Рассказы в бурлакова о природе 2 класс конспект урока

Обновлено: 10.01.2023

Рассказ Владимира Бурлакова «Белым-бело» относится к тому редкому типу литературы, после которой остаются даже не столько мысли – ощущения. Подобные тексты не хочется препарировать, критиковать или ставить в ряд с другими – он всегда о чем-то сокровенном, даже если читателю кажется, что нет. Исповедальный тон, разработанный вековой русской литературой, рефлексирующий герой словно в кадре из хроники семейной жизни, теплые ассоциации – все это кажется одновременно таким архаичным и таким живым, что хочется верить, будто у современной литературы есть не только прекрасное вчера, но и уверенное, обнадеживающее завтра.

БЕЛЫМ-БЕЛО

Тётушке моей Марии Васильевне Смирновой (в девичестве Одинцовой)
посвящается этот рассказ с благодарностью за помощь в его создании.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок — исследование по литературному чтению во 2 классе Г

Тип урока: формирование новых умений.

Задача урока: развитие познавательного интереса к предмету.

Совершенствование речи, техники чтения, умения высказывать свои мысли;

Развитие памяти, речи, мышления;

Привитие любви к русской поэзии, внимательного отношения к окружающей природе

Создание на уроке положительной мотивации к обучению.

Оборудование:

сборники стихов Ф. Тютчева, К. Бальмонта;

слайды к уроку, созданные учителем;

индивидуальные карточки со стихотворениями;

рисунки с изображением осени.

Организационный момент (Слайд 1)

Проверка рабочего места (наличие на столах учебника, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей)

Проверка домашнего задания

— Изучение какого раздела мы начали недавно? (Слайд 2)

— Нравится ли вам осень?

— Чем интересно это время года? Расскажите.

— Какие произведения мы изучили на прошлом роке?

— Прочитать наизусть одно из них. (3-4 человека)

Посмотрим на доску: здесь ваши работы. На них осень, какой вы её представляете. (У всех осень разная)

Введение в тему. Речевая разминка.

Обратите внимание на слайд. Здесь пословица. (Слайд 3)

В осеннее ненастье семь погод на дворе: c еет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

— Прочитаем пословицу медленно вместе по слогам. Прочитаем чуть быстрее. Ещё быстрее. Кто прочитает скороговоркой?

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метет.

Постановка цели урока

(Слайд 4) Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

— На уроке нас ждёт встреча с произведениями двух поэтов, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена.

— Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему. Какой он её увидел, что заметил, какие слова нашёл? Попробуем ответить на эти вопросы позже. А это подвластно только настоящему читателю, который думает и прислушивается к каждому слову.

V . Словарная работа

При чтении стихотворений вы встретите слова, значение которых надо уточнить. (Слайды 6,7,8,9,10,11.)

Очарование – прелесть чего-нибудь, восхищение.

Лазурь – светло-синий цвет.

Благовонье – (устар.) аромат, приятный запах.

Праздная борозда – отдыхающая, так как с неё уже собрали урожай.

Прочитаем слова, записанные на доске: сначала по слогам, потом целыми словами.

в раз-но-цвет-ном – в разноцветном

Физкультминутка

Мы – листики осенние –

На веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели,

А потом на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И вертел их, и крутил,

И на землю опустил.

Чтение и анализ стихотворений

— Сейчас вы будете читать стихи про себя. Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэты создают словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоящими читателями.

Медленное чтение стихотворений про себя.

— Понравились ли вам стихотворения?

— Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз?

— Чем похожи, по-вашему, эти два стихотворения?

— Можно ли сказать, что поэты в стихах рисуют один период осени?

— По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени?

VII . Работа со стихами во время чтения

А теперь поработаем над каждым стихотворением

Чтение стихотворения Ф.Тютчева учителем.

— Какие картины осени вы представили?

А теперь будем читать стихотворение по строфам и разбираться: какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев.

Один ученик читает первую строфу.

После чтения первой строфы:

— Можно ли уже сказать об отношении поэта к этому времени года?

(Удивительная, восхитительная, чудесная).

(Прозрачный, чистый, безоблачный)

(Вечерняя природа залита лучами заходящего солнца, всё сверкает, сияет …)

— Как же поэт относится к осени? (Поэт любит осень, восхищается ею)

Прочитаем вторую строфу. (Читает второй ученик)

После чтения второй строфы:

— Куда переносит нас поэт в строках стихотворения?

— Что имеет автор ввиду, когда говорит о серпе, как о живом?

Ребята, есть в литературе слова-краски, которые помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом. О серпе поэт говорит как о живом существе. Этот приём называется – олицетворение. (Слайд 15)

— Какой вы увидели картину отдыхающего поля? Расскажите.

Ребята, сейчас мы будем читать третью строфу.

Попробуйте отыскать в третьей строфе синоним, объясняющий значение этого слова.

