Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 46
«Из рассказов о сказочниках»
Обогащаем свою речь
1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?
В сказках о животных сказителям приходится передавать голосом, интонацией характеры разных зверей, героев сказки. Это нарушает торжественный ритм сказывания, вносит в него иронию, усмешку.
2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?
Каждый сказитель вносил в сказывание что-то своё, вкладывал свою душу. Талантливые сказители долго готовились к сказыванию. Они продумывали все элементы сказки, добавляли песни, рифмы, пейзаж, тщательно прорабатывали разговоры, следили за тем, чтобы каждый элемент сказки оказывался на своём месте.
3. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?
Я бы, наверное, воспользовалась бы приёмом А. Новопольцева и внесла бы в сказку потешные элементы.
4. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей. Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.
Сказывание отрывка сказки «Царевна-лягушка» для 5 класса, пример
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Старшие сыновья были умными, а у младшего Ивана-царевича всё было не как у людей.
Вот раз надумал царь женить своих сыновей и дал им задание. Каждый сын должен был выпустить со двора стрелу и так найти себе невесту.
Старший брат натянул лук что было мочи, пустил стрелу. Далеко улетела стрела, прямиком на боярский двор. Взял старший сын в жёны боярыню.
Средний сын натянул лук изо всех сил, пустил стрелу. Улетела стрела на купеческий двор. Взял средний сын себе в жёны купчиху.
А младший покрутился вокруг себя, да и пальнул наугад, в белый свет, как в копеечку. Улетела стрела в болото.
Пошёл младший сын искать стрелу, а ту лягушка держит, улыбается. Перекрестился Иван-царевич, хотел бежать от такого счастья. Да только кричит ему лягушка: «Куда же ты, царевич! Бери стрелу свою, а меня — замуж». Пришлось Ивану-царевичу взять лягушку, да к царю батюшке отнести.
Сильно смеялись старшие братья, да и царь улыбался в бороду. Да только сказал сурово, что от судьбы бегать — грех. И пришлось Ивану-царевичу на лягушке жениться.
5. Рассмотрите несколько слов синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова?
Ругать — бранить — обзывать. Слово «бранить» является устаревшим, слово «обзывать» — разговорным.
Талантливый — знаток — классный. Слово «классный» является разговорным, сленговым.
Литература и изобразительное искусство
1. Каких художников иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
И. Билибин иллюстрировал сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка» и другие.
В. Бельтюков иллюстрировал сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
Е. Рачёв иллюстрировал сказки «Колобок», «Журавль и цапля», «Волк и лиса».
2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?
Орнаментами украшал свои иллюстрации Иван Билибин.
3. Рассмотрите иллюстрации Билибина, репродукцию картины Васнецова. Составьте пересказы эпизодов сказок, опираясь на иллюстрации художников.
Пересказ эпизода «Пир» по репродукции картины В. Васнецова
Пришёл Иван-царевич на царский пир один. А старшие братья со своими жёнами разодетыми насмехаются. Но вдруг гром гремит, дворец шатается. Гости перепугались, один Иван-царевич спокоен. Это, говорит, моя лягушонка в коробчонке едет!
Подъезжает ко дворцу карета золочённая, выходит из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное, светится. Все на неё любуются, удивляются.
А Василиса взяла Иван за руки, да за столы дубовые повела. Ест Василиса, а косточки за правый рукав бросает, а вино — за левый рукав выливает.
Подглядели это жёны старших братьев, да тоже так делать стали.
Но вот заиграла музыка. Пошла Василиса с Иваном танцевать. Левой рукой махнула — стало озеро, правой махнула — поплыли по озеру белые лебеди. А как перестала танцевать — всё и исчезло.
Хотели этот трюк жёны старших царевичей повторить. Махнули левыми рукавами — всех гостей обрызгали. Махнули правыми — всех гостей костями засыпали, самому царю в глаз попали. Рассердился царь, велел выгнать невесток с глаз долой.
Проверьте себя
Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:
1. Вносил потешные элементы, рифмовку.
А. К. Новопольцев вносил в сказки потешные элементы.
2. Вводил в текст песни, пейзаж.
Н. О. Винокурова использовала песни и пейзаж.
3. Использовал зачины, концовки, повторы.
А. К. Барышникова использовала зачины, концовки, повторы.
4. Считал, что самое трудное в сказке — разговор.
Ф. И. Зыков считал, что разговор — самое трудное.
5. Заботился о том, чтобы всё было на месте и к месту.
Д. С. Асламов заботился, чтобы всё было к месту.
0
Как сравнить иллюстрации Билибина и Васнецова Пир к сказке Царевна-лягушка?
Задания по литературе для 5 класса Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки?
3 ответа:
2
0
Если говорить о двух этих художниках, то иллюстрации Библина будут более близки к тексту. Он четко подошел к образу бояр, удивленные лица от такой невесты царевича. Можно хорошо рассмотреть их наряды, и даже природу. На другой картине хорошо видно костюм Ивана Царевича, и даже колчан с рисунком. По данным картинам можно увидеть образы всех героев. И благодаря всем деталям более точное отражение сказки.
У Васнецова в иллюстрации пир изображен танец Царевны лягушки. Видно длинное платье Царевны, белый платочек в руках, длинные волосы. И хотя лица Царевны не видно, по лицам музыкантов понятно, что она прекрасна. По данной иллюстрации чувствуется красота и сила танца.
2
0
Давайте сравним например иллюстрацию Билибина, на которой Иван Царевич обнаруживает на болоте лягушку и иллюстрацию «Пир» Васнецова, которую даже сложно назвать иллюстрацией, о чем будет сказано позже.
На иллюстрации Билибина мы видим конкретный момент сказки, минимум действующих лиц, все в ней соответствует сюжету, а краски нарочито блеклые. Зато сама картинка окружена орнаментом, который должен придать ей сказочный колорит. Это именно иллюстрация к произведению.
Васнецов пошел дальше. Он написал настоящую картину, уделил много внимания не только основному событию, но прорисовал второстепенных героев, заострил внимание на выражении их лиц. У Васнецова мы видим яркие краски, продуманные костюмы, динамизм. и хорошую работу с полутенями. Это уже не столько иллюстрация, сколько полноценное живописное полотно, написанное на сюжет известной сказки.
1
0
При всем уважении к Билибину, как к художнику-иллюстратору, его картины именно иллюстрации. Они демонстрирует развитие сюжета, помогают читателям представить главных героев, разыгрывают в деталях различные эпизоды сказки, но при этом они очень точны, лишены собственной фантазии.
Васнецов -знаменитый художник сказочник и его картины стали шедеврами мировой живописи. Вот и рисуя сцену Пира Васнецов не старается следовать действительному описанию сказки, он создает свой мир, в котором Василиса окружена восхищенными музыкантами, а за окном терема виден чудесный мир сказочной страны. Его картина конечно более яркая, но она словно сама по себе, а вот лучше понять сказку могут иллюстрации Билибина.
Читайте также
Героиня сказки «Царевна Лягушка» действительно заслужила свое имя — Премудрая.
Если обратиться к сюжету сказки, то можно узнать, что отец Василисы — Кощей, как раз и наказал свою дочь, превратив ее в лягушку за то, что она стала умнее его. То есть Василиса действительно была очень умной, мудрой девушкой.
И это нашло свое подтверждение в дальнейших событиях, описанных в сказке. Когда Василиса становится женой Ивана-царевича она несколько раз демонстрирует свой ум и познания в волшебстве.
Она готовит чудесный каравай, равного которому никто не видел, она ткет расчудесный ковер, который приводит царя-отца в восторг. Она так ведет себя на пиру, что все гости и другие невестки стараются ей подражать, безоговорочно признавая превосходство Василисы.
Поэтому ее и прозвали Премудрой, хотя она конечно была еще и Прекрасной.
Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».
Волшебная сказка сама по себе рассказывает о событиях невозможных, сказочных. Она должна интриговать слушателя,заставить его затаить дыхание, сопереживать приключениям героев, вздрагивать при возникновении опасной ситуации, а потому волшебные сказки рассказывают не только неторопливо и торжественно, но иногда патетически выделяют особо напряженные моменты.
Но иное дело сказки о животных. Как правило это веселые истории о том, как кто-то с кем-то поссорился, кто-то кого-то испугался, и даже скажем сказка «Волк и семеро козлят» (не совсем народная), читается легко и непринужденно, мы знаем, что ничего страшного в ней не случиться.
Поэтому сказки о животных часто рассказывают имитируя речь и поведение героев,выделяя смешные моменты.
Доверие — от веры в честность и порядочность, что делает возможным вести доверительный разговор, при котором раскрываются (доверяются) искренние чувства, тайны, делегируются важные полномочия, даются ответственные поручения.
Пример: Доверившись своему учителю, ученик решил рассказать о причинах своих проблем в учебе в доверительном разговоре после уроков, когда учитель взялся помочь ученику.
Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.
Например Пестушка — это небольшое стихотворение или даже песенка, которая предназначалась самым маленьким детям, а потому в пестушке использовались самые простые слова.
Потешка — вообще песенка чуть ли не для младенцев, она обычно сопровождается хлопками, жестами, привлекающими внимание ребенка и заставляющими его принимать участие в игре.
Колыбельная — это специальная песня, которая была призвана не только помочь ребенку заснуть, успокоить его после игр, но и играла роль своего рода оберега, защищающего ребенка от дурных снов
Закличка — песня или стихотворный призыв, обращенный к силам природы, в котором человек высказывал некое заветное пожелание — дождя, тепла и так далее.
Приговорка — шуточное или серьезное обращение к животному, например призыв божьей коровке улететь на небо, тоже обычно исполнялась в стихах.
Прибаутка — короткая история для ребенка, в которой содержится народный юмор или что-то смешное, но часто назидательное
Считалочка — стихотворение в котором перечисляются различные предметы, используется обычно для игры и выбора.
Скороговорка — фраза трудная для быстрого произношения, в которой имеется частое повторение одного или группы звуков, использовалось для выработки дикции ребенка
Загадка — короткое описание чего-либо, в которой требуется самому найти ответ, что-именно описано в загадке.
- 08
Сен 17
Ответы к стр. 22 — 23
- Сравни сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различается? Какое настроение создают? Запиши свои мысли, используя опорные слова.
яркие краски, сказочный сюжет, тёплые цвета, холодные цвета, волшебный мир, детали костюмов героев
У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, он создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети, он создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
На картине «Иван-Царевич на Сером волке», написанной художником В. М. Васнецовым, более объёмное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит. Её сюжет навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике. Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной.
Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зелёным кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шёлка. Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями. Художник мастерски передаёт живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.
Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной. Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе. Верный спутник царевича Серый волк, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории. Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом.
Тёмные краски, в которых изображён лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчёркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.
На репродукции Ивана Билибина более яркие краски, чёткие контуры, преобладают тёплые цвета.
ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Как описать героя, с. 22 – 23
3.2 (63.69%) от 103 голосующих