Данчинова Мария Даниловна
Улан-Удэ, Россия
ЖИЗНЬ НАРОДА ГЛАЗАМИ ПИСАТЕЛЯ
Статья посвящена рассмотрению творчества Виктора Астафьева и Валентина Распутина через жанр рассказа. В литературоведческом аспекте рассмотрены два последних рассказа писателей «Пролетный гусь» В.Астафьева и «В ту же землю» В.Распутина. Обоснованность аналитического сопоставления данных рассказов исходит из заключенной в них авторской концепции мира и жизни человека в нем. Обоих писателей остро беспокоит вопрос утраты духовных основ русским человеком, пошатнувшаяся вера народа в правильность государственной идеологии того времени. Писатели, художественно анализируя жизнь , подводят читателя к философскому осмыслению мира, в котором все: и быт людей, и культура народа, и национально-религиозные истоки имеют одно начало. Разрушение одного из данных жизненных направлений ведет к крушению всего мира. Оттого герои писателей так одиноки и неустроенны в таком — пустом мире. В.Астафьев и В.Распутин затрагивают актуальные вопросы и проблемы времени в темах, как человек и власть, государственное устройство и жизнь народа, взаимоотношения люлей. Художественный вердикт писателей един: нет человека без общества, общества, отделенного от самого мира, государства без людей. С позиции писателей человек обязан находится всегда на пересечении и соединении данных начал, которые должны гармонично располагаться по отношению друг к другу.
Ключевые слова: писатель, мировоззрение, рассказ, герой, художественное осмысление, видение писателя, пространство, время.
The life of people through writer’s vision
Danchinova Mariya Danilovna
Ulan-Ude, Russia
The article is devoted to the creative activity of Victor Astafiev and Valentin Rasputin through the genre of a short story. The author considers two later stories»Flying-pass goose» by V. Astaf’ev and «To the same land,» by V. Rasputin in literary aspect. The validity of an analytical comparison of these short stories based on the authors’ conception of the world and human life in them. Both writers are concerned about the loss of Russian man’s spiritual foundations, people’s loss offaith in the state ideology. The writers through artistic analysis of life, lead the readers to philosophical reflection on the world in whichlife and culture of the people, national and religious issues -all have the same origin.
The destruction of one of these areas of life leads to the collapse of the entire world. That’s why the characters of these writers are so lonely and have no positions in that empty world. V.Astafev and V. Rasputin consider relevant issues and the questions of time, such as a person and authority, public governing and life of people, the relationship of people. The writers’ artistic conclusion is the same: there is no man without society, the society, separated from the world, a state without people. From the writers’ point of view there should always be a person, who must be at the intersection andthe connection of these two roots, which must be perfectly positioned in relation to each other.
Key words: writer, Weltanschauung, short story, character, artistic interpretation, the writer’s position, space, time
Творчество В.Астафьева и В.Распутина относится ко второй половине ХХ века. Однако проблемы, обозначенные в произведениях писателей, выходят далеко за рамки этого исторического времени. Особенно это заметно в жанре рассказа. Писателей волнует судьба не отдельного человека, а всего народа.
Для анализа не случайно взяты два рассказа писателей. Рассказ «Пролетный гусь» — последнее творение В.Астафьева, рассказ В. Распутина «В ту же землю» также написан в позднем периоде творчества писателя. Это своего рода рассказы — завещания.
Астафьев раскрывает перед нами послевоенную судьбу народа на примере трагической судьбы молодой пары Марины и Данилы. Человеческая жестокость и непонимание не знают предела. Само название «Пролетный гусь» символическое. В рассказе раскрывается тема глубокого одиночества человека, подчеркнутая символическим образом пролетного гуся. Одинокий гусь, оторвавшийся от стаи, всегда погибает. Гуси не могут жить в одиночку, а только семьей, стаей.
У героев рассказа «Пролетный гусь» нет корней, нет родни. На одиночество герои были обречены войной: «Свело их, Марину и Данилу, в долгом послевоенном пути прямо на железной дороге». Он, Данила, еще совершенно молодой человек, только начинающий жить, с орденами и медалями во всю грудь, готов был жить мирной жизнью, чтоб построить свой дом, завести семью, детей. Он не боялся никакой работы. Такой же была и Марина, недавняя медсестра на фронте. И она жаждала обыкновенных радостей жизни. И неудивительно, что именно одиночество каждого из героев толкает их друг другу: «За время пути, хоть и немного, они вызнали друг о друге. Да и вызнавать особо нечего было — биографии они не накопили, война — какая биография? Пустое время, понапрасну для жизни потраченное…И оставалось ей одно — вцепиться в Данилу, этого нечаянного сродного братца, и никуда не отпускать». Здесь именно тот судьбоносный случай, способствующий соединению людей, что характеризуется М.Бахтиным как хронотоп встречи [1, с. 443].
Автором постоянно подчеркивается тема одиночества, тому способствуют подобранные слова, в которых отражается данная проблема. Таких слов много, как «ни одного», «ни одной», «один», «однооконной», «одно», «одна-то». Так писатель всякий раз подчеркивает сиротство своих героев и их затерянность в этом огромном жестоком, суровом мире. Кульминационный момент этого трагичного мира раскрывается в смерти сына Данилы и Марины. Этот едва родившийся к жизни росток уже был обречен обществом на смерть. В момент смерти мальчика автор как будто совершает метаморфозу с героями: будто бы не мальчик, их сын уходит из жизни, а они – родители оказываются брошенными на произвол судьбы. Так можно понять тот эпизод, где герои после похорон своего сына оплакивают его: «Когда отшелестели и удалились шаги Пахомки, стоявшие по ту и другую сторону холмика Марина и Данила вдруг сцепились над могилой в неистовом объятии и выли громко, пока был голос, потом уж плакали молча до тех пор, пока не иссякли в них слезы и силы». С позиции исследователя, такая картина призвана усилить осмысление трагичности жизни как таковой [2, с. 23].