Чтение третьей строфы. (Читает один ученик)

— Нашли синоним? (праздная – отдыхающая, с неё всё убрали)

После чтения третьей строфы:

— Что вы чувствовали при чтении стихотворения? (Слайд 17 – на слайде слова: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение)

— Ребята, Ф.Тютчев рисует картины осени, которые приносят с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.

(…теперь уж пусто всё; пустеет воздух; птиц не слышно боле…)

— Но почему же тогда нас, читателей, не охватывает грусть, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?

— Каким же настроением проникнуты стихи Ф.Тютчева? (ещё раз обращаемся к слайду№17)

— Ребята, вы заметили, в стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие приходят вместе со стихами.

— В каком темпе следует читать стихотворение? (Поэт очарован осенью, он боится нарушить покой осени. Поэтому будем читать в замедленном темпе, напевно, но без грусти).

— Ребята, запомните то, о чём мы сейчас говорили. Это вам пригодится при выразительном чтении стихотворения.

VIII . Физкультминутка для глаз

В передней части класса на стенах развешаны осенние листья. Дети следят глазами за указкой учителя.

Посмотри-ка ты, дружочек,

На берёзовый листочек.

А вот тут кленовый лист

Головою вниз повис.

Вот каштана веерок,

Вот зелёный лист калины.

А у липы – жёлтый лист.

Кисти яркие рябины

Как фонарики зажглись.

Мы по лесу пробежали –

Золотой букет собрали.

Ах, какая красота!

Все зажмурили глаза.

А теперь глаза открыли

И ещё разок закрыли.

Снова глазки открываем

И работу продолжаем.

Ребята, переходим к знакомству со стихотворением К.Бальмонта

IX . Работа со стихотворением К.Бальмонта

Чтение стихотворения учителем.

— Какую осень нарисовал поэт в своём стихотворении?

(нет аромата прежнего, нет душистости)

— Использовал ли автор приём олицетворения?

Попробуйте отыскать этот приём. (Слайд 18 – на фоне картины слова)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

Солнце реже смеётся.

— Дети, поэт создаёт образ осени. Осень – человек, дитя.

— Как же она заплачет? Отчего?

(Заплачет длинными, скучными, холодными дождями от той грустной картины в природе …)

— Попробуем заменить эти строчки обычным описанием: скоро начнётся осень и пойдут дожди. Солнце будет светить реже.

— Что изменится в стихотворении? В его настроении?

(Исчезает образ осени, стихотворение становится скучным, неинтересным. Да и стихотворением его уже не назовёшь).)

— Как вы думаете, какие чувства испытывает Бальмонт с приходом осени? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения.

(Много холода, в сердце грусть, солнце реже смеётся, в цветах нет благовонья… Даже осень заплачет, когда проснётся.)

В каком темпе следует читать стихотворение? (медленно, с грустью)

(А стихотворение Тютчева: медленно, напевно, но без грусти, т.к. поэт очарован осенью. Он испытывает умиротворение, спокойствие).

X . Выразительное чтение стихотворений

— Ребята, как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты стихи.

Попробуем мы прочитать стихи, передать настроение поэтов и ещё раз представить образы осени, которые они рисуют.

(Выразительное чтение стихов двумя учениками)

— Понравилось ли бы чтение стихов нашими учениками самим поэтам, как вы думаете? Почему?

— А вообще чтение – это настоящее искусство. Читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному. Попробуйте сделать это.

(Чтение стихов ещё двумя учениками)

— Что же объединяет стихи Ф.Тютчева и К.Бальмонта?

(Любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать и передавать её красоту, поэзию с помощью слов.)

— Вы дома пробовали написать четверостишия об осени. Послушаем, что у вас получилось. (Дети читают свои стихи)

(Свои творческие работы дети пишут на разноцветных листочках клёна и украшают ими доску).

XII . Итог урока

— Понравились ли вам стихотворения Ф. Тютчева и К. Бальмонта? Сможете поделиться своими чувствами о прочитанном со своими родными?

Смысловое чтение. МБОУ "ООШ 5" г.Лесосибирска

Смысловое чтение. МБОУ "ООШ 5" г.Лесосибирска

Смысловое чтение. МБОУ «ООШ 5» г.Лесосибирска запись закреплена

2 КЛАСС
1. Прочитай текст.

В. Бурлаков
«Утренняя суета»

На рассвете в снегу я увидел следы лисицы. Они уходили от шоссе в сторону городского парка.
В утреннем небе высоко над домами кружили и спорили галки. Ворона сидела на берёзе и с удивлением разглядывала молодого серого пуделя. А тот прыгал и лаял задорно и беззлобно.
В полдень ко мне на балкон прилетела синица и заглянула нетерпеливо в окно. Мой кот метался по широкому подоконнику и тыкался носом в холодное стекло. Так хотелось ему поймать любопытного гостя!
(77 слов)

2. Определи последовательность пунктов плана.Поставь цифру.
___ Любопытный гость на балконе.
___Следы у шоссе
___Знакомство вороны с пуделем

3. Выбери и подчеркни (напиши) в скобках нужные буквы.
Т(е,и)рпенье и тру(д,т) всё перетрут.
Декабрь год к(о,а)нчает, а зиму начинает.
Где тру(д,т), там и счастье.

