Разбор сказки о царе салтане 3 класс по частям

Поделки на произведение А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане» можно сделать на определённый эпизод или персонажа.

Например, из бумаги можно сделать поделку на персонажа — Царевна Лебедь .

Понадобится: цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

Берём лист белой бумаги, складываем его пополам и от руки вырисовываем профиль лебедя (голова, имитацию перьев на крыльях).

Далее вырезаем всё по линиям.

Потом фломастерами рисуем глаза и окрашиваем клюв в красный цвет. Склеиваем только голову и шею.

Т.к. это у нас царевна, то вырезаем из бумаги небольшую корону, окрашиваем её (или можно вырезать корону из цветной бумаги, чтобы не раскрашивать) и аккуратно приклеиваем к голове лебедя.

Далее «сажаем» птицу на «воду». В качестве «воды» послужит лист цветной бумаги: голубой, синий. Для этого вырезаем в произвольной форме «воду» (чтобы напоминало озеро, пруд), края необходимо сделать неровными, создавая эффект «волн» (как показано на рисунке).

Приклеиваем аккуратно птицу к воде (или, если птица у вас достаточно устойчива, просто ставим на «воду»). «Воду» украшаем кувшинками. Для этого вырезаем из бумаги: белые цветы, середину раскрашиваем фломастером (или тоже вырезаем её из цветной бумаги), листочки вырезаем также из цветной зелёной бумаги. Аккуратно приклеиваем цветы к нашему «озеру».

Поделка из природных материалов по персонажам «Дядька Черномор и 33 богатыря».

Природными материалами нам послужат шишки, шляпки от жёлудей, сухие листья. Дополнительные материалы: пластилин, цветная бумага, вата, зубочистки, клей момент.

Итак, берём цветную бумагу синего цвета, ведь они появлялись из пучины морской.

Делаем богатырей. Берём шишки (олицетворение чешуи), придлываем к ним «ноги» из пластилина, поверх водружаем шляпки от желудей и на клей приклеиваем зубачистку (или можно любую другую палочку). Шишки можно подкрасить жёлтой или золотистой краской, чтобы было похоже как в сказке:

a7wNhkZtqPZxEpIWcKMZuLTeoYv7zj2j.png

Теперь возьмёмся за Дядьку Черномора. Для него берём большую шишку, также приделываем к ней «ноги» из пластилина. «Руки» у нас будут шишки поменьше, их приклеиваем на клей к основной шишке. В «руку» вкладываем зубочистку. Голову тоже делаем из пластилина. На пластилиновую голову приклеиваем вату в виде бороды. Затем на голову водружаем шлем в виде шляпки жёлудя.

Чтобы сымитировать волны, клеим сухие листья, а сзади Черномора, делаем как будто белую волну, которая его выносит на берег.

В итоге у нас должно получится следующее:

Поделка из пластилина, персонаж «Царевна Лебедь»

Нам понадобится цветной пластилин, вспомогательные материалы: небольшая картонка, шишки, ветки ёлкиели, лёгкая прозрачная ткань.

Из пластилина делаем фигуру лебедя, на туловище делаем имитацию перьев, т.е. не делаем его гладким. Сверху приклеиваем лёгкую полупрозрачную ткань: тюль, органза, это у нас «крылья». В качестве подставки под птицу используем небольшую картонку (или любой прочный материал). На подставку укладываем шишки, ветки, палочки. Как будто это гнездо лебедя.

В итоге должно получиться следующее:

Поделка из крупы «Белочка»

Понадобится крупа разных видов: рис, гречка, пшено. Нужны пара зёрен семечек. Цветная бумага, фломастеры. Немного гороха. Клей.

На листе цветной бумаги простым карандашом рисуем белку, ставим разметки, где у неё на «шёрстке» будет меняться цвет (как показано на рисунке).

Затем нарисованный силуэт разлиновываем клеем и начинаем «выкладывать» белку. Нос и глаза — семечки. Грудь, живот и кончик хвоста — рис. Всё остальное — греча. Если её нет -воспользуйтесь пшеном. Ствол дерева рисуем фломастерами. Гроздь золотых орехов — горох.

В итоге у нас должно получиться следующее:

Поделка из солёного теста «Белочка».

Понадобится: соль, мука, вода, краски, кисточка, шишка, мех, лак, клей, твёрдая поверхность (картон, доска).

Замешиваем тесто: не очень густое, не очень жидкое. Такое, чтобы можно было сделать фигурку, она не раскрошилась и не расползлась. Форму делаем такую, как показано на рисунке.

Сушим, раскрашиваем. К ушам приделываем небольшие «кисточки», можно на клей, а можно в процессе лепки белки «загрунтовать» кисточки в уши. Приделываем белке хвост из меха. В лапы вставляем шишку (до того, как начали сушить фигурку, пока тесто ещё мягкое).

Затем всё это покрываем лаком и клеим на любую твёрдую поверхность.

Что должно получиться в итоге:

Перейти к содержанию

План «Сказка о царе Салтане»

На чтение 2 мин Обновлено 29 ноября, 2022

План сказки о царе Салтане 3-4 класс поможет разделить ее на части, написать цитатный план и вспомнить все основные события.

План к сказке о царе Салтане

  1. Разговор трех сестер
  2. Свадьба царя
  3. Рождение Гвидона.
  4. Обман царя
  5. Ложный царский указ.
  6. Царица с сыном в бочке
  7. Жизнь Гвидона с матерью на острове.
  8. Спасение Лебеди
  9. Гвидон становится князем
  10. Встреча с корабельщиками
  11. Гвидон становится комаром
  12. Волшебная белочка
  13. Гвидон — муха
  14. 33 богатыря
  15. Гвидон стал шмелем
  16. Венчание Гвидона и царевны Лебедь.
  17. Приезд Салтана на остров Буян
  18. Пир на весь мир.

«Сказка о царе Салтане» план

1. Беседа трех сестер
2.Выбор жены
3. Царь отправляется в поход
4. Рождение царевича
5. Заговор сестер
6. Подмена письма
7. Царица с сыном в бочке
8. Спасение
9. Царевна-лебедь
10. Чудный остров и князь Гвидон
11. Корабельщики
12. Чудо первое (белка)
13. Чудо второе (остров)
14. Гвидон наблюдает за Салтаном в образе комара, мухи, шмеля.
15. Чудо третье  (девица)
16. Женитьба Гвидона и Царевны-лебедь
17.Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
18.Счастливая встреча.
19.Разоблачение заговора.
20.Пир.

«Сказка о царе Салтане» как разделить на части и озаглавить каждую часть

Вариант 1:

  1. Царь выбирает невесту
  2. Козни и клевета
  3. Царевна с сыном в бочке
  4. Спасение лебедя
  5. Путешествия Гвидона
  6. Воссоединение семьи.

Вариант 2:

І.Свадьба царя и молодой царицы.

  1. Мечты трёх девиц.
  2. Свадьба царя Салтана и его отъезд на войну.
  3. Рождение царевича.
  4. Оклеветанная царица.
  5. Поддельная царская грамота.
  6. Исполнение «воли» Салтана.
  7. Чудесное спасение матери с младенцем.
  8. Встреча с лебедем.
  9. Корабельщики приплыли на остров.

ІІ. Встречи с отцом и чудеса

  1. Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
  2. Первое чудо — волшебная белка.
  3. Гости у князя Гвидона.
  4. Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
  5. Второе чудо — тридцать три богатыря.
  6. Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.

ІІІ. Воссоединение семьи

  1. Третье чудо и женитьба Гвидона.
  2. Приглашение царю Салтану от Гвидона
  3. Царь Салтан едет в гости к Гвидону.
  4. Счастливая встреча.
  5. Прощение виновных и пир на весь мир.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА(10.11.2015г.)

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане» ,компьтер, интерактивная доска 

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

 расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

 (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

        Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». 

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

        III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

        В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

        В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

        Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи.        Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

        Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

        А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На этом урок закончен

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы:

 анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность

: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция». 

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство

  2. Странствия, приключения героев

  3. Кто-то мешает или помогает

  4. Герой воюет с нечистой силой

  5. Эпизоды повторяются по 3раза

  6. Есть зачин, концовка

  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, — 

Говорит одна девица, — 

То на весь крещенный мир 

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, — 

Третья молвила сестрица, — 

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой 

Около царя сидят – 

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз, 

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия? 

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки. 

Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы

  2. Сравнения

  3. Эпитеты

  4. Противопоставления

  5. Ондокоренные слова

  6. Сложные слова

  7. Славянизмы

  8. Определение после определяемого слова стоит 

  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам, 

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили, 

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. 

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция? 

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения


На этом урок закончен 



Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42. 

УКМ «Перспектива»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?

Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.

Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.

Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.

3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».

5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.

У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.

Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.

План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя Салтана.
  3. Объявление царской воли.
  4. Чудесное спасение.
  5. Смерть коршуна (страница 17).
  6. Златоглавый город князя Гвидона.
  7. Князь Гвидон встречает гостей.
  8. Первое превращение князя Гвидона.
  9. Первое чудо.
  10. Князь Гвидон встречает гостей.
  11. Второе превращение князя Гвидона.
  12. Второе чудо.
  13. Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
  14. Третье превращение князя Гвидона.
  15. Царь Салтан встречает гостей.
  16. Третье чудо.
  17. Царь Салтан топает ногой (страница 39).
  18. Счастливый конец.

7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Пересказ эпизода про белочку

Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.

Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.

Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.

Пересказ эпизода про богатырей

Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.

Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.

Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.

Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)

Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.

Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.

Гвидон тут же на ней женился.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.

Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.

10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?

Эту сказку сближают с народными сказками:

  1. Наличие зачина, присказки, концовки.
  2. Испытание героев.
  3. Волшебство, волшебные превращение и помощники.
  4. Троекратные повторы.
  5. Народные слова и выражения.

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».

Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.

Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.

Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.

Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.

Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.

Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. План художественного произведения. Виды.
  2. Характеристика героев сказки.
  3. Нравственный смысл сказки.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.

Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.

План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Ключевые слова

План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
  3. Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
  4. А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.

Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.

Основное содержание урока

1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.

Существует алгоритм составления плана.

Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.

Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.

2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.

Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.

Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.

3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.

Назывной план

Вопросный план

Карточки с названиями:

Мать и сын

Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Встреча с царевной Лебедью

Правильный ответ:

Назывной

Вопросный

Мать и сын

Встреча с царевной Лебедью

Что случилось с царицей и её новорожденным сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.

1 вариант

1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.

2. Один из подарков князю Гвидону.

3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)

4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

5. Начало сказки.

6. Что разлучило царя Салтана с женой?

2 вариант

1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?

2.Создатель художественного произведения.

3. Один из подарков князю Гвидону.

4. Образное, художественное определение.

5. Окончание сказки?

Ответ:

1 вариант

1. Изумруд

2. Город

3. Корабельщик

4. Сравнение

5. Зачин

2 вариант

1. Сентябрь

2. Автор

3. Белка

4. Эпитет

5. Концовка

  • Разбор тем итогового сочинения 2022
  • Разбор сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Разбор сочинения г штукенберга
  • Разбор сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Разбор слова рассказ о слове