Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, коммуникативная
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание известных русских народных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
Задачи:
Образовательные:
— формировать умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
— ввести в активный словарь слова: боб, бобы, бобовое зернышко, добиваясь четкого произношения звуков в слогах и фразах.
Развивающие:
— развивать связную речь, интонационную выразительность, внимание,
— умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимопомощь, интерес к сказкам, доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы и оборудование: доска, картинки к сказке, игрушки (курочка, петушок); сюрпризный мешочек, бобы.
Методы и приемы: беседа; вопросы; рассказывание сказки; физкультурная пауза «Красавец-петушок»; загадывание загадок; Р/игра «Назови ласково»; сюрпризный момент.
Предварительная работа: разгадывание загадок; чтение художественной литературы; рассматривание картинок из сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Ожидаемые результаты: проявляют любознательность к русским народным сказкам, интерес к рассматриванию картинок к сказке; владеет связной речью; включены в общение и активное взаимодействие с педагогом и сверстниками.
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Приветствие Чтоб не хмуриться с утра, Нам поможет доброта. Все мы за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. К нам в гости пришли герои р. н. сказок. Хотите узнать кто? Разгадывание загадок: Птица ходит по двору, будет деток поутру, На макушке гребешок, кто же это? Вроде птица — не летает, Ходит, зерна собирает. И цыпляток подзывает (появляются петушок и курочка) Давайте, поздороваемся с петушком и курочкой и сядем поудобнее. Ребята, а вы любите сказки? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. Так сказки переходили от взрослых к детям. Предлагаю отправиться в сказочное путешествие. Встаем, шагаем на месте. Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти. Потому, что сказка – птица. Чуть спугнешь и не найти. |
Дети встают полукругом и отвечают «Доброе утро!» Отвечают на вопросы Отгадывают загадки; называют петушок, курочка Здороваются с героями сказки и садятся на стульчики Слушают Шагают на месте, встав со стульев |
Сформирована заинтересованность. Развит эмоциональный отклик. сформировано умение отгадывать загадки |
2 |
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» А вы слушайте и рассматривайте картинки к сказке. Считаю, что это добрая сказка. А вы как думаете? Чтобы добыть маслица курочке помогали все герои сказки: кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка. Ребята, как называется эта сказка? Какой герой вам больше всех понравился? Почему они вам понравились? Правильно, они все помогли Курочке спасти Петушка. Так какая Курочка? Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? Р/игра «Назови ласково» Как много в сказке ласково звучащих слов: Не дом, а … Не дерево, а … Не зерно, а … Не хозяйка, а … Не корова, а …, да еще голубушка! Не горло, а … Не масло, а … Какие еще р. н. сказки вы можете назвать? Показывает картинки знакомых сказок. Назовите сказку и вспомните, чем она заканчивается. По начальной фразе: Жили-были дед и баба и была у них курочка. По отрывку: Кто ел из моей чашки и все съел? Или попей моего киселька, скажу! Битый не битого везет! По песенке: Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! |
Рассматривают картинки; Ответы детей; Хозяюшка, кузнец, корова, хозяин; добрые, отзывчивые, заботливые. Вежливая, добрая, заботливая. Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Домик; Деревце; Зернышко; Хозяюшка; Коровушка; Горлышко; Маслице. Называют и заканчивают знакомые сказки: Курочка Ряба; Три медведя; Гуси-лебеди; Лиса и волк; Колобок; Заюшкина избушка |
сформирован интерес к сказке; умение отвечать на вопросы и делать простые выводы сформирована связная речь, внимание. Четко произносят звуки в словах. Вспомнили названия и содержание известных русских народных сказок |
3 |
Физкультурная пауза: «Красавец-петушок» Ах, красавец-петушок! На макушке — гребешок, А под клювом-то бородка! Очень гордая походка: Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает. Раньше всех петух встает, Громко на заре поет: «Ку-ка-ре-ку! Хватит спать. Всем давно пора вставать!» |
Выполняют и проговаривают слова — руки в стороны; — руки домиком над головой; — обводят голову; — показывают рукой бородку; — пожимают плечами; — грозят пальцем |
Дети проявляют инициативу и самостоятельность. |
4 |
Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятаны бобовые зернышки. — Ребята, посмотрите, что это? — Кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Послушайте, как что-то шуршит в мешочке. Попробуем отгадать, что это, но не при помощи глаз, а при помощи рук. — Это зерна. Кто знает, как называются эти зерна? А одно зерно? Для чего нужны зерна? |
Смотрят, слушают, определяют на ощупь, отгадывают Ответы детей Бобы; боб Можно посадить весной в землю. Их очень любит есть петушок. |
Сформировано умение определять на ощупь предметы, развито тактильное восприятие. Ввели в активный словарь слова: боб, бобы, бобовые четко произносят звуки в словах. |
5 |
Беседа: Вспомните, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила его не торопиться? Значит, Петушок, какой? Чему учит сказка? Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно пережевывать пищу. Вопросы: Что случилось с петушком в этой сказке? (Петушок подавился бобовым зернышком) Почему он подавился бобовым зернышком? (Петушок торопился, когда клевал зернышки) Кто ему помог? Кто петушка из беды выручил? (Петушку помогла курочка) Какими словами можно назвать курочку? Какая она? К кому курочка обращается за помощью? (Курочка обращается за помощью к …) Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли помогали курочке достать маслица. Смогла курочка вылечить петушка, а почему? Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку. Как вы думаете, что петушок сказал курочке? Спасибо тебе, курочка, за помощь и заботу. Я тоже хочу быть добрым, как ты, и помогать другим. Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по сказкам, и вы были очень внимательны. Ну, а нам пора прощаться И со сказкой расставаться. Сказка новая опять Вас, конечно, будет ждать! |
Ответы детей. Берут в руки игрушку «Курочку» и произносят фразу «Петя, не торопись. Петя, не торопись» по одному, хором. Ответы детей: Непослушный, торопливый, капризный. Добрая, отзывчивая, заботливая хозяюшке, коровушке, хозяину, кузнецу нет Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку. Спасибо |
Проявляют внимание и интерес. Умеют отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторяют отдельные слова и фразы из текста. Владеют интонационной выразительностью. Устанавливают причинно-следственные связи. Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам, оказывают взаимопомощь. |
«Петушок и бобовое зернышко»
Программное содержание:
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста. Познакомить с зерновой культурой – бобами. Ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко. Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах. Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
Игрушки «Петушок» и «Курочка». Бобы и горох, блюдца
Ход занятия:
Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А вы помните, как нужно себя вести с гостями? Тогда давайте, поздороваемся, а теперь на каз . яыке. подарим им свои улыбки.
Релаксация.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Ну а кто поссорится-
погрозим им пальчиком.
Погрозим, помиримся,
И вместе все обнимемся.
(Стихотворение сопровождается показом)
Но дружат не только люди, но и животные. Вспомните в каких русских народных сказках животные жили вместе ( «Теремок», « Рукавичка» )
Сюрприз.
Стук в дверь: — Кто же в гости к нам идет? Кто нам песенки поет?
Загадка.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто же это ? Дети: петушок!
— Правильно, петушок. Проходи к нам, петушок,
Ребята, петушок к нам пришел, а где же курочка? Позовите ее. (Дети зовут курочку) . Воспитатель берет игрушку из-за ширмы и сажает рядом с петушком, дает возможность детям рассмотреть обе игрушки и заметить различия).
Петушок такой же, как курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки? (Маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.) Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), а курочка? (Ко-ко-ко!)
Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужен клюв и предлагает показать, как петух клюет зернышки.
Рассматривание гороха и бобов. Петушок принес зернышки, давайте их рассмотрим .Что лежит на блюдце?
Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко. Давайте поиграем с бобовыми зернышками.
Дети рассматривают бобы и горох (учатся находить отличия). Задача детей, разложить бобы и горох из одной тарелки с два разных блюдца (рассортировать).
Чистоговорка
Об-об-об – лежит на блюдце боб. Бы-бы-бы – любят курочки бобы. Но-но-но – очень вкусное зерно.
Вы запомнили, ребята, как называются эти зерна? Бобы. А одно зерно? Боб.
Бобовые зерна очень любят курочки и петушки.
Про бобовое зернышко даже сказка есть. Посмотрите, какую книгу принесли петушок и курочка. Она так и называется «Петушок и бобовое зернышко».
Словарная работа. Коса – орудие для срезания травы. Кузнец – мастер который из металла делает разные изделия.
Рассказывание сказки.
Жили-были петушок и курочка…………………
Вопросы: Вам понравилась сказка? Как она называется? Какие герои в сказке?
Физ. Минутка. «Петушок».
Тихо-тихо все кругом, все уснули крепким сном — сидеть на корточках
Петушок один вскочил, всех ребяток разбудил — встать, руки поднять вверх.
«Ку-ка-ре-ку!»
Вот идет петушок.
Гордо поднял гребешок.
Красная бородка.
Важная походка.
(Дети ходят с высоким подъемом ноги, оттягивая носок вниз. Корпус держат прямо. Голова слегка поднята. Во время движения ритмично поднимают и опускают руки).
Вопросы.
1.Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? Петя, не торопись. Петя, не торопись. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
2. К кому курочка обращалась за помощью? К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.
3. О чем курочка просила коровушку? Ребята послушайте еще раз как курочка просила коровушку.
Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
5. Смогла ли курочка вылечить петушка? Да. А почему смогла? Потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.
6Чему эта сказка учит? (не торопиться во время еды).
Пдвижная игра. «Как у наших у ворот…»
Дети рассыпают бобы на зеленой лужайке.
Мальчики будут петушками, а девочки – курочками.
Мальчики-петушки, подайте голос! Ку-ка-ре-ку!
Девочки-курочки, подайте голос! Куд-кудах!
Сейчас вы будете собирать бобы, но не нужно их пробовать на вкус. Вы ведь только понарошку петушки и курочки, а на самом деле мальчики и девочки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные.
Как у наших у ворот, петух зернышки клюет.
(правым указательным пальцем постучать по левой ладошке)
Петух зернышки клюет, к себе курочку зовет! (левым указательным пальцем постучать по правой ладошке)
Здесь рассыпаны бобы.
Очень уж они вкусны.
Курочки и петушки придут Быстро зерна соберут.
Дети собирают бобы и дарят корзинку петушку, прощаясь с ним.
Во второй половине дня детям предлагается после повторного прочтения сказки провести игру-драматизацию. Желательно использовать шапочки-маски «петушок», «курочка», «корова», для хозяйки – платок, хозяина – фуражку, кузнеца – темный фартук.
Конспект по обучению пересказу литературного произведения с детьми 2 года обучения с III уровнем ОНР
Название: «Петушок и бобовое зёрнышко», автор: О. И. Капица.
Задачи:
⎯ Формировать умение пересказывать произведение, опираясь на сюжетные последовательные картинки;
⎯ Закреплять умения согласовывать слова в предложении;
⎯ Развивать диалогическую речь посредством ответов на вопросы;
⎯ Способствовать закреплению умения составлять простые предложения посредством пересказа с опорой на сюжетные последовательные картинки;
⎯ Развивать слуховое восприятие, концентрацию внимания, память, наглядно-образное мышление, словесно-логическое;
⎯ Воспитывать интерес к литературным произведениям.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: произведение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Курица, петух, цыплята», чтение рассказов о домашних птицах (курица, петух).
Индивидуальная работа: с Алисой Н. – упражнять в умении отвечать полным предложением.
Материалы и оборудование: игрушка курицы, книга, сюжетные последовательные картинки для пересказа.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
⎯ Ребята, сегодня к нам в гости кое-кто пришёл. Чтобы узнать кто, вам нужно правильно отгадать загадку:
«Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек навещу».
⎯ Ребята, кто же это хочет нас навестить? (ответы детей) Молодцы, это Курица.
Сюрпризный момент: приход в гости героя (Курицы). Вношу курицу в группу.
⎯ Ребята, наша Курица хочет вам кое-что рассказать.
От лица персонажа:
⎯ Детишки, я так спешила к вам в гости, бежала со всех ног, чтобы рассказать вам историю, которая приключилась с моим братцем-Петушком.
⎯ А о чём будет эта история, вы узнаете, когда мы прочитаем сказку.
⎯ Сказка называется «Петушок и бобовое зёрнышко», автор этого произведения О. Капица.
Основная часть:
Чтение детям сказки.
Повторное чтение с установкой на беседу. Объясняю трудные слова, выделяю важные части в произведении.
Вопросы для беседы:
1. О ком говорится в сказке?
2. Чем занимался Петушок?
3. Что с ним произошло?
4. Почему он подавился бобовым зёрнышком?
5. Кто помогал Петушку?
6. О чём их просила Курочка?
7. Что дала Курочка, чтобы спасти Петушка?
Психогимнастика:
⎯ Ребята, давайте сами станем курицами и петухами и поиграем. Смотрите, теперь мы курочки и петушки. Давайте покажем, как говорят курицы: «Ко-ко-ко», как говорят петухи: «Ку-ка-ре-ку». Походим по двору, поищем червячков на обед. Давайте поищем своих цыпляток, они куда-то разбежались. Позовём их: «Цып-цып-цып». Курочки и петушки устали, заберёмся на насест и отдохнём.
⎯ Какие молодцы! Теперь станем обратно ребятами и вернёмся к нам в группу.
Игровое упражнение «Разложи последовательно»
Предлагаю детям последовательно разложить серию картинок. По необходимости даю указания и советы по составлению картинок по порядку.
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Пересказ сказки 2-3 детьми. Анализирую каждый пересказ вместе с детьми.
Критерии для анализа пересказа детей: полнота и точность содержания, близость к тексту, последовательность пересказа.
Заключительная часть:
⎯ Какую книгу мы сегодня читали? Как она называлась? Кто автор? О ком в ней говорилось? Что случилось с Петушком? Кто ему помог?
⎯ Какие молодцы! Как хорошо вы запомнили сказку о Петушке. Курочка, а тебе понравилось, как ребята пересказывали историю о твоём братце?
От лица персонажа:
⎯ Мне очень понравилось! Ребята были такие внимательные и активные. Всё запомнили и помогли мне рассказать историю о моём непослушном братце. А теперь мне пора бежать обратно домой, Петушок, наверное, уже заждался меня. Мы с ним ждём вас к нам в гости!
Прощание с курицей. Хвалю всех детей, выделяя тех, кто участвовал в пересказе, кто старался и активно включался в деятельность.
Автор: Абакарова Айзанат Муртазалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 «Буровичок»
Населённый пункт: г. Сургут, Ханты–Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ЧХЛ
Тема: «Петушок и бобовое зернышко».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 «Золотой ключик»
Коспект открытого занятия
в средней группе
по образовательной области
«Чтение художественной литературе»
Воспитатель: Абакарова А.М.
Конспект занятия в средней группе
«Петушок и бобовое зернышко».
Тема: «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная сказка».
Образовательная область – «Чтение художественной литературы».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие».
Виды
детской
деятельности:
игровая,
восприятие
художественной
литературы,
двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь,
память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Задачи:
Образовательные:
— формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять
отдельные слова и фразы из текста;
— познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб,
бобы, бобовое зернышко; —
добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;
Развивающие:
— развивать связную речь, интонационную выразительность речи, мелкую моторику кистей
рук;
развивать
внимание,
наблюдательность,
умение
делать
выводы,
устанавливать
причинно — следственные связи.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное
взаимодействие со сверстниками.
Форма: игровая (подгрупповая)
Методы: Беседа, рассказывание сказки, физкультминутка (петушок золотой гребешок):
Игра: «Имя в ладошку».
Игра – классификация «Разложи по тарелочкам».
Культурные практики: Сенсорная игра.
Предварительная работа: Разгадывание загадок, чтение художественной литературы
сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», рассматривание картинок из сказки.
Планируемые целевые ориентиры
образования: ребёнок проявляет любознательность к
русским народным сказкам, склонен наблюдать, владеет достаточно хорошо активной
речью, включённой в общение, проявляет интерес к рассматриванию картинки. У детей
развита мелкая моторика. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Ребёнок обладает развитым воображением.
Материалы и оборудование: магнитная доска. Игрушки-атрибуты (петушок и курочка,
материал для сенсорики (тарелочки с зернами гороха и бобов).
Содержание организованной образовательной деятельности.
Чтоб не хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дорогие гости, здравствуйте! Вас рады приветствовать дети группы «Знайки». А как
зовут нас, вы сейчас узнаете.
Игра: «Имя в ладошку»
В .
—
Р е б я т а ,
к
н а м
с е г о д н я
в
г о с т и
п р и ш л и
г е р о и
и з
с к а з о к .
В. Хотите узнать кто?
В. -Для этого нам нужно разгадать загадку. Вы готовы?
Разгадывание загадок:
В. — Птица ходит по двору,
Будет деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
Вроде птица — не летает,
Ходит, зерна собирает.
И цыпляток подзывает (Курица)
(появляются петушок и курочка).
Давайте, поздороваемся с петушком и курочкой, подарим им свои улыбки.
(появляются петушок и курочка).
В. — А петушок и курочка – это кто? (одним словом) – птицы.
В. А какие это птицы домашние или дикие?
Ребята, а вы любите сказки? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими
народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать
своим
детям,
учить
в
жизни
различать
добро
и
зло.
Когда
дети
вырастали,
они
рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
— Я вам сейчас прочитаю сказку «Петушок и бобовое зернышко», а вы будите слушать
и рассматривать картинки к сказке.
Воспитатель. Ребята, как называется эта сказка? Какой герой вам больше всех
понравился? (Хозяюшка, кузнец, корова, хозяин.)
Воспитатель. Ребята, почему они вам понравились? (Добрые, отзывчивые, заботливые.)
Воспитатель. Правильно, они все помогли Курочке спасти Петушка. Так какая Курочка?
(Вежливая, добрая, заботливая.)
Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка,
голубушка, дай скорее молока.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы
повторите их ласково: зерно – (зернышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка
– хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка),дом – (домик),дерево – (деревце).
Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но
только специально приготовленные, сваренные. А вот вам и подарок от наших гостей:
(открываю поднос, на подносе тарелочки с горохом и бобами)
В. Ребята что тут лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти
зернышки называются «бобы». Это значит много бобов — бобы. А один – боб или можно
сказать – бобовое зернышко (проговаривание — повтор слова хором и по одному).
В. Давайте мы сейчас смешаем зернышки и с ними поиграем в игру
«Разложи по тарелочкам». (определение цвета тарелок)
Игра – классификация «Разложи по тарелочкам».
В. Вам нужно в зелёную тарелочку выбрать и положить только горох, а в красную
только — бобовые зернышки.
В. Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.
Воспитатель: — Дети, а давайте научим петушка и курочку, делать гимнастику?
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Маслена головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь, деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
В. Молодцы. (дети присаживаются).
Воспитатель подводит детей к выставке книг. Ребята, в каких сказках можно встретить
петушка?
(«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Золотой петушок.)
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним, какой петушок в сказке
«Заюшкина избушка»? (Смелый, храбрый, отважный.)
Воспитатель. Верно, а в сказке «Кот, петух и лиса» какой петушок? (Непослушный,
любопытный.)
Воспитатель. Верно, молодцы! А в сказке «Зимовье зверей», какой петушок?
(
Смелый, храбрый, отважный)
Беседа:
Воспитатель
.
Ребята, вспомните, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила
его не торопиться? (Петя, не торопись. Петя, не торопись).
Воспитатель. Значит, Петушок, какой? (Непослушный, торопливый, капризный.)
Воспитатель. Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно
пережевывать пищу.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы сказку внимательно слушали
А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями.
— До свидания!
Воспитатель. Ребята молодцы, садитесь поудобнее, сейчас мы с вами познакомимся
еще
с одной сказкой. Называется она «Петушок и бобовое зернышко».
Чтение сказки …………….
Воспитатель. Ребята, как называется эта сказка? Какой герой вам больше всех
понравился? (Хозяюшка, кузнец, корова, хозяин.)
Воспитатель. Ребята, почему они вам понравились? (Добрые, отзывчивые, заботливые.)
Воспитатель. Правильно, они все помогли Курочке спасти Петушка. Так какая Курочка?
(Вежливая, добрая, заботливая.)
Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка,
голубушка, дай скорее молока.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы
повторите их ласково: зерно – (зернышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка
– хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка),дом – (домик),забор –
(заборчик),дерево – (деревце),елка – (елочка).
Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но
только специально приготовленные, сваренные. А вот вам и подарок от наших гостей:
(открываю поднос, на подносе тарелочки с горохом и бобами)
В. Ребята что тут лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти
зернышки называются «бобы». Много бобов — бобы. А один – боб. Или можно сказать
– бобовое зернышко (проговаривание — повтор слова хором и по одному).
В. Давайте мы сейчас смешаем зернышки и с ними поиграем в игру
«Разложи по тарелочкам». (определение цвета тарелок)
Игра – классификация «Разложи по тарелочкам».
В. Вам нужно в зелёную тарелочку выбрать и положить только горох, а в красную
только — бобовые зернышки.
В. Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.
Воспитатель: — Дети, а давайте научим петушка и курочку, делать гимнастику?
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Масляно головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь, деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
В. Молодцы. (дети присаживаются)
Беседа:
Воспитатель
.
Ребята, вспомните, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила
его не торопиться? (Петя, не торопись. Петя, не торопись).
Воспитатель. Значит, Петушок, какой? (Непослушный, торопливый, капризный.)
Воспитатель. Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно
пережевывать пищу.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы сказку внимательно слушали
Ой, петушок мне сказал, что он нашел свою сказку и ему надо идти. Давайте попрощаемся
с петушком.
Ребята, наше занятие окончено. А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями. — До
свидания!
2. К кому курочка обращалась за помощью?
(К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.)
3. О чем курочка просила коровушку? Хозяйку? Хозяина? Кузнеца?
Как
она
просила? (Коровушка,
голубушка,
дай
скорее
молока.) Скажите
так
же.
Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу.
Затем ее произносят все дети хором.
В. Ребята, а как мы можем ласково назвать корову? Коровушка, а как хозяйку? –
Хозяюшка (уменьшительно — ласкательно)
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать
маслица.)
5. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.)
А почему смогла? (Потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.)
6. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?
Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду
Игра «4 лишний» по сказке
В. Вы внимательно слушали и смотрели сказку. А теперь внимательно посмотрите на
доску, здесь герои из сказки, но один герой из другой сказки, лишний. Определите какой
герой, из какой сказки.
В.
Молодцы,
ребята.
За
ваше
правильное
поведение,
внимательно сть,
активность петушок и
курочка
дарят
вам
подарки
—
фотографию петушка,
но
он
не
раскрашен, давайте мы его вместе с вами раскрасим.
Задание «Раскрась петушка»
Итог.
Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?
Что вы узнали из этой сказки?
А почему петушок подавился?
Помогла курочка петушку?
А почему она смогла ему помочь?
Вам понравилась эта сказка?
Оценка деятельности детей.
Мне
очень
понравилось
как
отвечал
сегодня
Артур,
как
быстро
перебрала
бобы
Марина, Карина очень хорошо рисовала пальчиками солнышко, Настя очень красиво
раскрасила петушка, Алиса очень внимательно слушала сказку.
Конспект занятия по ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в средней группе
«Петушок и бобовое зернышко»
Образовательная область: чтение художественной литературы.
Программное содержание:
Учить детей внимательно слушать сказку.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные
слова и фразы из текста.
Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
Материал и оборудование: игрушка петушок, книга, иллюстрации к сказке, выставка книг.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дорогие гости, здравствуйте! Вас рады приветствовать «радужные» дети. А как зовут нас, вы
сейчас узнаете.
Игра: «Имя в ладошку» (ребенок передает свое имя, касаясь своей ладошкой о ладошку
рядом стоящего ребенка)
Педагог: Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся! Ребята, а какие мы в жизни?
(веселые, смелые, дружные, находчивые, старательные, добрые.)
Воспитатель. Дети, к нам сегодня должен придти гость. А какой, отгадайте:
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? Петушок
В. — Вроде птица — не летает,
Ходит, зерна собирает.
И цыпляток подзывает (Курица)
(появляются петушок и курочка).
В. — А петушок и курочка – это кто? (одним словом) – птицы.
В. А какие это птицы домашние или дикие?
В. — А какие птицы называются домашними?
Ребята, а вы любите сказки? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими
народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать
своим
детям,
учить
в
жизни
различать
добро
и
зло.
Когда
дети
вырастали,
они
рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
— Я вам сейчас прочитаю сказку «Петушок и бобовое зернышко», а вы будите слушать
и рассматривать картинки к сказке.
Давайте, поздороваемся с петушком, подарим ему свои улыбки.
Воспитатель. Ребята, петушок заблудился и забыл из какой он сказки. Петушок, а почему ты не
разговариваешь? А, у тебя болит горло, ты простыл. Давайте ему поможем найти сказку.
Воспитатель подводит детей к выставке книг. Ребята, в каких сказках можно встретить
петушка?
(«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Петушок и курочка».)
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним, какой петушок в сказке «Заюшкина
избушка»? (Смелый, храбрый, отважный.)
Воспитатель. Верно, а в сказке «Кот, петух и лиса» какой петушок? (Непослушный,
любопытный.)
Воспитатель. Верно, молодцы! «Петушок и курочка».(капризный, непослушный)
Физкультминутка:
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Масляно головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
Воспитатель. Ребята, садитесь поудобнее, сейчас мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.
Называется она «Петушок и бобовое зернышко»
Чтение сказки.
Воспитатель. Ребята, как называется эта сказка? Какой герой вам больше всех понравился?
(Хозяюшка, кузнец, корова, хозяин.)
Воспитатель. Ребята, почему они вам понравились? (Добрые, отзывчивые, заботливые.)
Воспитатель. Правильно, они все помогли Курочке спасти Петушка. Так какая Курочка?
(Вежливая, добрая, заботливая.)
Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка, голубушка, дай
скорее молока.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите
их ласково:
зерно – (зернышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка – хозяюшка), масло –
(маслице), корова – (коровушка),дом – (домик),забор – (заборчик),дерево – (деревце),елка –
(елочка).
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила его не
торопиться? (Петя, не торопись. Петя, не торопись.)
Воспитатель. Ребята, а почему Курочка просила Петушка не торопиться? (Опасно для здоровья,
можно подавиться.)
Воспитатель. Значит, Петушок, какой? (Непослушный, торопливый, капризный.)
Воспитатель. Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно
пережевывать пищу.
Воспитатель. Ой, петушок мне сказал, что он нашел свою сказку и ему надо идти туда. Давайте
попрощаемся с петушком.
Что больше всего понравилось на нашем занятии?
Ответы детей.
ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК. РУССКАЯ НАРОДНАЯ
СКАЗКА
Опубликовано: 31 августа 2014
Просмотров: 841
Русская народная сказка Золотой петушок
Жили бабка с дедом. И были у них петух с курицей. Однажды бабка с дедом поссорились. И
бабка говорит деду: «Бери, дед, себе петуха, а мне курицу дай». Вот живут дед с петухом, и стало
им нечего есть. А бабке с курочкой хорошо, курочка яички несет. Говорит дед петуху: «Петушок,
петушок! Хоть не хочу я с тобой расставаться, а все же придется. Иди, петушок, я тебя отпускаю.
Кормить мне тебя нечем, а сам ты авось как-нибудь прокормишься».
Пошел петух куда глаза глядят. Шел по лесу, а навстречу ему лиса: «Куда ты идешь?» — «Иду царя
посмотреть и себя показать». — «Можно я с тобой пойду?» — «Ладно». Шли они, шли, устала лиса.
Посадил ее петух под одно крылышко, и пошли они дальше.
Навстречу им волк: «Куда путь держите?» — «Идем царя посмотреть и себя показать». — «Ну и я с
вами» Долго шли они, устал и волк. Посадил петух и его под другое крылышко.
Опять идут, а навстречу им медведь. Медведь спрашивает: «Куда идете?» — «Идем царя смотреть,
себя показать, — отвечают петух, лиса и волк. — Пойдем с нами!
Пошли дальше вчетвером. Шли, шли, устал медведь. Посадил его петух под хвостик.
И дальше пошли, а навстречу им пчелы: «Вы куда идете?» — «Царя смотреть и себя показать.
Пойдемте с нами!» Полетели пчелы за ними, но скоро устали. Посадил их петух под перышки.
И так дошли до царя. А он в это время спал. Петушок взлетел на забор и закукарекал. Царь
проснулся и закричал: «Кто меня будит?» Слуги поймали петуха и привели к царю. Царь увидел
его и закричал: «Бросьте его к моим курам и петухам!» Бросили его в курятник, а все петухи и
куры бросились клевать его. Тогда он выпустил лису. Она всех их подушила и сложила головки в
одну сторону, тушки в другую.
Тогда слуги бросили петушка к баранам, чтобы те его затоптали. Но петух выпустил волка, а тот
подушил баранов и сложил головы в одну сторону, а туши в другую.
Тогда бросили его к лошадям. Петух выпустил из-под хвостика медведя, и он сделал с ними то
же, что лиса с курами, а волк с баранами.
Привели неугомонного петуха к царю, петух встряхнулся и выпустил всех пчел. Они стали кусать
царя. Не выдержал царь, закричал: «Бери, что хочешь, только убери этих пчел!» Петушок убрал
пчел и потребовал, чтобы царь дал столько золота, сколько у него, петушка, перышек. Дал царь
ему золота.
Пошел петух к деду. Пришел и говорит: «Постели, дед, одеяло». Дед расстелил одеяло, а петух
встряхнулся и вытряхнул золото. Дед так и присел!
Пошел дед к бабке взять мерку. А бабка хитрая была. Вымазала дно мерки медом. Ко дну
прилипла монетка, увидала ее бабка и послала свою курицу доставать золото.
Курица пошла, повалялась в дорожной пыли, нацепляла разных черепков, склянок и пришла
домой: «Бабка, стели одеяло мне!» Бабка расстелила одеяло. Курица встряхнулась, а на одеяле
остались только черепки, склянки и пыль.
Пошла тогда бабка к деду и говорит ему: «Давай, дед, жить вместе».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Петушок и бобовое зернышко»
Программное содержание:
- Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, выразительно передавая диалоги персонажей.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
- Учить выстраивать композиции на песке.
- Развивать умения определять пространственные направления от себя.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать желание выступать перед сверстниками.
- Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, фигурки сказочных героев (петух, курица, хозяйка, хозяин, кузнец, корова), две елочки, яблоня, дом, забор, музыкальный проигрыватель.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся, подарим им свои улыбки и больше отвлекаться не будем.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку. А поможет нам в этом…
Пауза, воспитатель показывает на ящик с песком.
(Сказочная страна, волшебная, песочная.)
Воспитатель. Верно, это песочная страна. В этой стране есть домик. Иди, Петя, поставь домик в левом нижнем углу. Растет красивое дерево. Ребята, как называется это дерево? (Яблоня.) Иди, Алена, поставь, яблоньку справа от дома. Есть забор. Иди, Таня, поставь рядом с домиком и яблоней заборчики. Две елочки. Иди, Дима, поставь елочки в правом верхнем углу. А еще в песочной стране есть тропинка от дома до елочек. Маша, выйди, нарисуй тропинку.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, как красиво! Кто же главный герой сказки? Отгадайте загадку.
Красный гребешок,
Рябенький бочок.
Рано встаёт, голосисто поёт,
Деткам спать не даёт.
Звучит музыка «Голос петуха».
(Петух.)
Воспитатель. Верно, петух! Ребята, в каких сказках можно встретить петушка?
(«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко».)
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним, какой петушок в сказке «Заюшкина избушка»? (Смелый, храбрый, отважный.)
Воспитатель. Верно, а в сказке «Кот, петух и лиса» какой петушок? (Непослушный, любопытный.)
Воспитатель. А теперь попробуйте догадаться, что это за сказка.
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:
— Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Ребята, как называется это сказка? (Петушок и бобовое зернышко.)
Воспитатель. Верно, молодцы! «Петушок и бобовое зернышко». Ребята, садитесь поудобнее, сказка начинается.
Звучит сказочная музыка.
Воспитатель. Жили-были Петушок и Курочка. Выходи, Яся, будешь за курочку. Выходи, Степа, будешь за петушка. Петушок все торопился, да торопился, а Курочка знай себе да приговаривает:
Яся (Курочка). Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Воспитатель. Клевал как-то Петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться.
Перепугалась Курочка, бросилась к кому? (Хозяйке.)
Выходи, Алиса, будешь за хозяйку.
Яся (Курочка). Ох, Хозяюшка, дай скорей маслица Петушку горлышко смазать: подавился Петушок бобовым зернышком.
Алиса (Хозяюшка). Беги скорей к Коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Воспитатель. Бросилась Курочка к кому? (Корове.) Выходи, Кира, будешь за коровушку выступать.
Яся (Курочка). Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кира (Коровушка). Ступай скорее к Хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Воспитатель. Бежит Курочка к кому? (Хозяину.) Выходи, Миша, будешь за хозяина.
Яся (Курочка). Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Миша (Хозяин). Беги скорей к кузнецу за косой.
Воспитатель. Со всех ног бросилась Курочка к кому? (Кузнецу.) Выходи, Миша, будешь выступать за кузнеца.
Яся (Курочка): Кузнец, Кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Воспитатель. Кузнец дал Хозяину новую косу. Хозяин дал Коровушке свежей травы, Коровушка дала молока, Хозяюшка сбила масла, дала маслица Курочке. Смазала Курочка Петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:
Степа (Петушок): Ку-ка-реку!
Воспитатель. Садитесь, артисты. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Ребята, выходите все на полянку!
Физкультминутка:
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Масляно головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
Петушок встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, Наклоны.
Крыльями похлопал, Взмахи руками в стороны
Ножками потопал, Топают ногами.
Шею вытянул, согнул. Подбородок тянем вперед, потом к груди.
И по улице шагнул. Маршируют на месте.
(2 раза.)
Воспитатель. Ребята, понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? (да, понравилась) Какой герой вам больше всех понравился? (Хозяюшка, кузнец, корова, хозяин.)
Воспитатель. Хозяюшка, Хозяин, Корова, Кузнец. Ребята, почему они вам понравились? (Добрые, отзывчивые, заботливые.)
Воспитатель. Правильно, они все помогли Курочке спасти Петушка. Так какая Курочка? (Вежливая, добрая, заботливая.)
Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите их ласково:
зерно – (зернышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка – хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка),дом – (домик),забор – (заборчик),дерево – (деревце),елка – (елочка).
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие слова говорила Курочка Петушку, когда просила его не торопиться? (Петя, не торопись. Петя, не торопись.)
Воспитатель. Ребята, а почему Курочка просила Петушка не торопиться? (Опасно для здоровья, можно подавиться.)
Воспитатель. Значит, Петушок, какой? (Непослушный, торопливый, капризный.)
Воспитатель. Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно пережевывать пищу.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай героя сказки», становитесь в круг.
Вызываются поочередно несколько детей, они показывают одного из героев сказки, а остальные дети отгадывают.
Воспитатель. Ребята, понравилось вам путешествие в песочную страну? Что больше всего понравилось?
Воспитатель. К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Давайте попрощаемся с гостями.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2010 г – 336 с.
3. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук
Интернет-ресурсы:
1. Крик петуха:http://www.mobixit.ru/dlya-budilnika/704-krik-petuxa.html
2. В гостях у сказки: http://www.audiopoisk.com/track/detskie-pesni/mp3/v-gostah-u-skazki/
3. Театр-сказка «Петушок и бобовое зернышко»: http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post210286580