Тема: Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла».
Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е.И.Носова «Кукла».
Задачи:
Образовательные:
1) актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;
2) познакомить учащихся с творческой манерой писателя;
3) показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);
4) научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.
Развивающие:
1) совершенствовать навык выразительного чтения;
2) развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
1) воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;
2) формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
3) воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Слово учителя (3 мин)
Учитель:
— Прежде чем мы с вами начнем беседовать о прочитанном рассказе, расскажу вам одну историю, а вы попробуйте понять, о чем она.
В одной больничной палате лежали два человека. Оба были тяжелобольными. Кровать одного из них находилась у окна, а другой больной лежал у двери, где не было света. Один постоянно в окошко смотрел, другой мог видеть лишь стены. И тот, что лежал у двери, попросил другого рассказать о том, что видно тому из окна. Этот человек рассказал ему, что видит ясное небо, зеленые деревья, гуляющие парочки и даже кошку. Человеку, который лежал у двери, стало обидно, что он не может сам этого видеть, он считал себя обделенным.
И вот, однажды, тому, кто лежал у окна, стало внезапно очень плохо, что он даже не смог дотянуться до кнопки, чтобы вызвать медсестру, а его сосед вполне мог это сделать, но он только усерднее закрыл глаза. И человек умер.
Утром пришла медсестра, чтобы поменять постель после покойного. И тот, что лежал у двери попросил, чтобы теперь его положили у окна. И когда он ,наконец, посмотрел в окно, то увидел…. глухую стену…. Он был потрясен, рассказал медсестре о синем небе, о зеленых деревьях, о том, что слышал раньше от своего соседа по палате…. А медсестра ему сказала, что сосед его был слепым. «Тогда зачем он мне всё это говорил, зачем врал?!»- удивился человек. «Он старался утешить вас…»- тихо ответила медсестра.
— Итак, как вы думаете, о чем этот рассказ? (о человеческой жестокости и сострадании, о равнодушии и неравнодушии).
-Вы самостоятельно познакомились с рассказом Е.Носова «Кукла». Скажите, находит ли отражение то, о чем я вам сейчас рассказала в этом рассказе? (в этих рассказах прослеживает общая проблема человеческого равнодушия и сострадания)
— Как бы вы определили тему нашего урока? (Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла») (слайд 1)
III.Работа по теме урока (30 мин)
1.Практическая работа в группах (5 мин)
Учитель:
— Какие впечатления вызвал у вас рассказ Е.И.Носова «Кукла»?
(ответы детей)
— Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
(Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос).
Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.
Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».
Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.
2.Работа с текстом (3 мин)
Учитель:
– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? Давайте найдем в тексте жуткое слово, которое писатель использует для яркого выражения переживаний героя.
(Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)
— Обратите внимание на это слово «человечина». Мы привыкли часто слышать и употреблять в совей речи слова «говядина», «баранина»….но «человечина»… Что означает это слово в речи героя? (это слово выражает ужасное последствие войны – искалеченный человек, трупы, разорванные части тела…)
— В рассказе прослеживается еще одна важная тема – тема войны. Писателю очень близка эта тема, потому что он сам был ее участником. (слайд 2)
3.Слово о писателе (2 мин)
Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. (слайд 3)
«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). (слайд 4)
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель, упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. (слайд 5)
«А мои куряне – хоробрые воины, – говаривал князь Всеволод…, – под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
4.Работа со словарем (2 мин)
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей. Героя отличает сострадание к кукле как к живому существу)
– Толковый словарь Д.Н.Ушакова дает такое определение: (слайд 6)
РАВНОДУШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему нибудь. Проявить полное равнодушие к чему нибудь.
СОСТРАДА́НИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем,несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь. Из чувства сострадания.Вызвать, возбудить сострадание в ком-нибудь.
5.Работа в группах (3 мин)
Какие можно подобрать синонимы к этим словам? Первая группа работает со словом «равнодушие» , а вторая со словом «сострадание»
(равнодушие — безразличие, безучастность, наплевательское отношение, бесчувственность, черствость, душевная слепота; Сострадание—жалость, сочувствие, участие, гуманность,
милосердие, соболезнование, сердобольность, сердоболие, сожаление)
6.Беседа (5 мин)
— Итак, мы с вами увидели, на сколько может быть равнодушным, бессердечным человек. Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
.– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». (слайд 7)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения. )
7.Выразительное чтение текста (10 мин)
C. 174 – Кто ж их знает…
IV.Подведение итогов урока (5 мин)
– Е.И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?
(Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)
«…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать…» (И. Баскевич.)
– Ребята, а вы в своей жизни были свидетелями такого человеческого равнодушия и сострадания? А может быть, вы вспомните моменты из фильмов?
(ответы детей ) (слайд
V.Рефлексия (3 мин)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
(слайд 9) VI.Домашнее задание (1 мин)
Для всего класса:
- прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга».
- нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя.
Индивидуальнье задание:
- написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».
Конспект занятия по теме «Равнодушие
– это молчаливое согласие на зло» (на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»)
Цель
занятия: воспитать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения
противостоять жестокости, равнодушию.
Задачи:
— сформировать
отрицательное представление о равнодушии по отношению к близким, к окружающему
миру.
побуждать
к нравственному самосовершенствованию, формированию собственной личности.
—
Способствовать воспитанию милосердия, сопереживания, отзывчивости, сострадания.
— Развить
речь, учиться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
—
выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;
-сформировать
понимание поступков, мотивов поведения людей;
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.
Целеполагание
Ребята, предлагаю
Вам посмотреть отрывок из мультфильма. Подумайте, о чем мы будем говорить
на занятии. Обсуждение мультфильма.
Как думаете, о чем
мы будем говорить на занятии? (ответы детей).
Да, сегодня мы поговорим о равнодушии людей. — Ребята, а можно ли сказать, что тема равнодушия актуальна
для мира, в котором мы живем с вами? Почему? А для нас с вами лично?
(ответы детей) Нужно ли об этом говорить? (ответы детей) Какую мы поставим
цель занятия? (ответы детей)-пишем на доске
ü
В чем выражается равнодушие?
Что считается равнодушием? На доске пишем.
ü
По отношению к кому или чему проявляется
равнодушие? ( к детям, пожилым людям, к животным, к природе)- ответы
детей, пишем на доске
ü
Почему равнодушие называют
болезнью века и есть ли рецепт от этой болезни? Как противостоять равнодушию? Какие качества
должны быть в человеке? (ответы детей, пишем на доске)
Ребята, а вы заметили, что я не назвала тему нашего
занятия? (ответы детей). Не смогла выбрать наиболее подходящее название темы. Думаю,
что вы мне поможете, и название темы мы с вами определим в конце занятия
вместе.
Малый
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Равнодушие — это
состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к
чему-либо.
А что в вашем
понимании означает слово «равнодушие»? ответы детей. Давайте уточним значение
слова «равнодушие» через синонимы. Какие синонимы равнодушия можете
назвать? Ответы детей (черствость, эгоизм, безжалостность, безразличие,
бездушие, апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность).-пишем
на доске Сколько
слов с приставкой без(бес)! Что обозначает эта приставка? Отсутствие чего
–либо.
Из каких двух слов
состоит слово равнодушие? Равнодушие – ровная душа. Главное, чтобы нас не
коснулось.
— Всё верно. В последнее время равнодушие – привычное
слово. Мы часто слышим о нем по
телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а
сталкиваясь с ним, не узнают. Равнодушие – это черствость и
несостоятельность человеческой души. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно
уничтожает любовь, убивает веру в людей.
3. Новая тема. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
Перед вами
фотография скульптуры, которая расположена в центре Москвы, недалеко от Кремля,
на Болотной площади. Эта скульптура известного во всём мире скульптора Михаила
Шемякина была установлена в 2001 году.
«Дети –
жертвы пороков взрослых». Ее название говорит само за себя. В центре изображены
мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными
глазами. Под ногами у них — упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом
обступают фигуры, символы пороков взрослых. Здесь есть скульптуры: Наркомания,
Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность и многие другие. Слева от
центра — 6 статуй, справа — 6 других.
— Как вы думаете,
что автор поместил в центр композиции? ответы детей. Да, в центре композиции-
равнодушие. Как выглядит эта фигура? Она возвышается над всеми, смотрит в обе
стороны, заткнула уши. Эта фигура слепа, глуха, вокруг нее нет мира. Ребята,
почему автор поставил в центр скульптуру «Равнодушие»? (ответы детей)- (Это самое страшное, что может случиться с человеком,
самый главный порок человека в настоящее время, из-за равнодушия случается
много
Польский писатель
Бруно Ясенского сказал так: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя
убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся
равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия
существуют на земле предательство и убийство».
Мы часто можем
услышать от всех: «не моё дело», «меня это не касается», «разберутся и без
меня», «поможет кто-нибудь другой». А может даже и у нас возникают когда-то
такие мысли. И ведь так может подумать каждый. И каждый пройдёт мимо, и не
протянет руку помощи.
Мало кто
поможет женщине с ребенком, которая несет тяжелые сумки, или человеку, которому
на улице становится плохо, и он падает или лежит без чувств, не подавая
признаков жизни. Большинство проходят мимо, не остановятся, не помогут, а все
потому, что в наших душах поселилось равнодушие.
Как вы думаете,
почему иногда у людей возникают такие мысли? В чём причина равнодушия? (ответы
детей).Почему именно сейчас равнодушие, безразличие стало распространенным
явлением? Ответы детей. (Век интернета, нет времени общению с близкими
людьми, общаемся через социальные сети, трусость, суета повседневной жизни,
жестокость, эгоизм, нехватка времени и т.д)
— Давайте приведём
примеры, где, в каких сферах, проявляется равнодушие.-ответы детей
(Дети говорят о
равнодушии в семье, на улице, на работе, в школе; к пожилым, к младшим, к
животным)
— А
каким вы видите мир без равнодушия? (Все помогают друг другу, нет трагедий и горя, люди добрее
и отзывчивее) Можете ли вы
привести пример доброго, неравнодушного отношения к миру? (благотворительные
акции, сдача донорской крови, волонтерство в разных областях, работа Красного
креста, экологические акции и т.д.)
На
занятии мы с вами познакомимся с рассказом Е.Носова «Кукла», который посвящен
этой животрепещущей теме.
4.Сообщение
о писателе
Интересные
факты о писателе нам расскажет Анастасия Ш.
Евгений
Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под
Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей,
охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Закончил
до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего
юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После
Курского сражения Носов уходит на фронт. Ему было 18 лет.
Писатель воевал в
составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале.
После
войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете.
Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое
дало и постоянное общение с природой.
Большой
опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он
начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
Его перу
принадлежат такие книги, как «Берега» (1971), «Красное вино победы»
(1979) и многие другие.
5.Словарная
работа
Кто знает значение слова – омут?
(ответы детей). А когда мы не знаем толкование того или иного слова, где мы
можем узнать значение этого слова? (ответы детей)
Омут-народное
название наиболее глубокого места в озере или русле реки.
(слайд после ответов детей)
Что такое сижа?
(ответы детей)
Сижа – определенное,
специально подготовленное место для рыбалки.(слайд после ответов детей)
Язь- что
это? (ответы детей)
Язь — вид рыб (слайд после
ответов детей)
Кто знает, что такое перемет? (ответы детей)
Перемет — орудие
лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными
к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка. (слайд
после ответов детей)
6. Физминутка.
«Тряпичная кукла и солдат»
Все
встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.
Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат, по стойке «смирно»:
спина прямая, плечи расправлены, руки опущены «по швам», все мышцы напряжены
Застыньте
в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так…
(показ позы).
А
теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки.
Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).
Слегка
согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы
очень подвижными…
Теперь
снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося,
как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь
станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова
станьте солдатом… (10 секунд).
Теперь
опять тряпичной куклой…
Теперь
встряхните с помощью рук все напряжение.
7.Работа
с текстом. Аудиозапись рассказа с остановками. (Текст заранее не читается).
1 часть. Аудизапись
до слов « поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом»
1 остановка
—
Чем интересно Липино, куда любил забираться автор? («Заветная яма», река, омут,
сом).
Как
изображена река в начале рассказа? – ответы детей (загрязненная бутылками,
мусором, щепками, пенопластом, водорослями)
Действительно,
даже, несмотря на весь хлам и мусор, река Сейм, которую описывает автор,
полноводная, в ней еще водится рыба. Ведь как мы знаем, рыба может жить только
в чистой воде. Именно на этой загрязненной реке автор и познакомился с главным
героем рассказа Акимычем, о котором мы поговорим чуть позже.
2 часть.
Аудиозапись до слов. «Лишь
спустя несколько лет довелось, наконец, проведать старые свои сижи».
2 остановка
—
Кто такой Акимыч?(Перевозчик, рыбак)
3 часть Аудиозапись
до слов «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча…»
3 остановка
— Почему автор не
узнал реки? Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась).Да,
мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Почему произошли такие
перемены в природе? (ответы детей)
Кто прежде всего
виноват? (ответы детей). Почему люди? Какие они?(Люди
стали жестокими и бессердечными. Люди мусорят, загрязняют природу,
заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема).
Все верно. Какая
проблема поднимается Евгением Носовым? (ответы детей). Экологическая
проблема.(ответы детей)
Потребительское
отношение природе. Бездушное, безответственное. Во всех
изменениях виновен человек. Причину обмеления реки, изменений в природе автор
видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества
химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная
донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».
Что
хотел показать Е.И.Носов? (к чему приводит безответственное поведение человека)-
ответы детей.
4 часть Аудиозапись до слов « А с лопатой куда?»
4 остановка
На фоне
изменившейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч? (когда-то
работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть
без дела не может) Что связывает автора с ним? (Неравнодушные люди,
любят рыбалку, очень переживают из-за того, что люди загубили реку, смелые:
воевали, участвовали во многих сражениях)
— Что вы можете
сказать о нем как о человеке? Какой след оставила война? (Тяжелая контузия;
разволновавшись, он не мог говорить. Акимыч был тяжело ранен: контужен.
—
Кто и почему сжёг шалаш Акимыча?(кто-то сжёг от
скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку )-(ответы
детей)
Как вы думаете, куда идёт Акимыч? (ответы детей)
5 часть Аудиозапись до слов «это ж чья работа?..»
5 остановка
—
Почему Акимыч не замечает красоты вокруг? (его мысли были о другом) Что его так взволновало? Куда идет
Акимыч? -На что призывает смотреть Акимыч?
-Что
страшного увидел Акимыч? (Изуродованную куклу)
Вопрос-прогноз: Как вы
думаете, что сделал с куклой Акимыч? (ответы детей)
6. Сообщение
Ребята, а знаете ли вы, что по-японски
КУКЛА – «НИНГЁ», то есть «образ человека».А словарь С.И.Ожегова даёт такое
определение: «Детская игрушка в виде фигурки человека»
Древние люди
считали, что кукла так похожа на человека, что обладает душой. На Руси кукла
была оберегом и участвовала во многих языческих обрядах.
7. Работа с
текстом
Найдите описание
куклы и
зачитайте (зачитывают).
— Какое чувство
вызывает у вас отрывок? Картина действительно ужасная, тем более, что мы
понимаем, что эта кукла была не случайно поломана ребенком, её изуродовали
намеренно, причём сделали уже далеко не дети
Как вы считаете,
если кто-то смог растерзать куклу, сможет он и над
человеком надругаться? Большое зло начинается с малого.
Какую
нравственную проблему поднимает Носов? (ответы детей).
Бездуховность, жестокость, равнодушие людей.
6 часть
Аудиозапись до конца рассказа
8. Работа в
группах
Задание 1 группе:
-Найти в тексте
ответ на вопрос: Как Акимыч объясняет причину людского равнодушия? (Многие
притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят)
Задание 2 группе:
—
А кому всё равно, кто проходит мимо, не замечая происходящего вокруг?
(молодые парочки, родители, дети, взрослые, учителя) Что могут вынести дети из
этих картин жизни?(равнодушие и безразличие)
Какую
третью нравственную проблему поднимает Носов? Ответы детей.
( Ответственность
взрослых за судьбу подрастающего поколения)
.-Почему у Акимыча такая реакция на
изуродованную куклу ? («На всю жизнь нагляделся я человечины…»)
Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и
насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли
надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой
отвратительный поступок.
–
Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не
обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и
увиденное, он возмущен равнодушием людей.)
— Кто борется со
злом в рассказе ? (Акимыч, автор)
9. Работа с текстом
Почему
Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? (Он любит жизнь,
переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и
уважительно).– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего
не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? (ответы детей)
(Зла много, в одиночку с ним не справиться)
.-Только
ли о кукле горюет Акимыч?-( о людях, потерявших ценность человеческой жизни) -(ответы
детей)
— Какой знак препинания стоит в конце
предложения? (многоточие)
— Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не
завершена, недосказана)
— Какие мысли спрятаны за многоточием? К
чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор
призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие,
черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей).
Акимыч должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои
поступки и подавать пример подрастающему поколению.
Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже
«Кукла». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Изменив название рассказа,
автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой,
то есть на проблеме равнодушия..
10. Рефлексия
Давайте
вернемся к целям нашего занятия. Достигли ли мы их? (на доске)
Что
нового вы открыли для себя на занятии? (Ответы детей) Удалось ли найти ответы
на поставленные вопросы? (работа с таблицей)
Как
вы поняли, что значит равнодушие? (ответы детей).
Как
называют человека, который не хочет замечать зло?(равнодушный, жестокий,
безответственный)
Как
вы думаете, почему, равнодушие — самый страшный порок? (Равнодушие может
привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)
Предлагаю
вам несколько изречений, как вы думаете, какое из них более всего подойдет к
теме нашего занятия. (на слайде)- ответы детей
1.Не будь равнодушным, ибо равнодушие смертоносно для души
человека. (Максим Горький)
2. Равнодушие – это молчаливое согласие на зло (Словарь
литературоведческих терминов)
Чему учит произведение «Кукла»? (ответы детей)
(Рассказ учит нас
быть добрыми, сострадательными. Быть милосердными и не быть жестокими. Рассказ учит
нас не быть черствыми и слепыми, а замечать все, что происходит вокруг нас.)
К чему может
привести равнодушие? (к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению).
Так кто же должен
бороться со злом?(все люди)
Назовите главный урок Евгения Носова.(Не будь
равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости).
Равнодушие
превращает сердце в камень, делая людей бездушными, слепыми, черствыми.
Равнодушие
стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую
затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об
ответственности за все, что есть живого на земле.
