Разбор сказки золушка с психологической точки зрения

Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.

Елена Брызгалина

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Сегодня я приглашаю вас поговорить о сказке «Золушка» с учетом того, что ее глубинные, философские смыслы открываются нам только при внимательном прочтении. Мы будем пытаться анализировать сказку в контексте культуры и самых важных вопросов — о смысле жизни и соотношении целей и средств. Вообще, анализировать сказку в сегодняшнем мире трудно, потому что основной жанр современной жизни, наверное, — это шоу. Шоу не позволяет достичь целостности, которой требует сказка, поэтому сегодня мы сделаем только шаг навстречу «Золушке» — поговорим, о чем учит, но о чем не поучает сказка. […]

Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.

Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», — это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.

Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и муж-император в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.

В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на чью-то свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.

В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и Золушка-убийца становится королевой. Заметили закономерность? Чем древнее сказка, тем она жестче и грубее.

Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», — и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется. Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета — в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.

Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.

Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор

Главным предметом восхищения в годы жизни Перро были античные произведения — все от мала до велика подражали им, но это было невероятно скучно, потому что с жизнью Франции того времени античные сюжеты были вообще не связаны. Перро выпустил тоненькую книгу волшебных сказок, и они стали глотком свежего воздуха: его сказки были одновременно и волшебными, и реалистичными, читать их было так увлекательно и просто, что никто не мог от них оторваться. Окрыленный прибылью издатель Клод Барбен повторил тираж трижды, в его парижском магазине ежедневно продавалось 50 экземпляров книги Перро. Накануне начала XVIII века это событие было сравнимо с культурной бомбой.

Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки — это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная. Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» — там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки — одна отрезает себе пальцы, другая — пятку.

Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.

Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической форме❓Так определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.

В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».

Какие еще есть версии происхождения имени Золушка, кроме отсылок к золе? Филолог и фольклорист Владимир Пропп увидел в имени Золушка связь с древним обрядом инициации. При инициации у многих народов существует запрет на умывание: пока ты не умыт, ты невидим. Также от пребывания в состоянии «неумытости», невидимости от черноты, у многих народов зависит качество урожая. Тот же Пропп приводит доказательства того, что имя Золушка может быть связано с браком. У многих народов перед вступлением в брак юношей вымазывали грязью. От юноши требовалось, чтобы он ходил по селению в таком виде несколько дней, а непосредственно перед свадьбой его отдавали в руки взрослых женщин, которые его мыли. После этого юноша мог вступить в брак. Итак, можно сделать вывод, что мифема «Золушка» многозначна, «Золушка» — это не имя, а характеристика героини.

Источник: McGill Library / unsplash.com

Источник: McGill Library / unsplash.com

Каким было имя девушки, если Золушка — только прозвище? А этого никто не знает. Но если имени нет, то на место этой героини себя может поставить любая девочка.

Сколько лет Золушке? Первое, что все вспоминают, — это разница в возрасте между сестрами. Золушка явно младше их. Все считают, что отец Золушки женился на женщине с двумя дочерьми, и есть версия, объясняющая, почему новая жена отца и сестры к ней плохо относятся. Например, маленькая Золушка вовсе не падчерица, то есть ребенок умершей первой жены, а кукушкино дите — понятно, почему отец не защищает свою родную дочь. В этом контексте и поведение отца, и поведение законной семьи выглядят адекватно и понятно. Но, согласитесь, что-то в этой версии не так: нам не хочется такой судьбы для Золушки.

Как выглядела Золушка? В разных версиях сказки практически не описывается внешность Золушки, но почему? Потому что внешность не важна. Сказка с самого начала создает возможность увидеть душу Золушки, скрывая все материальное и внешнее. С первых строчек, несмотря на лохмотья и золу, Золушка нравится читателю, а к началу бала у нее совпадает внешнее и внутреннее — Золушка становится прекрасной не только душой, ее лицо становится открытым.

И вот еще какой тонкий момент: Золушка не была писаной красавицей, а ее сводные сестры не были уродинами. Перро пишет, что сестры завидовали красоте Золушки, но согласитесь, что многим из нас окружающие часто кажутся более привлекательными, чем мы сами. То есть сказка учит, что зло не всегда внешне уродливо, а доброта не всегда гиперкрасива. Не стоит в сказке полярно разводить некрасивых злых сестер и красавицу Золушку. Шарль Перро — и в этом его волшебство — создал более тонкую сказку, более мудрую историю про реальных людей.

Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.

В современной науке есть такое междисциплинарное направление — биоэстетика, которое ставит вопрос, насколько восприятие красоты предопределено нашей биологией и эволюцией, которую прошел наш вид. На основе закономерностей золотого сечения и правильных пропорций была выведена формула, маска, подходящая всем людям, которые признаются красивыми независимо от расы и национальности. Эта маска фиксирует линию роста волос, пропорции основных деталей лица — глаз, рта, носа.

Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно: у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.

Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица — не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.

В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ

Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, — тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ — разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.

Еще один безусловно волшебный предмет — это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской — обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской — серебряные туфли, у братьев Гримм — туфельки, расшитые шелком и серебром. Но мы-то все помним про хрустальные туфельки, именно хрустальную туфельку считают чуть ли не ключевым образом в сказке, но посудите сами: какая дикость — носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! На это впервые обратил внимание Оноре де Бальзак, который сказал, что стеклянная туфелька непременно разбилась бы на мраморных ступенях.

Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair — то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre — «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.

О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но все-таки французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.

В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.

С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.

Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.

Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент — «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».

Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.

В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?

Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.

Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?

  • Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.

  • «Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.

  • Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.

  • Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.

  • Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.

Однако здесь важно следующее — не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.

Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.

Скрытый психологический смысл сказок

Skryty_psikhologicheskiy_smysl_skazokЛюбите ли вы сказки? Я почти уверен, что да. Но знаете ли вы, что сюжеты сказок могут стать ключами к разгадке вашей судьбы? Никакой мистики в этом нет. Просто сказка – это закодированный жизненный сценарий, которому вы можете следовать, сами о том не зная.

