Речь царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Прямая речь в сказке Пушкина о мертвой царевне

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях присутствует прямая речь.

Прямая речь — это слова героя без каких-либо изменений. Прямую речь заключают в кавычки.

И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи:
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее»

Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее»

«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет,
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».

И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя»

Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица,—
Где красавица-девица?»
— «Там, в лесу, стоит одна,—
Отвечает ей она,—
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть»

Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица»

Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь, всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит,—
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей»

«Спрос не грех. Прости ты нас,
Старший молвил поклонясь,—
Коли так, не заикнуся
Уж о том».— «Я не сержуся,—
Тихо молвила она,—
И отказ мой не вина».

И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей»

На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем?..»

«Постой,
Бабушка, постой немножко,—
Ей кричит она в окошко,—
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне»

«Что за чудо?
Видно, выспался он худо,
Ей царевна говорит,—
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую,— сказала.—
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»

«Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,—
Старушоночка сказала

«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!»

«Не к добру!
Братья молвили,— печали
Не минуем».

Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному»

И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее»

Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Свет ты мой,—
Красно солнце отвечало,—
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил»

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».-— «Братец мой,—
Отвечает месяц ясный,—
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».— «Как обидно!»
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай»

К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишсья никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».— «Постой,—
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста»

Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»

Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                            Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                               Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                      Слайд 3

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                    Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.


___                                          5 КЛАСС (2
0)

Тема: Р/р  4
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Помощники царевны.
Народная мораль, нравственность

Цель урока: ознакомить со
стихотворной и прозаической речью, ритмом, рифмой и строфой, с текстом
литературной сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического
текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

— опредметные 
создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять
смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

– метапредметные –
создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой
компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для
подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в
устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать
деятельность, работая с разными источниками информации;

– личностные 
формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики
персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в
литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности;
воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

Формировать
УУД:
 Личностные: – формирование волевых
качеств личности на основе примеров из произведения; –  познавательный
интерес; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности. Регулятивные: – определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; – планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;

– вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: –  слушать
и понимать речь других; – оформлять свои мысли в устной форме; – договариваться
с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и
следовать им. Познавательные: – ориентироваться в своей
системе знаний; – осуществлять анализ объектов; – находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; –
составлять ответы на вопросы.

Тип урока: урок
комбинированный.

ХОД УРОКА:

1.                 
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2.                 
Этап актуализации и пробного учебного действия.

1.                 
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.

Потому что в стихотворениях обычно есть чёткий
ритм.

Ритм – это чередование определённых элементов в тексте.

В стихах обычно чередуются ударные и безударные слоги.

Например, идёт ударный слог, а потом безударный, и
это повторяется в строгом порядке: потом опять идёт ударный слог, а потом
безударный…

В одной стопе обычно два или три слога – больше
бывает очень редко.

В первом случае строка у нас состоит из четырёх полных стоп по два слога.
И ещё кусочек остался. А во втором случае стопа трёхсложная. Мы видим три
полные стопы и ещё неполный кусочек.

В тексте мы тоже можем так выделять стопы, не
только в схемах.

У разных стоп есть разные названия, о которых мы
ещё поговорим.

А пока что нужно запомнить, что ритм – это чередование ударных и
безударных слогов в стихотворной строке.

Отрезок ритма, который постоянно повторяется,
называется стопой. В стопе
два или три слога.

Стихи тут выглядят немного непривычно – как будто
просто в прозу добавили ритм. А вот начало пролога из «Руслана и Людмилы». И
здесь некоторые строчки заканчиваются одинаково. Это и есть рифма.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Рифмой называется совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Здесь первая строка рифмуется с третьей: зелёный – учёный.

А вторая строка – рифмуется с четвёртой: том  кругом.

Нужно заметить, что совпадают не просто какие-то
последние слоги, а вся часть
слова с последнего ударения.
В словах зелёный-учёный совпадают два слога: ёный.

Рифмовать нужно правильно.

Вот слово шапка. Ударение падает
на первый слог. Значит, нужно подбирать что-то, чтобы заканчивалось на —апка.

Лапка, тапка, бабка – согласные не так важны, как
гласные.

Столбик в поэзии называется строфой.

Строфа  это такая часть
поэтического текста, которая объединяет несколько строк стихотворения.

И строфы могут быть самыми разными по размеру!

В строфе строки обычно объединяются по смыслу и по
рифме.

Рифма – это совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Строфа – несколько строк, которые объединяются смыслом и рифмой. При этом в
строфах может быть разное количество строк.

Повторим ещё раз – что есть в стихах, чего нет в
прозе?

Там есть ритм – чередование ударных и безударных
слогов. Один отрезок такого повтора – это одна стопа.

Ещё в стихах есть рифма – совпадение последних
слогов в стихотворных строках.

По смыслу и рифмам строки стихотворения могут
объединяться в строфы разного размера.

— Что
такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о
семи богатырях»?

Эпизод
шестой. «И молва трезвонить стала…»

— Какую
картину вы представляете, читая строки:

И молва трезвонить
стала:

Дочка
царская пропала!

