- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова
Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова
Сергей Аксаков написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви.
Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень сильно любит своих девочек. Его младшая дочь готова была пожертвовать своей свободой, чтобы спасти отца. Ради этого она не побоялась остаться наедине со страшным чудовищем в его огромном замке. Но со временем девушка рассмотрела в безобразном чудовище прекрасную душу. Под ужасной внешней оболочкой скрывалось доброе и чуткое сердце. Девушка даже полюбила его. Чудовище относилось очень хорошо к девушке.
Купец – это любящий отец, который воспитывает трех дочерей, он богатый человек. Настенька – это его младшенькая дочка, она была бескорыстной и не требовала от отца дорогостоящих подарков. Ей было достаточно простого аленького цветочка от папы. Старших дочерей звали Проскофья и Марфа они требовали от отца дорогих подарков, например ценных украшений. Чудовище – это как потом оказалось настоящий принц. Эго заколдовала злая колдунья, и он превратился в ужасного зверя.
Эта сказка учит своих читателей многому. Сергей Тимофеевич Аксаков хотел донести людям одну золотую истину – это быть добрыми и относится к людям с уважением и любовью, не смотря на их внешний облик. Настенька была доброй, чистой и искренней девушкой. Ко всем вокруг она относилась по доброму, за такое поведение ее щедро вознаградила судьба. Настенька уважала и любила своего папу, она хотела его спасти, поэтому пошла в замок к чудовищу. Увидев зверя она, немного напугалась, но позже она рассмотрела в нем прекрасного человека. К нему она относилась искренне и по-доброму.
Так же сказка учит читателей держать данное нами слово. Все, что мы обещаем другим людям, мы должны выполнять несмотря ни на что. Этому нас учит отец, он обещал своим дочерям привести подарки и он это выполнил. Он рисковал своей жизнью ради этого. Настенька так же исполняла свои обещания. Когда ее чудовище отпустило домой повидаться с родными, она могла бы убежать. Но, она так не поступила. Девушка вернулась в замок в назначенное время, потому что она обещала чудовищу, что придет обратно.
Помимо этого сказка учит нас с уважением, пониманием и добром относится к людям в не зависимости от того как они выглядят. Человека нужно любить не за внешность, а за его внутреннее содержание. Настенька смогла полюбить чудовище за его красивый духовный мир.
Анализ 2
Сюжет сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» является одной из версий традиционного европейского сюжета о красавице и чудовище.
Писатель признается, что впервые услышал эту сказку в детстве от ключницы Пелагеи. После Сергей Аксаков познакомился и с французской сказкой «Красавица и чудовище».
У купца было три дочери. Число три, как и в других сказках, имеет сакральный смысл. Он отправился в очередное плавание. Первая дочь хотела венец, вторая — зеркало, а самая младшая, Настенька, желает получить аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. На купца в дороге нападают бандиты, поэтому он вынужден отстать от своего груза. Это событие роднит произведение с французской версией. Он попадает на поляну в лесу, где его встречает сытный ужин, гостеприимный прием, хороший ночлег. Когда купец уже собирался уходить, то он увидел на поляне аленький цветок. Сорвав его, он разбудил гнев чудища. Чудище дало ему волшебный перстень (этого элемента не было в французской версии) и попросило отправить с помощью украшения к нему свою дочь. Первые две дочери испугались, а третья согласилась.
Настенька жила как царица в новом доме. Однажды ей приснился сон, что отец заболел. Во французской версии у Бель было специальное зеркальце, через которое она могла наблюдать за своей семьей, чего не было у Настеньки. Чудище отпустило девушку на три дня. Дома сестры стали завидовать жизни Настеньки и задержали ее. Когда девушка пришла, чудище умирало. Слезы Настеньки вылечили чудище. Оно превратилось в прекрасного принца.
Также с традиционной версией «Аленький цветочек» близок отсутствием матери в семье и сословием отца. Горожане — необычные и нетипичные герои волшебных сказок. За основу взят миф про Амура и Психею.
Согласно сказке, Настенька была двенадцатой гостьей чудища. Двенадцать — число кратное трем, поэтому здесь тоже соблюдается сакральный смысл числа три.
В отличии от яркой и гордой Бель Настенька — скромная, покладистая, спокойная девушка. Она не такая авантюрная и озорная, как ее французский аналог. Настенька спокойно принимает свою участь. Она благородная и честная.