Никогда нельзя точно сказать, что происходит первым – ребенок натыкается на красивую сказку и начинает бессознательно вести себя, как ее герой, или сказка нравится ему потому, что подходит к уже готовому сценарию, который внушили родители. Возможно, бывает и так, и так. Но главное – по тому, какая сказка вам нравится сейчас или была любимой в детстве, можно понять, почему возникают проблемы в жизни, и что может ждать вас в будущем.

Как правильно анализировать сказки?

Kak_pravilno_analizirovat_skazkiСказка – не точное предсказание нашей судьбы. Это скорее ребус, который нужно разгадать, чтобы получить предупреждение. Самое важное при разгадке – помнить, что сказка сбывается целиком, кроме счастливого финала. Впрочем, некоторых сюжетов, например многих сказок Андерсена, это не касается. Ведь там и так все заканчивается печально.

Сказку не нужно понимать буквально. Нужно подмечать черты героя и те ситуации, в которые он попадает. А еще очень важно пропускать мимо ушей объяснения событий, которые предлагаются авторами, и смотреть только на факты.

Думаю, самым лучшим будет показать это на примере. Классический сюжет – «Золушка». С нее и начнем.

Психологический анализ сказки «Золушка»

Psikhologicheskiy_analiz_skazki_ZolushkaДавайте вспомним, как жила Золушка, прямо по пунктам. И посмотрим, какие жизненные сценарии или убеждения отражает эта сказка.

Чтобы получить что-то, героиня очень много трудилась. Налицо убеждение, что все в жизни достается тяжким трудом.

В доме она играла роль прислуги. В реальной жизни это может означать сценарий «загнанной домохозяйки», которая все для всех делает, за всеми убирает, но благодарности не дожидается.

В семье никто не интересовался ее интересами и желаниями, она чувствовала себя ненужной и одинокой. В сказке она – отверженная. В реальности это сценарий человека, который сам ставит себя в ситуацию, где его интересы игнорируют.

Заметьте, что в сказке есть логичные объяснения того, что происходило, и оправдание Золушки – она и скромная, и трудолюбивая, и такая добрая, что не может за себя постоять. А ее мачеха и сводные сестры – хамки, лентяйки и эгоистки. В сказке в это можно поверить. А вот в реальности все сложнее. В жизни с нами ведут себя так, как мы позволяем, и если мы играем в жертву, то обязательно найдется кто-то, кто подыграет и возьмет на себя роль преследователя.

И если уж мы говорим про треугольник Карпмана, то где же наш спаситель? Конечно, это фея-крестная. И тут мы приходим к самому важному.

В чем отличие сказки от жизни? В сказке всегда заложен некий волшебный элемент, неожиданное разрешение ситуации. В данном случае это фея, которая восстанавливает несправедливость и отправляет девушку на бал.

В сказке все чудесным образом решается при помощи волшебства, надо только дождаться и выстрадать. В жизни происходит наоборот. Сказочные сценарии реализуются, но без счастливого конца. То есть в реальности «Золушка» так и останется на всю жизнь жертвой, обреченной на тяжелую работу, скромную жизнь и несправедливое отношение.

Спаситель в треугольнике Карпмана обычно не решает проблему, а запускает новый круг преследований. То есть в реальности крестная, может быть, и отправила бы девушку на бал, защитив от злой мачехи… но вот на балу девушка вела бы себя привычно – скромно и запуганно. Никакому нормальному принцу такая понравиться не может.

Так что реальная «Золушка» будет мечтать о лучшей жизни, но «жить барыней» ей неловко и дискомфортно. Если она и выйдет замуж, то не за принца. Принимать помощь и заботу она не умеет, сама все сделает и за себя и за мужа, лишив его мотивации развиваться. Она будет чувствовать себя одинокой и видеть свою ценность только через заботу о других. Ведь себя любить она не умеет… Типичная «хорошая девочка».

А вот еще один сценарий для наглядности.

«Русалочка»

RusalochkaСказка Андерсена и диснеевская версия отличаются, но у них есть общие черты, несмотря на то, что диснеевская позитивнее и с хорошим концом. Напоминаю, что в психологическом разборе финал сказки не имеет значения, а важнее то, что происходит с героем до того.

Русалочка спасает принца и влюбляется в него. Она идет на договор с морской колдуньей и отдает ей свой голос, получив взамен человеческие ноги и возможность выйти на берег. Колдунья ставит условие: если Русалочке не удастся вызвать в принце любовь, она навсегда потеряет свой голос, а в оригинальной сказке еще и жизнь! Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей жизнь не мила.

Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретиться с принцем, он приглашает ее в свой дворец. Но чувство, которое он испытывает к ней – скорее ласковая симпатия, но никак не любовь мужчины. Он собирается жениться на другой и ждет, что Русалочка порадуется за него. (В мультфильме принц влюбляется в Русалочку, но колдовство заставляет его увлечься другой девушкой. А вы бы поверили такой отмазке?).

Что же это за сценарий?

Женщина – идеал самопожертвования. Она может стать любовницей и годами ждать, когда мужчина выполнит обещание оставить семью, но ожидание затягивается, а она впадает в зависимость от него и так и не устраивает свою личную жизнь.

Или девушка типа «свой парень». Мужчины воспринимают ее как друга и не замечают, что внутри она – чувствительная женщина, мечтающая о любви. Такие часто реализуют сценарий: «Тем, кто интересен мне, я не интересна» и наоборот, «я нравлюсь только тем, кто мне не нравится».

Что касается сценарного партнера такой девушки, то им может стать безвольный мужчина, который сам не знает, чего хочет, и уж точно не хочет брать на себя ответственность. «Меня заколдовали», «я сам себя не помнил». Хорош, а?