Довольны
ли своей работой? Результаты своей работы вы покажете в пантомиме:
руки
вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично
—
Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? (ответы детей)
Закончить
наше занятие я хочу стихами Ирины Волобуевой. Пусть оно станет для вас
заповедью на всю жизнь.
Речка Равнодушия
Ты знаешь
эту речку необычную,
В которой слишком сглаженное дно?
Пожухли травы – речке безразлично.
Темно ли в окнах – речке всё равно.
С ней
вровень берега её бескровные,
На них лежат бездумные пески.
Впадают в речку медленные, ровные,
Сговорчивые слишком ручейки.
Весна её
не делает безбрежною,
Морозы не заковывают в лёд,
И нрав её, такой уравновешенный,
Застойностью болотной отдаёт.
И пусть в
тебе горят тревоги душные,
Пусть жажда сердца мучает века,
Не пей,
не пей из речки Равнодушия,
Молю тебя,
ни капли,
ни глотка.
Пример сочинения
Евгений Носов создал в 1959 году волнующий читателей рассказ «Кукла». В нём главным героем является впечатлительный старик Акимыч. Он прошёл войну, но получил контузию.
Старик любил всё живое, ведь страшная война научила его ценить жизнь. Акимыч был хорошим человеком, но его поразила находка.
Когда он шёл, то увидел куклу, брошенную на дорогу. Акимычу стало её жалко, потому что кукла напоминала ему ребенка.
Акимыч раскрывается читателю добрым и впечатлительным человеком после того, как он отреагировал на то, что кукла была истыкана папироской. С этим не мог смириться Акимыч. Он даже похоронил куклу.
Это показательно. Старик не был сумасшедшим. Просто он ценил жизнь. Примечательны слова этого человека в конце рассказа. «Всего не закопать…» – говорит Акимыч. В этих словах звучит боль старика.
Война закончилась, люди строят счастливую жизнь, но память невозможно скрыть. Спрятать под толщей земли, как мертвых солдат. Акимыч понимал это, и он хотел, чтобы люди ценили то, что у них есть. Кукла выступает символом жизни, которую кто-то нагло уничтожил.
Основная идея рассказа Е.Носова «Кукла» — доброта и сострадание ко всему, что окружает нас.
Доброго старика Акимыча возмущает, что кто-то мог так поступить с игрушкой, которая была так похожа на человека, ведь игрушка была для ребенка другом, живым существом. Акимыч размышляет над тем, почему мы становимся такими жестокими, когда вырастаем, почему выжигаем глаза кукле, ломаем ей руки и ноги, срываем с нее одежду.
Рассказ заставляет задуматься, почему люди равнодушные, безразличные, безжалостные. И совсем не смешно, что старик выкопал могилку для куклы и похоронил ее, настораживают его слова «Всего не закопать».
Пример сочинения: Нравственный смысл рассказа «Кукла»
Проблема морального разложения сопровождает литературу на протяжении многих столетий вплоть до сегодняшнего дня. Современные писатели тоже с охотой и пронзительной болью в душе поднимают вопрос нравственной – а вследствие чего – и интеллектуальной деградации. Советский писатель Николай Носов очень полно и выразительно, на мой взгляд, раскрывает тему нравственности (или, точнее – безнравственности) в рассказе «Акимыч (Кукла)» из сборника «Кукла».
Открывается повествование пейзажем памятных рассказчику родных мест, под Липино. Некогда там текла глубокая река, а ныне лишь «…кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта…». С первых строк читатель видит воплощение равнодушия к природе в современном обществе. Большинство людей так увлеклись новым миром технологических новшеств, что совершенно забыли о своем доме – окружающей среде.
Что можно сказать про такое общество?
Кульминация рассказа – это образ куклы, брошенной у дороги недалеко от школы. Эту игрушку, раздетую, оскверненную, истыканную сигаретными окурками показывает рассказчику перевозчик Акимыч, с которым они виделись когда-то у реки. Теперь же он работает сторожем школы и каждый день видит ужасающую картину истерзанного атрибута детства. Акимыч говорит, что это далеко не единственный случай, что часто он видит подобное, и сердце его обливается кровью не только от того, что кукла так похожа на человека и так обезображена, но и от того, что люди совершенно не обращают внимания на это.
Вот к чему пришло безразличное к злу общество. Символ детства, сломанный, искалеченный, испачканный и выброшенный в канаву доводит до слез и исступления военного человека, но совершенно не волнует простого взрослого, учителя, родителя. Для Носова этот рассказ – отчаянный призыв одуматься, оглядеться и осознать, какое зло способно породить равнодушие. И тогда мы сможем исправить все, похоронить наши грехи, как похоронил куклу Акимыч: в земле, по-человечески. Мы можем попытаться, даже если «всего не закопаешь».
