Разве не чудо что бабочки как в настоящей сказке в течение жизни испытывают полное перевоплощение

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      zionhale223

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geografiya
    География

    12 минут назад

    срочнооооооооо помогитее​

  • algebra
    Алгебра

    12 минут назад

    Теплоход өзен ағысымен 40 км және ағысқа қарсы 35 км жолды 6 сағат жүзді. Ағыс жылдамдығы 2 км/сағ болса, теплоходтың меншікті жылдамдығын тап. Ескерту: есеп шарты бойынша теңдеу құр. у x + [ m k x — 2 || N​

  • fizika
    Физика

    12 минут назад

    5. Полюсы источника тока — это место, где
    1) разделяются электрические заряды
    2) накапливаются электрические заряды разного знака
    3) электрические заряды взаимодействуют
    6. Сколько полюсов и какие имеет источник тока?
    1) 2; положительный и отрицательный
    2) 3; положительный, отрицательный и нейтральный
    3) 2; отрицательный и нейтральный
    4) 2; положительный и нейтральный
    7. Какая энергия необходима для разделения в источнике тока электрических зарядов?
    1) Механическая
    2) Внутренняя
    3) Химическая
    4) Любая из перечисленных или другой вид энергии
    8. За счет какой энергии происходит разделение заряженных частиц в гальваническом
    элементе?
    1) Механической
    2) внутренней
    3) Энергии химических реакций
    4) Энергии света
    9. Что в гальваническом элементе служит положительным электродом, что-
    отрицательным?
    1) Положительным — угольный стержень, отрицательным — слой смолы
    2) Положительным — угольный стержень, отрицательным — цинковый сосуд
    3) Положительным — слой смолы, отрицательным цинковый сосуд
    4) Положительным — угольный стержень, отрицательным — клейстер
    10. Аккумулятор дает электрический ток только после того, как
    1) его согрели в теплом помещении
    2) наэлектризовали его электроды
    3) его зарядили от другого источника тока

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    решите пожалуйста можешь не решать го дружить ……………….​

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    12 минут назад

    3. Как отличить имя числительное от других частей речи? 1 б
    _______________________________________________________________________

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тест по теме
«Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех
словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать,
р..скошный

2)   предв..рительно,
ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить,
безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно,
прор..стать, п..норама

2.    В каком ряду во всех
словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация,
зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант,
ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать,
выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт,
нагр..вающий

3.   В каком ряду во всех
словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер,
предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат,
накл..ниться

3)   г..лодание,
соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол,
прил..жение

4.  В каком ряду во всех словах
пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра,
ном..р

2)   прим..рять туфли,
отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться,
изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий,
сум..рки

5.   Какой ряд состоит из
слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли,
б..калея

2)    раздр.жать,
нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять,
дор..сти

4)  усл..жнять,
в..робьиный, прил..скать

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной
гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в
настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они,
конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении
особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и
яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой,
появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и
едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы
превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед
тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

7.  Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное
изменение физических, химических или биологических характеристик нашего
воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать
неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2)
Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и
выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом
населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого,
что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в
год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле
становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки
мусора.

8.  Из предложений 21—24
выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная
причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит
коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не
просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и
животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют
нашу прекрасную планету…

9.   Из предложений 4—9
выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько
полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к
амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а
вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю
любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне
поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с
львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи
в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного
отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой
смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта
домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие
годы.

10.  Из предложений 6—7
слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с
короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на
загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила
смычком.

 Правописание
чередующихся гласных в корне слова

1. — 2)
2. — 3)
3. — 4)
4. — 3)
5. — 3)
6. — растут, растений, выросшие
7. — растений, неразлагающихся
8. — коснуться, касаемся
9. — поклонялись, умирала
10. — загорелых (загорелые, загорелый)

Школьная научно-исследовательская конференция

«Мы – будущее XXI века»

в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи

и школьников « Шаг в будущее»

ТЕМА исследовательской работы:

« Удивительный мир бабочек»

                                                                                                      Горопашная Дарья

                                                                                                                      4-в класс

                                                                                                                      МОУ « Белоярская СОШ№3»

                                                                                                                      Руководитель: О.М.Лазаренко

                                                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                             МОУ « Белоярская СОШ№3»

Сургутский  район

2011г

Содержание

1. Введение                                                                                                             2 стр

2. Основная часть                                                                                                                    

Глава 1. История появления бабочек.                                                3 стр

1.1. Почему бабочку назвали « бабочка»?                                                3 стр

1.2. Питание бабочек.                                                                3 стр                

1.3. Размножение бабочки.                                                                3 стр

Глава II. Мои исследования.                                                        4–5 стр

3. Заключение                                                                        6 стр

4. Список литературы                                                                7 стр

Введение

         Богат животный мир лугов. Всюду много насекомых. В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели.

Здесь же находят корм разноцветные бабочки.

     Однажды в отпуске, гуляя по лугу моё внимание, привлёкли бабочки. Какие они красивые? И друг на друга не похожи. Большие и маленькие, светлые и тёмные, есть даже чёрные. Раньше я не обращала на них внимания, бабочки и бабочки, летают себе и летают. Однажды меня  поразило то, какое разнообразие бабочек существует.  Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение: из похожей на червяка прожорливой гусеницы в яркую, порхающую в небе бабочку!

Меня очень заинтересовал удивительный мир бабочек, и я решила посвятить этому свою работу.

И это стало целью моего исследования.

  1. Расширить знания об окружающем мире.
  2. Развивать познавательный интерес  к живой природе.
  3. Формировать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и её красоте. (Слайд 2)

      Я поставила перед собой задачи:

1.Познакомиться с литературой по данной теме; организовать отбор материала; в  летние каникулы понаблюдать за поведением и жизнью бабочек;

2. Провести исследовательскую работу и сравнить, полученный результат с предполагаемым.(Слайд 3)

  Я хотела выяснить:

по каким признакам можно объединить бабочек в группы (гипотезы):

1. Все ли бабочки одинаковой формы.

2. В окраске всех бабочек один набор цветов.

3. Как появляется бабочка.

4. Полезны ли бабочки?

5. Какой вред приносят бабочки и могут ли доставить человеку неприятности?  (Слайд 4)

Для подтверждения я:

  1. Подобрала соответствующую литературу и  узнала о жизни бабочек
  2. Провела наблюдения за поведением бабочек на лугу.
  3. Сравнила форму, окраску. (Слайд 5)

Глава 1. История появления бабочек.

  1. Почему бабочку назвали « бабочка»?

Я прочитала, что в древние времена бабочку сравнивали с красотой, весной и вечностью. У древних греков бабочка была символом бессмертия души. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки. С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме — это к счастью. А в Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.

Бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду бабочка похожа на прелестный летающий цветок. На нашей планете их около 140 тысяч .

    Русское название «бабочка» является уменьшительно — ласкательным от слова «баба» и дано им за изящество и красоту. Многие бабочки восхитительны. Их хочется сравнить с красивыми цветами. (Слайд 6)

  1. Питание бабочек

    Из энциклопедий, словарей, детских журналов я узнала, что перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар длинным хоботком.  Если  же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым соком. Они приносят пользу тем, что опыляют растения. (Слайд8)

1.3.   Размножение бабочки

     Летом самка бабочки откладывает яички. Кладка яичек может иметь самую разную форму — шариков, кувшинчиков, цилиндров. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.( Слайд 9)

    Через некоторое время из яичек появляются личинки — гусеницы. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удержаться на стеблях растений. (Слайд10)

    Гусеницы очень прожорливые: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную  окраску.  

      Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка. (Слайд12)

    Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки – она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли. И их надо расправить и высушить

Когда крылья высохли – бабочка начинает летать. Она летает, осматривает место, где ей теперь предстоит жить. Около 12 часов она может летать и не питаться – она ведь еще только вылезла из куколки и еще не успела проголодаться и ей еще не чем есть. Её хоботок, которым она пьет нектар из цветов, еще раздвоен на две половинки. Через сутки, бабочка начинает чувствовать голод. Она садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок и она может пить нектар!

Глава II. Мои исследования.

1 исследование.

     Когда я посетила луг и рассмотрела бабочек, то заметила, что у них разная форма крыльев. Одни имеют закругления на крылышках, у других на концах крылышек интересные узорные разрезы.(Слайд 14 — 15)

Вывод: Не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев.

2 исследование.

Бабочки бывают разных цветов и оттенков: красные, желтые, зеленые, синие и самые необыкновенные. Какие же бабочки считаются самыми красивыми? Большинство – это те, что живут в жарких странах. Я узнала, что у большинства дневных бабочек окраска имеет большое значение. Благодаря ней бабочки становятся малозаметными на лугу и на пестрых цветах. Яркая и разнообразная окраска крыльев служит не только средством определения вида, но и средством маскировки. Так, глазчатые пятна служат для устрашения и отпугивания хищников. Есть и самые большие бабочки. Это птицекрыл королевы Александры. Размах ее крыльев – 30см. А самая маленькая – моль, размах ее крыльев – 1 см. Существуют бабочки необычной расцветки. Одна из них – мертвая голова.

3 исследование.

Однажды ночью я наблюдал за скоплением бабочек вокруг фонарей и сделал вывод, что бабочки ищут теплое место. А днем наблюдал, как бабочки греются на солнце, садятся на цветок и пьют нектар. Существует деление сезонное – весенние и летние бабочки.

Бабочки летают только в определенное время суток и при определенных условиях. Некоторые из бабочек летают лишь в сумерках, а горные, или альпийские, бабочки взлетают только при солнечном свете, камнем падая на землю, как только туча закроет солнце.  Подразделяют на  группы: дневных и ночных. Дневные бабочки яркие, а ночные серые, тёмные

Вывод: Цвет зависит от условий проживания и вида групп. (Слайд16).

4 исследование.

Полезны ли бабочки? Думаю, да. Ведь они вместе с пчелами и другими крылатыми насекомыми опыляют растения, плодовые деревья, ягодники, цветы. А из коконов многих видов шелкопрядов люди получают шелк

5 исследование.

Какой вред приносят бабочки и могут ли доставить человеку неприятности? Вообще — то сами по себе бабочки безвредны. Ведь они питаются нектаром и соком растений. (Исключение составляет моль.) Но бабочки откладывают яйца, из которых выходят очень прожорливые гусеницы, которые портят растения полей, садов и огородов. Самый страшный вредитель – непарный шелкопряд. Его гусеницы могут запросто вообще лишить дерево листьев.

 Читая литературу, я узнала, что к главным вредителям леса относятся такие бабочки, как непарный, сосновый, сибирский шелкопряды, совка сосновая, златогузка и желтогузка. Огромный ущерб наносится сельскому хозяйству. Так, в 1924 году озимая совка съела столько хлеба, что им можно было бы нагрузить железнодорожный состав длиной в 100 км!  

Капустница приносит вред капусте. Наблюдая за бабочкой капустницей на огороде, я увидела, что капусту поедает гусеница бабочки.

         Яблоневая моль – приносит вред яблони. Моль в доме портит одежду. Однажды у моей бабушки моль поела пуховую шаль и ковер, вот такая вредительница.

Не рады и пчеловоды самой крупной бабочке «Мертвая голова». Ведя ночной образ жизни, она нередко залетает в пасеки или в сады, где стоят ульи, и смело нападает на пчел, чтобы полакомиться их медом. Так как тело ее густо покрыто волосками, то укусы пчел на нее не действуют. 

В таких случаях с ними ведется специальная борьба. Создают устойчивые, здоровые породы растений, а дома создают чистоту и порядок.

6 исследование.

Казалось бы, жизнь бабочки совершенно беззаботна. Однако у нее много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки. От врагов бабочек защищает цвет крыльев, яд. Природа выработала у них многие приспособления – только против человека бабочки бессильны! К сожалению, в прошлом веке они пережили угрозу полного исчезновения в результате попадания в коллекции. В настоящее время  возникает новая опасность: стало модно декорировать стены комнат экзотическими видами насекомых. Я считаю, что эта проблема очень серьёзная, так как сокращаются места обитания этих удивительных существ.

Я думаю, что наши миры тесно связаны друг с другом и друг без друга не могут существовать.

Помните! Не истребляйте, а охраняйте! Истребление бабочек приводит к нарушению природного равновесия (ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам и цветам.) Ведь они не могут жить друг без друга. Давайте лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной. Пусть летают!!!

А  это я нашла в Интернете фотографии бабочек, которые обитают в нашем районе.

Крапивница, капустница так в народе называют этих бабочек.(Слайд19)

Заключение

Узнав, о жизни бабочек, я пришла  к выводу, что бабочек можно объединить в группы по различным признакам:

— не все бабочки имеют одинаковую форму;                    

— окраска зависит от условий проживания и вида групп;

— бабочки могут приносить как пользу для человека, так и неприятность;

— от врагов бабочек защищает цвет крыльев, яд

— природа выработала у них многие приспособления – только против человека бабочки бессильны;

Этот проект меня заинтересовал, и  я решила продолжить работу по изучению жизни бабочек. В 5 классе дополнить новыми данными. В ближайшее время выступит с данной работой на классном родительском собрании.

Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, а так же на внеклассных мероприятиях.

Список литературы

1. Дж.НИРИ «Насекомые и пауки», М., «ТЕРРА», 2006

2. Мурзин В. «Синий махаон», М., «Детская литература», 2001

3. Никитина В.В., Башарины А.Г. и В.Н. «Зоопарк в твоей книжке: насекомые», Харьков, «Услуга», 2000

4. Плешаков А.А. «От земли до неба. Атлас-определитель», М., «Просвещение», 2010

5. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», М., «АСТ», 1999

6. Электронная энциклопедия  «Кирилл и Мефодий»

7. Энциклопедия «Бабочки», М., «ТЕРРА», 1999

8. Энциклопедия «Насекомые», М., «ТЕРРА», 2000

Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

 Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта… 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Упражнение 6.  

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

7.  Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

8.  Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9.   Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

10.  Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

                                                  Ответы:

  • Разве можно управлять таким чувством как любовь сочинение
  • Разве можно так невежливо разговаривать с начальством как пишется слитно и раздельно
  • Разве или разьве как правильно пишется слово
  • Разве бывает несчастная любовь сочинение
  • Развалится как пишется правильно