Сборник рассказов Ы. Алтынсарина
Ыбырай Алтынсарин
Сборник рассказов
Спор животных.
Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные заспорили , с чьего имени люди должны начинать счет годам.
— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет молоко, даже арканы из моих волос делает . Нет для человека животного полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.
— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; ты за пищу сделалась его рабой, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — на пьюсь, а если нет воды, то могу . Поэтому счет по годам должен начинаться с моего имени.
— Я пашу человеку землю, он пьёт моё молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.
— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьёт арканы, сучит нитки, из жаб аги шьёт себе халаты, — говорил баран.
— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о приближении врага, — говорила
собака.
— Если бы нас не было, то человек не вставал рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха. Мышь некоторое время молчала, не зная что сказать, и обдумывала, как бы всех обмануть. Затем она предложила собравшимся:
— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождём начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления. Верблюд, полагаясь на свой рост, был твёрдо уверен, что раньше всех сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мышки. И вот все начали смотреть и ждать начала года. Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на верхушку его горба и стала ждать. Поэтому она первая увидела наступающий год и оповестила всех об этом. Её имя и было присвоено первому году летоисчисления. Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем » .
КАРА-БАТЫР
Когда отважный герой Кара-батыр был ещё мальчиком, его захватили разбойники при набеге на аул и заставили пасти овец. Он ходил в отрепьях, голодный и питался лишь молоком овец.
Однажды, когда мальчик печально сидел в одиночестве, к нему под-
летела и села рядом ворона. Мальчик обратился к ней со словами:
Эй, ворона, птица моя!
Твоя пища — крови струя! Амулет я с себя сниму — Долети в мой аул родной. Там отец мой скован тоской, Амулет тот отдай ему!
Ворона каркнула и улетела. Затем прилетели и сели рядом журавли. А мальчик им:
Журавли, мои господа! Длинной шеей славен ваш род. В свой аул направьте полёт, Амулет снесите туда!
Журавли прокричал и «тыррау-тыррау» И тоже улетели. Прилетели гуси. Просит их мальчик:
Эх вы, гуси, гуси-друзья!
К вам спешу с моей просьбой! Амулет, что отдам вам я, Отнесите в аул родной!
Гуси, гогоча, улетели. Прилетели лебеди. Мальчик снова:
Лебедей озёрных семья! Господа, вы дородны собой!
Амулет, что отдам вам я,
Отнесите в аул родной!
Обернулись к нему лебеди, подождали немного и также улетели. Через некоторое время прилетела ласточка. А мальчик:
Ах ты, ласточка, птичка моя! у врагов я в неволе злой! Амулет, что отдам тебе я,
Отнеси в мой аул родной!
Ласточка поднялась, полетала вокруг, и, пожалев мальчика, вернулась и села к нему на руку.
— Отец, если даже и узнает мой амулет, не будет знать, среди какого народа я живу. Надо на амулете сделать какой-нибудь знак, — подумал мальчик и, взяв ножик, сделал укол в руку и кровью начертил на амулете тамгу (родовой знак) туркменов. После этого он привязал амулет на шею ласточке, рассказал ей, какого рода и племени его отец и мать и где они живут, и отпустил.
Ласточка всё летела по указанному мальчиком направлению:
Через цепи высоких гор, Над пучиной тёмных озёр,
Над безлюдьем пустынь и болот. На неведомый край земли
Её крылья несли, несли,
А по крыльям струился пот.
Если сверху она замечала опасность, то скрывалась за неровностями почвы:
Пролетела через много земель, Много стран легло позади,
Но конец наступил пути.
Встало солнце в тридцатый раз, И внизу промелькнул аул,
Тот, что мальчик просил найти.
Достигнув аула, ласточка, перелетая, садилась на верхушку то одной, то другой юрты. Рассматривала людей аула и сколько ни приглядывалась к ним, не могла найти таких, которые были бы похожи на тех, о которых говорил мальчик.
Наконец, усталая, она задремала. И послышался ей жалобный стон старухи. Ласточка стала внимательно прислушиваться. А старуха жалобно пела:
Ой, дитя, жеребёнок мой! Прядь моих несчастных седин! у озёр камыш молодой — Мой единственный милый сын! Где найти мне твои следы’? Враг ли злобный тебя увлек, Или бурный унёс поток,
Или дикий зверь уволок?
Или жертвы требует рок? Пусть погибну я, но не ты!
Год прошел, за ним и другой … Тяжко жить без сына, одной!
прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитатъ
— Ты погоди, — прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитать:
Как былинка, рос одинок!
Мой единственный, мой сынок! Твой отец обошёл весь свет,
Но о сыне весточки нет!
Худ, как тощий бура (верблюд), я стал. Мои кости, что крепче скал,
Опаляет и рушит жар.
Где ты, мой надёжный тулпар? Иль мой сокол попался в сеть? Я б теперь одного желал:
Повидав тебя, умереть!
Тут молодая девушка, попросив старика и старуху помолчать, запела:
На отточенный меч стальной Походило тело твоё,
Брат, рожденный вместе со мной! Мне казалось, до склона дней Моя доля будет легка!
у меня одежда — шелка,
А мои табуны коней — Чистокровные скакуны!
у меня не редеет круг Молодых весёлых подруг, Верных спутниц моей весны!
Но пропал ты — судьба так зла! и душа моя замерла,
На лице румянец потух,
Вянет цвет моих вешних дней, Не успев раскрыться пышней! Старики мои, старики!
Слёз не лейте горькой реки! Я сегодня видела сон, —
Если б счастье принёс нам он! Разгадайте сон, старики!
