Растрепанный воробей паустовский план рассказа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • План рассказа Растрепанный воробей

1. Занятия семьи Маши.
2. Проделки вороны.
3. Спасение жизни воробья милиционером.
4. Воробей Пашка в гостях у Маши.
5. Благодарность воробья Маше в виде возврата стеклянного букета ее маме.

Краткий пересказ

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала, а ее дочь занималась обычными повседневными делами. Она внимательно прислушивалась к тишине и наблюдала за вороной за окном. Вспоминая о своем отце, девочка всегда думала о том, что скоро наступит весна. Именно тогда ее отец, прошедший войну и испытавший ранение, должен вернуться домой. Птица ежедневно влетала в окно при удобном случае, хватая первые попавшиеся вещи или продукты. У вороны было постоянное жилье. Для этого она избавилась от щелей в ларьке и складывала туда все нужное и ненужное. В свою очередь из ее убежища пытался утащить что-нибудь воробей Пашка.

Из-за недостатка овса воробьиное племя в городах заметно уменьшилось. Вместо огромных стай, пугающих прохожих своим шумным полетом, в населенном пункте встречались птицы, сбывшиеся по несколько воробьев в кучки. Поэтому, испытывая сильное чувство голода, Пашка полез вновь в киоск. Ворона ранила его, а проходящий мимо милиционер не остался равнодушным. Забрав его с собой, мужчина отдал его Маше во время прогулки. Птица прижилась в квартире. В знак благодарности он нес в дом все подряд из ларька вороны.

Однажды ворона похитила мамин памятный подарок в виде стеклянного букета отца. Для матери это было горе. Пашка, решив отомстить воровке, устроил «рукопашный бой» с вороной. В это время Маша с бабушкой присутствовали на концерте мамы. После выступления растрепанный воробей опустил ей в руки тот самый украденный букет.

В этот вечер мама чувствовала себя самой счастливой женщиной, плача от радости.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Растрепанный воробей

План рассказа Растрепанный воробей

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно

  • Сочинение Театр жив, пока у него есть зрители

    Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни посещал театр и с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров, оживляющих те события, с которыми раньше можно было ознакомиться лишь посредством чтения

  • Сочинение Роль искусства в жизни человека

    Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз 6 класс

    Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию

  • Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами.


1

Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?

Литературное чтение 3 класс Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?

2 ответа:



3



0

План к рассказу «Растрепанный воробей» Паустовского:

<hr />

1) Удивительные настенные часы с кузнецом в квартире Маши.

2) Описание Машиной мамы и Машиного папы.

3) Машина мама разговаривает со стеклянным букетом.

4) Зимний вечер в квартире Маши.

5) Хулиганства старой вороны.

6) Как живут воробьи в разные времена.

7) Ворона поймала Пашку-воробья и сильно ударила его.

8) Милиционер спас полумертвого воробышка.

9) Воробушек живет у Маши.

10) Пашка хочет отблагодарить Машу за ее добро.

11) Ворона украла стекляный букетик Машиной мамы.

12) Пашка узнал путь в театр, где работает Машина мама

13) Пашка собрал воробьев на битву с вороной, освобождать стеклянный букетик.

14) Машина мама — Золушка хорошо сыграла спектакль.

остальные пункты плана смотрите в вопросе

Что произошло в театре в сказке Паустовского «Растрепанный воробей»?



0



0

Рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей» повестствует о девочке Маше и её семье, а ещё о маленьком воробье, который сделал всех счастливыми.

Лучше всего разбить текст на смысловые части, озаглавить их, а при необходимости составить план каждой части.

1 часть. Машина семья.

huNHHL3D6i4UAhrB7OFkCkV5MCW3rM3.png

2 часть. Жизнь воробья Пашки.

QtnYKKZyp0KFkiFeJnatD22eWTM1ggt.png

3 часть. Кража.

mWqrkLK7cPmZ0RgDwbQV3urhEas3Z.png

4 часть.Счастливый финал.

YYHmSkVz91GZXjCj3pbqP01360ZNOMP.png

Читайте также

Рассказ «Листопадничек» начинается с описания испуга маленьких зайчат, которые увидели как улетают журавли. Зайчата испугались неизвестности, им казалось, что все-всем нужно улетать в теплые края, но у них не было крыльев, а родители Зайцы ни о чем не беспокоились.

