(314 слов) Мне не раз приходилось слышать, что равнодушие хуже жестокости. Я считал, что это преувеличение до тех пор, пока не прочитал мнение известного русского писателя Чехова по этому вопросу. Он сказал, что «равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Тогда я понял, что безразличию, в отличие от злости, не может быть оправдания, так как оно означает, что человек не просто временно рассержен, а в принципе не способен испытывать чувства. Это не мимолетное состояние, а свойство характера, уничтожающее душу.
Ярким примером равнодушия в литературе является образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Персонаж безразличен к людям, поэтому он не только разрушает их жизни, но и не может построить свою. Так, он похищает Бэлу, ломает ее судьбу по своей прихоти, но не испытывает ни счастья, ни сожаления. Нельзя сказать, что его кто-то обидел или заставил разочароваться в окружающем мире. Он всегда был таким и без особых на то оснований. Вот он, паралич души, о котором говорит Чехов: чувства Григория были слепы и глухи к самоотверженной любви и страстной мольбе пленницы.
Другой, более глобальный пример описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Наполеон был безразличен к судьбе своих солдат. Он мог только произносить красивые речи, пока они шли за них на смерть. Император бросал их погибать от холода и голода во время отступления. Он не щадил их жизни и во время атак, тогда как Кутузов предпочитал сохранить людей и уходить от противника вглубь страны, куда он просто не смог добраться, растеряв все силы в погоне. История справедливо осудила Бонапарта за равнодушие к своим подданным, лишив его престола. Но еще страшнее для него была потеря души, из-за которой он погиб в одиночестве и безвестности. К его жизни отнеслись также безразлично, как когда-то он отнесся к судьбе бойцов.
Таким образом, равнодушие – это действительно паралич души, который гораздо хуже жестокости. Злость и агрессия со временем проходят, а вот безразличие остается с человеком навсегда, отравляя и сущность, и существование его.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Итоговое сочинение 11 класс
Выполнил: Ермаков Никита
Направление: «Равнодушие и отзывчивость».
Тема:
«Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие –это паралич, прежде
временная смерть».
Равнодушие – это безразличное отношение к
другим людям к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им,
облегчить их боль и страдание. Отзывчивость – это одно из положительных качеств
личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть
рядом, вовремя оказать помощь и поддержку. К сожалению, наш двадцать первый
век, в век высоких технологий, отзывчивость утрачивается людьми, и мы все
больше наблюдаем всеобщее равнодушие, окружающее нас. Подтверждение моей мысли
можно найти в художественной литературе.
Обратимся к рассказу К.Г. Паустовского
«Телеграмма». Главной героиней является молодая образованная девушка Настя. Она
живет в городе. Ее жизнь полна энергии и забот. Она занимается организацией
выставок малоизвестных художников и помогает им заявить о себе. Молодая и энергичная
Настя показана нам тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Душа ее
порывисто отзывается на искусство и на чужую беду (например, суровое
существование скульптора Тимофеева). К сожалению, Настя, проявляя отзывчивость
к чужому человеку, напрочь забывает о своей родной, единственной и любящей
матери. Вот уже несколько лет ее мать, Катерина Петровна, живет совсем одна в
далекой деревне. Дочь Настя временами присылает матери денег и коротенькие
письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает, что
ей не пережить предстоящую зиму. И она пишет дочери призывное письмо. Настя,
озабоченная своими проблемами и делами, получает письмо и впопыхах прячет его в
карман и даже забывает о нем на некоторое время. Вторую телеграмму из глубоко
сочувствия пишет Тихон, сосед и сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из
народа, невежественный, но чистый человек проявляет отзывчивость и участие по
отношению к пожилой женщине. Затем Тихон сочиняет для умирающей Катерины
Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от ее лица, что скоро
приедет. Пожилая женщина сразу понимает, что писала не Настя и благодарит
Тихона за ласку и добрые слова. Настя выезжает через две недели и не успевает
ни к постели умирающей мамы, ни к похоронам. А когда приезжает, испытывает
самое страшное раскаяние. Всю ночь она плачет в опустевшем материнском доме, а
утром уезжает втайне из деревни, так как ей очень стыдно. Мы видим яркий пример
жестокого равнодушия, холодности и безучастности!
