Литературное чтение, 3 класс
Урок 34. К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Часть 1
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ сказки
Характеристика героев
Глоссарий по теме
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях; сказка бывает народная и авторская
Сварливый — склонный к ссорам, спорам.
Скупой — чрезмерно бережливый, жадный.
Впечатлительный — восприимчивый к красоте, легко поддающийся впечатлениям, чуткий.
Благодарный — чувствующий признательность за оказанное ему добро.
Ключевые слова
Литературная сказка, вымысел, сюжет, герой произведения, характеристика героя.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.2, С. 12-24
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 55-56
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
- М. Горький «Воробьишко»
- Д. Мамин-Сибиряк «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
На уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Растрепанный воробей»
Научимся отбирать в тексте слова для характеристики героя
Сможем составить характеристику героя
Основное содержание урока.
Эта история началась, когда кузнец на старых стенных часах ударил по наковальне ровно восемь раз. Маша, маленькая девочка, стояла у окна, боясь пошевелиться, чтобы не разбудить нянюшку Петровну. Мамы не было дома, она репетировала роль Золушки в театре. Мама никогда не брала Машу в театр, но на премьеру спектакля обещала взять.
Театр был огромный, с каменными колоннами, а на крыше взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек в венке у самого края крыши. Маша часто думала, какой бы поднялся переполох в городе, если бы человек не смог удержать чугунных лошадей, и они понеслись бы с грохотом и звоном.
В последние дни мама волновалась. За два дня до премьеры она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил его папа и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».
Папа был моряком, во время войны он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной.
В тот вечер мама положила букетик на стол и строго-настрого запретила Маше к нему прикасаться, потому что он сделан из хрупкого стекла.
Теперь букетик лежал за спиной у Маши. А вокруг было так тихо, что казалось, будто все уснуло: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега.
Так начинается сказка Константина Паустовского. Давайте вспомним весь сюжет.
Девочка Маша из любопытства впускает в форточку ворону. Ворона утаскивает стеклянный букет-брошку, которым очень дорожит Машина мама, так как подарил его папа и просил приколоть к платью на премьере спектакля «Золушка». Мама Маши танцует в Большом театре, и премьера должна состояться на следующий день. Все очень расстроены. Разговор о пропаже брошки слышит воробей Пашка, которого Маша когда-то пожалела и который враждует с вороной-воровкой. Чтобы отблагодарить Машу, Пашка узнает дорогу в театр, вместе со стаей воробьев нападает на ворону и приносит стеклянный букет маме в финале спектакля. Он врывается в зрительный зал, когда уже играет последняя мелодия, кружит над сценой и бросает в мамины ладони брошь. Мама плачет от радости и на вопрос Маши, почему же она плачет, отвечает, что от маленькой радости смеются, а от большой плачут.
Произведение Константина Паустовкого «Растрепанный воробей» — это литературная сказка. Герои-животные разговаривают, как люди, обладают характером, мыслями, чувствами. Но события происходят в Москве, в середине 20 века. Описаны реальные факты:
1. Большой театр, его вспоминает Маша: «Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью».
2. Спектакль «Золушка», постановку которого можно посмотреть и сегодня в Большом театре: «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».
3. Упоминается Великая Отечественная война, во время которой сражался папа Маши: «Потом Машин отец ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной».
Все факты читатель видит глазами Маши, которая наделяет их волшебными свойствами, они словно оживают. Железный кузнец на часах раздумывает, не ударить ли еще раз по наковальне, каменный лев под окном засыпает под снегом, отопление тихонько пищит свою тихую песню, чугунные лошади того и гляди сорвутся с крыши театра и помчаться промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
Главные герои в сказке — Маша, Ворона и воробей Пашка. Составим характеристику героев.
Воробей Пашка вызывает жалость и Маши и милиционера, но он смелый, хитрый и благодарный. Найдем подтверждение в тексте сказки.
Живется воробьям в городе зимой действительно нелегко. Об этом говорит воробей Чичкин, дед Пашки. Он вспоминает времена, когда на улицах было много лошадей и можно было кормиться овсом, выпадавшим из лошадиных торб на мостовую.