В данном рассказе очень проникновенно и трагично воплощена тема сиротства, одиночества, обреченности людей в противостоянии с суровой, невыносимо тяжелой жизнью в условиях сильного и мощного государства. При этом создается иллюзия оторванности жизни народа от собственно государственного устройства. Писатель словно показывает, что государство как некое мощное создание где-то далеко, оно отстраненно от всего народа, которому приходится в жизни надеется только на свои израненные войной силы. Несмотря на мотив смерти в художественной идее рассказ «Пролетный гусь» становится в то же время призывом к любви, состраданию, соблюдению христианских заповедей по отношению к самым близким друг к другу людям.
В этом отношении рассказ В.Г. Распутина «В ту же землю» также несет в себе подобные мотивы. Как и рассказ В.Астафьева «Пролетный гусь», рассказ В.Распутина посвящен нравственным проблемам современного общества, государства. Автор раскрывает перед нами судьбы народные на примере героини Пашуты и ее матери. Название рассказа «В ту же землю» так же символично.
Мобильность, краткость, сжатость всего действия устремлено к центральному событию, а именно к похоронам матери Пашуты. Общий фон жизни в рассказе дан через описание жизни в деревне, из которой героиня бежит в поисках лучшей доли. Некогда оживленная их деревня, полная людьми и крестьянским трудом, представляет собой ту старину, те Ленские и Приангарские просторы, что исчезают и уже исчезли с лица земли: «Деревня еще стояла под небом, не было ни колхоза, ни совхоза, ни магазина. Отпустили деревню на полную райскую волю. Зимой все заносило снегом, мужики промышляли. И пили, пили. Ничто не стало нужно. А деревня брошенная, она ждет, кому бы отдаться, кто бы хлеб привозил». Так в рассказе образ деревни, откуда родом героиня, свелся к образу нищего потребителя, ожидающего, кто же подвезет хлеб и водку.
Однако в рассказе не только деревня становится олицетворением разрухи и нищеты жизни и людей. Таким же становится и сам город. Сущность города раскрывается в газетных статьях о достижениях алюминиевого завода, лесопромышленного комплекса, других промышленных стройках. Все перечисленное создает облик расползшегося чудовища, которому нет границ.
Здесь, как в романе А.Платонова, строили город будущего, а выстроили «медленно действующую камеру» под открытым небом. Эта метафора усиливает звучание произведения. В художественной позиции Распутина, как и у Астафьева, проявляется едва сдерживаемое горькое признание: страна создает среду, где возник конфликт между народом и властью.
В рассказе Распутина конфликт имеет местное значение, но иго центральной власти чувствуется везде. Автор не дает им ни имени, ни фамилий, ни должности. В образе, данным одним словом «Они», предстает облик представителей «законной власти», которых так боится Пашута. «Они» жаждут дач, машин, дефицитов и находятся в Приангарье только до получения выслуги, а потом едут на юг, где заранее для них «возводятся дома». Образ их несет народу одни лишь беды. Такие «представители власти», с точки зрения писателя, не способны не то чтобы позаботиться о судьбах людей, а просто создать им обыкновенные необходимые условия жизни.
Главная героиня далека от политики и от власти. Поэтому устремлена сама похоронить мать, но к НИМ идти не хочет, так как понимает всю силу ненужных дополнительных хлопот после это. Она, несмотря на свой страх перед «законом», выполняет свой дочерний долг на пределе сил и возможностей – предает тело матери земле, придерживаясь по возможности христианских законов. Одно в этом ритуале находится за рамками святых законов — Пашуте приходится хоронить свою мать украдкой, ночью, а не при солнечном — значит, божественном свете. Прежний муж, его друг Сергей помогают Пашуте. И в этом проявляется все еще сохраняющаяся черта русских людей — та затаенность нравственного источника, которую ничем, никем нельзя вытравить — никакой властью, потому как истоки человеческого отношения заложены в людях самим богом, идут из глубин веков.
В конце рассказа на месте тайного захоронения матери Пашута вдруг обнаруживает уже три холмика — так образуется кладбище как закономерный итог такой беспредельной жизни.
Если в поэтике рассказов Астафьева выражается прежде всего гибельность реального мира, то у Распутина обозначается еще трагичнейшая сторона — та предельность мира, за чертой которого нет жизни.
Таким образом, в рассказах В.Астафьева и В.Распутина воплощены темы обездоленности людей, их неустроенности, одиночества, трагичность судьбы при крепнущем год от года, развивающемся государственном строе. Писатели показывают разные типы человеческого одиночества, сиротства и неустроенности.
При внешнем многообразии тем и сюжетов в данных рассказах писателей преобладает одна важнейшая доминанта: через жизнь отдельного человека проследить судьбу всех людей, представить такие реалистические зарисовки, в которых отразились бы и многовековая культура народа, и национальный – стоический характер русского человека, и процесс противостояния патриархального уклада деревни как некоего живого процесса так называемой «новой жизни» в образе строящегося, крепнущего государства, но как некоего неживого монстра, существа, в котором человек обречен на гибель.
