Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе рассказы л соболева

Слайд 1Тема урока
1. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева,

В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова идр.

Тема урока1. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова идр.


Слайд 2В рассказах Л. Соболева «Морская душа» каждый из героев характеризуется высоким

чувством воинского долга, смелостью, находчивостью. Три матроса, под ураганным огнем удерживающие занятый окоп, рулевой Щербаха, истекающий кровью, но не оставляющий управления катером,— все это люди, непоколебимо выполняющие свой воинский долг, спаянные настоящей боевой дружбой. Подобная трактовка темы героизма вообще характерна для литературы военных лет. Напряженность сюжетных ситуаций, драматизм конфликта, романтическая окрашенность, лаконизм повествования — существенные особенности стиля рассказов Л. Соболева.

В рассказах Л. Соболева «Морская душа» каждый из героев характеризуется высоким чувством воинского долга, смелостью, находчивостью. Три


Слайд 3Показателен для творчества В. Кожевникова, автора большого цикла рассказов о воинской

доблести советских патриотов, рассказ «Март—апрель» (1942). В образах внешне сурового капитана Петра Жаворонкова и радистки Михайловой, бесстрашно оперирующих во вражеском тылу, раскрываются моральная чистота и душевная красота людей разного жизненного опыта, разного психологического склада, но одинаково сильных единством своей общей цели.
Как мастер новеллистического жанра выступает в годы Отечественной войны А. Н. Толстой. Тема русского национального характера — одна из основных в творчестве Толстого — объединяет цикл его произведений под названием «Рассказы Ивана Сударева» (1942—1944), непосредственно примыкающие к военной публицистике писателя. В этих рассказах Толстой стремился ответить на вопрос, почему победили в этой войне русские люди.

Показателен для творчества В. Кожевникова, автора большого цикла рассказов о воинской доблести советских патриотов, рассказ «Март—апрель» (1942).


Слайд 4Поэтическую летопись о славных делах, о скромных великих героях, о бессмертных

подвигах защитников Родины дополняет незавершенный роман М. Шолохова «Они сражались за Родину»

По времени книга охватывает небольшой период — всего несколько недель лета 1942 года, но, я думаю, по глубине описания фронтовых будней она занимает одно из главных мест в военной прозе сороковых годов.
Прежде всего мы видим прекрасное знание автором атрибутов войны: оружия, военной техники, тактики боевых действий, звуков и запахов. Сколько образной выразительности в любой батальной сцене: “С левой стороны танка поднялся прорезанный косым бледным пламенем широкий столб земли, словно неведомая огромная птица взмахнула вдруг черным крылом”.

Поэтическую летопись о славных делах, о скромных великих героях, о бессмертных подвигах защитников Родины дополняет незавершенный роман


Слайд 5Большим достоинством прозы Шолохова является лаконизм. Каждая фраза, каждое слово у

него наполнены глубоким смыслом. Вот он пишет, что немецкие танки шли, “осторожно минуя бугорки сурчиных нор”. Чего бояться танкистам, для которых ямы и траншеи не преграда? И, лишь вдумавшись, мы поймем: “норы” могут оказаться минами.
А как точен Шолохов в описании солдатского быта! Окоп, пахнущий не только “влажной глиной и полынью”, но “и ременной кожей амуниции., мужским потом и махоркой”, трупы врагов, которые в жару не очень приятно пахнут, — все это дает яркую картину жизни на войне рядового солдата.
Основная тема книги закреплена уже в ее названии: перед нами русские люди, отстаивающие свое Отечество. Главные герои — три бойца Красной Армии: рабочий Лопахин, крестьянин Звягинцев, интеллигент Стрельцов. Шолохов создал типические образы в типических обстоятельствах войны. Каждому герою он дает свой характер, свое лицо, но все они дополняют друг друга.

Большим достоинством прозы Шолохова является лаконизм. Каждая фраза, каждое слово у него наполнены глубоким смыслом. Вот он


Слайд 6Вот Звягинцев на краю поля подбирает обгорелый колос пшеницы, подносит его

к лицу и, словно обращаясь к живому собеседнику, говорит: “Милый ты мой, до чего же ты прокоптился”. И не нужно ничего больше добавлять: видно, как соскучился этот человек по тому, что оставил в мирной жизни, как больно ему видеть разоренное и развороченное хлебное поле, поле, дающее жизнь.
А вспомним сцену операции, когда Звягинцеву разрезают на раненой ноге совсем новый сапог. Как неистово протестует бывший крестьянин, сколько оскорблений выливает он на усталого хирурга, самое страшное из которых — “враг народа”. И вновь перед нами встает то время, когда ничего не было страшнее этих слов.

Вот Звягинцев на краю поля подбирает обгорелый колос пшеницы, подносит его к лицу и, словно обращаясь к


Слайд 7Шолохов удивительно глубоко проник в психологию русского солдата, точно сумев передать

переход человека из сферы мира в сферу войны: “Давным-давно прошло то время, когда Звягинцеву, тогда еще молодому и неопытному солдату, непременно хотелось взглянуть в лицо убитого им врага, сейчас он равнодушно смотрел на распростертого неподалеку танкиста, сраженного его пулей.”.
Совершая героические поступки, воюя за родину, герои Шолохова остаются живыми людьми, которым свойствен естественный страх смерти. Именно в главах романа “Они сражались за Родину” прозвучали пронзительные строки о хрупкости человеческой жизни, ее незащищенности перед суровым и беспощадным временем. Их произнес с несвойственной ему серьезностью весельчак Лопахин в разговоре с Николаем Стрельцовым: “Воюем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого своя”.

Шолохов удивительно глубоко проник в психологию русского солдата, точно сумев передать переход человека из сферы мира в


Слайд 8Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет

никогда –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны
Памяти павших
Будьте достойны!

Помните! Через века, через года –  Помните! О тех,  Кто уже не придет никогда –


Слайд 9
Морская душа
Соболев Леонид Сергеевич

В основе каждого рассказа сборника «Морская душа» выдающегося

писателя Леонида Сергеевича Соболева лежит подлинный факт, и речь в нем идет о реальных людях. По выражению самого писателя, «»Морская душа» — это огромная любовь к жизни…» И каждый из рассказов сборника основной своей гранью отражает какое-то из подмеченных Леонидом Соболевым качеств этой души.
Шутливое и ласкательное это прозвище краснофлотской тельняшки, давно бытовавшее на флоте, приобрело в Великой Отечественной войне новый смысл, глубокий и героический.

Морская душа Соболев Леонид Сергеевич В основе каждого рассказа сборника


Слайд 10В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в

снегах на подступах к Москве, в путаных зарослях севастопольского горного дубняка — везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастерки родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. И, как всякая традиция, рожденная в боях, «морская душа» — полосатая тельняшка — означает многое.
Так уж повелось со времен гражданской войны, от орлиного племени матросов революции: когда на фронте нарастает опасная угроза, Красный флот шлет на сушу всех, кого может, и моряки встречают врага в самых тяжелых местах.

В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в


Слайд 11Их узнают на фронте по этим сине-белым полоскам, прикрывающим широкую грудь,

где гневом и ненавистью горит гордая за флот душа моряка, — веселая и отважная краснофлотская душа, готовая к отчаянному порой поступку, незнакомая с паникой и унынием, честная и верная душа большевика, комсомольца, преданного сына родины.
Морская душа — это решительность, находчивость, упрямая отвага и неколебимая стойкость. Это веселая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа — это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира и комиссара.

Их узнают на фронте по этим сине-белым полоскам, прикрывающим широкую грудь, где гневом и ненавистью горит гордая


Слайд 12Морская душа — это высокое самолюбие людей, стремящихся везде быть первыми

и лучшими. Это удивительное обаяние веселого, уверенного в себе и удачливого человека, немножко любующегося собой, немножко пристрастного к эффектности, к блеску, к красному словцу. Ничего плохого в этом «немножко» нет. В этой приподнятости, в слегка нарочитом блеске — одна причина, хорошая и простая: гордость за свою ленточку, за имя своего корабля, гордость за слово «краснофлотец», овеянное славой легендарных подвигов матросов гражданской войны.
Морская душа — это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизни: он только боится ее потерять. Трус не борется за свою жизнь: он только охраняет ее. Трус всегда пассивен — именно отсутствие действия и губит его жалкую, никому не нужную жизнь. Отважный, наоборот, любит жизнь страстно и действенно. Он борется за нее со всем мужеством, стойкостью и выдумкой человека, который отлично понимает, что лучший способ остаться в бою живым — это быть смелее, хитрее и быстрее врага.

Морская душа — это высокое самолюбие людей, стремящихся везде быть первыми и лучшими. Это удивительное обаяние веселого,


Слайд 13ФЕДЯ С НАГАНОМ
В раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на

фронт подкрепления. Краснофлотцы из порта и базы, юные добровольцы и пожилые рабочие, выздоровевшие (или сделавшие вид, что выздоровели) раненые — все, кто мог драться, вскакивали на грузовики и, промчавшись по горной дороге под тяжкими разрывами снарядов, прыгали в окопы.
В тот день в Третьем морском полку потеряли счет фашистским атакам. После пятой или шестой моряки сами кинулись в контратаку на высоту, откуда немцы били по полку фланговым огнем. В одной из траншей, поворачивая против фашистов их же замолкший и оставленный здесь пулемет, краснофлотцы нашли возле него тело советского бойца.

ФЕДЯ С НАГАНОМВ раскаленные дни штурма Севастополя из города приходили на фронт подкрепления. Краснофлотцы из порта и


Слайд 14Он был в каске, в защитной гимнастерке. Но когда, в поисках

документов, расстегнули ворот — под ним увидели знакомые сине-белые полоски флотской тельняшки. И молча сняли моряки бескозырки, обводя глазами место неравного боя.
Кругом валялись трупы фашистов — весь пулеметный расчет и те, кто, видимо, подбежал сюда на выручку. В груди унтер-офицера торчал немецкий штык. Откинутой рукой погибший моряк сжимал немецкую гранату. Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом. За пояс был заткнут пустой наган, аккуратно прикрепленный к кобуре ремешком.
И тогда кто-то негромко сказал:
— Это, верно, тот… Федя с наганом…

Он был в каске, в защитной гимнастерке. Но когда, в поисках документов, расстегнули ворот — под ним


Слайд 15В Третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили

его именно по этому нагану, вызвавшему в машине множество шуток. Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгом атаки. Кто-то заметил потом, что в руках его появилась немецкая винтовка и что, наклонив ее штык вперед, он ринулся один, в рост, к пулеметному гнезду.
Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем «Феди с наганом».
Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор.
О нем знали одно: он был моряком. Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули ее из крепкого тела.

В Третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили его именно по этому нагану, вызвавшему


Слайд 16Вадим Кожевников
Вадим Кожевников — писатель и журналист советского времени. В те

времена было очень много фильмов о войне, эта тема была номером один в кинематографе. Писатели один за другим создавали свои шедевры и получали за это награды от государства. Сюжеты действительно трогали за живое и воспитывали мужество и патриотизм у подрастающего поколения. Один из таких известных советских писателей и журналистов — лауреат Государственной премии СССР и Герой Социалистического труда Вадим Кожевников. В его арсенале много прекрасных произведений, которые собраны в 9 томах. В литераторских кругах этот писатель, безусловно, очень талантливая и известная личность.

Вадим КожевниковВадим Кожевников - писатель и журналист советского времени. В те времена было очень много фильмов о


Слайд 17Кожевников появился на свет в глухой русской дореволюционной Сибири — в

Томской губернии Нарымского края в селе Тогур — 9 апреля 1909 года в семье ссыльных социал-деморкатов. Практически все свое детство и юность он провел в Томске с родителями. Но пришло время, он выпорхнул из родительского гнезда и в 1925 году отправился покорять Москву. Там он поступил в МГУ на литературное отделение этнологического факультета, который окончил в 1933 году.

Первые профессиональные шаги начинающего литератора Вадим Кожевников сделал в 1930 году, опубликовав свой первый рассказ «Порт». В 1933 году он устроился журналистом в газету «Комсомольская правда», затем работал в популярных социально-политических журналах «Смена», «Огонек» и «Наши достижения». Поднабравшись бесценного опыта, через шесть лет, в 1939 году, он выпускает сборник «Ночной разговор». Через год Кожевников уже являлся членом Союза писателей СССР.

Кожевников появился на свет в глухой русской дореволюционной Сибири - в Томской губернии Нарымского края в селе


Слайд 18Вадим Кожевников: интересные факты
Много шумихи и пересудов вызвала новость о том,

что Кожевников, занимая пост редактора «Знамени», передал в КГБ (по другим сведениям — в ЦК КПСС) листы рукописи романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Скорее всего, рукопись была затребована из редакции одним из этих органов. Дочь Кожевникова всячески отрицает эту информацию. Она считает, что отец не мог передать рукопись в «карательные органы», ведь она была наполнена достаточно опасными прозрениями, где прослеживались параллели Гитлер-Сталин, фашизм-коммунизм. Скорее всего, ее могли направить в идеологический центр ЦК. Были люди, которые поддерживали эту точку зрения, так как все-таки ни свидетельств, ни документов на этот счет так и не нашлось. А вот Солженицын же писал в одной из своих книг, что он помнил, как роман Гроссмана изъяли именно из сейфа издательства «Нового мира».

Вадим Кожевников: интересные фактыМного шумихи и пересудов вызвала новость о том, что Кожевников, занимая пост редактора «Знамени»,


Слайд 19Произведения Кожевникова
Основное творчество Вадима Кожевникова занимали рассказы и повести, еще более

удачной была его фронтовая проза, которую он создавал весь период Великой Отечественной. Однако из-под его пера вышли и несколько романов. Самые известные среди них: «Щит и меч» и «Знакомьтесь, Балуев» (именно по ним были сняты одноименные художественные фильмы), а также романы «Заре навстречу» (1956 г.), «Корни и крона» (1983 г.), «В полдень на солнечной стороне» (1973 г.), в свое время так обожаемые миллионами советских людей. Самыми популярными среди читателей можно выделить повести: «Великий призыв» (1940 г.), «День летящий» (1963 г.), «Особое подразделение» (1969 г.), «Воинское счастье» (1977 г.), «Так было» (1980 г.), «Полюшко-поле» (1982 г.); рассказы «Порт» (1930 г.), «Ночной разговор» (1939 г.), «Тяжелая рука» (1941 г.), «Рассказы о войне» (1942 г.), «Дорогами войны» (1955 г.), «Дерево жизни» (1979 г.), «Март – апрель» (1942 г.), по которому тоже был снят великолепный художественный фильм с одноименным названием.

Произведения КожевниковаОсновное творчество Вадима Кожевникова занимали рассказы и повести, еще более удачной была его фронтовая проза, которую


Слайд 20Рассказы В.Кожевникова,.
1949-1984г.г – главный редактор журнала «Знамя». В.М. Кожевников –

лауреат Государственной премии (1971г.), Герой Социалистического труда», (1974г.), член ВКП(б) с 1943 года. Произведения, написанные В.М. Кожевниковым.
Рассказы : «Март-апрель» (1942г.), «Труженики войны» (1944г.);
повести: «Грозное оружие» (1941г.), «Пётр Рябинкин» (1969г.);
романы: «Заре навстречу» (1957г.), «Щит и меч» (1962г.), «В полдень на солнечной стороне» ( 1973г.); пьесы: «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947г.), «Огненная река» (1949г.).

Рассказы  В.Кожевникова,.1949-1984г.г – главный редактор журнала «Знамя». В.М. Кожевников – лауреат Государственной премии (1971г.), Герой Социалистического


Слайд 21Рассказ «Март-апрель» Вадимом Михайловичем Кожевниковым был написан в 1942 году. Закончилась

величайшая битва под Москвой разгромом фашистских войск, но сложилась серьёзная ситуация на юге страны и особенно на Волге, под Сталинградом, куда рвались немецкие войска. Судьба страны в очередной раз в ходе Великой Отечественной войны зависела от действий не только Красной Армии, но и всего советского народа, его высокого нравственного потенциала, сплочённости и веры в скорую победу. Ярчайшими примерами героической борьбы за свободу Родины в годы войны стали действия военной разведки.

Рассказ «Март-апрель» Вадимом Михайловичем Кожевниковым был написан в 1942 году. Закончилась величайшая битва под Москвой разгромом фашистских


Слайд 22Необычность рассказа Кожевникова в том, что раскрываются героические страницы малоизвестной в

годы войны военной разведки. Капитан Жаворонков и радистка Михайлова , главные герои рассказа, заброшены в тыл врага. Мы должны с вами убедиться, как себя ведут герои рассказа в экстремальной ситуации, какие задания и в каких условиях придётся им выполнять. 1.Каким в отряде считался капитан Жаворонков? -Малосимпатичным, неразговорчивым, никогда не рассказывал о своих подвигах, а их он совершил немало.

Необычность рассказа Кожевникова в том, что раскрываются героические страницы малоизвестной в годы войны военной разведки. Капитан Жаворонков


Слайд 23Кто был тот радист, которого должен был найти капитан Жаворонков?
Михайлова,

которую он знал по Центру подготовки. Она была одной из лучших курсантов, старательно занималась, к тому же
была умна и красива.

Почему капитан Жаворонков предпочитал действовать в одиночку?
Чтобы других не подвергать смертельной опасности, а своей жизнью он не дорожил: 22 июня 1941 года его жена с маленьким сыном погибли под гусеницами фашистского танка.

Кто был тот радист, которого должен был найти капитан Жаворонков? Михайлова, которую он знал по Центру подготовки.


Слайд 244.Как на фронте оказалась Михайлова?
-Добровольно, потому что считала своим долгом

тоже сражаться с врагом.

5.Что случилось с Михайловой, когда её отправили на задание самолётом?
-У неё была обморожена нога, высокая температура по причине простуды.

6.В каком физическом состоянии были Жаворонков и Михайлова?

Михайлова не могла самостоятельно передвигаться, а капитан Жаворонков из-за долгих поисков радистки был истощён и ослаблен.

4.Как на фронте оказалась Михайлова? -Добровольно, потому что считала своим долгом тоже сражаться с врагом. 5.Что случилось


Слайд 25О чём радистка Михайлова попросила признаться капитана Жаворонкова?

-В августе Жаворонков

подорвал крупный немецкий склад немецких боеприпасов. Его контузило взрывной волной, неузнаваемо сожгло лицо пламенем. Он лежал в тлеющей чёрной одежде, когда немецкие санитары подобрали его, приняв за немца, и вместе с пострадавшими немецкими солдатами отнесли в госпиталь. Он пролежал три недели, притворяясь глухонемым. Потом врачи установили, что он не потерял слуха. Гестаповцы расстреляли Жаворонкова вместе с тремя немецкими солдатами-симулянтами. Ночью ранененный тяжело капитан выбрался изо рва и полз двадцать километров до места явки. После лечения в госпитале капитан снова ходил в разведку.

О чём радистка Михайлова попросила признаться капитана Жаворонкова? -В августе Жаворонков подорвал крупный немецкий склад немецких боеприпасов.


Слайд 268 .Что обнаружил Жаворонков неподалёку от их расположения?
-Секретный немецкий аэродром,

координаты которого необходимо было передать нашему командованию.

9 .В чём состояла сложность выполнения внеочередного задания?
-От воды карта размокла, Михайлова не могла передавать координаты расположения аэродрома, чтобы наши бомбардировщики могли его разбомбить, а у капитана Жаворонкова была перебита рука немецким автоматчиком, когда он обнаружил немецкую машину с пеленгатором.

8 .Что обнаружил Жаворонков неподалёку от их расположения? -Секретный немецкий аэродром, координаты которого необходимо было передать нашему


Слайд 27Что вспомнила Михайлова, когда они шли к аэродрому?

— Москву, дом,

когда она решила идти на фронт, тогда Михайлова даже представить не могла, что её ожидало. Когда она болела, родители очень заботились о ней, оберегали от трудностей. В Центре подготовки представляла Михайлова о предстоящих заданиях с налётом романтики, а на самом деле приходилось передавать по рации передачи в очень трудных условиях: находиться подолгу одной в лесу в дикие холодные дни и ночи, голодать, постоянно знать, что враг рядом, каждую минуту могли запеленговать ; сначала она плакала, съела весь шоколад, но передачи вела регулярно.

Что вспомнила Михайлова, когда они шли к аэродрому? - Москву, дом, когда она решила идти на фронт,


Слайд 28 Как Жаворонков и Михайлова добирались до немецкого аэродрома?

-Ночами, чтобы

не обнаружить себя, голодные, промокшие, огонь разводить нельзя было, чтобы не обнаружить себя; трудно было представить, в каком физическом состоянии находились они .

Как им пришлось передавать координаты немецкого аэродрома?
Карта размокла, пришлось вызывать огонь на себя: любая бомба могла обрушиться на них, убили бы свои… Так уж получалось. До последнего Михайлова передавала координаты, чудо, что Жаворонков и Михайлова остались живыми, но задание было выполнено.

Как Жаворонков и Михайлова добирались до немецкого аэродрома? -Ночами, чтобы не обнаружить себя, голодные, промокшие, огонь


Слайд 29Как Жаворонков и Михайлова выходили к своим?
-Опять приходилось в основном

идти ночами по мокрому снегу. Жаворонков из лыж сделал санки, и они по очереди тащили друг друга: Жаворонков с перебитой рукой, истощённый до предела, Михайлова с обмороженной ногой, с высокой температурой, а ещё и немецкие патрули могли встретиться. Пришлось им переходить реку, а вода была перемешана со льдом.

В чём правдивость повествования рассказа «Март-апрель»?
-В. Кожевников по заданию редакции бывал в разведгруппах на фронте, знал это достоверно, и у наших героев были реальные прототипы.

Как Жаворонков и Михайлова выходили к своим? -Опять приходилось в основном идти ночами по мокрому снегу. Жаворонков


Слайд 32
Краткое содержание Паустовский Снег

У старика в частном доме стала жить Татьяна.

А спустя тридцать дней женщина стала жить со своей дочерью Варей, а он умер.
Татьяне Петровне долго не привычно было в пустынном, не большом городе, после огромной Москвы. Здесь были низкие дома, скрипучие двери на заборе. По вечерам стояла тишина.
Она укоряла себя, что бросила своих друзей и театральные подмостки. «Нужно было Варю отправить в Пушкино!» — подумала она. Где не было налётов. В Москве проживать самой!» — думала она.

Краткое содержание Паустовский Снег У старика в частном доме стала жить Татьяна. А спустя тридцать дней


Слайд 33В Москву путь был закрыт. Талантливая солистка стала исполнять песни в

лазаретах. И ей стало спокойней. Наступила зима и кругом лежало много снега. Отношение к окружающей обстановке её переменилось, всё стало устраивать.
Татьяна Петровна освоилась и в чужом жилом помещении. И к старому роялю, и старым фотоснимкам. Потапов раньше работал механиком кораблей. На рабочем находилась макет крейсера. Он на нём служил. Варе не разрешали брать его. А, впрочем, и всё остальное. Ей было известно, где-то служит сын. Его фотография казалось ей знакомой.
Зимой стали появляться письма на имя Потапова. Она сложила их на письменный стол. Как то она встала ночью. Кругом лежал снег. Кот Архип, личный кот старика, развалился на диване. Посмотрев назад, взяла письмо и стала читать.

В Москву путь был закрыт. Талантливая солистка стала исполнять песни в лазаретах. И ей стало спокойней. Наступила


Слайд 34Оказывается, сын был ранен. Из писем она поняла что нужно отремонтировать

рояль и повесить звонкий металлический колокольчик.
Она нашла свечи и вставила в рояль. И зажгла их тихим вечерним часом и стала играть. Сын Николай Потапов подсчитал, что будет у отца только сутки. Поезд прибыл днём. От знакомого лейтенанту стало известно, что отец его мёртв. И в его доме проживает певичка. Он скромно, застенчиво вошёл в дом, где он родился. В нём всё было так, как он мечтал в посланных письмах. Хозяйка его скромно встретила. Военному не спалось. А спустя время он прислал письмо — признание в любви.
Надо дорожить близкими людьми и ценить каждую минуту проведённую друг с другом.

Оказывается, сын был ранен. Из писем она поняла что нужно отремонтировать рояль и повесить звонкий металлический колокольчик.Она


Обновлено: 10.01.2023

Сочинения

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.

Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

А какую оценку поставите вы?

Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.

Борис Васильев

Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Его отцом был кадровый офицер царской, а впоследствии и Красной Армии – Васильев Лев Александрович, матерью писателя была Алексеева Елена Николаевна, происходившая из старинного дворянского рода, который был связан с именами Пушкина и Толстого. Удивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Стоит признать, что с детства Борис Васильев родился под счастливой звездой.

Позднее сам Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия. И по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать. При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.

Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.

Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.

С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.

Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.

Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. — презентация

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века

Военная проза х годов Осмысление войны Осмысление войны как величайшей трагедии народа Три направления в русской литературе о Великой Отечественной войне: художественно- документальное героико- эпическое гуманистическое осмысление войны

Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище ( это было в то время одно из лучших провинциальных художественных учебных заведений.) Писатель всегда с благодарностью вспоминал своих преподавателей этого училища.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую ценность, он фактически становится врагом.

Спасибо за внимание!

Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.

Виктор Некрасов появился на свет еще в царской России в Киеве 17 июня 1911 года. Происходил он из интеллигентной семьи, его отец был банковским служащим, а мать врачом. В самом раннем детстве он был увезен матерью в Лозанну, где та заканчивала учебу на медицинском факультете. После Лозанны семья на время перебралась в Париж, но с началом Первой мировой войны Некрасовы вернулись в Киев. Они вернулись на родину в 1915 году в надежде обрести здесь уют и защиту, но оказались в самом омуте гражданской войны. Любопытный факт, но в Париже в 1915 году Некрасовы жили в одном доме, в соседних квартирах с будущим наркомом просвещения страны Советов Луначарским. Во Франции же маленький Виктор начал говорить на французском языке, русский язык он выучит позднее.

Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.

На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.

На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

В издание 2020 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.

В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.

У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.

Уроки 74–75
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии
и романтика в военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов-фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Память о войне… Правда о войне… Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

– Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто…

И реквиемом по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

– Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь – тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

– Кто в центре событий повести Воробьева?

«– Двести сорок человек? И все одного роста?

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

– Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении…

– Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

– Почему Рюмин решился на самоубийство?

– Чем стало это самоубийство для Ястребова?

– А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

– Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

– Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

– Докажите, что автор повести приковывает пристальное внимание читателей к внутреннему миру героев.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

– Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги – он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

– Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

– Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец повести?

– Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

С ежедневным Бородино!

– В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе:рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

А.А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии.

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.

А.Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.

А.И. Солженицын.

Сведения из биографии.

Повторение. Проза В. Шаламова. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А. И. Солженицына.

Творчество поэтов в 1950 — 1980-е годы.

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Творческие задания. Исследование и подготовка докладов о поэте (на выбор).

Июн 2, 2018 | 0 комментариев

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.

Читайте также:

      

  • Размножение саговниковых растений кратко
  •   

  • Освоение и испытание скважин кратко
  •   

  • Вторжение речи посполитой и швеции в россию кратко 7 класс история россии
  •   

  • Сплавы и их виды кратко
  •   

  • Способы совершения компьютерных преступлений кратко
Тема: Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход уроков

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов-фронтовиков. 

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне… Правда о войне… Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…  

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

– Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся». И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, – речь идет о правде общей, единой, самой главной – о правде народной.

Настоящий  талант  ищет  эту  правду  не  в  широком  эпическом  охвате  многих  лиц,  событий,  лет,  не  в  глобальных  философских  обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто…

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны…» – это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», – это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», – это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут…» – это А. Адамович.

И реквиемом по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг – это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий – захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже свято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску…

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней – о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину – и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить. И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:

– Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь – тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй, дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице…» Цуг – это по-немецки взвод, а бывший лейтенант – его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу – убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили…»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Тема: А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Лирика Ахматовой как сплав мгновения и вечности.

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.

Ход уроков

Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.

Б. Эйхенбаум

…Стих Ахматовой… останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.

Н. Скатов

I. Вступительное слово учителя.

Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу –

Есть на тебе печать Господня, –

так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:

Нечеловечески-мила

Её дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

Это странное соединение хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:

В начале века профиль странный

(источен он и горделив)

Возник у лиры. Звук желанный

Раздался, остро воплотив

Обиды, горечь и смятенье

Сердец, видавших острие,

Где в неизбежном столкновенье

Два века бились за свое.

II. Из биографии поэта.

Студент.  В  автобиографии  1965  года  –  «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.

Студент (поэт). Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:

Ворон криком прославил

Этот призрачный мир…

А на розвальнях правил

Великан-кирасир.

Студент. Отрочество и юность Ахматовой – это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.

Среди  отмеченных  Ахматовой  в  автобиографии событий жизни – учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.

И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.

Студент.  Помните?  1911 год.  В  «башне»-квартире  Вячеслава  Иванова – очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение – редкость.

Студент. Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.

Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный и грубый,

Смотрит лукавою.

Студент. Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?

А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.

Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».

Анна Андреевна, вы прочтете?

Поэт. Я прочту.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с правой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой «злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Студент. На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.

Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту. Потом  встает,  подходит  к  Ахматовой,  целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе».

Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.

Преподаватель. 27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче».

Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.

Он любил три вещи на свете

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики

…А я была его женой.

С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент.

В 1944 году она вернулась в Ленинград.

Поэт. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил  меня,  что  я  описала  эту  мою  с  ним  встречу  в  прозе.  Тогда  же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.

В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводов. О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях. Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета.

Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.

Поэт. Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.

Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.

III. Творчество А. Ахматовой.

1. Поэзия Ахматовой и русская классическая литература.

а) Ахматова явилась хранителем и продолжателем традиций русской классической литературы.

б) Выступление группы учащихся-исследователей.

I  группа.

1) Сравните «У врат обители святой…» Лермонтова и стихотворение Ахматовой «Теперь никто не станет слушать» (1916), заканчивающееся строками:

А нынче станешь нищенкой голодной,

Не достучишься у чужих ворот.

2) Что удивляет Лермонтова и Ахматову в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и «О нет, я не тебя любила»?

3) Чем близок Ахматовой Лермонтов в стихотворении, написанном в Кисловодске в 1927 году?

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

Здесь горных трав легко благоуханье,

И только раз мне видеть удалось

У озера, в густой тени чинары,

В тот предвечерний и жестокий час –

Сияние неутоленных глаз

Бессмертного любовника Тамары.

II  группа.

Сравнить  стихотворение  Пушкина  и  Ахматовой  «Царскосельская статуя».

1) Как относятся поэты к статуе и с каким чувством ее описывают?

2) Почему в стихотворении Ахматовой пришла осень? Какое время года у Пушкина?

3) Почему Ахматовой необходима метафора «окровавлены кусты»? Почему свет назван «скудеющим»?

2. Тематика творчества Ахматовой. Работа с учебником (по вариантам). Прочитать статью, составить план. Подготовить рассказ по плану.

I вариант: «Поэзия женской души» (с. 168–172).

II вариант:  «Родина в лирике Ахматовой» (с. 172–178).

Можно для обсуждения предложить записать варианты планов на доске.

IV. Итог уроков.

– Какие ощущения остались после урока?

– Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Ахматовой, подготовить анализ (устно):

«Песня последней встречи…»;

«Сжала руки под темной вуалью…»;

«Мне ни к чему одические рати…»;

«Мне голос был, он звал утешно…»;

«Родная земля»;

«Я научилась просто, мудро жить…»;

«Приморский сонет».

  • Реалии быта в рассказе чистый понедельник
  • Реализация образовательной области социально коммуникативное развитие средствами авторской сказки
  • Реалестично или реалистично как пишется
  • Реакция манту как пишется в справке
  • Реакция манту как пишется в сертификате