Сокол мой, что скрылся давно, Прилетел обратно ко мне;
Конь пропал у нас в табуне — Он во сне вернулся ко мне; Брат мой милый во сне моём Снова смело вошёл в наш дом! Милость нам судьба подарит! Я клянусь, о Баба-Тукты,
Я клянусь, о Азиз-Шашты:
Вижу – ласточка к нам летит
От родного весть передать!
Услышав такие слова, ласточка слетела и села перед стариком и старухою. Бедные, рыдая, они сняли амулет, разглядели тамгу и по тамге узнали, что Кара-батыр находится у туркменов. Подготовив коней, собрав людей, они поехали к ним. Щедро одарив туркменов, старики с сыном вернулись в аул.
ЧИСТЫЙ РОДНИК
Три путника встретились возле одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, и листья которого затянули русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котел величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник » .
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитал и надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительней, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и усладу душе; кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он.
Юноша ответил так:
— Я думаю иначе. Если бы вода в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы его и загрязнили его. Тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, видишь, как в нем отражаются блеск солнца и трава, если они глядятся в него. Поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит эта надпись.
МУРАВЬИНАЯ МЕРА
Много лет тому назад жил на свете мудрец. Он был необыкновенным, знал язык птиц и зверей. Как-то отправился этот мудрец в путь. В дороге он остановился на …
Авторская мифология
Агония Земли
Адьюлтер, измена
Альтернативная география
Альтернативная история Азии
Альтернативная история Америки
Альтернативная история Африки
Альтернативная история Ближнего Востока
Альтернативная история Восточной Азии
Альтернативная история Восточной Европы
Альтернативная история Европы
Альтернативная история Западной Европы
Альтернативная история Северной Америки
Альтернативная отечественная история
Античная мифология
Бессмертие
Ближневосточная мифология
Богоборчество
Бунт
Быт
Веселое
Внезапное бедствие
Возвращение домой
Война
Война миров
Воплощение зла
Восстание
Восстание мутантов
Восстание роботов
Восстановление справедливости
Восточно-азиатская мифология
Вражда
Вторжение пришельцев
Выход эксперимента из-под контроля
Глупость
Готический ужас
Гуманитарное
Договор с дьяволом
Достижение
Достижение блага
Достижение цели
Европейская мифология
Жадность
Жертва
Заклинание
Избавление от бед
Империи
Индийская мифология
Интрига
Искусственный разум
Исправление героя
Истинное безумие
Квест
Классика детектива
Классика фэнтези
Классический ужас
Конспирология
Контакт с внеземной цивилизацией
Криминальная драма
Кровавый ужас
Легкое
Любовное
Любовные припятствия
Любовь к врагу
Магический реализм
Месть
Микромир
Мифологические элементы
Мифология народов мира
Мнимое безумие
Мятеж
На заре фэнтези
Научная магия
Научное фэнтези
Научные достижения
Научные достижения в руках злодеев
Невольное преступление
Ненависть
Неожиданные сверхспособности
Неосознаваемые ревность и зависть
Обряды
Обстоятельства
Одиночество
Опасное предприятие
Оптимистическое
Освобождение
Освобождение от врагов
Освобождение от тирании
Освоение планет
От лица животного
От лица предмета или явления
Отчаянная попытка
Ошибка ученых
Пародия
Пацефизм
Переселение разума
По мотивам кино
Победа
Победа над болезнями
Победа над врагом
Победа над злом
Победа над обстоятельствами
Победа над собой
Победа над чудовищем
Подсознательный ужас
Поиск истины
Поиск себя
Поиск сокровищ
Поиск счастья
Пороки
Постмодернизм
Потеря близких
Потерянный и найденный
Похищение человека
Предсказания
Преследование
Пришельцы из других времен
Психоделическое
Психологическое
Психология чужих
Путешествие в будущее
Путешествие в прошлое
Путешествия в другие миры
Путешествия во времени
Путь воина
Путь прогресса
Развитие героя
Развлечения, увлечения
Раздвоение личности
Расстояния
Расширение сознания
Реализм
Революция
Роковая ошибка
Русская мифология
Сакральные объекты
Самопожертвование
Самопожертвование во имя близких
Самопожертвование во имя веры
Самопожертвование во имя долга
Самопожертвование во имя идеи
Самопожертвование во имя любви
Свержение
Сверхспособности
Сверхцивилизация
Семейные драмы
Скандинавская мифология
Содомия
Соперничество, противостояние
Социальное неравенство
Социум
Спасение
Спасение мира
Спецслужбы
Средневековая мифология
Стимпанк
Стихия
Судебная ошибка
Сюрреализм
Таймпанк
Тайна, загадка
Темное фэнтези
Техногенная катастрофа
Трусость
Туда и обратно
Угрызения совести
Утечка вирусов
Фатальная неострожность
Феминизм
Философское
Честолюбие и властолюбие
Школа
Экологическое
Экономическое
Экспедиции
Эпидемия
Ибрай Алтынсарин — биография
Ибрай Алтынсарин – казахский ученый-этнограф, переводчик, общественный деятель, просветитель и писатель. Автор книг «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия».
Знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин самого раннего детства понимал важность образования. Он с радостью учился сам, и став взрослым, с таким же удовольствием начал обучать других. За свою короткую жизнь общественный деятель успел сделать многое во благо родного народа. Благодаря упорству Алтынсарина возможность ходить в школу получили не только мальчики, но и девочки, что в мусульманском мире считалось недопустимым.
Ибрагим пользовался уважением у казахов, его обожали русские. В конце жизни писатель удостоился чина статского советника, но сам он к высоким должностям и почестям не тяготел. Главным дело его жизни было народное образование, а все остальное великий казах считал второстепенным.
