Реализация образовательной области социально коммуникативное развитие средствами авторской сказки

Значение авторской сказки в социально – коммуникативном развитие дошкольников

     Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», не всегда предусматривает организации специальных форм обучения, а является сквозным. То есть педагоги, реализуя содержание других образовательных областей, как во время образовательной деятельности, так и в совместной деятельности решает задачи, связанные и с социально-коммуникативным развитием дошкольников.

Реализация содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на решение следующих задач:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;
  • развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, а также позитивных установок к различным видам труда и творчества и формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, формирование у них привычки сообща заниматься, играть, трудиться; выработку стремления радовать старших хорошими поступками.

     Реализовать вышеперечисленные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» можно в образовательных ситуациях, основу которых составляют авторские сказки. Авторские сказки и реалистические истории формируют у детей такие качества, как сочувствие, справедливость, отзывчивость, скромность. Почти все сказочные истории развивают у дошкольников волевые качества, необходимые им в дальнейшем: выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру, умение ограничивать свои желания.

     Небольшие по объему, но глубокие по содержанию истории и сказки побуждают детей активно использовать в речи малые формы фольклора (пословицы, поговорки и др.). Вот почему почти все образовательные ситуации несут нравственную идею, которая может быть, закодирована в теме в виде высказывание, пословицы или поговорки. Таким образом, каждый сценарий образовательной ситуации, с одной стороны, направлен на решение определенных образовательных задач нравственного плана, с другой стороны, раскрывает смысл определенной пословицы или поговорки, что, надеемся, в будущем позволит воспитанникам детского сада включить их в свой активный словарь. К чтению авторских сказок и небольших историй из обычной жизни можно возвращаться и возвращаться, как показывает образовательная практика, дети не теряют к ним интерес.

По материалам: Ельцова О. М., Амельян Л. Г., Шадрова Н. Л. Реализация содержания образовательной области

 «Социально-коммуникативное развитие» средствами авторской сказки : методическое пособие для работников ДОО.

Школа Семи Гномов


Каталог

  • Акции и скидки
  • Свежие поступления
  • Товары по предзаказу
  • Новый год
  • Книги
    • Книги
    • Школа Семи Гномов
    • Большие наборы книг за 999р.
    • Рабочие тетради и прописи
    • Книжки с наклейками
    • Терапевтические сказки
    • Детская художественная литература
      • Детская художественная литература
      • Сказки, басни
      • Детские рассказы и повести
      • Стихи для детей
      • Детские книги про приключения
      • Детские детективы
      • Фантастика и фэнтези для детей
      • Комиксы для детей
      • Мифы и легенды детям
      • Потешки, загадки, пословицы
      • Читаем по слогам
      • Сборники и хрестоматии
      • Книжки-картинки, виммельбухи
      • Воспитание, сказкотерапия
    • Развивающие книги
      • Развивающие книги
      • Книжки-игрушки, интерактивные книжки
      • Развивающие книжки с заданиями
      • Раскраски и творчество
    • Познавательная литература
    • Книги для родителей
    • Книги для ДОУ
    • Наглядные пособия
    • Книги для начальной школы
  • Игры и игрушки
    • Игры и игрушки
    • Развивающие игрушки
      • Развивающие игрушки
      • Пирамидки, сортеры, шнуровки
        • Пирамидки, сортеры, шнуровки
        • Пирамидки
        • Сортеры
        • Шнуровки для детей
      • Бизиборды
      • Рамки-вкладыши и разрезные картинки
        • Рамки-вкладыши и разрезные картинки
        • Разрезные картинки
        • Рамки-вкладыши
      • Стучалки
      • Развивающие коврики
      • Счетный материал, счеты
      • Каталки и толкалки
      • Игрушки Юла
      • Неваляшки
      • Лабиринты и межполушарные доски
      • Детские кубики
      • Матрешки, игрушки-забавы
      • Мягкая развивающая игрушка
      • Многофункциональная развивающая игрушка
      • Электронные и интерактивные игрушки
    • Игры
      • Игры
      • Шахматы, шашки, нарды
      • Настольные игры для детей
      • Детское лото
      • Дидактические игры
      • Детское домино
      • Компьютерные игры
      • Настольный театр
      • Электронные игры
      • Подвижные игры
    • Конструкторы
    • Головоломки, пазлы, мозаики
      • Головоломки, пазлы, мозаики
      • Пазлы для детей
      • Мозаики для детей
      • Головоломки для детей
    • Игрушки для девочек
      • Игрушки для девочек
      • Куклы и пупсы
      • Кукольные домики и мебель
      • Одежда и аксессуары для кукол
      • Коляски для кукол
      • Игровые фигурки для девочек
      • Сюжетно-ролевые игры для девочек
    • Игрушки для мальчиков
      • Игрушки для мальчиков
      • Транспорт и техника
      • Роботы и трансформеры
      • Солдатики
      • Детское оружие
      • Сюжетно-ролевые игры для мальчиков
    • Театр и сюжетно-ролевые игры
    • Игровые фигурки животных
    • Опыты для детей
    • Фокусы для детей
    • Мягкие игрушки
    • Игрушки для ванной
    • Игрушки антистресс, слаймы, лизуны
    • Детские музыкальные инструменты
      • Детские музыкальные инструменты
      • Металлофоны, ксилофоны
      • Детские духовые инструменты
      • Детские гармони
      • Инструменты для детского оркестра
      • Детские пианино и синтезаторы
      • Бубны и барабаны
      • Тарелки и треугольники
      • Кастаньеты и деревянные ложки
      • Маракасы и бубенцы
      • Игрушечные гитары
      • Шарманки
  • Товары для новорожденных
  • Канцтовары и товары для школы
    • Канцтовары и товары для школы
    • Ручки, насадки на ручки
    • Рюкзаки, пеналы, мешки для обуви
      • Рюкзаки, пеналы, мешки для обуви
      • Мешки для обуви
      • Пеналы
      • Рюкзаки и ранцы
    • Ножницы, точилки
      • Ножницы, точилки
      • Ножницы
      • Точилки
    • Клей, клейкая лента
    • Подставки для книг, закладки
    • Обложки, папки
      • Обложки, папки
      • Обложки
      • Папки
    • Предметы для черчения
      • Предметы для черчения
      • Простые карандаши, циркули
      • Линейки и транспортиры
      • Ластики
    • Веера, кассы букв и цифр, счетные палочки
    • Бумажная продукция
      • Бумажная продукция
      • Тетради
      • Дневники, портфолио
      • Ежедневники, календари, блокноты
        • Ежедневники, календари, блокноты
        • Блокноты
        • Календари
      • Расписание занятий, планеры
    • Глобусы и карты
    • Прочие канцтовары
    • Доски и планшеты
    • *Степлеры, дыроколы, банковские резинки
  • Товары для творчества
    • Товары для творчества
    • Наборы для творчества
    • Краски и лаки для рисования
      • Краски и лаки для рисования
      • Пальчиковые краски
      • Краски для рисования
    • Пластилин, глина, масса для лепки
    • Карандаши, фломастеры, мелки, пастель
    • Бумага и картон для творчества
    • Кисти, аксессуары для рисования
      • Кисти, аксессуары для рисования
      • Кисти для рисования, пеналы для кистей
      • Трафареты и штампы для рисования
      • Палитры, мольберты, стаканы-непроливайки
    • Альбомы и папки для рисования
    • Одежда для труда и творчества
    • Наклейки
  • Прочее
    • Прочее
    • Маски дизайнерские
    • Товары первой необходимости для малышей
    • Спорт и игровое оборудование
      • Спорт и игровое оборудование
      • Мячи, шары
      • Все для песочницы
      • Лопаты
      • Средства передвижения
      • Бассейны, круги, матрасы
      • Детские спортивные комплексы и оборудование
      • Летучие змеи, леталки, запускалки
    • Детская комната, аксессуары
      • Детская комната, аксессуары
      • Детские палатки и домики
    • Медиа
    • Товары для праздника
      • Товары для праздника
      • Воздушные шарики, свечи для торта
      • Буклеты, приглашения, открытки, конверты
      • Подарочные пакеты
      • Плакаты, украшения
      • Мыльные пузыри
  • Издательства, бренды и производители

NEW SALE

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.

Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:

  • формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей;
  • формирование основ культуры поведения;
  • позитивную направленность формирующейся личности маленького ребенка, привитие доброжелательности.

Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе.

По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить. Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку. И ребенок воспринимает сказку как реальность, например, просит не читать дальше, если ему страшно. Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.

Воспитательно-образовательная деятельность с использованием сказки в социально – коммуникативном развитии детей направлена на достижение цели: воспитание гуманной, социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Для этого определены следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим и друг к другу.
  2. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.
  3. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Для дошкольников восприятия сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.

Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребенка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром.

Согласно требованиям ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально – коммуникативное развитие ребенка происходит в интеграции всех образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» , «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» , т.к. содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, как сквозных механизмах развития ребенка.

Все это дает возможность использовать сказку в социально –коммуникативном развитии детей.

Более подробно рассмотрим влияние сказки на организацию деятельности по составляющим социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей. Победа добра над злом рассматривается как важный воспитательный момент. Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с дошкольниками, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью разных видов театра (театр ложек, театров стаканов, пальчиковый театр, театр «Би-Ба-Бо», театр на магнитах и многие другие).

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этике две основные нравственные категории — добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям, благодаря сказке, легко понять и принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Именно сказка воспитывает морально-этические ценности. Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Эмоциально — позитивное воздействие на ребенка самой сказки побуждает его без излишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы.

Сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой «библиотекой жизненных ситуаций». В детском саду театрализованная деятельность доставляет ребенку радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию и формированию основы его личностной культуры.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у детей дошкольного возраста велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей. Первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Сказка помогает в осуществлении на практике многообразия вариантов протекания периода дошкольного детства. Уникальные возможности жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Ведь именно сказка всегда питает детские игры, способствует развитию игровых замыслов, творческому воображению, развитию детской речи.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и Колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для детей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки. Эту мысль мы целенаправленно доносим до родителей (законных представителей).

Список литературы:

1. Доронова, Т.И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст / Т.И. Доронова. – Москва : Просвещение. – 2016. – 64 c.

2. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы) / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. –2007. – № 8. – С. 30-34.

3. Шаехова, Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития / Р.К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. – № 7. – 2006. – С. 54-57.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОКШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.

В настоящее время, когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, эмпатия героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе взрослые, все чаще сталкиваются с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит вежливости, доброты, дружелюбие, культуры общения между людьми. Дети стали меньше общаться с взрослыми, друг с другом. А ведь именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, развития различных видов детской деятельности, культурных традиций. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка во многом определяет особенности его самосознания, отношения, поведения, развитие коммуникативных навыков [4, 30].

Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Решение образовательных задач требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком по интересам деятельности, средств осуществления замысла, партнеров. Объединяющим началом образовательного процесса становится перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспитателем в контакте с детьми.

В старшем дошкольном возрасте изменяется роль взаимоотношения ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Появляется интерес к личностным качествам других детей, происходит формирование базиса личностной культуры, накапливается индивидуальный опыт, жизненные впечатления, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни. Происходит разделение детей на популярных («лидеров» группы) и малозаметных («отвергнутых»). В связи с этим у многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка, неадекватное поведение, проблемы общения со сверстниками [5, 45].

Сегодня существует множество различных методов, форм и направлений коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных и целесообразных методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия  — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. В первую очередь этот метод позволяет обратиться к внутреннему миру ребенка, помогает понять его и найти пути к решению проблем, положительно влияет на психологическое состояние. Дети учатся общаться друг с другом, у них развивается коммуникативность, творческие способности, познавательная активность, речь, также возможность проявить свою творческую активность исключительно важна для эмоционального благополучия ребенка. Сказки помогают увидеть доброе и светлое в жизни, напитывают радостью и любовью [1, 53].

Целью сказкотерапии в работе с дошкольниками является формирования социально-коммуникативных способностей детей, активизация в ребенке творческого, созидающего начала, а также раскрытие глубин собственного внутреннего мира и развитие его самосознания.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно-исследовательской и эффективно — познавательной деятельности, которые позволяют ребенку понять и оценить смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и других, мысленно играть в различные варианты действий и прочувствовать смысл их последствий.Это связано с формированием определенного сознательного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка [3, 48].

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Сказка-это волшебный и увлекательный мир, который привлекает ребенка удивительными приключениями, персонажами и превращениями.Учеными доказано, что чтение сказок — это необходимое условие для полноценного развития личности ребенка (язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями).

Сказка может быть адаптирована к любой сложной ситуации, в игровой форме можно научить ребенка нормам поведения, преодолевать барьеры общения с другими детьми, преодолевать страхи, неуверенность в себе. После курса занятий по сказкотерапии ребенок становится более спокойным, уверенным в себе, хорошо формирует и выражает свои мысли.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно — образовательной работы с детьми. Это безусловно влияет на развитие сферы чувств дошкольников. Эстетическое переживание помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения [2, 32].

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории, рассказы и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, такие как «Принцесса на горошине», «Буратино», «Снежная королева», «Приключение Чиполлино», «Мери Поппинс» и др. [3, 57].

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» — боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт [1, 66].

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой [5, 74].

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Структура занятий по сказкотерапии строится следующим образом:

1.Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);

2.Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);

3.Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);

4.Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);

5.Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);

6.Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);

7.Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта) [4, 69].

Таким образом, цикл занятий по сказкотерапии помогает детям решить ряд проблем в эмоциональной и поведенческой сфере, проблемы общения со сверстниками, снятию агрессивного, тревожного поведения, а также способствует развитию общей осведомленности и словарного запаса, умению выражать свои мысли и чувства.  

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафорыТекст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо — плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивамсказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой) [3, 317].

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Таким образом, сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. В процессе сказкотерапии создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыкрывая, продолжая) находит решение своих жизненных проблем.

В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, социально-коммуникативного развития, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Литература:

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – Спб: Речь, 2008. – 240 с.

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособине. М.: СФЕРА, 2002 — 510 с.

4. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013 – 150 с.

5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.


Ельцова. Реализация содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" средствами авторской сказки. 5-7 лет. Мет.пос.

Минимальный заказ
на сайте 500 р.

С этим товаром покупают

ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

310 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

285 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

232 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

48 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

217 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

150 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

276 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

173 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

310 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

Издательство: СПб.: Детство-Пресс

Цена от

376 р.

Сумма заказа
в корзине

% скидки

Цена

  • Реалестично или реалистично как пишется
  • Реакция манту как пишется в справке
  • Реакция манту как пишется в сертификате
  • Ргада фонд 350 ландратские книги и ревизские сказки в интернете
  • Ргада ревизские сказки тамбовской губернии