Частное дошкольное образовательно
«Детский сад№233 ОАО «РЖД»
Конспект
Рассказывание сказки
«Царевна- лягушка»
Старшая группа
Воспитатель: Тертова Е.М.
Программное содержание:
— вызвать эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка»;
— интерес к образам этой сказки;
— закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки от других жанров устного народного творчества и художественных произведений;
— продолжать развивать поэтический слух;
— умение слышать и выделять в тексте выразительные средства;
— подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
Оборудование:
Книжка-иллюстрация, плакатные иллюстрации к сказке.
Ход занятия:
Ребята, давайте вспомним, — какие сказки вы знаете?
Дети отвечают («Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Русалочка», «Серебряное копытце» и многие другие)Воспитатель:
«Вы знаете, что сказки бывают разные — авторские и народные. Назовите несколько народных сказок и скажите почему они называются народными?»
Ответы детей:
— («Зимовье», «Крылатый мохнатый да масленый», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и лиса», «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка» и тд.)
— Народными сказки называются потому что их придумал народ.
Воспитатель:
— Правильно, молодцы дети.
— Посмотрите внимательно на обложку этой книги (показываю книгу со сказкой «Царевна-лягушка» иллюстрированную И.А. Билибиным)
— Как называется эта сказка? («Царевна-лягушка»)
— Многие из вас слышали эту сказку, кому-то читали, кто-то смотрел мультфильм.
— Сейчас я прочту всем русскую народную сказку «Царевна-лягушка», сказку эту придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много-много лет назад, и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках. Послушайте, как рассказывают сказку о царевне-лягушке.
— Выразительно читаю, рассказываю сказку. После чтения провожу беседу.
Задаю вопросы детям:
— Расскажите, как получилось, что Иван Царевич женился на лягушке?
— Вспомните, какие задания давал Царь своим невесткам?
— Расскажите, как выполнили они эти задания?
— Почему Иван Царевич расстался с Василисой Премудрой?
— Как помогли звери Ивану Царевичу победить Кощея?
— Какой эпизод сказки запомнился больше других?
— Дети сейчас вы слушали сказку, а что же сказочного в этой истории?
— Вы все верно подметили.
— А еще в сказках, русских сказках есть особенные «сказочные слова» вы заметили?
(Если дети затрудняются ответить на какой- либо вопрос я им помогаю)
— Есть такие слова – грустить, загрустил, а в сказке говорится, не просто загрустил, а как? (Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил)
— Не просто догадалась Василиса, а «смекнула»
— Не удивились гости, а «дивудались»
(Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, я им помогаю, и называю их сама)
В русских сказках, сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками: Баба Яга …(костяная нога), зубы…(на полке), а нос…(в потолок врос), Василиса Премудрая…а почему Премудрая?
Кащей Бессмертный… почему такое прозвище?
(выслушиваю ответы детей помогаю)
— Да в русских сказках много интересных слов и выражений.
— Помните лягушка говорила Ивану Царевичу «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее» Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят подумайте. (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое — то решение, а за ночь отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает)
— «Пошел Иван Царевич куда глаза глядят» … Что это значит? Как вы понимаете это выражение? ( Идет сам не знает куда, куда ноги ведут)
— «Из сундука выскочил заяц и наутек, во всю прыть» …Что означает это выражение? «пустился удирать» Как сказать по -другому?
— «Баба Яга спросила у Ивана Царевича: «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Что это значит? (По делу пришел или от дела бежишь?) Как сказать по — другому? (Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?)
А выражение это запомните, так давным — давно на Руси говорили.
Вот такую интересную сказку вы услышали. Как она называется? (Царевна- Лягушка)
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации и прокомментировать их словами из сказки. Даю задание дома нарисовать то, что больше всего запомнилось и понравилось в этой сказке.
3
Приложение
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий, музыкотерапии
(старшая группа)
Тема:Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка»
Задачи:
Познакомить детей с русско-народной сказкой.