Детство и юность
Писатель родился 1 ноября 1841 года в Аракарагайской волости (Кустанайская область современного Казахстана). Мама мальчика, Айман Шегенкызы, была потомком племени Аргын, а папа, Алтынсары, был представителем рода Кыпшак. Ибрай рано потерял отца – его убили во время нашествия на аул войск хана Касымова. Во время атаки чуть не погиб и сам будущий просветитель, но, к счастью, односельчанам удалось его спасти.
Овдовевшая Айман через некоторое время вышла замуж за брата погибшего мужа. Ибрая отдали на воспитание к родному деду, бию Балгожи Джанбучину. Дедушка был старшиной Оренбургской комиссии и пользовался уважением среди местных жителей. Став опекуном мальчика, старик записал его в строящуюся для казахских детей школу. Предполагалось, что в этом учебном заведении будут готовить профессиональных переводчиков и писарей.
Когда Алтынсарину исполнилось девять лет, школа наконец открылась. Это было современное здание с простой архитектурой и мебелью из пальмовых деревьев. Дети приходили опрятными, преимущественно в национальной одежде. Для Оренбургской администрации было крайне важно, чтобы в школе соблюдались исконно казахские традиции.
Чтобы сохранить кочевой быт и научить молодое поколение жить в суровых степных условиях, руководство построило для них самые настоящие юрты. Была приобретена национальная одежда, белье, приспособления для ухода за животными и несколько десятков лошадей. В здании школы располагалась обширная библиотека и зал со спортивными снарядами.
В программу входило изучение арифметики, делопроизводства, русского, татарского, персидского и арабского языков. В России об этом учебном заведении узнали из статьи художника А. Ф Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Автор включил в заметку несколько собственных рисунков, изображающих классы, спальню, мини-больницу и то, в какой одежде ученики приходили на занятия. Художник с нескрываемым восхищением описывал эту чудесную, возведенную посреди степи школу, оборудованную самыми современными мебелью и инвентарем.
Начало карьеры
В учебе Ибраю не было равных. После школы он окончил оренбургское училище и поступил на работу сначала писарем к своему деду, затем помощником к начальнику Оренбургской администрации. Его руководителем был ученый-востоковед Василий Григорьев, который прибыл в казахский край из Петербурга. В столице Василий Васильевич работал начальником пограничной комиссии и занимался налаживанием отношений с жителями среднеазиатских ханств. Помимо этого, деятель курировал систему образования и помогал строить школы для кочевников.
В 1857 году Ибрай стал официальным переводчиком Григорьева. На этой должности молодой человек не только усовершенствовал свой русский язык, но и узнал многое о ведении полноценной научной работы. В своих воспоминаниях Алтынсарин отмечал, что ученый позволял ему читать столько, сколько душа пожелает. Основная работа была несложной, и юноша мог часами проводить за изучением любимых книг.
В начале службы Ибрай часто обращался к начальнику за разъяснением непонятных слов. Скоро этих вопросов появилось столько, что Василий Васильевич перестал успевать на них отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, ставший для молодого переводчика источником знаний в разных областях. Николай Иванович был невероятно терпеливым человеком, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню те или иные понятия.
Узнав о том, что Ибрай тесно общается с Ильминским, Григорьев освободил его от конторской работы и позволил чаще навещать нового знакомого. В доме ученого молодой человек развлекал дам чтением вслух, пока те рукодельничали. Если вдруг чтец совершал ошибку в неизвестных ему словах, слушательницы терпеливо поправляли его и объясняли значение. Со временем Алтынсарин стал близким другом этой замечательной семьи. Несмотря на свою природную застенчивость, парень часто оставался здесь на трапезы, до такой степени ему не хотелось покидать гостеприимный дом.
По воспоминаниям Ильминского, будущий писатель был очень ранимым человеком, поддающимся приступам грусти. Если кто-либо проявлял к нему участие, он был очень благодарен и старался отплатить той же монетой.
Могут быть знакомы
Школьный учитель
В 1860-м посреди степи выросло еще четыре школы для казахских и русских ребятишек. Ибрагим оказался в группе учителей, которых направили туда для преподавательской работы. Молодому педагогу досталась школа в Оренбургском укреплении (сейчас это город Тургай).
В первые месяцы Алтынсарин не находил себе места. Здесь был дефицит с книгами, учителя окружали, в основном, необразованные люди, русская часть населения постоянно конфликтовала между собой. В своих письмах Ильминскому преподаватель жаловался, что чувствует себя ссыльным каторжником.
Школа открылась только спустя четыре года. До этого времени Ибрай занимался с учениками в частном порядке. Когда наконец прозвенел первый звонок, грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в любимое дело. Своим друзьям он писал:
«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение ребят. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в всего лишь в течение трех месяцев, научились читать и даже писать по-русски и по-татарски».
Позже Алтынсарин поменял сферу деятельности, устроившись на должность помощника уездного начальника Оренбургского укрепления, а потом даже был назначен главным судьей. На этом посту деятель боролся с коррупцией и родовыми распрями, что вызывало недовольство во многих слоях общества. Однажды он даже поругался с собственными родственниками, выступив против назначения на должность судьи одного из своих братьев. В итоге место получил местный аксакал, чего родня простить Ибраю не смогла.
Инспектор образовательных учреждений
У Ильминского была возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности. Однако последний отказывался и говорил, что хочет заниматься только народным образованием. В 1879 году преподаватель получил должность инспектора тургайских школ и оставался на этом посту до конца своих дней.
С тех пор все его устремления были направлены на поиск денег для открытия новых учебных заведений. Он обивал пороги высокопоставленных начальников, доказывая необходимость школ или училищ в той или иной местности. Алтынсарин хотел открывать не просто степные школы, а образцовые заведения с лучшим оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель говорил так:
«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся».
Огромное внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.