4. Спиши первый абзац текста, разделяя слова чёрточками для переноса.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

5. Запиши, как можно озаглавить текст.
_________________________________________________________________

6. Допиши предложения, используя слова текста.
С удивлением разглядывала молодого серого пуделя
___________________________________________.

От шоссе в сторону городского парка уходили ___________________________________________.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по внеклассному чтению «Произведения о родной природе»,2 класс.

Текст для чтения: Г.Скребицкий «Весна»

Тема: Произведения о родной природе

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого чтения

Задачи: 1.Образовательная: расширять и активизировать

словарный запас детей;

совершенствовать умение размышлять над содержанием текста,

анализировать его, выделять основную мысль, тему текста,

2.Развивающая: развивать ауди-визуальное восприятие,

мышление, речь, воображение, память.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Текст для чтения: Г. Скребицкий. Весна.

Оборудование: компьютер, экран, текст

Организационный момент.

1. Психологический настрой.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Сегодня к нам на урок чтения пришел гость. Кто это? Мудрая сова принесла трудные загадки и вопросы. Она хочет послушать, как вы читаете, и посмотреть, что вы знаете. Тот, кто правильно будет отвечать, получит вот такие фишки. В конце урока ребята, у которых будет больше всего фишек, получат хорошие отметки. Ребята, а как вы думаете, какое настроение у нашей гостьи? Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у совы.

2.Речевая разминка.

Каждое утро мудрая сова со своими друзьями делают зарядку, но непростую.

Это зарядка для языка. Давайте попробуем сделать такую гимнастику.

Молодцы! Сове очень понравилось, как вы делали зарядку, но особенно

ей понравились…., они получают первые фишки.

Наш гость очень любит трудные скороговорки.

Одну из них она принесла вам.

Но вот беда: все слова в этой скороговорке перепутались, да еще появились

Давайте сначала прочитаем все слова вслух.

Проворонила на дворе вороненка трава ворона.

Какую же скороговорку можно составить?

Проворонила ворона вороненка.

А какие слова лишние? А у совы к вам есть вопрос: что означает

Ребята, а какой звук повторяется в нашей скороговорке чаще других?

(чтение с убыстрением темпа).

Подготовка к восприятию текста.

А теперь давайте познакомимся с темой нашего урока. Кто прочитает нам название темы вслух?

Какие произведения о природе вы уже читали?

Мы сегодня с вами прочитаем рассказ, а вот какой вы узнаете, если отгадаете загадки мудрой совы.

1. На шесте — дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец).

К зернышку прыг.

Кто же это? (Воробей).

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь).

4. Окраской — сероватая,

Кто она? (Ворона).

5. Всех перелетных птиц

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне

А зовется птица… (Грач).

Ребята, сова хочет узнать: а как героев этих загадок назвать одним словом? А на какие две группы можно разделить этих птиц? А когда перелетные птицы возвращаются в наши края?

А теперь сова предлагает сделать зарядку для глаз, ведь впереди

их ждет много работы.

Физминутка для глаз.

Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо.

Закройте и сосчитайте до 10.

Представить себе большой круг. Обвести его глазами сначала

по часовой стрелке, потом против часовой.

Ребята, посмотрите, внимательно на наши слова. Что интересного вы заметили? Верно, получилось еще одно слово: весна.

А почему именно это слово мы сегодня взяли? Верно, героиней нашего произведения является весна. И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне,.

Автор этого произведения — Георгий Алексеевич Скребицкий.

Георгий Алексеевич рос в небольшом городке под названием Чернь.

С детства он любил природу, часто ходил гулять в лес, собирал коллекцию насекомых. Очень рано Г. А. Скребицкий стал пытаться писать стихи и рассказы. Он прожил всего 61 год, но за это время написал множество произведений. Посмотрите на выставку его книг. Это лишь малая часть того, что написал Георгий Алексеевич. Давайте прочитаем названия этих книг. Как вы думаете: о чем они? Все эти книги о природе. Посмотрите внимательно на портрет Георгия Алексеевича. Что вы можете сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? (добрый, внимательный, он очень много знает)

Первичное восприятие текста.

Почему автор назвал весну художником?

Определите жанр этого произведения.

Среди предложенных заместителей выберите подходящий.

— сказка, — стихотворение

— рассказ, — басня.

А какого цвета он должен быть? Почему?

— о животных, — о Родине,

— о детях, — о природе.

5. Вторичное восприятие текста.

А теперь прочитайте это произведение еще раз шепотом.

Далее идет работа с отрывками.

1 отрывок – читает один ученик вслух.

2 отрывок – жужжащее чтение.

3 отрывок – читает один ученик вслух.

