Разбор сказки гуси лебеди 2 класс

Анализ сказки «Гуси лебеди»

На чтение 2 мин Обновлено 30 июня, 2020

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, жанр, кто главные герои произведения, чему учит сказка «Гуси-лебеди».

Содержание

  1. «Гуси лебеди» анализ сказки
  2. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
  3. Герои сказки «Гуси-лебеди»:
  4. Особенности композиции сказки:

«Гуси лебеди» анализ сказки

Жанр — сказки

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга.
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки:

  • Начало сказки традиционное: Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Русская народная сказка «Гуси-лебеди», анализ для читательского дневника

28.07.2021

русская сказка гуси-лебеди

В статье вы найдете разбор русской сказки «Гуси-лебеди» для читательского дневника. Анализ включает себя: краткое содержание (сюжет), перечень главных героев, мораль (или главная мысль), личные впечатления от произведения (отзыв).

Автор: русский народ (до наших дней сказка дошла в обработке Алексея Толстого).

Сюжет:

Безалаберная девочка не досмотрела за маленьким братом, и его похитили гуси-лебеди. Сестра идет его искать и находит у Бабы-Яги. Благодаря помощникам (мышка, печка, яблонька и река) она спасает братика. Они возвращаются домой.

Краткое содержание:

У мужика с бабой было двое детей – старшая дочка и сынок маленький. Когда они ушли на работу, девочка не уследила за братиком – его унесли гуси-лебеди.

Она идет на поиски. По дороге ей встречаются: печка, яблонька и молочная река. Просила девочка подсказать их, куда могли птицы с братиком улететь, но их просьбы (съесть пирожок, яблоко и выпить киселька) не исполнила. Поэтому они и не сказали ей ничего.

В лесу нашла она избушку Бабы-Яги, а в ней увидела своего братика. Сестрица уговаривает Бабу-Ягу пустить ее погреться. Когда старуха уходит, появляется мышка и просит угостить ее кашей. Девочка выполняет просьбу, а мышка за это рассказывает ей, что Яга съесть их с братцем собирается. Девочка забрала братика и убежала. А мышка за нее стала прясть. Заметила Баба-Яга пропажу и послала вдогонку гусей-лебедей.

В этот раз сестричка выполнила просьбы речки, яблони и печки, а те спрятали их с братцем. Поэтому злые птицы их не нашли, а детки смогли благополучно вернуться к родителям.

Главные герои с описанием:

Девочка – старшая сестра, которая заигралась и потеряла братика.

Маленький мальчик – младший брат девочки, его украли гуси-лебеди.

Гуси-лебеди – стая птиц, которая крадет маленьких детей и уносит их к старухе Яге.

Баба-Яга – злая старая колдунья, которая живет в лесу и ест маленьких деток.

Мужик с бабой – родители девочки и мальчика.

Говорящие печка, дерево-яблоня, молочная речка (с кисельными берегами) – помощники в сказке, помогают детям спастись от Бабы-Яги.

Мораль сказки:

1.Дети должны слушаться родителей, пока не выросли, так как мир полон опасностей.

2.Нужно быть осторожными и осмотрительными, чтобы не попасть в беду.

3.Если хочешь, чтобы помогали тебе, помогай сам. Не будь равнодушен к просьбам других.

Отзыв (личное мнение, отношение к прочитанному)

Мне с детства нравится эта сказка. Несмотря на то, что девочка вначале ведет себя не очень правильно – не выполняет просьбу родителей, капризничает с помощниками, она смелая – потому что не побоялась пойти одна в темный лес и к страшной Бабе-Яге. В конце концов, она, все-таки, спасает братика. Мы все ошибаемся, но правильно поступает тот, кто умеет исправлять свои ошибки.

Разбор других сказок для читательского дневника:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Гадкий утенок»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Дочка – весёлая, озорная, капризная девочка, заигравшаяся и забывшая о своём братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ёжик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

«Гуси лебеди» — анализ русской сказки

  

«Гуси лебеди» — анализ русской сказки

 
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.

Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»

Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
   

Содержание статьи

  • В чем смысл произведения?
  • Чему учит?
  • Мораль
  • В чем суть: краткое содержание
  • Выводы в вопросах и ответах
  • Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
  • Кто помогал детям и почему?
  • Вопросы на внимательность
  • Какие берега были у Речки?
  • Какой пирожок съела девочка?
  • Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
  • Для любознательных
  • Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
  • Почему птиц называют гуси-лебеди?

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.

В чем смысл произведения?

Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:

  • «Как аукнется, так и откликнется»;
  • «Что посеешь, то и пожнешь».

Смысл сказки «Гуси-лебеди»

В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.

Чему учит?

Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.

Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:

  • быть смелым и решительным;
  • делать добро и помогать другим.

Сказка Гуси-лебеди рисунок

Мораль

Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

В чем суть: краткое содержание

Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:

«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).

Сказка Гуси-лебеди

Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».

Выводы в вопросах и ответах

После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.

Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?

Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.

Кто помогал детям и почему?

Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.

Сказка Гуси-лебеди печка

Вопросы на внимательность

Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.

Какие берега были у Речки?

Кисельные.

Какой пирожок съела девочка?

Из ржаной муки.

Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?

В избушку Бабы-Яги.

Сказка Гуси-лебеди избушка бабы яги

Для любознательных

С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.

Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?

Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.

Почему птиц называют гуси-лебеди?

Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.

  • Разбор сказки городок в табакерке
  • Разбор сказки волшебник изумрудного города
  • Разбор сказки волк и семеро козлят
  • Разбор сказки белая уточка
  • Разбор сказки ашик кериб 4 класс