«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся…Воробьиное племя поредело».
Милиционер жалеет воробья:
«— Эх ты, беспризорник! — сказал милиционер, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. — Невесёлой жизни ты воробей!»
Пашка хочет отблагодарить Машу: «С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить».
И ради этого проявляет смелость и нападает со стаей воробьёв на ларек вороны, чтобы вернуть украденный букет.
Найдем описание внешности воробья.
Пашка маленький, растрепанный.
Растрепанный — то есть взлохмаченный, пришедший в беспорядок.
Растрепанность воробья говорит о том, что он успех побывать ни в одной жестокой драке. Но после встречи с Машей его вид немного меняется, потому что
девочка пригладила ему перья щёткой.
Вороне тоже было трудно выживать в городе зимой, но характер у нее был совсем другой. Она скупая, сварливая, злая. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. «Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи».
Характер вороны отражается в ее поведении. Прочитаем внимательно отрывок: «Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно.»
В словах «влезла», «взъерошилась», «злая», «воровато» отражается и отрицательное отношение автора к герою. Он осуждает ворону и ее поведение.
Но при этом ворона умна и наблюдательна: она знает, когда безопасно влететь в комнату, ей известны повадки воробьев.
Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.
О внешности вороны сказано, что она седая, старая.
Маша — маленькая девочка. Она добрая, любопытная, впечатлительная.
Её доброта проявляется в поступках. Она пожалела воробья и взяла его домой: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила»
Когда мама плакала об украденной брошке, то Маша не удержалась и тоже заплакала, жалея её: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Любопытство Маша проявляет ко всему, что её окружает. Ей интересно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы, как удерживаются лошади на самом краю крыши театра. Но больше всего ее интересует седая ворона, сидящая за окном на ветке, и то, как она пробирается через форточку. «Но непонятнее всего была седая ворона». «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.
Маша считает себя взрослой и умной девочкой, поэтому говорит маме, что поняла, что значит брошка для мамы. Но удивляется слезам мамы, когда стеклянный букетик был возвращен. Потому что ценность подарка не в стоимости, а в том, что это знак памяти о папе и его любви. Ведь это так важно в момент счастья вспомнить о самых близких людям и разделить с ними этот момент.
Впечатлительность Маши проявляется во время спектакля. Она очарована и музыкой, и декорациями, и игрой на сцене. «Маша увидела большую нарядную комнату, залитую жёлтым солнцем, и богатых уродок — сестёр, и злую мачеху, и свою маму — худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
— Золушка! — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».
Так же тонко она чувствует музыку: «…как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром»
Все описанное в сказке читатель видит глазами Маши. И все вокруг таинственное, загадочное. Предметы живут своей жизнью. И только мир взрослых, к которому принадлежит мама, пока Маше недоступен.
Перечитаем финал сказки и постараемся понять, о каких чувствах говорит мама.
А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:
— Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?
— Да, — ответила, помолчав, мама.
— А почему ты плачешь?
— Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.
— Вот и неправда! — пробормотала Маша. — От радости смеются.
— От маленькой радости смеются, — ответила мама, — а от большой — плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама по-дошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.
Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.
Именно в словах мамы «От маленькой радости смеются, а от большой — плачут» выражена главная мысль сказки: отзывчивые, любящие люди способны ощутить такое счастье, от которого хочется плакать.
Разбор типового тренировочного задания
Вспомните имена героев сказки, установите соответствия:
девочка воробей нянюшка старый воробей |
Петровна Маша Пашка Чичкин |
Ответ:
воробей |
Пашка |
нянюшка |
Петровна |
девочка |
Маша |
старый воробей |
Чичкин |
Разбор типового контрольного задания
Соберите иллюстрацию к сказке и выбери подходящий заголовок:
изображение дано для примера
1 вариант
заголовки для выбора:
Вот ты и дождался.
Маленький букет цветов.
Волнение мамы.
Ответ: Вот ты и дождался.
