Разбор сказки о золотом петушке пушкина 4 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке Пушкина

Внимание литературоведов редко обращалось в сторону этого произведения, именно поэтому о нем так мало информации. Особый интерес к сказке проявила Ахматова, которой удалось найти оригинал переложенной истории. Новелла «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга послужила идейным вдохновителем для сказки Пушкина. Сравнивая эти две истории, можно увидеть, как они сильно похожи, но, одновременно, разные. Большинство исследователей не принимают тот факт, что сказка Пушкина не оригинальна, остальные же смирились с этой точкой зрения.

Главный герой сказки — петушок. Он является солнечная птица, представляющая собой солнечный всепоглощающий огонь. Петух олицетворяет собой победу света над тьмой, добра над злом. Именно поэтому по старым поверьям тьма покидала мир с первыми криками петуха. Считалось, что его крик способен прогонять злых духов. В сказке Пушкина петушок является сверхсильным существом, способным вершить правосудие и справедливость. Если в начале петушок был предметом гордости, эдаким золотым подарком, то в конце истории узнаем, что как такового блага петушок не сделал.

Текст сказки полностью пронизан множеством архаизмов и историзмов, встречаются эпитеты, олицетворения и сравнения. Для придания тексту самобытности автор использует тавтологические словосочетания — быль и небыль, было ль, не было ль и др.

Эта сказка является последней сказкой, написанной Александром Сергеевичем. Поэтому можно смело заявить, что она является истинным воплощением всего того, чему научился Пушкин за все время написания сказок.

В сказке больше морали, чем во всех остальных. Следовательно меньше фольклорных и сказочных начинаний, в отличии от остальных. Эту сказку никогда не называли русской народной, потому что в ней отсутствуют главные черты  такой сказки: волшебные предметы, зачин, герои-помощники и т. д.

Мораль сказки заключается в том, что сказанное слово необходимо сдержать. А если не получается, то не стоило и вовсе его говорить. Не стоит разбрасываться словами, необходимо обдумывать абсолютно все, что собираешься сказать.

Основная суть сказки, проста — в первую очередь стоит надеяться лишь на себя. Не стоит доверять решение того или иного вопроса магии, ведь от нее не знаешь чего ожидать. Не стоит быть жадным и корыстолюбивым, ведь за все рано или поздно придется заплатить. А, как показывает история Додона, цена за «грехи» может быть очень высока.

Анализ №2

Конкретные темы сказок и произведений Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился. Автор вносит всегда живое и актуальное содержание для существующих символов и образов, которые достаточно устарели для читателя того времени.

Произведение, получившее название «Сказка о золотом петушке»,  привлекает внимание исследователей, но они не смогли найти источник в виде народной сказки. Ахматова даже написала статью в 1933 году, где указала источник, она сказала, что основой вдохновения является новелла «Легенда об арабском звездочете», написанная Вашингтоном Ирвингом и переведенная только в 1823 году.

Если сопоставить два сюжета, то можно увидеть очевидное сходство, но нельзя сказать, что это является полным, подражаем одного произведения другому.  Дадон, как и царь Ирвинг в другом произведении, ранее были сильными и могущественными, но теперь решили отойти на покой.  Каждому из них преподнесли подарок, одному золотого петушка, а второму медного. Но вот в повествовании Ирвинга животное – это просто талисман, а в повествовании Пушкина становится живым и полноправным персонажем.

Образ Шамаханской царицы Пушкин взял из другого произведения, его вдохновляет образ Катерины из сказки под названием «Княжна Милуша». Там она является ведьмой и оборотнем, которая появляется внезапно и исчезает также внезапно, да и вообще он послан главному герою как настоящее испытание.

Так и в произведении Пушкина Шамаханская царица появляется для испытаний царя Дадона. Только вот испытываются совсем другие качества, такие как чувства к своим детям и ответственность перед государством.

Главным различием является финал произведения, если же у Ирвинга – звездочет не хочет других наград, он владеет книгой Соломона, то у Пушкина, мотивация героя ничем не объяснена. В черновиках можно прочитать, что звездочет был шамаханским, поэтому стоит предположить, что он являлся союзником царицы, поэтому старался вызволить ее. Только вот в оригинале данная подробность была исключена, автор исключает ее, поэтому подробность опускается, а читатель совершенно не понимает, зачем ему царица. Остается только догадываться и приписывать звездочету свои мотивы, быть может он был влюблен в царицу, а быть может им двигали совершенно иные мотивы, остается только предполагать.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Цель в жизни человека ЕГЭ 11 класс

    У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.

  • Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения

    Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    В этой повести тесно переплелись фантастика и реальность, но я сейчас постараюсь разобраться… Конечно, всё можно допустить. Теоретически. Можно предположить, что профессор мог изобрести способ «превращать» животных в людей

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки Пушкина О золотом петушке

А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе». Пушкин был поражен работой В. Ирвинга, что принялся писать свой шедевр.

Главным персонажем сказки является царь Дадон. Он не выполнил условия, которые ему предъявил звездочет за то, что он принес в дар царю золотого петушка. В последствии Дадон погибает по вине подарка. В произведении Ирвинга сюжет очень похож. Главный герой не выполняет требований астролога и так же получает наказание. В «Сказке о золотом петушке» Шамаханская царица появляется от заклинания скопца.

Александр Сергеевич Пушкин имел свой неповторимый и необычный  стиль написания. В сказке не совсем понятно, в какую пору года происходят события, в какой части необъятной Родины едет действие. Автор любил в своих сказках повторять слова несколько раз, через время возвращаться обратно к рассказу. Необычная манера повествования захватывает читателя.

Золотой петушок был послан царю, что бы помогать. В самом начале он действительно  старается и делает все, чтобы угодить Дадону. Золотой петушок вместе с царем отлично преодолевает нападки врагов. Он хранит границы государства, все боятся золотого петушка и не смеют затевать войну с Дидоном.

Шамаханская царица возникает благодаря заклинанию колдуна. Она должна заманить царя с сыновьями в ловушку, но у нее ничего не вышло, потому что скопец погибает, и она внезапно исчезает.

Золотой петушок выступает в роли некого палача. Это настоящая бомба, которая ждет активации, взрывается неожиданно. Его сотворил тот же колдун, что и Шамаханскую царицу. Золотой петушок был послан царю не для помощи, по команде скопца он убивает Дадона.

Петушок в начале сказки выступает в роли дорогого и ценного подарка. Но, на самом деле он же и погубил царя. Дадон был жадным и стремился у всех что-то отнять, за это его наградили золотым подарком, который не принес ему счастья. Так же сказка учит нас не играться с магией и не решать благодаря ей свои вопросы. Магические влияния на жизнь могут навредить, а не помочь. В любой ситуации необходимо полагаться на свои силы и здравый разум.

Вариант 2

Пушкин так стал писать сказки, что довёл их до совершенства, подбирая самые важные мотивы содержания народных сказок.

Хоть и исследователи по всему миру искали аналогов сказки «Золотой петушок», сконцентрированное внимание их так и осталось не замеченным.

Однако сходство с новеллой «Легенда об арабском звездочёте» было выявлено Ахматовой в 1933 году. Она под итожила тем, что они были схожи в сюжетах и несхожи в развязке.

Сказка обманчива персонажами из зверей, вуалируя тем самым сущность человека и донося до него сокровенные домыслы. Сказка оставляет читателя наедине самим с собой, дав возможность выйти наружу переживаниям и амбициям, таким образом, вылечивая моральные болезни организма.

Пушкин, используя совершенные детали литературы, прибегает к русскому фольклору, играючи относясь к словам.

С древних времен петух являлся символом победы, бдительности и отваги, украшая его золотом, означающий закон, огонь и справедливость.

Автор всю свою жизнь искал и добивал уникальность сказочного жанра, связанного с литературой и моралью.

На свете есть ненасытные люди которые пороком жадности не сдерживают обещание, чем чревато не предсказуемыми последствиями. Так и повел себя царь Додон, расплативший в последствие за это своей жизнью. Он недооценивает силы звездочета, который строго наказывает за непослушание наставлений и недержание данного слова.

Додон в свою очередь наглым образом пользуется его помощью, а отблагодарить он не считает нужным, тем самым оскорбляя и неуважительно относясь к мудрецу. Золотой петушок в свое время оказал не заменимую помощь и указывал путь по нападению врагов на государство. Автор отмечает коем образом не благодарных людей отвечающих злом на добро, завистью на совет и не ценит разум, ведущий их только  к благим делам.

Сам петушок олицетворяет праведную судью расставляющий все точки над И, борца за справедливость и своевременное наказание преступника за содеянные грехи. И делает это прилюдно, что даёт многим другим людям осмыслить свои недочёты и покаяться пока не столь поздно.

Пока есть время обдумать и исправить все ошибки, если нужно будет попросить извинения или сделать добро, принеся этому миру, хоть капельки счастье, ибо сказано — не можешь помочь, не мешай и не вреди. Иначе сила мира и всевышнего могут сильно наказать, что любому из нас будет не до плохих мыслей. Нам ведали творить добро, дарить надежду и быть самыми счастливыми…

Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве

    Это один из ключевых фрагментов произведения. Здесь автор, оставшийся неизвестным, выражает свое отношение к походу князей на половцев, описанному в «Слове о полку Игореве».

  • Образ и характеристика Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича… Лермонтова

    Одним из основных персонажей произведения является любимый опричник русского царя Ивана Васильевича Грозного, его охранник Кирибеевич.

  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

    Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.

  • Сочинение Примеры мужества из жизни

    Мы иногда видим по телевизору сюжеты о том, как кто-то совершает мужественный поступок или даже подвиг. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на моих глазах. Хотя и не назову поступок, свидетелем которому я стал

  • Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев является известным писателем. его произведения легли в основу русской классической литературы. По праву одним из его известных и лучших творений является роман «Отцы и дети». Отзыв о данном произведении представлен в этой статье.

                      Конкурс «Постигая творчество любимого писателя»    

        Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс

               Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

                                   Головинова Татьяна Михайловна

    Тема:  Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход урока

                                 Экскурсия (выступают дети)

   — Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительную Пушкинскую страну. 178 лет  назад погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает.

 — За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.

—  Какие красивые книги издаются сегодня, неправда — ли? Хочется читать их снова и снова. Мы уверенны, что сказки Пушкина читают, и будут читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

  -На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами жизни и творчества поэта (показывают на книги), иллюстрировали отдельные эпизоды сказок (оформлена выставка рисунков ребят на доске)

 Учитель:

     — У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Одну я помню сказку эту

Поведаю ее я свету.

— Это сказка Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

— Но прежде, чем будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

—   Что запомнилось из услышанного?

—   Кто наказал царя и за что?

– Правильно ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

—  Слушание сказки (аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

— А чем сказка отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана простым, доступным для народа языком)

— Какой вид сказки? (волшебная)  

— Где же в сказке волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

— Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

    — Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

—  В сказке встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и попробуем определить их значение (дети получают карточки,  находят в словаре учебника)

Словарная работа:

Инда – иногда        

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде — где-то

Скопец  — старец

Шеломы  — шлемы

Сарачинская шапка — восточный головной убор

– А как вы думаете, почему царь Дадон  обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож, как со сна, 

Шевельнется, встрепенется, 

К той сторонке обернется 

И кричит: «Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на боку!)» 

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

—  Задания для вашей  самостоятельной работы. ( Раздать  карточки).

Работа в парах:

—  С чего начинается сказка?

 —  Каким был царь Дадон в начале сказки?

— Как золотой петушок предупреждал царя об опасности?

— Как управлял царь Дадон в это время?

— Какую картину увидел царь Дадон на поле сражений?

 —  Каким показан царь, когда увидел мертвых детей?

— Каким вы увидели царя после встречи с шамаханской царицей?

 — Что пообещал царь Дадон звездочету?

— Сколько лет пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

 — Прочитай слова, которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Работа в группе:

— Образ царя Дадона. Почему Пушкин дал царю такое имя – Дадон?

 ( Использование Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)

— Почему был наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами из сказки.

Выявление главной мысли сказки.

— Какой же урок дает Пушкин? В чем основная мысль сказки? А поможет ответить на этот вопрос задание в тетради – стр. 48 задание 3. И для сильной группы – задание № 4.

— Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой вывод вы сделали для себя?

— Так кто же наказал царя Дадона? И за какие качества (возврат к началу урока к вопросу № 2)

Сначала дети отвечают на листочках самостоятельно, потом сверяют запись на доске.

Царь Дадон

  1. Беззаботный, жестокий.
  2. Бездумно совершает поступки
  3. По-настоящему не любит ни страну, ни сыновей

— Каким же должен быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале урока)

|———-|————|————|——————

               удовл.               хор.                отл.

Сегодня вы были все молодцы!

Домашнее задание.

 (Раздать до начала урока – кружочки сильной группе, квадратик средней группе, треугольник слабой)

Задание сильной группе:

— Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

— Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.

Задание средней группе:

Чтение по ролям

Задание слабой группе:

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

— Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной сказкой.

— А завтра у нас будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране. (включить мелодию к песне)

На чтение 7 мин. Опубликовано 06.04.2020

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны. В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе. Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

Содержание

  1. История создания
  2. Основные персонажи
  3. Краткое содержание
  4. Анализ для читательского дневника
  5. План для пересказа
  6. Отзывы читателей

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Сказка о золотом петушке пушкин

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Чему учит сказка о золотом петушке

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Смысл сказки о золотом петушке

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца. Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал. Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

О чем сказка о золотом петушке

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Смысл сказки о золотом петушке пушкина

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

Марина Васильевна, 57 лет, г. Ухта

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Владимир Г., 34 года, г. Нижний Новгород

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Наташа, 12 лет, г. Тобольск

Пушкин «Сказка о Золотом петушке», разбор для читательского дневника

13.01.2020

Пушкин сказка о золотом петушке

В статье вы найдете разбор (можно даже сказать, анализ) «Сказки о золотом петушке», специально для читательского дневника. Мы включили в него перечень главных героев, сюжет (краткое содержание), план пересказа, главную мысль и вывод.

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Жанр: Сказка (в стихах)

Год написания: 1834

Содержание «Сказки о золотом петушке» говорит о том, как правителя могут подвести его безрассудные решения и вера в собственную значимость. Все это приводит к гибели царского рода Дадона и его государства.

Главные герои:

Дадон — старый правитель тридевятого царства, желает покоя. В словарях «дадонами» называют неуклюжих и несуразных людей.

Мудрец — человек, который обладает многими знаниями. Он предан наукам, магии и отрекается от суеты ради служения высшим целям.

Золотой петушок — волшебный сторож тридесятого царства, символ дальновидности, правды и справедливости. Его преподносит Дадону звездочет.

Воевода — важное лицо в окружении Дадона, правит войском государя.

Сыновья Дадона — потомки царя Дадона, гибнут от рук друг друга.

Шамаханская царица — соблазнительница Дадона и его сыновей. Заполучить ее желает и мудрец.

Сюжет (краткое содержание сказки):

В далеком государстве правит старый царь Дадон. Ему досаждают соседи, земли которых царь часто разорял страшными набегами в молодости.

Дадону хочется покоя. Он обращается к «звездочету и скопцу» за помощью. Мудрец преподносит престарелому государю волшебного стража. За эту услугу он требует от царя исполнить любую просьбу, когда самому звездочету этого захочется. Дадон соглашается.

Царство преданно охраняется петушком, который сидит на спице высокого здания. Он предупреждает о любой опасности. Скоро соседи начинают снова бояться Дадона.

Но однажды государя будит страшный крик петуха. Золотая птица оборачивается на восток и замирает. О тревоге государю сообщает Воевода. Дадон собирает войско и отправляет старшего сына усмирить неприятеля.

Проходит восемь дней. Дадон не получает вестей от сына. Петушок снова кричит. В путь с ратью отправляется младший царский сын. Проходит тоже восемь дней.

Крик петуха возвещает, что нужно собрать новое войско и на девятый день отправляться в дорогу самому Дадону. Восемь дней государь движется с армией на восток. На девятый день Дадон обнаруживает побитую рать и обоих сыновей, которые убили друг друга у прекрасного шелкового шатра. Пока отец горюет, из шатра выходит прекрасная девица. Она ведет к себе Дадона. С красавицей он забывает о своем родительском горе.

Шамаханская царица отправляется вместе с Дадоном в столицу. Там их встречает звездочет. Он требует от царя отдать ему красавицу в оплату своей услуги.

Дадон сердится, приказывает схватить мудреца и бьет его жезлом. Звездочет падает замертво. Шамаханская царица смеется.

Когда государь въезжает в город, со спицы слетает петушок. Он клюет в темя Дадона и улетает, когда тот умирает. Вслед за петушком испаряется и загадочная красавица.

План пересказа:

  1. Старый царь Дадон мечтает о мирном правлении тридевятым государством.
  1. Государь просит помощи у восточного звездочета.
  1. Мудрец дарит Дадону золотого петушка.
  1. Петушок предупреждает царя о любой опасности. Соседи снова боятся нападать на страну Дадона.
  1. Тревожное пенье петуха и обращение птицы на восток.
  1. Первый сын Дадона отправляется с войском в путь.
  1. Через восемь дней золотой страж снова предупреждает об опасности. На помощь старшему брату спешит второй сын Дадона.
  1. На восьмой день после отправления младшего сына звучит третье предупреждение от петушка.
  1. Сам Дадон ведет войско. Через восемь дней он натыкается на шатер. Перед ним лежат побитые войска. Царь обнаруживает, что его сыновья убили друг друга.
  1. Дадон горюет.
  1. Из шатра появляется соблазнительная красавица. Дадон забывает о гибели войска, своих детей и утешается чарами Шамаханской царицы.
  1. Вместе с красавицей Дадон отправляется домой.
  1. В столице его встречает звездочет. Он требует отдать ему Шамаханскую царицу за свои услуги.
  1. Дадон рассержен. Он убивает звездочета одним ударом жезла. Царица хохочет.
  1. В столице к царю спускается со спицы золотой петушок. Он клюет Дадона в темя, царь погибает. Петушок улетает. Шамаханская царица испаряется.

Главная мысль:

Следует уважать соседей и помнить, что за каждый поступок придется ответить.

Вывод:

Царь Дадон теряет семью, государство и жизнь в короткое время. Все потому, что он отказывается от собственного слова, поддается чарам Шамаханской царицы и слишком скоро забывает о гибели сыновей. Сказка показывает, что нельзя нарушать обещания, поддаваться соблазнам и отказываться от предложенного жизнью искупления.

Анализ сказки для читательского дневника предоставила vesnushka07.

Советую посмотреть:

Сказка о царе Салтане Пушкин

Пушкин, «Сказка о царе Салтане», краткое содержание

русские народные сказки

Эпитеты в русских сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сказка о золотом петушке» стала последней по времени написания сказкой Пушкина. Он создал ее в 1834 г. в Болдино. Существовало множество версий об источнике произведения. Наиболее убедительной стала версия А. Ахматовой. Она доказала, что Пушкин использовал произведение В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», входящее в сборник «Сказки Альгамбры». Основная сюжетная линия очень похожа. Образ шамаханской царицы Пушкин взял из сказки «Княжна Милуша». Имя Дадона упоминается в чрезвычайно популярной в царской России «Сказке о Бове-королевиче».

Несмотря на заимствование основного сюжета и главных образов Пушкин создал совершенно оригинальное произведение, насытив его духом русских народных сказок. В «Легенде…» Ирвинга петушок не золотой, а медный. Он не является самостоятельным персонажем и служит всего лишь символом. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета.

Сказка Пушкина, в отличие от «Легенды…», имеет значительный поучительный характер. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым.

Произведение содержит нападки на царскую власть. При публикации цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек». В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» — «нам урок», «с иным накладно вздорить» — «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».

Среди остальных сказок Пушкина это произведение больше остальных оторвано от первоначального фольклорного источника. Волшебные элементы призваны скрыть действительный смысл, заключающийся в нарушении царского слова. Эта тема не встречается в русских сказках и преданиях. В традиционном противостоянии добра и зла царь либо представляет добро, либо символизирует собой высшую справедливость. В «Сказке о золотом петушке» царь сам преступает высший закон, нарушая данное слово. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

  • Разбор слова по составу 3 класс рассказы
  • Разбор сказки лисичка со скалочкой
  • Разбор сказок с точки зрения психологии
  • Разбор сказки лиса и журавль
  • Разбор сказки цветик семицветик