Современников писателя поражало его умение общаться с совершенно разными людьми. В письмах к русскоговорящим адресатам Алтынсарин предстает вполне европейским человеком, знающим тонкости западного мира. А если заглянуть в переписку Ибрая с представителями мусульманских регионов, можно увидеть настоящего дипломата с типичной восточной хитрецой.
Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за воплощение давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для ее возведения Ибрай выделил собственную землю в Кустанае.
Позже Алтынсарин основал школу для преподавателей. Все эти проекты постоянно натыкались на недовольство местных властей, которые не понимали устремлений прогрессивного учителя. Активисту не только урезали бюджет, но даже отнимали помещения и оборудование, добытые с огромным трудом.
И все же, хороших людей вокруг Ибрая было намного больше. В число его единомышленников вошли братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они участвовали в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили учиться своих детей. В лице литератора и переводчика Асылкожи Курманбаева деятель встретил верного последователя и продолжателя дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – занял пост руководителя Музея истории в г. Алматы.
Литератор
Творческая биография Алтынсарина началась в 1879 году, с выхода его первой книги «Казахская хрестоматия». В построенных им школах, помимо мебели и инвентаря, была постоянная нехватка учебников. С этой ситуацией педагог решил бороться, выпуская собственную учебную литературу. Вслед за хрестоматией увидела свет книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», направленная на помощь преподавателям.
Труды автора отражают его разносторонне развитую личность. Он публиковал стихи, сказки, басни и этнографические исследования. Сам Ибрагим себя писателем не считал – он говорил, что все его произведения были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны небольшие рассказы о повседневном казахском быте, с которым был хорошо знаком каждый юный читатель. Помимо рассказов, создатель включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.
Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные произведения этого плана – «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».
Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:
- открытие нескольких народных школ
- открытие и снабжение учебной литературой женской школы и двух училищ
- создание образовательного учреждения для подготовки педагогов
- организация и запуск учебных заведений для подготовки узких специалистов сельского хозяйства и ремесленной отрасли.
Смерть
Казахский общественный деятель умер 17 мая 1889 года, причиной смерти стало заболевание сердца и печени. Себя Алтынсарин не берег, все силы отдавал просветительской работе. Похоронили учителя рядом с могилой его отца, на берегу Тобола.
Единственное, что Ибрай успел сделать лично для себя – это построить деревянный дом неподалеку от Кустаная. В нем он провел последние годы жизни, там же и скончался.
Алтынсарин имел огромный авторитет в Степи и жил довольно небедно. Однако никогда за ним не замечалось ни социальных, ни расовых предрассудков. В его школы ходили дети из самых разных семей – богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил приговаривать:
«Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны, особо рожденных не было и нет на этой земле».
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Ізбасты
Қыпшақ Ізбасты би, он жасар күнінде көш үстінде көп адаммен бір түлкі қуысып, бәрінен бұрын жетіп түлкіні соғып алды. Артынан келген жасы үлкен кісілер түлкіңді бізге байла деп еді, Ізбасты бермеді. Қазақшылық әдетте жасы үлкенге мұндай соғып алған түлкіні байлаушы еді, мынау бала бізге байламайды деп, заманындағы ханына арызға келісіпті. Сонда Ізбасты ханға айтты дейді:
— Ойдан қашты бір түлкі, тауға қарап демалмай, жабыла қудық кеп кісі, бәрі де қалды ере алмай; сол түлкіні кім алар, жалғыз жеткен мен алмай; ағайыннан дұшпан жауым жоқ, алдына салып айдап жүр, алтайы түлкі көре алмай; ұялып, тақсыр, жүрмеңіз, мұның төресін оңдап бере алмай.
Алтын шеттеуік
Ыбырай Алтынсарин
Бір үлкен мейрам алдында, әкесі балаларын қуанту үшін үйіне әртүрлі жеміс алып келді. Леночка деген кіші қызы сол келтірген көп жемістің ішінде, сырты алтындаған шеттеуіктерге қызығып, соны маған бер деп қоймады. Шешесі айтты:
— Бұл шеттеуіктер тек әдемілікке істелген, мыналарды ал,- деп, бөтендерін беріп еді, Леночка жылай бастады:
— Мен қара шеттеуікті алмаймын, алтын тыстысын аламын, оның ішіндегі дәні де тәтті шығар- деп. Шешесі тіл алмайтын қисық баланың дегенін істегеннен артығы жоқ екенін ойлап, Леночкаға алтын тыстыларын, бөтен балаларына бөтен шеттеуіктерді таратып берді. Леночка қуанып шеттеуікгерін дереу шаға бастады, қараса, бірінің де ішінде дәні жоқ, бос қабықтар екен. Мұны көріп қасындағы балалар мазақтап күле бастады. Сондаатасы айтты:
— Бұл шеттеуіктер жеу үшін істелген емес, тек көзге әдемі көріну үшін қойылған; мен шеттеуіктердің бос қабығын алып, сыртын күміспен бояп қана қойып едім, екінші рет не нәрсенің де құр сыртына қарап қызықпа, асылы ішінде болар,- деді.
Бір уыс мақта
Ыбырай Алтынсарин
Бір кішкентай қыз әкесінің шапанын жамап отыр екен, шешесі қасына отырып, ақыл айтты:
— Балам, дүниедегі жаратылған жәндік-жансыздардың ешқайсысының да керексіз болып, жерде қалатыны болмайды,- деп. Сол сөзді айтып отырғанда, қыз бала киімін жамап болып, жердегі мақтаның қиқымын терезеден лақтырып, далаға тастады:
— Әже, осы қиқымның ешнәрсеге керегі бола қалмас,- деп.
Шешесі:
— Балам, сол да жерде қалмайды,- деді.
Осылайша сөйлесіп, терезеден қарап отырса, манағы мақтаны жел көтеріп ұшырды, мұны бір торғай көріп қуып барып, мақтаны тұмсығына тістеп қана алып, ұшып кетті. Қыз әжесінен:
— Манағы мақтаның қиқымын бір торғай алып кетті, оны неғылады? — деп сұрады.
