Разбор сказки ершова конек горбунок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Анализ сказки Ершова Конек-Горбунок

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль в сказке. Эпиграфы, которые автор использовал наталкивать читателя на дальнейшие сои рассуждения и сохраняли интригу.

В первой части идет активное знакомство с героями сказки, рассказывается об их жизни и чертах характера. Вторая и третья часть о приключениях и событиях героев, которые заинтересовывают читателя и это только присказка, которая готовит к главной сказке и волшебству.

Автор изображает Ивана с добротой и неким детским юмором, а его братьев наоборот. Ершов описывает братьев, как лживых и жадных парней, при этом сравнивая с Иваном, который говорит только правду и трудолюбивый. Хотя его и называют дураком, однако это не так, эта самый обычный рабочий крестьянин, а вот его окружение больше подходит под это описание.

Царя представляют в сказке смешным, трусливым и невоспитанным, над ним смеется даже Месяц. К такому Царю и соответственное отношение, его слуги готовы работать только за рыбу и выгоду для них, так как знают, что Царь не имеет власти над ними.

Главный герой и друг Ивана Конек, помогает ему во всем и всегда оказывается рядом в нужный момент. Конек помогал Ивану выполнять глупые поручение Царя, они и Жар-птицу нашли, и царевну похитили и кольцо раздобыли. Все же он перевоплощается в человека и женится на Царевне, и становится Царем. Тем самым негативные персонажи были наказаны и побеждены, как и положено концовке русской сказке.

Вполне естественный процесс, когда все меняется и становится современным, что касается и сказок. Поэтому данное произведение будет довольно сложным для современных читателей з-за слов, которые уже вышли из обихода в 21 веке. Однако юмор и смысл сказки «Конек-Горбунок» останется понятным для всех.

Стоит отметить, что Ершов умело соединил мотивы сказок, из которых вышло яркое путешествие главного героя, выделяются его лучшие черты и все это объединяет прекрасный юмор.

В итоге читатели получили сказку в виде четырехстопным хореем и звучит довольно мелодично, как будто автор написал произведение на одном дыхании. Но сказка покорила всех и даже Пушкина своими образами, событиями в третьей части и национальными традиционными выражениями.

2 анализ

Произведение «Конёк-Горбунок» напоминает народную сказку, так как содержит присказку, повторы,  зачин, концовку и элементы волшебства.

Главный герой изображён как простой и доверчивый человек. Из-за его любви к коням становится понятно, какой он добрый и чуткий юноша. Так как Иван заботился и ухаживал за этими животными, они сбежали к нему от хозяина. Главный герой ответственный, потому что  выполняет поручение отца  в отличие от братьев Данилы и Гаврилы. Но при всех своих положительных качествах Ивана есть существенный минус-это безграмотность, которая видна по его разговору с царём.

По сравнению с Иваном его братья очень ленивы и корыстны. Обманывают отца, ставят деньги, личное благополучие выше собственного брата, отправляя его на погибель.

Кобылица описана как лошадь необычайной красоты. Она положительный герой, хотя и уничтожала урожай, который ей не принадлежал. Кобылица честная, потому что выполнила обещание, данное Ивану. Дала ему лучших коней и настоящего друга за выполненные указания.

Царь представлен как завистливый, глупый правитель. Он хочет слишком много. Сначала перо жар-птицы, потом красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость.

Конек-Горбунок изображён как преданный друг. Он умён, обладает тайными знаниями, во всём помогает хозяину. Конек-Горбунок ценит Ивана.

В сказке «Конёк-Горбунок» говорится о многом, например, о ценности дружбы, предательстве, корыстности людей. В чём же смысл произведения «Конёк Горбунок?». Из него необходимо вынести жизненные уроки. Во-первых, вместе с другом можно  преодолеть все трудности. Во-вторых, нужно судить людей не только за внешний вид, но и духовную наполненность. Конек-Горбунок был на вид совершенно некрасив, но обладал многими выдающимися качествами, а главное вел себя как надёжный друг. В-третьих, чего-то добиться можно только благодаря долгому и упорному труду. В-четвёртых, нужно быть добрым, честным, бескорыстным, как главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Кто хозяин Осеевой

    В рассказе В. А. Осеевой «Кто хозяин?» действия происходят между друзьями, которые не могли поделить собаку. Однажды у уличной бездомной собаки появилось сразу два хозяина. Это были товарищи, мальчики по имени Коля и Ваня

  • Сочинение Человек в тоталитарном государстве

    Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Фета

    В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов

  • Образ Петербурга в повести Портрет Гоголя сочинение

    Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке

  • Характеристика и образ Обломова в романе Гончарова сочинение

    Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.

Исследовательская работа по детской литературе

Своеобразие языка и стиля сказки П. П. Ершова

«Конек-горбунок»

Студентка: Мейнцер Е. А.

Руководитель: Малиновская А. А.

  1. Введение
  2. Народный характер сказки П. П. Ершова

2.1.Лексические средства языка. Тропы.  «Авторские» фразеологизмы.

          2.2. Синтаксические средства языка сказки.

                 Поэтические  фигуры

  1. Заключение

Введение

      Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей.  Однако критика не всегда была единодушна в оценке произведения и его языка: одни утверждали, что это самобытное творение талантливого писателя, другие предполагали  подражание сказкам Пушкина, третьи — стилизацию под народную сказку.

     Анализу особенностей языка литературной сказки П. П. Ершова посвящены работы И. П. Лупановой, П. Я. Черных, Л. А. Булаховского, Л. А. Островской.  

Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к языку произведения на уроках литературного чтения. Приобщение школьников к богатствам русской литературы, формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, владеющего умениями целостного анализа текста, возможно только при условии систематической работы над художественной формой произведения.

Объект исследования  сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Предметом исследования являются особенности языка и стиля русской литературной сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова.

Методы исследования:

-текстуальный анализ произведения;

-метод систематизации и обобщения;

-сравнительно-сопоставительный метод

Цель исследования – проанализировать лексические, фразеологические и синтаксические средства языка сказки Ершова, тропы и поэтические фигуры, определяющие идейно-художественное своеобразие произведения.

 Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

— изучить литературу по теме;

— проанализировать лексику и синтаксические конструкции сказки Ершова;

— выявить художественные приемы в создании образов героев произведения;

— обосновать утверждение о самобытности, художественном своеобразии, идейной и эстетической ценности сказки Ершова.

Народный характер сказки П. П. Ершова.

Лексические средства языка. Фразеологизмы. Тропы.

      Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния русского народа, воссоздал картины народной Руси.

     Просторечия, диалектизмы, народно-поэтические слова органично вписываются в языковую ткань сказки, способствуя передаче живой народной русской речи:  :«утро зорится», «смотреть вполуглаз», …Знать,  столица  та была   недалече от села…Приключилося им горе… Отродяся… соглядать… Дождь вот так ливмя и лил… сызнова…

…Уши в загреби берет,  что есть мочушки ревет…

…Наш  удалый молодец   затесался во дворец…

 Горбунок, его почуя,  дрягнул было плясовую…

   В сказке Ершова много устаревших слов – историзмов и архаизмов, значение которых далеко не всегда понятно, они могут  вызвать ложные ассоциации у читателя-школьника.  При изучении сказки на уроках литературного чтения необходимо проводить словарную работу. Например:  малахай (длинная широкая одежда без пояса), ендова (посуда для вина),   спальник (царский слуга),  чёрная бабка — налитая свинцом кость для игры,  лубки —  лубочные  картинки, «Вот бы курево развесть…» (костер, огонек),  суседко – домовой, седмица – неделя, ражий – крепкий, плотный.

     Наряду с историзмами в тексте сказки «Конек-горбунок» встречается ряд архаических элементов (фонетических, грамматических и др.): В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе..Спотыкнувшися три раза, Починивши оба глаза… Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган… о полночь (соврем.  в полночь), по Ивана (соврем. за Иваном), согласися быть царица (соврем. царицей), дворяна (соврем.  дворяне) и др.

   Автор мастерски владеет всеми средствами литературной изобразительности, создавая сложные образные картины. В ярких, выразительных описаниях  – сравнения, красочные эпитеты, метафоры, гиперболы:

      Кобылица та была / Вся, как зимний снег, бела,

      Грива в землю, золотая, / В мелки кольца завитая…

     Кони ржали и храпели, / Очи яхонтом горели;

      В мелки кольца завитой, /Хвост струился золотой,

      И алмазные копыты / Крупным жемчугом обиты

     …Что есть силы в дверь стучится, / Чуть что кровля не валится,

      И кричит на весь базар, / Словно сделался пожар

Гиперболы: Под дождем я весь промок / С головы до самых ног; Ночью страшный был мороз —/  До животиков промерз; Ночью холод был ужасный,/  До сердцов меня пробрал.

      Представляется необходимым проанализировать фразеологизмы, встречающиеся в тексте достаточно часто. Ершов включает в сказку народные поговорки и присловья, искусно и остроумно «переделывая» их:

Отправляется на печь / И ведет оттуда речь / Про ночное приключенье / Всем ушам на удивленьеНо давно уж речь ведется, / Что лишь дурням клад дается, / Ты ж хоть лоб себе разбей, / Так не выбьешь двух рублей… 

«Авторские» идиоматические выражения:  … На него боязнь напала…Под дождем я весь промок  / С головы до самых ног…До животиков промерз,… Ночью холод был ужасный,  До сердцов меня пробрал… Дрожь на малого напала,   Зубы начали плясать;  Он ударился бежать… Он и усом не ведет… Неча молвить, страх красивы!

       П.П. Ершов использует и устойчивые выражения, возникшие и бытовавшие в художественном стиле (литературные штампы): Кобылица молодая, / Очъю бешено сверкая, / Змеем голову свила / И пустилась, как стрела.

 Такое стилистическое разнообразие фразеологических единиц позволяет охарактеризовать речевую манеру героев в динамике. Особенно показательна в этом смысле речь царя, который то изъясняется простонародным языком (словно в масле сыр кататься; ходить в золоте; помилуй бог;), то обращается к официальному стилю (дать в приказ; в силу указа). Встречаются в его речи обороты книжного стиля (взвеселил душу, сиречь молвить), народно-поэтические выражения (светик мой, жить припевая, любить душой, умереть с горя). Иными словами, в поэтике П.П. Ершова фразеологизмы способствуют созданию образа героя, его характеристике.

 Наиболее отчетливо это проявляется в речи Ивана:

Всю я ноченьку не спал, / Звезды на небе считал… Вдруг выходит дьявол сам,/ С бородою и с усам;/ Рожа словно как у кошки, /А глаза-то — что те плошки!

 Иногда фразеологизмы сочетают в себе речевую манеру героя и авторский комментарий:

 Вот и стал тот черт скакать / И зерно хвостом сбивать. / Я шутить ведь не умею — / И вскочи ему на шею.

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, свойственным русскому народу и отразившимся в его устном художественном творчестве.

П.П.Ершов изображает героев сказки с иронией,  но если Ивана он рисует  с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными  — с сарказмом:

Ночь ненастная настала,/ На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик / Закопался под сенник…

…Спотыкнувшися три раза, / Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там, / Входят братья к двум коням.

…Вот он поля достигает, / Руки в боки подпирает

И с прискачкой , словно пан,/ Бокам входит в балаган.  (Иван)

   Усилению комического эффекта способствуют  не только нелепые ситуации, но и шутки, пословицы, присловья.  Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:

Вдруг подходит дьявол сам / С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки, / А глаза – то что те плошки!

Вот и стал тот чёрт скакать / И зерно хвостом сбивать.

Вульгаризмы довольно часто встречаются в сказке, усиливая сарказм или подчеркивая комичность ситуации: Рожа словно как у кошки… Уж таскал же он, таскал, / Чуть башки мне не сломал… Да какой вас черт украл?

      Чтоб пропасть ему, собаке! / Чтоб издохнуть в буераке!

Тьфу ты, дьявольская сила! / Эк их, дряней, привалило!..

Синтаксические средства языка сказки. Поэтические фигуры

        Своеобразен синтаксис произведения. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые.  Инверсия  выполняет  акцентную или смысловую, а также  ритмообразующую функции. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что усиливает динамичность повествования: Свет такой тут заблистал, / Что чуть спальник не вскричал, / И от страху так забился,/ Что овёс с него свалился.

Эмоциональность речи Ивана подчеркивается с помощью  упрощенных синтаксических конструкций, риторических фигур, вопросительных и восклицательных предложений, инверсий, повторов.

Чудно дело! Так и быть, / Стану, царь, тебе служить. / Только, чур, со мной не драться / И давать мне высыпаться, / А не то я был таков!..

Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи.  И от сивка, и от бурка, / И от вещего каурка…Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность:

      Пара нашим не дается; / Делать нечего, придется 
      Во дворце тебе служить. / Будешь в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Всю конюшенну мою /  Я в приказ тебе даю, 
      Царско слово в том порука. / Что, согласен?» — «Эка штука! 
      Во дворце я буду жить, / Буду в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Весь конюшенный завод / Царь в приказ мне отдает…

Заключение

Таким образом, анализ языка и стиля сказки показывает, насколько сложна лексико-семантическая организация сказки П.П. Ершова и какие серьезные проблемы она порой ставит перед учителем и читателем-школьником.

Как и Пушкин, и Жуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органически вошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своей безудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете, красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважном представителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашему великому языку.

Список литературы

1.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.–М.: Академия, 2009.

2. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.Евсеев В.Н. «Романтические и театрально-площадные традиции в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова» // Русская сказка. — Ишим, 1995.

4. Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире «Конька-горбунка»» // Ершовский сборник. — Ишим, 2004. — Вып.I.

5. Леонова Т.Г. «Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии.» — Томск, 1982. 

6. Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»): Дисс. канд. филол. наук. — Ташкент, 1984. 

7. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. — Т.1. 

Сказка «Конёк-Горбунок» рассказывает о дружбе и уже с первых строк завлекает читателя. В ней автор повествует об увлекательных путешествиях Ивана и его преданного помощника. Без него юноша не смог бы стать царём и взять в жёны прекрасную девицу. Краткое содержание «Конька-Горбунка» для читательского дневника будет очень полезным. С его помощью школьники смогут лучше подготовиться к уроку и написать проверочную работу.

Оглавление:

  • Краткий анализ
  • Главные герои
  • Сюжет произведения
  • Основная мысль
  • Отзывы о сказке

Конек горбунок читательский дневник

Краткий анализ

Произведение «Конёк-Горбунок» изучается в 4-х классах. Оно входит в образовательную программу всех школ. Краткие данные:

  • Автор — Пётр Павлович Ершов.
  • Название — Конёк-Горбунок.
  • Жанр — сказка.
  • Год написания — 1834.

Анализ сказки Ершова «Конёк-Горбунок» поможет заполнить читательский дневник. Для того чтобы всё сделать правильно, следует ознакомиться с пересказом книги и узнать её главных героев.

Главные герои

В сказке присутствуют несколько главных героев. Все они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. К ним относятся:

  • Иван — младший сын. Юноша не отличался большим умом, но был очень добрым и честным человеком.
  • Царь-девица — умная и красивая героиня. Месяц был её отцом, а солнце — сестрой.
  • Царь — скупой и капризный самодур.
  • Братья Ивана — боязливые персонажи.
  • Конёк-Горбунок — преданный товарищ Ивана, всегда готовый прийти к нему на помощь.

Чтобы проследить, как именно персонажи взаимодействовали в сказке, следует ознакомиться с её сюжетом.

Сюжет произведения

План сказки конек горбунок

Было у одного крестьянина три сына, двое умных, а младший — дурачок. Братья стали замечать, что кто-то топчет их урожай, который они посадили для продажи. Все трое договорились выследить вредителя.

Задуманное удалось осуществить лишь Ивану. Юноша узнал, что их пшеницу портит красивая кобылица. Иван, пытаясь поймать её, запрыгнул к ней на шею. Кобылице стало очень тяжело.

Чтобы спастись, она сказала, что родит ему коней: двух красавцев и одного Горбунка, который сможет стать преданным другом.

Перо Жар-птицы

Увидев красивых лошадей, старшие брата Ивана стали уговаривать его продать их и он был не против. По пути в столицу юноша нашёл перо Жар-птицы. Товарищ уговаривал Ивана избавиться от находки, но тот не послушался и забрал его себе.

 чему учит сказка конек горбунок

На животных быстро нашёлся покупатель — им оказался царь. Но прекрасные лошади никого не подпускали к себе, кроме Ивана, и правитель взял его на работу. Начальник юноши испытывал зависть к нему и стал разрабатывать план, как бы устранить соперника.

Спальник сказал правителю, будто Иван обмолвился, что сможет поймать Жар-птицу. Тот, не разобравшись, отдал приказ под угрозой казни — немедленно доставить её во дворец.

Горбунок пообещал своему хозяину найти прекрасную птицу, и они вдвоём пошли на поиски. Иван слушался советов товарища и смог доставить во дворец желанную птицу.

Царь-девица

Начальник не успокоился и через некоторое время опять начал клеветать на соперника. На этот раз он заявил, будто юноша обмолвился, что сможет привести прекрасную Царь-девицу. Горбунок пришёл на помощь к хозяину и в этот раз. Герои поскакали на берег океана и обманным путём забрали девицу. Царь был сражён её внешностью и захотел, чтобы она стала его женой. Девушка не противилась, но поставила одно условие. Она попросила царя достать для неё перстень, лежащий на дне океана. Правитель передал это задание Ивану, а девушка попросила его зайти к её отцу и сестре.

Конек горбунок краткое содержание для читательского дневника

Возле воды юноша увидел большого кита, на спине которого находился непроходимый лес. Узнав, куда направляется Иван, кашалот попросил узнать, как ему спастись.

Путешественники добрались до месяца и сообщили, что его дочь в порядке. Не забыл Иван и про просьбу кита. В ответ он услышал, что виной страданий являются тридцать кораблей, которые тот когда-то проглотил. Муки его закончатся, как только он отпустит их на свободу. Иван рассказ киту, что нужно сделать, а тот достал ему желанный перстень со дна океана.

Получив украшение, красавица выдвинула ещё одно требование. Она сказала, что перед браком царю нужно обязательно омолодиться. Для этого он должен искупаться в трёх котлах — с холодной и горячей водой, а также в кипящем молоке. Царя испугало желание будущей супруги, и он решил проверить омолаживающее средство на своём слуге — Иване.

Горбунок снова помог своему товарищу. Сначала он махнул хвостом и свистнул, а после этого Иван без проблем окунулся во все три котла.

Вынырнул из них он прекрасным юношей. Вслед за ним туда бросился сам царь, но тут же сварился. Царь-девица объявила себя правительницей и стала женой Ивана.

Основная мысль

Главная мысль сказки «Конёк-горбунок» говорит том, как важно в жизни иметь преданного товарища.

Конек горбунок краткое содержание

Сюжет учит читателей быть добрее и не отказывать друзьям, если им действительно необходима помощь. Сказка также учит правильно оценивать возможности на пути к достижению своих целей.

Если у человека есть верный друг, ему не страшны никакие сложности. Герои произведения показывают, что нет ничего не возможного, и любые, даже самые отчаянные мечты, обязательно сбываются.

Для этого нужно верить в чудо, и оно случится.

Отзывы о сказке

Очень интересная сказка. Во время её прочтения заметно поднимается настроение. Помимо этого, она помогает детям развиваться.

Гениальная сказка, которую должен прочитать каждый человек. Она учит дружбе, добру, взаимовыручке, а также не оценивать других по внешнему виду.

Ольга

Добрая сказка, учащая детей ценить дружбу и не останавливаться перед сложностями.

Виктория

Литературное
наследие п.п. Ершова по своей направленности
в основном и являет смиренное
мировосприятие, спокойно открывающее
красоту божьего мира. Видимо, не случайно
творческая биография поэта начинается
со сказки, так затейливо и талантливо
выразившей скромную народную мудрость.
Изначально обозначились основные
источники — фольклорный (сказочный) и
религиозный (библейский) — творчества
юного поэта и определилось в основном
направление его развития.

Прекрасное
знакомство п.п. Ершова с народным
поэтическим творчеством, со сложившимися
в первой трети xix века традициями русской
литературной сказки и мудрость, орошенная
высшей благодатью, обеспечили блестящий
успех «коньку-горбунку». Справедливо
считается, что во многом ершов был
творческим наследником а.с. Пушкина. В
литературном наследии поэтов можно
проследить существенные сближающие
их родственные связи, показывающие
преемственное развитие русской
классической словесности.

Поэзия
для ершова не замыкалась в тесном кругу
земной суеты и личных переживаний.
Близость творчества ершова духу народа
связана с тем, что, как искренний
талантливый поэт и патриотически
настроенный гражданин, он душою и
сердцем был привязан к россии. Эта
искренняя симпатия поэта к простому
человеку, слиянность его души с народным
духом отразились в «коньке-горбунке»,
в «драматическом анекдоте» «суворов
и станционный смотритель», в поэме
«сузге», во многих стихотворениях
и эпиграммах, в оперных либретто.

Добросердечие
и обостренное чувство справедливости
лежат в основе удалой сказки о
коньке-горбунке, что, пожалуй, и обеспечило
ей столь широкую популярность и
заслуженную славу ее автору. Ершов
точно подметил и затейливо развил те
черты характера ивана-дурака, которые
так ценит во всяком человеке наш народ
и которые делают этого героя действительно
национальным и любимым. Ведь иван в
сказке ершова обладает желанными
русскому сердцу чертами: он благороден
и ироничен, умен и бескорыстно лукав,
смекалист и в просьбах безотказен.

Русская
сказка была неотъемлемой частью жизни
ершова и лучшими токами вошла в его
поэтический дар. Действительно, легкость
и простота сказа ершова родственны
поэтике народного эпоса.

Ершов
играючи управляет своим чудным слогом
в сказке и драме, в дружеском послании
и эпическом сказании, в лирической
медитации и шутливом куплете. Это автор,
всецело поглощенный свободой русского
стихосложения и завораживающий читателя
естественностью мелодики своей поэзии.

Анализ
сказки «конек – горбунок»

Думы
о народе стали причиной рождения сказки
«конёк — горбунок». Близость к народу,
знание его жизни, привычек, обычаев,
вкусов, взглядов обеспечили сказке
небывалый успех, которым она пользовалась
ещё в рукописи.

Сказка
пронизана лёгким юмором, лукавством,
исстари свойственным русскому народу
и отразившемся в его устном художественном
творчестве.

Быстро
развивается сюжет, состоящий из ярких
сказочных событий, то смешных и забавных,
то страшных, так и влечёт читателя за
собой. Каждый стих представляет собой
самостоятельную смысловую единицу,
предложения короткие, простые. Почти
в каждой строке есть глагол, обозначающий
движение или действие, что создаёт
динамичность.

В
сказке можно найти и черты романтической
поэмы (стихотворная форма, трёхчастная
структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический
характер повествования, напряжённость
сюжета, незаурядность событий и главных
героев, экспрессивность стиля.

В
целом ряде народных сказок есть мотивы,
образы и сюжетные ходы, присутствующие
в «коньке — горбунке»: сказки о жар —
птице, волшебном коне сивке — бурке, о
таинственном налёте на райский сад, о
том, как старому дураку — царю доставляли
молодую невесту и пр. Ершов талантливо
соединил сюжеты этих сказок, создав
великолепное, яркое произведение с
захватывающими событиями, чудесными
приключениями главного героя, его
находчивостью и жизнелюбием.

Произведение
делится на три части, каждая из которых
снабжена прозаическим эпиграфом,
настраивающим читателей на предстоящие
события.

Первая
часть начинается с присказки «жили —
были», которая вводит читателя в курс
событий, знакомит с героями.

Вторая
и третья части начинаются развёрнутыми
присказками, представляющими собой
сжатые сюжеты волшебных, бытовых и
сатирических сказок. Так автор отвлекает
читателя от основного содержания,
возбуждает любопытство и напоминает,
что это присказка, а сказка будет
впереди.

Сюжет
каждой из трёх частей представляет
законченное целое, состоящее из быстро
протекающих событий. Время в них
уплотнено до предела, а пространство
безгранично; в каждой части есть
центральное событие, наиболее полно
выявляющее характеры героев и
предопределяет дальнейшие события.

В
первой части это пленение кобылицы.
Она дарит ивану жеребят, с ними вместе
иван попадает на службу в царскую
конюшню. Первая часть завершается
кратким рассказом о дальнейших событиях
вплоть до заключительного эпизода, как
главный герой сделался царём, тем самым
готовя читателя к дальнейшим событиям,
заинтриговывая его.

Во
второй части в центре два события: иван
с помощью конька — горбунка ловит жар
— птицу и доставляет во дворец царь —
девицу. Как и во многих волшебных
сказках, иван выполняет третье, кажется,
непосильное задание — добывает перстень
царь — девицы и встречается с китом,
заодно побывал на небе, где беседовал
с матерью царь — девицы месяцем
месяцовичем, освободил кита от мучений,
за что тот и достал ивану перстень.

Третья
часть наиболее насыщена событиями. В
ней так же использованы известные в
народной сказке мотивы: герой помогает
встречному, который, в свою очередь,
через цепочку действующих лиц выручает
самого героя, помогая выполнению самого
трудного задания.

Завершается
сказка характерной для фольклора
концовкой: победой главного героя и
пиром на весь мир, на котором присутствовал
и рассказчик.

Все
три части связаны между собой образом
ивана и его верного друга конька. В
образе ивана выразилась самая суть
сказочной истории, вся полнота ершовского
реализма.

С
точки зрения людей «здравого смысла»,
которые мирятся с ложью, обманывают и
хитрят ради житейского благополучия
и покоя иван просто глуп. Он всегда
поступает наперекор их «здравому
смыслу». Но всегда получается так, что
эта иванова глупость оборачивается
высшей человеческой мудростью и выходит
победительницей над пресловутым
«здравым смыслом».

Вот
отец посылает стеречь пшеницу братьев
ивана. Один поленился — провёл ночь на
сеннике, а второй струсил — бродил всю
ночь у соседского забора. И оба солгали
отцу. Иван не таков. Зато ему достались
чудесные красавцы — кони и игрушечный
конёк.

Честно
несёт иван трудную службу у вздорного
царя, простодушно не замечая зависти
и козней царских придворных; прилагает
много труда, проявляет смелость и
настойчивость, выполняя все царские
поручения. И наградой ему становится
всё, что он добыл для царя, в придачу
становится писаным красавцем и самим
народом избран царём. Конечно, в этом
ему помогала волшебная сила конька —
горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы
волею её автора волшебные силы оказались
на стороне добрых, честных, доверчивых,
помогли правде и справедливости
восторжествовать над злом. Вот почему
иван — дурачок, руководствовавшийся
мудрой народной моралью — жить честно,
не жадничать, не красть, быть верным
своему долгу и слову, оказался победителем
всех жизненных невзгод.

В
образе простодушного ивана не следует
усматривать воплощение идеала
человеческого поведения. Иван бывает
дурашливым, порой ленится, любит поспать.
Поэт не скрывает, что герой дурак и в
прямом смысле. Но дурачества у него
особые. Недаром всюду, где автор говорит
об иване как о дурачке, он противопоставляет
его «умным».

«умные»
братья ивана являются сторонниками
существующего благообразия, носителями
«здравого смысла» — эгоистичными и
благополучными в сравнении с младшим
братом. Есть в сказке эпизод: иван
догоняет братьев, укравших у него коней,
чтоб продать их в городе и поживиться
и кричит им:

Стыдно,
братья, воровать!

Хоть
ивана вы умнее,

Да
иван — то вас честнее…

Однако,
герой не злопамятен, и в финале первой
части конфликт благополучно снимается:
каждый не в ущерб другому достигает
желаемого. И на царской службе иван
честен и добр, никому не чинит козней,
хотя вокруг многие недоброжелатели
разжигают страсти.

Во
всех случаях иван проявляет
самостоятельность, не стесняется
высказать собственное мнение, не теряет
чувства собственного достоинства.

Необычен
образ помощника ивана — конька —
«игрушечный» рост в три вершка, аршинные
уши, которыми удобно «хлопать с радости»,
да два горба.

Оба
героя — закадычных друга — отклонение
от принятой сказочной нормы; первый —
дурак, второй — неказист, уродлив с точки
зрения обывательского взгляда. Конёк
— воплощённая сущность ивана — являет
подлинное содержание человеческого
-несказочного бытия, главное в котором
— доброта, желание оказать помощь,
любовь, дружба, не построенная на
расчёте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
 

План:

 
1. История жизни П.П.Ершова
2. Анализ художественных средств сказки.
3. Список литературы.

 
Введение

 
Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.

 
Петр Павлович Ершов родился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольской губернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали в гимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию. После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридический факультет Петербургского университета.

 
Однажды на курс пришёл Пётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекции прочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказку напечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственное произведение Ершова . В 1834 году к печати была одобрена первая часть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834 году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, так как брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск ,где стал преподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 году Ершов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставлял литературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все эти произведения не имели такого успеха как всеми любимый и родной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил в Тобольске где был сначала преподавателем , потом инспектором, а затем директором, в 1857 году , в той же гимназии, в которой он учился сам.

 
Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.
После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине ,но и за рубежом.
Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:

 
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”

 
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:

 
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…

 
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:

 
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей ! позвать мне дурака!»…..

 
В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:

 
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»

 
Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:

 
…Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом : наша речь о том,
Как он сделался царём.

 
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:

 
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
( о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
( о Гавриле)

 
А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:

 
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Братья не просто входят как Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой , словно пан,
Бокам входит в балаган.

 
Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.

 
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал»…

 
С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:

 
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все в углу,
Растянулись на полу.
Царь тем много любовался
И до колотья смеялся.
А дворяна , усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредь растянулись.
Царь тем так доволен был, …

 
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.

 
Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.

 
Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!…

 
Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.

 
Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по прежнему понятен.
Это великое произведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершова знаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г. П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь они наивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали, что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнему радует читателя и поражает своим юмором.

  • Разбор сказки гуси лебеди 2 класс
  • Разбор сказки городок в табакерке
  • Разбор сказки волшебник изумрудного города
  • Разбор сказки волк и семеро козлят
  • Разбор сказки белая уточка