Хотите узнать? Тогда внимательно слушайте.
Беседа по содержанию.
Запоминание
Назовите героев этой сказки? (заяц, лиса, медведь, волк, конь, корова, белочка, слон, медведь, свинья)
Где произошло событие в сказке? (Событие произошло в лесу.)
Скажите, какой слух прошел по лесу? (Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать)
Ребята напомните, кто первым прибежал и выбрал себе хвост? (Лиса первая поспела)
Какой хвост она выбрала?(выбрала себе хвост пушистый, мягкий)
А конь? (выбрал хвост с длинными волосами) Какой хвост достался корове? (достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце).
Белочка, какой хвост схватила? (схватила себе хвостик пушистый, красивый)
Слону, какой достался? (как шнурочек, со щетиной на конце).
Свинье? (хвост гладкий, как верёвочка).
Он ей понравился? (нет).
Что она сделала с хвостом? (завила она его колечком).
А , что медведь нашел себе вместо хвоста? (нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью).
Какой хвост достался зайчику? (Собака у кошки отгрызла кончик хвоста).
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Понимание
Как вы понимаете выражения:
«Я себе-то вон какой обрывок достал»…
«А там на больших сучьях хвосты развешаны»…
Что означает фраза:
«… кто бегом, кто скоком, кто лётом…»
Ребята, теперь закончите фразу:
« -подошла корова, ей достался хвост …» (длинный, как палка, с метелкой на конце).
Для чего ей нужен был такой хвост?
Анализ
Что будет, если у животных не будет хвостов?…..
Создание
Ребята, попробуем вместе зарисовать каждому животному его хвост?
У вас на столах лежат карточки с кругами и вам нужно дорисовать круг похожего на кого-то животного.
Кто первый примерил хвост? (Лиса). Потом конь, корова, белка, слон, свинья и медведь. Рисуем ушки и хвост животным. Ребята если вы затрудняетесь нарисовать хвосты, я вам предлагаю подсказку (хвосты).
Речевое развитие (приобщение к художественной литературе)
Речевое развитие
(коммуникативная)
Беседа
Речевое развитие
Слово
Уточнить героев сказки.
Расширить представления детей о наличии хвостов у животных, их роли и характеристики хвоста.
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Однажды по лесу прошел слух, что зверям будут хвосты раздавать. Все не очень понимали, зачем они нужны, но раз дают — надо брать. Все звери потянулись к поляне и зайчишка побежал, да сильный дождь его напугал.
Хвосты читать
Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили:
— Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты!
Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
— Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.
Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет.
Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт.
— Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Ладно, —говорит медведь, — коли не забуду — захвачу!
Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!»
Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит.
Высунулся зайка и говорит:
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал.
Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит.
«Надо и её попросить!» — думает зайчик.
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала.
И много же зверей собралось на поляну!
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
Конь прибежал, выбрал себе хвост с длинными волосами. Ну и хвост!
Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять! Пошёл конь довольный.
Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Довольна корова, по бокам машет, слепней отгоняет.
Белочка прыгала по головам, по плечам, схватила себе хвостик пушистый, красивый и ускакала.
Слон топтался, топтался, всем лапы оттоптал, копыта отдавил, а когда подошел, то остался только хвост, как шнурочек, со щетиной на конце.Не понравился он слону, да ничего не сделаешь, другого нет больше!
Свинья подошла. Она поднять голову-то кверху не может, достала что пониже висело — хвост гладкий, как верёвочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — какой красивый показался — лучше всех!
Медведь опоздал — по дороге на пчельник зашёл — пришёл, а хвостов-то уже нет! Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост, — хорошо, что чёрный!
Все хвосты разобрали, идут звери домой.
Зайчик сидит в норке, ждёт не дождётся, когда ему принесут хвостик, слышит медведь идёт.
— Дедушка медведь, принёс мне хвостик-то?
— Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал! — И ушёл.
Слышит зайчик — волк бежит.
— Дяденька волк, принёс ли мне хвостик-то?
— Не до тебя там, косой, было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее, — сказал волк и убежал.
Бежит лисичка.
— Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? — спрашивает зайчик.
— Забыла, — говорит лиса. — А посмотри, какой я себе выбрала!
И начала лиса вертеть хвостом во все стороны. Обидно зайчику стало! Чуть не заплакал.
Вдруг слышит шум, лай, писк! Глядит — кошка с собакой ссорятся, у кого хвост лучше. Спорили, спорили, подрались.
Собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен стал — хоть маленький, а всё-таки хвост!
❤️ 715
🔥 353
😁 397
😢 189
👎 151
🥱 194
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Автор: Алфимцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДО ЦРР д/с «Рябинушка»
Населённый пункт: Смоленская обл. Смоленский р-он.д. Жуково ул. Лесная №9
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе ознакомление с р.н.сказкой «Хвосты»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка д/с «Рябинушка»
Конспект занятия
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
ознакомление с р.н.сказкой «Хвосты»
Подготовил:
воспитатель Алфимцева Т.Н
2017
ТЕМА
:
Русская народная сказка «Хвосты»
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),
замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть
содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять
умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с
прилагательными (коммуникация)
Развивать познавательную активность через обогащение представлений об
окружающем (познание).
Развивают уверенность и социальные навыки поведения (социализация)
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно
большого по объему текста.
Учить:
связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с
переживаниями действующих лиц
осмысливать характеры персонажей
замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие
раскрыть содержание сказки
Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать
синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными
(коммуникация); закрепить способы образования притяжательных
прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный,
коровий, кошачий, собачий;
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на
наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое
восприятие, речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль,
правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
— Ребята, сегодня я принесла вам сундучок домовёнка Кузи. Как вы думаете, что
там хранится?
— Сказки
— Правильно. В этом сундучке много разных сказок. Давайте откроем его и узнаем,
с какой сказкой мы сегодня встретимся.
Воспитатель достаёт карточки с загадками.
-Ах, Кузя, какой хитрец. Он спрятал в своём сундучке загадки о героях сказки.
Давайте попробуем их отгадать.
Хвост пушистый, Кто зимой холодной
Мех золотистый, Бродит по злой, голодный.
В лесу живёт, (Волк.)
В деревне кур крадёт.
(Лиса.)
Он в берлоге спит зимой Рыжей молнией зверёк
Под большущею сосной, Промелькнул средь веток,
А когда придёт весна, Вдоль ствола и поперёк,
Просыпается от сна. Был зверёк и нету.
(Медведь.) (Белка)
Бежит с горушки,
Прижав ушки.
(Заяц.)
Дети отгадывают загадки.
— Все загадки вы отгадали правильно.
А теперь, послушайте русскую народную сказку «Хвосты».
— Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Хвосты».
Проводится игра «Чей хвост?».
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост собаки – собачий
Это хвост белки – беличий и т.д.
Физминутка
«Превращение»
Произносим волшебные слова: Раз, два, три повернись, в дикое
животное превратись.
— По лесу шагал косолапый медведь. (Изображают походку медведя.)
-Навстречу шѐл волк на овец посмотреть. (Изображают походку
волка.)
-Увидел их заяц косой из-под елки (Изображают прыжки зайца.)
-И так задрожал, что упали иголки. (Приседают, изображая дрожь.)
(Повторить физминутку два раза)
Мы с вами попробуем создать модель этой сказки. Для этого надо вспомнить с
чего всё началось.
Беседа по содержанию сказки
— Вам понравилась сказка?
— Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
— О каких диких животных говорится в сказке?
— Почему сказку можно назвать «хвосты»?
— Какую весть разнесла сорока-белобока?
— Где раздавали хвосты?
— Как звери добирались до поляны?
— Где были развешаны хвосты?
О ком я прочитаю:
— Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная , вертит хвостом
любуется.
— Хвост длинный как палка, с метѐлкой на конце, по бокам машет,
слепней отгоняет.
— Хвост длинный, как верѐвочка, завила она его колечком, какой он
красивый оказался, лучше всех.
— Из-за чего дрались кошка и собака?
— Как достался хвост зайке?
Я предлагаю вам пройти за столы и построить модель этой сказки.
Дети садятся за столы.
Построение модели по содержанию сказки.
— Напомните мне, кто пришёл первым на большую поляну? (лиса)
— Как обозначим лису?
— Лису обозначим большим оранжевым кругом.
— Какой хвост выбрала себе лиса? (пушистый, мягкий.)
— Какой герой сказки появился после лисы? (белка)
— Как обозначим белку?
— Белку обозначим маленьким оранжевым кругом.
— Какой хвост выбрала себе белочка? (пушистый, красивый.)
— Кто пришёл после белки? (волк)
— Как обозначим волка?
— Волка обозначим большим серым кругом.
— Какой хвост выбрал себе волк? (длинный серый хвост.)
— Кто пришёл после волка? (медведь)
— Как обозначим медведя?
— Медведя обозначим большим коричневым кругом.
— Какой хвост достался медведю? (лоскутик кожи.)
— Кого мы забыли обозначить на сказочной дорожке? (зайца).
— Как обозначим зайца?
— Зайца обозначим маленьким серым кругом.
— Как достался хвост зайцу?
-Наложите на модели животных изображения хвостов.
-Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель:
Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост?(презентация)
(Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
( Ребёнок читает стихотворение)
У каждого зверя свой хвост
У лисицы — рыжий и пушистый,
А у волка — серая метѐлка.
У зайчонка — белый колобок,
У медведя — бурый бугорок.
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Воспитатель:
Лиса хвостом след заметает,
Волка — хвост в стужу согревает,
Зайцу – хвост прыгать помогает,
Мишке – хвост тоже не мешает.
Все звери знают и понимают
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Итог.
Звери остались довольны хвостами.
Как о них можно сказать? (довольные, веселые, радостные, счастливые)
А медведю и слону хвосты не понравились.
Какими словами можно сказать об их настроении? (грустные, печальные,
недовольные, сердитые)
Чем мы сейчас занимались?
Как называется сказка, с которой вы познакомились?
Кто главные герои?
Если вам понравилось то, чем мы занимались, то возьмите зеленый кружок, если
не понравилось, то красный. Объясните ваш выбор.
Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Чтение русской народной сказки «Хвосты»
старшая группа
19.05.2020 год.
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты», уметь отличать сказочные ситуации от реальных.
Задачи:
– Развивать интерес к художественной литературе,
– Закрепить и расширить знания детей о домашних животных, о диких животных, их среде обитания,
– Развивать умения детей отвечать на вопросы, свободно общаться с воспитателем и сверстниками,
– Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении занятия,
следить за осанкой,
– Воспитывать дружеские отношения, привычку заниматься сообща,
– Уточнить знание детей о правилах поведения в лесу.
Словарная работа: бредёт медведь, виляет хвостом, метёлка, слепень.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о животных, беседы.
Материал к занятию: магнитная доска, иллюстрированная книга «Хвосты», материал к дидактическим играм, маски к драматизации.
Ход.
Мотивационный момент:
Доска оформлена детскими рисунками на тему «Лес».
Воспитатель:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, красивый и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать в лес! Давайте вспомним правила поведения в лесу:
Нельзя разводить огонь в лесу.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Не разоряй муравейники!
Не обижай насекомых и животных.
Нельзя шуметь в лесу.
Не оставляй мусор.
Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем.
Тихо-тихо все встаем, (дети встают со стульчиков)
В лес весенний мы пойдем, (Шагают)
Мы тихонько в лес зайдем. (На цыпочках шагают)
Что-же мы увидим в нем? (Повороты головы)
Там деревья подрастают (Руки вверх)
К солнцу ветки направляют,
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивают руками)
Тише-тише не шуми, (Дети медленно приседают)
Лесных зверей хотим найти. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес, давайте сядем, отдохнем и поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, чудесный лес,
Полный сказок и чудес,
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы пришли.
Воспитатель: Сейчас мне понадобится ваша помощь. Давайте вспомним, какие животные живут в этом лесу.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
– Я буду показывать картинки с изображением диких и домашних животных, а вы отвечайте, где живет животное: на скотном дворе или в лесу.
Выставляются картинки с изображением диких животных на доску.
Воспитатель: Дети, скажите, а для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост?
– Ребята, а вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
Ребенок читает стихотворение:
У каждого зверя свой хвост.
У лисицы – рыжий и пушистый,
А у волка – серая метелка.
У зайчонка – белый колобок,
У медведя – бурый бугорок.
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Воспитатель:
Лиса хвостом след заметает,
Волка хвост в стужу согревает,
Зайцу хвост прыгать помогает,
Мишке хвост тоже не мешает.
Все звери знают и понимают,
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Физкультминутка «Превращение»:
– Произносим волшебные слова: Раз, два, три повернись, в дикое животное превратись.
– По лесу шагал косолапый медведь. (Изображают походку медведя)
– Навстречу шёл волк на овец посмотреть. (Изображают походку волка)
– Увидел их заяц косой из-под елки (Изображают прыжки зайца)
– И так задрожал, что упали иголки. (Приседают, изображая дрожь)
Воспитатель незаметно прикрепляет к доске картинку с изображением сороки: Ребята, посмотрите, что изменилось в лесу? (прилетела сорока, в клюве конверт)
– Я говорила, что лес полон сказок и чудес. Пока мы с вами играли, прилетела сорока-белобока и принесла какой-то конверт.
– Как вы думаете, что в этом конверте?
Воспитатель открывает конверт и читает: «Лесные звери хотят рассказать вам, как у них появились хвосты. Когда-то, давным-давно все животные были без хвостов. И вот что случилось потом.
Чтение сказки.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
– Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
– О каких диких животных говорится в сказке?
– Почему сказку можно назвать «хвосты»?
– Какую весть разнесла сорока-белобока?
– Где раздавали хвосты?
– Как звери добирались до поляны?
– Где были развешаны хвосты?
Дети, послушайте, пожалуйста, и скажите о ком я прочитаю:
– Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом любуется.
– Хвост длинный как палка, с метёлкой на конце, по бокам машет, слепней отгоняет.
– Хвост длинный, как верёвочка, завила она его колечком, какой он красивый оказался, лучше всех.
– Из-за чего дрались кошка и собака?
– Как достался хвост зайке?
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам игру «Собери животное».
На столе лежат разрезные картинки разных животных и их хвостов. Необходимо определить, какому животному принадлежит хвост и из частей собрать животное. Дети собирают из частей животное, называют, какое животное они собрали.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу.
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кому бы вы хотели ее рассказать?
– Ребята, вы меня порадовали своими ответами, своей работой. И поэтому предлагаю вам вечером превратиться в артистов и сыграть эту сказку.
20.05.2020 в 20:05. Рубрики: Занятия.
Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили:
— Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты!
Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
— Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.
Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет.
Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт.
— Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Ладно, —говорит медведь, — коли не забуду — захвачу!
Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!»
Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит.
Высунулся зайка и говорит:
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал.
Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит.
«Надо и её попросить!» — думает зайчик.
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала.
И много же зверей собралось на поляну!
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
Конь прибежал, выбрал себе хвост с длинными волосами. Ну и хвост!
Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять! Пошёл конь довольный.
Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Довольна корова, по бокам машет, слепней отгоняет.
Белочка прыгала по головам, по плечам, схватила себе хвостик пушистый, красивый и ускакала.
Слон топтался, топтался, всем лапы оттоптал, копыта отдавил, а когда подошел, то остался только хвост, как шнурочек, со щетиной на конце.Не понравился он слону, да ничего не сделаешь, другого нет больше!
Свинья подошла. Она поднять голову-то кверху не может, достала что пониже висело — хвост гладкий, как верёвочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — какой красивый показался — лучше всех!
Медведь опоздал — по дороге на пчельник зашёл — пришёл, а хвостов-то уже нет! Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост, — хорошо, что чёрный!
Все хвосты разобрали, идут звери домой.
Зайчик сидит в норке, ждёт не дождётся, когда ему принесут хвостик, слышит медведь идёт.
— Дедушка медведь, принёс мне хвостик-то?
— Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал! — И ушёл.
Слышит зайчик — волк бежит.
— Дяденька волк, принёс ли мне хвостик-то?
— Не до тебя там, косой, было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее, — сказал волк и убежал.
Бежит лисичка.
— Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? — спрашивает зайчик.
— Забыла, — говорит лиса. — А посмотри, какой я себе выбрала!
И начала лиса вертеть хвостом во все стороны. Обидно зайчику стало! Чуть не заплакал.
Вдруг слышит шум, лай, писк! Глядит — кошка с собакой ссорятся, у кого хвост лучше. Спорили, спорили, подрались.
Собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен стал — хоть маленький, а всё-таки хвост!
Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги»
(2 занятия)
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются скудным речевым запасом, неточностью употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах), а так же несвязностью речи. Для них свойственны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Данные нарушения не позволяют ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, затрудняют возможность получать необходимую ему информацию, а также передавать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие у них связной речи является важнейшей задачей коррекционной педагогики.
Исследователями М.М. Кольцовой (1973), А.В. Антаковой – Фоминой (1975), М. Аксеновой (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому, решая задачи по формированию связной речи, в качестве инструмента я выбрала сенсорную книгу, которая при правильном использовании обладает отличным обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Я предлагаю вниманию коллег сенсорную книгу по русской – народной сказке «Хвосты». Текст данной сказки доступен для понимания детьми старшего дошкольного возраста, обладает выразительным и красочным языком. Для сюжета данного произведения характерна чёткая композиция, с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи сказки обладают яркими чертами характера, мотивы их поступков понятны.
На первом этапе знакомства с книгой дети получают готовый образец рассказа и действий с персонажами, что действует на их чувства, заставляет входить в воображаемую ситуацию, сопереживать героям, и тем самым вызывает интерес и желание запомнить, а затем пересказать услышанное. В ходе действий с персонажами происходит снятие напряжения, связанного с процессом пересказа.
На втором этапе работы с книгой дети упражняются в умении эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. В ходе беседы с воспитателем осмысливают характеры персонажей, учатся замечать изобразительно-выразительные языковые средства родного языка, помогающие раскрыть содержание сказки. В ходе специальных упражнений совершенствуется грамматическая сторона речи воспитанников.
На третьем этапе работы с книгой дети самостоятельно рассказывают сказку (полностью, по ролям). Высокая художественность сказки, цельность её формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, играя, но не увлекаясь деталями и не упуская главного.
Вывод: Работа с сенсорной книгой с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, отвечает их возрастным особенностям, оптимизирует педагогический процесс, направленный на преодоление имеющиеся речевых нарушений и развитие всех сторон речи.
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить:
- связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
- эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
- осмысливать характеры персонажей
- замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие раскрыть содержание сказки
Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация); закрепить способы образования притяжательных прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный, коровий, кошачий, собачий;
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику в процессе действий с элементами сенсорной книги; речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским-народным сказкам, желание их пересказывать; умение понимать характеры героев и оценивать их поступки:
Предварительная работа: Просмотр компьютерных презентаций «Зачем лесным зверям хвосты?», «Зачем домашним животным хвосты?», дидактические компьютерные игры «Чей хвост?», «Найди животному хвост?», «Для чего нужен хвост?», «Узнай хвост по описанию»
Оборудование: Сенсорная книга «Хвосты», фланелеграф;
Занятие 1.
Ход:
— Посмотрите какую удивительную книгу я вам принесла.
— А кто же на обложке изображен? (лиса на полянке)
Чего-то на этой полянке не хватает…как вы думаете?
Давайте украсим полянку, чтобы лисе стало тепло и радостно.
– Что для этого нужно? Солнышко и цветы. Давайте пристегнём их на нашу полянку.
– Какое солнце? (яркое, тёплое, лучистое, бархатистое)
— Какие цветы? (яркие, разноцветные, тёплые)
Замечательная получилась обложка! И лисе, наверное такая полянка нравится, смотрите
— Какая лиса? (Лиса весёлая, потешная, рыжая …)
Лисичка вышла погулять на полянку. Посмотрите, как она любуется своим хвостом.
-Потрогайте лисий хвост, какой он? (Хвост у лисы пушистый, длинный, мягкий, тёплый).
Лисичка, лисичка,
Кому ты сестричка?
— Ответ удивительно прост:
Мой братец — мой собственный хвост,
Пушистый, и рыжий, и ловкий,
Готов на любые уловки.
— Как вы думаете, всегда у лисы был такой хвост?
— А хотите узнать откуда у лисы такой красивый хвост?
А сказка называется…может вы уже догадались?
Правильно, «Хвосты»!
Двукратное чтение сказки с показом действий персонажей сенсорной книги.
(При повторном чтении дети действуют с персонажами сенсорной книги и дополняют отдельные, не законченные воспитателем, предложения текста нужными по смыслу словами)
Пальчиковая гимнастика «Лесные звери» (проводится стоя)
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька — медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
(загибают пальцы, начиная с мизинца).
Разбор содержания сказки по вопросам.
Цель: выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).
Вопросы:
— Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?
— О каких животных говорится в сказке?
— Чего у них не было раньше? (хвостов) Значит какие они были? (бесхвостые)
— О чем однажды узнали звери?
— Где они должны были собраться?
— Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)
— Кого зайчик попросил принести ему хвостик? — Он попросил об этом…
— Как он просил принести ему хвостик, каким голосом? (вежливо, ласково, учтиво)
Давайте попробуем произнести так как зайчик:
— Дедушка медведь, будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Где были развешаны хвосты? — Хвосты были…
— Кто первым прибежал на поляну? — Первой на поляну…
— Кто пришел на поляну вслед за лисой?
— Почему опоздал на поляну медведь? — Потому что по дороге… на пчельник зашел
— Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?
— Что ответил медведь? Давайте изобразим
Дети упражняются в диалоге, стараясь передать интонации персонажей:
(- Дедушка медведь, принес мне хвостик-то?
— Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал!)
-Дяденька волк, принес ли мне хвостик-то?
— Не до тебя там, косой было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее.
— Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? – спрашивает зайчик.
— Забыла, – А посмотри, какой я себе выбрала!)
— Как ему удалось добыть себе хвостик?
Лексический разбор текста
Вопросы:
— Куда полетели сороки — белобоки? (во все стороны по лесам, по полям, по лугам)
— Как добирались звери на большую поляну? (кто бегом, кто скоком, кто летом)
— Что говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.? Давайте попробуем их изобразить…
Динамическая пауза (имитация движений):
Медведь: тяжело ступает «тууп-тууп-тууп!» Земля трясется, деревья трещат (ходьба детей как медведь.)
Заяц — скачет быстро, легонько (прыжки на двух ногах)
Лиса — «трава шуршит, мнется» (имитация движения лисы)
Волк – бежит «туп-туп-туп!» (имитация движений волка)
Конь – скачет (движения коня)
Работа с фланелеграфом и персонажами сенсорной книги:
— Вспомните, какие были хвосты на поляне? (и пушистые- распушистые, и веером, и метелкой, есть и гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие – ну всякие-превсякие!)
— Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе… хвост пушистый, мягкий)
- Какой хвост достался корове? (Ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце…), белке (пушистый, красивый), волку (потолще да попушистее
— А коню какой? (Ему достался хвост с длинными волосами…)
— Что сделала свинья с хвостом, который ей достался? (Завила она его колечком – какой красивый показался – лучше всех!)
— Что взял себе медведь? (лоскутик кожи, обросший шерстью)
— О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том… у кого хвост лучше)
Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.
Итог занятия
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— Вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего?
Занятие 2
Ход:
Вчера мы с вами познакомились с новой сказкой… «Хвосты».
— А зачем зверям нужен хвост? (дети дают объяснения, строя целевые предложения со сложным союзом для того чтобы)
— О чём рассказывалось в этой сказке?
Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»
Дети по очереди выполняют задания, используя фланелеграф и фигурки животных из книги, проговаривая:
Это хвост зайца — заячий
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост волка — волчий
Это хвост белки – беличий
Это хвост собаки – собачий
Это хвост кошки – кошачий
— Для чего нужны хвосты?
— Какие они бывают? (форма, цвет, размер).
Давайте вспомним о каком герое сказки я говорю:
- Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется. (Лиса)
- Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам машет, слепней отгоняет. (Корова)
- Хвост гладкий, как веревочка. Завила она его колечком – какой красивый оказался – лучше всех! (Свинья)
- Хвост с длинными волосами. (Лошадь)
- Хвост — лоскутик кожи, обросший шерстью. (Медведь)
Игра – упражнение «Хвостик – хвостище» (на фланелеграфе)
Дети встают в круг.
В сказке очень хорошо рассказано о характере зверей.
— Каким вам показался зайчик?
— Лиса?
— Медведь? (дети характеризуют животных, затем двигаются по кругу, имитируя их)
— Как вы думаете, звери довольны своими хвостами?
— Как о них можно сказать? (довольные, радостные)
— А медведю хвост понравился?
— Какими словами можно сказать о его настроении? (грустное)
Чтение сказки.
Динамическая пауза «Звери»
Пересказ сказки детьми по ролям с помощью сенсорной книги.
Итог занятия
Оценка рассказов детей.
— Вам понравилось вместе рассказывать сказку?
— Кто из героев вам больше понравился? Почему?
— Что вам помогло рассказывать сказку?
— Интересно играть с такой умной книгой?
< Предыдущая | Следующая > |
---|