4 отрывок – прочитать по цепочке по одному предложению.

Вопросы к отрывкам.

Каким был лес, поляна до того, как весна решила его разукрасить?

Какие она взяла кисточки? Почему?

Как изменила весна лес? Найдите и прочитайте в тексте.

Как изменилась поляна? Какие здесь взяла краски весна?

Сейчас мы с совой проверим, как вы умеете изображать то, о чем

— изобразите весну, которая разукрашивает лес,

— покажите, как летает бабочка,

— покажите, как качается лес, когда дует легкий ветерок, сильный ветер.

Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы стараетесь меня найти. Кто нашел, начинает читать вслух вместе со мной (2-3 раза). Молодцы!

Ребята, прочитайте пословицы, которые написаны на доске:

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Матушка – весна всем красна.

Зеленый наряд радует взгляд.

Лес да вода поля красят.

Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Как вы ее понимаете?

6. Домашнее задание.

Нарисовать картину весеннего леса.

7. Итог урока.

Мудрая сова хочет вам на прощание задать еще несколько вопросов. Какая тема у нас сегодня была на уроке? С каким произведением сегодня познакомились? Как вы думаете, для чего Г. А. Скребицкий написал такой рассказ? А как вы можете сберечь красоту родной природы?

Читайте также:

      

  • Фадеев молодая гвардия конспект урока
  •   

  • Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром во 2 младшей группе по фгос
  •   

  • Конспект занятия по развитию речи путешествие в лес средняя группа
  •   

  • Поздравительная открытка конспект урока 2 класс
  •   

  • Конспект занятия по физкультуре с кубиками

Технологическая карта урока

Предмет  Родное чтение

Тема урока: В. Бианки «Чей нос лучше»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

Регулятивные действия: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные действия: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Технология проведения

Деятельность    учителя

Деятельность    учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цель: -проверка готовности обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: 

Регулятивные: .целеполагание

II. Формулирование темы урока, постановка цели Цель:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

Постановка цели и задачи урока.

Задания связанные с выявлением задач урока

Составляют  из букв тему урока, название сказки

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Изучение нового

Цели: — выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Знакомство с писателем.

Первичное знакомство со сказкой.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

IV. Закрепление  нового 

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Словарная  работа.

Работа в парах «Соотнесение фото и названия»

Объяснение слов

Определение названий птиц по описанию клюва, чтение доказательства в тексте

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

V.  Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

Цель: 1)Организовать выполнение заданий, где используется новый знания

2)Организовать повторение учебного содержания

  1. Комплексная работа.
  2. Критерии оценивания работы
  3. Самопроверка работы

Выполнение работы, проверка, самооценивание

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:— соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Что узнали?

Что понравилось?

В чем испытывали трудность?

Отвечают на вопросы, заполняют кормушку.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание

Прочитать родителям сказку

Тема: Рассказы и стихотворения  о
природе.  И. С. Соколов – Микитов
«
Узоры на снегу», И.
А. Беляков
«
О чём ты думаешь, снегирь?».

Цель: на основе восприятия и анализа
художественного произведения  создать условия для формирования УУД:

1) предметные (образовательные):
познакомить детей с произведениями И. С. Соколова – Микитова, И. А. Белякова; совершенствовать
навык чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность;

2) метапредметные  (развивающие):

познавательные:
развивать умение работать с заглавием произведения (соотнесение заглавия с
содержанием, главной мыслью); самостоятельно находить и извлекать нужную
информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения, выводы.

Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия,
действовать по плану; контролировать процесс и результат деятельности, вносить
необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать
возникшие трудности;

 коммуникативные: вступать в учебный диалог с
учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого
поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

 3) личностные: вызвать
эмоциональный отклик на произведение, стремление охранять природу и её
обитателей, расширить познавательный кругозор учащихся.

Оборудование: учебник,  тетрадь «Литературное
чтение
», компьютер
и проектор, карточки для работы в группе, презентация, толковые словари,
фрагмент П.И. Чайковский «Времена года. Зима».

Тип урока: урок чтения и осмысления произведения (на одном
уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы
по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до
обобщающего этапа работы с текстом).

Ход
урока:

  1. Организационный
    момент

Звучит фрагмент из
произведения П. И. Чайковского «Времена года. Зима»

Я
приглашаю вас в зимний лес. Подуйте на ладони, почувствуйте тепло.  А теперь
поделимся друг с другом теплом: протяните соседу ладошки. Улыбнитесь друг другу,
у нас прекрасное настроение!

Вы
знакомитесь с разделом в учебнике литературного чтения, о каком времени года?
(«Снежок порхает, кружится…»). По календарю наступит зима ….  Давайте
представим, что она наступила.

  1. Подготовка
    учащихся к работе на основном этапе

На уроках литературного
чтения мы …, а для этого необходимо подготовить речевой аппарат

·        
Дыхательная
гимнастика.

Упражнение
«Подуй на снежинку» (Актуализация знаний)

·        
Развитие
высоты голоса.

