Разбор сказки сивка бурка

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Сивка-бурка

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку.  Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка

Анализ сказки Сивка-бурка

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад

  • Анализ романа Тургенева Отцы и дети

    Самой важной чертой таланта И.С. Тургенева – это глубокое чувство своего времени, которое являлось наилучшей проверкой для творца. Все вымышленные персонажи писателя до сих пор живут

  • Образ и характеристика Минского в повести Станционный смотритель сочинение

    Минский – ротмистр, который попадает на станцию, где смотрителем является Вырин. Первое знакомство с молодым человеком оставило очень неприятное впечатление

  • Характеристика и образ Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди

    Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

  • Образ города Калинов в пьесе Гроза Островский сочинение

    Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.

2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)

Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».

4. Примеры фольклорного стиля

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»

Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

5. Мифологическая основа волшебной сказки.

Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…

По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.

О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.

Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —

1. идти, ехать иноходью;

2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);

3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.

Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.

Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок. 

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.

Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.

Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.

Сказка нашла свое отражение:

  • Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
  • Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
  • Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
  • Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
  • песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».

Читательский дневник по русской народной сказке «Сивка-Бурка»

Автор: народ

Название произведения: «Сивка-Бурка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: Иван, Сивка-бурка.

Второстепенные герои: братья Ивана, царь, царевна.

Характеристика главных героев:

Иван — младший брат.

Простой и смелый.

Получил награду от коня за своё отношение.

Ловкий и находчивый.

Сивка — добрый конь, могучий, верный, всё может.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья — ленивые и наивные.

Считали себя умнее и лучше младшего брата.

Эгоисты.

Царь — властный, справедливый.

Царевна — придирчивая, но верная.

Справедливая.

Краткое содержание сказки «Сивка-Бурка»

Иванушку, младшего брата, старшие не принимали всерьёз.

Но именно он поймал великолепного коня, который топтал пшеницу.

Сивка стал служить Ивану, а братья всё ещё считали его дураком.

Когда царь объявил о скорой свадьбе, братья поехали в город.

Иван превратился в молодца и прискакал к терему на Сивке.

Он чуть-чуть не допрыгнул до царевны, но отхлестал братьев.

На второй раз Иван ещё ближе подобрался к царевне.

А на третий поцеловал её и сорвал перстень.

Царь устроил пир, на который пригласили всех.

Царевна лично обходила гостей и искала того, кто её поцеловал.

Она заметила перевязанную кисть у Ивана и потребовала показать пальцы.

Иван показал перстень, и царевна вышла за него замуж.

План сказки:

  1. Старик и трое сыновей.
  2. Поручение отца.
  3. Сторожи пшеницы.
  4. Договор с Сивкой-буркой.
  5. Царевна в тереме.
  6. Три попытки Ивана.
  7. Добыча перстня.
  8. Царский пир.
  9. Иван-царевич.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке «Сивка-Бурка»

Основная мысль сказки «Сивка-Бурка»

Главная мысль сказки в том, что успех приходит к ответственным и сообразительным людям.

Основная идея сказки в том, что животных нужно любить, чтобы они помогали человеку.

Чему учит сказка

Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Учит скромности.

Учит не хвалиться и не считать себя лучше других.

Учит быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Краткий отзыв по сказке «Сивка-бурка»

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто недооценивают других и от этого возникает путаница и недопонимание.

Братья считали Ивана дураком, но тот был себе на уме.

Он честно трудился, не отлынивал, не спал, когда надо было сторожить.

И за это получил награду — стал зятем царю.

Это очень интересная сказка, которую я отношу к жанру волшебных.

В ней есть сказочное существо и волшебные превращения.

Мне очень понравился Иван своей хитростью и умению притворяться.

Он много лет делал вид, что дурак, но на самом деле просто не хотел лишней ответственности.

Многие мои знакомые поступают точно также и сейчас.

Но никто из них никогда не станет царевичем или царевной.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не важно, что о тебе думают другие.

Важно то, кем ты являешься на самом деле.

И помнить о том, что неожиданность — половина успеха.

Пословицы к сказке:

  • Кому счастье, а кому и нет ничего.
  • Встречают по одёжке, а провожают по уму.
  • Добившись удач, об этом не судачь.
  • Смелость города берёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Толочь — топтать.
  • Иззяб — замёрз.
  • Аркан — петля для ловли зверя.
  • Бирючи — глашатаи.
  • Лукошко — корзинка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Были хороши молодцы, а один лучше всех — с разлёту на коне царевну в уста поцеловал.

Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.

Иван сидит за трубой и говорит:

— Да не я ли это был?

Братья на него рассердились:

— Дурак — дурацкое и орёт! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист — Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Оглавление

Введение        3

Основная часть        4

Заключение        7

Список литературы        8

 Введение

Актуальность в современном мире всё больше ценится в управленческие и личностные качества. Их начинают развивать чуть-ли не с детского сада, т.к. в народных сказках прослеживается параллели этих качеств, анализ народной сказки «Сивка-бурка» реалии современного мира. Это сказка в наше время особенно актуальна. Таким образом была определенна тема проекта «Анализ народной сказки «Сивка Бурка» реалии современного мира». И поставлена Цель: Провести сравнительный анализ сказки с современным миром.

Проектным продуктом будет являться: сравнительный анализ. Это продукт нам поможет сравнить сказку русского народа с современностью.

 План работы:

  1. Чтение этой сказки
  2. Выявление главных героев
  3. Сравнение главных героев с современным народом
  4. Анализ

Тема была определенна была самостоятельна. Информацию к нашей работе была взята из дополнительной литературы и из сети интернета.

Основная часть

Мы начали нашу работу с чтения этой сказки. У одного старика было три сына: два умных, а третий, самый младший, был дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришёл, но не выдержал караула и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до её терема и сорвать с её руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-Бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван всё лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с её руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до её терема. Отмыли Ивана, приодели и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.Потом мы приступили к выявлению главных героев в этой сказке.

 Главные герои

Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.

Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.

Отец Ивана – старик, простой крестьянин.

Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.

Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.

Мы завершили работу тем, что провели анализ.

 Анализ сказки Сивка-бурка

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение. Таким образом в современном мире происходит тоже самое.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку.  Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте. В ходе работе мы не столкнулись с проблемами.  

Заключение

Закончив наш проект на тему, мы можем сказать всё, что было задумано, получилось. 

Все поставленные нами цели достигнуты: провести сравнительный анализ сказки с современным миром.

Был получен проектный продукт: сравнительный анализ. Это продукт нам помог сравнить сказку русского народа с современностью.

Перед нами был поставлен план работы:

1)        Чтение этой сказки

2)        Выявление главных героев

3)        Сравнение главных героев с современным народом

4)        Анализ

Тема была определенна была самостоятельна. Информацию к нашей работе была взята из дополнительной литературы и из сети интернета.

В следующем году мы, может быть, продолжили эту работу для того, чтобы её рассказать и показать бедующим школьникам.

Список литературы

  1. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/10/06/sravnitelnaya-kharakteristika-skazok-sivka-burka-i
  2. https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-sivka-burka-3-4-5-klass

Культурологофилософский анализ сказки Сивка-бурка.
Автор — Дубачева Е.Г.

Исследование культурного наследия и традиций народов мира на примере сказок, легенд и былин.

Часть 1. Сивка-бурка

Цель исследования: Поиск и выявление скрытых в скзаках, былинах и легендах, народных обычаев и традиций, магических ритуалов и заговоров.

Традиция почитания предков

«Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, он и говорит младшему брату:

Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит. Старший сын его спрашивает:

Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:

Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

Отец ел хлеб?
Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну. Братья ему отвечают:

Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и говорит ему:
Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни:

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Отец наелся досыта и больше не велел приходить.»

Исполнение последней воли умирающего
Правильный помин

В начале сказки происходит смерть старика, и он перед смертью наказывает трем своим сыновьям выполнить определенные действия: «Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба». Последняя воля умирающего – обязательна к выполнению, тем более что она же и отеческая воля. Перед смертью, Дух старика готовиться к переходу в иной мир, и выполнение последнего наказа является для старика важным показателем того, как он прожил свою жизнь, сумел ли достойно воспитать сыновей, чтят ли они свой Род и родителей, уважат ли они последнюю волю отца. Но из трех сыновей, только один проявил учтивость к последней воле батюшки. Хочу обратить внимание на тот факт, что умирающий просил приносить ему хлеб, не спиртное, не мясо, а именно хлеб. Это важных аспект в ушедшей культуре, наши предки уважали покойных и поминали молоком и хлебом, современные же люди забыли свои корни, на кладбище жарят шашлык и сами распивают алкоголь и покойнику наливают, тем самым портят весь свой Род на алкогольную зависимость и другие беды. Уважение к покойным, исполнение последней воли, правильное поминание, вот что необходимо усвоить из первой части сказки. Когда Дух отца-старика поднимался из могилы, его заботили вопросы: кто к нему пришел, все ли на Руси спокойно, не плачет ли его чадо. Сказание указывает нам на то, что первые три дня после смерти Дух умершего неспокоен, и именно правильный помин и исполнение последней воли, дало возможность Духу старика успокоиться, покинуть Землю и отправиться в иной мир к прародителям.

Согласно традициям, наши предки поминали усопших своего Рода по субботам. Ставили хлеб или пирог сладкий и кружку молока.

Вывод 1: исполнение последней воли усопшего, правильный помин, дает возможность Духу

(Душе) умершего успокоиться и отправиться в мир иной.

Дар Рода

В благодарность за выполнение последней воли, отец (в данном контексте даже точнее полагать Род старика) дает возможность непутевому бездельнику (сыну) преобразовать свою жизнь к лучшему. Приставляет к нему сущность-коня Сивку-бурку, которая должна по зову Ивана являться перед ним и выполнять, то что скажет. Стоит обратить особое внимание на заговорный речитатив зазыва сущи: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». Надо отметить что по началу создается впечатление что данная сущь имеет свойства наделять человека оборотническими Силами, делать из Ивана-дурака «куда какого молодца», но в конце сказки становиться понятным, что это не так. Сивка-бурка наделяет Ивана чарами обольщения и всеобщей любви, признанием народа; он становиться мил всему люду, ведь не даром после поцелуя царевны весь люд кричит: «Держи, держи его!», народ находится в эйфории под воздействием чар.

Вывод 2: почитание своих предков обеспечивает потомков помощью Рода в устройстве жизни.

Вывод 3: призвав сущь Сивка-бурка, можно обзавестись всеобщей любовью и признанием.

Помощь Рода в устройстве судьбы

«В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:
Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, Горы- долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота. Царь вышел на крыльцо и говорит:

Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул —двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз —одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача — Как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:

Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает. Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели. Были хороши молодцы, а один лучше всех —с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал. Иван сидит за трубой и говорит:

Да не я ли это был? Братья на него рассердились:
Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали: — Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!»

Воля случая – не случайна, а закономерна.

В данном отрывке сказки мы видим, как Вселенная дает шанс Ивану выбиться «из грязи в князи». Создается вариант развития событий такой, что именно в данный период царская дочь Несравненная Красота (имя выбрано не случайно, оно подчеркивает противовес с Иваном- дураком, запечиной) ищет себе мужа достойного «наездника». И призвав дар Рода – сущь Сивку-бурку, Иван-дурак, преобразившись в добро молодца становиться как раз тем, кто выполнил поставленные царевной условия, и кого царевна запечатлела своей Родовой царственной печатью, тем самым обозначив что теперь он ее муж. Печать на лбу надо отметить была поставлена царевной после того как Иван поцеловал ее в сахарные уста. Здесь интересны два момента: первый – сахарные уста царевны, с точки зрения славянской ворожбы это привлечение мужа на свою сладкую женскую энергию, древний обычай, когда девицей читался заговор на сахар, чтобы быть сладкой мужчине и притягательной для него; второй – сам поцелуй, ведь Рот — это Род, соответственно в поцелуе соединяются Рода мужчины и женЧины.

Вывод 4: женЧины знали раньше как призвать нужного мужчину и как его удержать, а ворожба помогала им в этих делах.

«На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

Возьмите меня с собой!
Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать. Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило.

Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом. Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
Ушибся.

Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

Это моя печать! Вот где мой суженый! Царь подходит и говорит:
Какой это суженый! Он дурной, весь в саже. Иван говорит царю:
Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.

Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.»

Жизнь меняется – желания исполняются

Царевна Несравненная Красота без труда находит своего суженного в толпе гостей полагаясь на интуицию и зная, что теперь он запечатлен с ней на всю жизнь. Иван в последний раз прибегнул к помощи Сивки-бурки, «крикнул, как его отец учил: — Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» и сделался «таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул».

ВЫВОД: Почитая свой Род, выполняя правильный помин, и в особенности последнюю волю умершего, возможно получить существенную помощь предков, подняться на новые вершины и устроить свою судьбу.

Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка — волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка — помогает достижению цели

(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка — Бурка» Цель: — Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; — Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.

НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сивка-бурка» и их характеристика

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

План пересказа сказки «Сивка-бурка»

  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки «Сивка-бурка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки «Сивка-бурка»
Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.

Чему учит сказка «Сивка-бурка»
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку «Сивка-бурка»
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сивка-бурка»

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка»
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Анализ сказки Сивка-бурка 3, 4, 5 класс

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

Местная больница. Врач, ответственный за больницу, уехал на собственную свадьбу. Все больные остались на местного фельдшера по фамилии Курятин. Человек большой и имеющий хорошее положение

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хемингуэй написал очерк «На голубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хемингуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

Отзыв о сказке «Сивка-бурка»

Главный герой сказки «Сивка-бурка» — простой парень Иван. Живет он в крестьянской семье. Из трех братьев Иван – самый младший, и его почему-то все считают глупым, а вот двух старших братьев умными называют. И случилась так, что кто-то повадился пшеницу по ночам с поля таскать. Глава семейства приказал братьям по очереди ходить на поле и стеречь пшеницу.

Старшие братья, хоть и умными считались, да оказались лентяями. Оба ночь проспали и сказали, что вора не видели. А Иванушка честно стал поле ночью стеречь и поймал вора. За пшеницей приходил по ночам необычный конь, шерсть у которого двух цветов была. Конь этот непростой был, человеческим языком разговаривал. Попросил он Иванушку отпустить его на волю и обещал пшеницу больше не портить. Еще конь обещал являться по первому зову Иванушки и служить ему. А чтобы вызывать его можно было, заветные слова Иванушке сказал.

Утром Иван домой вернулся и все честно рассказал, как он коня поймал. А домашние ему не поверили и посмеялись над ним. Но пшеницу больше никто не воровал по ночам.

Спустя какое-то время царь призвал всех молодцев на состязание: кто на коне до высокого терема допрыгнет, и кольцо с руки царевны снимет, тому ее замуж царь и отдаст.

Иванушка тоже решил ехать на состязание. Он вышел в поле и позвал волшебного коня заветными словами. Потом влез коню в одно ухо, а вылез из другого и стал красавцем. Прискакал Иван к царскому дворцу и прыгнул на коне к окну, где царевна сидела. Но не достал три венца всего. Развернул коня и ускакал домой.

На следующий день все повторилось. На этот раз Иван только два венца до царевны не допрыгнул. А вот на третий день все получилось у него – конь прыгнул высоко, Иванушка снял кольцо с руки царевны и с ним ускакал.

Дома он замотал руку с кольцом тряпкой, а всем сказал, что поранился. Тем временем царь, чтобы отыскать удальца, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться к нему на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, кто у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку отмыли и переодели, то он без всякого волшебства стал молодцем-красавцем. Тут же свадьбу и сыграли и стал Иванушка Иваном-царевичем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Сивка-бурка» состоит в том, что успех приходит к людям обязательным и сообразительным. Братья Иванушки свое счастье проспали на сеновале, а Иван честно пшеничное поле стерег и счастье свое поймал.

Сказка «Сивка-бурка» учит нас быть скромными и не хвастать достижениями. Иванушка никому не стал рассказывать, что сумел добыть кольцо царевны, и только на царском пиру правда открылась.

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка, который оказался вовсе не дурачком, каким его считали в семье, а очень скромным, но, при этом, сообразительным и предприимчивым человеком.

Какие пословицы подходят к сказке «Сивка-бурка»?

Кому счастье, а кому и нет ничего.
Добившись удач, об этом не судачь.
Наше счастье в наших руках.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сказка Сивка-бурка. Русская народная сказка

Сказка Сивка-бурка о герое, который из Иванушки-дурачка превратился в Ивана-царевича. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Известная русская народная сказка Сивка-бурка представлена в двух вариантах: в обработке фольклориста М.А. Булатова и в пересказе собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме.

Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить.

Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Сивка-бурка

В одном из самых распространенных сюжетов русского фольклора показано, как послушание родительской воле, ответственность, доброта помогают герою достичь успеха. За свои добрые дела Иванушка получает вознаграждение. А его старшие братья свое счастье проспали. Сказка Сивка-бурка способствует формированию нравственных ценностей.

Мораль сказки Сивка-бурка

Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Счастье в воздухе не вьется, оно усердием достается.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

Анализ русской сказки Сивка-бурка

Каждый интеллектуально развитый человек любит читать. Ведь чтение увеличивает наш словарный запас, помогает развиваться и узнавать что-то новое. Любовь к литературе у людей появляется еще в детском возрасте, когда родители читают нам сказки. У каждой сказки есть мораль. Она нас чему-то учит. Сказки развивают воображение, учат добру, заботе и любви к людям и животным. Почти каждая сказка показывает, что добро всегда сильнее всего злого. Поэтому зло не может противостоять добру.

Наверное, всем известна русская народная сказка «Сивка-бурка». Если сделать анализ этого литературно-художественного произведения, то можно сделать много выводов. Суть сказки заключается в том, что главный герой произведения, над которым все время подшучивают его братья, поймал коня, который ему и исполнял все его желания. В конце сказки Иван женился на царевне.

Сказка учит читателя трудолюбию. Прочитав это произведение, можно сделать вывод, что не нужно быть ленивым, а такие качества, как терпение и доброта в жизни всегда вознаграждаются. Также сказка учит читателя относиться к родителям с уважением и быть добрым человеком. Ведь у добрых людей много друзей, у них всегда все получается, и они могут добиться в жизни многого.

Охарактеризовать Ивана можно, как терпеливого, покорного и скромного парня. Также в сказке можно заметить, что главный герой храбрый, ловкий и имеет доброе сердце. Елену Прекрасную можно охарактеризовать, как добрую, справедливую и порядочную девушку. В произведении описана ее невероятная красота. Коня можно описать как верного и преданного друга для своего хозяина, который помогает ему в трудных ситуациях. Благодаря ему, Иван смог показать окружающим свои лучшие качества.

В сказке используются интересные выражения и сравнения, которые украшают произведение. Сказка написана очень красочно и понятно для читателя любого возраста.

Русская народная сказка » Сивка-бурка» очень понравится вашему малышу! А если вы не помните, в какой она книжке находится, вы без особого труда сможете найти текст этой сказки в интернете на специализированном сайте и прочитать его ребенку.

Лексико-фразеологический анализ русской народной сказки Сивка-бурка

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

I . Вопросы на общее понимание текста:

а) О ком идет речь в отрывке? (Об Иванушке)

б) Как вы догадались? ( Так как отрывок начинается с образа Иванушки)

в) А о ком ещё? (О Сивке-Бурке)

II . Толкование неизвестных слов:

а) обнаружение неизвестных слов: чистое поле; раздолье; лукошко; гаркнул; «стань передо мной, как лист перед травой»; Сивка-бурка, вещий каурка; « как вкопанный».

чистое поле – поле, в котором нет построек и деревьев (демонстрация картинки)

раздолье – простор, широкое пространство (замена слова синонимом)

лукошко – ручная корзина из лыка или прутьев (демонстрация картинки)

гаркнул – закричал (замена слова синонимом)

Сивка-бурка, вещий каурка – это волшебный конь очень сложной масти (породы), который даёт советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его вид и одежду (этимологический словарь)

«стань передо мной, как лист перед травой» — мгновенно, чуть ли не «по стойке смирно»

« как вкопанный» — неподвижно, замерев на месте

IV . Тематическая группировка:

Выпишите слова на тему «Какие явления наблюдал Иванушка, когда произносил «волшебные слова»?» (Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет, встаёт перед ним как вкопанный). Обратите внимание, что именно этими словами автор показывает, как Сивка-бурка спешит на помощь своему хозяину.

V . Обратите внимание , что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему?

(так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)

VI . Подведение итогов урока:

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова : «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

Понравился ли вам отрывок? (Да)

Что нового вы узнали? («лукошко», «раздолье» и т.д.)

С какими устойчивыми выражениями познакомились ? ( «чистое поле»; «стань передо мной, как лист перед травой; « как вкопанный»; «бежит, земля дрожит»; «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Составьте 4-5 предложений с использованием новых слов и фразеологизмов.

Открытый урок по теме: «Сивка Бурка»

Анализ русской народной сказки «Сивка-бурка».

Календарно- тематическое планирование

Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путем правильно организованного текста. Воспитать у учащихся такие качества как честность, доброту, отзывчивость, сопереживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Ученик, владеющий знаниями, умеет анализировать художественное произведение: определять тему и идею. Умение давать оценочные суждения о характере героев об их
поступках.

В процессе обучения учащиеся развивают навыки работы с текстом, умело вести диалог, беседу, находить зачин и сравнить
содержание двух зачинов.

Объяснительный, метод беседа, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности

Опережающее задание, работа в группе, индивидуально

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

Класс делится на 2 группы по цвету. На столах лежат геометрические фигуры: квадраты красные и зеленые.

Учащиеся выбирают геометрические фигуры и садятся в ту группу, где находится, та или иная фигура.

— Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлом уроке?

— А что же такое сказка?

диалог с классом

— Какие виды сказок вы знаете?

-Волшебные сказки, бытовые, о животных

— Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.

— Какие сказки относятся к сказкам о животных?

— Какие сказки относятся к «волшебным»?

— Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Сказка «Сивка – бурка»

— К какому виду сказок её можно отнести? Почему?

Обратить внимание на то, какие эмоции на «лицах» смайликов

Должны прийти к выводу

— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».

— Анализ русской народной сказки «Сивка – бурка».

Вступительное слово учителя.

-Сказка «Сивка – бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.

Актуализация знаний о сказках.

Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».

«…Зачинается рассказ, Прямо к солнцу поднимался»

От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.

Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался. Сказка будет впереди».

-Что такое зачин?

-Зачин-это начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенное, перечисляются главные герои и

Дается формула завязки.

-Чтение»зачина» из сказки

-Ученик читает отрывок наизусть.

-Сравните содержание этих

двух «зачинов». Что вы заметили?

Анализ содержания сказки.

-Определение главных черт характера героев.

-И вот в трудной работе – «поймать злого вора» — раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.

— Как поступили старшие братья?

— Что можно сказать об их характере?

— Лживые, трусливые, хитрые.

— Как поступил Иванушка?

— Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.

-Чтение по книге

— Кого поймал Иванушка?

-Найдите описание Сивки-бурки в тексте.

— Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?

— Потому что они Иванушку считали дураком.

— Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.

-«…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»

Отношение братьев и их жен к Иванушке.

Выборочное чтение.(Чтение отрывка из сказки.)

Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.

— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?

-Добрая, внимательная, отзывчивая .

Найдите подтверждение в тексте.

-Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?

— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?

-За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.

— Чем заканчивается сказка?

1.Назовите черты характера,

Работа с кластером, групповая с делегированием.

2.Какими отрицательными качествами обладает

-Какие проблемы возникли

при выполнении задания?

-Оцените уровень успеха соседней группы.

Учащиеся оценивают выступления групп, оценку показывают на кластере.

— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?

-Добро торжествует над злом, правда над ложью.

Назовите черты характеров присущие положительным героям?

-Добрый, честный, скромный, отзывчивый, целеустремленный

— Какими качествами обладают отрицательные герои?

-Хитрые, жадные, ленивые-

— Кто из героев сказки вам понравился больше?

Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?

(присказка, зачин, повторы, концовка)

— Можно ли считать эту сказку народной?

-Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «. сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»

— Чему научила вас эта сказка?

— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.

-Что особенно вам понравилось на уроке?

Учащиеся высказывают, по желанию, свое мнение об уроке.

-Какие цели были достигнуты?

1.Перечитать сказку П.Ершова «Конек-горбунок.»

Что понравилось на уроке?

Какие цели были достигнуты вами?

Учащиеся высказывают, по желанию, своё мнение об уроке.

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку.  Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

«Сивка-Бурка» читательский дневник

«Сивка-Бурка» читательский дневник

«Сивка-Бурка» – увлекательная сказка о приключениях Ивана и его верного друга – волшебного коня Сивки-Бурки. Вместе им удалось доказать, что Иван достоин стать суженым прекрасной царевны.

Краткое содержание «Сивка-Бурка» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Сивка-Бурка

Число страниц: 24. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Издательство «Речь». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания: Середина XVIII века

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.

Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.

Отец Ивана – старик, простой крестьянин.

Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.

Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.

Сюжет

У одного старика было три сына: два умных, а третий, самый младший, был дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришёл, но не выдержал караула и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до её терема и сорвать с её руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-Бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван всё лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с её руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до её терема. Отмыли Ивана, приодели и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

План пересказа

  1. Старик и три его сына.
  2. Кто-то топчет пшеницу.
  3. Старшие сыновья в карауле.
  4. Иван ловит Сивку-Бурку.
  5. Царский указ.
  6. Иван снимает перстень с руки царевны.
  7. Царский пир.
  8. Свадьба Ивана и царевны.

Главная мысль

Для того чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.

Чему учит

Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.

Отзыв

Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чём другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.

Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка

Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Что понравилось

Понравилось, как Иван настойчиво добивался руки царевны. Он не остановился после первой неудачи и прыгал с Сивкой-Буркой до тех пор, пока не снял с руки царевны перстень.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Разбор сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Разбор сказки колобок с точки зрения психологии
  • Разбор сказки каша из топора
  • Разбор сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • Разбор сказки золушка с психологической точки зрения