Имя Анастасия с древнегреческого языка переводится как «возвращенная к жизни». И действительно, горе с отцом и знакомство с чудищем помогло развить внутренние качества девушки. Ее честность и покладистость получили награду. Девушка стала женой богатого принца.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова
Популярные сегодня темы
- Смысл рассказа Уроки французского Распутина
Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то
- Жизнь Обломова (по роману Гончарова) сочинение
Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь
- Эволюция личности Пьера Безухова сочинение
Пьер Безухов — главный герой романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Впервые читатель знакомится с этим героем в первой главе, где он является гостем салона Анны Павловны Шерер
- Что лучше — истина или сострадание в драме На дне Горького? сочинение
Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?
- Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина
В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера.
На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 19.05.2022
Сказка «Аленький цветочек» написана С.Т. Аксаковым более ста лет назад. Но и поныне она очень нравится детям. Она учит читателя быть добрее и не судить никого по внешности и первому впечатлению.
О чем книга «Аленький цветочек»
Перед отъездом в дальние края отец интересуется у своих дочерей, каких гостинцев им привезти. Старшим дочерям нужны ценные и пышные гостинцы, а младшая дочка хочет самый прекрасный на свете цветочек. Отец озадачивается просьбой Настеньки, но обещает поискать для нее такой цветок.
Закончив свои дела и купив подарки для своих старших дочерей, но не найдя цветочка аленького, купец направляется домой. Но по пути его грабят разбойники, и он укрывается в темном лесу. Блуждая по чащобе, он обнаруживает богатый особняк, а зайдя внутрь, видит пышный стол с вкусными яствами. Приняв трапезу, он идет осматривать подворье и отыскивает заветный цветок. После срывания купцом цветка словно из ниоткуда возникает разъяренный монстр и собирается убить торговца. Но он говорит, что это все ради его доченьки. И монстр принимает решение отпустить его, снабдив ценными дарами, но при одном условии: одна из трех дочерей должна приехать в особняк и жить с ним вместе. Иначе торговца ожидает смерть. .
По возвращении домой торговец рассказывает своим дочерям о произошедшем. Старшие дочки заявляют, что никуда не пойдут, и сваливают эту обязанность на Настеньку. Ведь этот злополучный аленький цветочек был сорван именно для нее. Девушка решается пойти и, надев кольцо, оказывается в особняке страшного чудища.
Особняк встречает Настеньку пышными убранствами и лаской. Сначала монстр не показывается, лишь разговаривает с ней. Девушка привыкает к зловещему голосу, и монстр все-таки предстает перед ней, прежде чем вернуть кольцо и разрешить вновь вернуться домой. Но потом Настенька смиряется и с его ужасным обликом. Однажды она видит сон, что заболел ее батюшка, и чудище отправляет ее домой, попросив вернуться через три дня, иначе он умрет от тоски.
По приезде домой Настенька рассказывает о своей жизни в замке. Сестры из зависти к ней делают все так, чтобы она опоздала в особняк. Она находит монстра умершим. Роняя слезы, она признается ему в любви, и он оживает, но уже в облике прекрасного принца.
Смысл книги «Аленький цветочек»
Главный смысл – осознать силу любви. Именно это чувство толкнуло купца на совершение рокового поступка, а ее дочь пленили вместо него. Девушка с любовью отнеслась к чудовищу, подружилась с ним. Монстр понимал, что может погибнуть. Настенька опоздала, но сила великого взаимного чувства дала новую жизнь, и монстр превратился в человека.
Показано самопожертвование, отказ от эгоизма. Любовь может выражаться не только в ласке и внимании, но и в ущемлении собственных интересов во благо близкого человека.
Используя эти знания, можно воспитать ребенка, избегая скучных нравоучений.
Анализ книги «Аленький цветочек»
Сергеем Аксаковым написана замечательная, душевная сказка. Самое главное – любовь. Торговец, отец трех дочерей, очень любит свою младшенькую. Ради спасения отца Настенька готова пожертвовать своей свободой. Ее не страшит перспектива остаться в огромном особняке наедине с чудищем. Но в уродливом монстре Настенька разглядела чудесную душу. Под отталкивающей внешностью скрывалось огромное, любящее сердце. Она влюбилась в заколдованного принца, околдованного ведьмой и превратившегося в устрашающего зверя.
История создания книги «Аленький цветочек»
Написана сказка была в 1857-ом году. Прототипом «Аленького цветочка» послужила сказка, услышанная Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в детстве от ключницы Пелагеи.
Впервые произведение вышло в печать в 1858-ом году (как приложения к одному из детских произведений).
Значение названия книги «Аленький цветочек»
Она содержит в себе скрытую смысловую нагрузку. Если проанализировать семантику словосочетания «аленький цветочек», то это «красный цветок». У него двузначная символика. В искусстве красный цвет всегда был связан со смертью и любовью. Аксакову больше импонирует второе значение. Алый цветок символизирует теплое, отзывчивое сердца, способное влюбиться даже в монстра и тем самым снять проклятие.
У Аксакова это дивное, невиданное растение, но очень хрупкое и красивое. Цветок символизирует жизнь (по аналогии с существованием чудища). Неслучайно монстр умирает со сжатым в лапах увядающим цветком, утратившим былые краски.
Проблематика книги «Аленький цветочек»
У сказки сильный воспитательный характер в массе моментов. Очень положительны и младшая купеческая дочка, и чудовище. Сестры Настеньки изображены с небольшим знаком минус. Купца хоть и можно назвать хорошим человеком, но он совершает большую ошибку и подвергает опасности себя и своих близких.
Чему учит книга «Аленький цветочек»
Сказка «Аленький цветочек» несет в себе много уроков, но главный смысл – анализ силы любви и самопожертвования.
Сказка скрывает в себе следующие уроки:
• необдуманные действия приводят к плохим последствиям;
• очень важна взаимовыручка;
• нельзя оценивать ближних лишь по внешнему облику (за непривлекательной внешностью может скрываться добрая душа);
• не стоит завидовать и творить зло (эти чувства разрушительны; например, поступки сестер Настеньки, из зависти задержавшие ее, а монстр чуть не погиб).
В сказке «Аленький цветочек» говорится и о том, что лишь честные и отзывчивые люди заслуживают самой высокой награды.
История учит любви, видению всего чудесного и положительного даже в самых ужасных монстрах. И в отталкивающем по внешнему признаку теле способна жить доброта. Любовь, обладающая магическими способностями, способна справиться даже с самыми злыми чарами.
Аксаков призывает читателей быть более гуманными, уважать и любить людей, несмотря на их непривлекательность внешнюю.
Произведение также призывает сдерживать свое слово. Все обещанное окружающим важно выполнять. Ведь купец обещал своим дочкам гостинцы и выполнил обещание. Ради этого он рискнул собственной жизнью. Настенька тоже сдержала обещания. Когда чудище отправило ее домой, чтобы повидаться с семьей, она просто могла не вернуться. Но не сделала этого. Она вернулась в особняк, ведь она пообещала.
Объяснение концовки книги «Аленький цветочек»
Финал «Аленького цветочка» таков:
Сразу же по возвращении купеческой дочери в белокаменный особняк она почувствовала что-то недоброе, ведь чудовище ее не встретило. Сердце Настеньки дрогнуло, и она отправилась на поиски лесного зверя туда, где рос алый цветок.
Глаза дочери торговца затуманились, земля ушла у нее из-под ног от увиденного. Уродец лежал мертвый, а в его лапах был зажат алый цветок.
Настенька стала умолять монстра проснуться, говорить, что он для нее желанный избранник. После ее слов произошло ужасное: сверкнула молния, ударил гром, и девица упала без сознания.
Проснувшись, купеческая дочь видит, что над ней склоняется принц, разодетый в золотые одежды и с короной на голове, а рядом с ней — ее батюшка и сестрицы.
Прекрасный юноша сказал, что стал уродцем из-за того, что еще ребенком его выкрала злая колдунья и наложила чары. Заклинание гласило, что оно утратит свою силу при условии, что кто-то полюбит его в таком неприглядном обличье.
В таком виде монстр прожил 30 лет. Особняк успели посетить 11 девиц, купеческая дочка была двенадцатой, и лишь она смогла искренне его полюбить (за доброту и ласку).
Принц просит у купца руки его дочери. Торговец благословляет молодых, после чего начинается свадебный пир.
Аудиокнига «Аленький цветочек»
Давно что-то не было моих разборов сказок…забыла я про это дело. Зато другие не забыли, как видно: спросили «А как же русские сказки?» Ну ОК, будут и русские. Начнём как раз с «Аленького цветочка». Другие разборы ( «Дикие лебеди», «Али-Баба и 40 разбойников», «Король Дроздобород», «Холодное сердце» и пр) доступны у меня по тегу «Сказка».
Правда, «Аленький цветочек» — это не совсем чтобы русская народная сказка. Это литературная сказка «А́ленький цвето́чек» — сказка русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, записанная им «со слов ключницы Пелагеи». Одна из многочисленных вариаций сюжета «Красавица и чудовище».
Сказка была впервые напечатана Аксаковым в 1858 году, как приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука».. Однако — что мешает нам вспомнить её хотя бы по прекрасному мультфильму советских времён и — составить о ней своё мнение?
Текст сказки: https://www.litmir.me/br/?b=996&p=1
Первая и главная проблема этой сказки и вместе с тем невыявленная загадка — откуда Настенька знает об аленьком цветочке? И — что именно она о нём знает? Что где-то на белом свете есть волшебный цветок? В сказке, да и в мультфильме она даёт отцу совершенно нечёткие инструкции — «Привези
чудище заморское для утех плотских, сладострастных
аленький цветочек, краше которого нет на свете», и ни отцу, ни сёстрам не приходит в голову сорвать, скажем,алую розу у своего терема или тюльпан в поле — нужен какой-то определённый волшебный цветок, о свойствах которого ничего не говорится. Если сестра Гордея просит себе венец, а сестра Любава — волшебный «туалет» ( как называют они зеркало), там чётко говорится о свойствах этих предметов. Возможно, поэтому сёстры и мнят себя более умными, чем любительница флоры Настенька.
Да и дальше о цветочке мало что будет сказано: ну да, отца-купца выбрасывает бурей на дивный остров, где растёт этот цветочек.
«И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
— Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.
И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами-и вырос, как будто из-под земли, перед купцом: зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:
— Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.»
Ну, и что мы узнаём из этого диалога в итоге? Немного; имеется какой-то очень красивый заповедный цветок, который нельзя срывать, чтобы не рассердить чудище. Купец сорвал цветок — чудище злится, и требует, чтобы купец заплатил жизнью за этот проступок. Но про сам цветок сказка по сути, не говорит; цветок от начала до конца пройдёт лейтмотивом колдовской истории с чудищем, и сам колдовским предметом не станет ( разве что, привезённый Настенькой на остров, сам прирастёт к стебельку).
Теперь о самой истории. Как следует из неё, чудище ( о чём ни папа-купец, ни Настенька не знают) — заколдованный принц » с короною царскою». Парню этому — 30 лет, большую часть из которых он пребывает в облике чудища, и ждёт он, пока одна из девиц его не расколдует, полюбив:
— Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, ещё малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силою нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдётся красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таким страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, а ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую.
То есть Настенька — отнюдь не первая, с кем пробует чудище силу своего очарования ( и папа в качестве влюблённого в него объекта тем более ему не годится, нужна именно девица-красавица:)))Только в отличие от остальных девиц, сердце её оказалось более отзывчивым на его доброту. А может, и на ласку, о которой говорит чудище в следующей фразе, породившей, видимо, упомянутый мною анекдотец:
-Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.
В советском мультфильме эта часть повествования была сознательно опущена: Настенька надевает заветное кольцо, отправляется на остров, там долгое время чудище не показывается ей на глаза. А когда показывается — Настенька вскрикивает и закрывает лицо руками, боится его. То есть оказывается непонятно, как Настенька это чудище полюбила в итоге, если он постоянно от неё прячется, а она боится даже посмотреть, не то, что коснуться его.
Сказка же к чудищу более благосклонна:
Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своём виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи тёмной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного и, хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх её совсем прошёл.
Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждалися, гуляли по зелёным садам, без коней каталися по тёмным лесам.
То есть они виделись, вместе обедали, гуляли по садам, и уж каковыми были «ласки», только Настенька и чудище смогут нам поведать:) А если даже и так? В итоге-то она его расколдовала, и они всё равно поженились! Заметим, Настенька называет чудище, валяющееся без сознания ( или реально умирающего) — «мой сердечный друг» :))
Последуем дальше логике сказке: чудище отпускает Настеньку проведать отца и сестёр, и обязывает её вернуться до заката солнца, а не то он умрёт от тоски. Теоретически это может быть действием заклятия, наложенного злой ведьмой : если девица, не выразив ему своей любви, уезжает с острова, чудищу становится очень худо. Практически — уже его личная любовь к ней, потому что каким-то образом 11 девиц с острова исчезло ( или чудище их убило) безо всяких для чудища суровых последствий. Ну и да…если между ним и Настенькой уже есть некое подобие чувства, о чём говорят «ласки» — он поверил в её любовь, заглянувшую за его некрасивую внешнюю оболочку.
Любит ли чудище сама Настенька? Да, она так и говорит сёстрам:
— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.
Но тут всё не совсем понятно: не исключено, что это с её стороны благодарность, не любовь. Он же её кормит-поит-одевает, они дружат, и она уже привыкла к его лохматости и безобразности.
А вот с чудищем всё ещё сложней: Настенька возвращается домой, на Русь святую, где теоретически колдовство чудища не действует. Практически же — ещё как действует, если там же на Руси действует волшебное кольцо, с помощью которого Настенька и путешествует туда-обратно ( не кораблём, как папа-купец). Да и в мультфильме ( не в сказке) есть такой момент: Настенька приезжает, на неё налетают сёстры и говорят — «А как же подарки нам?»
Настенька удивляется и смущается: она не подумала о подарках. И тут, как по мановению волшебной палочки, перед сёстрами оказываются два сундука с подарками — стало быть, чудище всё слышит, и исполняет Настенькины желания даже на расстоянии!
А вот теперь внимание, о самом интересном и непроявленном моменте в сказке: если чудище всё слышит, всё видит, и — исполняет желания Настеньки даже у папы дома, почему тогда он проявляет такое нетерпение в желании умереть с последним закатным лучом? Он же должен слышать, по идее, что Настенька признаётся ему в любви, рассказывает о его «любви горячей», и — он что, лишний час не может подождать любимую девушку?
Нет, он решается сразу же помереть, как эльф-шантажист из «Дюймовочки», обещающий сразу же умереть, если она ему откажет ( удивительно, после этого эльфа мультяшного я долго не любила эльфов вообще :)) Почему он умирает, вот вопрос? Решил, что она больше никогда не вернётся, несмотря на все свои обещания? Полюбил настолько, что лишний час ему подождать смерти подобно? Или такова сила его разочарования перед нарушенным ею обещанием?
В сказке это так и останется непроявленным: Настенька приедет на остров и найдёт там умирающее ( или уже мёртвое) чудище: пока она не знает, где он, её обращение к нему нейтральное:
— Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.
( Заметим, обращение к нему тут скорее как у пленницы — к хозяину ( «мой господин» — на Востоке могли обратиться и к своему мужчине, но тут — Русь святая!), но одновременно и к верному другу. Друг — пока ещё не сердечный, хотя она и знает о его горячей любви. Она думает, что она вернулась раньше, а небо почему-то потемнело само собой.
и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. И показалось ей, что заснул он, её дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная,- он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую — и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мёртв лежит…
То есть, согласно сказке, чудище не только уже умерло, но ещё и остыло. Либо другое: лапа безвольно падает вниз, что вполне могло быть и при глубоком обмороке, а Настенька думает, что чудище умерло. Иначе почему же даже для мертвеца действуют её слова:
— Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..
Ну, и собственно, счастливый финал, где Настенька обретает это же чудище уже в виде молодого принца. Любовь у них уже есть, согласие взять его в женихи — тоже, и осталось только свадьбу справить.
Теперь ещё вот какой момент — в каком царстве остаётся Настенька? В мультфильме остров оказывается колдовским, и Настенька с королевичем ( экс-чудищем) покидают его, чтобы отправиться на святую Русь ( по виду там вообще Великий Новгород, да и вполне может быть, судя по торговым кораблям).
В тексте сказки же Настенька и принц остаются на острове, и он говорит ей: «будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.» Заметим — сам он — принц, и Настенька станет женою короля ( не царя) , то есть дело происходит не на Руси, а где-то в Европе. И ведь начальный аналог сказки — «Красавица и Чудовише» — действительно европейский.
Сказка это красивая и волшебная, мультик этот в детстве я очень любила, однако сам чудище своими номерами с умиранием подпортил общее впечатление. Но — хорошо то, что в итоге хорошо кончается!
Вступление
Сергей Тимофеевич Аксаков не скрывал, что прообразом «Аленького цветочка» стала сказка, которую услышал в детстве от ключницы Пелагеи. Это объясняет повествовательную схожесть с другими народными сказками, в том числе зарубежными, например «Красавице и чудовище».
Впервые сказка издана в 1858 году как приложение к произведению «Детские годы Багрова–внука».
Аксаковский «Аленький цветочек» не столько народная сказка по содержанию, сколько мировоззренческая – по заложенным аксиологическим и христианским смыслам. Попробуем разобраться в произведении с позиции духовно-нравственных ценностей.
Купец как положительный персонаж
В начале сказки часто встречается слово «любовь». Примечательно, что использовано это слово при описании купца. Автор подчеркивает положительность персонажа и через отношение к богатству:
и любил он дочерей своих больше всего своего богатства
Людей купец ставил выше богатства, а для своих дочерей готов привести всё что те пожелают. Такое выражение любви нельзя назвать положительным, ведь несмотря на оставленный наказ «жить без него честно и смиренно», он попросту балует дочерей.
О том, почему младшую дочку любил больше всех
Ответом на это служит следующая строка:
…а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее
То, что она относилась к нему ласковее других дочерей свидетельствует о любви, которую купец чувствует и отвечает взаимностью. Отец видит в младшей – родственную душу. И эта связь очень действительно прослеживается в сказке. Купец – человек долга и чести. Он не только выполнил обещание, которое дал дочерям, но проявляет смирение и волю, – вспомните, ведь чудище отпустило его домой под «честное слово»:
Видя его правду, он (чудище –прим. ред.) и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.
Сорвав аленький цветочек, и увидев, что совершил ошибку, купец кается и просит прощения у чудища. Это ли не христианское поведение?
Младшая дочь не столько телесное продолжение отца, сколько духовное, ведь предстаёт более совершенным человеком. Отсюда становится ясно, зачем автору образ благочестивого отца, ведь хороший плод не может быть от засохшего дерева.
Вспомните описания из житий святых, например, Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи, в которых изображаются родители святых, как правило – это праведные люди, или, даже – святые.
Как раскрывается образ дочерей. Значение заветных подарков
Старшие дочки изображены антиподами младшей, и, скорее представляют собою продолжение умершей матери, которая, видимо, не отличалась добродетелью. Однако такое положение вещей свидетельствует и о недостатке материнской любви, а отец, как сказано в начале сказке, любил больше младшую.
Недостаток любви компенсировался в старших дочерях развитием отрицательных качеств.
Какими пороками поражены сёстры видно по тем подаркам, которые те заказали отцу. Эпизод в сказке с заветными желаниями не случаен. Купец дал дочкам три дня на выбор подарков. И те думали три дня и три ночи, что свидетельствует о решениях, принятых за это время, как взвешенных и обдуманных. Через выбор заветного подарка, дочери обнаруживают внутренний мир, показывают что у них на душе.
И действительно, загаданные подарки глубоко символичны. Старшая загадала золотой венец, что символизирует неудовлетворённую жажду власти. Средняя загадала «тувалет из хрусталю восточного» или, другими, словами зеркальце. Конечно же, эта вещь символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости. Стоит только удивиться, почему отец исполняет такие прихоти дочек. Но и ответ будет прост: слепая отцовская любовь.
Младшая загадала «аленький цветочек, которого не было краше на белом свете». Не просто цветок, а самый красивый. Заметьте, не вещь или украшение для удовлетворения желаний, а то, чем любуются! Созерцание красоты для неё важнее прочего. Что это как не внутреннее желание обрести истину. В творениях Святых Отцов истиною Красотою называют самого Бога.
Дионисий Ареопагит писал:
«Бог – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется».
и далее:
Прекрасное… всех к Себе зовет, отчего и называется красотой, и потому что Оно все во всем сводит в тождество».
Младшая дочь ставит небесное выше земного, невольно показывая стремления души: к вечному, неземному. Через совершенное создание Творца, она хочет приобщиться к истине.
О том, как купец искал аленький цветочек
Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:
Поворотил он назад-нельзя идти; направо, налево-нельзя идти; сунулся вперёд – дорога торная.
…
Перекрестился купец и пошёл вперёд. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день
Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.
Так ли страшен зверь
В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.
При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз. Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.
Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.
О том, как младшая дочка смогла полюбить чудище морское
Добродетельный человек старается не сидеть без дела. Младшая дочка, оказавшись у чудища, не праздновала, а рукоделила. На примере такого, высоконравственного человека, автор показывает как рождается истинная любовь. Из контекста сказки понятно, что любовь усилием берется и не каждый обретет её.
У зверя во дворце побывали и другие девицы, но ни одна из них не полюбила его, несмотря на богатство и проявленную заботу.
Что позволило девице полюбить страшного зверя? Доброе сердце и готовность ко всему относится со смирением. Дочка называла его господином, т. е. правильно оценивала свое положение, не превозносясь, а выражая благодарность за доброту и заботу.
Девица, конечно же, не сразу полюбила чудовище и никакой жалости к нему не испытывала как интерпретируют некоторые современные и иностранные обработки сказки. Дело в том, что смирившись с участью вынужденной гостьи, она приготовилась принять любые условия морского чудища, воспринимая того как хозяина её жизни. Чувствуя благорасположение, она стремилась узнать его поближе и привыкнуть к внешним недостаткам. Сначала свыклась с его страшным голосом, потом и с внешностью, хотя давалось это не без усилий:
Со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.
Младшая дочка заставила сердце работать, что позволило увидеть скрытую за внешним уродством человеческую душу морского зверя. И, в конце концов, она полюбила того.
Любовь – это не то чувство, которое вдруг приходит, а потом исчезает. Любовь требует постоянной работы, а те чувства, которые принято называть любовью, лишь предтеча истинной любви. Вот и в сказке изображена не та чувственная любовь, а та любовь, которая развивается постепенно и дается с упорством и трудом.
Зависть сестёр
Что подтолкнуло старших дочерей к желанию погубить сестру? Конечно же, зависть. В начале сказки уже дано представление о моральном облике сестер, которые страдают тщеславием и гордыней. Если младшая, имея добрые помыслы, смогла к концу сказки духовно вырасти, заслужив истинную любовь, то старшие сестры, действуя по страсти, замыслили грех убийства. Таким образом, грех зависти потянул еще больший грех.
Что воскресило лесного зверя
После коварного поступка сестер, казалось бы, счастье младшей дочки невозможно. Но как часто происходит в сказках (например, в сказке «Аленушка и братец Иванушка») истинная добродетель спасает и даже воскрешает героев. Если Иванушка спасает сестрицу из пруда благодаря вере, то младшая дочь в «Аленьком цветочке» возвращает суженого к жизни благодаря той любви, до которой сумела вырасти.
Выводы и современное восприятие
Количество литературных, мультипликационных и видео- обработок сказки «Аленький цветочек» равняется количеству сюжетных и смысловых интерпретаций. Нельзя сказать, что одна лучше, другая хуже. Каждое произведение (и мультфильм, и фильм, и художественная обработка) несет смысловой контекст.
Например в советском мультфильме отец изображен положительным персонажем, но с явными признаками тщеславия и гордыни, никакого смирения перед чудищем не проявляет. Слова с молитвенным обращением или упованием Богу убраны полностью.
Но в анимационном плане мультфильм смотрится приятно.
Из разбора сказки узнали, следующее:
– истинная любовь стяжается через внутреннюю работу,
– относись к ближнему со смирением и открытым сердцем,
– любовь больше чем просто чувство,
– иди путём прямым, не сворачивай
– хороший плод бывает от хорошего дерева.
Если хотите узнать как стяжать любовь – читайте сказку в оригинальном изложении Сергея Аксакова.
Прочтений: 2 187
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Аксакова Аленький цветочек
Аленький цветочек — анализ сказки Аксакова
Добрая и поучительная русская сказка Аленький цветочек написана писателем Аксаковым около двухсот лет тому назад, но не теряет своей сумасшедшей популярности среди детей и по сей день. И неспроста, ведь ее содержание таит в себе глубокий смысл, а не только красоту слов.
Повествование начинает с того, что купец уезжает в плавание на несколько дней и оставляет своих троих дочерей дома. При этом он у каждой спрашивает о том, какие гостинцы из-за моря ей привезти. Две сестры попросили украшения и зеркальце, а вот младшая Аленушка решила соригинальничать и попросила какой-то «цветочек аленькой».
Купец купил подарки старшим дочерям и решил было возвращаться домой, но вспомнил про Аленушкину просьбу и стал искать цветок повсюду, пока его буря не занесла в какие-то угодья. Там его нечто накормило, напоило, дало приют на ночь. И тут просыпается купец в прекраснейшем саду и видит перед собою то самое, что просила его меньшая доченька Аленушка. Подошел купец и сорвал цветок. Как только забрал он цветок, то началась буря и то самое нечто, что приютило его, гневным голосом заговорило с ним. Оказалось, что аленький цветочек – это самое любимое растение в хозяйском саду. За то, что купец нарушил покой чудовища, то он обязан лишиться жизни или привезти к хозяину одну из своих дочерей, чтобы она жила с ним как принцесса. Купец попросил попрощаться со своими дочерьми и поехал домой радовать девушек гостинцами.