Повышение и
понижение голоса при произнесении гласных

·        
Речевая
разминка

Внимание:
Вы сегодня будете сами оценивать свою работу. Мы будем читать, отвечать на
вопросы, выполнять задания. За каждое задание, если вы считаете, что с ним
справились, аккуратно нарисуйте на листочке снежинку.

3. Этап
проверки домашнего задания

Домашнее задание рисунок
«Как зимуют животные». Анализ работ. Каких животных мы встретим в лесу?

4. Определение темы и целей урока

Посмотрите
на доску.

С
какими авторами и какими произведениями мы сегодня познакомимся? Что можно
узнать по названию произведений? По форме произведений?

Карточки
со словами на доске: (тема, жанр, автор, природа, рассказ, стихотворение,  Иван
Сергеевич Соколов-Микитов, Илья Андреевич Беляков, сравнение, диалог,
интонация, настроение)

Сегодня на уроке вы
познакомитесь с произведениями о природе. Их авторы влюблены в свою Родину, в
её неброскую красоту. Поиграем в следопытов – попробуем читать узоры (следы
зверей) на снегу.

5.         Этап усвоения новых знаний и способов действий

Откройте
учебник с. 161

Работа со
стихотворением Ильи Андреевича Белякова
«О чём ты думаешь
снегирь?
»

Представьте, что мы входим в
зимний лес. Всё кругом белым-бело от снега. Деревья и кусты одеты в снежные
шубы. И вот среди снежных ветвей мы видим… Послушайте произведение и
представьте себе картину зимнего леса. Что вы увидите на ней?

— Чтение стихотворения учителем
с презентацией.

6.         Этап первичной проверки понимания изученного

   — Каков
жанр этого произведения?

Какое настроение
вызывает стихотворение?

(Стихотворение  вызывает
спокойное, немного грустное настроение)

Как автор относится к
зиме?

(Автору нравится это
время года, он восхищается, любуется зимой)

Прочитайте стихотворение про
себя, вчитайтесь в каждое слово, найдите зимние слова.

Словарная работа

Какое незнакомое слово
услышали? (Пустырь)

Найдите это слово в толковых
словарях. (Один ученик читает вслух. Пустырь- незастроенное, запущенное место).

Какое зимнее слово употребляет
автор в уменьшительно-ласкательным значением? (снежок). Посмотрите на текст,
назовите рифму к слову снежок.

6.         Этап закрепления новых знаний и способов действий

Анализ стихотворения

Кого автор сравнивает с
флажком? Почему?

(У птицы яркая, красная
грудка)

Как называется этот
приём в литературе? (Сравнение) (работа со словарём)

Физминутка «Сравнение»

Как маленький белый комочек
проскакал по лесу…

Словно рыжий огонёк сидит на
веточке зверёк…

А теперь работаем с текстом,
отвечайте, зачитывая слова из текста.

В каких строчках
говорится о сильном морозе?

(Ах, до чего мороз
сердит!)

В каких строчках
описывается покой зимнего дня?

(Кругом снежок, снежок.

И сад и роща и пустырь…

Всё в тихом, зимнем сне)

Как называется разговор
автора со снегирём? (Диалог)

Что такое диалог?
(работа со словарём)

(Диалог – это разговор
двух или нескольких человек).

О чём же думает
снегирь? Объясни.

(О весне, когда будет
светить солнышко, будет тепло, будет больше корма)

Работа в парах: У вас на
карточках слова, подчеркните те, которые встретились в стихотворении. От каждой
пары – слово на доске

Опорные слова: мороз,
снежок, флажок, снегирь, пустырь, весна.
Какие слова можно поместить в
зимний словарик?

7.   Этап применения знаний
и способов действий

Прочитайте
стихотворение ещё раз. Посмотрите на знаки препинания.  Подумайте, с какой
интонацией надо их читать. А что такое интонация? (работа со словарём)

Какую строчку следует
читать с восхищением, бодростью? (1)

Как надо читать
описание зимнего дня?

(Спокойно, негромко,
плавно с интонацией перечисления)

Какую строчку читать с
вопросительной интонацией?

(О чём ты думаешь
снегирь?)

Как
читать последнюю строчку? (с радостью, надеждой).

8.         Этап обобщения и систематизации знаний

Работа с тетрадью. С. 73, 4.
«Моделирование обложки»

9.  Игра – физминутка «Охотники»

А
теперь поиграем. Вы будете следопытами и попробуете определить, чьи следы на
снегу. За правильный ответ вы получите снежинку. У кого их будет больше, тот
самый хороший следопыт. Внимательно посмотрите на след. Подумайте, кому он
принадлежит. (Презентация)

10.       Этап контроля и самоконтроля знаний и способов
действий

Об
узорах на снегу вы узнаете из произведения
Ивана Сергеевича Соколова –
Микитова
«Узоры
на снегу
», который прочитаете дома самостоятельно.  На
след уроке продолжите работу в парах по карточкам.

11.       Этап информации  о домашнем задании

С. 147 –
наизусть по желанию; Прочитать рассказ «Узоры на снегу» раб. Тетрадь с. 72 упр.
1-4.

12.         Этап подведения итогов занятия

Вспомните,
о произведениях  каких авторов сегодня говорили? (обращение к опорным словам)-
Каких жанров?

Какова
тема произведения, жанр? (Произведения о природе)
Что вы узнали нового?

Какие
виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

13.        Этап
рефлексии

Что интересного и полезного вы узнали
на уроке?

— Кто из вас доволен  своей работой? (посчитайте
снежинки)
— Какие моменты урока вам запомнились больше всего?

Самоанализ
урока

Цель:
на
основе восприятия и анализа художественного произведения  создать условия для
формирования УУД:

1) предметные (образовательные):
познакомить детей с произведениями И. С. Соколова – Микитова, И. А. Белякова;
совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, выразительность,
осознанность;

2) метапредметные  (развивающие):

познавательные:
развивать умение работать с заглавием произведения (соотнесение заглавия с
содержанием, главной мыслью); самостоятельно находить и извлекать нужную
информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения, выводы.

Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия,
действовать по плану; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые
коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие
трудности;

 коммуникативные: вступать в учебный диалог с
учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого
поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

 3) личностные (воспитательные) 
вызвать эмоциональный отклик на произведение, стремление охранять природу и её
обитателей, расширить познавательный кругозор учащихся.

Тип урока: урок чтения и осмысления произведения (на одном
уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы
по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до
обобщающего этапа работы с текстом).

Виды деятельности:

Речевая и дыхательная
разминка

Чтение и слушание
текста

Диалог с учителем, сверстниками

Работа в парах: выбор опорных слов (быстрое чтение, логика)

Беседа

Работа со словарём (поиск информации)

Работа с литературоведческими терминами

антиципация содержания текста по заголовку,

анализ иллюстраций

слушание музыкального произведения; просмотр
презентации

Тема: Произведения о родной природе

Класс: 2

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого чтения

Задачи: 1.Образовательная: расширять и активизировать

словарный запас детей;

совершенствовать умение размышлять над содержанием текста,

анализировать его, выделять основную мысль, тему текста,

повторить литературные понятия «жанр» и «тема».

2.Развивающая: развивать ауди-визуальное восприятие,

мышление, речь, воображение, память.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Текст для чтения: Г. Скребицкий. Весна.

Оборудование: компьютер, экран, текст

Ход урока.

Организационный момент.

1. Психологический настрой.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Сегодня к нам на урок чтения пришел гость. Кто это? Мудрая сова принесла трудные загадки и вопросы. Она хочет послушать, как вы читаете, и посмотреть, что вы знаете. Тот, кто правильно будет отвечать, получит вот такие фишки. В конце урока ребята, у которых будет больше всего фишек, получат хорошие отметки. Ребята, а как вы думаете, какое настроение у нашей гостьи? Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у совы.

2.Речевая разминка.

Каждое утро мудрая сова со своими друзьями делают зарядку, но непростую.

Это зарядка для языка. Давайте попробуем сделать такую гимнастику.

а) «играем в футбол»,

б) «чистим зубки»,

в) «сладкие губки».

Молодцы! Сове очень понравилось, как вы делали зарядку, но особенно

ей понравились…., они получают первые фишки.

Наш гость очень любит трудные скороговорки.

Одну из них она принесла вам.

Но вот беда: все слова в этой скороговорке перепутались, да еще появились

откуда – то лишние. Помогите сове справиться с этой бедой.

Давайте сначала прочитаем все слова вслух.

Проворонила на дворе вороненка трава ворона.

Какую же скороговорку можно составить?

Проворонила ворона вороненка.

А какие слова лишние? А у совы к вам есть вопрос: что означает

слово «проворонила»? Давайте посмотрим в словарике синонимов.

Ребята, а какой звук повторяется в нашей скороговорке чаще других?

Почему? Сколько раз встречается буква «Р» в этой скороговорке?

(чтение с убыстрением темпа).

  1. Подготовка к восприятию текста.

А теперь давайте познакомимся с темой нашего урока. Кто прочитает нам название темы вслух?

Произведения

о красоте

родной

природе.

Какие произведения о природе вы уже читали?

Мы сегодня с вами прочитаем рассказ, а вот какой вы узнаете, если отгадаете загадки мудрой совы.

1. На шесте — дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец).

2. Чик – чирик!

К зернышку прыг.

Клюй, не робей.

Кто же это? (Воробей).

3. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь).

4. Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (Ворона).

5. Всех перелетных птиц

черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне

вскачь,

А зовется птица… (Грач).

СКВОРЕЦ

ВОРОБЕЙ

ГУСЬ

ВОРОНА

ГРАЧ

Ребята, сова хочет узнать: а как героев этих загадок назвать одним словом? А на какие две группы можно разделить этих птиц? А когда перелетные птицы возвращаются в наши края?

А теперь сова предлагает сделать зарядку для глаз, ведь впереди

их ждет много работы.

Физминутка для глаз.

Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо.

Закройте и сосчитайте до 10.

Представить себе большой круг. Обвести его глазами сначала

по часовой стрелке, потом против часовой.

Ребята, посмотрите, внимательно на наши слова. Что интересного вы заметили? Верно, получилось еще одно слово: весна.

А почему именно это слово мы сегодня взяли? Верно, героиней нашего произведения является весна. И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне,.

Автор этого произведения — Георгий Алексеевич Скребицкий.

Георгий Алексеевич рос в небольшом городке под названием Чернь.

С детства он любил природу, часто ходил гулять в лес, собирал коллекцию насекомых. Очень рано Г. А. Скребицкий стал пытаться писать стихи и рассказы. Он прожил всего 61 год, но за это время написал множество произведений. Посмотрите на выставку его книг. Это лишь малая часть того, что написал Георгий Алексеевич. Давайте прочитаем названия этих книг. Как вы думаете: о чем они? Все эти книги о природе. Посмотрите внимательно на портрет Георгия Алексеевича. Что вы можете сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? (добрый, внимательный, он очень много знает)

Сегодня мы прочитаем с вами рассказ этого автора, который называется «Весна» Как вы думаете, о чем это произведение? Сейчас мы проверим: верны ли ваши предположения.

Первичное восприятие текста.

А сейчас послушайте рассказ «Весна». Следите по тексту за мной.

Почему автор назвал весну художником?

Определите жанр этого произведения.

Среди предложенных заместителей выберите подходящий.

— сказка, — стихотворение

— рассказ, басня.

А какого цвета он должен быть? Почему?

— о животных, — о Родине,

— о детях, — о природе.

5. Вторичное восприятие текста.

А теперь прочитайте это произведение еще раз шепотом.

Что означает фраза « Весна Красна»? Прочитайте об этом в словарике синонимов.

Далее идет работа с отрывками.

1 отрывок – читает один ученик вслух.

2 отрывок – жужжащее чтение.

3 отрывок – читает один ученик вслух.

4 отрывок – прочитать по цепочке по одному предложению.

Вопросы к отрывкам.

  1. Каким был лес, поляна до того, как весна решила его разукрасить?

  2. Какие она взяла кисточки? Почему?

  3. Как изменила весна лес? Найдите и прочитайте в тексте.

  4. Как изменилась поляна? Какие здесь взяла краски весна?

Сейчас мы с совой проверим, как вы умеете изображать то, о чем

вам рассказывают.

Физминутка.

Игра «Скульптор».

— изобразите весну, которая разукрашивает лес,

— покажите, как летает бабочка,

— покажите, как качается лес, когда дует легкий ветерок, сильный ветер.

А теперь поиграем в «Прятки».

Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы стараетесь меня найти. Кто нашел, начинает читать вслух вместе со мной (2-3 раза). Молодцы!

Ребята, прочитайте пословицы, которые написаны на доске:

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Матушка – весна всем красна.

Зеленый наряд радует взгляд.

Лес да вода поля красят.

Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Как вы ее понимаете?

6. Домашнее задание.

Нарисовать картину весеннего леса.

7. Итог урока.

Мудрая сова хочет вам на прощание задать еще несколько вопросов. Какая тема у нас сегодня была на уроке? С каким произведением сегодня познакомились? Как вы думаете, для чего Г. А. Скребицкий написал такой рассказ? А как вы можете сберечь красоту родной природы?

А теперь давайте посмотрим, у кого, сколько фишек (оценивается работа детей, выставляются отметки). Ребята, а теперь еще раз поднимите руку те, у кого настроение такое же, как у нашей совы. А давайте подберем синонимы к слову «веселый». Снова обратимся к нашему волшебному словарику.

КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА

Предмет:  литературное чтение

Класс:  1

Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин рассказы о природе

Тип урока: Урок новых знаний

Цель: Развить познавательный интерес и любовь к чтению и природе в процессе ознакомления обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, с его произведением «Предмайское утро».

Задачи:

  • воспитание интереса к теме урока литературного чтения, побуждение обучающихся к усвоению новых знаний,

  • воспитание уважительного отношение друг к другу, создание положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность.

  • знакомство обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, умение называть героев рассказа, умение отвечать на вопросы по содержанию.

Планируемые результаты:

1. Личностные – формировать положительное отношение к природе;
-формировать представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные — развивать умение разрешать внутренние разногласия;
— учиться высказывать предположение (версию);
— вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3. Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;
— уметь договариваться и разрешать конфликты;
— уметь работать в группах.
4. Познавательные – получать незнакомую информацию;
— делать выводы в результате совместной работы.

Оборудование: презентация, ватманы для работы в группах, клей, фломастеры, вырезки, презентация.

