Рассказывание русской народной сказки никита кожемяка старшая

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

 «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка».

Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.

Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.        

Образовательные задачи:

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей  по описанию отгадывать героя.

2. Учить  пересказывать текст сказки последовательно.

3. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

4. Помочь понять содержание сказки.

Развивающие задачи:          

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

 3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический,  проблемный, самостоятельный.

Оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска.

Приемы:  Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, физминутка.

РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА».

1. Введение игрового момента.

— Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-Разбойник).

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный.)

— Ребята, а кто нам поможет победить Огненного Змея и Соловья-Разбойника? (Богатырь

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка:Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

А сейчас представим, что мы богатыри

— Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка».

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка:Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель:- Кто  главные  герои в сказке?
— Кем был главный герой?
— В каком городе появился змей?
— Почему змея боялись?
— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

—  Что предложил змей Никите Кожемяке?

— Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской

народной сказки «Никита Кожемяка»

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская,

музыкально художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели : учить детей создавать изображение из частей, аккуратно наклеивать изображение, красиво

располагать его на листе бумаги.

Задачи:

Образовательные:

обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.

Развивающие:

развивать интерес к русскому народному творчеству;

развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при

прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева и

прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу,

высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

4. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», макеты деревьев, камня;

игрушка – Змей Горыныч, подушечки – камни, стрела, ноутбук для показа слайдов; клей, кисточки,

салфетки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

Воспитатель:

Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем чтото написано. Вам интересно, что

написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?

Дети:

Направо.

Воспитатель:

А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

Ну, что же, в путь!

Воспитатель:

Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.

Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник) .

***

Из – за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный) .

Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь). А каких богатырей вы

знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение.

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину) .

Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на

иллюстрацию «Никита Кожемяка».

Силен как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

2. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

1. Кто главный герой сказки?

2. Кто украл принцессу?

3. Какое животное помогало принцессе?

4. Кто сильнее змея?

5. Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?

6. Почему рассердился Никита?

7. Кто еще просил о помощи главного героя?

8. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?

9. Что делили Змей и Никита?

10. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?

3. Динамическая пауза.

Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

(Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца).

4. Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу».

Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться

нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами) .

Дети выполняют задание.

5. Рефлексия.

Какую русскую народную сказку мы читали?

Что вы узнали о Никите Кожемяке?

Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала

пора возвращаться нам к себе в группу.

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в

сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву

орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом

земледелии и для посева сельско хозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса, равная 16, 3 киллограмма.

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19
«Зёрнышко»

Конспект НОД по
развитию речи в подготовительной группе

«Чтение сказки
«Никита Кожемяка»

Воспитатель:
Николаева Оксана Юрьевна

Задачи: Учить внимательно
слушать произведение, оценивать поступки литературных героев;

              
Продолжать знакомить с русскими народными сказками; их
отличительными особенностями;

              
Развивать умение выделять звук «Н» в слове, находить его местоположение, сопоставлять
звук и его графический образ;

              
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход НОД

Приветствие
«Доброе утро!»

Придумано кем-то
просто и мудро

При встрече
здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу
и птицам,

Доброе утро
улыбчивым лицам.

И каждый
становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро
длится до вечера!

— Какой сегодня
день недели? (среда)

— Назовите,
пожалуйста, второй  день недели, четвертый, пятый.

— Какое время года
сейчас? (зима)

— Какие зимние месяцы
вы знаете? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)

— Какой праздник
мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)

— Что такое
Отечество? (наша Родина)

— Кто защищает
нашу Родину?

— Как называется
наша Родина? (Россия)

-В древности нашу
Родину называли Русь.

— А  знаете, как
называли защитников на Руси? (богатыри)

— Как вы думаете,
какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)

— Вы хотели бы
быть на них похожими?

Коммуникативная
игра «Дружба»

Педагог
берет колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают
в круг. 
Колокольчик озорной, 
Ты ребят в кружок построй. 
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг. 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. 

— Как
вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей? (Одиноко, тоскливо, грустно.) А
покажите как вы грустите, а теперь на столе возьмите  смайлик и нарисуйте, как
он грустит.

— А
когда есть друзья, что вы чувствуете? (Радость.) Покажите, как вы радуетесь, а теперь
возьмите  на столе смайлик  и нарисуйте, как он   радуется. 
«Здорово, когда на свете есть друзья! » А у нас в группе дети умеют дружить?
(Да) 

-Ребята, вот про
таких дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни,
рассказывали былины и сказки.

 Вы любите слушать
сказки?

Чем сказки
отличаются от рассказов?

Сказка отличается от рассказа тем,
что является вымыслом, и относится к устному народному творчеству. Рассказ же
является авторским произведением, и в нем обычно описываются реальные
события

— Какими словами обычно она начинаются? (Жили-были; в некотором царстве, в
некотором государстве…)
— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в
рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке
конец, а кто слушал – молодец!)
— В сказках всегда  есть положительные и отрицательные
герои.                   

 -У нас на волшебной карусели катается
много сказочных героев. Давайте с вами отметим положительных героев вот таким
значком, а отрицательных вот
этим.                                                                                                                  
-Каких героев отметила Даша?………….
— Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает
хорошо?                                                                                                                       -Сегодня
я познакомлю  вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

— А прозвали его Кожемякой за то, что он
мял, разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь и воинское
снаряжение.

Я буду читать
сказку, а вы смотреть картинки и представлять, как это было.

Чтение сказки «Никита Кожемяка»,
презентация в картинках

Физминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево)

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

— Ребята, как называется сказка?
— Как звали главного героя в сказке?
— Кем был главный герой?
— Что случилось в городе Киеве?
— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку спасти царевну?
— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку спасти
царевну?                                  — Кто победил в
битве?                                                                                                           
— Что предложил змей Никите
Кожемяке?                                                                            
— Чем закончилась
сказка?                                                                                                         
-Кто в этой сказке положительный
герой?                                                                        
— Кто
отрицательный?                                                                                                              
—    Есть ли в сказке непонятные для вас
слова?                                                                              
— Одно такое слово спряталось в нашем чудесном мешочке. Это слово
ПЕНЬКА.                         

— А что оно обозначает, мы сейчас с вами
узнаем, когда пощупаем содержимое чудесного мешочка. ( Дети по очереди
ощупывают содержимое мешочка)

-Ребята, с какого
звука начинается слово Никита?

-Как вы думаете, звук «Н» гласный или
согласный? (согласный)                            -Почему?(потому что гласные
можно петь, «н» — нельзя)

 -Придумайте, пожалуйста, слова, в которых
есть этот звук.

-Теперь в круг скорее  вставайте и за мною
повторяйте.

На – на – на –на
–на –на – очень близко весна

Ну –ну –ну –ну –ну
–ну -ждем красавицу весну

Не – не –не –не
–не –не -рады солнечной весне.

-Звук «Н»
обозначается буквой «ЭН». Посмотрите, из каких элементов она состоит (из трех
палочек)

-Ребята, давайте 
выложим букву из пуговиц, фигур и палочек?

Выкладывание буквы
«Н»

-Ребята, чем мы
сегодня занимались?

-Какую сказку
читали?

-Хотите ли вы быть
похожими на главного героя?

—  Почему?

— Какую букву мы
вспомнили?

— Давайте вспомним
пословицы о добре и дружбе.

(Друзья
познаются в беде.    Друга ищи, а найдешь береги.

Добро помни, а зло
забывай.

 Жизнь дана на
добрые дела.

 Нет друга – ищи,
а нашел – береги.

 Когда друзья с
тобой, справишься с любой бедой)

— Герои сказки
прислали вам в  подарок  раскраски.

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказывание рассказа л яхнина красные ягоды
  • Рассказы шаповалова для детей
  • Рассказывала или расказывала как пишется
  • Рассказы шаламова колымские читать бесплатно
  • Рассказывал взбешенно как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии