Разбор сказки оловянный солдатик

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Что такое сила воли? Это врожденное качество или чувство, которое помогает нам справляться со всеми препятствиями на пути?

Главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство, которое помогает стойкому солдатику преодолеть все невзгоды. Имя этому чувству – любовь.

Повествование начинается с того, что маленькому мальчику дарят коробку игрушечных солдатиков, отлитых из олова. Один из этих солдатиков оказывается без ноги. Кто бы мог подумать, что именно он увидит на столе чудесный замок, в котором живет прекрасная танцовщица в «юбочке из тончайшего батиста». Стойкий оловянный солдатик подумал, что они очень похожи, ведь она танцевала на одной ноге, и очень хотел попасть к ней во дворец. Несмотря на то, что герои не произносят ни слова, мы понимаем все их чувства и эмоции.

Красоту волшебной танцовщицы видит не только солдатик, но и маленький черный гном, который из зависти толкает солдатика из окна. С этого момента в его жизни начинает происходить череда трудных испытаний, пройти которые ему помогает любовь к танцовщице. Он верит, что однажды они все-таки окажутся вместе.

Мальчишки во дворе нашли солдатика, и решили отправить его в опасное плавание по ручью в бумажном кораблике. Течение раскачивало кораблик и в один момент он стал тонуть. Оказавшись на дне реки, он продолжал думать о своей прекрасной возлюбленной. Его проглотила большая рыба, и по счастливому стечению обстоятельств, рыбу поймали и отнесли разделывать именно в тот дом, откуда выпал солдатик. Кухарка была несказанно рада, увидев солдатика внутри рыбы, и поспешила отнести его обратно в комнату мальчика. Солдатик был рад снова увидеть прекрасную танцовщицу. Но на этом его неудачи не кончились. Один из мальчишек взял и бросил стойкого оловянного солдатика в печь, и он стал таять. Этот огонь олицетворяет страстное чувство в груди главного героя. Он сгорает от любви и от огня, и все это время он не отрывает взгляда от возлюбленной, а она от него.

Внезапно, порыв ветра относит прекрасную танцовщицу прямо в огонь к солдатику. Это олицетворяет то, что, несмотря на молчание, танцовщица взаимна в чувствах к солдатику, и ей больно видеть, как умирает возлюбленный. Она вмиг вспыхивает от огня, и сгорает, солдатик к тому времени уже полностью плавиться.

На утро, кухарка находит в золе кусочек олова в виде сердца и брошку танцовщицы – символы вечной любви, которая не боится никаких препятствий и невзгод.

Главные герои

Оловянный солдатик – одноногая игрушка, мужественный, немногословный, с большим любящим сердцем.

Танцовщица – нежная, воздушная, прекрасная.

Тролль – злобное существо, снедаемое ревностью.

Мальчик – веселый и озорной хозяин солдатика.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Стойкий оловянный солдатик»

Короткий пересказ «Стойкий оловянный солдатик»

Краткое содержание «Стойкий оловянный солдатик» Андерсен:

Родители маленького мальчика решили подарить своему сына 25 оловянных солдатиков. Мальчик был очень рад подарку и тут же принялся играть с ними. В это время одноногий, но очень стойкий оловянный солдатик был увлечен не игрой с мальчиком, а прекрасной танцовщицей, которая стояла на одной ноге, а вторую ногу изящно поднимала выше головы.

Она жила в картонном домике, домик был очень красивым. В нем был прекрасный сад, озеро и множество комнат. И сама красавица была сделана из картона, а на ее груди красовалась блестящая брошка.

Солдатик был так впечатлен ее красотой, что не мог оторвать глаз от танцовщицы, а только думал, как бы с ней познакомиться, девушка также смотрела на него. Он решил подойти ближе, но внезапно ему преградил дорогу злой тролль, выпрыгнувший из табакерки, стоявшей возле картонного домика. Ему не понравилось, как солдатик смотрит на прелестную девушку. Тролль проклял солдатика, пообещав ему на следующее утро большие неприятности.

С наступлением рассвета солдатика нашли лежащего возле табакерки и поставили его на окно, дуновением ветра он упал прямиком с третьего этажа и застрял между камнями. Тут и началось путешествие бедного оловянного солдатика. На своем опасном пути он повстречал назойливую крысу, которая хотела его поймать, затем потоком воды его смыло в большой канал.

И вот когда солдатик падал на дно, он не прекращал думать об одном, о той красивой танцовщице, которую он так полюбил. Но судьба уготовила ему немало сюрпризов, солдатик был проглочен рыбой. Много времени он провел в рыбьем желудке, пока рыбу не поймали рыбаки и она прямиком не попала на кухонный стол того самого дома где его и потеряли.

Кухарка, обнаружив удивительную находку, тут же обрадовала мальчика. И вот солдатик был уже дома, он увидел знакомую комнату и тот самый картонный домик. Но мальчик поступил жестоко с солдатиком, он бросил его в горящий камин.

Солдатик плавился, но держался стойко. Он не мог оторвать глаза от своей возлюбленной, которая также смотрела на него. Пронесся сквозняк по комнате, и картонная танцовщица полетела прямо в камин. Она мгновенно сгорела, и солдатик к тому времени уже расплавился.

На утро в тлеющей зале уборщица нашла маленький кусочек олова, которое было похоже на сердечко и потемневшую уже не так сверкающую брошь.

Главный смысл сказки:

Эта трогательная история говорит о том, что любовь сильнее всех страшных бед и разочарований. И даже если мир полон зла и невежества, преодолеть можно многое если есть любовь.

Это интересно: «Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история, написанная в 1836 году, о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Русалочки» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Сюжет

На день рождения маленький мальчик получил в подарок коробку с оловянными солдатиками. Все двадцать пять солдатиков были отлиты из старой оловянной ложки и походили друг на друга, словно братья-близнецы. Лишь у одного солдатика не было одной ноги – его отливали последним, и олова не хватило.

Мальчик поставил игрушки на стол, где уже стоял великолепный картонный дворец, возле которого на одной ножке стояла прекрасная бумажная танцовщица с блесткой на груди. Одноногий солдатик сразу влюбился в красавицу, мечтая о том, что она станет его женой.

В полночь все игрушки на столе ожили, и из табакерки вылез злой тролль. Он также был влюблен в танцовщицу, и приказал солдатику перестать смотреть на нее. Однако солдатик его не слушал, и тролль пригрозил отомстить ему.

Утром солдатик случайно выпал из открытого окна на мостовую, где его нашли уличные мальчишки. Они посадили его в бумажный кораблик и отправили плыть по канаве. Когда солдатик оказался под мостом, к нему подбежала большая наглая крыса и потребовала паспорт, однако солдатик ничего ей не ответил.

Вскоре кораблик намок, и солдатик начал тонуть. Его проглотила большая рыба, но все это время он лишь крепко сжимал свое ружье и не переставал думать о танцовщице.

Затем неожиданно блеснул свет – это пойманную рыбу купила и выпотрошила кухарка. Увидев солдатика, она вскрикнула от удивления и отнесла его в ту самую комнату, из которой началось его путешествие. Солдатик вновь увидел свою возлюбленную, которая все также стояла на одной ножке.

Неожиданно мальчик схватил солдатика и бросил его в камин. Солдатик медленно таял, но не спускал глаз с танцовщицы. Вдруг резко распахнулась дверь, и танцовщица, подхваченная потоком воздуха, также оказалась в камине.

Утром служанка, вычищая камин, обнаружила в золе обгорелую блестку и кусочек олова в виде сердечка.

История создания

В 2020 году повествованию о стойком солдатике исполнилось 180 лет. Впервые оно опубликовано в 1838 году в авторском сборнике «Сказки, рассказанные детям». История зародилась во времена, когда лучшим подарком для мальчиков была коробка с оловянными солдатиками. В детстве писатель также играл в солдатики. Став взрослым, он описал своего оловянного друга и его героические приключения. Обладая состраданием и добрым сердцем, он также не мог оставить без внимания чувство любви, которое дает ощущение полноты жизни и озаряет все вокруг.

Существует несколько версий, как была создана сказка. По одной из них маленький мальчик, один из жителей Копенгагена, играл на подоконнике. У него было не так много вещей — старая лошадка из папье-маше без хвоста, несколько кубиков и сломанный оловянный солдатик. Мама малыша сидела рядом и вышивала. Вдруг из-за угла пустынной улицы показался высокий мужчина в черном фраке. Он шел быстро, размахивал руками и что-то говорил себе под нос.

Мать сказала мальчику, что мужчина, который идет по улице — господин Андерсен. Он является автором колыбельных, под которые мальчик хорошо засыпает. Ребенок глянул на незнакомца исподлобья, взял безногого солдатика и выбежал на улицу. Вручив игрушку опешившему прохожему, мальчик забежал назад в дом.

Андерсен сразу понял, насколько щедрым и искренним был порыв малыша. Он расположил солдатика в петлице сюртука радом с веточкой мяты и гордо пошел дальше. Возможно, свою сказку он посвятил этому детскому сердцу.

По другой версии история была написана в честь отца-сказочника, которого также звали Гансом. Будучи бедным сапожником, он записался в солдаты, и это спасло семью от нищеты. Военные походы подкосили его здоровье. Вернувшись домой больным, он быстро ушел из жизни. Любящий сын восхищался отвагой, мужеством и силой духа отца. В его воображении родилась идея создания удивительной сказки о мужественном несгибаемом герое.

Отзыв

Солдатик в сказке является настоящим образцом мужества и стойкости. Понравилось, как он безропотно сносил все удары судьбы, но при этом сохранил любовь к танцовщице.

Рисунок-иллюстрация к сказке Стойкий оловянный солдатик

Рисунок-иллюстрация к сказке Стойкий оловянный солдатик.

Персонажи сказки

Знакомство с кратким содержанием «Оловянного солдатика» можно начать с описания действующих лиц. В сказке их немного, автор показал каждого настолько ярко, что читатель может легко представить любой образ. В книге оживают такие герои:

  • стойкий солдатик — мужественный, честный, влюбленный;
  • хрупкая бумажная танцовщица — с симпатией относится к главному герою, прекрасная и легкая;
  • мальчик — хозяин игрушек, среди которых был солдат;
  • игрушечный тролль — ревнивый, завистливый, злобный;
  • крыса — опасная, наглая;
  • рыба — ненасытная и хищная;
  • ребята — маленькие озорники, не думающие о последствиях своих поступков.

Аннотацию к сказке можно описать двумя предложениями. Одноногий солдатик влюбляется в бумажную танцовщицу. Они оказываются разлученными судьбой, но перед смертью на краткий миг оказываются вместе.

В книге могут встретиться новые, незнакомые ребятам слова:

  • батист — тонкий дорогой материал;
  • пошлина — денежный сбор;
  • тролль — враждебный злой карлик.

Огниво

Сказка «Огниво» будет понятна маленьким детям (3 – 5 лет). В первые опубликована в 1835 году.

Обычный солдат, благодаря своей смелости и находчивости, стал правителем государства и женился на принцессе. Сначала ему пришлось встретиться со злой колдуньей, которая попросила его об услуге.

Солдат должен был залезть в дупло и достать ей огниво. За это он мог взять сколько угодно денег, которые лежали в дупле под охраной трех страшных собак.

Солдат подумал, что огниво имеет большую ценность и не ошибся. Он завладел им, и оно еще не раз ему помогло.

Солдат познакомился с прекрасной принцессой, женился на ней, и все благодаря огниву: его обладатель мог просить страшных собак об исполнении любого желания.

Русалочка

Одна из самых знаменитых сказок, подойдет для детей 5-6 летнего возраста, но ее с удовольствием читают и взрослые. «Русалочка» довольно длинная, поэтому ее можно разделить на несколько вечеров. Дата первой публикации – 1837 год.

Это печальная история Русалочки, которая жила в подводном мире вместе со своим отцом и сестрами. Она влюбилась в человека, принца, которого спасла из воды.

Она обращается за помощью к морской ведьме. Та дает ей зелье, которое поможет Русалочке превратиться в человека, но взамен она просит ее язык.

Отныне Русалочка не сможет разговаривать, у нее появятся ноги, но при ходьбе она будет испытывать мучительную боль.

Ради любви она согласна на все. Вот только принц так и не полюбил Русалочку. Ведьма подарила ей шанс, чтобы та спасла свою жизнь, убив любимого, но Русалочка предпочитает умереть.

Гадкий утенок

Предназначена для детей от 3 лет. Сказка «Гадкий утенок» впервые была опубликована в 1843 году.

Маленький утенок отличался от своих братьев и сестер ужасным видом. Даже мама-утка не поддержала его, утенку оставалось только бежать прочь от насмешек и унижений.

Некоторое время он жил у старухи, но другие животные – кот и курица тоже начали издеваться над утенком. Тогда птица улетела на озеро, некоторое время утенок прожил в одиночестве.

Единственная его радость – прекрасные белые лебеди, на которых он любовался издалека, он очень мечтал быть похожим на них.

Наступила весна, и утенок полетел над озером, он решил приблизиться к величественным птицам. Опустившись на воду, он увидел свое отражение. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

Экранизации

Первую экранизацию в 1934 году снял Аб Айверкс, заменив тролля на игрушку «Джек в коробке». Впоследствии, тролля не было ни в одной американской экранизации. Знаменитый французский мультипликатор Поль Гримо, совместно с Жак Превером в 1947 году снял мультфильм, где заменил солдатика на акробата. В 1976 году вышла советская экранизация. В 2000 году в мультфильме Фантазия 2000 присутствовал хэппи-энд. В 2002 году в серии мультфильмов «Сказки Андерсена» вышла вольная экранизация сказки.

Новое платье короля

В детской сказке «Новое платье короля» высмеиваются людские пороки – глупость и самолюбование, она подойдет для чтения детям старше 6 – 7 лет. Дата публикации – 1837 год.

Писатель позаимствовал сюжет у Хуана Мануэля («Граф Луканор»), он упоминает об этом в своем дневнике.

Король очень любит наряжаться и нанимает двух портных, которые на самом деле ничего в швейном деле не смыслят. Они пообещали, что сошью платье, невидимое для глупцов.

Когда они «надевают» на короля новую одежду, ни он сам, ни его придворные не могут признаться в том, что не видят платье. Им не хочется прослыть глупцами.

Только один мальчишка не побоялся разоблачить правителя и закричал: «А король-то голый!». Обманщики-портные уже давно покинули город, а король скрылся у себя во дворце.

Дюймовочка

Сказку «Дюймовочка» можно смело читать 3-летним детям, она добрая и с хорошим концом. Дата публикации – 1835 год.

Дюймовочка появилась из цветка, она жила у доброй женщины, но ее похитила лягушка. Она решила, что крошечная девушка станет хорошей партией для ее сына.

К счастью, Дюймовочке удалось сбежать, но на ее пути было еще много препятствий.

В финале она готовится выйти замуж за крота и выходит попрощаться с солнышком.

Прилетает ласточка, которой Дюймовочка помогла выжить, и спасает ее. Они летят в теплые края. Там Дюймовочка встречает прекрасного эльфа и выходит за него замуж.

Этой сказкой писатель дает понять, что никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс на спасение.

Свинопас

Сказку «Свинопас» не стоит читать раньше 6-7 лет, ведь в ней заложен глубокий смысл. Первая публикация – 1841 год.

В мире есть много похожих историй, но эта отличается от других тем, что в ней нет излишней сентиментальности.

Принц из сказки небогат, но ему очень нравится дочь императора. Надеясь на взаимность, он посылает девушке самое дорогое, что у него есть: розу и соловья.

Эти подарки пришлись не по вкусу принцессе. Тогда принц решается проучить капризную девушку, он притворяется свинопасом и устраивается на работу к императору.

Сначала он делает волшебный горшочек. Принцесса соглашается купить его за 10 поцелуев. Трещотка стоит гораздо больше – 100 поцелуев, но девушка готова на все ради этих вещиц.

Вот только момент расплаты случайно увидел император, он выгнал из дворца обоих. Принц уходит в свой замок, оставив принцессу ни с чем.

Бумажная танцовщица

Она не произносит ни слова на протяжении всей сказки и даже не двигается. Поэтому её характер трудно понять. Но главное, что своим мастерством и красотой она привлекла внимание солдатика, зародила в его душе настоящее чувство — любовь с первого взгляда.

Её же чувства раскрываются только в самом конце, когда она отправляется вслед за солдатиком в пекло камина и погибает вместе с ним. Всё в этой сказке не настолько явно, быть может, это только сквозняк. Но, тем не менее, хочется верить, что это именно любовь, и каждый из нас может решить по-своему. Такова эта история.

Тролль из табакерки

Он завистлив, зол и, вероятно, умеет колдовать, наводя чары, которые заставляют детей делать очень странные вещи. Например, ни с того ни с сего бросать красивую игрушку в огонь.

Возможно, что таким способом сказочник намекнул на не всегда хорошее поведение, с которым каждый из нас сталкивается в своей жизни. Возможно, это козни злобного тролля? Если так, то всё может закончиться очень печально. Например, так как закончилась эта грустная сказка. Поэтому важно не давать ему возможности управлять собой.

Можно сказать, что этот герой олицетворяет собой все наши худшие мысли, чувства и порывы. Может быть потому все в этой сказке неявно и через «возможно» и «может быть». Ведь нам всегда хочется думать, что всё зло не от нас самих, и на самом деле мы добрые и хорошие.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНА

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Что такое сила воли? Это врожденное качество или чувство, которое помогает нам справляться со всеми препятствиями на пути?

Главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство, которое помогает стойкому солдатику преодолеть все невзгоды. Имя этому чувству – любовь.

Повествование начинается с того, что маленькому мальчику дарят коробку игрушечных солдатиков, отлитых из олова. Один из этих солдатиков оказывается без ноги. Кто бы мог подумать, что именно он увидит на столе чудесный замок, в котором живет прекрасная танцовщица в «юбочке из тончайшего батиста». Стойкий оловянный солдатик подумал, что они очень похожи, ведь она танцевала на одной ноге, и очень хотел попасть к ней во дворец. Несмотря на то, что герои не произносят ни слова, мы понимаем все их чувства и эмоции.

Красоту волшебной танцовщицы видит не только солдатик, но и маленький черный гном, который из зависти толкает солдатика из окна. С этого момента в его жизни начинает происходить череда трудных испытаний, пройти которые ему помогает любовь к танцовщице. Он верит, что однажды они все-таки окажутся вместе.

Мальчишки во дворе нашли солдатика, и решили отправить его в опасное плавание по ручью в бумажном кораблике. Течение раскачивало кораблик и в один момент он стал тонуть. Оказавшись на дне реки, он продолжал думать о своей прекрасной возлюбленной. Его проглотила большая рыба, и по счастливому стечению обстоятельств, рыбу поймали и отнесли разделывать именно в тот дом, откуда выпал солдатик. Кухарка была несказанно рада, увидев солдатика внутри рыбы, и поспешила отнести его обратно в комнату мальчика. Солдатик был рад снова увидеть прекрасную танцовщицу. Но на этом его неудачи не кончились. Один из мальчишек взял и бросил стойкого оловянного солдатика в печь, и он стал таять. Этот огонь олицетворяет страстное чувство в груди главного героя. Он сгорает от любви и от огня, и все это время он не отрывает взгляда от возлюбленной, а она от него.

Внезапно, порыв ветра относит прекрасную танцовщицу прямо в огонь к солдатику. Это олицетворяет то, что, несмотря на молчание, танцовщица взаимна в чувствах к солдатику, и ей больно видеть, как умирает возлюбленный. Она вмиг вспыхивает от огня, и сгорает, солдатик к тому времени уже полностью плавиться.

На утро, кухарка находит в золе кусочек олова в виде сердца и брошку танцовщицы – символы вечной любви, которая не боится никаких препятствий и невзгод.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Критика Латунского в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    О. Латунский – один из антигероев романа «Мастер и Маргарита», второстепенный персонаж, не получивший подробного портрета внешности или внутренних качеств. При этом Латунский сыграл важную роль в жизни

  • Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа «Старый гений» Н.С. Лескова?

    Классика русской литературы 19 века. Главная мысль рассказа – продемонстрировать, к чему может привести слепая доверчивость человека и осудить людей, которые пытаются обмануть на других.

  • Сочинение на тему Сила материнской любви

    Любовь матери невозможно описать словами, это чувство переживается где-то глубоко в душе. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на успехи своего ребенка, глядя на первые шаги, первые слова, первый зуб

  • Анализ сказки Телефон Чуковского

    У главного героя сказки целый день трезвонит телефон. Совсем, как на телефонной станции. Сначала позвонил слон. Ему срочно потребовался шоколад для его маленького сына. Пудов так пять

  • Смысл названия романа Мы Замятина

    Людям свойственна тяга к объединению, к зависимости от мнения других людей. Именно поэтому политические силы часто формируют из людей толпы. Конечно, толпа в некотором смысле трудно управляется

«Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник

«Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 75.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 75.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Стойкий оловянный солдатик» – популярная сказка знаменитого датского сказочника, в которой описана история большой любви одноногого солдатика к прекрасной бумажной танцовщице.

Краткое содержание «Стойкий оловянный солдатик» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Стойкий оловянный солдатик

Число страниц: 32. Х. К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». Издательство «Детская литература». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1838 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Оловянный солдатик – одноногая игрушка, мужественный, немногословный, с большим любящим сердцем.

Танцовщица – нежная, воздушная, прекрасная.

Тролль – злобное существо, снедаемое ревностью.

Мальчик – весёлый и озорной хозяин солдатика.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

На день рождения маленький мальчик получил в подарок коробку с оловянными солдатиками. Все двадцать пять солдатиков были отлиты из старой оловянной ложки и походили друг на друга, словно братья-близнецы. Лишь у одного солдатика не было одной ноги: его отливали последним, и олова не хватило.

Мальчик поставил игрушки на стол, где уже стоял великолепный картонный дворец, возле которого на одной ножке стояла прекрасная бумажная танцовщица с блёсткой на груди. Одноногий солдатик сразу влюбился в красавицу, мечтая о том, что она станет его женой.

В полночь все игрушки на столе ожили, и из табакерки вылез злой тролль. Он также был влюблён в танцовщицу и приказал солдатику перестать смотреть на неё. Однако солдатик его не слушал, и тролль пригрозил отомстить ему.

Утром солдатик случайно выпал из открытого окна на мостовую, где его нашли уличные мальчишки. Они посадили его в бумажный кораблик и отправили плыть по канаве. Когда солдатик оказался под мостом, к нему подбежала большая наглая крыса и потребовала паспорт, однако солдатик ничего ей не ответил.

Вскоре кораблик намок, и солдатик начал тонуть. Его проглотила большая рыба, но всё это время он лишь крепко сжимал своё ружьё и не переставал думать о танцовщице.

Затем неожиданно блеснул свет – это пойманную рыбу купила и выпотрошила кухарка. Увидев солдатика, она вскрикнула от удивления и отнесла его в ту самую комнату, из которой началось его путешествие. Солдатик вновь увидел свою возлюбленную, которая всё так же стояла на одной ножке.

Неожиданно мальчик схватил солдатика и бросил его в камин. Солдатик медленно таял, но не спускал глаз с танцовщицы. Вдруг резко распахнулась дверь и танцовщица, подхваченная потоком воздуха, также оказалась в камине.

Утром служанка, вычищая камин, обнаружила в золе обгорелую блестку и кусочек олова в виде сердечка.

План пересказа

  1. Подарок на день рождения.
  2. Одноногий солдатик
  3. Прекрасная танцовщица.
  4. Месть злого тролля.
  5. Солдатик оказывается на мостовой.
  6. Плавание по канаве.
  7. Встреча с крысой.
  8. В животе у большой рыбы.
  9. Чудесное спасение и возвращение домой.
  10. Смерть солдатика и танцовщицы.

Главная мысль

Жизнь бессмысленна без любви.

Чему учит

Сказка учит даже в самых сложных жизненных обстоятельствах не опускать руки и не сдаваться, верить в лучшее и упорно двигаться к своей цели.

Отзыв

Солдатик в сказке является настоящим образцом мужества и стойкости. Понравилось, как он безропотно сносил все удары судьбы, но при этом сохранил любовь к танцовщице.

Рисунок-иллюстрация к сказке Стойкий оловянный солдатик

Рисунок-иллюстрация к сказке Стойкий оловянный солдатик.

Пословицы

  • Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
  • Одному не страшно, а двоим веселее.
  • Любовь в огне не горит, и в воде не тонет.

Что понравилось

Понравилась стойкость солдатика, его внутренняя сила, но хотелось бы, чтобы в сказке был счастливый конец и после всех перенесенных испытаний солдатик обрел счастье с танцовщицей.

Тест по сказке

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данила Тихонов

    10/10

  • Кирилл Книженко

    9/10

  • Ольга Фомина

    10/10

  • Лала Мовлаева

    10/10

  • Kit Titov

    10/10

  • Алина Дашкова-Рамазанова

    10/10

  • Елена Косова

    10/10

  • Alina Grinina

    8/10

  • Svetlana Kraeva

    9/10

  • Юлия Чиркова(Серебрякова)

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 75.


А какую оценку поставите вы?

Цель:

  • Создать условия, способствующие осознанию
    философского смысла сказки.
  • Развивать образное мышление, творческие
    способности, способность воспринимать различные
    виды искусств.
  • Воспитывать любовь к художественному слову,
    формировать интерес детей к классическому
    искусству; в нравственном аспекте ориентировать
    на общечеловеческие ценности и идеалы.

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в
    путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная
    музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в :
    (сказку) — хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка — это литературное произведение, где
всегда рассказывается о чем-то необыкновенном,
волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со
злом) — говорит ученик.

— Какие бывают сказки?

(Народные и авторские).

— Что у них общего и чем они отличаются?

— Много общего в темах, языке, образах. Однако —
народная сказка — это результат коллективного
творчества, а авторская создается определенным
писателем.

— Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

— А какие положительные человеческие качества
высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав,
сострадание, стойкость и сила духа).

— «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам
урок». А.С. Пушкин (на доске)

— Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

— Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней
сказочного, вымышленного, но она мудра и
поучительна). — говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и
начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

— Что можно узнать из заглавия?

— Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

— Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим,
увлекательным, опасным).

— Значит, в каком значении по-вашему мнению,
употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

— Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

3. Народная или авторская?

— Кто автор сказки?

— Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге «Мой Андерсен» пишет:
«Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В
каждый колокольчик обязательно добавляют каплю
серебра. Вот он и звенит:»

Если в смешную сказку добавить каплю чистой
грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки
Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий.
Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон
всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое
начало из народной сказки.

— Как вы думаете, что могло послужить толчком к
написанию сказки?

— Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: — Рассказывают, что однажды, шел
Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у
окна. Когда он увидел любимого сказочника, то.
Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают,
что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы
должны ответить на самый главный вопрос:

Какую мысль автор спрятал между строк?

— Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Грусть, жалость, боль, вызванные
гибелью героев.
И Радость, связанной с теми чудесами,
которые происходят в сказках.

Вывод учителя:

— В первых же фразах сказки звучат два главных
мотива произведения и вообще произведений
Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием
чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания
кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они
лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В
ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

— Почему так сложилась судьба оловянного
солдатика?

— Какую мысль автор хотел донести до читателя
таким финалом сказки?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе
анализа сказки.

— Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

— Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

— Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с
ней (стр. 39, 5))

— О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

— О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него
эгоистическое желание, корыстную мысль: «Вот бы
мне:»

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о
своем главном назначении на земле, но разумом
понимает он нереальность осуществления своего
желания).

— Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

(«Но познакомиться с ней:»)

— Зачем?

(Поухаживать для игры, для забавы).

— Как эти мысли и чувства характеризуют
солдатика?

— Раскрывают ли они главное в нем?

(нет)

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует
тому образу героя, который создается в тексте
сказки)

— Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке
изначально заложено добро и зло, такова
человеческая природа и он сам делает выбор и
несет ответственность за этот выбор.

II часть

— Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

— О чем говорит характер и сама
последовательность этих игр?

— Что мы можем сказать о детях, семье, об
атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в
гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об
уважительном отношении мальчиков и девочек, о
дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

— Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2)
(дети)

— Какое чудо произошло с солдатиком и
танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная
любовь)

— Но что произошло дальше (стр. 39, 4)

«Вдруг выскочил:»

— Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

— Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

— Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль — это воплощение внутреннего зла,
которое есть в каждом человеке, а в солдатике
проявилось в виде низких чувств: зависти, о
которых мы говорили раньше. И за это мстит ему
тролль).

— А каким далее мы видим солдатика?

— Что случилось утром? (стр. 40, 6)

— Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

— И первое испытание солдатик выдержал как?
(Достойно стр. 40, 7)

— Почему он не стал кричать и звать на помощь?
(стр. 40, 8)

— Какие еще испытания на прочность воли выпали
солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен
постоянно помнить о чувстве собственного
достоинства, о чести. Начиная с того момента,
когда солдатика начал испытывать тролль, герой
осознал свое высшее назначение и остается воином
с чистой и бескорыстной любовью уже до самого
конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не
изменяет себе: он держится стойко, как полагается
настоящему солдату и во время опасного плавания,
в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса
плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и
когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В
молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его
поведении раскрывается истинно христианское
отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому
троллю из табакерки, он не проклинает «уличных
мальчишек», он со смирением принимает свою
судьбу и стойко переносит все испытания, перед
грозящей гибелью, помня только о своей чести и
«милой плясунье».

— Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это «чудное мгновение» и есть
счастье. Такое счастье дается недаром, не
приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать,
пройти через искушение, победить зло и достойно
выдержать испытание.

— Прочитайте, что чувствовал солдатик,
оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

— Что осталось от танцовщицы и от солдатика?
(стр. 43, 3)

V. Итог.

— Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному
вопросу, проблеме сказки.

— Какую мысль автор спрятал между строк?

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость — умение уверенно стоять на одной
ноге. И второй — стойкость — это сила духа.
Происшествия в сказке детские, а чувства
настоящие, достойные уважения. И читатель вместе
с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в
себе слабость. Душа очищается, становится
сильнее духом.

— Услышали ли вы «звон грусти» в этой сказке?

— О чем звенит сказка «Стойкий оловянный
солдатик»?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного
путешествия по сказке. Но это не последнее
путешествие с великим сказочником, оно будет
продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный
друг и добрый советчик для всех детей, а значит и
для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут
слезы и смех, горе и радость — все как в настоящей
жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень
хорошо. И не случайно великому сказочнику
«Королю сказок» в столице Дании, Копенгагене
воздвигнут памятник. А также памятник одному из
героев сказок — Русалочке. Русалочка стала
символом датской столицы и уже много лет сидит на
берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз
памятника любимым вами героям сказок Андерсена и
объясните свой выбор.

Сказка Стойкий оловянный солдатик появилась у Андерсена после того, как один мальчик подарил сказочнику свою любимую игрушку – солдатика. Приключения удивительного мужественного героя заинтересуют маленьких читателей. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Стойкий оловянный солдатик

Сказка Стойкий оловянный солдатик читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Один из подаренных мальчику солдатиков оказался необычным. Была у него только одна нога, но не унывал он никогда. Очутившись среди других игрушек мальчика, солдатик заметил картонную балерину. Она была так прекрасна, что наш герой сразу в нее влюбился. Решил он, что с ней нужно познакомиться. Поздно вечером игрушки начали играть, как дети. Солдатик глаз не сводил с танцовщицы. А в полночь их табакерки появился тролль. Заметил он интерес солдатика к балерине и пригрозил ему, чтобы не смел заглядываться на плясунью. На следующий день то ли по воле тролля, то ли по стечению обстоятельств начались неприятности героя. Выпал он из окна. Мальчишки посадили его в бумажный кораблик. Пришлось солдатику отправиться в плавание. Преследовала его громадная крыса. Потом кораблик начал тонуть. Опасности его подстерегали на каждом шагу. Он был готов мужественно встретить смерть. Храбрец боролся с трудностями и думал о прекрасной танцовщице. Попал он в брюхо огромной рыбы, и в этом было его счастье. Снова очутился он в знакомом доме и увидел прекрасную плясунью. Мальчишка бросил солдатика в печку. Он начал плавиться, но глаз не спускал со своей красавицы. Судьба сделала солдатику подарок: от сквозняка легкая картонная фигурка танцовщицы порхнула, как бабочка, в печку. Так и сгорел бравый солдат вместе со своей возлюбленной. В золе нашли только оловянное сердечко и брошку плясуньи. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик

Смысл поучительной сказочной истории раскрывается с помощью образа стойкого солдатика. Такое качество как стойкость автором заложено изначально в образ героя. Это умение держаться на одной ноге, с оптимизмом и мужеством бороться с трудностями. Понимал герой, что не суждено ему быть с любимой, но не отчаивался. Испытания помогли солдатику стать сильнее духом. Умение смело смотреть в глаза трудностям, не теряя чувства собственного достоинства, делает образ стойкого оловянного солдатика очень привлекательным. Впрочем, каждый читатель увидит в образе стойкого героя что-то свое. Сказка Стойкий оловянный солдатик поднимает вечные вопросы о ценностях бытия, о добре и зле, ответственности за свои поступки, о неотвратимости судьбы.

Мораль сказки Стойкий оловянный солдатик

Нужно побеждать в себе слабость, не пасовать перед трудностями – такова главная мысль сказки Стойкий оловянный солдатик. Сильный тот, кто, потерпев поражение, не падает духом. Нужно находить в себе силы идти вперед во что бы то ни стало — вот ему учит сказка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не ладно скроен, да крепко сшит.
  • Сломить спину легко, сломить волю трудно.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Андерсена читать

  • Разбор третьего направления итогового сочинения
  • Разбор сказки о царе салтане 3 класс по частям
  • Разбор тем итогового сочинения 2022
  • Разбор сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Разбор сочинения г штукенберга