— Где
вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.

Эпизод
седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице…»

— Что
делает царевна, оставшись одна в лесу?

— Почему
автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?

Терем —
дом в виде башни в Древней Руси.

— Как
вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася
за кольцо
?

Горница —
чистая половина крестьянской избы.

— Что
увидела царевна на подворье и в горнице?

— Почему
девица решила, что тут «люди добрые живут»?

— Что
сделала в доме царевна?

Дети
отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует
сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и
умеет трудиться, выполнять самую черную работу.

— С
какой интонацией мы будем читать этот эпизод?

3)
Этап локализации индивидуальных затруднений

Эпизод
восьмой. «Входят семь богатырей…»

— Как
вы представляете себе богатырей?

— Почему
к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую
деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице (Коровина
В. Я., Збарский И. С.
 Литература: 5 класс: методические советы. — М.:
Просвещение, 2002. — С. 58—59). Но возможно и иное толкование речи старшего
брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе
подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой
ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто
отвергало.) Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального
обращения брата к гостю.

Эпизод
девятый. «И царевна к ним сошла…»

— Что
сказала братьям царевна?

— Как
вы понимаете слова:

Вмиг по речи те
спознали,

Что
царевну принимали…?

Речь княжеская и
царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают
по речи, кто к ним пожаловал.

— Как принимали
богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?

Богатыри ей воздали
честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место,
рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так,
как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не
на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не
было).

— Найдите в этом
отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их
понимаете?

Ученики назовут
«хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина //
Отрекалася она…», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася,
выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк.
Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Эпизод
десятый. «А царевна молодая // Все в лесу…»

— Как
проводят дни богатыри?

В
классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары
оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)?
Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе,
чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода:
хозяева терема — богатыри, воины.

— Что
ценит царевна в богатырях?

— Как
вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?

Со
словами прекословит и перечут проведем
словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.

Эпизод
одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили…»

— Как
братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?

В речи
старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время
сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.

Эпизод
двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста…»

Царевна
отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина:
просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны,
которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.

— Почему
царевна не может выйти замуж за одного из братьев?

— Вспомним:
«Сват приехал, царь дал слово…»

— Как
вы понимаете слово удалы!

Эпизод
тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас…»

Отметим в речи богатыря
пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение
перед братьями: «…отказ мой не вина».

Ученики понимают, что в
сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое
восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их
спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с
помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?

Предположим, что она
вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое
коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с
вероломной женой.

Царевна могла бы
опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и
верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме
богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не
миновать.

Эпизод
четырнадцатый. «Между тем царица злая…»

— Почему
перед зеркальцем царица «забыла гнев»?

— Как
царица узнала, что царевна жива?

— Царевна
жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?

— Чем
угрожала царица Чернавке?

Рогатка —
это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.

— Какие
редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?

Отметим
«дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на
Чернавку», «призналася», «…положила иль не жить…».

— Какие
черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На
Чернавку…»?

— С
какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?

5)
Этап включения в систему знаний и повторения.

Эпизод
пятнадцатый. «Раз царевна молодая…»

Этот
эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый
драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что
значит словочерница (дети иногда думают, что черница — это
Чернавка).

Черница —
монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились
слова чернецчерница).

— Как
царевна обращается к чернице, к псу?

— Почему
пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?

Готовясь
к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.

В
«Сказке о мертвой царевне…» — чередование слогов, размеренное на всем
протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе)
отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин
создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:

Оно

Соку
спелого полно,

Так
свежо и так душисто,

Так
румяно-золотисто,

Будто
медом налилось!

Возьмем
другой отрывок:

Вбежав,

Пес на
яблоко стремглав

С лаем
кинулся, озлился,

Проглотил
его, свалился

И
издох.

Ритм
этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает
от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию
текста.

— Найдите
другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.

— Нравится
ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?

6)
Этап обобщения затруднений

Эпизод
шестнадцатый. «…Не досталась никому, // Только гробу одному»

— Как
вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?

— Почему
богатыри не сразу решились похоронить царевну?

Отметим
различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят —
ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль
богатырей.

— С
какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?

При
выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.

IV. Итоги урока.

Давайте сделаем вывод:
в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она.
Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА) Эпизод
семнадцатый. «В тот же день царица злая…»
 — Казалось бы, зло
торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло? — Что это
значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была
красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива
была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя,
но и внутренняя)

V. Д/з. Выразительное
чтение наизусть обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру (на выбор).  Выучить
термины.

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

В стихотворной сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» главными героинями являются царевна и царица. Основную мысль (идею) этой сказки можно определить, сделав сравнительную характеристику царевны и царицы.

Внешность, речь

Прочитав начало сказки, читатель узнаёт, как выглядели царевна и царица, которая приходилась молодой царевне мачехой.

Сначала даётся описание царицы: она была «высока, стройна, бела». Царица разговаривает высокомерно, грубо, ласково обращается она лишь к волшебному зеркальцу, умеющему говорить. Ей нравилось, что оно всегда восхваляло её красоту. Однажды сказало зеркальце, что «царевна всех милее, всех румяней и белее». Тогда его разозлённая хозяйка закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло».

Её падчерица, царевна, когда подросла, тоже стала красавицей, чернобровой и белолицей. Разговаривала она со всеми вежливо, ласково и кротко. Богатыри именно по её речи «спознали, что царевну принимали».

Характер и поступки

Царица была злой, жестокой и завистливой. Узнав от своего зеркальца, что падчерица красивее её, она решила погубить царевну. Царица велела Чернавке, своей сенной девушке, избавиться от царевны: завести её в глухой лес, связать и оставить на съедение волкам.

Когда царица узнала от зеркальца, что её падчерица не погибла, она снова приказала Чернавке избавиться от неё: «Положила иль не жить, //Иль царевну погубить». Жестокая владычица угрожала Чернавке рогаткой, если она не выполнит в этот раз её приказания. Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами, в нём наказанный человек не мог спать, поэтому погибал. Пришлось Чернавке под видом черницы (монашки) прийти к лесному терему, где жила теперь царевна, и угостить её отравленным яблоком.

Превосходство царевны над царицей состояло не только в красоте, но и в том, что у неё добрый характер. Ко всем она относилась доброжелательно, миролюбиво. Поэтому Чернавка, когда отвела её в лес, пожалела её и не связала.

Доброта царевны проявилась в том, что она дала хлеб нищей чернице (переодетой Чернавке). Она ласково относилась и к псу Соколко, живущему у семи богатырей.

Доверчивость девушки к людям проявилась в том, что она не заподозрила, что черница дала ей отравленное яблоко.

Живя у семи богатырей, трудолюбивая девушка не сидела без дела: топила печь, готовила еду, прибирала комнаты, пряла.

Вела она себя скромно, богатырям не перечила. Они полюбили эту прекрасную девушку и предложили ей, чтобы она выбрала из них себе жениха. Но девушка осталась верной своему жениху. Сказав богатырям, что она невеста королевича Елисея, она добавила, что любит богатырей, как братьев, что они для неё «все удалы, все умны».

Отношение других людей к героиням

Овдовевшего царя будущая царица покорила своей красотой, и он женился на ней.

Свою единственную дочь царь очень любит и ничего для неё не жалеет. Он обещал дать ей в приданое «семь торговых городов да сто сорок теремов». Царь очень горевал, когда его дочь пропала.

Добрую, скромную царевну любят все герои сказки, кроме злой царицы, которая её возненавидела за красоту. Девушка эта всем мила: и отцу, и королевичу Елисею, и семи богатырям. Чернавка тоже её любила. По велению царицы Чернавка завела её падчерицу в лес, но не связала, как велела царица, а отпустила. Царица узнала о том, что сенная девушка ослушалась её, и стала угрожать жестоко с ней расправиться. И Чернавка, хоть в душе любила царевну, исполнила приказ её мачехи и дала ей отравленное яблоко.

Сенная девушка Чернавка очень боится своей жестокой, злой госпожи, понимает, что по её воле может погибнуть. Поэтому она не посмела второй раз ослушаться царицу.

Отношение Пушкина к героиням

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» не народная, а литературная. Поэтому в ней есть авторские характеристики персонажей.

Доброе отношение автора к царевне видно в том, как он ласково её называет («Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша»).

К царице автор относится отрицательно, он называет её «царицей злой», «бабой гневной», говорит о ней: «горда, ломлива, своенравна и ревнива».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Сравнительные параметры Царевна Царица
Внешность «…Белолица, черноброва…» «…Высока, стройна, бела…»
Речь Речь её красивая, выразительная, доброжелательная. Речь её высокомерная, грубая. Добродушно и ласково она разговаривала лишь с зеркальцем.
Характер, поведение Нрав у неё добрый, незлобивый. Она скромна, вежлива, приветлива. Ведёт себя с людьми доверчиво, тактично. Верна своему жениху. Нрав злобный. Она надменна, чересчур горда, капризна, вспыльчива, жестока. Не любит никого, кроме себя.
Отношение автора Пушкин называет её милой девицей, жалеет её, когда она отравилась и умерла. Пушкин не любит эту героиню, называет её «царицей злой», «бабой гневной».

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показал различие душевных качеств царевны и царицы. Сравнение этих героинь показывает, что у скромной, милой царевны красота истинная, а у злой царицы — ложная. Сравнительная характеристика царевны и царицы свидетельствует о том, что доброта и скромность привлекают людей, а жестокость и завистливость вредят им. Автор подчеркнул, что зло вредит и самому злому человеку: ведь царица умерла от злобной тоски, когда поняла, что не удалось ей погубить падчерицу.

Сравнительная характеристика царевны и царицы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

  • Решу огэ сочинение рассуждение
  • Речь феди из рассказа бежин луг
  • Решу огэ русский язык темы сочинений
  • Речь торжественна как пишется
  • Решу огэ русский 9 класс 2022 сочинение