Разбор сказки сестрица аленушка и братец иванушка

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок  должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества  и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить.  Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь  и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Популярные сегодня темы

  • Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин

    Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург

  • Сочинение Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

    С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Образ Судьи отца Васи и его характеристика в рассказе В дурном обществе Короленко сочинение

    Отец Васи — второстепенный герой произведения Короленко «В дурном обществе». Образ героя интересен и необычен. Его можно назвать грубым и жестоким, но в глубине души он добрый.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение для 5 класса

    Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Прочтений: 2 146

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок  должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества  и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить.  Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь  и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Дата публикации: 14 июля 2022 в 14:49

МБОУ
«Борисовская основная общеобразовательная школа  №4» 

п.
Борисовка Борисовского района Белгородской области

Мурзина
Елена Николаевна,

учитель
начальных классов

Предмет:
Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Русская
народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели:

а)
Обучающие цели:

  
1.
 Продолжить
работу над формирование навыка чтения и литературного анализа сказки.

  
2.

Выявить признаки и структуру волшебной сказки
.

  
3. Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б)
Развивающие цели:

  
1. Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной
индивидуальности, проявлению литературно-творческих способностей.

  
2. Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное
отношение к учению, предмету.

в)
Воспитательные цели:

  
1. Формировать культуру речи.

  
2. Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

  
3. Прививать интерес к чтению.

Оборудование:
 Музыка
из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к
сказке, картина В.Васнецова «Алёнушка», особенности волшебной сказки), макет
кота с вопросами для выборочного чтения, карточки для работы в группе.

Ход
урока.

І.
Организационный момент.

Прозвенел звонок
для нас,

Все вошли спокойно
в класс.

Встали все у парт
красиво,

Поздоровались
учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,

Вижу, класс наш
хоть куда!

Ну, начнём урок,
друзья!

IІ.
Введение в проблему урока.


О чём же мы будем говорить сегодня на уроке, определите сами?

                      
( звучит музыка : «Сказка гуляет по свету»)

Учитель. Кто
догадался, что это за музыка?

Ученик. Она из
сказки.

Учитель.
Значит,
какова будет тема нашего урока?

Ученик. Будем
говорить о сказках. (Слайд 1)

IІI.
Актуализация  знаний.

Учитель: Что такое
сказка? (Дети предлагают варианты ответов). Сказки называют «народной
мудростью». Их сочинил народ.
Сказки передавались из уста в уста.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали
вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки,
им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки – это один из основных жанров
фольклора и появились  давно.

Есть научное толкование слова « Сказка».
Из предложенных мной вариантов, выберите верное. ( Слайд 2)

Сказка


научно-фантастическое произведение


произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором
добро всегда побеждает зло. ( Слайд 3)

Итак,
мы отправляемся в сказку! Начнём наш урок с речевой разминки.

(Слайд
4)

Алёнушка,
сестрица моя!

Выплынь на
бережок.

Костры
горят
высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат
булатные,

Хотят
меня зарезати!

      
Разные виды чтения:


Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова;


Чтение по рядам;


Чтение выразительное дуэтом;


Чтение с убыстрением темпа скорости.

Учитель: Вам
знакомы эти слова? Откуда они?

Ученик: Да, нам
знакомы. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из
сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

(Слайд
5)

Учитель:
Попробуйте
их выразительно рассказать по памяти.

ІV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня 
мы с вами глубже познакомимся со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
найдём все особенности русской народной сказки, и постараемся определить, какая
она по своему характеру. Будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать и
конечно проверим ваши знания.

V. Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»

Учитель:
Прочитаем
данные слова вполголоса.
( Слайд 6)

Старик
да Старуха

Алёнушка
да Иванушка

Одни
— одинёшеньки.

Учитель:
Как
вы понимаете значение слов одни — одинёшеньки?

Ученик: Совсем
одни.

Учитель: Вспомним
данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. (Выборочное чтение)


Чтение цепочкой, а последнее предложение прочитывается чтением «Будь
внимателен». (Каждый учащийся читает, до слов учителя стоп, а другой
продолжает….)

Учитель: Ребята,
как начинается данная сказка, с каких слов?

Ученик: Жили-были
старик да старуха…….

Учитель:
Как
называется это в сказке?

Ученик: В русской
народной сказке это называется зачином.

(Учитель
показывает слайд 7).

Учитель:
А
ещё как могут начинаться сказки?

Ученик: В
некотором царстве, в некотором государстве жил был царь….

Учитель: А теперь
внимательно рассмотрите иллюстрацию  к сказке и вспомните, к какому эпизоду
принадлежит данная картинка? (Слайд 8)

Учитель:
Ребята,
обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

Ученик: Три раза. Сначала
было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце. Число 3 число
волшебного мира!

Учитель:
Найдём
и зачитаем данный эпизод по ролям.  А для этого перевоплотимся в Алёнушку и
Иванушку, но не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев. (Учитель
надевает детям маскирующие предметы: Алёнушке -косынку под народный костюм,
Иванушке фуражку, завязать поясок на рубашке).

  Дети читают по
ролям около макета телевизора.

Учитель: Ребята,
именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца)
является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.
( Слайд 9).

Учитель: Какие
слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила
жажда?

Ученик: Солнце
высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Учитель: Как вы
понимаете выражение пот донимает?

Ученик: Это
значит, что Иванушке стало сильно жарко.

Учитель:  Ребята,
а какие слова в этом отрывке повторялись?

Ученик: Шли-шли,
идут, идут.

Учитель: Значит,
для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

Учитель: А теперь
внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили? ( Слайд 10)

Вопрос:
Хорошо ли это: не слушать старших – и почему вы так считаете?

Ученик: Я считаю,
что это очень плохо, старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них
богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с нами.

Учитель: Можно ли
сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

Ученик: Нет. Он
не послушался старшую сестру.

VI. Работа по вопросам.

Учитель: Далее
ребята, у нас идёт основной сюжет сказки. (Слайд 11)

Вспомним,
что же случилось дальше, ну стоп, так как у нас сегодня урок необычный, то к
нам в гости пришёл мудрый кот, который любит рассказывать ребятам свои сказки и
он хочет проверить ваши знания по сказке « Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». А для этого он подготовил вам свои вопросы. ( На доске макет
кота, рядом с ним конверт с вопросами по сказке)
. Только он хочет от вас
услышать полные ответы и свои ответы мы должны сопровождать выборочным чтением.

Учитель
использует разные виды чтения.

1.
Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное) (Слайд
12)

2.
Что произошло, пока купца не было дома?

Ученик: Пришла
ведьма и увела Алёнушку.

Учитель: Ребята,
какую неосторожность  допустила Алёнушка и что из этого вышло?

Ученик: Алёнушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.

Учитель: Можно ли
идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь
обещает?

Ученик: Нет. Это
очень опасно.

Выборочное
чтение. Первый человек находит, и все читают за ним, чтение за диктором.)
(Слайд 13)

3.
Зачем побежал козлёнок на речку?

 Прочитайте,
что ответила ему Алёнушка?

( Чтение дуэтом выразительное)

Учитель:
Как
козлёнок звал свою сестру?

Ученик. Жалобно
и печально.

Учитель:
Ребята,
а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент.  ( Чтение
квартетом).
Это предложение ставит точку в развитии сюжета. Концовка
сказки. ( Слайд 14)

Учитель: Ребята, а
как может закончиться ещё сказка?

Ученик: Вот и сказки конец, а кто
слушал – молодец.

Учитель: Обычно
сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова:
и стали жить-поживать и добра наживать.
(Слайд 15)

Учитель: Как и в
любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка?

Ученик: Зло
всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять
близких в беде.

Учитель: Ведь
Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг
друга в беде и любили друг друга.

Учитель:
Давайте
повторим, из каких же частей состоит сказка? ( Слайд 16)

Физминутка.

Мы
трудились очень много

Отправляемся
в дорогу.

Побываем
тут и там,

Поглядим
по сторонам,

Нам
навстречу брат с сестрицей,

Отдают
земной поклон,

А
на небе кружат птицы,

Закрывая
свет крылом.

Походили.
Поглядели

И
на место тихо сели.

Глазки
закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

VII.
Организация
работы в группах.

Учитель:
Сейчас
вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет
иметь своё название.

1
группа « Аналитики»

Учитель: Кто такой Аналитик?
В словаре Ожегова говориться так: Аналитик-это человек, который умеет
анализировать. ( Слайд 17. Аналитик-…)

В этой сказке присутствуют положительные и отрицательные герои Положительный герой это -… Олицетворением зла в этой сказке является -……Многое мы узнали об этих героях и я вам предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.

ВЕДЬМА.                   
АЛЁНУШКА.

Злая                               
Добродушная

Жестокая                       
Ласковая

Хитрая                           
Преданная

Грубая                           
Заботливая

Дополнительно
запиши свои любые слова, которые характеризуют наших героев.

2
группа « Новые сказочники»

Обратите
внимание на  выделенные слова. Замените эти слова современными.

 Слова
для справок: зарыдала,
девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

Залилась Алёнушка слезами,
села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В
ту пору ехал мимо купец:


чём, красная девица плачешь?

Рассказала
ему Алёнушка про свою беду.

Купец
ей говорит:

Поди за меня замуж. Я
тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек
будет жить с нами.

Алёнушка
подумала, подумала и пошла за купца
замуж.

3
группа « Иллюстраторы»

Восстанови
последовательность сказки, используя рисунки, придумай название к картинкам.

im1               
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=475169624-00-72

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=441131473-67-72                http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=143100432-61-72

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=178579414-42-72                       http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=30263460-45-72

Задания
для 4 группы: « Исследователи».

Исследуй
и подчеркни такие пословицы, которые подходят к данной сказке:

Кто не слушает
советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде
не тонет.

Труд человека кормит,
а лень портит.

Дружбой дорожи,
забывать её не спеши.

Вся семья вместе так
и душа на месте.

Маленькое дело лучше
большого безделья.

Взаимопроверка.

1 группа отчитывается,
дети проверяют по сигналам, а затем учитель показывает слайд:

 У
нас получилась модель описания главных героев: (Слайд 18)

ВЕДЬМА.                   
АЛЁНУШКА.

Злая                               
Добродушная

 Жестокая     
                   Ласковая

Хитрая                           
Преданная

Грубая                           
Заботливая

Учитель:
Ребята,
вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор
Михайлович Васнецов. ( Слайд 19)

Учитель:
Какое
настроение у Алёнушки?

Ученик: Она
грустная,

плачет.

Учитель:
Васнецов
её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связаны с водой. Она тонет в
речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив
водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

2 группа отчитывается,
затем учитель показывает слайд:

Дети
прочитывают свой текст. ( Слайд 20)

 Залилась
(зарыдала)
Алёнушка слезами,
села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В
ту пору ехал мимо купец:


чём, красная девица (девушка) плачешь?

Рассказала
ему Алёнушка про свою беду.

Купец
ей говорит:

Поди( выходи) за меня замуж. Я
тебя наряжу в злато-серебро(золото и серебро),
и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка
подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж.

Учитель:
Как
вы думаете  выразительные слова украшают сказку?

 
Ученик:  
Выразительные слова и
сочетания слов  украшают сказку, делают её ярче, интереснее.

Учитель:
Правильно.
В сказке есть повторы: одни-одинёшеньки, шли-шли, жить-поживать, устойчивые
словосочетания: красная девица, добрый молодец, в результате всего этого сказка
становиться ярче и богаче!

3 группа. Проверяется
последовательность сказки. ( Слайд 21)

В
результате вашей работы у нас получился картинный план сказки, с помощью
которого мы можем вспомнить прочитанную нами сказку. Давайте придумаем название
к картинкам. ( Дети читают свои названия к картинкам).

4 группа:  1 человек выходит и
прочитывает отобранные пословицы.

 (
Слайд 22)

Кто не слушает
советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде
не тонет.

Труд человека кормит,
а лень портит.

Дружбой дорожи,
забывать её не спеши.

Вся семья вместе так
и душа на месте.

Маленькое дело лучше
большого безделья.

Учитель:
А
теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! ( Слайд 23).
(Высвечиваются правильные ответы).

Кто не слушает
советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде
не тонет.

Вся семья вместе так
и душа на месте.

Учитель:
Ребята,
а как вы думаете к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»?

(
Слайд 24)

Волшебные, бытовые, о
животных.

Учитель:
Докажите.

Ученик: Иванушка превратился в
козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка утонув, осталась живой; Ведьма
оборачивается Алёнушкой.

На
доске (Слайд 25).

Учитель:
А.
С. Пушкин говорил « Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»

Вы
согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

 Ученик:
Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

VIII. Рефлексия. ( Слайд 26)

Выберите и продолжите
любое предложение:

— На
уроке я узнал……


Сегодня я сумел……

— Я
похвалил бы себя за……

Учитель:
А
сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с
урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если
работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного колобка. (
Слайд 27)

Спасибо
всем за урок! Молодцы! ( Слайд 28)

IX. Оценки за урок.
Домашнее задание.

Дома,
прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать
иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и
рассказать.

Сюжет всем известной сказки о сестренке Аленушке и братце Иванушке наталкивает на множество мыслей и раздумий о том, какой же итог этой истории: чему он учит и на что указывает. “Не пей, Иванушка, козленочком станешь!” — так говорила Аленушка, когда они вместе возвращались с поля и ее брат захотел напиться воды с лужи. Иванушка превратился в козленочка и после этого они начали жить, как и жили до этого. Но вскоре один добрый молодец приглядел себе Алёнушку и решил на ней жениться. Но вот случилась беда — Иванушку украла Баба-Яга, когда он ушел гулять в лес.

Добрый молодец возвратился к Аленушке, но никого не застал дома — его возлюбленная убежала в лес, чтобы отыскать своего брата. Аленушку утопила Баба-Яга, а Иванушка прибежал к реке и стал звать свою сестру. Добрый молодец услышал этот зов и спас Аленушку, Бабу-Ягу убил из лука. В миг чары развеялись и козленок снова превратился в Иванушку. После этого они счастливо зажили все вместе.

Чему учит эта сказка? Каждый человек свято уверен в том, что он правильно строит свою жизнь, но иногда все-таки нужно прислушаться к совету тех, кто старше и имеет жизненный опыт. Отсюда также выплывает еще одна проблема: если беспрекословно слушать посторонних, то можно даже и не заметить, как вы проживете не свою жизнь. Поэтому главное правило любого человека должно быть таким: имей голову на плечах, потому что только ты в ответе за то, как будет проходить твоя жизнь и к чему будут приводить твои мысли и поступки.
если человек попадает в передрягу, то рядом может не оказаться человека, который поможет и вытащит из беды. Если бы Иванушка послушал сестренку, то не наступила бы череда плохих событий: Аленушка бы не утонула и ему не пришлось бы превращаться в козленка. Но также если бы не это события, то добрый молодец не появился бы в их жизни и не спас их из лап Бабы-Яги.

Итог этой истории один: все, что не случается в нашей жизни — к счастью, но только мы в ответе за то, как складывается наша судьба. Образы Аленушки и Иванушки очень инфантильны и наивны, как и полагается персонажам детских сказок. В сказке ничего не говорится о том, где их родственники, почему их судьба сложилась так, что они вынуждены работать в поле. Соответственно, им неоткуда ждать помощи — их судьба в их руках, и сами они отвечают за свою безопасность. Тем не менее образ брата и сестры превращается в полноценный союз, участники которого не могут существовать друг без друга. Они очень важны друг для друга, как и полагается брату и сестре.

Любовь — важное чувство, и именно оно сподвигло героев спасать друг друга. Сначала Аленушка заботится о том, чтобы брат не превратился в животное, потом она идет его искать в лес, а позднее уже Иванушка принимается звать на помощь, когда видит свою сестренку на дне реки. Здесь вытекает мысль о том, что возможная потеря сестры — это плата за непослушание и жизненный урок на всю оставшуюся жизнь. Эта история также учит быть очень осторожным и не верить всем, кого встретишь на жизненном пути.

В каждой сказке есть скрытый смысл и мораль, которую можно понять, если глубоко проанализировать поведение, характеры героев, их взаимоотношения. Эта сказка — о взаимоподдержке, понимании, принятии и беспрекословной любви, о готовности спасти в критический момент и протянуть руку помощи. Читая сказку, важно правильно трактовать ее смысл с точки зрения взаимоотношений между людьми.

Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке имеет множество вариантов, потому что была написана она с народных уст, а значит, прошла длительный путь трансформации и придумывания дополнительных подробностей. Каждый вариант ценен и важен, поскольку показывает уровень осознанности, осведомленности и образованности рассказчика, особенностей времени, в котором он жил и жизненных обстоятельств.

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Автор: народ

Название: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: Алёнушка, Иванушка.

Второстепенные герои: купец, ведьма.

Характеристика главных героев:

Алёнушка — мудрая и умная девушка.

Правильная и послушная.

Добрая и доверчивая.

Иванушка — не послушался сестры и стал козлёночком.

Находчивый и сообразительный.

Спас сестру.

Характеристика второстепенных героев:

Купец — молодой, красивый. Полюбил Алёнушку.

Ведьма — злая и хитрая.

Обманула и погубила девушку.

Поплатилась за свой обман.

Краткое содержание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Брат с сестрой шли через поле. Было жарко и мальчик хотел пить.

Он не послушал сестру и напился из копытца.

Мальчик стал козлёночком.

Алёна плакала, когда мимо ехал купец.

Ему понравилась девушка и он женился на ней.

Козлёнок стал жить с ними.

Когда купца не было дома, ведьма заманила Алёнушку к реке и утопила её.

Сама превратилась в Алёнушку и стала жить с купцом.

Иванушка знал о смерти сестры и ходил к реке.

Ведьма узнала про это и хотела убить козлёночка.

Но слуга услышал, как козлёнок разговаривает с сестрой.

Купец приказал выловить Алёнушку, и она ожила.

Ваня перекинулся мальчиком.

Ведьму убили.

План сказки:

  1. Дорога в жару.
  2. Жажда Ивана.
  3. Непослушание.
  4. Превращение мальчика.
  5. Свадьба.
  6. Доверие молодой жены.
  7. Ведьма топит Алёнку.
  8. Козлёнок у руки.
  9. Близкая смерть.
  10. Раскрытие коварства ведьмы.
  11. Обратные превращения.
  12. Казнь.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Основная мысль произведения «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Главная мысль сказки в том, что непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Основная идея сказки в том, что забота родных способна спасти от самой большой беды.

Чему учит сказка:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя доверять незнакомым людям, а вот родных слушаться нужно обязательно.

Все беды героев в той сказке проистекали от непослушания и доверчивости.

Иванушка не послушался сестру и превратился в козла.

Сестра поверила ведьме и была убита.

И им ещё повезло, что всё закончилось благополучно.

Это интересная и поучительная сказка, которую можно отнести к волшебным.

В ней действуют сказочные персонажи, происходят магические превращения.

Добро побеждает зло.

Мне понравились почти все герои произведения, но особенно Алёнушка.

Она была молодой, работящей, красивой и умной девушкой.

Алёнушка следила за своим братом, даже когда он превратился в козлёнка.

Она доверилась ведьме, но это говорит о чистоте её души.

Девушка просто не верила, что на свете может быть зло.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли мы слушаемся старших, родных, тех, кто желает нам добра.

И не слишком ли мы доверяем малознакомым людям.

Пословицы к сказке:

  • Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
  • Дружная семья — долгая жизнь.
  • Дерево держится корнями, а человек – родственниками.
  • Чему быть, того не миновать.

Словарь неизвестных слов:

  • Хлебнуть — выпить.
  • Мочи нет — нет терпенья, силы.
  • В ту пору — в это время.
  • Хоромы — большой дом.
  • Булатный — стальной.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Сестрица, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козлёночком…

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли; остались дети одни и пошли странствовать по белу свету.

Умирают царь и царица – в человеке это высшие начала, опыт и мудрость.

Аленушка – сфера анимы, Иванушка – развивающаяся воля, юное сознание.

Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров.

– Я хочу пить, – говорит Иванушка.

– Не пей, братец, а то будешь теленочком, – говорит Аленушка.

Иванушка – сознание детское, он многого еще не понимает. Аленушка – символ более взрослой души, интуитивно она понимает, какую воду-информацию нельзя пить, вмещать в себя. Пруд волшебный, обращает пьющего в теленка или корову. Иванушка – сознание, испив этой воды, может потерять ясный разум, человеческое обличье и обрести животное. Если в сказках животное обретает человеческую речь – это возвышение животного начала, если же, наоборот, человеческие качества становятся звериными – это обратный символ инволюции сознания, деградации до животного состояния. Стать теленком – значит, уподобиться животному сознанию, стремящемуся только жевать траву и переваривать пищу, без потенций к росту и развитию сознания.

Он послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

– Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.

– Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.

Стать жеребенком – также инволюция сознания, это значит пребывать в сфере быстроты движения. Путешествовать на коне – значит, управлять инстинктивной природой и в то же время обрести скорость мыслей. В этом случае есть наездник, управляющий конем – человек. Если же человек становится конем, то исчезает управляющее начало, остается по Фрейду «оно» – конь без наездника, неуправляемые инстинкты.

Иванушка – Андрей Колесьянкин

Аленушка и Иванушка символ развивающихся сил души и духа, эмоций и разума, оставшиеся без родителей опыта и мудрости.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

– Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

– Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Стать бараном – значит опять же погрузить сознание в животное состояние. Бараны упрямы, плохо понимают, что от них требуется, например, отделиться от стада и зайти в свой загон. Это неразумные животные, в отличие от более умных и поддающихся дрессировке – например собак, кошек, лошадей и т.д. Испить из такого озера – значит, вместить в себя такую информацию, которая делает сознание тупым, невежественным и упрямым.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

– Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.

– Не пей, братец, а то будешь поросеночком.

Свинья ленива, любит валяться в грязи, не видит неба, даже дуба, желуди которого поедает, т.к. свинья не может поднять голову вверх, она видит только то, что внизу. Стать поросенком – значит, погрузить сознание в инертное состояние, это недальновидность и нежелание смотреть в глубь вещей, это потребительское отношение к миру.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят: пасется у воды стадо коз.

– Ах, сестрица, я напьюся.

– Не пей, братец, а то будешь козленочком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком, прыгает перед Аленушкой и кричит:

– Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!

Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет горько плачет…

«Козлиная» вода – искаженная информация, нечистая замутненная вода – пища для растущего сознания, превращающая его в инстинктивное, неразумное начало. Коза – упрямое животное, очень любопытное, сующее свой нос повсюду. Коза рогами готова биться о стену, способна залезть в чужой огород и съесть все съедобное и даже несъедобное. Козы могут съесть даже резину! Человечек, который растет, молодое неопытное сознание, еще не понимает, что можно есть, а что нельзя. Какая отравленная пища – знания, информация, а какая истинная и дает развитие. Какая вода грязная, а какая чистая. У Иванушки – младенческого сознания пока отсутствует критерий отбора хорошего и плохого, нет разделения между истинным и ложным. Он хочет пить, жаждет знаний – пищи – информации, но пока не разбирается в ее качестве. То, что сознание в себя помещает, тем и становится.

Умирают родители – мудрые наставники, опыт, и у растущего сознания исчезает путеводный пастырь. Авторитета сестры – растущей развивающейся психеи хватает лишь ненадолго.

Пояс, опоясывающий стан, замыкает вокруг тела круг – это символ организации хаоса (см. «Символика брака»). Та нить, которая связывает душу и сознание.

Козленочек бегал, бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидели и тотчас доказывают царю:

– У нас, ваше царское величество, в саду козленочек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают ее: откуда она и чьего роду-племени?

– Так и так, – говорит Аленушка, – был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я – царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козленочком.

Люди доложили все это царю. Царь позвал Аленушку, расспросил обо всем; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться.

Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козленочек с ними – гуляет себе по саду и пьет и ест вместе с царем и царицею.

Козленочек забегает во владения царя. Царь – это иерархия, разум, власть. Царь – это высшее начало в человеке. Бывшие царь и царица умерли, то есть старый позитивный опыт. Дети ищут новый опыт, познают. И, в конце концов, стремятся к своему истинному Я. На языке психологии это будет сверх-Я, высшее начало. Истинное Я – царь стремится к союзу с Аленушкой, эмоциональной сферой. Происходит свадьба – объединение высших начал разума с прекрасными началами души.

Аленушка мудрое начало души не отпускает от себя неразумное сознание и ведет его за собой, стремясь организовать это начало, которое упрямствует, настаивает на своем и норовит идти «налево».

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть.

Как и в сказке о царе Салтане, как только царь оставляет трон, к душе-психее подступают силы иллюзий. Деревья и цветы – цветущие производительные силы сада души – погибают под воздействием хаотичных проявлений в виде колдуньи.

Царь воротился и спрашивает царицу:

– Али ты чем нездорова?

– Да, хвораю, – говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Аленушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

– Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица-психея вовлекается в обман. Хотя она предупреждала братца об искажающей силе нечистой воды, теперь сама идет под воздействием негативного эмоционального начала испить воды и тонет.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно; козленочек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Происходит подмена позитивной психеи иллюзорной, сеющей хаос. Иллюзиям удалось утопить прекрасное начало на дне моря, т.е. погрузить глубоко в область подсознания и придавив камнем искажений, не дать возможности проявляться в сознании.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здорова. Собрали на стол и сели обедать.

– А где же козленочек? – спрашивает царь.

– Не надо его, – говорит колдунья, – я не велела пускать; от него так и несет козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козленочка била-била, колотила-колотила и грозит ему:

– Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь; колдунья так и пристает к нему:

– Прикажи да прикажи зарезать козленочка; он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать.

Царь – владыка разума, не замечает подмены своей психеи. Негармоничные эмоциональные проявления стремятся погубить брата царицы, Иванушку. Козленочек Иванушка знает, где подлинная царица, он связан невидимой связью с Аленушкой. Убрав с трона позитивную психею, дисгармония стремится уничтожить и молодое неразумное сознание, которое в потенции способно преобразиться и указать на настоящую царицу.

Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

– Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскатъ.

Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет.

Люта змея сердце высосала!

У позитивной эмоциональной сферы нет сил бороться с иллюзиями. «Люта змея сердце высосала» – змея искажений истинного, возвышенного проникла в сердце прекрасного и отняла силы. И в то же время камень, который ее давит, невозможность всплыть – это невозможность контролировать свое собственное сознание – Иванушку в виде козленочка. Невозможность взаимодействовать с опытным разумом – царем.

Однажды на уроке в школе я спросила детей: кто же такая Аленушка? И услышала забавный ответ. Аленушка – это что-то такое хорошее, может быть, совесть? Такая совесть, как у алкоголика. Он ее на дно положил и заспиртовал, а всплыть она не может.

Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

– Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскатъ.

Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет.

Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козленочек все бегает на море? Вот попросился козленочек в третий раз:

– Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскатъ.

Царь отпустил его и сам пошел за ним следом; приходит к морю и слышит – козленочек вызывает сестрицу:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарез ати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет.

Люта змея сердце высосала!

Царь не полностью вовлечен в иллюзии мнимой царицей, он замечает, что козленочек не случайно слишком часто отлучается на берег моря. Молодое сознание показывает царю – владыке разума путь к подлинной психее.

Козленочек опять зачал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже – так и прыгает, в саду все зазеленело и зацвело.

Царь – управляющее сознание – видит свою подлинную психею, освобождает ее от камня, тянущего на дно непроявленности. Как только царь с царицей – разум с душою – воссоединились, зазеленел и зацвел сад – происходит преображение души.

А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли ее. После того царь с царицей и с козленочком стали жить-поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

Колдунью – хаотичные проявления предали огню – преображающей трансформирующей силе, уничтожающей все иллюзорное. Сказка Афанасьева заканчивается, на мой взгляд, не совсем точно. Иванушка здесь так и остается в животном состоянии. В пересказе Вл. Соколовского и обработке А.Н. Толстого, сказка заканчивается иначе и у обоих одинаково:

«Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму же привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

В этой концовке происходит полное преображение – молодое растущее сознание, со смертью иллюзорного начала, обретает вновь человеческий облик, т.е. освобождается от подвластности инстинктам.

Колдунья вводит в иллюзию управляющее начало сознания Я – царя, приказывая убить Иванушку. Козленочек – познающее активное начало, совершающее ошибки, благодаря которым сознание получает опыт и растет. Что случится, если Иванушка умрет? Личность потеряет ищущее, мобильное, требующее трансформаций и преображения начало. Иванушка – воля, сознание, развивающееся и познающее. Кто первым распознал колдунью? Именно Иванушка! Он узнал, где находится сестрица-психея. Он обращается к ней, словно в глубину самого себя, за помощью. Но сестрица уже не в силах его спасти. Помогает обоим царь – высшее Я-сознания. Дорогу ему проложил козленочек Иванушка, воля познающая, которая привела царя к тому месту, где покоится обессиленная прекрасная психея. Высшее Я-сознание освобождает собственную душу. Быть на дне моря – это значит, быть в глубине неосознанности, под покровом иллюзий. Царь снимает с нее камень, освобождает от оков хаоса. Огонь – символ трансформации, очищения души и разума человека. Колдунья сгорает – иллюзии рассеиваются. Как только причина заблуждений исчезает, Иванушка становится снова Иванушкой. Царь-разум, царица-душа и Иванушка – юное сознание живут вместе в единстве устремлений и проявления в мире. Эта сказка тоже говорит о падении, о поиске и восстановлении гармонии и целостности, о познании человеком самого себя. Акцент в этой сказке на том, что не всякую воду-информацию можно пить, не утратив при этом гармонии. С осторожностью и ясностью нужно выбирать, чем наполнять свое сознание, какую информацию помещать в свой разум и душу.

Молодое растущее сознание со смертью колдуньи заблуждений обретает вновь человеческий обликосвобождается от рабства в звериной шкуре иллюзий.

Превращение Иванушки в козленочка аналогично превращению Луция в осла в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Главный герой Луций ведет разгульный образ жизни, не придерживаясь нравственных принципов, и однажды, влекомый любопытством, желает превратиться в птицу, но по ошибке натирается другой мазью и превращается в осла. В облике вьючного животного Луций долго скитается по свету и претерпевает множество невзгод, мытарств и унижений, прежде чем вернуть себе человеческий облик. Во время празднества, посвященного Изиде, жрец протягивает ослу венок из роз, съев который Луций сбрасывает ослиную шкуру. Жрец, получивший наставление богини Изиды, обращается к Луцию:

«Вот, Луций, после стольких всевозможных страданий, после великих гроз, воздвигнутых Судьбою, пережив величайшие бури, достиг наконец ты спокойной пристани Отдохновения, алтарей Милосердия. Не впрок пошло тебе ни происхождение, ни положение, ни даже сама образованность, которая тебя отличает, потому что, сделавшись по страстности своего молодого возраста рабом сластолюбия, ты получил роковое возмездие за несчастное свое любопытство. Но все же слепая Судьба, злобно терзая тебя и подвергая самым страшным опасностям, сама того не зная, привела тебя к сегодняшнему блаженству… Вот тебя приняла под свое покровительство другая Судьба, но уже зрячая, свет сиянья которой озаряет даже остальных богов… Ликуя, присоедини свой шаг к шествию богини-спасительницы. Пусть видят безбожники, пусть видят и сознают свое заблуждение: вот избавленный от прежних невзгод, радующийся промыслу великой Изиды Луций празднует победу над своей судьбой! Но чтобы защититься еще надежнее и крепче, запишись в святое это воинство, посвяти себя уже отныне нашему служению и наложи на себя ярмо добровольного подчинения. Начав служить богине, насладишься ты в полной мере великим плодом своей свободы».

Луций, преисполненный благодарности богине, возвратившей ему человеческий облик, жаждет остаться в храме и служить отныне праведностью жизни. Эта жажда нравственной чистоты, очищения через посты и молитвы, возникает в нем только благодаря ужасу перед теми мытарствами в слепоте, неведении и мраке хаоса, в которые он был погружен. Подлинно свободным его делает добровольное служение нравственным законам, свободным от рабства в ослиной шкуре иллюзий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • Разбор сказки каша из топора
  • Разбор сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • Разбор сказки золушка с психологической точки зрения
  • Разбор сказки золотая рыбка
  • Разбор сказки заюшкина избушка