Однако писатель не призывает закапывать в землю игрушки. Пластик и резина – это практически не разлагаемые материалы, которые наносят вред почве и окружающей среде в целом. Автор использует куклу лишь как символ, ни в коем случае не указывая на такие действия в реальной жизни.
Пример сочинения на тему равнодушие по рассказу «Кукла»
Однажды один персидский поэт сказал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека”, и он был прав. Люди всё чаще не обращают внимания на чужие страдания и переживания. Евгений Носов поднимает в своём тексте как раз проблему равнодушного отношения в обществе.
В придорожном кювете валялась изуродованная кукла. Кто-то сделал это с ней и кинул на улице, не задумываясь, что дети тоже видят результат их “трудов” и перенимают это. Автор говорит, что нынче трудно понять, кто это сделал, ведь очень многие считают это нормальным и сами не замечают, как творят плохие вещи. Для общества является нормальным видеть подобное, безразлично относиться к тому, что такие вещи вообще происходят и это очень страшно. Но в отличии от этих людей Акимыч считает это непозволительным.
Он не может спокойно смотреть на подобные вещи, на то, что кто-то глумится над чем-то, что так отчетливо напоминает человека. Писатель показывает все его переживания и чувства, когда герой видит подобную картину, а другие люди в это время пробегают мимо, занятые своими делами и равнодушны к таким ситуациям. Акимыч, переживая, чтобы такого проявления жестокости не увидели дети, закапывает такую куклу, но говорит: “Всего не закопать”.
Позиция автора четко ясна — люди не замечают того, что происходит вокруг них, безразлично относятся к этому, хотя душу неравнодушного человека могут перевернуть эти же события.
Я согласна с автором. Очень многие не обращают внимания на важные детали, хотя они могут очень сильно повлиять на их душу и восприятие мира. Безусловно, проблему, описанную Евгением Носовым, поднимали ни раз и великие русские писатели. Примером моим словам может послужить произведение Антона Павловича Чехова “Крокодиловы слёзы”.
Главный герой рассказа абсолютно безразличен к проблемам тех людей, которые приносят ему вещи, чтобы получить за них деньги. Он рассуждает о несправедливости, скупости и равнодушии высших слоев общества, хотя сам является таковым и не думает о том, чтобы исправиться. Иудин даже не оценивает вещи, которые ему приносят по достоинству, потому что думает о своём благополучии и ему не важны чувства других людей.
Не менее прекрасное произведение Александра Куприна “Сказка”. Оно также отражает поставленную проблему. Слыша крики о помощи, люди отказываются выйти на холод. Находится множество отговорок: не нужно лезть не в своё дело, не работает ружьё, да и холодно в лесу. Это тоже показывает нам проявление безразличия, но уже даже к жизни других.
Равнодушие — это своего рода болезнь, которая поражает всё больше и больше людей. Они заботятся только о своих чувствах, материальных благах и проблемах, не задумываясь, что помимо них в мире есть ещё люди. Но это не есть хорошо, с безразличием нужно бороться, ведь оно паразитически убивает душу человека, искореняет возможность сочувствия, доброты. И произведения русских писателей показывают нам, что равнодушие — это плохо и нужно обязательно от него избавляться.
Пример сочинения-рассуждения: О чём заставляет задуматься рассказ Носова «Кукла»
Неизменная тема писателя «по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему бытию».
Рассказ Е.И. Носова посвящен не кукле, а людям. Носов предлагает читателю » кинуть взор» вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.
Рассказ начинается с описания природы. Автор подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы и обмеление реки. Беду он видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений.
Первое название рассказа было «Акимыч». Почему же автор изменил название, ведь Акимыч является главным героем, а не кукла?
Кто же такой Акимыч? Беспокойный, неравнодушный человек не умеющий сидеть без дела. Когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож.
Он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую вокруг красоту Земли. Акимыч прошел всю войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если кто-то растерзал куклу. То он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное — это привычка «к святотатству», равнодушие.
Е. Носов постоянно вспоминает о военном времени, потому что война стала возможной из-за того. Что люди проявили когда-то равнодушие. Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой? Кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Игрушка напомнила Акимычу пережитое во время войны.
А сколько людей прошло мимо изуродованной куклы? Ничье внимание не привлекла кукла, которая валялась «в грязном придорожном кювете», а «… светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Теперь можно с уверенностью ответить на поставленный ранее вопрос. Название рассказа «Кукла» перемещает наше внимание на случай с игрушкой, описанный автором. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Каждый человек сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Теперь можно с уверенностью ответить на поставленный ранее вопрос. Название рассказа «Кукла» перемещает наше внимание на случай с игрушкой, описанный автором. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Каждый человек сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
Тема: Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла».
Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е.И.Носова «Кукла».