Әжесі айтты:
— Көрдің бе, балам, күн айналмай манағы айтқан сөздің келгенін. Ол кішкентай мақтаны торғай ұясына төсеп, жас балапандарына мамық етеді,- деді.
Жаман жолдас
Ыбырай Алтынсарин
Екі дос кісі жолдастасып келе жатып, бір аюға ұшырапты. Бұл екі кісінің біреуі әлсіз, ауру екен, екіншісі мықты, жас жігіт, аюды көрген соң бұл жігіт, ауру жолдасын тастап, өзі бір үлкен ағаштың басына шығып кетті дейді. Ауру байғұс ағашқа шығуға дәрмені жоқ, жерге құлады да созылып, өлген кісі болды да жатты: есітуі бар еді, аю өлген кісіге тимейді деп. Аю бұл жатқан кісінің қасына келіп иіскелеп тұрды да, дыбысы білінбеген соң тастап жөніне кетті. Мұнан соң манағы жолдасы ағаштан түсіп, аурудан сұрапты:
— Достым, аю құлағыңа не сыбырлап кетті?
Ауру айтты дейді:
— Аю құлағыма ақыл сыбырлады, екінші рет тар жерде жолдасын тастап қашатын достармен жолдас болма деді,- дейді.
Жамандыққа жақсылық
Ыбырай Алтынсарин
Қызылбас патшасынын, Абдулла деген уәзірі бар еді. Соның заманында жұрт бұзылып, бір күн уәзір патшаға келе жатқанда халық қамап: — «Дегенімізді істе, істемесең өлтіреміз» деп, ішінде бір батырырағы уәзірді сақалынан алып жұлықты. Уәзір ашу етпеді, бұлардан шыққан соң патшаға барып, жұрттың тілегін беріңіз деп өтініп тілегенін патшадан алып берді және өзінің көрген кемшілігі үшін ешкімге жаза бермеңіз деп оны да тілеп алды. Ертеңіне уәзірге бір саудагер келіп:
— Тақсыр, кеше сізді ренжітіп сақалыңыздан жұлыққан кісіні айтайын деп келдім, ол Нағым деген менің көршім еді, алдырып жаза беріңіз, — деді. Бұл сөзді есіткен соң уәзір саудагерді қайтарып, Нағымды шақыртып алды. Нағым: «Менін кешегі ісімді біреу айтып танытқан екен» деп, қорыққанынан үрейі кетіп, келе-ақ уәзірдің аяғына жығылды. Уәзір Нағымды жерден көтеріп алып айтты дейді:
— Мен сені жазаландыру үшін шақырмадым, бірақ, көршің саудагер жақсы кісі емес екен, сенің білместігіңді маған келіп айтты, екінші рет ол көршіңнен сақтанып жүргендей екенсін, соны айтайын деп шақырып едім, енді аман бол!-деп ішкергі үйіне кіріп кетті дейді
Дүние қалай етсең табылады
Ыбырай Алтынсарин
Француз жұртының бір білімді адамы жазады:
— 1791 жылда, өзім университет деген үлкен школда оқып жүрген жігіт күнімде, әр жеті сайын Версаль қаласындағы шешеме жаяу барып-қайтып тұрушы едім. Сонда әрдайым жолымда бір Антон деген тіленші отырып, қайыр сұрап алып жүруші еді. Бір күні тағы сол жолмен келе жатып, бір орта бойлы арықтау кісіге ұшырасып, жөніміз бір болған сон, бірге келе жатқанымызда, әдетше манағы Антон алдымыздан шығып қайыр сұрады. Қасымдағы кісі тоқтап, Антонның бетіне қарап тұрды да айтты:
— Сен қарауға еп-есті кісі секілді көрінесің және жұмыс істеуге қуатың да бардай көрінеді, сөйтіп тұрып мұндай жаман іспен өзінді кемшілікке салып жүрсің. Бай болғың келсе мен саған ақыл айтайын: мен өзім де сендей кедей едім, бірақ сендей тіленшілік қылғаным жоқ; елден, қала-қаладан қыдырып жүріп, әуелі боқтық, салам арасынан, не болмаса жай кісілерден ескі шүберек сұрап жыйып жүрдім. Ол шүберектерді апарып қағаз істейтін фабриктерге сатып, соныменен азды-көпті ақша болған соң бір есек, бір арба алдым, мұнан соң әуелі аздап, бара-бара кебірек, әр үйден ескі-құсқы, тұтынуға жарамайтын шүберектерді сатып алып, арбамен жүріп сауда ете бастадым. Осындай іспен жеті жылда он мың франк ақша тауып, енді бір қағаз фабрикасына кірістім. Жасым жас, ісіме нық, жинақты және еріншектікті білмегеннен соң, осы күнде екі әйдік тас жұртым бар, фабрикамды балама бердім, үмітім бар, балам да аштық көре қалмас деген. Себебі: баламды да жасынан бос жүруге, еріншектікке, қиналмай мал табуға үйретпедім. Осы айтқанымша машақаттанудан қашпасаң, сен де бай боласың Антон,- деді де, жөніне жүріп кетті. Антон бұл сөздерді есіткен соң терең ойға қалып, қайыр сұрауын да ұмытып тұрып қалды.
1815 жылда Брюссель деген қаладан өтіп бара жатып, бір кітап сататын үлкен дүкенге кірдім. Дүкеннің ішінде бірнеше приказчиктерге олай-бұлай етіңіз деп, бұйырып тұрған бір купецтің кескіні көңіліме таныс реуішті көрінді. Сөйтіп тұрғанымда әлгі кісі мені көріп, бетіме қарап тұрды-тұрды да, қасыма келіп айтты:
— Айып етпесеңіз сұраймын, мұнан жиырма бес жыл бұрын сіз оқу оқып жүріп, жұма сайын Версальдегі үйіңізге барып жүрген жеріңіз бар ма еді?
