Разбор сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства. 

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь

    Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

    Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

  • Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии

    Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Анализ русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» для читательского дневника

14.08.2022

Иван Царевич и серый волк

В статье вы найдете анализ известной русской сказки под названием «Иван-царевич и Серый волк», в который мы включили: краткое содержание, перечень главных героев с описанием, главную мысль произведения (мораль), личный отзыв (впечатления от прочитанного), план пересказа, список незнакомых слов с расшифровкой и подходящие пословицы.

P.S. Комментарии читателей после текста тоже очень советую почитать — много интересных мнений.

Жанр: волшебная сказка.

Краткое содержание (сюжет)

У царя Берендея было три сына. И росло в его саду чудесное деревце с золотыми яблочками. А по ночам кто-то повадился яблочки воровать. Старший и средний сын не смогли определить вора, так как проспали в карауле всю ночь, вместо того, чтобы следить. А младший, Иван-царевич, увидел, что яблоки срывает Жар-птица. Ему даже удалось выдернуть у нее перо, которое ярко светилось в темноте.

И захотелось Берендею заполучить красивую птицу целиком. Все три брата отправились на ее поиски.  В первую же ночь Иван-царевич лишился коня – им поужинал Серый волк. Но чтобы царевич не огорчался сильно, волк пообещал ему помощь в поимке Жар-птицы.

Сел Иван на волчью спину и поскакали они к терему другого царя, Афрона. Волк велел царевичу ночью пробраться в терем, вытащить Жар-птицу, а золотую клетку не трогать. Но не захотел Иван следовать совету, взял и клетку, из-за чего был пойман. Царь Афрон обещал отпустить царевича, если тот украдет для него золотого коня из царства Кусмана.

Поскакали царевич и волк к Кусману. Хитрый зверь снова рассказывает Ивану, как украсть коня и не попасться. Для этого нужно не прикасаться к золотой уздечке. Но опять царевич не стал следовать совету мудрого волка, взял уздечку и был пойман. Царь Куман пообещал помиловать Ивана, если тот привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Далмата.

Поскакал царевич на волке к Далмату. Но тут волк сам крадет девушку, поэтому в этот раз они не попадаются. Иван-царевичу очень понравилась Елена прекрасная, он не хочет ее отдавать. Тогда волк превращается в нее, Кусман отдает коня, а Иван убегает с девушкой. Волк снова превращается в себя, и они едут в царство Афрона.

Поскольку царевичу жалко отдавать и коня тоже, волк превращается в коня, Афрон отдает Жар-птицу.

Волк сбегает от Афрона и прощается до поры до времени с царевичем.

Братья, позавидовав удачливому младшему брату, убивают его и забирают трофеи. Но его воскрешает Волк при помощи живой и мертвой воды, после чего разрывает братьев на кусочки. Иван-царевич возвращается домой с подарками для отца и женится на Елене. И потом живут они долго и счастливо 🙂

Главные герои с кратким описанием:

Иван-царевич – самый главный герой. Младший сын царя Берендея, трудолюбивый, смелый, исполнительный, но не слишком умный и практичный. Не слушает мудрых волчьих советов, из-за чего несколько раз попадает в беду.

Царь Берендей – отец трех царевичей. Его сложно назвать хорошим отцом – двое сыновей выросли убийцами, ради прихоти – желания обладать Жар-птицей — посылает сыновей в опасное и незаконное путешествие, т.к. птицу нужно украсть.

Серый волк – животное-помощник. Мудрый, сильный и хитрый. Преданно служит Ивану-царевичу в благодарность за съеденного коня.

Два брата-царевича – старший и средний. Жадные, ленивые и жестокие. Не выполняют поручение отца, убивают брата из-за красивых трофеев.

План-пересказ:

1.Воровство золотых яблок из сада царя Берендея.

2.Иван-царевич находит Жар-птицу, ворующую яблоки, вырывает у нее перо.

3.Иван с двумя братьями уезжает на поиски волшебной птицы.

4.Потеря коня, знакомство с Серым волком.

5.Главный герой пытается украсть Жар-птицу.

6.Главный герой пытается украсть златогривого коня.

7.Волк крадет Елену Прекрасную.

8.Волк превращается в Елену Прекрасную, Иван-царевич забирает у Кусмана коня.

9.Волк превращается в коня, царевич забирает у Афрона Жар-птицу.

10.Убийство Ивана-царевича старшим и средним братом.

11.Воскресение волком царевича.

12.Месть братьям.

13.Возвращение Ивана к отцу домой, женитьба на Елене Прекрасной.

Главная мысль сказки (мораль, чему учит):

Я думаю, что основных мыслей в этой сказке три.

Во-первых, сказка учит тому, что сложное и опасное дело невозможно осуществить одному, без помощников и поддержки. Если бы Ивану-царевичу не помогал Серый волк, он не смог бы добыть ни Жар-птицу, ни коня златогривого, ни Елену Прекрасную. Его, скорее всего, посадили бы в тюрьму или казнили.

Во-вторых, сказка учит слушаться более мудрых и опытных. Главный герой не послушал волка ни в первый, ни во второй раз, поэтому попал в неприятности.

В-третьих, мы видим, что смелый и упорный человек получает все. Младший сын и перо Жар-птицы заполучил, и саму птицу, и коня волшебного, и невесту красивую. А ленивые и жадные братья погибли.

Отзыв, мои впечатления:

Сказка интересная, но не моя любимая. Можно сказать, что в ней нет ни одного положительного героя. Иван-царевич – вор и похититель царевны, чуть было не погибает из-за своей жадности. Его отец, царь Берендей, просит своих сыновей похитить для него Жар-птицу. Не купить, обменять или попросить отдать, а украсть. Хотя, напомню, что цари — люди не бедные. Другие правители, Афрон и Кусман, соглашаются отпустить Ивана тоже только в обмен на преступление – он должен своровать коня для одного и похитить человека для другого. Волка, хоть он служит царевичу и спасает его, можно назвать соучастником преступлений. Два других царских сына – убийцы. Как видите, в этом произведении абсолютно нет примеров для подражания. И очень жаль Елену Прекрасную – ее согласия на брак никто не спрашивал.

Мой любимый эпизод – это воскрешение Ивана-царевича при помощи мертвой и живой воды. Я очень надеюсь, что медицина будущего сможет изобрести лекарства, подобные этим волшебным водам. И воскрешение умерших людей перестанет быть просто эпизодом из сказки.

Неизвестные слова с расшифровкой:

Караулы – охрана

Похитник – вор

Задолить («сон задолит») – здесь в значении «одолевать».

Пригорюнился – расстроился, огорчился.

Гуж – специальная петля, которая соединяет оглоблю с дугой в конской упряжке. Служит для управления лошадьми.

Чудится – мерещится, кажется.

Подходящие пословицы и поговорки:

Долг платежом красен.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет.

Скупой платит дважды.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Корысть глаза слепит.

Жадность последнего ума лишает.

Не зная броду, не суйся в воду.

Всяк хочет взять, да никто не хочет дать.

Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

Анализ других русских сказок для читательского дневника:

Белая уточка

Гуси-лебеди

Два Мороза

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Открытый урок в 3 классе, Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цель: формирование у обучающихся понятия о волшебных сказках.

Задача урока:

выявить, повторить и закрепить отличительные черты волшебной сказки.

учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.- делить текст на части.

составлять простой план.

подробно пересказывать текст сказки- учить работать с репродукцией картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять основные объекты.

видеть содержательные линии картины.

создавать свой собственный текст.

учить работать в паре.

Планируемые результаты усвоения урока.

осмысление особенностей волшебной сказки

характеристика героев волшебной сказки

выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка к подробному пересказу

формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения

осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

1.Организационный момент
— Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу.

— Я хочу, что бы вы сегодня на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями.

2.Речевая разминка.
На плакате написана пословица

Сказка – ложь, да в ней намек….

— прочитайте пословицу про себя;
— прочитайте пословицутихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
— прочитайте с восклицательной интонацией;
— прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое, второе слово.

3.Актуализация. Сообщение темы. Нацеливание.

— Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о волшебных сказках и познакомимся с русской народной сказкой «Иван – царевич и Серый волк».

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: (Презентация)

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… (английская сказка, на русский язык перевел С.Михалков, волк злой, хитрый). 

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)(отрывок мультфильма)

— Вы заметили, что волк в сказках не всегда хитрый, злой, т.е. не всегда он отрицательный герой.И на сегодняшнем уроке, познакомившись со сказкой «Иван-царевич и Серый волк», обратите внимание, какими качествами будет обладать волк- положительными или отрицательными.

4. Откройте учебник на 51 странице.

— Ребята, посмотрите на иллюстрацию «Иван Царевич на сером волке». Её написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов (иллюстрация представлена на доске и в учебнике)

-Кто изображён на ней? Начните ответ на этот вопрос со слов: Художник изобразил…

— Где находятся герои?

-Чтобы ваша речь была более выразительная, вам помогут слова и выражения из волшебной «словарной коробочки» (в лучах света, беспокойство, просветы синего неба, темный, угрюмый лес, тревога, цветущие кусты)

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

-Обратите внимание как ИванЦаревич прижался к волку, он уверен в его помощи. Если волк помогает Ивану-Царевичу, давайте предположим, какое между ними отношение?

-Сейчас и мы вспомним пословицы о хорошем, добром отношении.

  • Задание. Соединить начало и конец пословицы (работа в парах). Одна пара обучающихся работает на интерактивной доске.

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело – правду говорить смело.

  • Работа в парах с карточками.

Учитель: вам надо записать ответ в тетради по литературному чтению в виде небольшого текста.

 развернуть таблицу

— волшебный мир сказки…

— цветущие кусты…

— художник изобразил…

— верный друг – Серый Волк…

— темный, угрюмый лес…

— надежда на спасение…

 развернуть таблицу

  • Проверка работы.

Учитель: молодцы, вы все хорошо поработали. Кто хочет прочитать свой текст?

2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.

“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение”

5. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, какие сказки вам читали раньше? Чем интересны сказки? Какие виды сказок мы знаем? Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Иван Царевич и серый волк». Прошу вас внимательно слушать ее, а потом сказать, к какому виду сказок она относится.

2. Чтение 1-части сказки

А) ответить на вопросы:

-Как звали царя?

-Сколько у него было сыновей?

-Что случилось?

-Как стерегли сад старший и средний сыновья?

-Что удалось сделать Ивану-царевичу?

-Какую характеристику можно дать сыновьям уже по 1-части?

Б) Как можно озаглавить 1-часть сказки?

3. Чтение 2-части до слов: Проснулся Иван, видит – коня нет.

А) предсказания учащихся дальнейших событий

Б) ответить на вопросы к тексту стр.40

В) Как можно озаглавить 2-часть?

Г) Объясните выражение: леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает

4. Чтение 3-части сказки до слов: …взяли с собой Елену Прекрасную и уехали.

А) предсказания учащихся дальнейших событий

Б) Как вы относитесь к поступку братьев?

В) Как можно озаглавить?

5. Чтение 4-части сказки

А) Как закончилась сказка?

Б) Чему она учит?

В) Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки.

Г) К какому виду сказок относится эта сказка?

  1. Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похйтник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с зави­стью, желать получить

для себя.

Задблит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

6.Рефлексия: наш урок заканчивается. Выразите ваше отношение к уроку через карточку (красная-грусть, желтая — спокойствие, зеленая- радость).

7.Подведение итогов урока.

С какой сказкой вы познакомились?

Чему учились на уроке?

8.Домашнее задание. Прочитать сказку еще раз.

Тема урока — Нравоучительный и философский характер русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк».

Цель и задачи данного урока:

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей волшебной сказки;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

При планировании урока мною были разработаны методы и формы работы с целью внедрения в обучение семи модулей Программы курсов Кембриджского подхода к преподаванию:

1.Новые подходы в преподавании и обучении

2.Обучение критическому мышлению

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения

4.Использование ИКТ в преподавании и обучении

5.Обучение талантливых и одаренных учеников

6.Управление и лидерство в обучении

7.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

До начала урока учащиеся с помощью карточек различных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб) были поделены на 4 группы. Были выбраны лидеры групп. С целью создания доброжелательной атмосферы дружбы и сотрудничества был показан флеш-тренинг «От улыбки с каждым днем светлей…».

На этапе проверки домашнего задания учащиеся получили листочки с заданиями для групп. Необходимо было, посовещавшись в группе, подготовить ответ. После выступления представителей групп их ответы поощрялись с помощью приема формативного оценивания «Три хлопка». Все группы справились с предложенными заданиями. Затем в качестве обобщения материала представила слайдовую презентацию на тему «Сказки. Виды сказок», в ходе просмотра которой учащимся было предложено по рисунку определить название сказки и ее вид.

На этапе знакомства со сказкой «Иван-царевич и Серый волк» необходимо прочитать сказку по главам:

1 группа – 1 часть

2 группа – 2 часть

3 группа – 3 часть

4 группа – 4 часть

Затем один представитель группы пересказывает содержание главы. Так передается содержание всей сказки.

Этап закрепления проходил следующим образом:

  1. Учащимся дается раздаточный материал с заданиями для обсуждения в группе. Даются вопросы для выявления восприятия текста. Устные ответы учащихся.

  2. Ведется работа со словами.

  3. Заполняется таблица «Признаки волшебной сказки». Группы обмениваются своими заполненными таблицами. Затем на интерактивной доске показывается заполненная таблица, сравнивая свои ответы и ответы на доске, учащиеся в группах оценивают работу другой группы. ФО «Взаимооценивание групп».

С целью снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда, совершенствования общей моторики и выработке четких движений во взаимосвязи с речью была проведена физминутка. На экране был показан небольшой клип, в ходе просмотра которого учащиеся должны повторять танцевальные движения.

Далее группам были даны задания творческого характера:

  1. Составить кластер на тему «Чему учит данная сказка?»

  2. Диаграмма Венна — Иван-царевич и Серый волк

  3. Дать оценку поступкам Ивана-царевича. Назовите его черты характера. Правильно ли он все сделал?

  4. Написать эссе на тему «О чем заставляет задуматься данная сказка?»

Каждый ответ группы поддерживался приемом ФО «Три хлопка».

Для того чтобы дать задание на дом, была продемонстрирована на интерактивной доске картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Устное описание картины помогло учащимся увидеть, как автор картины с помощью красок сумел передать содержание сказки. Дается задание на дом: необходимо нарисовать иллюстрацию к сказке и написать эссе по выбранному фрагменту сказки.

На этапе рефлексии было предложено учащимся оценить себя и других с помощью приема ФО «Две звезды и одно пожелание» следующим образом: 1 звезду подарить ученику, который на твой взгляд ее заслужил за работу на уроке; 2 звезду подарить группе, которая дружно и быстро работала сегодня на уроке. И одно пожелание – всем нам или кому –нибудь одному.

Затем заключительное слово учителя и оценки за урок.

Урок построен логически последовательно, была достигнута цель урока. В результате обучения учащиеся повторили теоретические сведения о сказке,
ее видах, познакомились с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк», раскрыли нравоучительный и философский смысл данной сказки.

Учащиеся на уроке были активны. Флеш-тренинг помог эмоционально настроиться на урок. Для деления на группы был использован раздаточный материал. Эта стратегия помогла не только поделить класс на группы, но и увидеть, как учащиеся умеют быть организованными. Учащиеся справились с заданием с некоторыми трудностями.

При работе со сказкой и ее пересказе активно проявили себя учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению. Но следует отметить, что слабоуспевающие учащиеся не сидели в стороне, а охотно помогали и внимательно слушали ответы своих одноклассников.

Учащимся понравилась техника формативного оценивания «Взаимооценивание». Они активно обсуждали в группах правильные ответы. Каждый старался увидеть то, что не видят другие.

При выполнении заданий в группах хочется отметить тесное сотрудничество учащихся при работе, умение распределить отвечающих, чтобы каждый сумел показать свои знания и умения. Работа в группе помогла активизировать работу учащихся и повысить познавательную мотивацию к обучению «средних» и «слабых» учеников.

В ходе рефлексии учащиеся по желанию высказывали свое мнение об уроке. Каждый хотел подарить свои звезды и сказать всем пожелание.

Мне понравился урок тем, что учащиеся свободно чувствовали себя при обсуждении материала в группе, активно участвовали при выполнении заданий, «слабые» учащиеся смогли спросить непонятное у своих одноклассников в ходе работы в группе.

Думаю, что в дальнейшем при планировании следующего урока надо продолжить работу по выявлению одаренных и способных учащихся. Также обратить внимание на приемы формативного оценивания, которые бы помогали процессу обучения. Необходимо также вести работу с учащимися по развитию навыков саморегуляции, повышая их заинтересованность материалом и стараясь разнообразить виды работ.

  • Разбор сказки золотая рыбка
  • Разбор сказки заюшкина избушка
  • Разбор сказки жуковского спящая царевна
  • Разбор сказки ершова конек горбунок
  • Разбор сказки гуси лебеди 2 класс