Разбор сказки белая уточка

Анализ русской народной сказки «Белая уточка» для читательского дневника

08.12.2021

сказка белая уточка

В статье мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка» для читательского дневника. В разбор вошли: описание сюжета (краткое содержание), главные герои с небольшим описанием, план пересказа, мораль (чему учит произведение) и личный отзыв (мнение) о сказке.

Автор: русский народ (записал и обработал известный фольклорист Александр Афанасьев).

Описание сюжета (краткое содержание):

Князь влюбился в красивую девушку и женился на ней. Но нужно было уехать ему по делам. Наказал он княжне из дома не выходить и с плохими людьми разговоров не вести. Но пришла в его отсутствие к его молодой жене злая ведьма, обратившаяся в образ простой женщины, выманила ее из дома, превратила в птицу — белую уточку, а сама княжной обратилась. Муж, вернувшись, не заметил подмены. А уточка родила трех сыночков – старших нормальных, а младшего – заморыша. Захотела ведьма и детей извести, заманила их в дом, напоила-накормила, а когда детки уснули, умертвила их. Уточка прилетела к деткам и стала вокруг них летать и приговаривать, что змея подколодная всех обманула. Князь услышал ее причитания, сказал заклинание, и уточка превратилась обратно в его жену. Детишек воскресили живой водой. А злую ведьму привязали к лошади, и сгинула она в поле.

Главные герои:

Князь – знатный человек, женился на любимой женщине, был обманут ведьмой.

Княжна – молодая жена князя, которую завистливая ведьма выгнала из дома и превратила в уточку.

Ведьма – злая колдунья, которая хотела занять место жены князя, поэтому превратила ее в птицу и убила ее детей.

Дети белой уточки и князя – три сына, два обычных и «заморышек», неказистый внешне, но умный и смекалистый.

План пересказа:

1.Князь женится на прекрасной девушке

2.Уезжает по делам, оставив молодую жену одну.

3.Ведьма хитростью выманивает княжну из дома и превращает ее в птицу.

4.Белая уточка живет на озере, рожает 3-сыновей.

5.Ведьма заманивает и убивает мальчиков.

6.Уточка с грустной песней кружит около мертвых детей.

7.Князь при помощи заклинания возвращает настоящий облик жене.

8.Воскресение детей при помощи живой воды.

9.Наказание ведьмы.

Мораль сказки:

Добро всегда побеждает зло, хитрая и злая ведьма наказана, справедливость торжествует. Не пытайся обманом присвоить то, что тебе не принадлежит, например, чужого мужа.

Не будь слишком доверчив, как княжна-уточка, не слушай сладких речей всяких ведьм, доверяй, но проверяй. Не подпускай слишком близко к себе незнакомых людей, вначале убедись, что этот человек не причинит тебе зла, узнай его получше.

Скука – плохой советчик. Всегда будь занят полезным и интересным делом, тогда и на опасные приключения не будет тянуть.

Слушайся старших, более мудрых и опытных людей, которым доверяешь, не будь самонадеян, как молодая княжна, которая не послушала совета мужа и поэтому попала в беду.

Отзыв:

Прекрасная, поэтичная сказка о любви князя и княжны и о планах коварной ведьмы, которым не суждено было осуществиться. О зависти и доверчивости, которых много и в реальной жизни. Произведение поучительно и полезно, читается легко. Мне очень понравилось все – и сюжет, и язык, и развязка.

Очень трогательным был момент оплакивания уточкой своих детей. Думаю, этот эпизод заставит многих деток задуматься о том, как родители, особенно мамы, переживают за них. И будут более осторожными и осмотрительными.

Другие разборы русских сказок для читательского дневника:

Морозко

Петушок и бобовое зернышко

Гуси-лебеди

Русская народная сказка «Белая уточка»

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Белая уточка» и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки «Белая уточка»

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Белая уточка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки «Белая уточка»
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка «Белая уточка»
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке «Белая уточка»
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая уточка»
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма — опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке «Белая уточка»

  1. Волшебные превращения — княжна в уточку
  2. Волшебные существа — ведьма
  3. Победа добра над злом

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

В чём смысл сказки «Белая уточка» ? Какова главная мысль?

6 ответов:



2



0

Сказка «Белая уточка» очень интересная и познавательная.

Она рассказывает об истории жизни княжеской семьи.

Князь женился на молодой девушке, а сам уехал в поход.

В его отсутствии злая волшебница завлекла княжну погулять в сад, а затем искупаться в пруду и там превратила её в уточку, а сама заняла её место.

Когда у уточки подросли три сына, ведьма решила их убить, уточка плачет, князь услышал её человеческий голос и превратил её обратно в свою жену.

Сыновей оживляют, живая и мертвая вода помогают их воскресить.

В конце сказки ведьма погибает.

Это сказка учит не доверять тем, кого мы никогда в жизни раньше не видели.

Нельзя полностью доверять незнакомцам.

Не нужно отвечать на вопросы незнакомцев или выслушивать их предложения, которые могут показаться простыми и в тоже время заманчивыми.

Не нужно принимать подарки от чужих.

Эта сказка учит осмотрительности и тому, что нужно быть осторожным.



1



0

Сказка «Белая уточка» — это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея.. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке — привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю.

Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Это мысль о том, что нельзя прислушиваться к речам незнакомцев, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Ведь неизвестно, что на сердце у такого человека и зачем он втирается к нам в доверие. Князь это хорошо понимал, и потому строга наказал княжне:

GBc3lvpQJ4Hh6IUdirNCLbyQLCbKIH8V.png



1



0

В сказке «Белая уточка» повествуется о жене князя, которая на время осталась одна. Пришлось князю отлучиться в другие земли, а перед отъездом он наказал жене ни с кем в разговоры не вступать и остерегаться незнакомцев. Но княжна поверила обходительной и обаятельной незнакомке, которая пригласила её к озеру прогуляться, а затем превратила её в белую уточку.

После этого последовало много бед, и только через время князь сумел разоблачить ведьму и восстановить справедливость. Если бы княжна послушалась мужа, то встречи со злой женщиной можно было бы избежать.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.



1



0

Главная мысль этой сказки в том, что в жизни, как правило настоящей дружбы между женщинами не бывает и одна из женщин, будет либо завидовать другой или вообще как в этой сказке, окажется ведьмой и постарается все отобрать, а саму приятельницу, которая ей доверилась как здесь жена князя, вообще уничтожить.

Однако впоследствии в этой сказке появилась и другая мысль, а именно та что в быту, муж поймет, его ли жена живет с ним или есть какая то подмена и недобросовестный человек, все равно проявит свой злой нрав и выдаст сам себя и его обнаружат. Ну а добрый человек напротив, в кого бы он не был превращен, в итоге не утратит человеческий облик.



0



0

Главная мысль сказки в том, что зависть- это худший порок у человека, от которого он совершает плохие поступки. Ведьму и погубила зависть. Обман рано или поздно раскрывается. А добро побеждает зло.



0



0

«Белая уточка» — русско народная сказка.

Сказка относится к народной и волшебной.

Главные герои сказки: Княжна; Князь; Ведьма; Сыновья Княжны.

Главная мысль сказки.

Никогда не доверяйте тем людям, которых плохо знаете, или вообще, первый раз видите их.

Чему учит сказка.

Сказка учит не доверять незнакомцам, и не разговаривать с ними, а тем более, не принимать от таких людей советы и подарки.

Читайте также

В рассказе «Замазка» действуют двое озорных мальчишек, которых зовут Шура и Костя. Оба мальчика пытаются развлечься, для чего начинают лепить из оконной замазки различные фигурки. Далее они отправляются в кинотеатр, не забыв взять с собой замазку.

В кинотеатре ребята то и дело попадают в смешные ситуации, и все они связаны со злополучным кусочком замазки. Сначала на замазку усаживается человек, затем Костя чуть не съел замазку, приняв её на пряник. После этого до конца фильма мальчишки заняты тем, что ползают в поисках замазки, которая упала на пол.

Зря ребята в кино пошли, ведь они толком ничего не увидели. А все потому, что были невнимательны, поскольку за замазкой не следили. Главная мысль рассказа сводится к тому, что нужно стараться следить за своими вещами. А если уж оплошал, то нечего ругать в этом других людей. Нужно быть ответственным за свои действия и поступки.

Главный герой сказки Воробьишко птенец, который недавно вылупился, объясняли ему мама Воробей и папа Воробей, что маленькому птенчику нужно вести себя осторожнее, по незнанию, он может погибнуть. Но Воробьишко ни разу не сталкивался с опасностью и вел себя беспечно и вывалился из гнезда, где его чуть не съела кошка.

Сказка «Воробьишко» учит послушанию, маленькие дети должны слушаться родителей, которые заботятся о своих детях и оберегают, а не просто так рассказывают, молодо — зелено, как говорится. Мама Воробей спасла птенчика, но сама пострадала.

Пословицы, которые подходят к сказке «Воробьишко»

gAISNbGiOSKPDrBZxfp8veoMTQvfzAR.png

Сказка «Воробьишко» начинается так

2FcRfFtANFdbDkuO86xHXXaqduY3K6M.png

Главными героями рассказа Николая Носова «Клякса» являются:

  1. Федя Рыбкин, веселый и беззаботный мальчик-озорник, которому пришлось озаботиться красотой своего лица.
  2. Зинаида Ивановна, учительница, которая решила проучить Федю за баловство, напугав его до полусмерти.
  3. Гриша Копейкин, приятель Феди.

<hr />

В это рассказе Федя измазал лицо тушью, все ребята очень смеялись и Федя поспешил измазать дополнительно нос. Учительница внутренне возмутилась, но внешне осталась спокойной и напугала Федю жутким предсказанием язв и волдырей. Федя содрал себе кожу с лица ластиком чуть не до костей, и только после этого учитель сжалилась и отпустила мальчика умываться.

Главная мысль этого рассказа — баловство может довести до серьезной беды, а наказание может быть очень суровым. Ну или: урок не время для баловства.

Основной темой в рассказе А.И.Куприна о чудесном докторе для меня стало противопоставление отчаяния и спасения. Эпитет же чудесный к слову доктор, в данном случае, для меня раскрывает тему, что чудо — это дело рук самих людей. Ведь Пирогов ничего не сделал сверх естественного, он просто помог, оказал содействие, проявил сострадание и сочувствие человеку, увидев в Мерцалове именно человека, а не существо, которого следует гнушаться или чураться, как тот же швейцар или барин из дома, где до своей болезни служил Мерцалов.

Отчаяние — это большая ошибка (грех) человека, ведь отец семейства своими дурным поступком (стремлением покончить жизнь самоубийством) не делал жизнь своей семьи лучше, он усугублял ее страдания еще сильнее. И хорошо, что в жизни попадаются такие люди, как доктор Пирогов, которые спасают не только от реальных язв или лихорадки, но и от душевного краха, надлома, который случился с Мерцаловым.

Порой, чтобы вернуться в жизнь с мечтами и надеждами, достаточно встретить на своем пути «чудесного доктора», который поделившись частичкой своего оптимизма и жизнелюбия, непременно вселит вам уверенность, что «Жизнь налаживается»…

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» это самое лучшее произведение автора. Некоторые другие тоже читала, но вот именно эта книга более всего запомнилась. В тот момент строилось новое общество, старались вырастить поколение патриотов. Ребята организовали команду во главе с Тимуром, которые помогали жителям поселка, обычным людям и семьям военнослужащих.

Каждый может увидеть положительную сторону поведения тимуровцев. Считаю, что повесть Гайдара учит сплоченности людей, особенно младшее поколение, патриотизму, верности своим принципам, любви. Хорошо, если до сих пор детям, подросткам интересно это произведение. Это говорит о том, что наши дети лучшие!

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе.)

А как одним словом можно их назвать? (Семья.)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (Тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (Князь.)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (Дети читают свои стихи о мамах).

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой.)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (Дети читают свои сочинения.)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми.)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья.  Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (Улыбка.)

Как известно, с чего начинается счастье? (С улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!

Тема: Русская народная сказка «Белая уточка».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Базовый учебник: «Литературное чтение» 3 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр «Вентана – Граф», 2020 год.

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать функциональную грамотность детей в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

— осознание значимости чтения для личного развития;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

— использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— самооценка своей деятельности на уроке.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

— Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— Ребята, что вы видите на доске? (Слова)

— Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

— Кто из вас может доказать, что это предложение?  (Данное высказывание имеет законченную мысль.)

— А можете ли вы определить жанр этого предложения? Докажите. (Пословица. Один из жанров УНТ.)

— Как вы понимаете данную пословицу?

Прочитайте пословицу дружно шепотом.

— Быстро и громко.

— Читаем с интонацией удивления, восторга.

— А какое ключевое слово есть в пословице? (Семья)

— Как называется раздел, который мы изучаем? («Семья и я»).

— Произведения какого жанра в этом разделе мы еще не изучали? (Cказки)

— Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. ( Сказка, о семье)

Давайте проверим ваше предположение.

— Откройте учебник, стр.128 прочитайте название произведения, жанр.

— Тему урока мы с вами определили.

— Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Речь пойдет об уточке).

III. Постановка задач.

Поставим задачи на сегодняшний урок.

— Познакомимся со сказкой.

— Обсудим её.

— Попытаемся понять её основную мысль.

— Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

IV. Первичное восприятие произведения.

— Послушайте сказку.

V. Выявление первичного восприятия.

— Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.

— Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение)

— Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова).

— Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).

— Давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Заповедовал – завещал, наказывал.

Не ватажиться – не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

VI. Анализ произведения.

— А теперь давайте поближе познакомимся со сказкой и обсудим ее.

О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе) 
— А как одним словом можно их назвать? (Семья)

— Зачитайте. С чего начинается сказка?

— Так почему же князю и княжне пришлось расстаться?

— Какой наказ дал князь своей жене? Зачитайте.

— Как вы думаете, каким он был?

— А как повела себя княгиня?

— Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 129., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

— Что случилось с бедной княгиней?

— Как вы думаете, почему эта беда произошла с княгиней? (Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.)

(Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

— Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку? Зачитайте.

— Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 131., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

— Как вы думаете, а какой матерью была княгиня? (Заботливая, трудолюбивая, любящая.) Докажите словами из текста.

— Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас.

— Какими были ее сыновья? (Непослушными.)

— Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?

— В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.)

— Зачитайте, что случилось с детьми?

— Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

— Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок.)

— Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

— Найдите в тексте слова, которые передают тревогу мамы-утки. Зачитайте глаголы.

— Какие слова говорила уточка своим сыновьям? Зачитайте.

— Какие глаголы передают тяжелую жизнь уточки? (Выхаживала, выпаивала, недосыпала, недоедала.)

— Какие еще слова говорила уточка своим сыновьям?

— На что похожи эти слова? (Слова близки народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Они придают сказке особую поэтичность).

— Какие чувства уточки выражаются в плаче-причитании?

— Как вы думаете, а с какой целью в сказке даны стихотворные вставки?

— Они не только раскрывают душевные переживания матери, но и в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой уточки-матери.

— Посмотрите на иллюстрацию на странице 131, рассмотрите уточку,

— Какие цвета и оттенки использовал художник? (Белые, светлые, яркие)

— Какая она? (Маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям.)

— Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

— Кто разрушил колдовские чары?

— С помощью чего были сняты колдовские чары с уточки-матери? (С помощью заклинания.)

— Прочитайте его.

— А с помощью чего разрушены колдовские чары и оживили детишек? (Живящая и говорящая вода.) Зачитайте.

— Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

— Что вы сейчас прочитали? Присказку. Что такое присказка? (Это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.)

— Что же помогло князю и княгине справиться с бедой?

Семья воссоединилась, злые силы побеждены.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

(Сказка «Белая уточка» — это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке — привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю. Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Главная мысль сказки еще заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.)

VII. Работа в группах.

— Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержании, давайте поработаем в группах. Не забывайте правила работы в группе.

1 группа – составьте модель обложки.

2 группа – обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедините стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

3 группа – расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

Проверка:

— Первая группа, пользуясь составленной вами моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

— Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (Превращения княгини в птицу, наложение и снятие проклятия, троекратные повторы, присказка, сказочные помощники, невероятные события)

— Вторая группа, зачитайте, какими качествами обладают главные герои сказки?

— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Вывод:

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

— Третья группа, давайте посмотрим, как расположили иллюстрации в порядке развития сюжета.

— Что у вас получилось? (Картинный план сказки).

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

— В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

— Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Не стоит доверять незнакомым людям. Добро и правда всегда восторжествуют. Зло наказуемо.)

IX. Подведём итоги вашей работы.

— Вспомните пословицу в начале урока. Подходит она к нашей сказке? Докажите.

— О какой семье идет речь в этой сказке?

— Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой)

— Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

— Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

— Молодцы! Вы сделали великое открытие!

— Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас.

Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.

— Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

— Оказывается много лет назад в Воронежской губернии жил один человек, который, собирал и выпустил 3 тома сборника «Народных русских сказок». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок. Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

X. Домашнее задание.

— Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

— Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать.

Русские волшебные сказки известны нам с детства. Они настолько нам привычны и естественны, что мы даже не замечаем, как много странного в наших сказках. Художники и кинорежиссеры создали для нас мир сказки в декорациях XVII века, но это ложное представление. На самом деле в сказках нет ничего определенного: хронотоп сказки остается загадкой. Нет ни единой хронологической или географической привязки. В английских, ирландских или индийских сказках нам сразу сообщают где происходит действие, а то и при каком короле сказка сказывается. У нас в сказках (в отличии от былин) нет единого знакомого названия: ни Новгорода, ни Киева, ни Днепра. Нет названий соседних народов и стран. Нет никаких признаков христианства. В сказках мы попадаем в незнакомый по летописям мир, где отец может обречь своих детей на смерть, где человек запросто встречается с могучими существами, путешествует в странные миры, населенные змеиными существами, где на каждом шагу встречаются колдуны, а животные умеют разговаривать. Это можно объяснить только одним — сказки настолько древние, что к началу летописания мир волшебной сказки был далеким легендарным прошлым. Этот мир для князей Рюрика, Святослава и Владимира уже был миром сказочным прошлым, «золотым веком славян», где не было внешних врагов, текли молочные реки, а по небу летали жаренные перепелки. Наверное, именно поэтому сказки так бережно сохраняли в русском народе, наравне с былинами, вплоть до их записи этнографами.

Таким золотом веком могла быть только эпоха венедов II в. до н. э. — V в. н., когда славяне, которых соседи называли венедами, а некоторые историки считают представителями пшеворской культуры. Это время действительно было счастливым для славян. Не было крупных войн, переселений чужих народов, процветала металлургия и гончарное производство, венеды торговали с Римской империей и жили в мире соседними кельтскими и германскими народами и набирали вольные дружины для грабительских набегов в Прибалтику. Великое переселение народов сметет этот мир и заставит венедов уйти на тысячи километров от родины. Мир венедов навсегда уйдет в сказку, так что даже имена и географические называния сотрутся из памяти, оставив только сюжет сказки.

Наличие в русских волшебных сказках кельтских и германских элементов нельзя объяснить общим индоевропейским прошлым, потому что они не получили дальнейшего развития у наших предков. Это больше объяснимо временем общего проживания в рамках пшеворской культуры.

Сказки можно разделить на две категории: авантюрные, полные невероятных приключений, и сказки, которые можно условно назвать «сказаниями о добродетельных героях». В этих сказках герои демонстрируют свою покорность родовым порядкам и богам, побеждают с помощью высших сил врагов и добиваются счастливой участи. К таким сказкам можно отнести сказки «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Арысь-поле». К этому циклу относится и сказка «Белая уточка», которая интересна обилием кельтских элементов. Замени в сказке имена кельтские и ее не отличишь из сказаний ирландских саг. Текст сказки из сборника А. Н. Афанасьева (№ 265)

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел ещё на неё наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел её наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках.

Люди пшевроской культуры. Примерно так выглядели герои нашей сказки.Ни каких кокошников не было.

Комментрий. Начало уже загадочно. Что за князь? Из какого княжества или племени? Указаний нет, хотя, если бы сказка была создана в I тыс. н. э., то хоть какие-то географические привязки остались бы, как германских героических песнях, дошедших до нас в «Старшей Эдде» или «Поэме о Беовульфе». Но этого нет.

Неясно куда вдруг собрался князь — сказка нам этого не говорит. Но можно предположить, что перед нами не князь, глава племени, а вожак военной дружины, который имел родословную и средства для организации грабительского похода. Тогда это объясняет, почему вдруг князь так неожиданно засобирался — время ждать не будет. Римский историк Тацит (I в. н. э.) так описывает венедов: «Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой…». Видимо, князь из сказки был именно таким военным вождем для которого ежегодные военные походы были источником славы и богатства.

Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь её уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала всё исполнить. Князь уехал; она заперлась в своём покое и не выходит.

Реконструкция поселения венедов.

Комментарий. Довольно странные условия поставил князь перед княгиней, но только на первый взгляд. Не покидать терема, не беседовать и т. д. — это же типичные для кельтов гейсы — запреты-табу, которые древние кельты налагали на себя, чтобы гневить богов. У славян этот обычай не прижился. Как видим, княгиня приняв все гейсы сначала честно их выполняла.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщинка, казалось — такая простая, сердечная!

— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову простудила.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что, — говорит женщинка, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студёная — так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу! — а там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщинка ударила её по спине:

— Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в её платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал её.

Украшение из янтаря пшеворской культуры. Такое могла иметь героиня сказки.

Комментарий. Что же произошло такого, что привело к беде? Скорее всего, у княгини был еще один гейс — не купаться вообще или в определенное время суток. Сказка показывает, как княгиня нарушает данные князю гейсы-запреты: разговаривает с незнакомой женщиной, выходит из дома и купается. Таким образом она лишается защиты высших сил и становится жертвой колдовства. Странная ведьма, умеющая менять облик, напоминает жительницу потустороннего мира ирландской мифологии — сида. Эти жители так же умеют менять внешность и довольно отрицательно относятся к людям.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек, двух хороших, а третьего заморышка, и деточки её вышли — ребяточки; она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.

Комментарий. Два старших брата нормальных, а третий с изъяном физическим или умственным — это типичный сюжет славянских сказок Иван-дурак. Судя по тексту сказки, если мать превратилась в утку, то есть стала принадлежать миру животных, то ее дети находились в пограничном состоянии между миром животных и людей. Часть времени они существовали в животном виде, а часть в человеческом.

Пшеворская пряжка для пояса. Такую могли позволить себе только вожди.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше, и забрались на княжий двор. Ведьма чутьём их узнала, зубами заскрипела; вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули, — а заморышка чтоб не застудить, приказала (им) мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, всё слышит, всё видит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет?

Заморышек отвечает:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Не спят!

Реконструкция жилищ пшеворского времени.

Комментарий. Сказка доносит до нас всем известную истину родового строя: дети должны слушаться родителей. Дети в сказке нарушают эту заповедь и попадают в беду. почему же ведьма сразу не убила детей, а приготовила котлы и ножи, как для готовки пищи? Не могла, пока дети были в человеческом облике. Логика сказки наводит на мысль, что в утиный облик дети превращались ночью. Поэтому ведьма интересовались спят ли они, чтобы убить и приготовить из них пищу. У ведьмы нечеловеческая логика и поступки, потому что она — не человек. Ведьма — существо из иного мира, чужого человеку. Ведьма только притворяется человеком.

Сказка довольно ясно показывает, что князь живет не во дворце. Тут же кипят котлы, а рядом спят дети. Можно думать, что в сарайчике для скотины во дворе, раз дети должны были превратиться в птиц. Подобное бы не вызвало подозрений. когда ведьма приказала бы убить детей в птичьем облике. Перед нами обычное жилище, где живет знатный человек, которое мало отличается других жилищ. Иначе бы рассказчик обязательно бы отметил, что это были палаты белокаменные. Но никакого описания нет, наоборот создается впечатление довольно небольшого жилища. Приказывала ведьма, скорее всего рабам. Перед нами жилище не правителя племени, а знатного родовитого воина, вроде греческих басилеев, описанных в «Одиссее».

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:

— Спите, детки, или нет?

Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Что же это всё один голос? — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мёртвой рукою — и они померли.

Богиня Хель.Современное изображение.

Комментарий. Мертвая рука ведьмы дает указание что это было за существо. А. Н. Афанасьев полагал: «Есть поверье, что воры запасаются рукою мертвеца и, приходя на промысел, обводят ею спящих хозяев, чтобы навести на них непробудный сон». Но в сказке дети не уснули, а умерли. И не понятно откуда у ведьмы взялась мертвая рука. На самом деле это ее рука. Она не просто зловредный дух, она выходец из мира мертвых, обитающая сразу в двух мирах: в мире живых и мире мертвых. Обликом она наполовину человек, наполовину труп. У ирландцев остались неясные представления о таких жителях потустороннего мира — фоморах, которые были одноглазые, однорукие и одногие, потому что существовали в двух мирах сразу. Германцы сохранили такие представления о жителях мира мертвых в образе богини Хель, а русские в образе Бабы-Яги с костяной ногой.

Почему же ведьма не приказала убить детей, увидев, что те уснули. Вероятно, ночное  время закончилось и другого выхода у ведьмы не осталось.

Поутру белая уточка зовёт деток; детки нейдут. Зачуяло её сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Тёмну ночь не досыпала,

Сладок кус не доедала!

— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Её прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у вас отца родного,

Отца родного — моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живёт — величается!

Кулон из римского солида пшеворского времени.

Комментарий. Мертвых детей начали готовить к похоронам, поэтому мать увидела тела детей во дворе. Перед нами типичный плач по умершему — древнейший жанр индоевропейской поэзии, известный еще хеттам. Не исключено, что этот сказочный плач —  древнейший славянский плач. Он древнее плача Ярославны на тысячу лет, пусть и записанный в XIX в. Стихи сохранится в народной памяти надежнее, чем проза.

Можно думать, что здесь сюжет сказки понес потери. Роль третьего сына-заморышка осталась нераскрытой. Тем не менее, он сыграл роль, защищая своих братьев. Можно предположить, что в оригинале он спасся и рассказал матери о беде. Иначе не понятно как мать узнала где искать детей.

«Эге!» — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не даётся; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он её за крылышко и говорит:

— Стань белая берёза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Комментарий. Опять перед нами кельтский мотив перевоплощения души в различных существах. Княгиня из человека превращается сначала в утку, потом в березу и снова в человека. Мотив дерева, выросшего на могиле и кроной похожим на голову умершего человека широко известен в кельтских легендах. Таким образом душа княгини согласно кельтским представлениям завершила круг превращений, став снова человеком. Но видны и отличая. Если у кельтов люди, проходящих череду превращений должны снова родиться от женщины (частый мотив ирландских сказаний: некто превратился червяка, попал в воду, эту воду выпила женщина и некто возродился снова к жизни через рождения ребенка у этой женщины), то у славян процесс проще и быстрее.

Интересно, что князь понимает язык животных, если он понял причитания утки над телами детей. Откуда у князя появились такие способности нам сказка не рассказывает, видно в начальном варианте слушатель это и так знал.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

Комментарий. Представления о живой и мертвой воде — это общий индоевропейский мотив. Вода, исцеляющая раны и воскрешающая мертвых, известна многим мифологическим традициям. Знают ее кельтские сказания. Известно, что галлы считали воды реки Секваны (Сены) целебной. В «Плавании Майль-Дуна» герои встречают чудесное озеро, дарящее молодость и защищающее от болезней: «Он вошел в него, выкупался, омочил свои губы и несколько раз глотнул воды. С тех пор до конца жизни зрение его оставалось крепким, ни один зуб не выпал у него, ни одного волоса не потерял он, и никогда не знал он ни хвори, ни болез­ни с того часа».

Сорока видно так же была не простая. Из сказки выпал целый фрагмент, где князь со слугами поймали чудесную птицу и заставили ее принести волшебной воды из источников, куда человеку было очень сложно добраться.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода; налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Разбитые сосуды и сломанное оружие пшеворского погребения.

Комментарий. Вид казни говорит, что ведьма не была ведьмой в привычном понимании. Ведьм согласно русским сказкам сжигали на костре, после чего еще нужно было перебить всю живность, которая убегала из тела ведьмы, чтобы не дать ей возродиться. Здесь опять мы потеряли фрагмент, где люди увидели истинный вид выходца из мира мертвых — полуразложившийся труп, потому и казнь такая странная — труп разметали на части, лишив его погребения. Одним из способов упокоить «курганного жителя» (которых любили грабить герои саг) у скандинавов было отрубание головы покойнику. Природа закончила уничтожения трупа: птицы склевали мясо, а ветер развеял кости. Справедливость восторжествовала. Интересно, что люди пшеворской культуры ломали и разбивали погребальный инвентарь при погребении покойника, то есть заранее лишали покойника возможности пользоваться предметами в мире живых.

Перед нами замечательная языческая история древнего мира наших предков. Она рассказывала слушателю не только о материнской любви и родовых ценностях (послушание старших, послушания жены, верность роду), но рассказывала, как опасен окружающий мир без покровительства богов. Если нарушать запреты и клятвы, то можно было стать жертвой потусторонних злых сил, которых было немало. Но стоит отметить различие в кельтском и славянском менталитете. Если у кельтов нарушение гейсов вело к гибели персонажа, то у славян даже при нарушении запретов для человека оставался путь к спасению, что и рассказали нам предки в сказке «Белая уточка».

Автор — KAMAS

  • Разбор сказки ашик кериб 4 класс
  • Разбор сказки аленький цветочек
  • Разбор рассказа старуха изергиль
  • Разбор рассказа пантелеева честное слово
  • Разбор произведения преступление и наказание для итогового сочинения