Ход урока

Психологический настрой.

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

Организационный момент.

-Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие. А куда мы отправимся, вы догадаетесь отгадав загадку.

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (лес)
-Правильно, мы отправимся в лес.

-Готовы? Тогда в путь! (Видео фрагмент: путешествие в лес)

-Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев вокруг. Какая красивая природа нас окружает. Вместе с нами будет путешествовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Этот человек Михаил Михайлович Пришвин. Слышали про такого писателя? (Вывешивается портрет)

Постановка задач урока.

— Итак, с кем же мы сегодня отправляемся в путешествие?

-Правильно, с М. М. Пришвиным.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем о биографии Пришвина, узнаем о его жизни и познакомимся с его произведением.

— Как вы думаете, если Михаил Михайлович очень любил природу, о чем он писал свои произведения? (правильно, он писал рассказы о природе)

-Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? С чем мы должны познакомиться на уроке? (рассказы о природе, биография Пришвина )

— Правильно. Да, это и будет темой нашего урока.

— А какую цель мы перед собой поставим? Узнать о жизни Пришвина, познакомиться с его рассказом.

Неутомимый путешественник, Михаил Михайлович Пришвин исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Он настолько любил природу, что мог разговаривать с деревьями, говоря им приятные слова.

Где же побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. М. Пришвина.

Знакомство с новым произведением.

— Откройте страницу 102 вашего учебника? Рассмотрите иллюстрацию.

— Что вы видите?

— Прочитайте заглавие рассказа. 

— Как вы думаете о чем будет этот рассказ?

— давай прочитаем рассказ и убедимся, верны ли ваши предположения?

Чтение рассказа учителем

— О каком времени года идет речь в рассказе? Докажите словами из текста.

— Как Михаил Михайлович описывает лес? (Слова из текста)

— Как автор описывает березы? (Слова из текста)

— Как М.М. называет каждый месяц весны? Почему?

— Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ? (о красоте нашей природы)

Закрепление изученного материала

— Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что М. М. Пришвин очень заботился о природе. Как вы думаете, все ли люди так же любят и охраняют нашу природу? (ответы детей)

— Вы правы, к сожалению, сейчас многие люди не задумываются об этой проблеме. Давайте посмотрим на экран, что вы видите? (картинка загрязненного леса). (ответы детей).

— Каждый человек должен оберегать нашу природу и заботиться о ней.

— А как вы думаете, что любят маленькие дети больше всего? (играть) (Когда вы приходите домой, что вы делаете?)

-конечно, играть. Я очень хотела, чтобы наш урок прошел интересно и я очень старалась, но не успела доделать для вас игру. Я прошу вас помочь мне закончить дело.

Эту игру я подарю вам. Вы поможете мне?

-У вас на столах лежат заготовки для игры, но они не цветные и совсем неинтересные. Вы должны с помощью картинок, рисунков, фантиков украсить игровое поле. (Выполнение задание)

— Теперь давайте соединим части нашего игрового поля. (Учитель склеивает игровое поле).

— Спасибо, что вы мне помогли. В нашей игре нам потребуется кубик и колода карточек. Играть мы будем командами. Кидаем кубик, передвигаем фишку, попадая на определенный цвет, вы должны вытащить карточку соответствующего цвета и ответить на вопрос. Играя в нашу игру, мы сможем с вами повторить то, что узнали сегодня на уроке и понять на сколько мы были внимательны. Попробуем?

— Молодцы. Вы внимательно слушали во время урока. Эту игру вы сможете дополнять вопросами о других авторах и произведениях и играть в нее на переменах.

Подведение итогов

— с каким автором мы сегодня знакомились?

— Чему учит рассказ М.М. Пришвина?

Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Познакомиться с автором, узнать о его жизни, познакомиться с его произведением)

-Достигли мы этой цели?

Рефлексия

     — В начале уроке мы с вам обсуждали, что М. М. Пришвин мог разговаривать с деревьями, говорил им приятные слова.

Ребята, посмотрите на доску, на ней висит волшебное дерево, но оно совсем без листиков, они все опали из-за того, что люди перестали заботиться о природе. Давайте каждый из вас наклеит большой красивый листик, чтобы наше дерево было красивым и здоровым. И давайте каждый из вас скажет добрые слова нашему дереву, чтобы оно скорее поправлялось.    

— У вас на столах лежат листики разных цветов, возьмите тот который вам больше всего нравится и украсьте наше дерево.

-В заключении нашего урока, я бы хотела сказать, что каждый из вас всегда должен помнить, что он несет ответственность за нашу природу и каждый из нас должно относиться к ней бережно и с любовью, как это делал М. М. Пришвин. Спасибо, ребята, за работу. Вы большие молодцы.

  • Рассказы в бианки наводнение в лесу
  • Рассказы в бане с друзьями
  • Рассказы в бане дети и взрослые
  • Рассказы в астафьева и в распутина в детском чтении
  • Рассказы бьянки про животных слушать