Сонда ойыма түсіп, таң қалып:
— Сен Антонбысын? — дедім.
— Ра-с,- деді Антон,- мен сондағы көрген тіленші Антоныңыздың өзімін. Сол жүргеніңіздегі бір күн қасыңызда бірге жолыққан кісінің айтқандары көңіліме кіріп кетіп, тіленшілікті тастап, жұмысқа кірістім, ісіме нық, малыма күтімді болдым; ақырында, сол кісінің айтқаны келіп, мінекей, осы зор дүкеннің иесі болдым,- деді.
Баланың айласы
Ыбырай Алтынсарин
Бір әлім адам жапанда келе жатып, аяғы астында бір үлкен тасқа сүрініп жығылып, ойлады: бұл тас адамға зиян келтіретін тас екен, жолдан алып тастайын деп. Сол оймен тасты көтеріп еді, астынан бір сандық шықты, сандықты ашып еді, ішінен бір жылан шығып, шағамын деп әлімге ұмтылды, әлім айтты:
— Мен сені қараңғы, тар жерден, тұтқыннан шығардым, жақсылыққа жамандық бар ма?
Жылан айтты:
— Бар.
Әлім айтты:
— Олай болса біреуге жүгінелік, төре саған тисе шағарсың,- деп.
Жылан да бұл сөзге тоқтап, екеуі келе жатып, түйеге жолықты. Түйеге бұлар істерінің мәнісін айтып еді, түйе айтты:
— Жақсылықка жамандық бар; не үшін десеңіз: мен адамның қанша ауыр жүгін, мүлкін тасып, өмірімше қызмет істесем де, адам қай уакытта шамамнан тысқары жүк артады да, жүре алмасам ұрып-соғып ренжітеді.
Жылан мұны есітіп, әлімнің мойнына бір оралды. Мұнан шығып жеміс ағаштарына келіп жүгінді. Бұл ағаш та айтты:
— Жақсылықка жамандық бар; не үшін десеңіз: менің жемісіммен қанша адам күн көріп пайдаланып тұрса да, жемісімді жан ауыртпай қолымен алмай, түбімнен қатты орып, жемісімді жерге түсіріп алып жейді,- деді.
Жылан әлімнің мойнына тағы бір оралды. Онан кетіп бір итке жолығысты.
Ит те айтты:
— Жақсылыққа жамандық бар, мен иеме қанша түн-күн ұйықтамай мүлкін, малын, өзін бағып қызмет қылып едім, ақырында мен қартайып аурулы болған соң, таяқтап ұрып мені қуып жіберді,- деді. Жылан және бір оралып, енді шағамын деді.
Әлім айтты:
— Енді тағы біреуге-ақ жүгінейік, төрелік тағы саған тисе, шаға бер.
Сонан шығып бір топ ойнап жүрген балаларға келді. Ішінде бір бала әлімге сәлем берді. Әлім сәлемін алып, сол балаға істерінің мәнісін айтты.
Бала есітіп болып:
— Әй, ата, бекер сөйлейсің осы қолыңдағы кіп-кішкентай қобдиға мойныңа үш оралған әйдік жылан сыюшы ма еді? — деді Сонда жылан да айтты:
— Бұл сөз рас,- деп.
Бала тіпті нанбады, «бұл сөзге көзбен көрмей кісі нанып болмас» деп. Сонда жылан баланы нандыру үшін иіріліп барды да, манағы қобдиға кіріп жатты. Бала сонда тарс еткізіп сандықты жауып бекітті де, Әлімнің қолына берді, «апарып алған орынңызға қойы-ңыз» деп.
Байұлы
Ыбырай Алтынсарин
Байұлы жеті жасар күнінде ел көшіп, көп балалар: біреу тайына, біреу атына мінгенде. бір бала жыламсырап қарап тұрып қалды. Мұны көріп, Байұлы қасына барып:
— Сен неге атыңа мінбейсің? — деді.
Бала қамығып:
— Атым жоқ, көшкенде әжеммен түйеге мінуші едім, — деді.
Сонда Байұлы аттан түсіп жаяу әкесіне барып:
— Мен атқа мінгенде, ер-тоқымымен маған бір жорға тай атап едіңіз, сол тайымды біреуге берсем сіз ұрыспайсыз ба? — деді.
Әкесі:
— Кімге бересің? — деді.
Бала қысылыңқырап тұрып, жаяу жылап тұрған жарлының баласын көрсетті. Бұған әкесі де түсініп, бетінен сүйіп:
— Тайыңды кімге берсең де ерік өзіңде,- деді.
Сонан соң Байұлы қуанып, тайды ерттетіп, манағы балаға әкеп беріп, қасына ертіп алды да, шауып кеп, көп балаға қосылды. Сол уакытта бір аксақал жақсы кісі қонақ болып жатыр екен, Байұлынын әлгі мырзалығын көріп, разы болып, сыртынан бата берді:
— Ей, құдайым, бұл балаға ұзақ жас бер, мал мен бас бер.- деп. Сол кісінің батасы қабыл болып, ақырында Байұлынан он екі ұл туып, бәрі де асқан бай, руға бас болды. Он екі ата Байұлы деген ру сонан болды деседі.