Продолжить развивать у детей желание внимательно слушать сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материалы: Сундучок, книга, мешочек и волшебный клубочек, магнитофон, аудиозапись голоса Бабы-Яги
Ход НОД:
Воспитатель: — Дети, любите ли вы сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: — В этом сундучке у меня для вас новая книга,
(воспитатель открывает, выясняется, что книги нет)
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга?
(Дети рассуждают, высказывают свои предположения)
Воспитатель: — Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем.
«Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: — Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу, чтобы мы могли ее прочитать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
(высказывания детей)
Воспитатель: — Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке.
(воспитатель открывает мешочек, находит там размотанный клубок)
Воспитатель: — Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка
Игра «Назови сказки»
(дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку)
Воспитатель: — Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой?
(ответы детей)
Воспитатель: — Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок (произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи! »
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: — Вот мы и попали в Страну сказок.
Раздается голос Бабы-Яги (аудиозапись) Предлагает сказать, где находиться книга, если дети отгадают загадку:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Голос Бабы-Яги: -Верно, это сказка Царевна-лягушка.
Баба –Яга говорит, где находится книга
Физкультминутка «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали, Ручками хлопали.
Вправо наклонялись, Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте)
Всем друзьям физкульт-привет!
Воспитатель: — Ребята, а хотите узнать, что случилось в этой сказке? (Да)
— Тогда принимайте позу слушателя.
(Чтение сказки)
Беседа после чтения:
Воспитатель: — Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
— Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?
— Почему Василису называют Премудрой?
— Какие волшебства вы заметили в сказке?
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Воспитатель: — Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»
(звучит музыка)
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, вы молодцы – сегодня вы опять были очень старательны и трудолюбивы.
— Где вы сегодня побывали?
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Какая это сказка? Чему она учит?
— Что вам понравилось больше всего сегодня?
— Вечером вы можете нарисовать картинки к этой сказке.
Воспитатель: — Спасибо всем!
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Царевна – лягушка».
Задачи:
- продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;
- способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;
- формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
- развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Чтение бытовых сказок, о животных, волшебных, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с пословицами, поговорками.
Материал: книги для выставки, иллюстрации к сказке «Царевна – лягушка».
Ход НОД.
I. Вводная часть.
Настрой на работу.
Все на стульчиках сидят,
Дружно на меня глядят.
Руки вверх, руки вниз
И друг другу улыбнись!
II. Основная часть
– Ребята, посмотрите на выставку книг.
– Что вы можете сказать об этой выставке, о ее особенностях?
– Правильно на выставке представлены сказки.
– Что такое сказка?
– Чем сказка отличается от других жанров художественной литературы?
– Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
– Ребята, найдите лишнюю книгу.
– Почему вы решили, что сказка Александра Сергеевича Пушкина лишняя?
– Вы знаете, что сказки бывают разные – авторские и народные. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» авторская, ее написал Александр Сергеевич Пушкин, остальные сказки на нашей выставке народные.
– Какие сказки называют народными?
– Народными сказки называются потому что их придумал народ.
– Какого народа сказки представлены на нашей выставке?
– На выставке размещены русские народные сказки, их сочинил русский народ.
– Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Вы знаете, что существует три вида русских народных сказок, назовите, какие это сказки?
– Правильно, все народные сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
– Какие сказки называются сказками о животных?
– Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
– Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
– О чем рассказывается в бытовых сказках?
– Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывается о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
– Какие сказки относятся к волшебным?
– Самые древние сказки – это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит превращение, волшебство, герои сказок сражаются с нечистыми силами.
– С какими нечистыми силами может сражаться герой?
– Чаще всего герои волшебных сказок сражаются с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем. Порой они сражаются не в одиночку, а с чудесные помощниками, чаще всего животными, а волшебные предметы помогают им в этом.
Пальчиковая игра «Будем сказки называть»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем сказки называть!
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку –
Нашу вещую каурку.