Когда Аленушка узнала, чем дался ее батюшке ее подарок, то она схватила перстень и надела его на палец, дабы очутиться в царстве чудовища…
Сказка заканчивается тем, что Аленушка выходит замуж за чудовище, которым перед этим погибло, но его смогли оживить чары любви Аленушки и превратить в прекрасного юношу…
Несмотря на свою достаточно сказочную концепцию, произведение носит глубокий философский характер. Сказка учит тому, что даже за самым уродливым существом может скрываться богатая и щедрая, добрая душа. Любовь способна не только заставить человека преобразиться, но и исцелить, подарить новую жизнь, пробудить из мертвых.
За уродливым чудовищем была скрыта добрая душа. Это не напугало милую девицу, а помогло полюбить его таким, какое оно есть: добродушное, но пугающее.
Важно верить в добро и быть добрым, любить и дарить любовь – именно этим простым истинным вещам учит произведение русского писателя Аксакова.
Вариант 2
Сюжет Аленький цветочек повествует о семье без матери, в которой остались трое девочек с отцом, загруженный бытовыми делами. Не успевая в воспитание, он пытается пополнить любовь и заботу, подарив им, что-нибудь дорогое, материальное и ценное.
Отец во время отсутствия не может своевременно уделять им внимания, чем обе дочерей становятся чёрствыми, меркантильными и злыми. Их расчёт чувствуется в выборе подарка имеющий только материальный смысл в жизни. А младшая дочь просит купить, то, что по душе отцу, доверяя и уважая его выбору, а он приносит цветочек.
Аксаков пытается символизировать красный цвет — цвет жизни, придавший цветку, который до конца событий играет важную роль в сказке. Сам цветок ассоциируется с чем-то нежным, любовью и красотой.
Подарив младшей дочери, цветочек он подверг ёё к встрече с чудовищем, где та познала истинную любовь, не смотря на внешность.
Женщинам свойственно искать не дополученную любовь от посторонних людей или мужчин, так как сама природа заложила в них жить в паре.
Об этом и повествует сценарий событий, в котором учит уважать и любить людей в не зависимости от внешних данных, смотреть в душу и понять чувства, спрятанные, где то в глубине души.
Так и поступила младшая дочь, чем была отблагодарена судьбой, когда зверь превратился в юношу, которого долго искала в не сознании. Она сумела разглядеть в уродстве облика что-то, из чего была создана сама девушка. Сумела увидеть красоту чувств, доброту души и истинное отношение не только к себе, но и к окружающему миру.
Преодолев, препятствия в отношениях и страх пред чудищем девушка приобрела всё, и спутника жизни, друга, а также семью, о которой так мечтает любая из нас.
Сказка учит быть терпеливым по отношению к возлюбленному, почитать старших и родителей, а также быть верной спутницей своему избраннику.
Об этом и доказывает младшая дочь своим согласием на встречу с неведомыми трудностями в не знакомом царстве. Однако выдержав все и поддержав клятву отца перед зверем, она была обречена на пожизненное счастье и покой.
В детях сюжет воспитывает уважение к родителям, скромность в требованиях и желание поддержки близких людей.
Анализ сказки Аксакова Аленький цветочек
Несколько интересных сочинений
- Смысл эпиграфа к поэме Мцыри
Эпиграф к «Мцыри» взят Лермонтовым из Библии – «Первой книги Царств». По библейской легенде во время одной из битв Саул строго-настрого запретил своим воинам прикасаться к еде
- Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме Кому на Руси жить хорошо
Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.
- Главные герои рассказа Дети подземелья Короленко
Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть
- Сочинение на тему Человек и книга
С древних веков между людьми и книгами есть связь, длящаяся уже больше 2000 лет. Книги писали на дощечках, выбивали на каменных плитках, в Египте писали на папирусе, сворачивая в свитки, а в Китае на первой бумаге, сделанной из тряпок
- Сочинение Описание усадьбы и дома Манилова (поместье, интерьер)
Помещик Манилов — один из центральных героев поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Важным элементом в его образе является описание поместья и господского дома, которое автор дает во второй главе произведения.