Разбор сказки городок в табакерке

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Сюжетная линия сказки разворачивается с момента вручения главному герою, представленному в образе мальчика Миши, отцом подарка в виде музыкальной шкатулки. Игрушка заинтересовывает ребенка и он старается понять ее внутреннее устройство.

Развитие действия переносит мальчика во время его собственного сна внутрь музыкальной игрушки, где он обнаруживает существование целого городка, знакомясь с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, валиком, а также душой табакерки, царевной Пружинкой, являющейся центром городка, приводящей в движение всех его жителей. Принцип работы всего музыкального механизма заключается в цепочке, по которой один цепляет другого, что вызывает звучание великолепной музыки.

Отличительной особенностью произведения в сравнении с другими сказками является включение в повествовательное содержание автором большого количества научного и познавательного материала, который преподносится для маленькой читательской аудитории в легком и понятном формате, объясняя работу музыкальной шкатулки.

Городок в табакерке представляется волшебной музыкальной страной в виде микромодели любой территории, на которой проживают люди, где жизнь имеет прямую зависимость от труда жителей, поскольку даже незначительная неисправность одной детали влияет на жизнедеятельность городка в целом.

Смысловая нагрузка сказки способствует развитию у детской аудитории любознательности, внимательности, наблюдательности, послушания, вежливости, настойчивости, объясняя простые и сложные вещи окружающего мира в их тесной взаимосвязи и взаимодействии, что обуславливает желание к получению новых знаний и навыков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера) сочинение

    Граф Дорант является выходцем из богатого класса. Вернее, он был когда-то богатым, но из-за своего неумения, в скором времени обнищал. Этот тип людей, заводит дружбу только ради получения денег

  • Анализ сказки О царе Берендее Жуковского

    История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин

  • Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор Гоголя

    В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

  • Сочинение Главные герои произведения Кавказский пленник Толстого

    Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

Главные герои

Миша – маленький мальчик, добрый, любознательный, отзывчивый.

Папа Миши – умный, добрый мужчина, который хотел, чтобы сын до всего дошел своим умом.

Мальчики-колокольчики – веселые звонкие жители табакерки.

Дядьки-молоточки – строгие и очень принципиальные обитатели табакерки.

Валик – ленивый и неповоротливый надзиратель.

Пружинка – важная, но легкомысленная принцесса.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Городок в табакерке»

Волшебная табакерка

Краткое содержание «Городка в табакерке» начинается с того, что папа показал своему маленькому сыну Мише искусно сделанную табакерку. На ее крышке был нарисован чудесный город, над которым восходило солнце, озарявшее небо своими лучами.

Этот городок назывался Динь-динь. Отец нажал на пружинку, и послышались звуки чудесной мелодии, а солнце стало двигаться по небу. Когда же оно спряталось на небосклоне, на небе зажглись звезды и засиял месяц. Все это было похоже на сказку.

Сюжет

Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.

Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.

Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.

Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.

Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.

История создания

Многие писатели в начале XIX века использовали жанр сказки. Это позволяло показать соединение реального и вымышленного миров в романтическом контексте. В таком «двоемирии» глубоко раскрывался характер героев, ведь каждый из них мог увидеть себя со стороны. В этом стиле писали Жуковский, Погорельский и т. д.

Владимир Федорович Одоевский написал свое произведение «Городок в табакерке» в 1834 году. Сказка стоит особняком, ведь автор преследовал иную цель при соединении двух миров. Главный герой его творения, оказавшись в волшебной среде, принимает ее за реальность.

Мальчик узнает много нового и интересного, например, — устройство музыкального инструмента. Волшебство и познание через призму сказки — то, что доступно детям, а не взрослым.

Основным связующим элементом между реальностью и волшебством является мальчик Миша. Вымышленный мир раскрывается одновременно с двух сторон. Автор указывает, что дорога к устройству изделия и ворота — перспектива, но тоже время «вход» в городок отражает реальность.

Устройство шкатулки — функциональное «размещение» обитателей зазеркалья. Каждый герой произведения наделен определенными чертами характера, которые проявляются во внешнем виде, речи и т. д.

В советское время Владимир Одоевский считался периферийной фигурой литературы. Именем мужчины тогда не были названы улицы, ему не устанавливали памятников. По мнению Википедии, «Городок в табакерке» — самое популярное произведение писателя. В свое время его часто использовали в качестве введения при изучении законов классической механики.