Можно привести и другой пример. Обратимся
к рассказу Антона Павловича Чехова «Тоска». Главным героем этого произведения
является Иона Потапов. Он – старый извозчик, который недавно похоронил сына.
Его постоянно одолевает грусть и тоска. Иона часто пытается заговорить с
окружающими людьми, но его никто не слушает. Они к нему все проявляют
равнодушие и хладнокровность. По мере развития сюжета чувства извозчика
обостряются. Ему нужно рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в
деревне и много о чем еще. В итоге Иона Потапов открывается своей лошадке.
Именно этим Чехов нам показывает суровое равнодушие людей друг к другу. Все
вокруг преследуют свои цели и не замечают никого вокруг.
Таким образом, проанализировав эпизоды из
этих произведений, я пришел к выводу, что люди очень часто относятся ко всем
равнодушно. Они не замечают других людей, которым нужна их помощь и поддержка.
Очень важно, чтобы мы, нынешнее поколение, не превратилось в бездушных и
черствых людей. Ведь не зря сказал выдающийся ирландский драматург и романист
Бернард Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие,
вот истинная вершина бесчеловечности».
Равнодушие предполагает отсутствие эмоционального контакта с другими людьми и окружающим миром. Равнодушный человек проходит мимо упавшего прохожего, потерявшегося ребенка, мимо чужих радостей и несчастий. Ставя барьер безразличия между собой и окружающими, человек, казалось бы, ограждает себя от негативных эмоций, ненужных переживаний, чужих неприятностей. Но на самом деле, погружаясь в одиночество, личность лишается среды, необходимой для духовного развития, добровольно обрекая себя на «преждевременную смерть». А.П. Чехов в своем творчестве раскрывает тему отсутствия отзывчивости, сострадания, стремления помочь нуждающемуся как «паралича души». Многие персонажи его пьес и рассказов поражены равнодушием, словно болезнью.
Вспомним персонажей комедии «Вишневый сад» Любовь Андреевну Раневскую, Ермолая Лопахина, старого слугу Фирса. Раневская настолько погружена в свои воспоминания о прошлом и переживания по поводу неудачного парижского романа, что остается безучастной к судьбе собственной усадьбы, будущего своих дочерей, близких. Когда купец и друг семьи Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти имение – вырубить вишневый сад и сдать участки в аренду дачникам, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости». Черствость проявляет и сам Лопахин – новый хозяин усадьбы, который велит рубить вишневый сад, когда его бывшие владельцы только готовятся к отъезду. Равнодушие проявляют все герои пьесы, забыв старого верного слугу Фирса и оставив его одного умирать в пустом доме под звук топоров.
В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов показывает превращение мыслящего, трудолюбивого молодого человека в равнодушного обывателя. История доктора Старцева незатейлива: земский врач влюбился в девушку, которая отказалась выходить за него замуж. С годами отвергнутый Ионыч превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных: «Не разговаривать!» В финале автор говорит про Ионыча: «живется ему скучно, ничто его не интересует». Равнодушие к себе, своей любви и судьбе привело к безразличию к больным и окружающей жизни, к «преждевременной смерти» героя рассказа.
Учитель древнегреческого языка Беликов, о котором идет речь в рассказе «Человек в футляре», живет по принципу «как бы чего не вышло». Он осуждает все, что не запрещено: драмкружок, книги, благотворительность, катание на велосипеде. Он воздвигает стену равнодушия между собой и внешним миром. Однажды он влюбляется, и это обстоятельство заставляет его выйти за границы своего «футляра». Но… Беликов падает с лестницы на глазах у своей невесты Вареньки, которая не может удержаться от смеха. Спустя несколько дней он умирает от морального унижения и внутреннего страха – эмоций, губительных для человека обособленного, живущего в футляре безразличия к окружающему миру.
Невозможно не согласиться с мнением А.П. Чехова, что равнодушие — это «паралич души, преждевременная смерть». Стремление сопереживать, обмениваться впечатлениями, помогать другим относится к естественным потребностям и реакциям человека. Тот, кто не развивает в себе эти эмоции, потакает лености души. Такой человек обречен на духовную смерть еще при жизни.
Великий русский писатель и драматург А.П.Чехов однажды сказал: «Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть». Автор высказывания, несомненно, прав, сравнивая равнодушие с преждевременной смертью. На мой взгляд, самый страшный человеческий недуг-это черствость души, этот диагноз является первопричиной её разложения, деградации присущих личности прекрасных качеств, душевного анабиоза. Такая нравственная болезнь наносит непоправимый вред не только «больному», но и причиняет боль окружающим его людям. Если человек не слышит голос собственной совести и остается безучастным к чужому горю, он мёртв при жизни.
Размышляя над проблемой равнодушия, мне вспоминаются многие произведения русских и зарубежных писателей, среди них- недавно прочитанная мною повесть В.П. Железникова «Чучело», в которой писатель поднимает тему равнодушия и жестокости, которая, к сожалению, порой свойственна подросткам. В центре сюжета- самый обычный класс, живущий по своим собственным законам, как и любой другой детский коллектив. Отзывчивая, добрая и скромная шестиклассница Лена Бессольцева является объектом нападок и незаслуженной травли со стороны класса, потому что взяла на себя вину за то, чего не совершала, тем самым защитив Диму Сомова, который ей очень нравится. Одноклассники долгое время издеваются над невиновной девочкой, дают ей прозвище «Чучело», устраивают ей бойкот и даже сжигают на костре куклу, которая олицетворяла облик Лены. Виновник не признается в деянии, а еще двое одноклассников, Попов и Шмакова, зная правду о том, кто на самом деле является преступником, решают остаться в
стороне и понаблюдать за дальнейшей судьбой несчастного «Чучела». Это ли не проявление исключительного равнодушия и безразличия к чужой судьбе, которое в данном случае гораздо страшнее, чем трусость Сомова? Их совсем недетская жестокость приносит Лене много боли и страданий.
Совершенно противоположные качества, присущие подростку, демонстрирует известный ирландский писатель Джон Бойн в своем романе «Мальчик в полосатой пижаме». Главный герой — девятилетний мальчик Бруно, чей дом расположен недалеко от лагеря под названием «Ай-Высь», где люди за колючей проволокой носят полосатую форму, отец Бруно-офицер, который стоит во главе этого места. Из-за любопытства и испытываемой зависти герой часто ходит к тому месту и в один из дней знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем, удивляясь его худобе. Ребята сразу же становятся друзьями, и хоть наивный Бруно не понимает, что в этом месте такого особенного и почему его друг каждый раз плачет, рассказывая о своей жизни в лагере, он всячески его поддерживает, смешит и приносит для него еду. Мальчик в полосатой пижаме просит помочь отыскать отца на территории лагеря, и Бруно, как настоящий друг и путешественник, соглашается, надеясь заодно исследовать неведомый мир за оградой. В конце романа Бруно и Шмуэль задыхаются в газовой камере. На данном примере показано, каким небезучастным и добрым может быть ребёнок. Отзывчивость нашла отражение в образах обоих героев. Жизнь Бруно сгубила не его отзывчивость, а равнодушие его родителей к судьбе тех людей, что находились по ту сторону колючей ограды.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что А.П.Чехов был прав, равнодушие-это болезнь, от которой, как мне кажется, существует одна и самая главная вакцина-
человеческая доброта, которая заставляет людей оставаться людьми, прежде всего-людьми с сердцами.
Дата добавления: 2018-08-30
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
Тема: Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»
Введение: Что такое равнодушие? Каково его влияние на жизнедеятельность человека. Равнодушие — это непроницаемая стена между человеком и окружающим миром. Человек, испытывающий равнодушие ко всему вокруг, теряет возможность не только воспринимать внешнее бытие, но и самовыражаться. Равнодушие разрушает способность человека чувствовать и уничтожает в нем лучшие черты, которые он приобретал на протяжении жизни.
А что значит лишиться способности чувствовать для человека (стать равнодушным ко всему)? Это значит перестать быть живым существом и окунуться в мир, полный серых, однообразных, мучительно болезненных оттенков и цветов. Становясь равнодушным, человек, буквально утопает в собственном мире, выбраться из которого ему уже крайне тяжело.
Аргумент: Литература знает множество примеров того, как равнодушие негативно отражалось на жизни человека. Один из таких, наиболее наглядный и показательный, запечатлен в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Второстепенный герой романа — Петр Петрович Лужин погряз в равнодушии не только к внешнему миру, но и к близким людям. Он желал жениться на Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, преследуя низменную цель: взять бедную, измученную судьбой девушку, чтобы быть для нее благодетелем и спасителем, которому она должна покорно служить и уважать.
Лужин, требуя переезда в Петербург, не утруждает себя заботами о переезде Дунечки и ее мамы, Авдотьи, и находит интерес только в своих деньгах, при этом безразлично относясь к близким людям. Равнодушие Лужина сыграло с ним злую шутку: он потерял невесту и получил серьезный удар по самолюбию. Достоевский в противовес Лужину ставит таких персонажей как Родион Романович Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин. Их образы являются геометральными противоположностями образу Петра Петровича и соответственно их судьбы в романе «Преступление и наказание» имеют счастливый конец. Таким образом, Федор Михайлович показывает, что отсутствие равнодушия к людям и любовь к ближнему являются залогом счастья для человека.
Вторым аргументом хотелось бы привести роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», главный герой которого Печорин Григорий Александрович — пример человека, буквально поглощенного равнодушием. Разглядывая жизнь с различных сторон, он видит лишь пустоту, бессмысленность и вечное страдание. Путешествуя по Российской Империи, молодой офицер не находит в жизни ничего, что могло бы наполнить его жизнь счастьем и душевным теплом, напротив все ему кажется каким-то отчужденным. Даже последнее решение, погубившее его — отправиться на войну в Персию было сделано от скуки, порожденной тотальным безразличием к жизни и собственной судьбе.
Заключение: Подводя итоги вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что равнодушие, словно раковая опухоль в теле больного, медленно, но верно уничтожает человека и его любовь к жизни, тем самым, разрушая и ломая жизнь его жизнь и жизни близких ему людей. Именно поэтому каждый человек обязан проявлять должное внимание и заботу, питать живой, человеческий интерес хотя бы к судьбам тех, кого он горячо и искренно любит!
Равнодушие – паралич души
«Мне все равно… Меня это не касается… Это меня не интересует… Оставьте меня в покое… Не мешайте мне…». Такие фразы слышал и произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми и событиями, его ничто не заботит и не интересует.
Почему люди стали равнодушными не только к себе, но и к своим родным, друзьям, соседям? К каким последствия может привести это тотальное безразличие?
Для начала хочу рассмотреть, что же такое равнодушие. Равнодушие — это холодность души, безразличие и невнимательность человека к миру. Человек обладающий черствостью сердца не может любить ни людей, ни мир, ни Всевышнего. Если человек невнимателен к беде другого, значит его интересует это меньше, чем свои какие-либо дела. Началом равнодушия служит гордость и эгоизм. Конечно у вас возникнет ответ на мое речение – мало времени, нету средств и т.д. Несомненно, огромный отпечаток накладывает ускорившийся темп жизни людей, в особенности в мегаполисах. Обычный современный человек не успевает быть на работе, в семье, с друзьями и творить благие деяния, так как время перемещения с одного места к другому испаряет желание и силы.
Я как человек из большого города сам знаю, как сложно найти время на добро. Мы стали воспринимать убийства, насилие и другие преступления как нечто обыденное и повседневное, даже если они происходят за соседней дверью. Нас уже не удивляет то, что дети начинают пить и курить еще в начальной школе, что они принимают наркотики, напротив, многие продавцы и даже фармацевты без зазрения совести продают им ядовитое зелье.
Ислам нас учит и даже настораживает видеть все, что нас окружает и быть отзывчивыми и внимательными к людям, и всему созданному Всевышним. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) нередко говорил, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушии черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) — есть признак праведности.
А.П. Чехов дал замечательное определение равнодушию, что и стало началом моей статьи: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». И действительно, равнодушие является признаком духовно мертвого человека – человека с мертвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Пророк Иса (мир ему) называл «мертвецами» (Лука 9:60).
Желая защититься, человек часто совершенно неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем возникает проблема, потому что равнодушие и безразличие нередко становятся внутренним состоянием человека. Несомненно, равнодушие приходит не само собой, оно приходит от отсутствия ласки со стороны родителей и переходит с возрастом в сложную степень безразличия.
Каждый знает эту фразу: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.»
Равнодушие ограничивает нас во многих поступках, а так же на пути к праведности. Равнодушный человек не может миновать Ада, если он не откажется от своего равнодушия.
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека… (Максим Горький)
Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине; Так же не сможет он получить спасение, поскольку равнодушен к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении; Равнодушный человек не может служить людям, потому что он равнодушен к ближнему, так же не сможет он служить Всевышнему; Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.
Избавиться от равнодушия можно, один из вариантов присмотреться к окружению, социуму… или просто следует поставить перед собой цель, такую как цель довольства Аллаха, и достигать ее во всех отношениях.
Дорогой читатель, своей статьей я хотел показать равнодушие во всем лице, такой порок как равнодушие лечится, ибо каждый может все изменить. В каждом из нас теплится огонь добра, мы сможем сделать мир добрей, и все до одного способны мир к лучшему переменить!
Абдурахим Билалов-Доганай
«Равнодушие — это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)
Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов — «Палата №6» — произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского общества того времени. «Палата №6» — рассказ, где и герои, и
обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном «серым больничным забором с гвоздями», в комнате, «обезображенной железными решетками». Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой. В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — «замечательный человек в своем роде». Замечателен он тем, что в силу своего ума способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают автора, заставляют доктора на практике проверить свои принципы, доказать свою правоту. Антиподом Андрея Ефимыча, как ни странно, выступает сумасшедший Иван Громов — представитель интеллигенции, страдающий манией преследования. Живущий в «безнравственном учреждении, в высшей степени вредном для здоровья», он единственный бездушно и интуитивно выступает против насилия и неправды. Честный и благородный Иван Дмитрич привлекает Рагина своими суждениями о жизни, любви, будущем. Он говорит о себе: «Я не мудрец и не философ», но рассуждения его более чем верны. Простые истины Громова опровергают всю ту «философию», которой жил доктор Андрей Ефимыч, указывают на его паразитическое существование. Спор Ивана Дмитрича с доктором продолжается недолго. За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за «лень, факирство, сонную дурь», за то, что видел «всеобщее безумие, бездарность, тупость» и принимал их. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в то время, когда все в жизни казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. Он стал творцом маленького рассказа, где ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажал причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто шла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком в любой ситуации.
«Равнодушие — это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата номер 6»)
Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов — «Палата №6» — произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского общества того времени. «Палата №6» — рассказ, где и герои, и
обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном «серым больничным забором с гвоздями», в комнате, «обезображенной железными решетками». Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой. В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — «замечательный человек в своем роде». Замечателен он тем, что в силу своего ума способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают автора, заставляют доктора на практике проверить свои принципы, доказать свою правоту. Антиподом Андрея Ефимыча, как ни странно, выступает сумасшедший Иван Громов — представитель интеллигенции, страдающий манией преследования. Живущий в «безнравственном учреждении, в высшей степени вредном для здоровья», он единственный бездушно и интуитивно выступает против насилия и неправды. Честный и благородный Иван Дмитрич привлекает Рагина своими суждениями о жизни, любви, будущем. Он говорит о себе: «Я не мудрец и не философ», но рассуждения его более чем верны. Простые истины Громова опровергают всю ту «философию», которой жил доктор Андрей Ефимыч, указывают на его паразитическое существование. Спор Ивана Дмитрича с доктором продолжается недолго. За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за «лень, факирство, сонную дурь», за то, что видел «всеобщее безумие, бездарность, тупость» и принимал их. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в то время, когда все в жизни казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. Он стал творцом маленького рассказа, где ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажал причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто шла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком в любой ситуации.
Сочинение «Равнодушие — это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)
Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов — “Палата №6” — произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского общества того времени. “Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой. В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — “замечательный человек в своем роде”. Замечателен он тем, что в силу своего ума способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают автора, заставляют доктора на практике проверить свои принципы, доказать свою правоту. Антиподом Андрея Ефимыча, как ни странно, выступает сумасшедший Иван Громов — представитель интеллигенции, страдающий манией преследования. Живущий в “безнравственном учреждении, в высшей степени вредном для здоровья”, он единственный бездушно и интуитивно выступает против насилия и неправды. Честный и благородный Иван Дмитрич привлекает Рагина своими суждениями о жизни, любви, будущем. Он говорит о себе: “Я не мудрец и не философ”, но рассуждения его более чем верны. Простые истины Громова опровергают всю ту “философию”, которой жил доктор Андрей Ефимыч, указывают на его паразитическое существование. Спор Ивана Дмитрича с доктором продолжается недолго. За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в то время, когда все в жизни казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. Он стал творцом маленького рассказа, где ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажал причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто шла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком в любой ситуации. .