Задачи:
Образовательные:
1) актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;
2) познакомить учащихся с творческой манерой писателя;
3) показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);
4) научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.
Развивающие:
1) совершенствовать навык выразительного чтения;
2) развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
1) воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;
2) формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
3) воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Слово учителя (3 мин)
Учитель:
— Прежде чем мы с вами начнем беседовать о прочитанном рассказе, расскажу вам одну историю, а вы попробуйте понять, о чем она.
В одной больничной палате лежали два человека. Оба были тяжелобольными. Кровать одного из них находилась у окна, а другой больной лежал у двери, где не было света. Один постоянно в окошко смотрел, другой мог видеть лишь стены. И тот, что лежал у двери, попросил другого рассказать о том, что видно тому из окна. Этот человек рассказал ему, что видит ясное небо, зеленые деревья, гуляющие парочки и даже кошку. Человеку, который лежал у двери, стало обидно, что он не может сам этого видеть, он считал себя обделенным.
И вот, однажды, тому, кто лежал у окна, стало внезапно очень плохо, что он даже не смог дотянуться до кнопки, чтобы вызвать медсестру, а его сосед вполне мог это сделать, но он только усерднее закрыл глаза. И человек умер.
Утром пришла медсестра, чтобы поменять постель после покойного. И тот, что лежал у двери попросил, чтобы теперь его положили у окна. И когда он ,наконец, посмотрел в окно, то увидел…. глухую стену…. Он был потрясен, рассказал медсестре о синем небе, о зеленых деревьях, о том, что слышал раньше от своего соседа по палате…. А медсестра ему сказала, что сосед его был слепым. «Тогда зачем он мне всё это говорил, зачем врал?!»- удивился человек. «Он старался утешить вас…»- тихо ответила медсестра.
— Итак, как вы думаете, о чем этот рассказ? (о человеческой жестокости и сострадании, о равнодушии и неравнодушии).
-Вы самостоятельно познакомились с рассказом Е.Носова «Кукла». Скажите, находит ли отражение то, о чем я вам сейчас рассказала в этом рассказе? (в этих рассказах прослеживает общая проблема человеческого равнодушия и сострадания)
— Как бы вы определили тему нашего урока? (Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла») (слайд 1)
III.Работа по теме урока (30 мин)
1.Практическая работа в группах (5 мин)
Учитель:
— Какие впечатления вызвал у вас рассказ Е.И.Носова «Кукла»?
(ответы детей)
— Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
(Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос).
Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.
Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».
Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.
2.Работа с текстом (3 мин)
Учитель:
– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? Давайте найдем в тексте жуткое слово, которое писатель использует для яркого выражения переживаний героя.
(Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)
— Обратите внимание на это слово «человечина». Мы привыкли часто слышать и употреблять в совей речи слова «говядина», «баранина»….но «человечина»… Что означает это слово в речи героя? (это слово выражает ужасное последствие войны – искалеченный человек, трупы, разорванные части тела…)
— В рассказе прослеживается еще одна важная тема – тема войны. Писателю очень близка эта тема, потому что он сам был ее участником. (слайд 2)
3.Слово о писателе (2 мин)
Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. (слайд 3)
«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). (слайд 4)
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель, упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. (слайд 5)
«А мои куряне – хоробрые воины, – говаривал князь Всеволод…, – под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
4.Работа со словарем (2 мин)
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей. Героя отличает сострадание к кукле как к живому существу)
– Толковый словарь Д.Н.Ушакова дает такое определение: (слайд 6)
РАВНОДУШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему нибудь. Проявить полное равнодушие к чему нибудь.
СОСТРАДА́НИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем,несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь. Из чувства сострадания.Вызвать, возбудить сострадание в ком-нибудь.
5.Работа в группах (3 мин)
Какие можно подобрать синонимы к этим словам? Первая группа работает со словом «равнодушие» , а вторая со словом «сострадание»
(равнодушие — безразличие, безучастность, наплевательское отношение, бесчувственность, черствость, душевная слепота; Сострадание-жалость, сочувствие, участие, гуманность,
милосердие, соболезнование, сердобольность, сердоболие, сожаление)
6.Беседа (5 мин)
— Итак, мы с вами увидели, на сколько может быть равнодушным, бессердечным человек. Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
.– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». (слайд 7)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения. )
7.Выразительное чтение текста (10 мин)
C. 174 – Кто ж их знает…
IV.Подведение итогов урока (5 мин)
– Е.И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?
(Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)
«…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать…» (И. Баскевич.)
– Ребята, а вы в своей жизни были свидетелями такого человеческого равнодушия и сострадания? А может быть, вы вспомните моменты из фильмов?
(ответы детей ) (слайд
V.Рефлексия (3 мин)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
(слайд 9) VI.Домашнее задание (1 мин)
Для всего класса:
-
прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга».