Литература
-
Бахтин. М. М. Вопросы о литературе и эстетике, М., 1997
-
Макина М. Жанр рассказа в отечественной литературе // Вопросы литературы. — М., 1988, № 4, с. 22-23
-
Астафьев В.П. Пролетный гусь. — Ирк., 2001.
-
Распутин В. Рассказы. Ирк, 2004
6
Уроки внеклассного чтения в 8 классе
Тема урока : » Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась…» ( проблема нравственности в повести В. Распутина «Нежданно- негаданно» и рассказе В. Астафьева «Людочка») ( 2 урока).
Цель: сформировать компетентность учащихся по теме на основе произведений В.Распутина и В. Астафьева, в основе которых размышления о нравственных категориях.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с проблематикой произведений В. Распутина и В. Астафьева;
раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяемыми в творчестве писателей.
Развивающие – побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих и родных людей друг к другу на основе прочитанных произведений ; активизировать учащихся, вызвав интерес к теме.
Воспитательные — формировать активную жизненную позицию у старшеклассников.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы и приемы обучения : урок открытых мыслей.
Структура урока:
- Фаза: «Вызов интереса».
- Фаза: «Осмысление через погружение в текст.
- Фаза: «Размышление». «Вывод».
Оформление урока:
- Выставка книг с произведениями В. Распутина и В. Астафьева.
- Презентация
- Листочки для письма героине повести.
- Тексты с произведениями писателей.
Планируемые результаты:
- Усвоение нового материала.
- Умение определять сущность нравственных понятий.
Ход урока:
- Фаза: «Вызов интереса».
- Учитель:
Совсем недавно в Интернете я прочла стихи. Их написала ваша ровесница. Думаю, что она обращалась к нам.
В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней
Давай поговорим о доброте,
Что спрятана в душе твоей.
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет на уроке наш разговор?
Хватает ли нам сегодня доброты, человечности, чуткости по отношению друг к другу?
Предлагаю тему сегодняшнего урока: « Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась». (Слайд презентации № 1)
На уроке мы познакомимся с произведениями наших современников, народных писателей, васнецовских богатырей, в которых они затрагивают нравственные проблемы. (Слайд презентации №2).
Остановимся на повести В. Распутина «Нежданно – негаданно» и на рассказе В. Астафьева «Людочка»
- Ученик : Прочтем эпизод из повести В .Распутина «Первая встреча с девочкой» ( Слайд презентации №3)
- Стихотворение Ю. Друниной читает учитель:
Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?
- Объявление темы и задачи урока. ( Слайд презентации № 4)
— Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: » Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова» . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами ?
Учитель: Скажите, ребята, можно ли назвать отношения между людьми в нашем обществе гуманными, добрыми?
Учащиеся: Нет, так как нарушается закон гуманности.
— Поставим перед собой задачу — выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: » Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина » Неожиданно- негаданно» поможет нам.
II. Фаза урока: «Погружение в тему. Осмысление» .
1. Работа над термином » гуманизм»
— Что такое гуманизм?( Слайд презентации №5)
Гуманизм: — 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.
— Назовите черты гуманной личности: ( Слайд презентации №6)
- Умение владеть собой
- Доверие
- Чуткость
- Способность к сопереживанию
- Снисходительность
- Расположенность к другим
- Доброжелательность
- Милосердие
- Способность к эмпатии (сочувствие)
- Ответственность
- Готовность понять другого человека
- Отзывчивость
- Культура поведения
2. Аналитическая беседа по тексту.
— Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?
Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:
- для него характерно гуманное отношение к окружающим;
- его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
- Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
- с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь «растопить» в нем «застывшее сердечко».
Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова — Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, «сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:
— Сеня! Сеня! Сеня!»( Слайд презентации № 7)
— А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?( Слайд презентации №
Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика «в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом»; 3) Олега: Ахмета:».Там много было. Приезжали и уезжали», которые приносили горе другим, которые «стреляли в тетю Люсю:».
3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:
1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.
2) Определение смысла названия рассказа.
Продолжение беседы.
Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.
На вокзале.
Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки — девочки
тряпочная кукла — самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится — признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди — ошалелые.
Да и ни при чем тут люди — граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного — здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться —
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым — не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:
— Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся «взялась детишками торговать? Коммерцию, что ли, такую открыла?»
— Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?
— Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?
— Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?
— Почему Катя уходит и куда? Можно только предполагать и домысливать.
— Жизнь ее остановилась?
Учащиеся делятся мыслями. Пишут коллективное письмо , в котором дают советы или просто обращаются с добрыми словами.
Ей только 6 лет.
Учитель: Обратимся к произведению В. Астафьева «Людочка»,героиня которого была вашей ровесницей.
— Можно ли назвать гуманными отношения героев в этом произведении?
Беседа с классом по вопросам:
- Кто отнял у Людочки возможность жить достойно?
- О чем заставил задуматься В. Астафьев? (оглянуться , ужаснуться и задуматься над вопросом: Что есть мы? Что есть жизнь? Кто виноват и что делать?)
- В чем трагедия девушки? (оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Ее отравила атмосфера бездуховности и цинизма)
Давайте выделим эпизоды жизни, определившие ее судьбу. Работа по тексту)
- Дом;
- Школа;
- Город,Гавриловна;
- Круг общения;
- Парк, растлевающий душу и тело;
- Трагедия;
- Встреча с матерью
- Смерть героини.
Кто виноват в трагедии девушки?
3.Фаза «Размышления». «Вывод».
Мать, не сумевшая помочь дочери;
Одноклассники;
Сама Людмила, не нашедшая в себе сил бороться.
Что делать в сложившейся ситуации? Как уберечь новых Людочек от трагедии одиночества?
Учитель:
Чтобы не быть потерянным в этом мире, нужно чтобы нас окружали добрые люди- в школе, дома.
5. Вывод.(Слайд презентации №6)
. Заключение урока.
. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.
Христиане.
О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины —
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!
2. Вывод по уроку.
— Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек? (Слайд № 9)
Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.
Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.
Гуманность — это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.(Слайд презентации )
3. Составление кластера «Гуманное отношение в обществе».
Примерный кластер:
Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!
4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление
метки: Распутин, Произведение, Рассказ, Астафьев, Бабушка, Мальчик, Нравственность, Вместе
Ответ №1
В одном произведении В.П Астафьева «Конь с розовой гривой» урок доброты
Однажды бабушка послала Витю вместе с ребятами за земляникой. Она пообещала ему за собранный туесок ягод купить пряник в форме коня с розовой гривой. О таком лакомстве мечтали все ребята того времени. Поэтому мальчик намеревался выполнить поручение бабушки, однако ситуация обернулась иначе. Соседские ребята не смогли долго вести себя прилично и затеяли драку, в результате которой часть земляники растоптали, а другую часть — съели. Потом они начали насмехаться над Витей, дразнить, что он не решится рассыпать и свою землянику, потому что боится ругани бабушки. Герой хотел показаться сильным и своевольным, как и левонтьевские дети. И чтобы доказать, что ему «не слабо», он высыпает ягоды, и потом вместе со всеми съедает их. А чтобы избежать наказания от бабушки, Витя, по совету Саньки, делает подложку – кладет траву в туесок и насыпает сверху чуть-чуть земляники. Он решается на обман, чтобы скрыть свой проступок. Однако секрет раскрывается, и мальчик выслушивает грозные речи бабушки.
Главный герой оступается несколько раз – не выполняет поручение бабушки, обманывает ее, крадет калач. Однако он не просто боится наказания, а терзается муками совести. Мальчик раскаивается и хочет лишь одного – чтобы стало снова легко на душе, как раньше. Дедушка подсказывает ему, что надо просто попросить прощения у бабушки. Мудрый старик всегда поддерживал внука, учил его доброте и терпению.
Бабушка имела суровый характер, поэтому сильно отчитывала мальчика за проступок. Но делала она это не из злости, а чтобы преподать урок нравственности, научить брать ответственность за свои поступки. После того, как Витя раскаялся, бабушка таки дала ему желанный пряник в виде коня. Герой понимал, что заслуживал за свои действия наказания, а не сладостей. Пряник стал для героя символом прощения и примирения.
Он понял, насколько добра к нему бабушка, несмотря на строгие слова. Витя запомнил этот урок нравственности и доброты на всю жизнь. И даже на склоне лет герой вспоминал этот пряник, вспоминал доброту бабушки и дедушки.
16 стр., 7820 слов
Бабушка в рассказе астафьева конь с розовой гривой
… вестись на подобные высказывания в его адрес. 6 класс Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс В данном рассказе идёт речь о маленьком мальчике, который рос сиротой с бабушкой. … запомнил урок бабушки. Витя очень сильно плакал и решил больше не врать. Бабушка очень любила Витю и купила ему пряник «коня с розовой гривой». Повзрослев, Витя часто вспоминает подарок бабушки, олицетворяющий …
Они стали для него примером, правильным ориентиром в ситуациях, когда надо было делать моральный выбор
А в рассказе В.Г Распутина «Уроки французского»
Лидия Михайловна человек очень добрый и хороший помогает бедному мальчику
который играет в «Чику» и у которого проблемы с французским
Она кормит его ,но он не принимает этого так как считает это нечестным и всегда гордо отказывается
Потом Лидия Михайловна придумывает игру «Замеряшки» на деньги и постоянно поддается
Так она помогает мальчику с его бедностью ,но потом обо всем узнает директор и учительница уезжает в себе на Кубань
вот такой урок доброты
Ниже приводится школьное сочинение «Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.
Рассказы «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева и «Уроки французского» В. Г. Распутина имеют сходство: в них авторы вспоминают своё непростое детство, как они столкнулись с проблемой нравственного выбора. Безусловно, эти события повлияли на становление их личности, ведь писатели решили поделиться своими детскими переживаниями спустя много лет.
В. П. Астафьев родился в 1924 году, поэтому его детство прошло в довоенные годы. События, описанные В. Г. Распутиным в рассказе «Уроки французского», происходили в 1948 году, когда писателю было одиннадцать лет. Это были тяжелые годы, когда страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Тогда многие дети остались сиротами. В семье героя рассказа мать воспитывала троих детей, из которых он был старшим. Мать сумела найти возможность отправить его в школу в районный центр, находившийся за пятьдесят километров от родной деревни.
Чувство голода никогда не покидало героя рассказа. Ради того, чтобы купить себе молока, мальчику пришлось играть на деньги. За это его могли выгнать из школы, но без денег на еду, он рисковал очень сильно подорвать своё здоровье. Ему пришлось пойти на это ещё и потому, что продукты, которые пересылала ему мать, подворовывали хозяева квартиры, в которой он жил. Это значит, что и хозяйской семье жилось тогда совсем не сладко. Показательно, что ребенок до одиннадцати лет ни разу не видел яблоко. В. Г. Распутин также описывает, в какой бедной одежде ему приходилось ходить, с каким трудом матери приходилось искать деньги на обновки. На примере этого мальчика и окружавших его людей мы можем судить, какой тяжёлой была жизнь в те годы.
Виктор Астафьев и Валентин Распутин поделились воспоминаниями о примерах бескорыстной доброты к детям, которые, по их собственному мнению, не были её достойны. Особенно ярко эта доброта проявлялась на фоне суровой жизни: бедности и голода. Я считаю, что благодаря таким неравнодушным людям, как учительница Лидия Михайловна, рисковавшая своей работой, чтобы помочь выжить бедному сироте, наша страна смогла не только выстоять, но и воспитать поколение достойных и образованных людей.
ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Сочинения
Филология
Творчество В.
Распутина
Творчество Распутина
большей частью посвящено проблемам
деревни. Он из тех русских мыслителей,
которые не без основания считают деревню
центром нашего “национального космоса”,
узлом множества жизненно важных и не
разрешимых до сей поры проблем. Уже
после выхода в свет его первой повести
“Деньги для Марии” он попал в поле
зрения серьезной литературной критики
и обрел широкого читателя. Далее, одна
за другой, стали выходить книги: “Последний
срок”, “Прощание с Матерой”, “Живи и
помни”, “Пожар”, которые сделали
Распутина одним из ведущих писателей
страны.
Все это происходило
в начале 70-х годов. Наша страна переживала
глубокие и не всеми принимаемые социальные
изменения. Поэзия в этот момент отдала
предпочтение крайним урбанистам, вышла
на эстраду. Поэты, воспевающие деревню,
такие, как Николай Рубцов, оставались
в тени. Этот явно разрушительный процесс
оправдывался отчасти успехами в покорении
космоса, возникновением атомной
энергетики, новых заводов и городов. О
последствиях никто, вернее, почти никто
не задумывался. Не случайно в конце 60-х
годов в нашей литературе возникает
такое явление, как “деревенская проза”.
Потому что писатели не могли мириться
с таким положением русской деревни.
Движение выдвинуло на первый план
общественной жизни страны талантливых
писателей — Распутина, Белова, Абрамова,
Носова, Шукшина. Их еще называют
“почвенниками”, потому что они ратуют
за сохранение родовых корней.
Повести
Распутина “Последний срок”, “Прощание
с Матерой”, “Пожар” как бы составляют
трилогию о русской деревне, о гибели
“крестьянской Атлантиды”. Мотивы
катастрофы, расставания звучат в самих
названиях этих повестей. К повести
“Пожар” писатель взял эпиграфом слова
из народной песни: “Горит, горит село
родное…” Положение с деревнями в стране
было такое, что данный эпиграф отражал
буквально суть происходящего в них
разора.
Благодаря
таланту В. Распутина образы его
героев-сельчан как бы вступили в борьбу
за спасение деревни и всего, что связано
с этой стороной жизни человека. Старуха
Анна из “Последнего срока” и старуха
Дарья из “Прощания с Матерой” стали
воплощением народной мудрости, которая
дается не столько чтением книг, сколько
жизненным опытом, трудом. В
«Посл сроке» перед читателем встает
образ простой русской женщины, прожившей
трудную жизнь, потерявшей мужа и детей,
но сохранившей нравственную чистоту
души. Нравственная связь с родными
корнями помогает ей выстоять в тяжелейших
условиях. Вся родня Анны — из деревни.
Они накрепко усвоили те строгие моральные
заповеди, которые передавались из
поколения в поколение и которым Анна
следовала всю жизнь. Заповеди просты:
работать не покладая рук, держать дом
в чистоте и достатке, воспитывать детей
честными людьми.
Во время повествования
автор обращается к истории русской
деревни. Его героиня вспоминает годы
коллективизации. Тогда у нее забрали
единственную корову Зорьку. Но корова
по старой привычке по вечерам после
дойки приходила к знакомой калитке.
Анна обращалась с коровой, как с родным
существом: выносила ей подсоленную
корку хлеба, подмывала вымя. Однажды
она решила проверить, хорошо ли подоена
Зорька, и взялась за соски. Оказалось,
что в вымени осталось еще немного молока.
Анна стала подаивать корову и отдавала
молоко детям. Делала она это тайком,
чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре
раскрылась: дочка Люся случайно увидела,
как Анна доила корову. Надо только
представить себе, до какой степени
совестливой была эта женщина, если после
этого “извиноватила себя” и “в глаза-то
Люсе до-о-олго не могла смотреть”. А
молоко-то это помогло детям выжить в
тяжелый год. Чувство греха, присущее
всем честным и добрым людям, нашло выход
в своего рода исповеди: Анна рассказала
про незаконную дойку подруге Миронихе,
но и рассказывая продолжала сильно
стыдиться своего поступка. Анна боялась
и стыдилась не общественного порицания,
а просто скрытность поступка уже сама
по себе противоречила моральным заповедям
ее предков.
Распутин философски
завершает повесть. В день, когда дети
разъезжаются, Анна умирает. В деревне
остается один Михаил, без родни его
жизнь становится вялой. Остальные,
покинув навсегда деревню, не находят
счастья в городе. Оторванные от своих
корней, они потеряли нравственную силу
души, которая всю жизнь помогала
преодолевать трудности их матери.
Повесть В. Распутина “Последний срок”
я считаю программной в творчестве
писателя. Идея повести разрабатывается
и углубляется автором в новых произведениях.
Много героев, страдающих и думающих о
судьбе русской деревни, много разных
ситуаций и обстоятельств пройдут перед
читателем, если он откроет другие книги
этого замечательного русского писателя,
но одно в них будет неизменным — мысль,
что человеку невозможно гармонично
прожить жизнь, оторвавшись от своих
корней. В этом смысле деревенская тема
всегда будет актуальной и жизненно
необходимой для нашего общества.
Творчество В.П.
Астафьева
Поначалу Астафьев
начал писать Читал он всегда много.
Позже, в “Зрячем посохе” — благодарной
книге о своем лучшем учителе Астафьев
вспомнит свой мало способствующий
нормальному образованию юношеский
путь.
Произведение
“Последний поклон” написано
в форме повести в рассказах. Это было
единое произведение, так как все его
элементы объединены одной темой. Это
тема Родины— это русская деревня,
трудолюбивая, не избалованная достатком;
это природа, суровая, красивая — мощный
Енисей, тайга, горы. Повествование
ведется от первого лица — мальчика Вити
Потылицына, сироты, живущего с бабушкой.
Отец Вити — гуляка и пьяница, семью
бросил. Мать Вити погибла — утонула в
Енисее. Жизнь Вити протекала как у всех
остальных деревенских мальчиков —
помощь старшим по хозяйству, сбор ягод,
грибов, рыбалка, игры.
Главная
героиня “Поклона” — Витькина бабушка
Катерина Петровна станет нашей общей
русской бабушкой Ничего
писатель в ней не приукрасил, оставил
и грозу характера, и ворчливость, и
желание всем в деревне распорядиться
(одно слово — Генерал). И бьется, мучается
она за детей и внуков, срывается в гнев
и слезы, а начнет рассказывать о жизни,
и вот оказывается, нет в ней для бабушки
никаких невзгод. Это общая черта старых
русских женщин, и черта именно христианская.
“Ода русскому
огороду”
создавалась параллельно с “Прощальным
поклоном”, словно на его полях. Напечатай
их вместе, и они будут ревниво оглядываться
друг на друга, стесняться похожести
ситуаций и близости героев.
Русская
деревня в изображении Астафьева предстает
перед нами как светлый образ Родины.
Астафьевская деревня духовно чиста и
красива. Этим она и отличается от деревни,
изображаемой другими писателями,
например Солженицыным, у которого
деревня — полная противоположность
астафьевской, нищая, живущая только
одним — только бы прожить, не умереть
с голоду, не замерзнуть зимой. Произведения
А находят отклик в душах читателей,
которые понимают и любят Родину и хотят
видеть ее все такой же светлой и чистой,
какой видел ее автор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Виктор Астафьев и Валентин Распутин написали рассказы с очень глубоким смыслом.
В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой», на мой взгляд, герой поступил неправильно, так как обманул свою бабушку, но тем неменее потом его мучали угрызения совести. А в рассказе В. Распутина «Уроки французского» мое мнение разделяется. С одной стороны, я считаю, что герой поступил правильно, не взяв посылку, а с другой стороны он мог бы ее и взять, так как голодал, Лидия Михайловна была бы только рада.
Но если анализировать поступки героев и их нравсквенный выбор, то я больше склонна к нравственному выбору Володи из рассказа В. Распутина «Уроки французского». Потому что, горой В. Астафьева просто обманул бабушку, а герой В. Распутина не переступил своих принципов и не взял посылку.
Пример сочинения 1
Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? Заглянем в толковый словарь и узнаем, что нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.
В жизни каждый человек встает перед нравственным выбором, и каждый поступает по-разному, это зависит от его духовных качеств. Так и герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» неоднократно встает перед нравственным выбором: калачи украл, бабушку обманул. Он поддался легкой жизни, но его духовные качества оказались неизмеримо выше, совесть замучала его: «Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»Видно, что герой раскаивался, но совесть его мучила еще сильнее и он рассказал правду бабушке. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила, потому что есть на свете человеческая доброта. Бабушка преподнесла ему настоящие уроки доброты, честности.
Именно такой нравственный выбор характеризует его, как человека словестного, честного, способного на добрые поступки. Только тогда герой понял, что человека любят не за что-то, а просто так.
Посмотрим, как поступил герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он тоже встал перед нелегким нравственным выбором.
В первый раз он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, хоть мог уехать к матери в деревню, но он выбрал учебу, так как очень хотел учиться, тянулся к знаниям. Вторым страшным испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть в чику на деньги. Играл он: честно, хотел показать свои способности, но его только жестоко избивали. Мальчик не знал, что игра на деньги не может быть честной. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Она его понимала как никто другой. Она начала с ним играть на деньги потому, что хотела ему помочь, а
Пошла на это потому, что на другую помощь он не соглашался. Она открыла ему двери в новый мир;там люди могут доверять и помогать.
Теперь он узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
Так случилось, что В. Астафьев и В. Распутин спустя много лет вспомнили, что с ними было в детстве «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
Пример сочинения 2
Многие писатели говорили о своей эпохе детскими голосами. Описывая героев моего возраста, они подмечали не только особенности младшего поколения людей в конкретный период времени, но и дух самого времени. Очень интересно наблюдать за бытом и нравами моих бабушек и дедушек, которые застали изображенные в книгах реалии. Для примера я хотел бы взять произведения В. Распутина, Ф. Искандера и В. Астафьева.
В произведении В. Распутина «Уроки французского» герой моего возраста отличался целеустремленностью и умом. Ему удалось пробиться в городскую школу, потому что он отличался незаурядными способностями. Но этого, к сожалению, нельзя было сказать о других деревенских детях, фактически лишенных образования. Нищета, голод, взрослые заботы на детских плечиках — все это мешало моим ровесникам развиваться. Володе удалось разорвать порочный круг, но неимоверными усилиями: он голодал, играл на деньги, был жертвой избиений и насмешек. Однако даже в таких условиях его характер не сломался. Герой так и остался принципиальным и одаренным мальчиком, способным на многое ради своей мечты.
В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» главный герой, напротив, отличился беспринципностью и хитростью. Он уговорил медсестру делать прививки на уроке математики, потому что не сделал домашнее задание и боялся насмешек преподавателя. Обманув всех, он не смог провести учителя, который все же высмеял его старания. С тех пор мальчик готовился к урокам усердно. Этот образ очень жизненный и близкий моим сегодняшним сверстникам. Мы тоже любим похулиганить и похитрить, ведь иногда (делюсь секретом) не делаем домашние задания. Подобные шалости и расплата за них — это и есть жизненные уроки школы, которые даже более полезны и действенны, чем изучение наук.
В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой тоже совершил ошибку, но обманул не медсестру, а родную бабушку. Та попросила его набрать земляники на продажу, но дети съели ее, и внук натолкал в туесок травы, а сверху присыпал ее ягодами. Мальчик отличается ведомостью и слабость характера, ведь на это его надоумил Санька. Но в то же время герой мучается от укора совести и переживает. Значит, сердце у него доброе, и эта ошибка точно не повторится. Он раскаялся в своей лжи и попросил прощения. Этот образ тоже близок нашему времени. Кому не приходилось шалить, а потом плакать в уголке от обиды на себя же самого? Но в этом произведении очевидны и другие черты, уже далёкие от нас. Дети вынуждены работать, потому что вокруг царит полная нищета. Нашим сверстникам того времени повезло куда меньше нашего.
Таким образом, почти все советские авторы описали довольно бедное и хлопотное детство моих ровесников, вынужденных голодать, работать и даже нарушать закон, чтобы не умереть с голоду. Им тяжело получать образование в таких условиях, но они все равно находят в себе силы учиться, дружить и любить жизнь такой, какая она есть. Этому нам стоит поучиться у предков.
Пример сочинения 3
Многие писатели говорили о своей эпохе детскими голосами. Описывая героев моего возраста, они подмечали не только особенности младшего поколения людей в конкретный период времени, но и дух самого времени. Очень интересно наблюдать за бытом и нравами моих бабушек и дедушек, которые застали изображенные в книгах реалии. Для примера я хотел бы взять произведения В. Распутина, Ф. Искандера и В. Астафьева.
В произведении В. Распутина «Уроки французского» герой моего возраста отличался целеустремленностью и умом. Ему удалось пробиться в городскую школу, потому что он отличался незаурядными способностями. Но этого, к сожалению, нельзя было сказать о других деревенских детях, фактически лишенных образования. Нищета, голод, взрослые заботы на детских плечиках — все это мешало моим ровесникам развиваться. Володе удалось разорвать порочный круг, но неимоверными усилиями: он голодал, играл на деньги, был жертвой избиений и насмешек. Однако даже в таких условиях его характер не сломался. Герой так и остался принципиальным и одаренным мальчиком, способным на многое ради своей мечты.
В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой тоже совершил ошибку, но обманул не медсестру, а родную бабушку. Та попросила его набрать земляники на продажу, но дети съели ее, и внук натолкал в туесок травы, а сверху присыпал ее ягодами. Мальчик отличается ведомостью и слабость характера, ведь на это его надоумил Санька. Но в то же время герой мучается от укора совести и переживает. Значит, сердце у него доброе, и эта ошибка точно не повторится. Он раскаялся в своей лжи и попросил прощения. Этот образ тоже близок нашему времени. Кому не приходилось шалить, а потом плакать в уголке от обиды на себя же самого? Но в этом произведении очевидны и другие черты, уже далёкие от нас. Дети вынуждены работать, потому что вокруг царит полная нищета. Нашим сверстникам того времени повезло куда меньше нашего.
Таким образом, почти все советские авторы описали довольно бедное и хлопотное детство моих ровесников, вынужденных голодать, работать и даже нарушать закон, чтобы не умереть с голоду. Им тяжело получать образование в таких условиях, но они все равно находят в себе силы учиться, дружить и любить жизнь такой, какая она есть. Этому нам стоит поучиться у предков.
Урок моделирующего типа Автор-составитель:Чернявская В.В.
по произведениям В.Распутина учитель русского языка и
«Уроки французского» и В.Астафьева литературы.
«Конь с розовой гривой».
Цели урока:
— обобщение знаний по произведениям;
— развитие личности;
— формирование духовного мира школьников.
Идея урока:
Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Содержание: Рассказы В.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Распутина «Уроки французского».
Концепция урока:
Человека в жизни сопровождают и добро, и зло. Как бы ни хотелось сделать мир лучше, все равно найдутся такие люди, которые будут совершать плохие поступки. В связи с этим хочется сказать словами Дмитрия Лихачева, одного из выдающихся ученых современности: «Человек должен жить в сфере добра, которую он сам создает из добрых дел, чувств, добрых воздействий на окружающую среду. Зло дробит общество, разъединяет людей. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Добро долго живет в душах людей.»
1 этап. Поисково-исследовательский.
Ребята работают в группах и анализируют произведение.
Задания для 1-ой группы. ( По рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой»).
1.Что вы можете сказать о главном герое? Как характеризует мальчика рассказ о « прянике конем»?
( Он мечтатель и фантазер, на него произвела большое впечатление «розовая грива» белого коня. Пряник для него — чудо, благодаря которому мир преображается…)
2.Какой предстает перед читателем жизнь соседей, семьи Леонтьевых, и как ее воспринимает мальчик?
(Бедность, неустроенность, неудовлетворенность жизнью, жестокость. Но мальчик не видит темных сторон этой жизни. В памяти остались только доброта, пряники и конфеты.)
3.Почему бабушку, которой отводится так мало места в рассказе, мы считаем главной героиней?
(Герой рассказа рано лишился матери, и именно бабушка была в детстве Вити добрым ангелом. Она хранительница семьи, защитница и мудрый наставник. Память о ней беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта. Бабушка научила героя рассказа состраданию, милосердию, отзывчивости. Внук был покорен трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее Катерины Петровны.)
4.Почему писатель дает не только описание внешнего облика бабушки, но и ее голоса? Почему так точно воспроизводится ее речь?
(И внешний облик бабушки, и отчетливо звучащий голос, то ласковый, то ворчливый, то напевный,- все осталось в памяти писателя, все любимо и дорого.)
5.Нарисуйте словесный портрет бабушки, какой вы ее представляете?
6.Расскажите, как рождается зло в самых обычных обстоятельствах жизни, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести?
Анализ эпизодов:
— По дороге к увалу.
— Сбор земляники.
— Самоутверждение главного героя.
7.Какой нравственный выбор в конечном итоге сделал герой? (Найти в тексте).
(«Не буду так делать!»)
8.Какой урок преподала бабушка своему внуку?
(Бабушка преподала внуку настоящий урок доброты, она простила его и отдала заготовленный пряник- «коня с розовой гривой». Это юный герой запомнил на всю жизнь.)
Задания для 2-ой группы. (По рассказу В.Распутина «Уроки французского»).
1.Какие испытания ожидали героя рассказа?
(Постоянный голод, разлука с домом, матерью, страдания от одиночества, уличные драки, чувство несправедливости.)
2.Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?
(Учительница почувствовала что-то неладное со своим учеником и решила вмешаться. Она понимала, что мальчику нельзя бросать школу, потому что он очень способный. Лидия Михайловна всячески хотела помочь, но гордость и чувство собственного достоинства героя рассказа не позволяли принимать помощь от учительницы.)
3.Почему Лидия Михайловна решилась на игру «замеряшки» со своим учеником?
(Это был единственный способ спасти его от голода).
4.Прочитать по ролям сцену игры «замеряшки». Как вы оцениваете поступок учительницы? Как отнесся к игре учителя и ученика директор? Согласны ли вы с его оценкой?
( только настоящий учитель, любящий детей, готов пожертвовать своей репутацией и работой ради спасения ученика. Такова Лидия Михайловна, человек необычайной душевной щедрости, учитель, готовый протянуть руку помощи в любой ситуации. Директор — сухой и черствый человек, не способный тонко чувствовать других людей. В тексте нет сцены объяснения директора с Лидией Михайловной. Возможно, ее и не было…
5.Каково отношение героя рассказа к Лидии Михайловне? Какой урок преподала она мальчику?
(Герой рассказа с теплотой и благодарностью вспоминает свою учительницу, которая оставила след в душе ребенка, потому что Лидия Михайловна преподала мальчику урок доброты, открыла двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу. Примером нравственности стала простая школьная учительница, на которую равнялся всю жизнь герой рассказа.)
Вопросы для 3-ей группы:
1.Что общего между двумя произведениями?
2.Что вы можете сказать о добре и зле, опираясь на тексты прочитанных произведений?
3.Какой вывод для себя вы сделали?
(Герои рассказов В.Распутина и В.Астафьева – мальчики, которые учатся жить. Они конфликтуют со сверстниками, участвуют в драках, терпят унижения. Оба совершают плохие поступки: один обманул бабушку, другой играл на деньги в «чику». Но юные герои совершают свой нравственный выбор в пользу добра, света и справедливости. И мы учимся у этих мальчиков стойкости, душевной чистоте, доброте, умению делать правильный вывод.)
ВЫВОД:
Добро и зло существуют вместе. Зло – это темные стороны жизни, обман, жестокость, эгоизм, предательство. Добро – это свет, справедливость, любовь, искренность, честность, совесть, сострадание. Каждый человек должен стараться бескорыстно делать людям добро, чтобы меньше было в нашей жизни зла. Не случайно наши предки вывели нравственное правило: «Не ищи красоты, а ищи доброты». И добавляли: «Свет не без добрых людей». Они были уверены в природной склонности человека к добру, благу, добросердечию. Именно это и увидели мы в произведениях В.Распутина «Уроки французского» и В.Астафьева «Конь с розовой гривой».