Білгеннің пайдасы
Ыбырай Алтынсарин
Бір қарт ұста күні-түні тынбай іс соғып отырады екен. Оған көрші, заманындағы бір зор бай, Броун дегеннің баласы ойнап жүріп қызыққа күнде ұстаға келіп, іс соққанына қарап тұрады екен. Бір күні ұста мырзаға айтты:
— Төрем, қарап тұрғанша, тым болмаса, шеге соғуды үйренсейші, кім біледі, бір күндерде сол өнердің де керегі болар. Бала нем кетеді деп, күнде мазаққа шеге соғып жүріп, бірнеше күнде жақсы соғуға үйреніпті. Мұнан соң бірнеше жылдар өткен соң, жұртында қатты жаугершілік басталып, Броунның мал-жаны таланып бітіп, өзі қатын, баласымен қашып шығыпты. Сонымен, ішерге-жеуге, киюге де кем-тар соғып, бір қалада жүрген уақытта, қаланың әкімі бұйрық шашты: әскерге көп етік керек, жақын жердегі қалалардың сататын мығы таусылды, мық даярласын, деп. Сонда манағы мырзаның мазаққа үйренген өнері есіне түсіп, патшалық етікшілерге хабар салды:
— Егер көп мық-шеге керек болса, мен пөдіретін аламын,- деп.
Етікшілер істеген мығын керіп ұнатқан соң, әскердің етігіне мық істеудің міндетін алып, көп мал тауып, ақыр өміріне дейін кемдік көрмей өтіпті-міс.
Бақша ағаштары
Ыбырай Алтынсарин
Жаздың әдемі бір күнінде, таңертең бір төре өзінің баласымен бақшаға барып, екеуі де егілген ағаштары мен гүл жапырақтарын көріп жүрді.
— Мынау ағаш неліктен тіп-тік, ана біреуі неге қисық біткен? — деп сұрады баласы.
— Оның себебі, балам, анау ағашты бағу-қағумен өсірген, қисық бұтақтары болса өсіп. Мынау ағаш бағусыз, өз шығу қалыбымен өскен,- деді атасы.
— Олай болса, бағу-қағуда көп мағына бар екен ғой,-деді баласы.
— Бағу-қағуда көп мағына барында шек жоқ, шырағым; мұнан сен де өзіңе әбірет алсаң болады; сен жас ағашсың саған да күтім керек; мен сенің қате істеріңді түзеп, пайдалы іске үйретсем, сен менің айтқанымды ұғып, орнына келтірсең, жақсы түзік кісі болып өсерсің, бағусыз бетіңмен кетсең, сен де мынау қисық біткен ағаштай қисық өсерсің,- деді.
Айуанның естесі көп бірақ адамдай толық ақылы жоқ
Ыбырай Алтынсарин
Ит адамға шын дос жануар. Дүние жүзінде иттің неше атасының ұлы бар: біреуі қора, біреуі үй күзетеді, біреуі малшы орнына мал бағады, біреуі аң, құс алып береді, біреулері, тіпті, ат орнына жегіліп те жүріледі; бұлардың бәрін де екінші кітапта уақытымен айтармыз. Англия жұртының ең үлкен Лондон деген қаласында өрт болған уақытта, күйіп жатқан үйдің ішінде қалған балаларды алып шығуға үйретілген иттер бар. Соның біреуі Боб деген ит он екі баланы өрттен алып шығыпты. Бір күні бір үй жанып, өрт сөндіргіш адамдар келген уақытта, бір қатын жылап тұрды, балам жанып жатқан үйде қалды деп. Өртшілер әлгі Бобты жіберді: Боб баспалдақпен үйге кіріп, түтін ішінде жоқ боп кетіп, біраздан соң баланы көйлегінен тістеп қана алып келді. Шешесі қуанып баласын алды, өртшілер иттің өрт шалған жері жоқ па деп қарап тұрғанда, Боб өршеленіп жанған үйге қарай тағы ұмтыла беріпті. Өртшілер ойлады шамасы үйде тағы бір бала бар шығар деп; сонымен Бобты және қоя берді. Біраздан соң Боб, ауызында бір тістегені бар, үйден жүгіріп шыға келді. Қараса, әкелгені бір үлкен қуыршақ екен.
Асыл шөп
Ыбырай Алтынсарин
Злиха мен Бәтима деген біреудің қызметінде тұрған екі қыз бала төбесине бір-бір жәшік жеміс көтеріп қалаға келе жатыпты-мыс. Злиха ахлап-ухлеп шаршадым дел, Бәтима күліп, әзілдесип келе жатады. Сонда Злиха айтты:
— Сен неге мәз болып қуанып келесің, төбеңдегі жәшіктің ауырлығыда менің басымдағыдан кем емес, өзіңде менен күшті емессің?
— Мен жәшігім ішіне ауырды жеңілдететін бір шөп салдым деді Бәтима.
— Ай, ондай болса шөбіңнің атын айтшы, менде ауырымды жеңілдетейін деди Злиха
— Ол шөп сенің қолыңа түспейме деп қорқамын аты: сабыр деген деді.
Любой народ по праву гордится своими политиками, общественными деятелями, поэтами и писателями. В современном Казахстане особо чтят память Ибрая Алтынсарина, посвятившего всю свою сознательную жизнь ликвидации безграмотности, приобщению казахского народа к ценностям русской и мировой культуры.
Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель XIX века, этнограф, поэт, прозаик, переводчик. Благодаря его стараниям на казахской земле появились первые школы, в которых могли обучаться дети из простых семей.
Детство и юность
Ибрай Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года. О его родителях, к сожалению, практически ничего неизвестно. По некоторым данным, отец Алтынсарина погиб в 1844 году. С юных лет Ибрай находился на попечении деда Балгожи Жанбурчина, занимавшего почетную должность бия в своем ауле. Бий – это мировой судья, наставник, советчик, общественный деятель.
До последних дней своей жизни Ибрай Алтынсарин не забывал свою малую родину – аул Жанбурчи, входивший в состав Аракарагайской волости Николаевского уезда. Сегодня в память о великом земляке бывшая волость переименована в Алтынсаринский район на территории Костанайской области Республики Казахстан.
Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали в недавно открывшуюся особую школу для детей коренного населения. Учебное заведение находилось в городе Оренбурге, преподавание там велось преимущественно на русском языке. Ребята, прибывшие из разных населенных пунктов, проживали в организованном здесь же интернате.
Наряду с занятиями в школе, Ибрагим всё свободное время посвящает чтению. В числе его любимых произведений мировой литературы – стихи Байрона, Гете и Шекспира, поэмы Пушкина и Лермонтова, творения восточных авторов Фирдуоси и Навои.
Успешно пройдя семилетний курс обучения, Ибрай Алтынсарин по настоянию властей остается в Оренбурге, работает переводчиком в областной управе.
Первые шаги на ниве просвещения
Должность толмача не привлекает молодого человека, Ибрагим мечтает о преподавательской деятельности. В 1860 году он, наконец, покидает Оренбург и переезжает в крепость Тургай (ныне город с одноименным названием), где ему предложили работу учителя в русской гимназии. Но Ибрай Алтынсарин, биография которого ярко доказывает любовь к своему народу, прикладывает много усилий, чтобы доступ к знаниям могли получать и дети казахов.
Через несколько лет на собранные с местного населения средства и свои личные сбережения Алтынсарин строит здание начальной школы для мальчиков из казахских семей. Открытие этого учебного заведения состоялось 8 января 1864 года. Школа распахнула двери для первых учеников.
Уже в марте того же года молодой учитель записал в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям. Прошло всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».
Административная работа
В те времена, как, впрочем, и сегодня, была велика потребность в образованных, всесторонне развитых личностях. Поэтому Алтансарина часто приглашают на различные должности в государственном аппарате. В 1868–1874 гг. он служит делопроизводителем в городском управлении, в последующие годы занимает должность судьи, заместителя главы уезда, выполняет обязанности уездного начальника в его отсутствие, инспектирует работу учебных заведений.
Занимая ответственные посты в системе образования, Ибрай Алтынсарин добивается открытия новых школ в различных городах Николаевского уезда. Только в течение 1884 года были построены здания учебных заведений в Актюбинске, Николаевске, Иргизе, Елецкой и Тургайской крепостях. Чуть позже при непосредственном участии Алтынсарина были созданы Тургайское ремесленное училище и Иргизская семинария. Невиданным по тем временам достижением педагога-новатора можно назвать открытие общеобразовательной казахской школы для девочек, принявшей первых учениц в 1887 году.
Создание учебной методической базы
Говоря, что Ибрай Алтынсарин — выдающийся просветитель, нельзя не упомянуть о его огромном вкладе в систему национального образования. Благодаря стараниям этого замечательного человека увидели свет первые учебники на казахском языке и русские пособия для казахских школ. Алтынсарин участвовал в разработке национальной образовательной базы, а также лично написал и издал несколько учебных книг.
В 1879 году вышла его «Казахская хрестоматия», а спустя десять лет — сборник литературы для чтения в школе на казахском языке под названием «Мактубат». Перу педагога принадлежит методическое пособие для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».
Вклад в национальную культуру
Иногда у изучающих историю школьников возникает вопрос: «Ибрай Алтынсарин автор каких трудов?» Здесь нужно отметить, что Алтынсарин не был фундаментальным ученым, и главным делом своей жизни считал приобщение к образованию широких масс коренного населения. Поэтому научных трудов он не писал, направляя свой талант и знания на создание книг для детей и молодежи, обработку произведений народного фольклора, перевод лучших образцов мировой литературы на казахский язык.
Труды Ибрая Алтынсарина – это десятки построенных школ для казахских детей, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела. Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности.
Литературная деятельность
Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. Огромную нишу занимают народные сказки, бережно собранные и обработанные писателем. Ибрай Алтынсарин по праву считается родоначальником казахской литературы для детей и юношества. Его стараниями разговорная казахская речь приобрела современные литературные формы.
В «Хрестоматии» для казахских школ, созданной Алтынсариным, содержатся переводы рассказов Л. Н. Толстого и К. Ушинского, стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, произведения других русских классиков. Просветительский талант Алтынсарина оказал огромное влияние на культурное и духовное развитие казахского народа.
Благодарность современников и потомков
За просветительскую, профессиональную и общественную деятельность Ибрай Алтынсарин неоднократно отмечался наградами Российской Империи, ему было присвоено звание действительного статского советника. Сегодня имя великого сына казахского народа носят учебные заведения, площади и улицы во многих городах и селениях Республики Казахстан.
В городе Костанай на месте одной из первых школ, организованных Алтынсариным, создан мемориальный музей. В залах этого культурно-исторического учреждения можно увидеть красочные экспозиции, передающие атмосферу полуторавековой давности. Огромный интерес у посетителей вызывает скульптурная композиция, где в окружении своих учеников словно живой сидит великий педагог Ибрай Алтынсарин. Фото воссозданного интерьера школьного кабинета вы видите на этой странице.

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.
Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого
Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:
Годы учебы
С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:
- знать русский язык;
- поддерживать царский режим.
Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.
Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:
- Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
- Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.
Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.
Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.
Педагогическая деятельность
Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.
Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.
Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.
Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:
- Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
- В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
- Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.
В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.
Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.
Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.
Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.
Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.
Ибрай Алтынсарин: произведения
Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.
Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.
Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.
Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.
Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:
- «Чистый родник»;
- «Драгоценная трава»;
- «Кибитка и дом»;
- «Сын бая и сын бедняка»;
- «Мать и сын».
Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.
Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:
…Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильным знанием своим
Он уверенно живет.
Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.
Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.
Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:
- открыть несколько народных школ;
- основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
- создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
- организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.
Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.
Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1631262-ibraj-altynsarin-biografia-literatora/