Отзыв

Главный герой не испугался, оказавшись в незнакомом месте. Поначалу он встал на защиту мальчиков-колокольчиков, но вскоре понял, что все в волшебном городе устроено так, как нужно, по-справедливости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Городок в табакерке

Рисунок-иллюстрация к сказке Городок в табакерке.

Отзывы читателей

Дочери поручили вписать в читательский дневник «Городок в табакерке». Она быстро прочитала сказку и написала свои впечатления. Я тоже решила ознакомиться с произведением. Главная идея автора — это важность любознательности. Папа Миши мог сам все рассказать, но не стал. Потому что он хотел, чтобы сын сам изучал, экспериментировал, пробовал. Хорошая и поучительная сказка. Дочь также сделала рисунок для читательского дневника. «Городок в табакерке» Одоевского обязательно нужно изучать в детском саду и школе. Для лучшего понимания произведения можно составить план сказки.

Анна

Мне очень нравился мультфильм «Шкатулка с секретом» производства студии «Союзмультфильм». Только недавно узнала, что он создан по мотивам сказки Владимира Одоевского. Я решила ознакомиться с первоисточником. Произведение небольшое, но очень увлекательное. Аннотация не передает всю необычность текста. Писатель назвал свою работу «познавательной сказкой», т. е. она в простой форме показывает, как важно выполнять свои обязанности. Только так получится поддерживать равновесие в мире.

Татьяна

Учусь на воспитателя, и во время обучения мы читаем большое количество детской литературы. Текст В. Ф. Одоевского очень интересный и увлекательный. В ней рассказывается, как работает табакерка, показаны законы изобразительного искусства. Она учит, что каждый должен выполнять свои обязанности, иначе мир разрушится. Сказку нужно читать не только дошкольникам, но и ученикам начальных классов.
Валентина

Предупреждение отца

Продолжается краткое содержание «Городка в табакерке» тем, что Миша захотел попасть в этот необычный городок. Мальчик поинтересовался у отца, кто его жители. Отец ему ответил, что в нем обитают колокольчики. Он приподнял крышку табакерки.

Ребенок увидел колокольчики, молоточки. Заинтересовавшись устройством, он спросил у отца как же городок приходит в движение. Папа ответил Мише, что пускай он попробует сам обо всем догадаться. Только предупредил его, чтобы он не трогал пружинку, потому что если ее повредить, то музыка больше не будет играть.

Музыка

Внезапно Миша услышал музыку. Долго мальчик искал её источник, но никак не мог понять, откуда она раздается. В конце концов, он понял, что мелодия доносится из табакерки. Посмотрел он на неё и увидел чудную картину: солнце прошло по небу золотого города и скрылось, затем взошёл месяц, загорелись звезды, затеплились окна. Мальчику захотелось попасть в чудесный город, но отец сказал ему, что там для него будет тесно.

«Кто же там живет?» — спросил Миша. «Колокольчики», — ответил его папа и показал сыну, что находится под крышкой табакерки. Там были колокольчики, колёса, валик, молоточки.

«Зачем всё это?» — удивился Миша. Но отец не стал отвечать, а попросил сына поразмыслить самому, только предупредил не трогать одну пружину.

Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить. Он поразил читателей сказочной, увлекающей игрушкой. Писатель в свое произведение «Городок в табакерке» написал в интересной, научной форме. Отец Миши дарит ему музыкальную табакерку в подарок. Мальчик восхищен ее красотой. На крышке изображены ворота, башня, золотые дома и золотые деревца. Но больше всего мальчику нравиться то что внутри. Миша хочет получше рассмотреть, изведать городок Динь — Динь. Ему снится сон про него. Странствуя по чудесному, волшебному городку, он раскрывает для себя новые познания, перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. Когда мальчик проснулся, он понял, что главный ответ на его вопрос пришел ему во сне. Миша понял, как работает музыкальная коробочка.
Миша – это главный герой сказки. Он любопытный, учтивый и наивный мальчишка. Есть такое мнение, что он родился только лишь для того, чтобы задавать свои вопросы и послушать ответы.

Главная мысль произведения заключается в том, что все во вселенной передвигается ежечасной работой и что все люди и рабочая деятельность взаимосвязаны друг с другом, как звенья в одной цепи. Если сломать хоть одно звено, то все может сломается. Заключение о сказке: если думать о каком-нибудь вопросе, загадке, то ответ на нее придет рано или поздно, пускай даже если и во видении. Эта сказка учит читателей тому, что в окружающем мире все очень ценно, поскольку все взаимосвязано. Если что-то убрать, то весь процесс нарушится и рухнет. Это показал Владимир Федорович в своей сказке. Мальчик Миша остановил пружину и весь городок Динь-Динь замолк, и подарок отца сломался.

2 вариант

В сказке “Городок в табакерке” папа показал Мише красивую музыкальную табакерку с золотыми башенками. Мише очень симпатизировала табакерка, ему стало интересно, как всё устроено в табакерке и из-за чего звучит мелодия. Его желание, которое он так хотел исполнить, проявилось во сне. Миша увидел что, снизу табакерки открылась дверь, из которой вышел мальчик с золотистой головой и железной юбкой. Мальчишки узнали что, Миша хотел бы посмотреть как они обитают, они пригласили его к себе. Мальчишки были колокольчиками, обитателями в табакерке. Колокольчики начали рассказывать Мише что им, скучно жить. Так же они ему рассказали о том, что дяденьки бьют их, они ходят по городу и стучат по колокольчикам. Увидев молотки, Миша подошёл к ним и спросил, почему они бьют колокольчиков. Дядьки сказали, что если они не будут стучать по колокольчикам — их накажет король Валик.

Колокольчики утвердили, что у них есть господин Валик, то, что он добрый, и целый век лежит на кровати. Миша подходил к главному дворцу, в котором находится Надзиратель Валик, чтобы узнать причину такого отношения к дяденькам. Придя к дворцу, он запечатлел момент, когда господин Валик своими крюками брал молоточки, которые били по колокольчикам. Миша пришедший к королю и спросил, зачем он это делает, тот ответил, что он ничего не знает. Миша решил пройти чуть дальше и увидел царевну Пружинку, которая сгибалась и разгибалась, тем самым толкая Надзирателя в бок. Миша задумчиво спросил, что она делает. Она же ответила ему, что если она прекратит делать своё дело, музыка замолчит, и не будет работать. Миша хотел удостовериться в этом, и положил палец на пружину, все закрутилось раздаться шум, музыка прекратила играть. Мишу наполнило чувство страха, он думал что, сломал табакерку, и мальчишка Миша проснулся, это был всего лишь сон.

Главная мысль этой сказки в том что, важность каждого — это необходимая вещь в любом деле. Что в результате одного смещения, меняется всё кардинально. В жизни люди также взаимосвязаны все выполняют свои поручения, но все они направлены в одно русло.

Также читают:

Картинка к сочинению Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

Популярные сегодня темы

Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций

Рассказ начинается с истории двух золотодобытчиков на Аляске, которые направляются к тайнику уже много дней. У них не осталось ни еды, ни воды, ни патронов, они бессильны и вымотаны, но останавливаться нельзя.

Полное изречение Теренциана Мавра о судьбе книги имеет концовку, которую чаще всего опускают. В ней говорится о том, что дальнейший путь книги зависит от принятия читателем.

Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского

Вся эта знаменитая история об уникальной музыкальной шкатулке начинается с того, что папа дарит её своему сыну Мише. Заснув, мальчик попадает внутрь шкатулки во сне и знакомится с её жителями. Таким образом он узнает, как устроен весь механизм шкатулки и за счёт чего она издает прекрасную музыку.

В своей сказке «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевский сравнивает музыкальную шкатулку со всем обществом в целом. И каждая деталь в ней олицетворяет отдельного человека. Если люди ответственно исполняют свои обязанности и выполняют каждый свою работу, то и во всем мире царит порядок и гармония. Но как только человеку становится безразлична общественная жизнь и он начинает жить сам по себе, то тут и начинаются все беды и неприятности. Так и устройство шкатулки исправно только до тех пор, пока все детали механизма находятся в рабочем состоянии. Стоит только какой-нибудь, даже самой маленькой детальке сломаться, вся система даст сбой и музыкальная шкатулка сломается. Я думаю, что это была главная мысль автора при создании этого произведения.

Помимо этого, шкатулку можно сравнить с целым государством, в котором каждый выполняет свою функцию. Мальчики-колокольчики подобны простым людям, рабочему классу, которым достаются все тумаки и они практически не имеют право голоса, с ними никто не считается. Дядьки-молоточки, бьющие колокольчиков, всего лишь выполняют приказ, как и в любом государстве есть люди, которые лишь исполняют поручения вышестоящего начальства и не могут им перечить. Но, увы, мальчикам-колокольчикам от этого легче не становится, как и простому трудовому народу.

Валик и царевна-пружинка занимают самое высокое положение на ступеньках этой социальной лестницы. Но если бы не было этой системы, в мире бы наверняка воцарился хаос. Сказка ясно даёт понять, что на земле всё взаимосвязано, что каждый человек важен для общества, как и маленькая деталь для механизма.

Вариант 2

Сказка говорит о том, что все в этом мире переплетено. Отдельные небольшие части создают нечто большее. Убрав отдельную часть системы, можно нарушить общий порядок происходящего.

Также, можно сказать, что автор делает намек на бюрократию, где отдельные низшие элементы подвергаются насилию ради обеспечения спокойствия высших слоев общества.

Можно придать тот смысл, что нечто красивое и прекрасное создается с большим трудом на основании действия многих составляющих.

Вдобавок, следует упомянуть о том, что сказка развивает в детях страсть к любознательности, ведь мальчик самозабвенно ринулся изучить сложный мир табакерки. Что-то новое познается лишь череду приключений и неких испытаний, давая познать, что новые знания даются нелегко.

Краткое содержание

Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.

Пробуждение

Рядом сидели родители и смеялись. Папа спросил мальчика, что ему снилось? А Миша долго не мог прийти в себя и все спрашивал, где колокольчик, где молоточек, где пружинка? Неужели все было сном? Ему так хотелось понять, как в табакерке получается музыка, и стал он её разглядывать и разбираться, что к чему, но тут вдруг открылась дверь в табакерке.

Миша рассказал родителям свой сон, и отец сказал, что мальчик почти разобрался, почему играет музыка. Но ещё лучше он поймет это, когда выучится механике.

городок в табакерке краткое содержание для читательского

Дорога

Провожатый вел Мишу сквозь ряд понижавшихся сводов, сделанных из пестрой бумаги. Мальчик усомнился, что сможет пролезть под ними. Но колокольчик уверил его, то все будет в порядке. И правда, по приближении дальние своды поднимались вверх, а оставшиеся позади, наоборот, будто опускались. Миша удивился, но сказочный мальчик пояснил, что это обычное свойство предметов: издали всё выглядит маленьким, а вблизи увеличивается.

Мише вспомнилось, что недавно хотел нарисовать рисунок: папу с мамой в комнате, но у него что-то не ладилось с размером; теперь он понимает причину. Мальчик-провожатый сильно рассмеялся динькающим смехом от этого рассказа. Миша даже немного на него обиделся.

Главная мысль (Городок в табакерке)

Главная мысль «Городка в табакерке» В. Ф. Одоевского заключена в том, что общество схоже с механизмом музыкальной шкатулки: если перестает работать одна деталь, ломается вся табакерка.

Общественный порядок

В. Ф. Одоевский в сказке «Городок в табакерке» показывает механизм работы музыкальной шкатулки. Несомненно, она олицетворяет все общество. Только тогда, когда все элементы выполняют свои задачи, существует порядок и гармония. Если что-то вывести из строя, сразу начинаются различные бедствия.

Взаимосвязь

Основная мысль сказки «Городок в табакерке» заключена в том, что все в этом мире взаимосвязано между собой. Если перестает работать один элемент табакерки, то ломается вся музыкальная шкатулка.

Люди в обществе также взаимосвязаны. Каждый имеет свои обязанности, но все они направлены на одно общее дело.

Важность каждого

Автор сказки демонстрирует, что даже самая незначительная деталь необходима для общего дела. Это смог отметить главный герой Миша, который остановил работу пружину, в результате чего сломалась вся табакерка.

Произведение Городок в табакерке известно всем нам с детства, у него есть особый главный смысл, который следует знать, и который автор Одоевский пытался передать читателям. Из сказки стоит понять, что очень важно внимательно относиться к любым мелочам, быть наблюдательным, важно понимать, что труд является особой силой, которая позволяет человеку жить.

Произведения учит, что прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо хорошо обдумать ситуацию, изучить ее до мелочей. Рассказ изучается в школьной программе, многим известен сюжет произведения. Герои сказки — это Миша и его папа. Также здесь есть второстепенные герои, это колокольчики, молоточки, пружинки, все они олицетворяют также людей. Миша является послушным хорошим мальчиком, он любезный, папа у него также умный и находчивый, но его цель была, чтобы мальчик научился всему сам, чтобы делал выводы самостоятельно.

Что касается колокольчиков, в сказке это веселые мальчики, но они не довольны молоточками. Молоточки тоже своего рода суровые рабочие дядьки, которые полностью выполняют свой долг. Валик является надзирателем, который довольно ленивый, а пружинка эта принцесса, она очень капризная, но при этом она знает, как все работает в табакерке. Содержание сказки состоит в том, что папа подарил Мише музыкальную табакерку, но Мише очень хотелось узнать, как же она работает изнутри.

В результате мальчик-колокольчик отвел его в город Динь-динь, где он познакомился с колокольчиками с молоточками, он узнал, как работает система, для чего нужны надзиратели. Принцесса рассказала Мише, как работает вся табакерка и откуда появляется музыка. Именно из сна мальчик понял, как работает табакерка, все устройства, но ему это все показала именно принцесса. Она отвела его в настоящий интересный мир, где все взаимосвязано.

Основная мысль произведения состоит в том, что только действуя сообща, можно добиться каких-либо результатов, то есть даже в табакерке от каждой детали зависит общий процесс. Только когда все работают вместе и все послушные и четко выполняют свои действия, может получиться такой результат, как прекрасная музыка. Это говорит о том, что только сообща люди могут добиться каких-либо желаемых результатов. Если же каждая деталь в табакерке действовала отдельно, то получалась какофония. Когда Миша сломал пружинку, то он разрушил весь процесс и получился набор непонятных ужасных звуков.

Сказка учит тому, что в жизни все важное и ценное, что следует оценить работу каждого человека, как и работу каждой детали в табакерке. Если убрать одну, то все может рухнуть, как в нашем мире. Все важное и все имеет свое значение, также как и любая профессия в этом мире. Достаточно убрать одно звено и все может нарушиться. Важно понимать, что с уважением следует относиться ко всему, следует ценить мелочи и детали, ответственно относиться к своей работе, от которой зависит общее движение системы. Каждый должен понимать, что в этом мире все ценно и все дает свой результат. Работая в общем на результат, можно добиться больших успехов.

Князь влади́мир
фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803,
москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же)
— русский писатель, философ, педагог,
музыковед и теоретик музыки.

Для второго периода
в творчестве одоевского характерно
увлечение мистическими учениями, прежде
всего мистической философией сен-мартена,
средневековой натуральной магией и
алхимией. Он активно занимается
литературным творчеством. Пишет
романтические и дидактические повести,
сказки, публицистические статьи,
сотрудничает с пушкинским «современником»,
«вестником европы» несколькими
энциклопедиями. Редактировал «журнал
министерства внутренних дел».

Среди идеологов
любомудрия ключевой фигурой является
князь владимир федорович одоевский
(1804 — 1869), которому большинство современных
исследователей отдают приоритет в
формулировке концепции национального
мессианизма. Будучи человеком
разносторонних дарований и интересов,
он оставил заметный след в самых
разнообразных областях отечественной
культуры. Блестящий писатель, самобытный
мыслитель, один из редакторов лучшего
и наиболее влиятельного литературного
журнала, издававшегося в период «золотого
века» русской поэзии — «отечественных
записок»; музыкант, музыковед и
музыкальный критик, друг и советчик
крупнейших русских композиторов
-глинки, даргомыжского, верстовского,
серова, много сделавший для становления
национальной музыкальной школы;
создатель новых литературных жанров,
в том числе, автор первого философского
романа в россии; самобытный теоретик
образования и первый популяризатор
научных знаний; организатор
благотворительных заведений в
санкт-петербурге; сенатор и участник
либеральных реформ 60-х годов xix века;
наконец, хозяин одного из самых блестящих
литературных салонов 30-х годов, друг
великой плеяды русских писателей своего
времени — от жуковского, грибоедова,
пушкина, тютчева, лермонтова, гоголя,
белинского до тургенева, достоевского
и толстого, — вот краткий и далеко не
исчерпывающий перечень его заслуг
перед отечественной культурой.

Расцвет литературной
славы одоевского пришелся на 30— 40-е
годы. В 1833 году вышел в свет его сборник
«пестрые сказки с красным словцом». Он
замечателен тем, что включал ряд
романтических повестей, рассказанных
от имени магистра философии и члена
разных ученых обществ иринея модестовича
гомозейко. Магистр философии в книгах
для детей превратится в обаятельного
рассказчика — дедушку иринея. Жанр
произведений, входящих в этот сборник,
одоевский определяет как «сказки», что
характеризует особенности его стиля
— соединение фантастических ситуаций
с точным ироническим, а подчас сатирическим
воспроизведением деталей быта и нравов.
Поэтика этих сказок близка поэтике
гоголя в его петербургских повестях.

Сказка одоевского
создана на пересечении фантастического,
мистического и вполне научного интереса
к тайнам человеческой психики.

Особое место в
творчестве одоевского занимают
научно-фантастические произведения.

В художественном
отношении рассказы одоевского традиционны
— сентиментальны, откровенно дидактичны.
Более оригинальны рассказы и очерки
одоевского научно-познавательного
плана. Одоевский утвердил в литературе
для детей жанры научно-художественной
сказки, научно-познавательного рассказа,
очерка. Успешно писал он волшебные
сказки, рассказы, стихи, пьесы. В
произведениях сочетаются элементы
романтического, реалистического и
сентиментального повествования. В его
творчестве переплелись фантастика и
пропаганда науки, просвещения,
реалистичность и прямой дидактизм. Он
одним из первых стал создавать
произведения, ориентируясь на читателей
младшего школьного возраста.

Опыт создания
научно — популярной сказки «городок
в табакерке»

«городок в
табакерке» — первая научно-фантастическая
сказка в русской детской литературе.

Главное открытие
одоевского как детского писателя —
произведения научно-познавательной
направленности. Ему принадлежит
безусловный приоритет в разработке
жанра научно-художественной сказки.
Сказка «городок в табакерке» — самое
лучшее и самое известное произведение
одоевского для детей.

Материалом для
его первой сказки послужила музыкальная
шкатулка, вещь в быту прошлого века
достаточно распространенная и в то же
время вызывающая любопытство ребенка.
Не случаен интерес к ней и самого
автора-музыканта, создавшего музыкальный
инструмент под названием «себастьянон».

Сказка в.ф.
Одоевского «городок в табакерке» стоит
несколько особняком, поскольку автор
выполняет иную задачу, когда соединяет
два мира. Его маленький герой, оказавшись
в романтическом мире табакерки,
воспринимает его как реальный и узнает
много интересного, в первую очередь —
как устроена табакерка. Познание через
сказку и волшебство — это то, что наиболее
доступно ребенку, а не взрослому.

герой-ребенок —
главное связующее звено между двумя
мирами. Мир табакерки рассказывается
с двух сторон: механики и зеркальной
перспективы. Автор показывает ворота
и дорогу к устройству табакерки как
перспективу, но одновременно и «вход»
в волшебный городок, который как бы
отражает реальный земной мир: «ворота,
башенки, домик, другой, третий, четвертый,
— и счесть нельзя, и все мал мала меньше,
и все золотые, а за деревьями встает
солнышко, и от него розовые лучи
расходятся по всему небу».

устройство
музыкальной табакерки — это функциональная
«расстановка» жителей «зазеркалья».
Каждый персонаж сказки наделен
индивидуальными чертами, которые
проявляются во внешнем облике, в
поведении, в речи. Похожая на змейку
царевна пружинка беспрестанно движется,
ведет себя властно, толкает под бок
надзирателя валика. Дядьки-молоточки
злые, бесцеремонные, колотят бедных
мальчиков-колокольчиков. Речь отражает
их характеры. Дядьки-молоточки говорят
«тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики
-«динь-динь» и т.п.

мальчик миша в
ходе знакомства с жителями «городка»
начинает видеть многие вещи по-другому.
Поэтому в нем просыпается протест
против жестокого обращения с
мальчиками-колокольчиками и он нарушает
запрет папеньки, как это и бывает со
сказочными героями: он «ломает»
царевну-пружинку. Пробуждение миши
показывает, что события в табакерке
он видел во сне, но для него «сон» равен
«яви», так как это способность детского
воображения, которое всегда стремится
к познаниям.

таким образом,
в.ф. Одоевскому удалось впервые соединить
волшебство и разум в одном условно-сказочном
повествовании и показать взрослым
маленького героя. «городок в табакерке»
оказался микромоделью мира.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Разбор сказки волшебник изумрудного города
  • Разбор сказки волк и семеро козлят
  • Разбор сказки белая уточка
  • Разбор сказки ашик кериб 4 класс
  • Разбор сказки аленький цветочек