Аналитическая справка
о результатах итогового сочинения по русскому языку
обучающихся 11 класса
В соответствии с приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022-2023 учебном году, направленными письмом Рособрнадзора от 28.10.2022 № 04-411, приказом Департамента образования и науки Тюменской области от 09.11.2022 №925/ОД «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Тюменской области», приказом МАОУ «Лайтамакская СОШ» №132 от 18.11.2022г.в МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа» 07.12.2022 было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11 классе.
Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.
Срок проведения: 07.12.2022г.
Состав комиссии по организации проведения итогового сочинения:
-Акбердеева А.М.-ответственный организатор, председатель комиссии;
-Барсукова Ф.Х.-член комиссии, организатор в аудитории;
-Тимиргалиева С.С.-член комиссии, организатор вне аудитории;
-Юнусова Ф.С.-член комиссии, исполняющая функции технического специалиста на весь период итогового сочинения;
-Кульмаметьева Р.Х., общественный наблюдатель;
-Ишкулова Р.А.-дежурный учитель, обеспечивающий порядок во время проведения итогового сочинения.
Состав комиссии по проверке итогового сочинения:
-Акбердеева А.М.-член комиссии, эксперт;
-Юмадеева З.Х.-член комиссии, эксперт.
4. Юнусовой Ф.С., Тимиргалиевой С.С.:
В написании итогового сочинения по русскому языку участвовали 3 обучающихся 11 класса, что составило 100% от общего количества.
Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающихся 11 класса
Количество |
% |
|||
Требования |
Требование № 1 |
Зачет |
3 |
100 |
Незачет |
0 |
0 |
||
Требование № 2 |
Зачет |
3 |
100 |
|
Незачет |
0 |
0 |
||
Критерии |
Критерий № 1 |
Зачет |
3 |
100 |
Незачет |
0 |
0 |
||
Критерий № 2 |
Зачет |
3 |
100 |
|
Незачет |
0 |
0 |
||
Критерий № 3 |
Зачет |
1 |
33,4 |
|
Незачет |
2 |
66,6 |
||
Критерий № 4 |
Зачет |
1 |
33,4 |
|
Незачет |
2 |
66,6 |
||
Критерий № 5 |
Зачет |
1 |
33,4 |
|
Незачет |
2 |
66,6 |
Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающихся 11 класса
Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что по 1 и 2 требованию все 3 ученика (100%) получили зачет, по 1 и 2 критерию также 3 ученика (100%) получили зачет, по 3-5 критериям зачет получили 33,4% учеников.
Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.
Комплекты тем итогового сочинения в 2022-2023 учебном году формировались из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.
В каждый комплект тем итогового сочинения были включены по две темы из каждого раздела банка:
- темы ____ «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- темы ____ «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- темы ____ «Природа и культура в жизни человека».
Темы, включенные в раздел 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора. Темы раздела:
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах ее достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы раздела 2 «Семья, общество, Отечество в жизни человека» связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи. Темы раздела:
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
В раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» включены темы, которые связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии. Темы раздела:
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Тюменской области.
Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № ИС07122022-08
НОМЕР |
ТЕМА |
107 |
Нужно ли стремиться понять себя? |
201 |
Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? |
306 |
Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения? |
406 |
Память о каких людях не меркнет с годами? |
506 |
Почему нельзя «убивать время»? |
606 |
Какое произведение искусства можно назвать великим? |
Выбор тем учащимися:
НОМЕР |
ТЕМА |
ФИ ученика |
201 |
Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? |
Аллагулов Дельнур |
406 |
Память о каких людях не меркнет с годами? |
Назыров Айдар |
506 |
Почему нельзя «убивать время»? |
Фазылова Алсу |
Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса
Из диаграммы и таблицы видно, что 1 обучающийся выбрал тему № 201, 1 – 406, 1 — 506.
Тему раздела 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» выбрал 1 обучающийся.
Тему из раздела 2 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Всего темы этого раздела выбрал 1 человек.
Тему из раздела 3 «Природа и культура в жизни человека» выбрал 1 человек.
Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Критерии оценивания
итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего образования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4. Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5. «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Анализ сочинений по критерию № 1
«Соответствие теме»
Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.
С этой задачей справились все обучающиеся на 100 %. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных размышлений.
Анализ сочинений по критерию № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Анализ представленных работ показал, что все учащиеся построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений.
По критерию № 2 «зачет» получили 100 % обучающихся 11 класса.
Анализ сочинений по критерию № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения смог продемонстрировать 1 выпускник. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников сочинения не отмечено. Работы учащихся отличаются целостностью, стройностью композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Получили «зачет» по этому критерию 33,4% выпускников.
Анализ сочинений по критерию № 4
«Качество письменной речи»
Подавляющее большинство учащихся владеет навыком построения сочинения-рассуждения, не допускает ошибок в композиции и логике высказывания, умеет грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.
«Зачет» по данному критерию получили 33,4% обучающихся 11 класса.
К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки:
- неудачное словоупотребление;
- употребление слов в несвойственных им значениях;
- пропуск слов;
- лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).
Анализ сочинений по критерию № 5
«Грамотность»
Экспертами комиссии отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ участников итогового сочинения.
Получили «незачет» по данному критерию два человека (66,6% от общего количества участников итогового сочинения).
Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:
- ошибки в правописании безударных гласных в корне слова;
- нарушение согласования определения и определяемого слова;
Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися: наиболее частые ошибки связаны с темой «Пунктуация в предложениях с обособленными второстепенными членами».
Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися:
- нарушение согласования и управления;
- нарушение границ предложения;
- объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова («восхишением» вместо «восхищением»). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи.
ВЫВОДЫ
В написании итогового сочинения по русскому языку участвовали 3 обучающихся 11 класса, что составило 100% от общего количества выпускников. Все 3 обучающиеся справились с испытанием и получили «зачет»
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Администрации МАОУ «Лайтамакская СОШ»:
1.1. Усилить контроль работы, ориентированной на высокие результаты подготовки выпускников к ГИА. Срок: постоянно.
1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам выпускников с низкой мотивацией и выпускников, способных достичь максимального результата на ГИА. Срок: постоянно.
1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников. Срок: постоянно.
1.4. Проанализировать на методических совещаниях причины допущенных ошибок, внести соответствующие коррективы в дорожную карту подготовки обучающихся к ГИА. Срок: месяц.
1.5. Довести результаты итогового сочинения до сведения родителей под подпись. Срок: до 30.12.2022.
2. Учителям русского языка и литературы:
2.1. Усилить контроль результативности освоения выпускниками программы, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к ГИА-11 по русскому языку. Срок: постоянно.
2.2. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте. Срок: постоянно.
2.3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст. Срок: постоянно.
2.4. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения. Срок: постоянно.
Заместитель директора по УВР: _____________ Акбердеева А.М.
Со справкой ознакомлены:
1.Учитель русского языка и литературы: ____________Халикова Р.Р.
2. Учитель русского языка и литературы: ___________ Юмадеева З.Х.
Анализ пробного
итогового сочинения по литературе в 11 классе
Учитель: Фомина М.В.
Дата проведения – 28 октября 2014 года.
1 2 3 |
Количество учащихся в классе Выполняли работу Получили зачёт Не получили зачёт |
26+3 28 11 17 |
4 |
% успеваемости |
39 |
5 |
% качества |
39 |
6 |
СОУ |
47,8 |
Пояснительная записка
В 11 классе учащиеся писали итоговое сочинение.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут
Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами:
-
Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать по выбранной теме.
-
Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
-
Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи.
Исходя из задач, формируются цели:
-
Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
-
Владение речью.
-
Содействие формирования самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачет-незачет»).
Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Критерии №1 и №2 являются основными, если по ним поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
К сожалению, 2 работы не были допущены к проверке, так как объём был менее 250 слов.
Критерии оценивания сочинения
1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)
2 балла — Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения.
1 балл — Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения.
0 баллов — Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует.
2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры
2 балла — Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют.
1 балл — Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала.
0 баллов — Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок.
3. Культурологическая и/или филологическая компетентность
1 балл — Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа.
0 баллов — Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения.
4. Композиционная цельность и логичность изложения
2 балла — Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
1 балл — Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
0 баллов — В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
5. Следование нормам речи
2 балла — Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок.
1 балл — Допущены 3 — 4 речевые ошибки.
0 баллов — Допущено 5 и более речевых ошибок —
Максимально возможный балл за сочинение — 10 баллов
Анализ сочинений
В работах выделены следующие виды ошибок:
-
несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы- 10;
-
фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий — 11;
-
логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы — 16;
-
речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста -20;
-
грамматические ошибки — 17;
-
орфографические и пунктуационные ошибки — 22;
-
несоблюдение требуемого объема — 2.
Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»
Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. С этой задачей справились 14 человек, выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных размышлений.
13 человек по данному критерию получили незачёт. Эти сочинения либо не соответствуют теме, либо в них не прослеживается конкретной цели высказывания. В некоторых работах происходит подмена одной темы другой («Духовные отношения матери и сына» подменяются «Проблемой поколений», тема «Умеет ли дружить Печорин?» подменяются на тему «Одиночество Печорина»).
Анализ сочинений по критерию №2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №2 – один из двух важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.
По этому критерию зачёт получили 19 человек. Выпускники обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных произведений. Уместное упоминание имен персонажей, микротем, значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствует о хорошем знании текстов произведений. В некоторых работах прослеживается умение выпускников осмысливать поставленную перед ними проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и события.
8 человек по данному критерию получили незачёт. Тезисы, которые приводят выпускники, остаются нераскрытыми, примеры не прокомментированы. Некоторые работы представляют собой пересказ текста. Литературный материал привлечен формально. Аргументация подменяется общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие темы, которые выпускники решили применить и для написания данного сочинения.
В некоторых работах имеются фактические ошибки, которые иногда приводят к существенному искажению литературного материала. («Отцы и дети» написал Достоевский, «Гроза» — рассказ, Базаров заразился тифом и т.д. )
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка оценивалась как фактическая неточность или описка и не учитывалась при оценивании работы.
Анализ сочинений по критерию №3 «Композиция и логика рассуждения». По этому критерию 14 работ были зачтены. Сочинения в основном построены логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров. Следует отметить логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
Однако в некоторых зачтённых работах можно выделить несколько композиционных недостатков. Имеются логические ошибки, нарушена последовательность мыслей. (Разговор о произведении «Прощание с Матерой» неожиданно обрывается и автор сочинения без достаточной мотивировки делает переход к анализу произведения Д. И. Фонвизина). Вступление в некоторых работах представляется слишком абстрактным, во многих работах есть неоправданные повторы мысли.
Не все ученики чувствуют авторскую позицию, не задумываются о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. В некоторых работах суждения очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Первый абзац не всегда логически сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в некоторых сочинениях нет.
К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) несоразмерность частей высказывания;
5) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
6) нарушение причинно-следственных связей;
7) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»
По данному критерию были зачтены 20 работ. Выпускники в целом понятно выражают мысли, используя необходимую лексику и различные грамматические конструкции.
Ученики демонстрируют богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций.
Но в некоторых работах следует отметить примитивность речи, наличие речевых штампов.
Имеются также и речевые ошибки: неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п.
7 работ не получили зачёт. Эти работы слабые по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию №4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, низкое качество речи, что приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Анализ сочинений по критерию №5 «Грамотность»
По данному критерию 22 работы были зачтены, 5 получили незачёт.
В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (более 5 ошибок на 100 слов).
Сочинения изобилуют орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками (более 5 ошибок на 100 слов). Работы с низким уровнем грамотности часто и по другим параметрам также имеют низкие результаты.
Среди орфографических ошибок следует выделить:
1) написание большой буквы в составных собственных наименованиях (Великая Отечественная война) — 3;
2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных (раненый, наполненный, избалованный, истинный) -5;
3) раздельное и слитное написание не с наречиями (независимо, недаром, недолго) -5;
4) не с глаголами (не было) -2;
5) приставки на з и с (бесчувственно) — 4;
6) приставки на пре и при (преемник) — 3;
7) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) — 5;
написание окончаний существительных, прилагательных, наречий (в эпопее) — 3;
9) тся и ться в глаголах (добиться, обходиться, старается относиться) -4;
10) чередование корней (вырастает, расти, взрастило) -7
11) слитное написание союзов (чтобы, поэтому) — 5
12) непроверяемая гласная в корне слова (отразить, патриотизм, интеллигент, оккупация, мировоззрение ) — 9
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
Подготовила: Фомина М.В.
В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!
Содержание:
- 1 Как и когда проходит?
- 1.1 Порядок написания
- 1.2 Правила
- 2 Новые направления 2022-2023
- 3 Темы итогового сочинения 2020-2021
- 3.1 Примерные
- 3.2 Реальные
- 4 Подготовка к ИС
- 4.1 Как написать
- 4.2 Список литературы
- 5 Критерии оценивания
- 6 Результаты и апелляция
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2022-2023 году даты итогового сочинения таковы:
- 7 декабря — основная дата;
- 1 февраля — запасная дата;
- 3 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают 6 тем: по две из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из 6 тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, духовно-нравственных поисках и семейных ценностях…
Новые направления 2022-2023
Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2022-2023 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Природа и культура в жизни человека
Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.
Темы итогового сочинения 2020-2021
Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.
Однако в этом году темы известны заранее. Они будут выбраны из всего списка тем, который сформировался за несколько лет проведения экзамена. Этих тем больше полутора тысяч… Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно и выходили ранее: все нужное уже есть, надо только перебрать темы прошлых лет, которые мы выпускаем ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, любая безвозмездная помощь будет кстати.
Примерные
Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.
Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.
Реальные
Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: их выберут ближе к экзамену из готового перечня прошлых тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.
warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.
Подготовка к ИС
Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.
Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:
- Выберите для себя наиболее понятное и близкое направление и сконцентрируетесь на подготовке по нему. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
- Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
- Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
- При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
- Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
- Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.
Как написать
Правила оформления итогового сочинения просты:
- Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
- Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
- Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один).
warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.
Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Природа и культура в жизни человека
Алгоритм написания итогового сочинения:
- Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
- Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
- Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
- Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
- Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
- Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
- Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?
warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.
А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:
О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.
Список литературы
Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:
- Война и мир
- Евгений Онегин
- Тихий Дон
- Анна Каренина
- Отцы и дети
- Герой нашего времени
- Капитанская дочка
- Преступление и наказание
Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Результаты и апелляция
Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.
Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.
Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.