И давайте разберем третью сказку. Это будет «Аленький цветочек», сказка, схожая с другой, «Красавица и чудовище».

«Аленький цветочек»

Alenkiy_tsvetochekПо сюжету девушка уходит из родной семьи, жертвуя собой ради отца, и выбирает жизнь с чудовищем. Внутри страшного монстра оказывается спрятана прекрасная душа, которую героиня хочет понять и раскрыть. Чудовище само не очень-то идет на контакт, но она уговаривает его и оказывается такой доброй и благородной, что не отвергает монстра, хотя он ужасный на вид и даже его голос пугает.

Как же это красиво звучит! Настоящий сценарий спасительницы, которая единственная принимает непонятую никем душу! Только вот в настоящей жизни такие спасительницы ждут десятилетиями, пока чудовище станет принцем, и так и не дожидаются.

Сколько женских историй приходится мне читать о том, что «я вступила с ним в отношения, у него был потенциал, я думала, что мы вместе прорвемся, я его отогрею своей любовью и он в моем сердце найдет то, что так давно искал».

Но если в сказке все проблемы решает колдовство, то в обычной жизни женщина просто увядает в таких отношениях. Вера в волшебное превращение тает с каждым годом, а дальше либо развод, либо спасать чудовище до конца дней.

Обратите внимание еще на две особенности в сюжете сказки.

С самого начала младшая дочь попросила отца очень необычный подарок – аленький цветочек. То есть она сама спровоцировала ситуацию, которая возникла позже.

Она готова была отдать свое счастье ради спасения отца, то есть это такой сценарий жертвовать собой, который оправдывается только в сказке.

Сказка как психологический инструмент

Skazka_kak_psikhologicheskiy_instrumentВы можете сами проанализировать любой сюжет, который вам встречается и чем-то цепляет. Это могут быть и сказки, и истории, и романы, и фильмы. Особенно важно провести анализ, если вы поймаете себя на том, что вам нравятся какие-то однотипные, повторяющиеся сюжеты. Такие почти на 100% связаны с вашим сценарием.

И конечно, сказки и интересные истории не виноваты в наших проблемах. Они могут по-прежнему радовать нас и наших детей. Важно только понимать, что скрывается за привычными сюжетами и осознавать свои попытки реализовать их в жизни.

Можно прожить всю жизнь, неосознанно следуя сценарию из сказки, а можно учиться любить себя, заботиться о себе, защищать свои личные границы и выходить из сценария жертвы. И перестать ждать фею-крестную, исправлять чудовище и добиваться любви изменчивых принцев. А вместо этого взять свою судьбу в собственные руки!

Вы можете сделать это сами, анализируя свои сценарии, или при помощи специалиста-психолога. В любом случае изменить свою жизнь реально и никогда не поздно!

Вадим Куркин

Неоднократно делала разборы сказки «Золушка» и много разбирала её в своей последней книге «НАМ МОЖНО ВСЁ».

В сказках, понятное дело, метафорически заложена большая мудрость, расшифровав которую, можно применить её для осознания процессов в своей настоящей жизни.

Периодически читаю всё новые разборы «Золушки» с точки зрения психологии. И вот что хотелось бы здесь ещё добавить к уже существующим у меня разборам этой сказки.

«Золушка» в основном воспринимается как сказка о замухрышке — бедняжке из низов, которая вытянула (почему-то) лотерейный билет сначала в виде феи, а потом в виде принца, и взлетела на социальном лифте сразу в королевский дворец, то есть на самый верх социальной пирамиды.

Однако здесь нужно понимать небольшой нюанс, он важен:

Золушка, хоть и была замухрышкой, которую заставляли делать черновые работы и не пускали на балы, но всё же эта девушка принадлежала тому социальному кругу, той семье, которая на этот бал попасть всё-таки МОГЛА.

То есть мы ведь знаем, что её мачеха и сводные сёстры на эти балы ходили, а значит — их семья была вхожа в высшее общество. Таким образом, можно понимать, что:

Золушка по своему происхождению тоже МОГЛА войти в это общество — оно было ЕЁ по праву рождения. По судьбе, если хотите.

Она не могла в него войти в юности не потому, что это была не её судьба, отнюдь! Она не могла туда войти лишь по злой воле её семьи, то есть в силу неких внешних обстоятельств — враждебных факторов в виде её мачехи и сестёр, которые были настроены против неё, а также слабовольного отца, который сдался чужой воле и отказался защищать родную дочь.

Скрытый смысл сказки "Золушка": это не о принце и как стать принцессой, это - о судьбе

То есть, переводя сюжет сказки с метафорического языка на практический, основную драму можно представить так:

У нас есть девушка, которой дано по судьбе многое. Ей дан большой потенциал. в её судьбу изначально заложены недоступные многим возможности — она фактически ДОЛЖНА принадлежать высшему обществу, то есть быть на верхней ступеньке социальной иерархии. Ей это дано по судьбе — в силу того, что она родилась в той семье, у которой есть вход в высший свет.

То есть нужно очень хорошо понимать, что нашей героине это было дано по умолчанию — по судьбе.

Однако девушка не могла воспользоваться СРАЗУ своим потенциалом, раскрыть весь свой масштаб и начать жить свою судьбу с самого старта. Она не могла этого сделать в силу проблем в отношениях с людьми — в семье. Нам, кстати, неизвестно, кто в этом виноват: то ли Золушка как-то неправильно себя вела в семье, что настроила этих людей против себя, то ли это такие «плохие» люди сами по себе, и они были посланы Золушке специально для того, чтобы она проработала что-то в себе и каким-то образом разрешила этот конфликт в отношениях.

В общем, мы видим случай, когда у человека по судьбе дан большой потенциал и задел на масштаб, но человек не может воспользоваться этими возможностями, потому что ему мешают лишь внешние факторы.

И, таким образом, получается, что задача человека — думать не о том, как ему стать соответствующим высоким далям (балам и принцам), ведь он уже и так соответствует этим своим желаниям, ему это уже дано в потенциале. Задача его в том, чтобы обойти или правильно пройти те препятствия, которые мешают ему вступить в права своей судьбы в полную силу, то бишь — реализовать тот потенциал, который

УЖЕ БЫЛ ДАН!

В сказке мы видим, как решается проблема Золушки: появляется добрая фея, которая одним взмахом волшебной палочки отправляет Золушку на бал, где та встречает своего принца и превращается в принцессу сама.

Скрытый смысл сказки "Золушка": это не о принце и как стать принцессой, это - о судьбе

Но суть не в том, что Золушка каким-то магическом образом смогла перепрыгнуть из нуля в принцессы.

Суть в том, что Золушка вступила в права своей предначертанной судьбы и стала той, кем и должна была стать — принцессой.

То есть очень важно понимать всё-таки, что эта сказка не о том, как человек из ниоткуда, человек, которому ничего не было дано в потенциале, вдруг из нуля поднимается на отметку сто.

Нет, в этой сказке зашифрована история о том, как ты, имея потенциал по определённой судьбе, проходишь правильно свои квесты (также заложенные в твою судьбу) и выходишь на СВОЙ путь, чтобы реализовать его максимально.

Тот же самый сюжет просматривается даже в голливудском фильме «Красотка», который я также разбирала в книге.

Девушка трудной судьбы, которая в какой-то момент оступилась и пошла по пути девушки лёгкого поведения, также как будто СЛУЧАЙНО вытягивает свой лотерейный билетик в виде влюбившегося в неё прекрасного миллиардера. И в финале мы видим уже совершенно другую женщину — не ту оборванку (золушка), а даму из высшего общества (принцесса).

Однако, можем ли мы сказать, что такой сюжет обязательно реализуется у ВСЕХ девушек трудной судьбы, если они вдруг узнают какой-то рецепт, сделают что-то «правильно» и нафеячат себе принца?

Совсем не факт. В том же финале «Красотки» мы видим невооружённым взглядом, что Вивиан (актриса Джулия Робертс) действительно не похожа на девушку с улицы. Она действительно выглядит шикарно, как леди, как дама из высшего общества. Да даже дамы из высшего общества не все выглядят так шикарно, как она, что уж там.

Скрытый смысл сказки "Золушка": это не о принце и как стать принцессой, это - о судьбе

Таким образом, мы понимаем, что потенциально в ней это было ЗАЛОЖЕНО. Судьба ДАЛА ей такой потенциал (даже в виде её внешности), а её задача была лишь не спустить этот потенциал известно куда. Эдвард, её принц, явился для неё одновременно и той самой волшебной феей — именно он помог ей раскрыть свой потенциал.

НО ЭТОТ ПОТЕНЦИАЛ В НЕЙ УЖЕ БЫЛ

«Заслуга» что Золушки, что Красотки — в том, что они этот потенциал таки смогли раскрыть и вступить в права своей неординарной судьбы.

Понимаю, что из этого так и напрашивается грустный вывод о том, что если мне не дали судьбу прекрасной принцессы, то хоть ты тресни, никак мне ею не стать что ли — это только для тех, кому такое изначально дано?

В целом, да. Судя по всему, так оно и есть. И по этому поводу можно, конечно, грустить, а можно взглянуть на это с созидательной точки зрения.

Ведь НЕ ВСЕМ и нужно попадать на бал к принцу и становиться этой прекрасной принцессой.

Это действительно судьба не для всех, она не нужна всем девушкам, потому что для каждой здесь приготовлен какой-то свой сценарий — тот, который именно ЕЁ ДУША и хотела пройти.

Резюме:

Очень важно ставить себе правильные цели.

Цель «попасть на бал, влюбить в себя принца и стать принцессой, как золушка» — это не правильная цель, если у тебя это НЕ заложено по судьбе, если это НЕ является планом твоей души, если это НЕ задача твоего Высшего Я для тебя на эту жизнь.

Правильная цель: прожить СВОЮ судьбу, то есть распознать именно СВОИ цели на это воплощение, распаковать их и пройти их максимально, реализовав на полную.

Будет это путь Золушки с принцем, или не будет — не так важно.

Потому что ты можешь получить удовлетворение от жизни и обрести счастье не став принцессой, а…

ПРОЖИВ СВОЮ (!) СУДЬБУ

Как часто в кабинетах психотерапевтов, семейных консультантов, в телевизионных шоу, фильмах, обыденных разговорах, приходиться слышать от женщин, знакомую фразу,

— Все мужчины перевелись, где же те «принцы», «рыцари» которые описаны в литературе, мелькают на экранах телевизоров и.т.д. В этих словах чувствуется тоска по Великому Муж-чине, Герое.

Постараемся разобраться в этом, надо сказать, непростом вопросе. Понятно, что невозможно полностью осветить все стороны столь обширнейшей проблемы взаимоотношения полов, но один часто повторяющийся архетипический мотив превращения Золушки в Принцессу, и поиска Принца, часто встречающийся в психотерапевтической практике, невозможно обойти стороной.

Можно рассматривать архетип Золушки, как проявление комплекса неполноценности, формирующегося в личном слое бессознательной психики женщины в процессе ее воспитания. …Архетип Золушки, представляет бессознательную неполноценность личности, которая проявляется в социуме, как подчинение любому объекту, который хоть в малой степени обладает атрибутами власти. Если объект не обладает реальной властью, то воздействие бессознательного комплекса, через механизм проекции приписывает ему эту власть насильно. Архетип Золушки, формирует пассивный тип поведения женщины. В более широком смысле,- подчиненное положение женщины, которое соответствует ожиданиям патриархального мира.

Персонификацией архетипа Золушки в сновидениях являются фигуры нищей, служанки, рабыни и.т. д.

Вот несколько типичных сюжетов сновидений, где выявляется мотив Золушки:

1.« Я работаю на поле. Поле напоминает мне нашу дачу. Упорно копаю яму, даже не понимая, зачем мне это нужно. Затем перехожу в другое место и начинаю снова копать. Я просто выбиваюсь из сил, и хочу прекратить бессмысленное занятие, но что-то мне подсказывает, что работу надо продолжать».

2. «К нам в гости должны прийти гости, кажется, приятели родителей. Мама меня торопит, говорит, что если я не приготовлю к приходу гостей праздничный торт, то я не выйду замуж, т.к. среди гостей может быть мой потенциальный муж, но я ни когда не делала торт! Я беру из ящиков что попало, и начинаю лихорадочно все смешивать. Мама осуждающе смотрит на меня».

3. «Какая-то незнакомая женщина приводит меня в заброшенный дом. Мы долго ходим по коридорам. Вдруг женщина исчезает, и я остаюсь одна в огромной комнате. Вижу кругом беспорядок, по всюду разбросаны старые вещи. У меня возникает желание убраться в комнате, не знаю почему, но мне кажется, что в этой комнате мне предстоит жить довольно долгое время».

В приведенных сновидениях довольно четко прослеживается сюжетная линия сказки «Золушка», ее первой части. Обязательным условием в первой стадии трансформации личности является кропотливое «делание», казалось бы, на первый взгляд бесполезных вещей. Вдруг, совершенно неожиданно для самой себя, женщина принимается за работу, которую она раньше никогда не делала или не планировала, например: генеральную уборку, вязание, вышивание и т.д… Мужчинам …эта установка, готовность психики действовать или реагировать в определенном направлении) так же не чужд. В таких случаях они начинают заниматься починками бытовых вещей, ремонтом, который ранее, раз за разом откладывали на неопределенное будущее. Такой период в жизни является подготовкой к инициации (переходу на другую ступень развития личности). В бессознательном в этот период скапливается психическая энергия противоположная консервативной установке сознания, но так как идея, цель скачка окончательно не сформирована, возникает состояние, которое можно охарактеризовать, как «зависание». Такое «зависание» как правило, сопровождается повышенным эмоциональным фоном возникающем из столкновения двух противоположных энергетических тенденций: энергии консервативной установки Эго-комплекса, и энергии бессознательного, «подталкивающей» Эго к изменениям, прогрессу.

Если Эго попадает под воздействие негативного родительского комплекса, …формируется запрещающая, скептическая установка, задачей которой является обесценивание всего нового (мотив ста-реющего Короля). …Чувства и мысли, питающиеся бессознательной архетипической энергией негативного родительского комплекса, запрещают ей радоваться жизни. Кажется, что такой женщине ни кто в мире не может угодить (мотив царевны Несмеяны). Любое новое явление в ее жизни вы-зывает установку с типичным паттерном поведения — тревожное любопытство с оглядкой по сторонам в надежде получить оценку своим действиям …родителей, затем скептическое обесценивание происходящего с ней, эмоциональный всплеск с последующим чувством вины. Но в случае встречи со своим «Принцем», такая женщина способна на «бунт» против всех и вся.

Воздействие положительной энергии родительского комплекса, формирует в женщине – любознательность, осторожность, взвешенность, обдуманность, иронично веселое отношение к себе и окружающим.

Рассказ Г.Гессе «Невеста» хорошая иллюстрация к тому, как у дочери, попавшей под влияние негативного материнского комплекса, нарушается, а в последствии прекращается процесс индивидуации (развитие самостоятельной мощной личности) . Понимая, что

пересказывать содержание рассказа неблагодарное дело, тем более такого мастера слова, все же рискну передать вкратце фабулу рассказа.

В рассказе три действующих лица. Мать, как ее описывает Гессе, принадлежала к тому типу белокурых и нежных, несколько вялых итальянок с величаво-мягкой походкой, которая с годами, все более и более напоминала манеру двигаться тех, о ком говорят «переваливается как утка». Любительница всего изящного, она привыкла ни в чем себе не отказывать. И даже, находясь в стесненных денежных обстоятельствах после смерти мужа, жила, что называется «на широкую ногу». Синьора была любящей матерью, что, однако, не мешало ей втайне лелеять мечту об устройстве своей собственной жизни. По мере увядания она постепенно расставалась с несбывшимися надеждами и все чаще возлагала их на будущее своей дочери. Ее дочь, миловидная тоненькая девушка, лишь недавно простившаяся с детством и вынесшая из пансиона для девиц некоторую предрасположенность к малокровию и плохой аппетит, была восхитительно хрупким, тихим, нежным существом с белокурыми волосами. Когда она в одиночестве гуляла в простеньком голубом платьице, все радовались, глядя на нее. Обладая таким сокровищем, мать предъявляла высочайшие требования к потенциальным женихам дочери. Дочь же внешне смирилась с таким положением дел, но в глубине души лелеяла мысль о своем принце спасителе. И в скором времени таковой нашелся. То был молодой человек, родом из Германии. Он был, что в наше время назвали бы, начинающим бизнесменом. Внешне спокой-ный, не лишенный снобизма, любитель добротных вещей, знающий во всем чувство меры. Молодые люди влюбились друг в друга. Но неопределенное будущее жениха испугало мать, и она категорически запрещает дочери встречаться с возлюбленным. Вот тут то и обнаружился строптивый нрав дочери. Она заперлась на ключ и выпила содержимое пузырька с пятновыводителем, считая, что это яд,- в действительности же результатом было лишь то, что у нее пропал только-только появившийся аппетит, и лицо стало еще бледнее и одухотвореннее чем прежде. И тогда мать пошла на хитрость. Молодой человек служил управляющим чайной плантацией на Цейлоне, и через два месяца ему необходимо было возвращаться обратно. Вернуться в Европу он мог только через три года. Мать подумала, что за три года может все случиться и возможно подвернется более выгодная партия. Она согласилась на помолвку дочери с молодым человеком, с условием, что венчание будет через три года. Жениху ничего не оставалось делать, как только принять жесткие условия помолвки. После его отъезда, невеста оправилась от любовных треволнений. Никакого малокровия или плохого аппетита не было теперь и в помине. Сердце ее было отдано, судьба обеспечена, и, пребывая в непритязательно-спокойном довольствие она сладко мечтала о будущем, занимаясь при этом всякого рода безделицей. Одним словом наша «принцесса» стала постепенно превращаться в мещанку. Результат такого образа жизни незамедлил себя ждать. Из хрупкого, нежного создания она превратилась в копию своей мамы, дородную, вальяжную даму, и только отсутствие морщин свидетельствовало о ее относительно юном возрасте. Так случилось, что жених не имея возможности возвратиться в Европу, вызвал невесту к себе на Цейлон (кстати сказать, дела его шли в гору). Мама, наблюдая такую метаморфозу с дочерью, не стала особенно торговаться, уж не до «принцев»! Можно представить себе какое разочарование пришлось пережить жениху, когда он вместо романтической принцессы своей мечты увидел…. двух ненавистных тещ! К радости сантиментальных читателей, все закончилось благополучно. Воспитание жениха, не позволило ему обойтись с невестой дурно. О том жили ли они счастливо в браке, история умалчивает.

На мой взгляд, в сюжете рассказа присутствует архетипический мотив Золушки. Персонаж сеньоры-матери в рассказе «Невеста», другая сторона медали Золушкиной мачехи.

Начнем с того, что по юнгианской типологии, мать молодой сеньоры-невесты, как и мачеха Золушки, без сомнения можно отнести к выраженному чувствующему экстравертному типу. Чувствующий экстраверт воспринимает объективные ценности, ориентируясь на коллектив-ное мнение. Такой тип, индивидуальную шкалу ценностей выстраивает, исходя из правила «хочешь жить по-людски, делай как все люди». В некоторых жизненных ситуациях это прави-ло не так уж и плохо. Оно ориентированно на то что бы люди ни повторяли чужих ошибок. Это правило «цементирует» фундамент коллективных отношений. Но жить, руководствуясь лишь одним этим правилом в жизни, это значить сознательно, лишать себя свободы выбора, формировать в себе стереотипность, косность, леность и одностороннюю личность, лишать себя индивидуальности, отчуждать себя от своего Я. Этот путь тупиковый, он приводит к глубочайшей невротизации психики. Конечно, удобно и комфортно ни за что не отвечать. При любом личном промахе, ошибке всегда можно сказать — «Но, ведь все же так делают!».

(Художник Б.Дехтерев, 1966)

Действительно, то что мачеха Золушки, как и сеньора-мать, ориентированны на коллективные ценности не вызывает сомнения. Как правило, материальному благу, социальному статусу, выгоде придается первостепенная значимость в обществе. Власть, богатство, слава неизменные атрибуты прочного социального положения. Обладающими этими благами людей называют любимчиками фортуны, счастливчиками, удачниками. Они являются образцом для подражания и гарантами стабильности в обществе. Самое печальное во всем этом это то, что для достижения всех этих сомнительных благ, в большинстве случаев, человек готов перешагнуть через себя, изменить своим ценностям, пожертвовать индивидуальным путем развития. Совершить, что называется opus contra nature (деяние против своей природы). Такой человек в один «прекрасный» день может достигнуть всего того чего он желал (распространенный мотив сказок), но не получив при этом простого человеческого счастья. Другими словами многие знают, чего хотят, но не знают что им нужно на самом деле. В «лучшем» случае неудержимая погоня за коллективными благами заканчивается в психотерапевтических кабинетах, в худших в тюрьме или на кладбище.

В рассказе «Невеста», синьора-мать, относится к дочери, что называется, в духе мефистофелевских традиций. Говоря словами Мефистофеля, она «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Как и мачеха Золушки, сеньора-мать, не достигнув социального Олимпа, пытается осуществить свою несбывшуюся мечту за счет дочери (в сказке, за счет дочерей). К сожалению, это довольно распространенная материнская установка. Ориентируясь на свою доминирующую экстравертную чувствующую функцию, она с точки зрения своей природного типа совершенно права, и это не лицемерие, это ее бессознательная односторонность. Она поступает так, руководствуясь правилом «то, что хорошо и благо для всех, то хорошо для меня и моей дочери». Она знает, что она хочет, но не знает, что ей нужно. К чему приводят ее «знания», мы видим в финале рассказа. Дочь становится как мать, принеся в жертву свою индивидуальность в угоду материнским амбициям. Возможно, дочь достигла материальных благ, но в том, что она стала счастливой с презирающим ее мужем — сомнительно. Продолжение здесь http://pereskazhi.com/forum/viewtopic.php?p=259#259

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная «Золушка». Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие «сёстры» только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. «Какая она красивая», — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король «указ» — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

!!! Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой «мужик». В сказке ты называешь отца — «мужик богатый».

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: «Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой». Происходит перемещение ролей героини внутри «драматического треугольника» из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?».

— Да. Я ответила: «Отца».

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца «беспомощное существо». Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— 17.

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: «умер отец». Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?», она ответила: «Отца».

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.

Это продолжение материала о неочевидных смыслах в сказке о Золушке. В первой части мы разбирались с архетипом героини и ее благородным происхождением.

Папирусы Древнего Египта сохранили запись о купающейся прелестнице, чья позолоченная сандалия случайно попала к фараону. Тот заочно влюбился в ее хозяйку, объявил масштабный розыск и, обнаружив девушку, женился на ней. Правда, по сюжету его невеста отличалась пониженной социальной ответственностью. Но браку это не помешало.

Позже у необыкновенной истории в самых разных концах мира нашлись сотни вариантов. Самые известные — в редакции братьев Гримм, Джамбаттисты Базиле и Шарля Перро. Последняя версия считается классической.

Без преувеличения это «женская Библия», на которой выросло не одно поколение девушек, и культовая история о надежде. Но большинство учится у Золушки совсем другому — и это неудивительно, ведь история кишит символами, которые не так легко разгадать.

Чердак и камин

Золушка жила «на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке» (Здесь приводим текст в пересказе Шарля Перро, переведенный Н. Касаткиной. — Прим. авт.). Дом символизирует сознание, а крыша — духовное начало. Тонкая подстилка и весь образ жизни героини указывают на аскезу, инструмент саморазвития и духовной практики.

«Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала ее Замарашкой».

Камин — это сердце дома. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» называет очаг внутренним духовным центром.

Золушка топит печь и выносит золу, а зола — результат борьбы огня, преображение. Получается, что героиня постоянно преображается, взрослеет. Когда она получает начальный опыт, появляются и роскошное платье, и неповторимые туфельки, да и бал затевается так кстати. Пройдя определенный этап развития, девушка готова блистать на нем.

Мачеха (и Фея)

Внутри каждого из нас есть две «внутренние матери»: надежная и деструктивная.

Надежная огорчается, но делает выводы, утешает и ведет дальше. Это развивает уверенность, способность анализировать и предвидеть. На ошибках строится более конструктивная линия поведения.

Деструктивная «внутренняя мать» критикует, часто обращаясь к неудачному опыту прошлого. Это снижает самооценку и буквально выбивает почву из-под ног.

По мере того как героиня совершенствуется, мы наблюдаем, как «деструктивную» мачеху сменяет «надежная» крестная-фея.

Не зря последняя появляется, когда Золушка наполнена собственной внутренней силой и уже готова ехать на бал. На эту «надежную внутреннюю мать» героиня опирается и «разрешает» себе не только собраться на бал, а еще и блистать на нем.

Получается, что мачеха и фея — это два лица одной сущности.

Читайте также

Несонное царство: почему герои русских сказок так редко спят

Мыши

«Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня».

Мыши выбраны на эти роли неспроста. Они символизируют неорганизованное начало: суетливое, быстрое. После касания волшебной палочки хаотичные эмоциональные силы становятся организованными — такими, которые помогут Золушке достичь цели.

Птицы

Те, кто читал сказку братьев Гримм, помнят, что в самые трудные моменты Золушку выручали птицы (приводим текст в пересказе братьев Гримм, переведенный Г. Петниковым. — Прим. авт.).

«Она стала просить мачеху, чтобы та отпустила ее.

— Эх ты, Золушка, — сказала ей мачеха, — вся ты в грязи да в пыли, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты еще танцевать захотела!

Но Золушка все ее просила. Тогда мачеха ей говорит:

— Вот просыпала я миску чечевицы в золу. Коль выберешь ее за два часа, тогда можешь идти вместе с сестрами.

Вышла Золушка черным ходом в сад и кликнула:

— Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, скорей ко мне летите, чечевицу выбрать помогите!

Получше — в горшочек,
похуже — в зобочек.

И прилетели к кухонному окошку два белых голубка, а за ними и горлинки, и, наконец, прилетели-послетались все птички поднебесные и опустились на золу. Наклонили голубки свои головки и начали клевать: тук-тук-тук-тук, а за ними и остальные: тук-тук-тук-тук, и так повыбрали все зернышки в мисочку. И часу не прошло, а они уже кончили работу и все улетели назад».

Зола и чечевица, которые смешала мачеха, символизируют дисгармонию. Птицы помогают отделить полезное от вредного, светлое от грязи. В широком смысле — думать, анализировать, делать выводы и самосовершенствоваться.

Туфелька: стеклянная или меховая?

Известный специалист в области фольклора Поль Альфред Деларю скрупулезно изучал версии «Золушки» в мировом народном творчестве. Он заметил, что в них есть только одна неизменная деталь: туфельки столь миниатюрны, что на них невозможно не обратить внимания. Однако из какого они материала, не уточняется. В версиях, где обувь описана подробно, встречаются и золотые башмачки, и серебряные, но чаще всего — стеклянные.

В XIX веке Оноре де Бальзак предположил, что туфельки были из меха. Во французском языке слово «стекло» (verre) произносится так же, как название меха специальной выделки (vair).

Однако Перро вряд ли ошибся:

  • В более древних сказках (шотландских, ирландских), где в языке нет омонимов и разночтение невозможно, Золушке дарят обувь именно из стекла.
  • Это сегодня мы знаем Шарля Перро как знаменитого сказочника. А между тем он член Французской академии, поэт, архитектор и автор научных трудов. Еще он придворный, который знал толк в этикете, знакомствах и блистал в высшем свете. Обувь из стекла он вводит в сказку, чтобы создать запоминающуюся деталь и придать образу девушки легкость, утонченность.

Туфелька не одно столетие порождает серию домыслов и дискуссий. У Анатоля Франса в произведении «Книга моего друга» есть глава «Разговор о волшебных сказках», где происходит такой диалог:

Лаура: Ведь неправильно говорят, что у Золушки были хрустальные башмачки. Невозможно представить себе башмачки, сделанные из того же материала, что и графин. Башмачки, подбитые беличьим мехом, более приемлемы, но все же не очень остроумно в такой обуви вывозить девушку на бал.

В меховых башмачках ножки Золушки были бы похожи на мохнатые голубиные лапки. Надо быть без ума от танцев, чтобы плясать в меховых туфельках. Но все девушки таковы: будь у них свинцовые подметки, все равно они станут плясать.

Раймонд: Кузина, я же предупреждал: опасайтесь здравого смысла. Золушка была обута не в меховые, а в хрустальные башмачки, прозрачные, как стекло Сен-Гобена, как воды родника, как горный хрусталь. Вы же знаете, что у нее были волшебные туфельки, а этим сказано все«.

Шарль Перро, с одной стороны, подчеркивает волшебство происходящего. С другой стороны, Золушка не так проста. Она щеголяет в обуви, абсолютно не пригодной для танцев на балу, и улыбается, проявляя редкую выдержку.

У стеклянной туфельки есть еще одно преимущество по сравнению с меховой: в ней нельзя скрыть несоответствие размеру — ни поджать пальцы, ни растянуть колодку. Так что никто не мог выдать себя за Золушку, когда ее разыскивал принц.

Туфелька и секс

«Стекло является распространенным символом девственности. Оно хрупко, и его можно разбить лишь один раз», — пишет Поль Деларю.

Позже этот символ активно использовал в своих произведениях американский писатель-фантаст Джон Норман, автор цикла «Гор». Например, в «Изгое Гора» героиня видит сон, в котором над ней разбивается стеклянный потолок, и ее похищают. Другая девушка в книге «Вождь» готовится к свадьбе. Друг семьи произносит тост за невесту и разбивает бокал, намекая на то, что она потеряет целомудрие в ближайшую ночь.

Именно стеклянные туфельки подчеркивают, что у Золушки была девственна не только физически, но и духовно, то есть у нее была нравственная чистота. Можно предположить, что у ее сестер была только физиологическая.

Наконец, через стеклянную туфельку можно рассмотреть миниатюрную ступню — это так сексуально. Невинность и соблазн одновременно. Вот вам и Золушка-«простушка». Ай да Шарль Перро!

Почему Золушка теряет обувь?

Потеря туфельки — это символ разлуки с любимым или его поиски. Например, в старину обувь бросали за ворота дома, чтобы погадать на суженого.

В потере туфельки есть и работа подсознания. Золушка не хочет покидать дворец и своей «рассеянностью» намекает, что мечтает вернуться. Есть даже такая примета: «забыть» свою вещь в месте, куда хочешь вновь прийти.

А еще это похоже на продуманную стратегию — предоставить принцу возможность проявить инициативу. Очаровала и убежала, но при желании ее можно найти. Не зря же Золушка постоянно носит чудо-туфельку с собой. У братьев Гримм принц опережает девушку и приказывает облить лестницу смолой, а у Шарля Перро он смекалку не проявляет.

Что же символизирует туфелька?

В другой интерпретации обувь символически связана с пережитым опытом и душевной работой. Это нашло отражение и в пословицах разных народов. Индейцы пуэбло говорят: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах». Татарская пословица гласит: «Башмак старшей снохи младшей не подходит», английская — «Только владелец знает, где ботинок жмет».

Смену страшных башмаков на прелестные туфельки можно интерпретировать как результат пути, который прошла Золушка. Новая обувь символизирует полученный опыт: его невозможно отнять или присвоить — ведь изящные туфельки Золушки подходят только ей.

Необычный материал, каблук и миниатюрная ступня также подсказывают, что Золушка из благородной семьи. На балу это становится очевидным.

И наконец, изящная туфелька — это ключ, который помогает Золушке вернуть законную силу, принадлежащую ей и по праву рождения, и в результате внутренней работы. Туфелька — признание прав Золушки и повышение ее социального статуса.

Читайте первую часть

Сказка, которую не поняли: почему «Золушка» — история не о жертве, а о присвоении власти

Что стало со «злыми» сестрами

Авторы отдельно останавливаются на судьбе сестер Золушки. Братья Гримм незначительно изменили жестокую народную сказку:

Им буквально укорачивают ступни. Одной дальновидная маменька подсказывает отрезать ножом большой палец. Другой — пятку. Все равно будущей королеве предстоит перемещаться в карете. При таком раскладе можно пожертвовать «ненужными» частями ступни.

С одной стороны, укороченные столь кровавым способом ступни можно объяснить жестокостью Средневековья. С другой, герменевтика помогает вложить в это более широкий смысл, например желание сделать блестящую партию любой ценой. А ведь ноги — символ опоры, есть же расхожая фраза — «крепко стоять на ногах». Сейчас столько тренеров по «женскому счастью» советуют подстраиваться: отказаться от любимого хобби, работы и т. д. Если партия не состоялась или люди разошлись, женщина остается без опоры.

Но Золушке туфелька в самый раз — это уверенность в будущем, она в обуви своего размера.

Птицы выклевывают им глаза. В представлении людей, живших во времена братьев Гримм, слепые были беспомощными людьми. Таким образом, зло было обезоружено и не представляло угрозы.

«А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.

Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой».

Шарль Перро сделал историю доброй:

«Вот когда сестры увидели, кто была прекрасная принцесса, которая приезжала на бал! Они бросились перед Золушкой на колени и стали просить прощения за то, что так дурно обращались с ней.

Золушка подняла сестер, расцеловала и сказала, что прощает их и только просит, чтобы они всегда любили ее.

Потом Золушку в ее роскошном наряде повезли во дворец к принцу. Она показалась ему еще красивее, чем раньше. И несколько дней спустя он женился на ней.

Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож».

Это близко современному психотерапевтическому подходу к деструктивным частям психики: не отрицать и бороться с ними, а ассимилировать в сознательном и находить им конструктивное применение.

Золушке повезло не случайно: принц, титул и соответствующие блага достались ей, потому что она усердно работала над собой и в нужный момент проявила решительность, смекалку и обаяние. С этого ракурса сюжет не кажется таким уж устаревшим. Напротив, сейчас об этом говорят как никогда много — в кабинетах психологов и на тренингах личностного роста.

  • Разбор сказки золотая рыбка
  • Разбор сказки заюшкина избушка
  • Разбор сказки жуковского спящая царевна
  • Разбор сказки ершова конек горбунок
  • Разбор сказки гуси лебеди 2 класс