Репку смело называем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
– Посмотрите еще раз на выставку книг и скажите, с какой сказкой мы с вами еще не знакомились? Покажите эту книгу.
– В этой книге живет русская народная сказка «Царевна – лягушка».
– Сейчас я расскажу вам эту сказку. Эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много – много лет назад, и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках.
– Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
За горами, за долами,
Во густом лесу,
Стоит избушка –
Во все стороны вертушка.
Мы там не бывали,
Мы этого не знали…
Это присказка! А сказка? –
Сказка будет впереди!
Рассказывание сказки. Работа над языком и содержанием сказки.
– Ребята, вам понравилась сказка?
– Назовите героев сказки?
– Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке.
– Вспомните, какие задания Царь давал своим невесткам.
– Кто лучше других справлялся с этими заданиями?
– Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой?
– Каким был Иван – царевич? Какие слова можно подобрать?
– Куда пришлось отправиться Ивану – царевичу?
– Какие звери и как помогли ему справиться с Кощеем?
– Какой эпизод в сказке вам понравился и запомнился больше всего?
Физкультурная минутка «Бабушка Яга»
В темном лесу есть избушка, (Дети шагают)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка, (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (Показывают пальчиком)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
– В русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану – царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». – Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят?
«Пошел Иван – царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?
– Вспомните слова из сказки: «Из сундука выскочил заяц – и на утек, во всю прыть». Что означает выражение «пустился наутек»? Как сказать по-другому?
– Баба Яга спросила у Ивана – царевича: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» Что это значит? Как сказать по-другому?
– Вот такими словами, выражениями давным – давно на Руси говорили.
Проблемная ситуация
– Давайте представим, что было, если бы главный герой этой сказки повел себя по-другому.
– Если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…».
– Подумайте и скажите, что могло бы случиться?
Ребята, посмотрите на иллюстрации к сказке «Царевна – лягушка», распределите их по порядку. Расскажите кратко, что на них изображено.
III. Заключительная часть
Итог
– Вот такую интересную сказку вы сегодня услышали.
– Как сказка называется?
– Сказка «Царевна – лягушка» это какой вид сказки?
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Много сказок впереди.
К сказкам в гости постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
Рефлексия
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что для вас было трудным?
– Что вам больше понравилось?
– Сказка двери закрывай и в игру нас отпускай.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
Тема: Чтение русской народной сказки «Царевна – Лягушка». Старшая группа
Воспитатель: Красуцкая Елена Геннадьевна. МБДОУ «Детский сад № 61 «Флажок» город Смоленск
Цель: Уточнить знания детей о русской народной сказке «Царевна – Лягушка»
ОО Познавательное развитие |
ОО Речевое развитие |
ОО Художественно – эстетическое развитие |
ОО Социально – коммуникативное развитие |
ОО Физическое развитие |
Формировать знания детей о жанре литературного произведения, учить рассуждать. |
Совершенствовать умение детей анализировать содержание сказки, отвечать на вопросы полными ответами, подбирать прилагательные к существительным, развивать диалогическую речь. |
Рассматриваем иллюстрации к сказке, любуемся ими. |
Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказки, учить оценивать их поступки. |
ФЗК минутка «Лягушка» Цель: снятие усталости, напряжения, активизация двигательной деятельности |
Оборудование:
Лукошко, стрела, лягушка (игрушка), корона, иллюстрация с изображением Василисы Премудрой, иллюстрация с изображением Ивана царевича, изображение хлеба, элементы для украшения.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.
Ход НОД:
Воспитатель: Много сказок есть на свете
Сказки эти любят дети.
А вот эту как узнать?
Постарайтесь отгадать!
Все подсказки здесь в лукошке
Потрудитесь-ка немножко.
(Воспитатель выкладывает на стол предметы из лукошка: стрела, лягушка (игрушка), корона)
Воспитатель: Ребята, как называется эта сказка? Конечно же, вы все правильно сказали. Это сказка «Царевна – Лягушка». А почему эта сказка называется русской народной? Да, все верно, потому что эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много лет назад.
