Разбитая чашка рассказ для детей

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад 11 «Березка»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Развитие речи в группе компенсирующей направленности дошкольного возраста  6 -7 лет с ОНР

На тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

Тип занятия: Обучающее

Программа: От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

                                                                              Работу выполнила воспитатель:

                                                                              Пяткина И.В.

Кулебаки                                                                                           2017 г.

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных  картинок «Разбитая чашка»

Задачи:

Обучающие:

 Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ по серии сюжетных картинок,

— Соблюдать структуру повествования, сочетая описание и рассуждение.

Развивающие:

 Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения.

 Закреплять названия посуды.

 Развивать внимание, логическое мышление.

 Формировать положительное эмоциональное настроение

Воспитательные:

 Воспитывать нравственные отношения к окружающим.

Словарная работа: Кофейник, молочник, сахарница, конфетница, сухарница, хлебница, масленка, солонка.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, 6 цветных карточек среднего размера, наборное полотно, интерактивная доска, презентация.

Методы:

 Игровые

Словестные

Практические

Наглядные

Приемы:

Привлечение и сосредоточение внимания;

Активизация самостоятельного мышления;

Обеспечение эмоционального мышления;

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

 Беседа «Как бы поступил я»,

— Беседа «К чему приводит ложь»,

— Беседа «Наши поступки».

— Дидактическая игра «Какая посуда бывает»,

— Дидактическая игра «Что для чего?»,

— Дидактическая игра «Скажи наоборот»,

— Дидактическая игра «Что лишнее».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

(Дети садятся на стульчики полукругом. В это время раздается стук в дверь, входит почтальон и вручает письмо, воспитатель благодарит почтальона, и он уходит.)

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята – это письмо от Незнайки, давайте посмотрим что он нам пишет. Он пошел в школу и ему задали задание составить рассказ по  картинкам, но у него ничего не получается и он просит помощи у ребят.

(Воспитатель достает из конверта карточки и выставляет на наборное полотно не по порядку.)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Воспитатель:  Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна быть первой?  Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы, ребята.  Давайте мальчику дадим  имя, а собаке  кличку. Мальчика назовем Вовой, а собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая картинка)

                        Первая картинка

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Что изображено на первой картинке

Дети: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Воспитатель: Какое выражение лица у мальчика?  

Дети: Испуганное

Воспитатель: Почему испугался мальчик?  

Дети: Мама будет ругаться

                Появляется вторая картинка

Воспитатель: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Воспитатель: Что спросила мама?  

Дети: Кто разбил чашку

Воспитатель: Что ответил мальчик?  

Дети: Чашку разбила собака

Воспитатель: Хорошо ли поступил  мальчик?  

Дети: Плохо, он обманул маму

              Появляется третья картинка

Воспитатель: Что сделала мама?  

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

              Появляется четвертая картинка

Воспитатель: Какое время года?  

Дети:  Зима

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Воспитатель: Почему?

Дети: На улице холодно

              Появляется пятая картинка

Воспитатель: Что делает собака?  

Дети: Сидит под окном

Воспитатель: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Воспитатель: Что делает мальчик?  

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Воспитатель: Какое настроение у мальчика?  

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

             Появляется шестая картинка

Воспитатель: Что сделал мальчик?  

Дети: Признался во всем маме

Воспитатель: Что теперь  можно сказать  о его поступке?  

Дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем  составить весь рассказ, который я чуть позже запишу и мы отправим его Незнайке.

                                           Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Вова нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку Вова струсил и свалил вину на Тузика. Маме ничего не оставалось делать, как прогнать Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просился, чтобы его пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его прогнали. Вова смотрел в окно на  Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок. Ведь так не поступают со своим друзьями. Вова пришел к маме и честно признался, что это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Воспитатель: Вы молодцы, составили интересный рассказ. Я думаю, Незнайке он очень понравится. Ну, а теперь предлагаю  нам немного размяться.

                             Физкультминутка: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животики)

Очень важный, как начальник (ставят одну руку на пояс, другую изогнули , как носик)

Вот фарфоровые чашки: очень хрупкие  бедняжки (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца: только стукни – разобьются (кружатся, рисуя руками круги)

Вот серебряные ложки: голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос: он посуду нам принес  (наклоняются вперед, руки вперед, как  будто держат поднос)

                                           Игры на интерактивной доске

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я предлагаю поиграть в  игру:  «Где, какой продукт живет?». На экране будут появляться картинки продуктов, а вы будете называть посуду, где они живут.

       Кофе – кофейник

       Молоко – молочник

       Сахар – сахарница

       Конфеты – конфетница

       Сухари – сухарница

       Хлеб – хлебница

       Масло – масленка

       Соль – солонка

                 Пальчиковая гимнастика: Мы посуду перемыли

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашка, ковшик, ложка и большая поварешка.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, ложку мы чуть – чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще с вами поиграем.                                  «Скажи наоборот» 

Сковородка тяжелая,                 а сухарница легкая

Кастрюля большая,                    а блюдце маленькое

Кувшин высокий,                       а чашка низкая

Блюдце мелкое,                         а миска глубокая

Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Что лишнее и почему», нужно выйти к интерактивной доске  убрать  лишний предмет  и аргументировать  свой выбор.

Воспитатель:

Молодцы, ребята хорошо справились с заданием.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним от кого мы получили письмо? О чем он нас просил?

Дети: От Незнайки, он просил помочь составить рассказ.

И мы  составили для Незнайки рассказ по картинкам. А еще играли в игры «Где, какой продукт живет?» Узнали новые слова. Играли  « Скажи наоборот»  называли слова на оборот. Играли с игру «Что лишнее», выбирали и называли лишние предметы.

Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали своими знаниями.

                                Приложение

Рассказ как мальчик случайно разбил чашку, но побоялся маме признаться и обвинил свою собачку Бима. Мама сказала, что теперь Бим будет жить на улице в будке. Мальчик не мог заснуть, пока не сказал маме правду.

Почему? читать

Почему? - Осеева В.А.

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Почему? - Осеева В.А.

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Это… это… Бум!

Почему? - Осеева В.А.

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Почему? - Осеева В.А.

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Почему? - Осеева В.А.

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Почему? - Осеева В.А.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Почему? - Осеева В.А.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

— Мама!

Почему? - Осеева В.А.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

Почему? - Осеева В.А.

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

❤️ 278

🔥 156

😁 141

😢 151

👎 65

🥱 81

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

История с разбитой чашкой является одним из самых популярных нравоучительных сюжетов, рассчитанных на детский возраст.

Кто вчера разбил мячом

Чашку на буфете?

Петя был тут ни при чем,

А попало Пете.

Помните этот небольшой фрагмент из стихотворения С.Я. Маршака? Оно было публиковано в 1954 году сначала в журнале «Огонек», а затем – в формате отдельной книжки.

В середине XX века этот инцидент постоянно изображался на картинках

cupp1_1.jpg

А задолго до этого – в 1869 году – на ту же тему короткий рассказ написал Л.Н.Толстой. Настолько короткий, что его несложно привести целиком:

«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришел и спросил: «Кто разбил?»
Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».

cupp2_1.jpg

Меня в этом рассказе всегда настораживали отношения отца с ребенком: почему мальчик «затрясся от страха»? Откуда у него этот страх, если не из ужасного опыта?

В первом номере журнала «Пионер» в 1936 году был опубликован рассказ А.П.Гайдара «Голубая чашка». Впрочем, последовавшие рецензии рассказ раскритиковали как за «бессюжетную» форму, так и излишнюю психологизацию.

Одним словом, сюжет популярный, и со временем поправки в него вносились несущественные: в советский период чашка перестала называться «дорогой» — стала «папиной» (а папа умер) или «маминой любимой» (мама жива).

Происшествию, из которого ребенок должен был извлечь жизненный урок (необходимость сознаваться в своих проступках), посвящена серия последовательных картинок.

cupp3_1.jpg

Этот рассказ в картинках в целом повторяет сюжет рассказа В. А. Осеевой «Почему?», опубликованный в конце 1940-х. Написан рассказ был в 1930-е годы и начинается он со слов: «Мы были одни в столовой – я и Бум». У Осеевой сидящий за столом мальчик, играя с собачкой, потерял равновесие и ухватился за скатерть со всеми вытекающими последствиями. На истории в картинках драма имеет несколько иную завязку.

В любом случае, для советского ребенка эта доступная детскому пониманию история была уроком честности и мерилом нравственности.

Вариацией на ту же тему был диафильм «Кто разбил чашку?» (автор — Юрий Хазанов). Внушая маленькому зрителю ту же мораль, Юрий Хазанов превратил Бума в Капа, папину чашку – в «красивую оранжевую» (что, безусловно, уменьшило драматизм события).

Немного отступлю от темы. В диафильме есть кадр с такой подписью: «Есть, наверно, такие люди, которые своим собакам разрешают на тахте валяться… Но Вовина мама – никогда».

cupp4_1.jpg

Утверждаю со всей ответственностью: не наверно, а точно – такие люди есть!

В 1980-е годы к разбитой посуде стали относится спокойнее. И вечный нравоучительный сюжет приобрел несколько иное содержание. Сюжетные картинки стали называться «Нечаянная оплошность», а вместо обучения честности на этом материале детей стали учить утешать другого человека (мальчика, разбившего чашку) и оказывать взаимопомощь. Интересная инверсия! Теперь мальчика не обвиняют и наказывают – теперь его утешают, помогая устранить последствия. Это говорит о том, что теперь за провинившимся стали оставлять право на эмоции.

cupp5_1.jpg      cupp6_1.jpg

Когда взрослый разбивает чашку, даже дорогую папину, в утешение виновнику говорят «на счастье!». А если чашку разбивает ребенок?

Видимо, раньше чашки все время стояли на столах, а дети играли в тех же помещениях с мячом. Вот жизнь была!

Сегодня, в погожий осенний день, утром, сидя за столом с чашкой горячего ароматного кофе, наблюдая за медленным вальсом ярких листьев за окном, я вспомнила одну интересную историю, очень сложную для меня. Я даже не помню, кем была рассказана мне эта история. Начну по порядку.

Речь пойдёт о юной девушке Екатерине, которая воспитывалась в очень религиозной семье. Эта семья проживала в деревне (не помню в какой области). Когда мать почувствовала, что скоро умрёт (отец к этому времени давно скончался), она решила выдать Екатерину замуж (ей тогда было 18 лет). Подходящим мужем для своей дочери она посчитала сына своего довольно обеспеченного соседа. С их семьёй они были знакомы десятки лет. Молодой человек Андрей дал своё согласие. Вскоре после их скромной свадьбы, через 2 недели, мать умерла. Перед этим она подарила молодожёнам фамильный чайный сервиз, благословив их на счастливую семейную жизнь.

Проходит 20 лет. Супруги давно переехали в город, нажили квартиру. Она работает учителем, а он -хирургом. У них двое детей. Все знакомые и соседи считают Андрея и Екатерину вполне благополучной семьёй и хорошей парой. Но внутри семьи всё обстоит по-другому. Их брак-сожительство.

Андрей каждый день приходит с работы, ужинает и читает газету или смотрит телевизор. Он буквально не замечает жену. Всё свободное от работы время Екатерина проводит в одиночестве, занимается домашними делами или гуляет в своём любимом парке.

Как-то раз, (это было осенью), Екатерина как всегда гуляла в парке. Сухие, но яркие листья наводили её на мысли.

“Неужели жизнь должна вот так вот проходить? “.

Она неаккуратно взяла засохший лист и он рассыпался.

Екатерина как-то невзначай подумала о разводе с мужем. Она невольно улыбнулась.

Но НЕ МОГЛА Катя так поступить. Во-первых, из-за традиционных ценностей своей семьи, в которой заключение брака считалось очень важным событием в жизни каждой женщины, а развод считался грехом. А во-вторых, она знала, что мама бы очень сильно переживала, если бы увидела с небес, как её дочь рушит свою жизнь и своих детей. Мама подарила этот красивый чайный сервиз, эти оранжевые чашки и блюдца с позолоченной окантовкой, они всегда приносили счастье и богатство в дом ни одному поколению их семьи. И действительно, ведь у Андрея с Катей всё было хорошо с материальной стороны. У них также всё было хорошо в общем и целом. Они вырастили двух прекрасных детей, их уважали на работе. НЕТ причины для развода.

Осенью в парке очень малолюдно и тихо. Лишь ветер поёт свою заунывную песню, заставляя красные, жёлтые и коричневые листья срываться с деревьев и неспешно кружить по парку. А наша героиня в этот вечер встретила приятного молодого человека и долго беседовала с ним.

Придя домой, она увидела на кухне на полу осколки от разбитой чашки. Да, муж случайно разбил ТУ САМУЮ чашку. Он как ни в чём не бывало сидел в гостиной и смотрел телевизор.

Она же громко произнесла:

–Теперь точно развод.

Андрей выключил телевизор и с недоумением спросил:

–Из-за чашки?

–Да, из-за чашки.

(Просмотров за всё время: 12, просмотров сегодня: 1 )

Автор публикации


673

Комментарии: 13Публикации: 21Регистрация: 28-04-2022

Басни для детей:

Загадки, пословицы, поговорки

Навигация по авторам и тематики:

Поиск сказок:

Чашка Толстой рассказ с иллюстрациями

Рейтинг:   / 42

Чашка.

 Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».

Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».

Л. Толстой

Похожие по содержанию произведения раздела:

Я выхожу в космос Леонов рассказ с иллюстрациями ...

Я выхожу в космос.
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из кора …

Шесть километров пути Хомченко рассказ с иллюстрациями ...

Шесть километров пути.
I.
. Был холодный день, солдатам дали увольнительные. Шли они весёлые, …

default thumbnail image alt

Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щи …

Чужое яичко Ушинский рассказ с иллюстрациями ...

ЧУЖОЕ ЯИЧКО К. Д. УШИНСКИЙ
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко …

Добавить комментарий

Дополнительная информация

Цель: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Тема недели: «Посуда»

Задачи:

1. Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о посуде

2.  Совершенствование фразовой речи, диалогической речи, умения отвечать на вопросы сложноподчинённой  фразой, используя союз «потому что». Совершенствование умения задавать вопросы.

3. Формирование навыка составления связного развёрнутого высказывания с элементами творчества.

4. Совершенствование грамматического строя речи: использование предложений различных предложно-падежных конструкций.

5. Координация речи с движением, развитие зрительно-пространственной координации, творческого воображения

6. Закрепление умения устанавливать причинно – следственные взаимосвязи между объектами

7. Закрепление временных понятий (времени года – зима)

8. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, умения выделять признаки объекта, его ресурсы. Развитие памяти, восприятия, внимания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— Тематический цикл «Посуда»

— Игры «Да – нет», «Что из чего?», «Что какое?»

— Составление загадок по теме «Посуда. Продукты питания»

— «Изобретение» небьющейся посуды

— Сюжетно-ролевые, дидактические игры

ОБОРУДОВАНИЕ:

Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» Каше, чашки из различного материала, разные по цвету, опорные схемы для составления рассказа по серии сюжетных картинок, схемы «Волшебников».

ХОД НОД:

1.     Организационный момент. Игра «Да – нет»

Логопед:

Ребята, что я вам сегодня принесла?

Дети:

Это всё чашки и кружки.

Логопед:

Я загадала только одну из них. Вы можете отгадать её, задавая мне вопросы. Я могу ответить вам только «Да» или «Нет».

Вы можете спросить меня, какая она по цвету, по размеру, из какого материала сделана.

Дети:

Она белая?…… У неё есть рисунок?…….Она большая?…….Она фарфоровая?

С помощью вопросов дети отгадывают фарфоровую чашку.

2.     Игра «Хорошо – плохо»

Логопед:

Ребята, чашка это хорошо? Почему?

Дети:

Из неё можно пить, наливать в неё воду

Логопед:

Чашка – это плохо. Почему?

Дети:

Она может разбиться, можно обжечься, если там горячий чай, можно пролить чай на себя, из чашки нельзя есть.

С помощью педагога дети выделяют положительные и отрицательные стороны объекта

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (сначала используются 4 картинки из 5)

Логопед:

Молодцы! Сегодня я вам принесла картинки, на которых изображена история, случившаяся из-за разбитой чашки. Но последнюю картинку я вам пока не покажу, вы догадаетесь сами, что на ней изображено.

Для того, чтобы составить рассказ, что нам нужно сделать сначала?

Выставляется 1 схема – «паровозик» из картинок

Дети:

Составить «паровозик» из картинок

1 ребёнок на доске выставляет картинки

Логопед:

Что нам нужно сделать потом?

Выставляется 2 схема – «главные герои»

Дети:

Назвать главных героев. Эта история про мальчика, его маму и собаку.

Логопед:

Как зовут мальчика? Какая кличка у собаки?

Дети:

Придумывают имя и кличку

Логопед:

Нам нужно определить место, где происходила эта история.

Выставляется 3 схема – «место»

Дети:

Эта история происходила дома и на улице около дома

Логопед:

Нам нужно определить время года, когда случилась история

Выставляется 4 схема – «время»

Дети:

Эта история случилась зимой, потому что на улице идёт снег, там холодно.

Логопед:

Сейчас мы должны определить, кто, что делает на картинках, и зачем.

Выставляется 5 схема – «объединение объектов»

Дети называют действия героев, объясняют причину действий

4.     Физкультминутка «Посуда»

Логопед:

Давайте немного поиграем, и покажем гостям, какая посуда есть у нас.

Вот большой пузатый чайник,      1 рука на поясе,2 рука поднята вверх в

Очень важный, как начальник       форме носика чайника. Живот надут

Вот фарфоровые чашки                 Присесть, одна рука на поясе

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца.              Руки в стороны, покружиться

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки –                Руки смыкаются над головой, подняться

Голова на тонкой ножке.               На носочки, потянуться вверх

Вот пластмассовый поднос,          Руки сомкнуты полукругом перед собой

Он посуду нам принёс

5.     Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«Разбитая чашка»

Логопед:

Молодцы! Для того, чтобы наш рассказ получился красивый, к нам пришел волшебник «Ухо». Что вы можете услышать на этой картинке?

Выставляется  схема – «послушай»

Дети:

Звук, звон, это чашка разбилась

Логопед:

А на этой картинке?

Дети:

Мама спрашивает: «Что случилось? Кто разбил чашку?»

А ……………. говорит: «Это не я, это……………….!»

Логопед:

Молодцы! Давайте покажем нашим гостям как это происходило? Кто  будет мамой, мальчиком, собачкой? Остальные дети будут зрителями театра.

Выставляется схема – «театр»

Дети инсценируют изображённое на картинке.

Логопед:

Сейчас нам нужно поставить картинки по — порядку, определить, что было сначала, что потом.

Выставляется 6 схема – «последовательность картинок»

Дети выстраивают последовательность картинок, при необходимости, педагог оказывает помощь в установлении причинно-следственных связей.

Логопед:

Молодцы! Как вы думаете, что было дальше? Что изображено на последней картинке? Жалко ли ……. Собаку? Что нужно сделать, чтобы собаку пустили домой?

Дети:

Нужно сказать, что собака не разбивала чашку.

Логопед:

Правильно!

Выставляется последняя картинка серии.

Давайте покажем нашим гостям как это происходило? Кто будет мамой, мальчиком? Остальные дети будут зрителями театра.

Выставляется схема – «театр»

Дети инсценируют изображённое на картинке.

6.  Рассказ детей по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

Логопед:

А сейчас вы выберите себе взрослого из наших гостей, и расскажите им рассказ.

Выставляется 7 схема – «рассказ»

Взрослые записывают рассказы детей.

7.   Игра «Изобретатели»

Логопед:

Вы сказали, что фарфоровая чашка – это плохо, потому что она может разбиться. Давайте придумаем такую чашку, которая, если будет падать – не разобьётся.

Дети:

Я буду приделаю к чашке крылья, чтобы……..

Дети придумывают чашку, педагог при необходимости оказывает помощь.

8.  Итог:

Логопед:

Молодцы! Вы придумали очень полезные варианты чашек. Я попрошу вас зарисовать их вместе с родителями, а мы потом издадим книгу.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Разбит параличом как пишется
  • Разбирешься или разберешься как пишется
  • Разбираюсь как пишется разбираюсь или разбераюсь
  • Разбираюсь как пишется правильно или разбираюсь
  • Разбираюсь или разбераюсь как пишется правильно