-
нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя.
Индивидуальнье задание:
-
написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».
-
Напишите пожалуйста сочинение на тему: равнодушие, по рассказу Носова «Кукла»
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
aadenmoon185
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
География8 минут назад
срочнооооооооо помогитее
-
Алгебра8 минут назад
Теплоход өзен ағысымен 40 км және ағысқа қарсы 35 км жолды 6 сағат жүзді. Ағыс жылдамдығы 2 км/сағ болса, теплоходтың меншікті жылдамдығын тап. Ескерту: есеп шарты бойынша теңдеу құр. у x + [ m k x — 2 || N
-
Физика8 минут назад
5. Полюсы источника тока — это место, где
1) разделяются электрические заряды
2) накапливаются электрические заряды разного знака
3) электрические заряды взаимодействуют
6. Сколько полюсов и какие имеет источник тока?
1) 2; положительный и отрицательный
2) 3; положительный, отрицательный и нейтральный
3) 2; отрицательный и нейтральный
4) 2; положительный и нейтральный
7. Какая энергия необходима для разделения в источнике тока электрических зарядов?
1) Механическая
2) Внутренняя
3) Химическая
4) Любая из перечисленных или другой вид энергии
8. За счет какой энергии происходит разделение заряженных частиц в гальваническом
элементе?
1) Механической
2) внутренней
3) Энергии химических реакций
4) Энергии света
9. Что в гальваническом элементе служит положительным электродом, что-
отрицательным?
1) Положительным — угольный стержень, отрицательным — слой смолы
2) Положительным — угольный стержень, отрицательным — цинковый сосуд
3) Положительным — слой смолы, отрицательным цинковый сосуд
4) Положительным — угольный стержень, отрицательным — клейстер
10. Аккумулятор дает электрический ток только после того, как
1) его согрели в теплом помещении
2) наэлектризовали его электроды
3) его зарядили от другого источника тока -
Математика8 минут назад
решите пожалуйста можешь не решать го дружить ……………….
-
Русский язык8 минут назад
3. Как отличить имя числительное от других частей речи? 1 б
_______________________________________________________________________
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Неизменная тема писателя «по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему бытию».
Рассказ Е.И. Носова посвящен не кукле, а людям. Носов предлагает читателю » кинуть взор» вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.
Рассказ начинается с описания природы. Автор подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы и обмеление реки. Беду он видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений.
Первое название рассказа было «Акимыч». Почему же автор изменил название, ведь Акимыч является главным героем, а не кукла
Кто же такой Акимыч Беспокойный, неравнодушный человек не умеющий сидеть без дела. Когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож.
Он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую вокруг красоту Земли. Акимыч прошел всю войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если кто-то растерзал куклу. То он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное — это привычка «к святотатству», равнодушие.
Е. Носов постоянно вспоминает о военном времени, потому что война стала возможной из-за того. Что люди проявили когда-то равнодушие. Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой Кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Игрушка напомнила Акимычу пережитое во время войны.
А сколько людей прошло мимо изуродованной куклы Ничье внимание не привлекла кукла, которая валялась «в грязном придорожном кювете», а «… светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Теперь можно с уверенностью ответить на поставленный ранее вопрос. Название рассказа «Кукла» перемещает наше внимание на случай с игрушкой, описанный автором. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Каждый человек сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека. Люди сделайте правильный выбор!
Презентация на тему «Проблема равнодушия и сострадания в рассказе е.Носова «кукла»(«акимыч»)» 7 класс
-
Скачать презентацию (0.29 Мб)
-
0 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Проблема равнодушия и сострадания в рассказе е.Носова «кукла»(«акимыч»)» для 7 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 9 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
9
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Проблема равнодушия и сострадания в рассказе е.Носова «кукла»(«акимыч»)
Урок-размышление.
-
Слайд 2
Евгений Иванович Носов
(1925—2002) — русский и советский писатель. Родился в с.Толмачёво Курской области
-
Слайд 3
«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета»
Ю.А. Дворяшин.
-
Слайд 4
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию»
Е.И.Носов. -
Слайд 5
Памятник Е.И.Носову в Курске
Скульптор Владимир Бартенев
-
Слайд 6
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
Отнестись с равнодушием к чему -нибудь. Проявить полное равнодушие к чему -нибудь.сострадания, мн. нет, ср.Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем
другого человека.
Испытывать глубокое сострадание к кому- нибудь.РАВНОДУШИЕ,
СОСТРАДА́НИЕ, -
Слайд 7
К. Случевский «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила!
-
Слайд 8
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… -
Слайд 9
Домашнее задание
Для всего класса:
прочитать рассказ Е.И. Носова «Радуга»
нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя.
Индивидуальное задание:
написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте