Расставь цифры в соответствии с последовательностью событий в сказке черная курица

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

plan-chernaja-kurica-podzemnye-zhiteli-pogorelskij
Алеша и король.
«Черная курица».
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке.

В этой статье представлен план повести «Черная курица, или Подземные жители»: перечисление основных событий, изложенных в произведении.

Если вам нужен цитатный план повести «Черная курица», мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах». На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

  1. Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
  2. Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
  3. Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
  4. Приезд директора училищ и торжественный обед.
  5. Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
  6. Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
  7. Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
  8. Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
  9. Алеша превращается в непослушного мальчика.
  10. Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
  11. Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
  12. Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
  13. Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
  14. Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
  15. Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.

Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения.

Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»

Сюжет сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Из предложенных вариантов выберите верный.

Где находился пансион, в котором учился Алёша?

На Первой линии Алексеевского острова

На Первой линии Николаевского острова

На Первой линии Александровского острова

На Первой линии Васильевского острова

Сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Выберите правильный вариант из предложенного списка.

«Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…»

Характеристика героя

Выберите несколько характеристик, которыми автор описывает Алёшу в начале сказки.

Учился хорошо

Умненький

Нелюдимый

Послушный

Спортивный

Персонажи сказки

Найдите соответствия между героями и их описанием.

На нём была светло-зелёная мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.

На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее был платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым.

По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки.

Композиция сказки

Восстановите последовательность событий в сказке.

Алёшу родители оставили в пансионе

В пансион приехал директор

Алёша подружился с курочкой Чернушкой

Чернушка пригласила Алёшу в подземное царство

Алёша спас Чернушку от кухарки

Характеристика главного героя

Подчеркните в приведенном отрывке слова, характеризующие Алёшу после получения зёрнышка, исполняющего желание.

Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный.

Работа с текстом сказки

Впишите в текст пропущенные слова из сказки.

Вдруг вошли они в залу, освещённую тремя большими хрустальными


. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах


в блестящих латах, с большими перьями на


, с


и щитами в железных руках.

Художественно-изобразительные средства

В предложенном фрагменте найдите и выделите цветом сравнение.

Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она тихонько ему говорит:

Алёша, Алёша! Останься со мною!

Работа с текстом произведения

Восстановите последовательность предложений в отрывке из сказки.

Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг – которых, впрочем, ему и не задавали.


Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжелым сном.


Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергся.


Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным.

Сюжет сказки

Выберите верный вариант.

Какие книги любил читать Алёша?

Сказки

Исторические повести

Рыцарские романы

Рассказы о животных

Сюжет произведения

Выделите цветом верный вариант.

Как называлась монета, которой Алёша расплатился с кухаркой за жизнь Чернушки?

Грош

Империал

Алтын

Полушка

Сюжет сказки А. Погорельского

Выберите верный вариант из списка.

В чём ослушался Алёша Чернушку, когда они отправились к подземным жителям первый раз?

Композиция сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Поставьте перечисленные события в правильном порядке.

Алёшу выпороли

Алёша спасает Чернушку от кухарки

Алёша после болезни стал прежним

Чернушка возвращает Алёше потерянное зёрнышко

Алёша попадает в подземное царство

Алёша рассказывает учителю и товарищам о поземном царстве

Алёша получает волшебное семечко

Работа с текстом сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Вставьте пропущенные слова в пропуски.

«… у нас существует , что если тот, кому мы показались, не сохранит этого , то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти – далеко-далеко в другие . Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно , ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня».

скромнее

народом

в тайне

страны

закон

Основные события сказки Погорельского ,, чёрная курица или подземные жители ,, пожалуйста срочно!!



  • 0




  • 0


Мальчик Алёша (примерно 10 лет) обучался в петербургском пансионе в 1790-х годах. Его родители жили далеко, и на каникулы он оставался в пансионе. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив ей (то есть Тринушке) золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.

Ночью мальчик услышал, как его зовёт Чернушка, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой и в итоге привела Алёшу в подземное королевство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Его встретил король и поблагодарил за спасение своего главного министра.

Оказалось, что этот министр и есть Чернушка, только Алёша не сразу догадался об этом. Он попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему (то есть Алёше) конопляное семечко, хотя и был недоволен его недостатками. Условием он поставил никому не рассказывать о виденном под землёй. Потом министр объяснил Алёше, что, по обычаям подземных жителей, те должны покинуть свои владения, если человек, узнавший о них, расскажет об этом другим.

Подарок короля оказался действенным, и Алёша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Однажды Алёша потерял конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила Алёше потерянное семечко, хотя и была опечалена его поведением.

Алёша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. От страха перед розгами Алёша забыл запрет короля и проговорился о подземных жителях, но учитель не поверил ему, и мальчика всё-таки высекли.

Ночью того же дня к Алёше явился министр подземного королевства и рассказал ему, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алёша, пробыв в сильной горячке 6 недель, снова стал прилежным и добрым мальчиком, хотя и утратил волшебные способности

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…».

— Алеша.

№ 2. О ком идет речь? «…они едва тащили
ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои
копья…».

— Рыцари.

№ 3. О ком идет речь? «…На нем была
светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли
двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях».

— Король подземного царства.

№ 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у
тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали».

— Король.

№ 5. Чьи это слова? «…И поэтому
убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас
всех сделаешь несчастными, а особливо меня».

— Министр Чернушка.

№ 6. О ком идет речь? «…Не имея нужды
твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети
готовились к классам, занимался шалостями».

— Алеша.

№ 7. О ком идет речь? «…был мальчик
умненький, миленький, учился хорошо…».

— Алеша.

№ 8. Чьи это слова? «Вообрази себе,
душенька, что с тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка».

— Жена учителя (учительша).

№ 9. Чьи это слова? «…Помни, однако,
что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…».

— Министр Чернушка.

№ 10. О ком идет речь? «…взглянула на
золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их
не видит, и протянула руку за империалом».

— Кухарка Тринушка.

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Ключ:

Буква

Цитата

1

Б

Лет сорок тому назад,
в Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона.

2

Д

В числе тридцати или
сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша.

3

Н

Алеша так неожиданно
бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

4

И

Наконец приехал
директор. Приезд его возвестила учительша…

5

П

Проходя мимо кошки,
Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

6

Е

…соскочили со
стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу.

7

А

Ему показалось, что
стены сделаны из лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери
были из чистого золота.

8

К

— Возьми это семечко,
— сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой.

9

З

Вдруг из одного
бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша
никогда не видывал.

10

Л

В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею.

11

О

Алеша … раскрыл рот…
и не мог выговорить ни слова!

12

Ж

Но теперь никто не
обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с
ним ни слова.

13

В

Наконец… курочка ему
сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое
выронил ты на дворе».

14

М

В первый еще раз с тех
пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу…

15

Г

На другой день поутру
дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти.

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

Ключ:

Алеша – герой сказки Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». За спасение министра подземного царства Алеша
получил от короля волшебное семечко, благодаря которому мог совершенно не
готовиться к урокам, но при этом отвечать на «отлично». Чернушка, принеся Алеше
потерянное волшебное семечко, говорит о недостойном поведении мальчика и
напоминает, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
Попробуем объяснить смысл этих слов Чернушки.

Алеша, получив конопляное зернышко, быстро забыл, что
похвалы, которые он слышит, — вовсе не заслужены им. Мальчик решил, что он
самый умный ребенок на свете, стал гордым, заносчивым, самолюбивым. Его
перестали любить и уважать одноклассники. От долгого безделья Алеша отвык
готовиться к занятиям, и потому урок, заданный ему учителем в качестве
наказания, оказался для него непосильной задачей. Алеше очень трудно удалось
войти в привычную жизнь обычного школьника.

Прав оказался министр Черная курица, говоря, что
дурные привычки приобрести легко, а вот избавиться от них бывает очень трудно.

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…». № 2. О ком идет речь? «…они едва тащили ноги, как
осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…». № 3.
О ком идет речь? «…На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим
мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых
платьях». № 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у тебя, ты всегда
знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали». № 5. Чьи это слова?
«…И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном
случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня». № 6. О ком
идет речь?
«…Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то
время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями». № 7.
О ком идет речь? «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…».
8.
Чьи это слова? «Вообрази себе, душенька, что с тех пор, как она у
нас в доме, она не снесла ни одного яичка». № 9. Чьи это слова?
«…Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас
известно…». № 10. О ком идет речь? «…взглянула на золотую монету,
окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и
протянула руку за империалом».

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.

План рассказа

  • Жизнь Алеши в пансионе.
  • Начало дружбы с черной курицей.
  • Знакомство с Подземным городом.
  • Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна.
  • Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда.

Жизнь Алеши в пансионе

Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.

Начало дружбы с черной курицей

Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.

Знакомство с Подземным городом

Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.

Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна

Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.

Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда

Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказы шукшина театр наций актеры
  • Рассказы шукшина список рассказов короткие читать
  • Рассказы шукшина спектакль театр наций
  • Рассказы шукшина спектакль смотреть
  • Рассказы шукшина спектакль слушать бесплатно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии