Название | Белая уточка |
Страна, художник | Россия, Иван Яковлевич Билибин |
Год | 1901-1902 |
Жанр | иллюстрация, литературная сцена, арт нуво |
Находится | Несколько иллюстраций в разных музеях и коллекциях, см. текст статьи |
Материалы | Разные техники и материалы |
Иллюстрации к сказке “Белая уточка” написал русский художник Иван Билибин в период с 1901 по 1902 годы.
Сказки как призвание
Украшение Билибиным этой и других сказок замечательно в том числе возможностью художника внедрить в работу особую технику – рисование тушью, разведенной акварелью до нужного цвета.
Мастер уважал и любил использовать русский орнамент в иллюстрации. Он даже ездил в российские глубинки, собирал местный фольклор и новые рисунки для своих узоров.
Билибин, без преувеличения, нашел себя в мастерстве оформления сказок. Его работы разительно отличались от тех, что были и до него, и после. Художник неповторимым образом переплетал старину и современность.
Помимо того, оформляя иллюстрации, живописец использует совершенные навыки славянской вязи. Наряду с ней, Билибин занимается изучением шрифтов разных исторических отрезков времени: особенно ему нравится древнерусский полуустав.
Его иллюстрации просты, красочны для детей, но в то же время, взрослый удивится, с какой тщательностью и любовью прорисованы детали для той же “Белой уточки”. Мало того, эта детализованность до сих пор удивляет даже видавших виды критиков.
Еще в Мюнхене художник получил прекрасный опыт в мастерской Ашбе, по возвращению на родину, обучался у самого Репина. А после – отлично окончил художественную академию.
Интерес к древнерусскому искусству до сих пор не угасает во многом благодаря творчеству Ивана Билибина.
К “Белой уточке” Билибин сделал 4 иллюстрации.
“Заставка к сказке” – акварель. Хранится в Москве, в Акционерном обществе Гознак (Экспедиция заготовления государственных бумаг).
“Дети и белая уточка” – масло, дерево. Находится в частной коллекции.
“Княгиня на теремной башне” (см. изображение статьи) – акварель, бумага. Частная коллекция.
“Концовка” – литография. Музей прикладного искусства.
Предложения интернет-магазинов
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
- Категория: Сочинения по картинам 5-9 класс
Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.
Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора, самобытность деревенских жителей.
Художник-иллюстратор оформляет множество сказок. В этом творчестве он нашел себя, и равных ему нет. Билибин удивительным образом переплетал в своих оформительских сюжетах современность со старинными мотивами, что заметно отличает его от современников.
Простые красочные мотивы сказок неподражаемы. Детали «Белой уточки» прописаны с такой любовью, что понятны не только детям, но и многочисленным критикам, искусствоведам. Во многом благодаря Билибину, интерес к старинной Руси поддерживается до сих пор.
Однажды художник напишет, что старинная Русь открыта людьми вновь, как Америка когда-то и, несмотря на пыль забвения на ней, любовь к ней крепнет, и интерес не гаснет.
Кроме изображений художник активно в оформлении использует славянскую вязь, которой владеет в совершенстве. Помимо этого Билибин изучает шрифты различных эпох, в особенности древнерусский полуустав.
У Билибина была замечательный художественный опыт в Мюнхене, где он был подмастерьем знаменитого Ашбе. Вернувшись в Россию, поступает в мастерскую под руководство к самому Репину. После мастерской была высшая художественная Академия, которую Билибин с легкостью закончил.
Прожив основную часть жизни в Санкт-Петербурге, умер, не выдержав блокады в 1942 году. Похоронен Билибин в братской могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.
-
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(607)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
Подробнее…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(495)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
Подробнее…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(627)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
Подробнее…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(575)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
Подробнее…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1032)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
Подробнее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(536)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
Подробнее…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(489)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
Подробнее…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(602)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
Подробнее…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(819)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает…Подробнее…
-
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(535)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Подробнее…
-
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.
УКМ «Перспектива»
1. Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как:
Присказка: долго ли, коротко ли.
Троекратные повторы: три сына было у уточки-княжны, три раза ведьма подходила к дверям. Три части тела оторвалось у ведьмы — ноги, руки, голова.
Чудесные превращения: княжна превратилась в уточку, княжна вновь превратилась в человека.
Невероятные, фантастические события: превращение княжны в уточку, князь не распознал ведьму, уточка обратно стала княжной, мёртвые дети ожили.
Сказочные помощники: сорока, которая принесла два пузырька, с живой и говорящей водой.
2. Обсудите с родителями, почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний. Какой наказ дал князь своей жене, покидая дом? Выполнила ли она его? Почему? Прочитайте, как она уговаривала, оправдывала себя, поддавшись на уговоры ведьмы.
Князь наказал княжне не покидать терем, не слушать худых речей. Но княжна не послушала его.
Она слушала уговоры ведьмы и соглашалась с ней. Она утешала себя, что пройти по саду и искупаться — не беда.
Однако именно это привело к беде. Ведьма превратила княжну в уточку. Случилось это потому, что княжна не послушалась князя и доверилась незнакомому человеку.
3. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого получилось?
Уточка говорила детям не ходить на лужок. Но дети не послушались матери. Ведьма убила двух сыновей.
4. В чём смысл сказки? Выберите ответ.
Выбираем ответ: сказка о непослушании.
5. Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки.
На иллюстрации уточка плачет над телами убитых сыновей.
Соотнесём её с эпизодом, когда уточка прилетела на княжеский двор и стала вопить человеческим голосом над телами детей.
6. Дайте название иллюстрации. Подберите слова для её описания. Какие цвета и оттенки использовал художник? Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.
Название иллюстрации: Плач уточки над сыновьями.
Слова для описания: княжеский двор, белы, как платочки, лежали братцы рядышком, крылышки распустила, материнским голосом завопила.
Художник использовал тёмные, мрачные цвета и оттенки, чтобы подчеркнуть материнское горе. Это синие и багровые облака, затянувшие небо, тёмно-зелёная трава, коричневые деревянные постройки, тёмная одежда князя.
Горе передают и поникшие цветы.
На иллюстрации уточка изображена такой же, как в сказке. Только про слёзы уточки в сказке ничего не говорится.
7. Перескажите сказку от лица прекрасной княжны. Начните так:
Пересказ сказки «Белая уточка» от лица прекрасной княжны для 3 класса
Уехал князь в долгий путь, наказав не покидать мне высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать.
Но однажды пришла женщина, простая, сердечная, да стала меня уговаривать по саду пройтись, голову освежить.
Подумала я, что беды в том не будет, и пошла по саду.
А женщина дальше меня уговаривает. Говорит, что день жаркий, водица студёная, самое время искупаться.
И подумала, что и в этом беды не будет, скинула сарафан и в воду прыгнула. А женщина ведьмой оказалась. Ударила она меня по спине, и превратилась я в белую уточку.
Снесла я яичек и вывела трёх деток, двух — хороших, а третьего — заморыша. Любила я деток очень сильно, выкормила, вырастила, стали он на берег выскакивать.
И предупреждала я их не ходить на лужок, но не послушались детки. Ушли на лужок, а там их ведьма подловила.
Зачуяло моё сердце, что беда с сыновьями случилась. Полетела я на княжеский двор, да там их и увидела. Лежат мои родненькие рядышком, белые, как платочки, холодные, как лёд. Неживые.
Стала я плакать и метаться, во весь голос вопить, о ведьме злой всем рассказывать.
И услышал слова мои князь, муж мой. Произнёс слова волшебные и стала я вновь девушкой. А потом и сыновей оживили с помощью воды живой и говорящей. А как очнулись сыновья, тут и ведьме конец пришёл. Привязали её к хвосту конскому, да по чисту полю развеяли.