План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского
Алеша и король. «Черная курица». Иллюстрация Э. Е. Беньяминсона |
Волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке.
В этой статье представлен план повести «Черная курица, или Подземные жители»: перечисление основных событий, изложенных в произведении.
Если вам нужен цитатный план повести «Черная курица», мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах». На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»
План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского
- Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
- Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
- Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
- Приезд директора училищ и торжественный обед.
- Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
- Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
- Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
- Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
- Алеша превращается в непослушного мальчика.
- Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
- Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
- Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
- Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
- Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
- Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.
Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения.
Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»
Сюжет сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Из предложенных вариантов выберите верный.
Где находился пансион, в котором учился Алёша?
На Первой линии Алексеевского острова |
|
На Первой линии Николаевского острова |
|
На Первой линии Александровского острова |
|
На Первой линии Васильевского острова |
Сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Выберите правильный вариант из предложенного списка.
«Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…»
Характеристика героя
Выберите несколько характеристик, которыми автор описывает Алёшу в начале сказки.
Учился хорошо
Умненький
Нелюдимый
Послушный
Спортивный
Персонажи сказки
Найдите соответствия между героями и их описанием.
На нём была светло-зелёная мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.
На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее был платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым.
По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки.
Композиция сказки
Восстановите последовательность событий в сказке.
Алёшу родители оставили в пансионе
В пансион приехал директор
Алёша подружился с курочкой Чернушкой
Чернушка пригласила Алёшу в подземное царство
Алёша спас Чернушку от кухарки
Характеристика главного героя
Подчеркните в приведенном отрывке слова, характеризующие Алёшу после получения зёрнышка, исполняющего желание.
Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный.
Работа с текстом сказки
Впишите в текст пропущенные слова из сказки.
Вдруг вошли они в залу, освещённую тремя большими хрустальными
. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах
в блестящих латах, с большими перьями на
, с
и щитами в железных руках.
Художественно-изобразительные средства
В предложенном фрагменте найдите и выделите цветом сравнение.
Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она тихонько ему говорит:
– Алёша, Алёша! Останься со мною!
Работа с текстом произведения
Восстановите последовательность предложений в отрывке из сказки.
Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг – которых, впрочем, ему и не задавали.
Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжелым сном.
Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергся.
Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным.
Сюжет сказки
Выберите верный вариант.
Какие книги любил читать Алёша?
Сказки |
|
Исторические повести |
|
Рыцарские романы |
|
Рассказы о животных |
Сюжет произведения
Выделите цветом верный вариант.
Как называлась монета, которой Алёша расплатился с кухаркой за жизнь Чернушки?
Грош
Империал
Алтын
Полушка
Сюжет сказки А. Погорельского
Выберите верный вариант из списка.
В чём ослушался Алёша Чернушку, когда они отправились к подземным жителям первый раз?
Композиция сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Поставьте перечисленные события в правильном порядке.
Алёшу выпороли
Алёша спасает Чернушку от кухарки
Алёша после болезни стал прежним
Чернушка возвращает Алёше потерянное зёрнышко
Алёша попадает в подземное царство
Алёша рассказывает учителю и товарищам о поземном царстве
Алёша получает волшебное семечко
Работа с текстом сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Вставьте пропущенные слова в пропуски.
«… у нас существует , что если тот, кому мы показались, не сохранит этого , то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти – далеко-далеко в другие . Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно , ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня».
скромнее
народом
в тайне
страны
закон
Основные события сказки Погорельского ,, чёрная курица или подземные жители ,, пожалуйста срочно!!
-
- 0
-
-
- 0
-
Мальчик Алёша (примерно 10 лет) обучался в петербургском пансионе в 1790-х годах. Его родители жили далеко, и на каникулы он оставался в пансионе. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив ей (то есть Тринушке) золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.
Ночью мальчик услышал, как его зовёт Чернушка, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой и в итоге привела Алёшу в подземное королевство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Его встретил король и поблагодарил за спасение своего главного министра.
Оказалось, что этот министр и есть Чернушка, только Алёша не сразу догадался об этом. Он попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему (то есть Алёше) конопляное семечко, хотя и был недоволен его недостатками. Условием он поставил никому не рассказывать о виденном под землёй. Потом министр объяснил Алёше, что, по обычаям подземных жителей, те должны покинуть свои владения, если человек, узнавший о них, расскажет об этом другим.
Подарок короля оказался действенным, и Алёша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Однажды Алёша потерял конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила Алёше потерянное семечко, хотя и была опечалена его поведением.
Алёша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. От страха перед розгами Алёша забыл запрет короля и проговорился о подземных жителях, но учитель не поверил ему, и мальчика всё-таки высекли.
Ночью того же дня к Алёше явился министр подземного королевства и рассказал ему, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алёша, пробыв в сильной горячке 6 недель, снова стал прилежным и добрым мальчиком, хотя и утратил волшебные способности
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)
Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:
№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…».
— Алеша.
№ 2. О ком идет речь? «…они едва тащили
ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои
копья…».
— Рыцари.
№ 3. О ком идет речь? «…На нем была
светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли
двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях».
— Король подземного царства.
№ 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у
тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали».
— Король.
№ 5. Чьи это слова? «…И поэтому
убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас
всех сделаешь несчастными, а особливо меня».
— Министр Чернушка.
№ 6. О ком идет речь? «…Не имея нужды
твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети
готовились к классам, занимался шалостями».
— Алеша.
№ 7. О ком идет речь? «…был мальчик
умненький, миленький, учился хорошо…».
— Алеша.
№ 8. Чьи это слова? «Вообрази себе,
душенька, что с тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка».
— Жена учителя (учительша).
№ 9. Чьи это слова? «…Помни, однако,
что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…».
— Министр Чернушка.
№ 10. О ком идет речь? «…взглянула на
золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их
не видит, и протянула руку за империалом».
— Кухарка Тринушка.
Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:
(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…
Ключ:
№ |
Буква |
Цитата |
1 |
Б |
Лет сорок тому назад, |
2 |
Д |
В числе тридцати или |
3 |
Н |
Алеша так неожиданно |
4 |
И |
Наконец приехал |
5 |
П |
Проходя мимо кошки, |
6 |
Е |
…соскочили со |
7 |
А |
Ему показалось, что |
8 |
К |
— Возьми это семечко, |
9 |
З |
Вдруг из одного |
10 |
Л |
В продолжение |
11 |
О |
Алеша … раскрыл рот… |
12 |
Ж |
Но теперь никто не |
13 |
В |
Наконец… курочка ему |
14 |
М |
В первый еще раз с тех |
15 |
Г |
На другой день поутру |
Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).
Ключ:
Алеша – герой сказки Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». За спасение министра подземного царства Алеша
получил от короля волшебное семечко, благодаря которому мог совершенно не
готовиться к урокам, но при этом отвечать на «отлично». Чернушка, принеся Алеше
потерянное волшебное семечко, говорит о недостойном поведении мальчика и
напоминает, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
Попробуем объяснить смысл этих слов Чернушки.
Алеша, получив конопляное зернышко, быстро забыл, что
похвалы, которые он слышит, — вовсе не заслужены им. Мальчик решил, что он
самый умный ребенок на свете, стал гордым, заносчивым, самолюбивым. Его
перестали любить и уважать одноклассники. От долгого безделья Алеша отвык
готовиться к занятиям, и потому урок, заданный ему учителем в качестве
наказания, оказался для него непосильной задачей. Алеше очень трудно удалось
войти в привычную жизнь обычного школьника.
Прав оказался министр Черная курица, говоря, что
дурные привычки приобрести легко, а вот избавиться от них бывает очень трудно.
Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)
Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:
№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…». № 2. О ком идет речь? «…они едва тащили ноги, как
осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…». № 3.
О ком идет речь? «…На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим
мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых
платьях». № 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у тебя, ты всегда
знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали». № 5. Чьи это слова?
«…И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном
случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня». № 6. О ком
идет речь? «…Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то
время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями». № 7.
О ком идет речь? «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…». №
8. Чьи это слова? «Вообрази себе, душенька, что с тех пор, как она у
нас в доме, она не снесла ни одного яичка». № 9. Чьи это слова?
«…Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас
известно…». № 10. О ком идет речь? «…взглянула на золотую монету,
окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и
протянула руку за империалом».
Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:
(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…
Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).
Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.
План рассказа
- Жизнь Алеши в пансионе.
- Начало дружбы с черной курицей.
- Знакомство с Подземным городом.
- Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна.
- Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда.
Жизнь Алеши в пансионе
Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.
Начало дружбы с черной курицей
Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.
Знакомство с Подземным городом
Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.
Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна
Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.
Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда
Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.