Воспитатель: А какие еще есть сказки? (Ответы детей). Правильно, авторские. Сказки, каких авторов вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по сказке «Царевна – Лягушка», и вспомнить, как там все было? Скажем дружно раз, два, три, в сказку быстро попади (дети хором произносят слова). Вот мы с вами и в сказке. Давайте немного поиграем. Игра называется «Слушай внимательно». Я буду произносить фразы из сказки, если это правильно, то будем отвечать хором: да, да, да и хлопать; если есть ошибка, то будете говорить хором : нет, нет, нет и топать.
— В старые годы у одного царя было три сына.
— Упала стрела младшего сына в лес.
— Сшила Василиса Премудрая царю сапоги скороходы.
— Махнула Василиса левым рукавом — сделалось озеро.
— Сжег Иван – царевич на огне платье Василисы Премудрой.
— Говорит медведь «Не бей меня, Иван – царевич! Я тебе пригожусь.
— Сломал Иван – царевич меч, тут и смерть Кощею пришла.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поиграли. На все вопросы правильно ответили. А теперь давайте немного вспомним сказку. Сказку быстро вспоминайте, на вопросы отвечайте.
-
— Кто вспомнит, как начинается сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
-
– Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке? Как звали Царевну – лягушку? Ответы детей. Как вы понимаете имя Василиса Премудрая? (Все умела делать: испекла каравай, соткала ковер, была мастерица на все руки). Выставляется иллюстрация Василисы Премудрой. Как мы ласково назовем Василису? (Василисушка, Василиска, Василисонька…)
-
– Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам?
-
– Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой? Правильно. Он сжег лягушечью кожу. А правильно он поступил? Ответы детей. Почему он поступил неправильно? Да, Ивану – царевичу хотелось, чтобы его жена всегда оставалась красавицей, человеком, а не лягушкой.
-
– Какие звери помогли Ивану – царевичу победить кощея бессмертного? Ответы.
-
– Как звери просили о пощаде Ивана – царевича? (Не бей, меня Иван – царевич, когда – нибудь тебе пригожусь)
-
– А как вы думаете, почему Иван – царевич отпустил зверей? Ответы детей. (Он их пожалел). Значит, какой Иван – царевич? (Добрый, жалостливый, милосердный, сострадательный, великодушный…). Выставляется иллюстрация Ивана – царевича.
-
Воспитатель: Молодцы, ребята, — Как звери отплатили Ивану – царевичу за добро? (Помогли получить кощееву смерть)
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам. Вы хорошо справились, отвечали на мои вопросы.
Физкультминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись, и обратно возвращались.
(Дети с воспитателем проговаривают текст, выполняют движения).
Воспитатель: Хорошо мы отдохнули. А еще я хочу поговорить с вами вот о чем. В русских сказках есть много слов и выражений, например: «Лягушка говорила Ивану – царевичу: не тужи, ложись спать! Утро вечера мудренее. Как вы думаете, что означают эти слова? Почему так говорят? Ответы детей. Воспитатель: к вечеру человек устает и ему бывает трудно принять решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову, сразу что-то придумает, найдет решение. – А еще выражение: «Пошел Иван – царевич куда глаза глядят (пошел туда, куда его ноги ведут). Молодцы!
— А теперь разделимся на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. И еще один раз вспомним сказку. Вопросы девочкам: 1) На чей двор упала стрела среднего сына? 2)Во что завернул Иван – царевич лягушку? 3)Что приказал царь выткать невесткам за одну ночь? 4) Что было в яйце?
Вопросы мальчикам. 1) Из какого оружия стреляли царевичи в сказке? 2) Куда упала стрела старшего сына? 3)Что приказал испечь царь невесткам? 4) Кто был в сундуке?
Воспитатель: Молодцы, на вопросы правильно ответили и девочки и мальчики.
Воспитатель: Ребята, только в русских сказках живут: Иван — царевич, Василиса Премудрая, Кощей, стоит избушка на курьих ножках с бабой Ягой, царь дает три задания невесткам – женам сыновей. А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.
Всем спасибо, молодцы. Мы с вами еще почитаем разные сказки о лягушках. А сейчас я приглашаю вас украсить хлеб разными узорами (дети украшают хлеб заранее вырезанными элементами, рассматривают его).
Литература:
-
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе д/с.
-
Русская народная сказка «Царевна — лягушка» в обработке М.Булатова.
-
Ушакова О.С. «Развитие речи».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/453430-konspekt-nod-po-oo-rechevoe-razvitie-tema-cht
Обновлено: 10.01.2023
Главная Фольклор
Задачи:
- продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;
- способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;
- формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
- развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Чтение бытовых сказок, о животных, волшебных, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с пословицами, поговорками.
I. Вводная часть.
Настрой на работу.
Все на стульчиках сидят,
Дружно на меня глядят.
Руки вверх, руки вниз
И друг другу улыбнись!
II. Основная часть
– Ребята, посмотрите на выставку книг.
– Что вы можете сказать об этой выставке, о ее особенностях?
– Правильно на выставке представлены сказки.
– Что такое сказка?
– Чем сказка отличается от других жанров художественной литературы?
– Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
– Ребята, найдите лишнюю книгу.
– Почему вы решили, что сказка Александра Сергеевича Пушкина лишняя?
– Какие сказки называют народными?
– Народными сказки называются потому что их придумал народ.
– Какого народа сказки представлены на нашей выставке?
– На выставке размещены русские народные сказки, их сочинил русский народ.
– Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Вы знаете, что существует три вида русских народных сказок, назовите, какие это сказки?
– Правильно, все народные сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
– Какие сказки называются сказками о животных?
– Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
– Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
– О чем рассказывается в бытовых сказках?
– Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывается о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
– Какие сказки относятся к волшебным?
– Самые древние сказки – это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит превращение, волшебство, герои сказок сражаются с нечистыми силами.
– С какими нечистыми силами может сражаться герой?
– Чаще всего герои волшебных сказок сражаются с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем. Порой они сражаются не в одиночку, а с чудесные помощниками, чаще всего животными, а волшебные предметы помогают им в этом.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем сказки называть!
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку –
Нашу вещую каурку.
Репку смело называем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
– Посмотрите еще раз на выставку книг и скажите, с какой сказкой мы с вами еще не знакомились? Покажите эту книгу.
– Сейчас я расскажу вам эту сказку. Эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много – много лет назад, и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках.
– Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
За горами, за долами,
Во все стороны вертушка.
Мы там не бывали,
Мы этого не знали…
Это присказка! А сказка? –
Сказка будет впереди!
Рассказывание сказки. Работа над языком и содержанием сказки.
– Ребята, вам понравилась сказка?
– Назовите героев сказки?
– Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке.
– Вспомните, какие задания Царь давал своим невесткам.
– Кто лучше других справлялся с этими заданиями?
– Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой?
– Каким был Иван – царевич? Какие слова можно подобрать?
– Какой эпизод в сказке вам понравился и запомнился больше всего?
В темном лесу есть избушка, (Дети шагают)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка, (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (Показывают пальчиком)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
– Вот такими словами, выражениями давным – давно на Руси говорили.
– Давайте представим, что было, если бы главный герой этой сказки повел себя по-другому.
– Подумайте и скажите, что могло бы случиться?
III. Заключительная часть
– Вот такую интересную сказку вы сегодня услышали.
– Как сказка называется?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ царевна.docx
План-конспект занятия в ДОУ
в старшая группе ДО МОАУСОШ с. Новосергеевка
Разработала: Пономаренко Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы
с. Новосергеевка ,2020
Образовательные :
— Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.
— Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки
Развивающие :
— Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
— Развивать память и мышление .
Воспитательные:
Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитанники старшей группы.
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма занятия: игра – путешествие
Планируемые результаты: Работа педагога над полные предложения при ответах.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему
Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.
План занятия:
1.Мотивационно побудительный этап
Актуализация (целевая установка)
2. Содержательный этап
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Беседа после чтения
3. Рефлексивный этап
Ход занятия
Этапы деятельности
Действия педагога
Действия детей
Мотивационно – побудительный этап (4 мин)
Актуализация (целевая установка)
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
— Дети, любите ли вы сказки? В этом сундучке у меня для вас новая книга, (открываю, выясняется, что книги нет).
— Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?
-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
— Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)
У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. – А кто помнит, как им пользуются в сказке.
Выполняют движения вместе с воспитателем
Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Предполагают то, кого письмо
Это – волшебный клубок
Спрашивают дорогу, бросают и идут за ним
2. Содержательный этап (19 мин)
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Физкультминутка
Беседа после чтения
-Вот мы и попали в Страну сказок.
— Посмотрите куда нас привел волщебный клубок. А вы знаете кто сдесь живет?
На доску воспитатель помешает картинку Царевны -Лягушку
-Эта лягушка сбежала из книги каторую украла Баба Яга, она вас просить вспомнить все Русско народные сказки каторые вы помните. И тогда книга появится.
— А почему эти сказки называют русско народные?
Воспитатель сново открывает сундучек и все обнаруживают книгу
-Вы знаете что эта за сказка? Вы хотите послушать?
Воспитатель выразительно читает ( рассказывает ) сказку . К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация.
— Давайте вместе с Царевной – Лягушкой отдохнём.
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт привет!
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
-Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?
-Почему Василису называют Премудрой?
-Какие волшебства вы заметили в сказке?
-Для чего нужны чудеса в сказках?
— Чему нас учит эта сказка ?
— Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение
Волк и лиса, Теремок, Колобок, Репка и т.д.
Их прдумал народ.
Дети принимают позу слушатеся и слушаю сказку.
Повороты в стороны.
Переступание с носка на пятку
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Ходьба на месте.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
Царевна – Лягушка, Иван-царевич и т.д.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
3. Рефлексивный этап (2 мин)
— Где вы сегодня побывали?
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Какая это сказка? Чему она учит?
— Что вам понравилось больше всего сегодня?
Дети делятся своими впечатлениями.
Список использованной литературы :
Задачи: Познакомить детей с русско-народной сказкой.
Продолжить развивать у детей желание внимательно слушать сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материалы: Сундучок, книга, мешочек и волшебный клубочек, магнитофон, аудиозапись голоса Бабы-Яги
Ход занятия:
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу, чтобы мы могли ее прочитать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка
(дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку)
Воспитатель: Вот мы и попали в Страну сказок.
Раздается голос Бабы-Яги (аудиозапись) Предлагает сказать, где находиться книга, если дети отгадают загадку
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Голос Бабы-Яги: -Верно, это сказка Царевна-лягушка.
Баба –Яга говорит, где находится книга.
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)
Утром рано умывались,
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)
Всем друзьям физкульт привет!
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, что случилось в этой сказке? (Да)
Тогда принимайте позу слушателя. (чтение сказки)
Беседа после чтения:
-Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего?
-Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?
-Почему Василису называют Премудрой?
-Какие волшебства вы заметили в сказке?
-Для чего нужны чудеса в сказках?
Оценить 1235 0
ОО Познавательное развитие
ОО Речевое развитие
ОО Художественно – эстетическое развитие
ОО Социально – коммуникативное развитие
ОО Физическое развитие
Формировать знания детей о жанре литературного произведения, учить рассуждать.
Совершенствовать умение детей анализировать содержание сказки, отвечать на вопросы полными ответами, подбирать прилагательные к существительным, развивать диалогическую речь.
Рассматриваем иллюстрации к сказке, любуемся ими.
Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказки, учить оценивать их поступки.
Цель: снятие усталости, напряжения, активизация двигательной деятельности
Лукошко, стрела, лягушка (игрушка), корона, иллюстрация с изображением Василисы Премудрой, иллюстрация с изображением Ивана царевича, изображение хлеба, элементы для украшения.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.
Воспитатель: Много сказок есть на свете
Сказки эти любят дети.
А вот эту как узнать?
Все подсказки здесь в лукошке
(Воспитатель выкладывает на стол предметы из лукошка: стрела, лягушка (игрушка), корона)
Воспитатель: А какие еще есть сказки? (Ответы детей). Правильно, авторские. Сказки, каких авторов вы знаете? (Ответы детей).
— В старые годы у одного царя было три сына.
— Упала стрела младшего сына в лес.
— Сшила Василиса Премудрая царю сапоги скороходы.
— Махнула Василиса левым рукавом — сделалось озеро.
— Сжег Иван – царевич на огне платье Василисы Премудрой.
— Говорит медведь «Не бей меня, Иван – царевич! Я тебе пригожусь.
— Сломал Иван – царевич меч, тут и смерть Кощею пришла.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поиграли. На все вопросы правильно ответили. А теперь давайте немного вспомним сказку. Сказку быстро вспоминайте, на вопросы отвечайте.
— Кто вспомнит, как начинается сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
– Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке? Как звали Царевну – лягушку? Ответы детей. Как вы понимаете имя Василиса Премудрая? (Все умела делать: испекла каравай, соткала ковер, была мастерица на все руки). Выставляется иллюстрация Василисы Премудрой. Как мы ласково назовем Василису? (Василисушка, Василиска, Василисонька…)
– Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам?
– Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой? Правильно. Он сжег лягушечью кожу. А правильно он поступил? Ответы детей. Почему он поступил неправильно? Да, Ивану – царевичу хотелось, чтобы его жена всегда оставалась красавицей, человеком, а не лягушкой.
– Какие звери помогли Ивану – царевичу победить кощея бессмертного? Ответы.
– Как звери просили о пощаде Ивана – царевича? (Не бей, меня Иван – царевич, когда – нибудь тебе пригожусь)
– А как вы думаете, почему Иван – царевич отпустил зверей? Ответы детей. (Он их пожалел). Значит, какой Иван – царевич? (Добрый, жалостливый, милосердный, сострадательный, великодушный…). Выставляется иллюстрация Ивана – царевича.
Воспитатель: Молодцы, ребята, — Как звери отплатили Ивану – царевичу за добро? (Помогли получить кощееву смерть)
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам. Вы хорошо справились, отвечали на мои вопросы.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись, и обратно возвращались.
(Дети с воспитателем проговаривают текст, выполняют движения).
Воспитатель: Хорошо мы отдохнули. А еще я хочу поговорить с вами вот о чем. В русских сказках есть много слов и выражений, например: «Лягушка говорила Ивану – царевичу: не тужи, ложись спать! Утро вечера мудренее. Как вы думаете, что означают эти слова? Почему так говорят? Ответы детей. Воспитатель: к вечеру человек устает и ему бывает трудно принять решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову, сразу что-то придумает, найдет решение. – А еще выражение: «Пошел Иван – царевич куда глаза глядят (пошел туда, куда его ноги ведут). Молодцы!
— А теперь разделимся на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. И еще один раз вспомним сказку. Вопросы девочкам: 1) На чей двор упала стрела среднего сына? 2)Во что завернул Иван – царевич лягушку? 3)Что приказал царь выткать невесткам за одну ночь? 4) Что было в яйце?
Вопросы мальчикам. 1) Из какого оружия стреляли царевичи в сказке? 2) Куда упала стрела старшего сына? 3)Что приказал испечь царь невесткам? 4) Кто был в сундуке?
Воспитатель: Молодцы, на вопросы правильно ответили и девочки и мальчики.
Воспитатель: Ребята, только в русских сказках живут: Иван — царевич, Василиса Премудрая, Кощей, стоит избушка на курьих ножках с бабой Ягой, царь дает три задания невесткам – женам сыновей. А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.
Всем спасибо, молодцы. Мы с вами еще почитаем разные сказки о лягушках. А сейчас я приглашаю вас украсить хлеб разными узорами (дети украшают хлеб заранее вырезанными элементами, рассматривают его).
Читайте также:
- Конспект по бородину музыкальная литература
- Конспект по практике в школе
- Европейское общество в раннее новое время конспект
- Конспект урока 6 класс кузовлев would you like to live in an unusual house
- Потребности человека экономика конспект
Тема занятия: «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
Цель занятия: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
Задачи.
Образовательные:
— Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.
— Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки
Развивающие:
— Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
— Развивать память и мышление.
Воспитательные:
— Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.
Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитанники старшей группы.
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма занятия: игра – путешествие
Оборудование: картинки по содержанию сказки, картинка болота и лягушки, клубок, сундучок, песню «Сказка».
Планируемые результаты: Работа педагога над полными предложениями при ответах.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему
Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
План занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
1.Мотивационно побудительный этап
Актуализация (целевая установка)
4 мин
2. Содержательный этап
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Физкультминутка «Две лягушки».
Беседа после чтения
19 мин
3. Рефлексивный этап
Рефлексия
2 мин
Ход занятия
Этапы деятельности
Действия педагога
Действия детей
-
Мотивационно – побудительный этап (4 мин)
Актуализация (целевая установка)
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
— Дети, любите ли вы сказки? В этом сундучке у меня для вас новая книга, (открываю, выясняется, что книги нет).
-Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
— Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?
-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
— Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)
У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. – А кто помнит, как им пользуются в сказке.
— Тогда все хором говорим «-Помоги клубочек отыскать нам путь» становитесь за мной друг за другом и идем за клубком.
Дети здороваются
Выполняют движения вместе с воспитателем
(Ответы детей).
Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Предполагают то, кого письмо
Дети предлагают разные варианты ответов.
Это – волшебный клубок
Спрашивают дорогу, бросают и идут за ним
Дети под песню «Сказка» выполняют движение совместно с воспитателем
2. Содержательный этап (19 мин)
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Физкультминутка
«Две лягушки».
Беседа после чтения
-Вот мы и попали в Страну сказок.
— Посмотрите куда нас привел волщебный клубок. А вы знаете кто сдесь живет?
На доску воспитатель помешает картинку Царевны -Лягушку
-Эта лягушка сбежала из книги которую украла Баба Яга, она вас просить вспомнить все Русско народные сказки которые вы помните. И тогда книга появится.
— А почему эти сказки называют русско народные?
Воспитатель снова открывает сундучок и все обнаруживают книгу
-Вы знаете что эта за сказка? Вы хотите послушать?
Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку. К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация.
— Давайте вместе с Царевной – Лягушкой отдохнём.
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт привет!
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
-Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?
-Почему Василису называют Премудрой?
-Какие волшебства вы заметили в сказке?
-Для чего нужны чудеса в сказках?
-Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
— Чему нас учит эта сказка?
— Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение
— Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»
На болото.
Лягушка
Волк и лиса, Теремок, Колобок, Репка и т.д.
Их придумал народ.
Ответы детей.
Дети принимают позу слушатеся и слушаю сказку.
Повороты в стороны.
Полуприседания вправо-влево
Переступание с носка на пятку
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Ходьба на месте.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
Ответы детей.
Царевна – Лягушка, Иван-царевич и т.д.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
Василису Прекрасную
3. Рефлексивный этап (2 мин)
— Где вы сегодня побывали?
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Какая это сказка? Чему она учит?
— Что вам понравилось больше всего сегодня?
Дети делятся своими впечатлениями.
Используемая литература
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада».
2. Комарова Т.С. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду».
3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
4. Ушакова О.С. «Развитие речи».