Рассказ «Листопадничек» относится к жанру сказки о животных. Животные разговаривают, переживают нереальные истории. Сказка о животных «Листопадничек» написана в форме рассказа, но по смыслу и содержанию настоящая сказка.

Мышонок Пик совсем не собирался быть мореплавателем, он просто первый раз вышел со своей мамой-мышью и своими братьями и сестрами из своей норки погулять.

Но в эту минуту его заметил мальчик и словил. Мальчик хотел убить мышонка, даже поерзал ему ушко, но в это время его увидела девочка, его сестра и предложила сделать из него мореплавателя, чтобы спасти от брата.

В это время дети сделали маленькое суденышко для речки, посадили на него Пика в качестве мореплавателя и отправили по речке.

Автор пишет, что ребята сыграли с ним злую шутку,и так оно и есть. Это был совсем маленький мышонок, который даже не умел искать себе еду.

Произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является волшебной авторской (или литературной) сказкой:

  • известен конкретный автор,
  • в сказке много волшебства, в частности — волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).

Мышонок Пик жил вместе со своей семьей в лесу недалеко от реки. Но однажды я заметила его и мне стало интересно за ним наблюдать, ведь он такой миленький.

Вдруг откуда-то появился мальчик с девочкой и забрали Пика. Посмотрев на ними я увидела, что они посадили его на самодельный кораблик и он поплыл.

Мне хотелось помочь мышонку и я просто бежала вдоль реки за ним. Когда мышонок плыл, за ним охотились большие чайки и какая-то большая птица просто перевернула суденышко.

Сначала я очень волновалась, но потом увидела, что Пик спасся и выплыл на берег.

Мне хотелось помочь Пику, я к нему подошла и протянула руки, но мышонок теперь боялся людей и убежал от меня.

Я долго искала мышонка, но не нашла. Прошла зима и меня пригласили в гости с родителями.

В этом доме жили тот мальчик и девочка, которые тогда отправили в путешествие Пика. Я ужасно злилась на них.

Но вот я вижу, что мальчик берет в руки дудочку и начинает играть и вдруг откуда не возьмись выходит Пик и начинает свистеть с ним рядом.Взрослые были удивлены этому фокусу, а я узнав Пика, поразилась, что Пик больше не боится людей и живет у этих детей.

Тогда мне захотелось познакомится с ними поближе и мы все вместе стали дружить.

1Филину

2Муравьям

3Кузнечику

4Ребятам

5Березе

6Девочке

7Старушкам

Спасибо), я даже сказку прочитала. Но вот не могу я никак понять кто восьмой. Луч помог девочке цветочек оживить, может и его считать. Или еще в начале он осветил увядшую траву и деревья, может это считается.

Во все школьные хрестоматии по литературе включён рассказ «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа и правила его составления будут подробно рассмотрены в данной статье, ибо перед учителем стоит задача помощи детям в осмыслении прочитанного. Написанный в 1948 году, он не потерял своей актуальности, хотя описываемые события происходят в послевоенное время. Реалии той эпохи не перегружают произведение и не заслоняют его основной смысл.

«Растрёпанный воробей»: краткое содержание

План начинается со знакомства с текстом. Его обязательно нужно прочитать в первоисточнике, потому что чужие пересказы могут быть неточными, а одноимённый мультфильм, как особое произведение искусства, вольно передаёт содержание.

Рассказ – это жанр литературы, последовательно повествующий о происходящих событиях. Он, как правило, невелик по размеру, что позволяет справиться с заданием даже ученикам начальной школы. В произведении К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого будет представлен в статье, рассказывается о событиях в семье девочки по имени Маша.

план рассказа растрёпанный воробей

Её папа служит на Камчатке, вдали от дома, а мама работает балериной в местном театре. На премьеру спектакля «Золушка» она впервые пообещала взять дочь вместе с няней. В память о муже актриса готовилась приколоть на платье его подарок – стеклянный букетик цветов, украденный по оплошности дочери залетевшей вороной. На помощь расстроенной девочке приходит воробей, некогда спасённый Машей в голодный зимний день. Он возвращает ценную вещь прямо во время спектакля, вызвав у Машиной мамы слёзы радости на глазах.

Первичный анализ произведения: жанр

После прочтения текста желательно проработать вопросы на понимание материала. Среди них:

  • Каков жанр произведения?
  • Кто его главные герои?
  • О чём автор хочет рассказать?
  • Какие смысловые части можно выделить в содержании?

Чтобы составить план рассказа «Растрёпанный воробей», следует последовательно ответить на предлагаемые вопросы. На первый ответ уже был дан, однако читатель сталкивается с элементами, позволяющими отнести произведение к сказкам:

  • Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
  • Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
  • Ворона размышляет и видит сны.

Главные герои

Итак, вы прочитали произведение «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа невозможен без понимания того, кто является главным героем произведения. Реальных персонажей, участвующих в событиях, несколько. Это и мама, и няня, и милиционер, но сюжет закручивается вокруг маленькой девочки Маши, что позволяет считать главной героиней именно её.

растрёпанный воробей паустовский план рассказа

Сказка словно живёт самостоятельной жизнью внутри рассказа, но у неё тоже есть свой герой – это воробей, что подтверждает и название произведения. Автор всегда внимателен к заголовку, донося через него главную мысль и привлекая внимание читателя.

Основная мысль: о чём хочет рассказать автор?

Определение «растрёпанный» неслучайно характеризует маленького воробья. С одной стороны, оно словно вносит движение и увеличивает темп происходящих событий, с другой – демонстрирует борьбу, тот бой с вороной, который предшествует исправлению оплошности маленькой Маши. Воробей по имени Пашка хочет отблагодарить девочку за своё чудесное спасение, выполнив самое сильное её желание. Откуда оно у неё появилось?

От переживаний, что без стеклянной веточки мама может не вспомнить о папе во время спектакля, отчего та так горько плакала накануне. Возможно, вся эта сказка про воробья Пашку – это грёзы девочки из-за сильной любви к своей маме. Вот о чём рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого нам предстоит составить.

Выделение смысловых частей

Повествование ведётся без строгого соблюдения временной последовательности, поэтому при выделении смысловых частей это необходимо учитывать. Для того чтобы написать план, нужно выстроить сюжетную линию, а значит, воссоздать все события в том порядке, в каком они реально происходили. Рассказ начинается с описания часов и того, как Маша стояла у окна, но этому предшествовало чудесное спасения воробья, пострадавшего от вороны. Разделив содержание на прошедшие, настоящие и будущие события, можно выделить в тексте четыре части:

  • Машина семья.
  • Жизнь воробья Пашки.
  • События, связанные с кражей стеклянной веточки.
  • Счастливое разрешение ситуации.

Чтобы составить краткий план пересказа рассказа «Растрёпанный воробей», необходимо разделить каждую часть на более мелкие (2-3 абзаца по смыслу), подобрав заголовок. Чем точнее он будет подобран, тем легче по такому плану воспроизвести содержание.

к паустовского растрёпанный воробей план

Часть первая: «Машина семья»

Рассказ начинается с описания зимнего вечера, где в комнате у окна стоит Маша. Все вещи кажутся живыми: на часах шевелится железный кузнец, их звон сыплется по комнате, а отопление пищит тёплую песню. Девочка думала о маме, которая танцевала в театре, о папе, который служил моряком, и его подарке – маленьком букете из тонкого стекла. Мама разговаривала с ним, словно с живым, а потом оставила на столе, приказав дочери не дотрагиваться до хрупкой вещи. Она собиралась надеть брошь на премьеру «Золушки».

Так неспешно закручивает сюжет своего произведения К. Г. Паустовский («Растрёпанный воробей»). План первой части рассказа может выглядеть следующим образом:

  1. «Живые» стенные часы зимним вечером.
  2. Мамин театр.
  3. Папа Маши.
  4. Мама и стеклянный букет.
  5. Проказы вороны.

Часть вторая: «Жизнь воробья Пашки»

Паустовский Константин («Растрёпанный воробей») описывает жизнь вороны в ларьке, где та хранила украденные богатства, спасая их от воробьёв. Ей снились страшные сны: пропали её любимые обёртки от конфет и куски замёрзшей колбасы. Она кричала по ночам, пугая милиционера. Горожане перестали ездить на извозчиках, и в отсутствие овса у воробьёв наступили тяжёлые времена. Им приходилось с трудом изыскивать для себя пропитание, поэтому Пашка юркнул к вороне в ларёк в надежде поживиться. Удар той клювом по голове был столь сильным, что воробей упал прямо в снег.

составить план рассказа растрёпанный воробей

Возможный план рассказа «Растрёпанный воробей» (вторая часть):

  1. Домик вороны.
  2. Жизнь воробьёв зимой.
  3. Застигнутый вороной Пашка.
  4. Подоспевший милиционер.
  5. Спасение в Машином доме.

Часть третья: «События, связанные с кражей стеклянной веточки»

Через сутки Пашка покинул дом Маши, но каждый день прилетал вновь, ибо та оставляла для него крошки. В благодарность воробей возвращал украденные вороной богатства: куски пирога, конфетные обёртки и даже гусеницу. До этого он был свидетелем, как ворона через форточку украла рыбью голову. Когда няня спала, Маша решила проследить за вороной и открыла верхнюю часть окна, спрятавшись за шкафом. Прилетевшая птица утащила стеклянный букет, оставленный на столе. Маша успела только вскрикнуть. Вечером мама горько плакала, а вместе с ней разревелась и Маша. Наутро о происшествии узнал Пашка.

к г паустовский растрёпанный воробей план

План рассказа «Растрёпанный воробей» (третья часть) может быть составлен так:

  1. Пашкина благодарность.
  2. Оплошность Маши.
  3. Кража вороной стеклянного букета.
  4. Известие о краже.
  5. Путь в театр.

Часть четвёртая: «Счастливое разрешение ситуации»

Нарядная Маша вечером отправилась вместе с няней на спектакль, а Пашка начал действовать. Он собрал всех городских воробьёв, чтобы отбить ценный подарок Машиной мамы у вороны. Друзья разработали план по выманиванию птицы из ларька. Когда он не сработал, они отчаянно ринулись в будку, устроив настоящую «рукопашную схватку». Да такую, что милиционеру пришлось в неё вмешаться. В это время заворожённые зрители следили за историей Золушки, и даже пожилые капельдинеры не могли сдержать слёз, бесшумно проникнув в зал. Великолепно танцующая Машина мама была дочерью одного из их коллег. Во время счастливого финала на сцену вдруг впорхнул взъерошенный воробей и на лету бросил в руки Золушки маленький стеклянный букет.

г п константин рассказ растрёпаный воробей цитатный план

Теперь написать план рассказа «Растрёпанный воробей» (четвёртая часть) не составит труда:

  1. Обсуждение воробьями плана действий.
  2. «Рукопашная схватка».
  3. Успех спектакля «Золушка».
  4. Возвращение стеклянного букета.
  5. Слёзы радости.

Значение произведения

Почему рассказ вошёл в хрестоматии по литературе? Потому что он о настоящих чувствах. Стеклянный букетик дорог маме Маши не по причине его высокой стоимости. Это память о любимом человеке – Машином отце. Будучи моряком, тот храбро сражался на фронте с фашистами, а в мирное время проходил службу на далёкой Камчатке. Он просил Машину маму приколоть букетик к платью в день важной для неё премьеры, чтобы быть уверенным, что она помнит о нём. Это так необходимо – помнить о дорогом человеке в свой самый счастливый день.

Мама, застигнутая за разговором с букетиком, полагала, что дочь её не поймёт. Это обидело девочку, которой казалось, что она способна постигнуть тайну взрослых чувств и их сложность. На самом деле Маша только учится их постигать, удивляясь, почему от счастья не только смеются, но и плачут. Достижение всеобщей радости стало возможным благодаря заботе девочки о маленьком воробышке. Она делала это бескорыстно, что заставляет задумываться о важности доброты и внимания к ближним.

краткий план пересказа рассказа растрёпанный воробей

К. Паустовский – удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) – Константин.

Рассказ «Растрёпаный воробей»: цитатный план для изложения материала

Простой план позволяет создать опору для пересказа текста. Для более развёрнутых и доказательных ответов на вопросы, написания сочинений и изложений потребуется план цитатный. Он отличается тем, что смысловые части текста имеют заголовки в виде цитат, передающих основную мысль отрывка и заключённых в кавычки. Пользоваться можно только дословным текстом самого произведения. Такой план рассказа «Растрёпанный воробей» будет способствовать развитию речи. В качестве примера можно рассмотреть пункт плана «Проказы вороны». В виде цитаты он будет выглядеть следующим образом: «Ворона хватала первое, что попадалось под руку, и… удирала».

При выполнении работы можно укрупнить смысловые части. Тогда получится следующий вариант:

  1. «Маша стояла у окна».
  2. «Мама… готовилась впервые танцевать Золушку».
  3. «Мама вынула стеклянный букет».
  4. «Ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка».
  5. «Маша принесла Пашку домой».
  6. «Пашка… соображал, чем бы Машу отблагодарить».
  7. «Ворона… схватила стеклянный букет и вылетела за окно».
  8. «Пашка… услышал рассказ об украденном букете».
  9. «Воробьи… начали один за одним проскакивать в ларёк».
  10. «Кончился спектакль. Воробей на лету бросил… маленький хрустальный букет».
  11. «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Итак, для того чтобы правильно подготовить план рассказа, необходимо:

  • Прочитать текст.
  • Разделить его на части, выделив основную мысль отрывка.
  • Озаглавить его.
  • Проверить и записать.

logo

  • Краткий план к сказке растрепанный воробей

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      janiahmccoy645

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПО ГЕОМЕТРИИ!!!!!!!

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Как быстро сокращать дроби

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    6 минут назад

    нужно поменять форму слова которое дано в скобках

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    13 минут назад

    Еть вопрос по задаче, теория вероятностей

  • istoriya
    История

    13 минут назад

    Позиция Франклина Делано Рузвельта к ссср в 1930-е гг
    Надо для презентации

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    6 минут назад

    нужно поменять форму слова которое дано в скобках

  • istoriya
    История

    17 минут назад

    Подготовить сообщение об одном из крупнейших княжеств на выбор

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20739

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2621

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК «Школа России»

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Подготовила Литвиненко Л.С.ГБОУ школа 638 г. Павловск

 учитель начальных классов

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией К. Г. Паустовского, его произведением «Растрепанный воробей», обучения определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии, осознанному чтению текста художественного произведения «про себя»; совершенствовать умения пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), высказывать собственную точку зрения; способствовать развитию эмоционального восприятия текста, речевой активности, навыков аналитического чтения; содействовать воспитанию интереса к чтению, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением К. Г. Паустовского;

научатся осознанно читать текст художественного произведения «про себя»; делить текст

на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; высказывать собственную точку зрения.

Метапредметные:

познавательные: сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку волшебную и рассказ);

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой
(парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства

и отношение к героям своих произведений.

Ход урока

I. Организация начала урока.

– Здравствуйте, ребята.

– Послушайте внимательно четверостишье и скажите, о ком в нем говорится.

Сегодня о пернатых

Мы были-небылицы

Продолжим изучать,

И четко ход событий

                                                     Мы будем отмечать. (О пернатых.(птицах)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

– Скажите, кто такие пернатые? (Пернатые – это птицы.)

– Как вы думаете, какова история образования этого слова?  (Пернатых называют так, потому что их тело покрыто перьями.)

– Давайте проверим наше предположение, обратимся к толковому словарю.

2. Работа с толковым словарем.

Пернатый – покрытый перьями, с перьевым покровом.

– Значит, мы правильно сформулировали значение этого слова.

3. Постановка учебной задачи урока.

– О каких именно пернатых пойдет речь в произведении, с которым мы будем работать на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

Как назвать нам эту птичку,

Что похожа на синичку:

Тем же ходом и размером,

Только цветом — буро-серым? (Воробей)  Автор: Юрий Чистяков

Кар-кар-кар! — кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

– В произведении, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, речь пойдет о птицах. Одними из главных героев произведения будут воробей и ворона
 А что вы знаете об этих птицах?

Воробей.

Воробей – птица маленьких размеров. Длина тела воробья составляет от 15 до 17 сантиметров. Весит животное в среднем не более 35 граммов. У  воробья  недлинное туловище, маленькая голова и небольшой размах крыльев.

Глазки у птицы напоминают бусинки и имеют черный цвет. Окрас воробья зависит от вида. Чаще всего крылья бурого оттенка. Брюшко птаха серое. Самцы обладают заметно более красочным оперением, нежели самки.        

Воробьи встречаются практически во всех уголках планеты. Существует 35 видов этой птицы, которая прекрасно приспособилась к различным условиям окружающей среды.

Живут в природе, как правило, не дольше 4 лет. Однако встречаются особи, которым и по 8 – 10 лет.

Воробей является активной птицей. Он большую часть времени ищет пищу. Воробьи любят гигиену, поэтому купаются в лужицах и грязи. Таким образом, они избавляются от паразитов в перьях. Питается воробей в основном растительной пищей: ягодами и семенами. Насекомые также входят в его рацион.

Ворон.

Ворон это сравнительно крупная птица. Насчитывается около 10  подвидов этого животного. Длина тела ворона составляет в среднем 65 сантиметров. Окрас перьев полностью черный.

Клюв острый и достаточно прочный. Глаза у ворона также черные.  Размах крыльев ворона довольно внушительный – до 120 сантиметров. Весит птица, как правило, от 800 до 1500 граммов.

Ворон является распространенной птицей и населяет практически все северное полушарие нашей планеты. Встретить его можно в Евразии, а также Северной Америке. Ворон предпочитает малозаселенные территории с лесистой местностью. Предпочитает селиться в хвойных лесах.

В естественной среде вороны живут не больше 12 лет. В неволе птица способна жить значительно дольше.

Ворон является обитателем лесных просторов. Эта птица не находится долго на одном месте. Вороны объединяются в стаи и кочуют. Целью таких перелетов практически всегда становится поиск пищи. В одной стае насчитывается от 10 до 40 птиц. Вороны способны преодолевать значительное расстояние – до 200 километров.

Питаются в основном падалью. Однако птица считается всеядной и не брезгует едой растительного происхождения. Небольшие птицы, насекомые и грызуны также входят в рацион ворона.

Физкультминутка

Птички в гнездышке сидят

(дети сидят, скрестив руки)

Во все стороны глядят,

(повороты головы)

Погулять они хотят,

(топают ногами)

И тихонько все летят

(машут руками)

Прилетели и тихонько сели.

III. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем работать с произведением К. Г. Паустовского

– Название произведения зашифровано на доске, попробуйте убрать «лишние» буквы, и у вас получится название.

На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой».

(«Лишние» буквы убираются.)

–  Как вы понимаете значение слова растрепанный?  (Не собранный)

–  Кто будет главным героем? (Воробей.)

–  Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Сегодня на уроке мы будем читать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей», будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.)

IV. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского

– Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разносторонняя, склонная к занятиям искусством. Детство провел на Украине у деда и бабушки.

Всю свою жизнь Паустовский любил путешествовать: впечатления от этих поездок

и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.

– На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям родной земли, искусству и природе.

– Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?( Он добрый, отзывчивый, очень любит природу.)

V. Словарная работа.

– Прочитайте быстро слова. (Воробей, ворона, девочка, наковальня, торба, сварливая.)

– Значение, каких слов вам непонятно.

Объясняет значения слов.

Наковальня – опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов.

Сварливая – ворчливая склонная к ссорам.

Торба – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

– Как вы думаете, связаны ли эти слова с произведением, которое мы будем читать? (Да, эти слова встретятся в тексте.)

VI. Работа над содержанием текста

(Чтение первой части сказки — до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке…». Вопросы к рассказу.)

– Сейчас вы прослушаете первую часть текста.

–  С чего начинается сказка?  (Она начинается с описания настенных часов. Они необычные.)

  Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)

–  Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна.)

–  Кем по профессии была Машина мама?  (Мама Маши – балерина.)

 – В каком театре она танцевала? (Машина мама работала в Большом театре.)

– Сейчас его называют Государственный академический Большой театр.

–Давайте сравним описание здания Большого театра с его изображением, обратите  внимание на то, как Паустовский точно и в то же время, образно описывает внешний вид здания.

– Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама. (Театр был огромный,
с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.)

– Найдите повествование об отце Маши. Прочитайте. (Он был моряком. Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.)

 С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Мама достала стеклянный букет и сказала ему несколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)

– А сейчас поиграем в игру « Верю –не верю»

Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны  с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

Вопросы

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

8. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

Проверка. Сколько + и —

(+,+,-,+,-,-,+,+,+,-,+.)

VII. Рефлексия

– Вот  и  подошел  к  концу  наш  урок . Вы  довольны  своей  работой.  По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

сегодня я узнал…

мне было трудно…

я смог…

мне было интересно узнать, что…

меня удивило

я понял, что…

я научился…

—  Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?

VIII. Домашнее задание

Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала…» (с. 19).

  • Растрепанный воробей картинки к рассказу
  • Растратить как пишется приставка
  • Растраиваться или расстраиваться как пишется слово правильно
  • Растение засохло как пишется
  • Растаянное мороженое как пишется