Зарубежные критики не находят никакой разницы между такими литературными понятиями, как рассказ и новелла. На Западе эти термины называют синонимами. Однако в России новелла и рассказ считаются самостоятельными жанрами, которые обладают особыми чертами. Прежде чем определить разницу между новеллой и рассказом, следует подробно рассмотреть каждое из этих литературных явлений.
Что такое рассказ?
Рассказ, как жанр литературы, берет свое начало из далеких времен, где его прародителями стали произведения фольклора: сказки, притчи, истории, передаваемые из уст в уста. Затем, изменяясь с течением времени и наравне с другими прозаическими жанрами проходя определенные исторические этапы, рассказ стал формироваться как короткое произведение о событии из жизни одного человека.
В наши дни рассказ представляет собой повествовательный литературный жанр, для которого характерны краткость, богатство художественного изображения, глубокий психологизм, краткосрочность описываемого события.
Сюжет рассказа сосредоточен на одном важном и интересном эпизоде из жизни главного героя. Свое личное отношение и главный замысел автор, как правило, показывает через подробное и выразительное описание внешности и характера главных действующих лиц и самого героя, их мыслей и душевных терзаний. Повествование обычно ведется от первого лица. Рассказчиком может выступить как сам автор, так и один из героев произведения.
Что такое новелла?
Новелла, как литературный жанр, возникла в эпоху Возрождения после написания книги «Декамерон» Джованни Боккаччо. Тогда главными чертами новеллы считались: наличие в сюжете острого конфликта, неожиданных поворотов, нарушивших мирное течение жизни главного героя.
С течением времени жанр новелла менялся, приобретая новые черты. Так новеллы эпохи Романтизма, написанные Эдгаром Алланом По, Новалисом и Гофманом, имели фантастическое, мистическое, сказочное содержание. Позднее под влиянием Ги де Мопассана и Проспера Мериме новелла стала считаться исключительно реалистическим жанром.
В России новелла, как литературный жанр, смогла сформироваться благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Первыми русскими новеллами считается его произведение «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Хотя в названии указано слово «повести», литературоведы и критики все же убеждены в том, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» относятся именно к новеллам.
Позднее жанр новелла впитал в себя многое из физиологического очерка. Так новелла стала очерком-новеллой. Николай Васильевич Гоголь написал прекрасные очерки-новеллы, такие как «Нос», «Шинель» и другие, которые по своему содержанию были далеки от новеллы в классическом понимании.
Лишь в 20 веке в жанр новелла вдохнули новую жизнь. Знаковыми произведениями этого времени считаются новеллы Сигизмунда Кржижановского и Александра Грина.
В наши дни новелла является прозаическим литературным жанром, для которого характерны: малый объем, нейтральный стиль изображения, остросюжетность, неожиданная концовка. Внимание автора сосредоточено не на душевных переживаниях героев, а на происходящих в произведении событиях. Его цель – показать ситуацию объективно, не выражая своего личного отношения, достичь максимального накала страстей и привести к непредсказуемому концу. Новелла имеет лишь одну сюжетную линию, любые отклонения от основного действия недопустимы. Количество действующих лиц также ограничено. Появление новых героев, либо упоминание о них допускается лишь при том условии, что сцены с их участием усилят общую динамику сюжета.
Итак, подробно рассмотрев жанры рассказа и новеллы, можно выделить их общие и отличительные черты.
Общие черты новеллы и рассказа
- Прежде всего, новелла и рассказ относятся к эпическим повествовательным жанрам.
- Произведения обоих жанров должны иметь малый объем и быть изложены предельно кратко. Хотя иногда объем рассказ может достигать нескольких десятков страниц.
- Сюжеты новеллы и рассказа ограничены определенными временными рамками.
- Сюжеты новеллы и рассказа имеют четкую структуру, главными элементами которой являются кульминация и развязка.
- Сюжеты произведений новеллы и рассказа освещают одно определенное событие из жизни главного героя.
Главные отличия новеллы от рассказа
- В рассказе события описываются с большей художественной выразительностью, чем в новелле.
- Автор рассказа свободно показывает свое личное отношение к происходящему в произведении, главным действующим лицам, их мыслям и поступкам. Для автора новеллы такое недопустимо. Главная черта новеллы – это отсутствие всякой авторской оценки.
- В рассказе автор стремится показать внутренне развитее главного героя, мотивы его поступков. Для новеллы же главным являются динамика сюжета и острота конфликта. Новелла изображает событие, не анализируя психологию персонажей.
- Острота конфликта в новелле выражена сильнее, чем в рассказе.
- Очень часто рассказ несет в себе скрытый подтекст. В новелле не допускаются никакие другие трактовки основного сюжета.
- В рассказе допускается наличие нескольких сюжетных линий. В новелле присутствует лишь одна сюжетная линия.
Хотя в русском литературоведении новеллу и выделяют как самостоятельный литературный жанр, российские писатели редко к нему обращаются, отдавая предпочтение рассказу. Многие российские критики единодушны с западными коллегами в том, что новелла и рассказ настолько близки, и их отличия не так значительны, чтобы считать новеллу самостоятельным жанром. Они приравнивают новеллу к рассказу, либо считают новеллу одним из разновидностей рассказа.
Рассказ и новелла относятся к повествовательному эпическому жанру и обладают некоторыми общими характерными чертами: небольшим объемом, четко обозначенным сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминацией и развязкой. Однако новелла имеет и отличительные жанровые особенности, позволяющие выделить ее из ряда произведений современной прозы в самостоятельный литературный вид.
Содержание статьи
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
Определение
Новелла – небольшое по объему прозаическое произведение, которому свойственны острый сюжет с неожиданной развязкой, краткость и нейтральный стиль изложения, а также отсутствие выраженной авторской позиции по отношению к литературным героям.
Рассказ – разновидность произведений эпического жанра, для которых характерно повествование о событиях из жизни главного героя, раскрывающих психологический аспект его поступков или душевного состояния.
к содержанию ↑
Сравнение
Новелла отличается подчеркнутой лаконичностью повествования. В ней не допускается прямая авторская оценка действий литературных персонажей или условий, определяющих развитие описываемых событий.
В рассказе такая оценка косвенно выражается в портретной характеристике и авторских отступлениях. Она необходима для раскрытия темы, которая часто связана с выявлением психологических факторов, принципиально важных для понимания душевного состояния главного героя. Его поведение в необычной жизненной ситуации составляет основу сюжета рассказа. Сюжетное действие при этом ограничивается узкими временными рамками и привязано к конкретному месту событий.
В новелле отсутствует психологизм. Самое важное в ней – неординарное событие, задающее динамическую напряженность сюжета. В центре читательского внимания оказывается не столько герой, сколько то, что с ним происходит. Новеллист не стремится создать глубокий подтекст основного содержания своего небольшого произведения. Его задача – придать остроту сюжету и достичь предельного накала повествования в кульминации.
При ограниченном числе персонажей в рассказе может развиваться дополнительная сюжетная линия. В новелле сюжет не может иметь разветвленной структуры. Событийно он связан только с тем, что происходит с главным героем. Другие персонажи в новелле встречаются крайне редко: как правило, только в том случае, если дополнительный эпизод с их участием усиливает динамику действия.
к содержанию ↑
Выводы TheDifference.ru
- В новелле острота сюжета выражена в большей степени, чем в рассказе.
- Для новеллы характерен нейтральный стиль изложения, в то время как в рассказе используется авторская оценочная характеристика персонажей или событий.
- В рассказе действие раскрывает мотивацию поступков героя. В новелле изображается само действие и отсутствуют приемы психологического анализа поведения персонажей.
- Рассказ может иметь скрытый подтекст, важный для реализации авторского замысла. В новелле не допускается многозначности трактовок основной темы.
Новелла, рассказ, повесть
Нередко
новелла отождествляется с рассказом и
даже повестью.
В XIX
веке эти
жанры было сложно различить.
Повесть
отличается тем, что в ней сюжет
сосредотачивается не на одном центральном
событии, но на целом ряде событий,
охватывающих значительнейшую часть
жизни героя, а часто и нескольких героев.
Повесть более спокойна и нетороплива.
Новелла в русской литературе
В
русской литературе новелла — редкий
жанр.
Классическими
новеллами были произведения, составляющие
«Повести Белкина» А. С. Пушкина.
Это
короткое повествование, как правило, с
одним событием и с минимальным количеством
персонажей. Жанр родился в 14-15 в.в. Самая
яркая писательская фигура того времени
среди новеллистов – Д.Бокаччо. Новелла,
по существу, это рассказ, но с одной
обязательной финальной особенностью:
у нее неожиданный конец. Он, разумеется,
логичен, но чаще всего читатель ждет
иного разрешения действия. Это накладывает
на новеллу характер художественной
интриги и вообще делает все повествование
очень увлекательным. Особенно это
относится к приключенческим сюжетам,
ко всякого рода таинственным историям.
Рассказ —
малая эпическая прозаическая форма,
небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (чаще всего повествуется
об одном или двух героях). В рассказе,
как правило, ставится одна проблема и
описывается одно событие. Например, в
рассказе Тургенева «Муму» основным
событием является история приобретения
и потери Герасимом собаки. Новелла отличается
от рассказа лишь тем, что в ней всегда
неожиданный финал, хотя в целом границы
между этими двумя жанрами весьма условны.
Рассказ,
как и повесть, так же вид повествовательной
прозы и относится к эпическим жанрам.
Если повесть назвать малой прозой, то
рассказ это проза маленькая, «миниатюрная».
Размер среднего рассказа варьируется
от 2 до 50-70 печатных страниц. Вообще то,
это тема ещё одного крупного литературного
спора – 70 страниц — это рассказ, новелла
или может уже повесть? Однозначного
ответа нет, тут всё зависит исключительно
от содержания. На наш взгляд, для обычного
читателя это совсем не важно, поэтому
можете считать рассказом то, что меньше
этого объёма.
Рассказ,
это такое художественное произведение,
которое традиционно приурочено одному
событию в жизни человека. В рассказе вы
не сможете найти описания детства
главного героя, такого подробного как
повести, автор знакомит читателя с
героем ровно на столько, чтобы читатель
мог понимать, как сложилась описываемая
в теперешний момент ситуация. Многие
литературоведы считают, что писать в
жанре рассказа гораздо труднее, чем,
скажем, в жанре повести. Почему? –
спросите вы.
Дело
в том, что за короткий момент действия,
описанного в рассказе, автор раскрывает
существенные, типические черты жизни
героя. Рассказ читается и усваивается
легко, поэтому большинство классических
рассказов включают в школьную программу
по мировой и русской литературе. Мастером
рассказа в отечественной литературе
считается Антон Павлович Чехов. Его по
праву можно ставить у истоков «новой
литературы». Его рассказы показались
необычными и замечательными многим
читателям, на них написано великое
множество профессиональной литературной
критики. Рассказы Чехова так жизненны,
так как основной его творческий метод
– реализм. На самом деле жанров рассказа
также достаточно много:
•
Фантастический рассказ (Рей Брэдбри,
Айзек Азимов)
•
Фэнтезийный рассказ
•
Юмористический рассказ
•
Приключенческий рассказ
По
сравнению с новеллой рассказ считается
более «спокойным «жанром». Исторически
он предшествует новелле (появился во
времена Древнего Египта).
Рассказ —
это небольшое по объёму произведение,
содержащее малое количество действующих
лиц, а также, чаще всего, имеющее одну
сюжетную линию.
Для
рассказа, прежде всего в силу объема,
характерно наличие одной главной
проблемы, в отличие от повести или
романа, которые могут описывать множество
конфликтов и широкий круг проблем.
История жанра
Само слово «новелла» имеет итальянское происхождение и переводится как новость. Жанр появился в Средние века в Европе, где читателям нравились авантюрные сюжеты. Первые примеры произведений — латинские фаблио. Это короткие поучительные и занимательные тексты.
Большой популярностью пользовался в то время сборник «100 древних новелл». Главными героями рассказов были ревнивые супруги, неверные жены, недальновидные родители, сообразительные дети. Список дополнялся плутами, которые смогли обхитрить королей, судей, богатых вельмож. Истории описывали жизнь простых людей и больше развлекали, чем поучали.
Позже вышла книга Боккаччо «Декамерон», которая понравилась французам и стала классическим примером европейских новелл. Другие писатели придали рассказам разные черты — романтизма, мистики, фантастики, а затем снова реализма:
- Гофман;
- Тик;
- Новалис;
- По;
- Мопассан;
- Мериме.
На стыке прошлого и позапрошлого веков новелла стала наиболее популярным жанром в литературе. В читательскую среду ее водворили О. Генри и В. Ирвинг. Их лаконичные сочинения были известны и в Америке.
В США новеллой называют любой короткий роман. Российские читатели не придают большого значения сюжетности, поэтому жанр не прижился. Но все же есть несколько русских авторов, которые писали лирические небольшие рассказы: Бунин, Зощенко, Каверин, Грин, Гоголь («Петербургские повести»), Пушкин («Повести Белкина»).
Характерные признаки
Некоторые писатели расходятся во мнениях о том, что такое новелла. В литературе определение следующее — это эпический жанр произведений с острым сюжетом, неожиданной развязкой, нейтральным стилем изложения и без выражения отношения автора к героям. Термин тяготеет больше к бессюжетному очерку, чем к рассказу.
Можно отличить этот жанр от рассказа или эссе, если найти в произведении признаки новеллы:
- лаконичность;
- захватывающий сюжет;
- простая фабула;
- присутствие интриги;
- отсутствие психологических портретов;
- яркие образы героев.
У произведения должен быть малый объем, а фабула такой, чтобы ее можно было записать одним предложением. Обычно сюжет имеет необычную форму, неожиданную развязку. Авторские ремарки отсутствуют, психологических подробностей также не должно быть. Образы главных героев побуждают читателя быстро дойти до конца новеллы.
Важен не сам сюжет, а импульс произведения — отправной момент, который может привести куда угодно. Эта точка задает весь смысл жанра, но развивается история неожиданно.
Виды новеллы
Заключается специфика жанра новеллы в том, что она возникла не только в литературе. Она затронула живопись, музыку, интерактивное и театральное искусство. Существует множество лирических песен и спектаклей, чувственных остросюжетных картин.
Визуальная форма сочетает в себе разные черты литературы и кинематографа. Но у словесного творчества есть отдельная классификация:
- новелла ужасов;
- бытовая;
- детективная;
- историческая;
- фантастическая.
В первом случае история основана на мистических или кошмарных событиях. Бытовая форма описывает человеческую жизнь со всеми ее проблемами. Обычно такая новелла рассказывает о любви, взаимоотношениях со второй половиной, родителями или друзьями. В детективном произведении расследуются преступления, а исторические события описываются в соответствующей форме. Интересные феномены и необычные теории изложены в фантастических новеллах.
Элементы этого жанра разбросаны и по другим формам литературы. Ее признаки можно встретить в очерках, эссе, коротких рассказах, рождественских повестях и даже драматических пьесах, по которым ставят спектакли.
Отличия от рассказа
Рассказ и новелла относятся к одному повествовательному жанру, но между ними есть существенная разница. Хотя заметны и общие черты:
- краткость;
- четко обозначенный сюжет;
- динамика;
- интересная развязка.
Но у новеллы есть несколько особенностей. В таких произведениях нет авторской оценки характеров и действий персонажей. А в рассказе это косвенно выражается в психологических портретах героев, они важны для более глубокого понимания их душевного состояния. Сюжет основывается именно на пребывании персонажа в необычной ситуации и его отношении к происходящему. Все действия привязаны к одному месту и ограничиваются во времени.
Психологизма в новелле нет, здесь важно правильно задать динамику и вызвать напряженность. В этом заключается главное отличие от рассказа. Не герой находится в центре внимания, а события, которые с ним происходят. Короткие истории не содержат скрытого подтекста и завуалированных психологических приемов, в них не ведется тонкая игра. Все действия читатель наблюдает открыто, автор только старается сделать сюжет острее, довести произведение до предела в самом конце.
В рассказе возможны ответвления от главных событий, значит, присутствуют вставные — дополнительные — персонажи. Новелла развивается только на основе ситуации, в которую попал главный герой. Других персонажей в ней обычно нет, как и дополнительных эпизодов. Но если вставные события необходимы для придания остроты сюжету, то автор может их добавлять.
Примеры из литературы
Большинство новелл написаны европейскими авторами в XIX — XX веках. Их изучают на лекциях в школе и высших учебных заведениях. Среди русских писателей известны Д. Мордовцев, А. Грин, А. Куприн. Первый написал «Видение в публичной библиотеке», последний «Палача» и «Скрипку Паганини». У Грина довольно много коротких произведений: «Создания Аспера», «Состязание в Лиссе», «Голос и глаз», «Сила непостижимого», «Элда и Агнотэя», «Пьер и Суринэ».
Европейские авторы также писали лаконичные произведения, примеры новелл из литературы:
- О. Генри «Рассказы»;
- Ф. Кафка «Превращение»;
- Т. Манн «Смерть в Венеции»;
- де Мопассан «Пышка»;
- А. Моруа «Письма незнакомке».
Король темных историй Эдгар По также написал множество новелл. Есть и другие известные авторы: Э. Хемингуэй, А. Гавальда, С. Цвейг, А. Кларк, Т. Капоте, Э. Гофман, У. Эко.
Инструкция для писателей
Начинающим новеллистам необходимо знать правила построения произведения. В первую очередь рекомендуется определиться с историей. Если она произошла в реальной жизни, то нужно узнать все подробности. Придуманный сюжет необходимо продумать до малейших деталей. Желательно посетить описанные места или их прототипы, понаблюдать за будущими персонажами, отметить особенности их поведения.
После этого нужно обдумать, чем именно заинтересовать читателя. Рекомендуется использовать детали и приемы, которые не встречаются в обычной жизни. Если читатель не видит такого вокруг себя, то ему будет интересно почитать об этом. Необходимо использовать набор обстоятельств, который заставит его открыть книгу.
Затем автор должен записать короткую предысторию. В этой части новеллы описываются предпосылки для основных событияй, причины, побудившие персонажа поступить так или иначе. После этого должен развиваться сюжет. История отличается динамичностью, стремительным развитием ситуации, она может подталкивать читателя к каким-либо действиям, предостерегать его о совершении проступков.
Концовка должна поразить или хотя бы удивить. Лучше сделать ее до смешного необычной, чем скучной. Удачным считается завершение произведения, которого читатель даже представить себе не мог. Использования стандартных писательских приемов новелла не допускает. Соблюдая это правило, начинающий автор сможет создать интересное лаконичное произведение.
Такой литературный жанр, как новелла пользуется популярностью далеко не у каждого писателя. Некоторым просто трудно изложить свои мысли в краткой форме. Но читателям нравятся небольшие поучительные или развлекательные истории, ведь на них нужно потратить меньше времени, чем на полноценную книгу.