2 вариант
изображение дано для примера
заголовки для выбора:
Машино любопытство
Ворона украла букетика
Стеклянный букет потерян
Ответ: Машино любопытство
Маленький воробей и большие чувства
Сказка Константина Паустовского «Растрепанный воробей» давно причислена к классическим произведениям отечественной литературы и любима многими взрослыми (особенно теми, кому за сорок). Она не перегружена советскими реалиями, уже ушедшими в прошлое и нуждающимися в специальных комментариях. Если они и присутствуют, то совершенно не мешают современному ребенку представить происходящее и не «затемняют» основной смысл. Эта история и сегодня вызывает у читателей сильные эмоции, потому что повествует о любви, верности и благодарности.
«Растрепанный воробей» — это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.
Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).
Но главное в «Растрепанном воробье» – это рассказ о высоких и сильных чувствах.
Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно – вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.
С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент – оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»
Это важное открытие для ребенка-читателя.
Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.
А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского. Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста. Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.
Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» – выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.
Марина Аромштам
Все главное на Папмамбуке
Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное
о книгах, их создателях и читающих детях.
Время чтения: 16 мин.
На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.
Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.
Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.
Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.
Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.
Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.
– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.
– Чего дождался? – спросила Маша.
– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».
– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.
– Что ты поняла?
– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.
Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.
В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.
Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.
Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.
Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.
Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.
А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.
Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.
«Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»
А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»
Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.
Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.
Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.
– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!
Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.
Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:
– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?
Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:
– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.
Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.
Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.
С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.
Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.
Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу, игральную карту – трефовую даму – и золотое перо от «вечной» ручки.
Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном.
В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.
Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскрипело. Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась. А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна говорила, что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик – если, конечно, дура ворона не обронила его в снег.
Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.
Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них – на деревья, пока не долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади, почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.
Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет.
Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.
Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул в ларек и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.
– Вот это да! – сказал милиционер. – Вот это рукопашный бой по уставу!
Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.
В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре тихонько вздрогнули. Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся, легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.
Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижером. Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не оглянулся на зрительный зал.
И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от восторга щеками.
Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными биноклями, – даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.
И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, – вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.
Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.
Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.
Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама.
А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:
– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?
– Да, – ответила, помолчав, мама.
– А почему ты плачешь?
– Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.
– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.
– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.
«Растрёпанный воробей» читательский дневник
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 129.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 129.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Растрёпанный воробей» – добрая и поучительная история о маленьком воробышке, который отплатил добром за проявленную к нему заботу и любовь.
Краткое содержание «Растрёпанный воробей» для читательского дневника
ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич
Название: Растрёпанный воробей
Число страниц: 10. Паустовский К. Г. «Растрёпанный воробей». Издательство «Стрекоза». 2017 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1948 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Маша – добрая, отзывчивая, любопытная девочка.
Пашка – смелый, отчаянный, благодарный воробей.
Ворона – очень умная и хитрая птица, опытная воровка.
Мама Маши – балерина, добрая, красивая женщин.
Петровна – старая нянечка Маши.
Сюжет
Маша жила с мамой и любимой нянечкой Петровной. Во время войны отец девочки получил серьезное ранение, а когда он поправился и война закончилась, его отправили служить далеко от дома. Мама Маши работала балериной в театре, и днём девочка оставалась с няней Петровной.
Девочка любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Неподалеку от дома стоял небольшой киоск. Летом в нём продавали мороженое, а зимой он стоял пустым. Ларёк приглянулся одной вороне, которая устроила в нём жилище. Это была очень умная и хитрая птица, которая повадилась влетать в форточку Машиной квартиры и забирать кусочки пищи и разные маленькие предметы.
Ворона боялась, что её убежище найдут воробьи и растаскают её запасы. Однажды в ларёк проник маленький воробей Пашка, который сразу поплатился за свою наглость: ворона что есть силы ударила его клювом в голову и столкнула вниз. Увидев это, Маша подобрала несчастную птичку и выходила её. Когда Пашка окреп, он часто прилетал к спасшей его девочке и приносил в клювике разные сувениры, которые находил в тайнике вороны.
Однажды ворона стащила чудесную стеклянную брошь в виде букета, которой очень дорожила Машина мама. Для женщины это был ценный подарок от любимого мужа, и она долго плакала над пропажей. Она собиралась надеть брошь во время выступления в театре, где должна была танцевать партию Золушки. Неожиданно прямо посреди выступления на сцене появился крошечный воробей с брошью в клюве. Вместе со своими товарищами он разнес тайник вороны и вернул женщине памятный подарок. Машина мама вновь плакала, но уже от счастья…
План пересказа
- Семья Маши.
- Киоск напротив.
- Хитрая ворона.
- Воробей Пашка.
- Спасение птички.
- Кража стеклянной брошки.
- Мамины слёзы.
- Выступление в театре.
- Возвращение броши.
- Благодарность Пашки.
Главная мысль
Доброта и милосердие никогда не остаются без награды.
Чему учит
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, заботиться о более слабых и беззащитных. Также учит любить животных и никогда не обижать их.
Отзыв
Маша от чистого сердца сделала доброе дело – спасла воробышка, даже не думая, что он может ей как-то пригодиться. Однако маленький Пашка проявил благодарность и вернул самое ценное, чем обладала семья – брошь, дорогой папин подарок.
Пословицы
- За добро добром и платят, а за худо – худом.
- Долг платежом красен.
- Не дорог подарок, дорога любовь.
- Без беды друга не узнаешь.
Что понравилось
Понравилось, как маленький воробышек организовал настоящий налёт на закрома вороны и добыл стеклянную брошь, которую воровка стащила у Машиной мамы.
Тест по сказке
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Клепцова
10/10
-
Людмила Шабардина
10/10
-
Валентина Пономарева
10/10
-
Александр Евтушенко
10/10
-
Галина Стрелкова
10/10
-
Кянан Ибрагимов
10/10
-
Екатерина Лобычева
10/10
-
Наталия Гараничева
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 129.
А какую оценку поставите вы?
На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.
Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.
Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.
Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.
Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.
Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.
– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.
– Чего дождался? – спросила Маша.
– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».
– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.
– Что ты поняла?
– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.
Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.
В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.
Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.
Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.
Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.
Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.
А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.
Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.
«Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»
А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»
Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.
Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.
Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.
– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!
Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.
Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:
– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?
Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:
– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.
Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.
Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.
С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.
Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.
Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу, игральную карту – трефовую даму – и золотое перо от «вечной» ручки.
Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном.
В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.
Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскрипело. Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась. А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна говорила, что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик – если, конечно, дура ворона не обронила его в снег.
Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.
Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них – на деревья, пока не долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади, почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.
Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет.
Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.
Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул в ларек и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.
– Вот это да! – сказал милиционер. – Вот это рукопашный бой по уставу!
Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.
В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре тихонько вздрогнули. Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся, легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.
Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижером. Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не оглянулся на зрительный зал.
И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от восторга щеками.
Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными биноклями, – даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.
И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, – вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.
Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.
Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.
Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама.
А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:
– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?
– Да, – ответила, помолчав, мама.
– А почему ты плачешь?
– Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.
– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.
– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.
👉 Ответы к странице 22. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 1
Интересно ли было тебе читать произведение К. Паустовского? Что тебе понравилось? Расскажи.
Ответ:
Это очень необычная сказка, похожая на рассказ. В ней интересный сюжет. До самого конца невозможно угадать, чем завершится история.
Больше всего понравился эпизод в театре, когда воробей Пашка подлетел к Золушке и на глазах всего зрительного зала вернул ей брошку-букетик.
Задание 2
Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Как ты думаешь, ты прочитал сказку или рассказ?
Ответ:
Жизнь девочки Маши с мамой и няней вполне могла быть такой, как описана в произведении К. Паустовского. На быль похожи взаимоотношения родителей Маши.
Правдой могло быть и спасение воробья милиционером. Девочка могла выходить и приручить птицу.
Известно, что вороны очень сообразительные птицы и что они тащат в гнездо блестящие предметы. Поэтому эпизод, в котором ворона украла стеклянную брошку, вполне мог произойти на самом деле.
А вот история с возвращением броши — это фантазия автора. Воробей не смог бы понять, о чем говорят люди, проследить, где находится театр и организовать «операцию» по возвращению стеклянного букетика.
Также воробей не мог залететь в зрительный зал и вернуть брошь прямо в руки балерине.
«Растрепанный воробей» — это литературная сказка, так как некоторые события являются художественным вымыслом.
Задание 3
Назови главных героев. Как автор относится к ним: с любовью, с нежностью, с осуждением, с юмором, с пониманием, с состраданием? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.
Ответ:
Главные герои сказки:
- девочка Маша;
- воробей Пашка;
- мама Маши;
- ворона.
Автор относится ко всем своим героям, кроме вороны, с любовью, симпатией, состраданием, юмором.
К. Паустовский рисует девочку Машу отзывчивой, доброй, смышленой.
- « — А вот я и поняла, — сказала сердито Маша.
- — Что ты поняла?
- — Всё! — ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили».
«Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила».
«А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Воробей Пашка в сказке показан маленьким храбрецом. В то же время, он сообразительный, находчивый и хитрый. По отношению к Маше он испытывает благодарность, искренне хочет сделать для нее что-нибудь хорошее. Писатель с юмором описывает попытки Пашки сделать девочке подарок.
«С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше … и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принёс ей замёрзшую рогатую гусеницу …
То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку».
К. Паустовский сравнивает воробья с «маленьким пушистым снарядом», показывая его жизнерадостность и стремительность.
Пашка отзывчив и сострадателен. Когда он полетел за мамой, чтобы проследить, где находится театр, то «смахнул лапой слезинку». Мама Маши изображена нежной, любящей, верной. Она дорожит папиным подарком.
«Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов».
Когда мама лишилась брошки, которая напоминала ей о папе, она «долго плакала».
«…радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете».
К вороне писатель относится с осуждением. Он изображает ее злой, хитрой, вороватой.
«…ворона …хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала».
«Ворона была скупая, сварливая».
«Она стукнула Пашку клювом по голове».
«Ворона … посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, … воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно».
Задание 4
Перескажи произведение от лица Маши или воробья.
Ответ:
Пересказ от лица Маши
Меня зовут Маша. Мой папа — моряк, поэтому его подолгу не бывает дома. Моя мама — балерина. Каждый вечер она уходит в театр и танцует там на сцене.
Однажды мама должна была танцевать Золушку. Она долго готовилась и очень волновалась. На первый спектакль она пообещала взять с собой нас с няней Петровной.
Когда до спектакля оставалось всего два дня, мама показала мне красивую стеклянную брошку в виде букета. Это украшение ей привез папа из какой-то далекой страны. Они с мамой договорились, что она приколет его к платью после сцены бала, когда будет танцевать Золушку.
Мама строго-настрого запретила мне трогать брошку, чтобы я ее случайно не разбила. На следующее утро мы с Петровной пошли в парк. Неожиданно во время прогулки к нам подошел милиционер и спросил, не требуется ли мне воробей на воспитание. Я ответила, что очень даже требуется.
Тогда милиционер вытащил из кармана варежку, в которой сидел маленький растрепанный воробей. Сразу было видно, что он напуган и очень голоден. Мне стало жалко его.
Мы с Петровной принесли воробья домой и решили назвать его Пашка. Дома я осторожно пригладила его перья, накормила и напоила его. На следующий день мы выпустили Пашку на волю, и очень удивились, когда он прилетел обратно с «подарком» — замерзшей гусеницей. Мы ее, конечно же, выбросили, но Пашка принялся таскать нам другие «подарки»: конфетные бумажки, засохший кусочек пастилы, расческу.
В те же дни, но немного раньше к нам через форточку повадилась прилетать старая ворона. Правда, я сама ее до сих пор не видела, только следы лап на подоконнике. Няня рассказывала мне, что вредная птица ворует сахар и колбасу.
В тот вечер я решила посмотреть, как ворона пролезает в форточку, и спряталась за занавеской. Вначале она долго не прилетала. Вдруг что-то заскрипело, и ворона пролезла в комнату. Не успела я опомниться, как она схватила со стола мамину брошку и вылетела с ней в окно. Когда мама вернулась из театра и узнала об этом, она начала плакать. Мне стало очень жалко маму, и я заплакала вместе с ней. Утром мы опять говорили о брошке. Петровна пыталась утешить маму. Она говорила, что букетик можно попытаться найти, если только ворона не уронила его в глубокий снег.
Пашка, влетевший в это время в форточку, уселся на бюст Крылова и нахохлился. Мне даже показалось, что воробей понимает, о чем мы говорили. А вечером мы с Петровной пошли в театр на премьеру. Мама была такая красивая в роли Золушки! Правда, немного грустная. Я и сама расстроилась из-за происшествия с брошкой.
Мама очень хорошо танцевала. Когда спектакль закончился, зрители долго аплодировали ей. Мама улыбалась со сцены, а в глазах у нее стояли слезы. Вдруг в зал откуда ни возьмись ворвался воробей. Я посмотрела на него — да это же наш Пашка! В клюве он нес какую-то блестящую веточку. И тут я поняла, что это мамина брошка-букетик.
Воробей покружил над мамой и уронил в ее протянутую руку брошь. Мама приколола ее на платье, и ее глаза засияли от счастья. А Пашка как ни в чем не бывало уселся на люстру и принялся чистить перышки.
Вечером, перед сном, я спросила маму, почему она опять плачет. «От радости, что такие люди, как папа, бывают на свете», — ответила она. Я не поверила, но мама объяснила, что от большой радости люди могут плакать.
В тот вечер я засыпала совершенно счастливая, сонно глядя на силуэт спящего Пашки на ветке за окном.
Пересказ от лица воробья Пашки
Меня зовут Пашка. Я еще совсем молодой воробей, но в моей жизни уже произошло немало интересного. У меня даже есть друзья-люди: девочка Маша и ее семья. Сейчас я расскажу, как познакомился с ними.
Зимой нам, воробьям, приходится трудно: холодно, голодно. Мой дедушка Чичкин рассказывал, что в прежние времена, когда в городе было много лошадей, на стоянках извозчиков всегда можно было поклевать овса. Корма было вдоволь и на всех хватало. Сейчас люди ездят на машинах, поэтому овса в городе нет.
Зимой мне и другим воробьям приходится выискивать хлебные крошки, где придется. Однажды мы узнали, что в заколоченном ларьке неподалеку от жилых домов живет сварливая и злая ворона. В щелях между досками у нее припрятаны разные лакомства: яблочная кожура, кусочки колбасы, печенье. Когда ворона улетала, мы прокрадывались в ларек и с аппетитом набрасывались на ее припасы.
Один раз, когда я был очень голодным, прилетел к ларьку раньше остальных воробьев. Но как только я пробрался внутрь, ворона пролезла следом и больно стукнула меня клювом по голове. Я упал и притворился мертвым.
Злобная ворона выкинула меня из ларька прямо на снег. У меня очень сильно болела голова, я не мог подняться и думал, что мне конец. Вдруг возле меня остановился человек в форме. Он поднял меня, положил в варежку и засунул в карман. Стало немного теплее, но очень хотелось есть, и я заплакал от обиды и голода.
Потом я заснул, а проснулся от того, что почувствовал, как человек достал меня из кармана вместе с варежкой.
Он передал меня какой-то девочке и ушел. Девочка принесла меня к себе домой, осторожно пригладила мне перышки щеткой, а потом досыта накормила вкусными крошками. После этого я совсем оправился от боли и испуга, принялся весело летать по комнате.
Я понял, что Маша (так звали мою новую подругу) спасла меня от смерти. Мне захотелось отблагодарить ее. Когда я снова оказался на улице, то принялся искать подарок для своей спасительницы. Наконец мне удалось достать из-под коры дерева толстую замерзшую гусеницу.
Ни в одном другом случае я бы ни за что никому не отдал такое сокровище. Но Маша спасла меня, поэтому не жалко было подарить лакомство ей. Увы, девочка выбросила мой подарок в окно. Что поделать, у людей совсем другие вкусы.
Точно также Маша поступила и с остальными моими подарками:расческой,конфетными бумажками, засохшим кусочком пастилы. Честно говоря, многие подарки для Маши я воровал из вороньего ларька. Мне хотелось проучить свою обидчицу.
А однажды я заметил, как ворона пробралась в форточку к Маше и стащила со стола копченую рыбью голову. Я едва успел спрятаться за корзину с цветами, чтобы она меня не заметила.
В один из дней я снова прилетел в гости к Маше и увидел, что она и другие люди, ее мама и няня, очень расстроены. Я поел крошек, которыми меня угостили, сел в сторонке и стал слушать, о чем они говорят.
Оказалось, что злобная ворона и им навредила! Она украла у Машиной мамы брошку в виде стеклянного букетика.
Я, хоть и молодой воробей, но неплохо понимаю человеческую речь и знаю, что такое брошка. Еще я понял, что маме эта вещь почему-то очень дорога. Они с Машей обе чуть не плакали от расстройства. Вечером мама должна была выступать в каком-то театре, а брошь должна была обязательно быть у нее на платье.
Я не понял, что такое «выступление» и «театр», но решил проследить, куда пойдет мама. Когда она вышла из дома, я полетел за ней. Всю дорогу мама плакала. Мне стало так жалко ее, что я тоже заплакал, сидя на крыше огромного дома, в который она зашла. И тогда я понял, как могу отблагодарить людей, спасших меня. Я потихоньку разведал, как можно попасть через крышу в этот самый театр. Затем я полетел к дедушке Чичкину, чтобы посоветоваться с ним.
Дед помог мне собрать большую стаю наших, и все вместе мы напали на ларек. Сначала мы хотели выманить из него ворону, чтобы устроить бой на улице. Мы долго дразнили ее, но она не вылетала. Пришлось штурмовать ларек и сражаться внутри. Ох и жаркое было сражение! Оно было в самом разгаре, когда я схватил стеклянный букетик и бросился из ларька. Так мы договорились заранее: пока другие отвлекают ворону, я хватаю добычу и пускаюсь с ней наутек.
Я быстро долетел до театра и пробрался внутрь. В огромном зале было очень много людей. Они все хлопали в ладоши и с восторгом смотрели на маму, которая стояла напротив них на возвышении. Я видел, как мама улыбалась людям в ответ, но в глазах у нее стояли слезы.
Я спустился ниже и стал кружить над ней, чтобы она меня заметила. Чирикнуть я не мог, иначе брошь выпала бы из моего клюва. Наконец Машина мама заметила меня и протянула руки. Я разжал клюв, и букетик упал на ее ладони. Она тотчас приколола его к платью и засмеялась от радости. Люди вокруг захлопали еще громче.
Я взмыл вверх подальше от шума и толпы и сел передохнуть на люстру. Я очень устал от всей этой кутерьмы, но был счастлив, что смог помочь людям, которых люблю.
Задание 5
Что произошло в театре? Попробуй пересказать близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком.
Ответ:
Когда закончился спектакль, музыка весело заиграла о счастье. Люди улыбались и не понимали, почему у Золушки слезы на глазах. Вдруг в зрительный зал стремительно ворвался маленький растрепанный воробей. По его виду было понятно, что он только что побывал в драке. Воробей начал кружиться над ярко освещенной сценой. В клюве у него поблескивала какая-то хрустальная веточка.
Зал затих, дирижер остановил оркестр. Люди с задних рядов начали вставать, чтобы лучше видеть, что происходит. Воробей подлетел прямо к Золушке и бросил на лету в ее протянутые ладони маленькую хрустальную брошку в виде букета.
Золушка приколола ее к платью, а оркестр вновь заиграл. Зал разразился аплодисментами. Воробей вспорхнул на люстру и принялся чистить растрепанные перья.
Задание 6
Как ты считаешь, какой момент самый напряжённый? Почему? Как ты его прочитаешь?
Ответ:
Самый напряженный момент — появление воробья в театре в конце спектакля. Этот эпизод держит читателей в напряжении, потому что нельзя понять до последнего момента, успеет ли Пашка вернуть брошь Золушке или нет. А для нее это украшение очень многое значит, оно ей дорого как напоминание о любимом человеке.
Читать этот эпизод нужно взволнованно и эмоционально.
Задание 7
Обсудите с другом. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?
Ответ:
Автор хотел сказать читателям о том, как важно делать добро. Все наши добрые поступки возвращаются к нам ответным добром.
Также в рассказе говорится о ценности настоящей дружбы. Друг всегда может прийти на помощь и выручить в трудной ситуации. А объединившись вместе, как воробьи против злой вороны, можно одолеть любого врага.