин А. Петух с красными ушами. – Т., 1993

Подборка стихов

В.Т. Дорожкина

* * *

Дружу с детьми и чудесами

И верю в добрую молву.

Не наблюдаю за часами,

А просто счастливо живу.

Люблю. Встречаю. Провожаю.

И не себе принадлежу.

Я истин не провозглашаю,

Я просто ими дорожу.

И на судьбу я не в обиде.

Спешу, но не безумно мчусь:

Спешу познать, спешу увидеть,

Живу и мудрости учусь.

Друзьям обязана я многим.

И так хочу я жизнь прожить,

Чтоб горько не было итоги

В конце дороги проводить…

Не вхолостую сердце бьется:

Не опоздать, не опоздать!

И времени не остается,

Чтоб за часами наблюдать.

В.Т. Дорожкина

Есть губернии краше…

Есть губернии краше,

Богаче, красивей,

Но Тамбовщина наша —

В самом центре России

Начиналась как крепость,

Разрослась вширь и ввысь.

В людях – сила, и крепость,

И кипучая жизнь …

Цна – голубка пленяла

Не одно поколенье…

Перед родиной малой

Постоим на коленях.

В.Т. Дорожкина

На улицах Тамбова

Опять пешком иду с работы,

Чтобы увидеть еще раз

Весенне – летние красоты –

Отраду для души и глаз.

Не выразить все чувства в слове,

И остается лишь сказать:

Как хорошо в родном Тамбове

Жить и любить, стихи писать,

И Набережной восхищаться,

Пред храмами благоговеть,

И низко кланяться за счастье

Не просто жить, дышать, а – петь!

За этот дар – красоты видеть

И злом на зло не отвечать…

Клен у дороги – словно витязь,

Пред ним – березовая рать.

Пропахли улицы сиренью,

И воздух – терпкое вино.

И просто было бы грешно

Не написать стихотворенье.

В.Т. Дорожкина

С малой родиной я говорю

Снова с берега вдаль я смотрю:

Ты великой, земля моя, стала

Здесь встречаю зарю, провожаю зарю –

С малой родиной я говорю…

Разве можно тебя не любить?

Сердце здесь наполняется силой.

Без тебя мне не жить, не творить,

Без тебя человеком не быть.

Ты взрастила великих людей,

Ты такие таланты питала!

На просторах полей и в тени тополей

Ты чаруешь красою своей…

Снова с берега вдаль я смотрю:

Ты великой, земля моя, стала.

Здесь встречаю зарю, провожаю зарю –

С малой родиной я говорю.

М. Знобищева

Колокола

Земля покоя не ждала,

Надеясь с небом повенчаться.

Колокола, колокола

С утра вызванивают счастье.

Бровей державинский излом,

Иных эпох слова и лица…

Еще не отданным теплом

Так хочет город поделиться.

Он помнит каждую весну

И каблучок шалуньи каждой,

И солнце, канувшее в Цну,

Томится нежностью, как жаждой.

И нас качает, как детей,

В ладонях теплых и безгрешных

Там на бессонной высоте

Колокола и свет нездешний.

Т.Л. Курбатова

Ромашковая Русь

Березовое кружево,

ромашковая Русь,

Смотрю в глаза озерные,

Гляжу не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины,

Настой медовых трав,

Цветут ромашки белые

под кружевом дубрав.

Г. Простосердова

Единая Россия

Страна умов, страна идей,

Страна отцов и сыновей,

Страна любимых матерей

И добрых чистых дочерей.

Любимая моя Россия,

Твое я прославляю имя.

Ты – добрая, счастливая,

Любовию хранимая,

Единая, могучая,

Рассветная, кипучая.

М. Репин

* * *

Хорошо на речке Цне

Утром тихим розовым.

Будто рыбка на волне,

Пляшет лист березовый.

Глянешь с горки, —

в глубине

Солнце красит камушки.

Хорошо на речке Цне,

Как в гостях у бабушки!

Л.И. Сергеева

Гимн Тамбову

Средь диких степей,

Болот и лесов,

Заставой к Москве

Родился Тамбов.

Он лес потеснил,

С годами крепчал.

Врагов не пустил, —

Твердынею стал.

Злою птицей война

Кружила над ним,

И узнала она –

Он непобедим!

И он стал навсегда –

Наш дом и оплот!

Пусть живет здесь в веках,

Мой великий народ!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказы салтыкова щедрина короткие
  • Рассказы тамары мещеряковой на дзене
  • Рассказы солдат внутренних войск
  • Рассказы с юмором из жизни
  • Рассказы таежных охотников сибири

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии