Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как правильно описать иллюстрации скакзи о царе Салтане Билибина?
Задание по литературе для 3 класса Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
2 ответа:
2
0
Художник Иван Билибин непросто сделал иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане», он рисовал их как эскизы к одноименной опере Римского-Корсакова и потому на этих иллюстрациях тщательно проработаны особенности костюмов героев, они необычайно красочные и очень достоверные.
Например вот иллюстрация на которой показан видит купцов ко двору царя Салтана. Мы видим трон, на котором сидит длиннобородый царь Салтан, по бокам антигерои сказки — Бабариха, ткачиха, повариха. На заднем плане угадываются очертания высокого терема. Перед троном царю кланяются купцы, все в богатых изукрашенных одеждах, с непокрытыми головами. Так и представляешь, что сейчас царь задаст им вопрос, про те чудеса, которые купцы видели в странствиях, а они расскажут ему про остров Буян.
0
0
Мне очень понравилась иллюстрация художника Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», на которой показан кораблик, который ветер подгоняет. Художник изобразил волны и надутые паруса корабля, так что ощущение ветра передано очень красочно. Белопенные валы также смотрятся очень красочно. Вдалеке за кормой остался остров Буян, на котором едва различим прекрасный волшебный город, едва заметен комар, в которого обратился Гвидон и который летит вслед за кораблем.
Читайте также
В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.
В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.
Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.
И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.
Стихотворение Пушкина «Зимний вечер» начинается с описания бури, которую автор сравнивает и со зверем и с дитем. Уже сама по себе буря не может создавать у читателя веселого, радостного настроения и подтверждение этому мы находим во второй строфе стихотворения. Поэт описывает свое жилище как ветхую, печальную и темную лачужку. Перед глазами словно встает образ старого строения, которое шатается под порывами злого зимнего ветра, а в оконце еле теплится робкий огонек лампадки.
Стихотворение «Зимний вечер» несомненно передает нам ощущение печали, грусти, даже тоски. И автор, призывая найти кружку, надеется, что от этого станет веселее.
Рифмы, которыми Пушкин передает свои чувства такие:
Кроет-Завоет
Обветшалой-Запоздалый
Завываньем-Жужжаньем
Стихотворение «Зимний вечер» относится к тем произведениям Пушкина, в которых он обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.
Мы видим, что в этом стихотворении поэт называет няню «Доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «Моя старушка».
Сразу становится понятно, что Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Прочитайте, как он описывает ее поведение во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.
Так что все три слова отражают действительное отношение поэта к няне.
Тоскливая, серая, нудная, муторная, стрёмная.
Стихотворения Лермонтова, которые изучают в 3 классе не самые жизнерадостные. Напротив, при их прочтении нас охватывает чувство печали и даже тоски. Мы понимаем, что автор писал их в грусти и постарался передать эти свои переживания читателям.
Чувством одиночества пронизаны стихотворения «Утес» или «На севере диком», только в первом мы видим одинокий утес, который плачет, когда его покидает тучка, во втором мы видим одинокую сосну, которая видит во сне прекрасную пальму.
Стихотворение «Осень» рисует картины замершего в ожидании зимы леса и также не дарит нам веселого настроения.
Поэтому для меня лирика Лермонтова очень грустная.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Все рисунки иллюстрируют «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А,С.Пушкина. Билибин тщательно вырисовывает одежды персонажей. Они — исторически достоверны. Чтобы придать больше сказочности и древности, показать, что это русская сказка, художник богато украшает все предметы, да и сам рисунок, традиционными орнаментами. Краски не растушеваны, каждый фрагмент рисунка, выполненный своей краской, очерчен. Так дети работают с книжками-раскрасками. Поэтому сказочный мир иллюстраций Ивана Яковлевича Билибина близок детскому восприятию самой сказки.
1. На первой иллюстрации изображен зимний вечер. Шатровая церковь вдали говорит нам о том, что это Русь после XVI века. Снег лежит шапками на крышах, лапах молодых елочек, столбах и низенькой ограде. Собачка царя уж обежала все вокруг: видна цепочка ее следов по рыхлому снегу.
Дом не бедный. Балясины крыльца витые, на его крыше конек. Ставен и наличников у маленьких окон нет. По их углубленности мы можем оценить толщину стен.
Царь в короне и богатой парчовой шубе, проваливаясь в снегу, подался вперед, чтобы лучше слышать девичий разговор. Мы видим его со спины, но поза выражает внимание и интерес.
Зимой солнце садится рано, показана полоса заката на дальнем плане и совсем тоненькая полоска молодого месяца. Сказка тоже только начинается. Выбор царя определил расстановку сил.
«Во все время разговора он стоял позадь забора».
2. На этой иллюстрации мы видим Гвидона, который разбудил мать, чтобы вместе подивиться открывшемуся перед ними виду укрепленного православного города. Художник разграничивает цветом и светом мир, в котором они вчера уснули: он в тени (дуба), там много цветов, очертания которых повторяются в простых одеждах.
На Гвидоне шапка с отворотом, подпоясанный кушаком цветастый кафтан, сапоги с заправленными в них штанами. На матери рубаха, поверх которой, очевидно, надет сарафан. Ее голова в сороке покрыта платком с каймой, который спускается на плечи.
Город написан светлыми красками, это символ того, что пришел конец их испытаниям. Мы видим ясно только многочисленные главки церквей, несколько двухэтажных домов и белокаменную ограду. От ворот ограды к нашим героям идет широкая тропа.
«И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей»..
2. Заключительный пир. На заднем плане мы видим стол, покрытый белой скатертью с широкой кружевной каймой. На ней расставлена старинная посуда и утварь: ковши, чаши, чарки, ложки, бутыли. В центре стола, обратившись друг к другу, сидят Салтан и Гвидон. Они в непринужденных позах оживленно беседуют.
По правую руку Гвидона его жена Лебедь, а рядом с Салтаном, опустив глаза , погруженная в свои думы, подносит к губам чарку царица. Женщины чинно сохраняют царственную осанку. На Лебеди роскошный головной убор, ее свекровь поверх убора покрыта парчовым платом. Сидящий справа от нее вельможа в дорогих перстнях улыбается счастливой развязке. Все в богатой парадной одежде.
Заморские гости уж на ногах не стоят: оставив шапку на лавке, один из них, сидя на полу, что-то рассказывает внимательно слушающей кошке. Шахматный пол занимающий значительную часть рисунка, намекает на превратности судьбы. Стоящие по бокам стражники с секирами бесстрастно ожидают указаний и конца застолья.
«И веселый пир пошел».
4. На рисунке изображены палаты царя Салтана. Он невесел, сложив руки, задумчиво сидит на троне в короне и мантии, опушенной горностаем; ступни покоятся на скамеечке. У его ног — верная пятнистая собачка, оставившая на время косточку.
По бокам располагаются Бабариха, ткачиха, повариха и бояре в высоких шапках. Можно отметить богатую резьбу деревянного трона, массивные точеные столбы, подпирающие низкий потолок, посуду и утварь на полках в глубине.
На красной дорожке с не покрытыми головами перед царем в поклоне стоят 4 гостя. Они в сапогах и цветастых долгополых кафтанах с длинными рукавами(опашнях). Одежды гостей по красоте не уступают хозяевам: похоже, все сшито из тканей такого же качества.
«…весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице».
5. На иллюстрации изображен отход торгового судна от острова Буяна. Мы смотрим, похоже, сверху (как Гвидон) . В правой нижней части рисунка мы видим красную заднюю часть корабля, огромный руль у кормы и настил и надстройки на палубе. Румпель руля держат две маленькие фигурки, дающие представление о размерах корабля.
Прямой парус наполнен ветром. Мы видим пенные барашки волн и быстро удаляющийся о.Буян в левом верхнем углу. рисунка. От него к кораблю несется комар: это Гвидон спешит догнать корабельщиков.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал».
Пример сочинения 1
На изображении зритель видит сцену, когда юный царевич Гвидон вместе со своей матерью с холма созерцают великолепие города, раскинувшегося ниже. Золотые купола церквей и яркие крыши других домов сверкают под лучами солнца в погожий день. Защитой для прекрасного города служит крепкая стена с высокими башнями, огибающая его со всех сторон.
По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы. По нежно-голубому небосводу плывут, причудливой формы, белые облака.
Главные герои картины, выдвинутые на передний план, не освещены солнцем – они находятся в тени. Дивный холм, на котором они сидят, усыпан множеством ярких полевых цветов. Царица, мать Гвидона, полулежит на земле во всем этом цветущем великолепии. На ней надето синее платье и платок, расписанный богатыми узорами. Молодой царевич стоит в пол оборота. Он устремил свой задумчивый взгляд на белокаменный город вдали. Его темный кафтан с замысловатым красным орнаментом подпоясывает синий кушак.
Художник Иван Билибин мастерски изобразил предметы народной одежды тех времен. Его иллюстрации позволяют зрителю проникнуться духом древнерусского быта и почувствовать себя его частью.
Пример сочинения 2
По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы. По нежно-голубому небосводу плывут, причудливой формы, белые облака.
Главные герои картины, выдвинутые на передний план, не освещены солнцем – они находятся в тени. Дивный холм, на котором они сидят, усыпан множеством ярких полевых цветов. Царица, мать Гвидона, полулежит на земле во всем этом цветущем великолепии. На ней надето синее платье и платок, расписанный богатыми узорами. Молодой царевич стоит в пол оборота. Он устремил свой задумчивый взгляд на белокаменный город вдали. Его темный кафтан с замысловатым красным орнаментом подпоясывает синий кушак.
Художник Иван Билибин мастерски изобразил предметы народной одежды тех времен. Его иллюстрации позволяют зрителю проникнуться духом древнерусского быта и почувствовать себя его.
Мне понравилась эта картина.Она изображение настолько красочно отображает смысл произведения, что подсознание само будто взывает к повторному прочтению источника вдохновения.
Пример сочинения 3
Картина Ивана Билибина «Гвидон и царица» стала иллюстрацией к «Сказке о царе Салтане», написанной Александром Пушкиным. Это произведение, как и многие другие работы художника, выполнено в технике акварельного рисунка, с густыми чёрными контурами, нанесёнными тушью.
На картине изображён молодой князь Гвидон, который вместе со своей матерью взирает с высокого холма на раскинувшийся впереди город.
Статный темноволосый юноша, одетый в дорогой цветастый кафтан, украшенный золотыми нитями и инкрустированный драгоценными камнями, стоит напротив сидящей на траве женщины. Он расположился боком к зрителю и направил свой взгляд вдаль, поэтому мы не можем видеть лица героя.
Царица и вовсе повернулась к наблюдающему спиной. Нам видна лишь красная косынка героини, да длинный синий сарафан с голубой вышивкой. Женщина сидит прямо на траве, в окружении красных и белых полевых цветов.
Но главное место на картине отведено прекрасному городу. Он также является полноправным героем произведения Билибина. Если Гвидон и царица расположились в тени, то окружённую белокаменной стеной с зелёными дозорными башнями крепость, ярко освещает солнце. Оно золотит купола многочисленных теремов и церквей.
Массивные каменные здания кажутся настоящими гигантами на фоне крошечных серых однотипных жилых построек местного населения. Улицы города украшают зелёные деревья. Окружает поселение широкая равнина, слева от которой виден берег моря, покрытый жёлтым песком.
Изображённый на картине пейзаж, а также сами герои кажутся сказочными и нереалистичными. От иллюстрации Билибина веет волшебством. Над городом раскинулось такое же сказочное голубое небо с пушистыми белоснежными облаками.
Пример сочинения 4
Автор произведения, в основном, писал картины на сказочную тематику. Данная работа также не является исключением. Эта работа была написана под сказку Александра Сергеевича, а именно: о царе Салтане. Здесь все детали окунают зрителя в атмосферу того времени.
На холсте изображены герои сказки: царевич по имени Гвидон и царица, его мать. Они любуются панорамой замечательного города с определенного расстояния.
Можно заметить, что прекрасный город стоит на острове, который со всех сторон окружает водное пространство. К воротам града ведет песчаная тропа. Вокруг города возведены каменные стены, а на них стоят стражи, которые следят за порядком и безопасностью граждан от внешних неприятелей. Издали в городе виднеются разные строения, домики и купола. В городе очень много православных церквей, он буквально усеян ими.
Погода над прекрасным городом выдалась солнечной, над городом плывут белые облака. Форма облаков достаточно необычная. Даже немного причудлива по натуре. Вся земля зеленая. Этот факт свидетельствует о плодородии и цветении. Герои сказки радостные, потому что на их правление выдалась замечательная пора. Они осознают, что их судьба сложиться хорошо и всё сложится так, как они хотят. Сама царская семья расположилась в тени. Теперь прошлое остается далеко и позади, а впереди новая и счастливая жизнь.
На горе, где расположились герой растут полевые цветы, и царица легла именно сюда. Одета она в национальную русскую одежду, в синее платье, белую блузку и синий платок с желтыми узорами. Царевич Гвидон стоит рядом. Он одет в цветастый костюм и синие сапоги. Царевич положил руку на пояс и очень внимательно рассматривает тот город, который находится под контролем его семьи. Когда-то всё управление будет сосредоточено в его руках. Целый город, полный разными жителями, простыми крестьянами, торговцами, попами и остальными категориями. Правление – серьезная задача, но царевич уверен, что справится.
Вскоре Гвидон с царицей спустятся с горы и пойдут в свои владения. Как раз по той тропке, которая ведет к великолепному городу. Он выглядит очень величественно, наконец большая часть строений и стены построены из камня, а не из дерева, которое может мгновенно загореться, и тогда весь город окажется сожженный огнем.
Все рисунки иллюстрируют «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А,С.Пушкина. Билибин тщательно вырисовывает одежды персонажей. Они — исторически достоверны. Чтобы придать больше сказочности и древности, показать, что это русская сказка, художник богато украшает все предметы, да и сам рисунок, традиционными орнаментами. Краски не растушеваны, каждый фрагмент рисунка, выполненный своей краской, очерчен. Так дети работают с книжками-раскрасками. Поэтому сказочный мир иллюстраций Ивана Яковлевича Билибина близок детскому восприятию самой сказки.
1. На первой иллюстрации изображен зимний вечер. Шатровая церковь вдали говорит нам о том, что это Русь после XVI века. Снег лежит шапками на крышах, лапах молодых елочек, столбах и низенькой ограде. Собачка царя уж обежала все вокруг: видна цепочка ее следов по рыхлому снегу.
Дом не бедный. Балясины крыльца витые, на его крыше конек. Ставен и наличников у маленьких окон нет. По их углубленности мы можем оценить толщину стен.
Царь в короне и богатой парчовой шубе, проваливаясь в снегу, подался вперед, чтобы лучше слышать девичий разговор. Мы видим его со спины, но поза выражает внимание и интерес.
Зимой солнце садится рано, показана полоса заката на дальнем плане и совсем тоненькая полоска молодого месяца. Сказка тоже только начинается. Выбор царя определил расстановку сил.
«Во все время разговора он стоял позадь забора».
2. На этой иллюстрации мы видим Гвидона, который разбудил мать, чтобы вместе подивиться открывшемуся перед ними виду укрепленного православного города. Художник разграничивает цветом и светом мир, в котором они вчера уснули: он в тени (дуба), там много цветов, очертания которых повторяются в простых одеждах.
На Гвидоне шапка с отворотом, подпоясанный кушаком цветастый кафтан, сапоги с заправленными в них штанами. На матери рубаха, поверх которой, очевидно, надет сарафан. Ее голова в сороке покрыта платком с каймой, который спускается на плечи.
Город написан светлыми красками, это символ того, что пришел конец их испытаниям. Мы видим ясно только многочисленные главки церквей, несколько двухэтажных домов и белокаменную ограду. От ворот ограды к нашим героям идет широкая тропа.
«И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей»..
2. Заключительный пир. На заднем плане мы видим стол, покрытый белой скатертью с широкой кружевной каймой. На ней расставлена старинная посуда и утварь: ковши, чаши, чарки, ложки, бутыли. В центре стола, обратившись друг к другу, сидят Салтан и Гвидон. Они в непринужденных позах оживленно беседуют.
По правую руку Гвидона его жена Лебедь, а рядом с Салтаном, опустив глаза , погруженная в свои думы, подносит к губам чарку царица. Женщины чинно сохраняют царственную осанку. На Лебеди роскошный головной убор, ее свекровь поверх убора покрыта парчовым платом. Сидящий справа от нее вельможа в дорогих перстнях улыбается счастливой развязке. Все в богатой парадной одежде.
Заморские гости уж на ногах не стоят: оставив шапку на лавке, один из них, сидя на полу, что-то рассказывает внимательно слушающей кошке. Шахматный пол занимающий значительную часть рисунка, намекает на превратности судьбы. Стоящие по бокам стражники с секирами бесстрастно ожидают указаний и конца застолья.
«И веселый пир пошел».
4. На рисунке изображены палаты царя Салтана. Он невесел, сложив руки, задумчиво сидит на троне в короне и мантии, опушенной горностаем; ступни покоятся на скамеечке. У его ног — верная пятнистая собачка, оставившая на время косточку.
По бокам располагаются Бабариха, ткачиха, повариха и бояре в высоких шапках. Можно отметить богатую резьбу деревянного трона, массивные точеные столбы, подпирающие низкий потолок, посуду и утварь на полках в глубине.
На красной дорожке с не покрытыми головами перед царем в поклоне стоят 4 гостя. Они в сапогах и цветастых долгополых кафтанах с длинными рукавами(опашнях). Одежды гостей по красоте не уступают хозяевам: похоже, все сшито из тканей такого же качества.
«…весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице».
5. На иллюстрации изображен отход торгового судна от острова Буяна. Мы смотрим, похоже, сверху (как Гвидон) . В правой нижней части рисунка мы видим красную заднюю часть корабля, огромный руль у кормы и настил и надстройки на палубе. Румпель руля держат две маленькие фигурки, дающие представление о размерах корабля.
Прямой парус наполнен ветром. Мы видим пенные барашки волн и быстро удаляющийся о.Буян в левом верхнем углу. рисунка. От него к кораблю несется комар: это Гвидон спешит догнать корабельщиков.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал».