Речь мальчиков из рассказа бежин луг

Тема:   

Рассказы
героев «Бежина луга». Речевая характеристика

Цели 
урока:

образовательные: раскрыть образы
крестьянских мальчиков;                                                                    
 показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в
создании портретных и сравнительных характеристик
героев;                                                  

развивающие: развитие монологической речи
учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных
героев;                                                                                                развитие
умения анализировать  текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

 воспитательные: воспитывать любовь к чтению
художественного произведения.

За­да­чи:                                                                                                                                      закрепить
навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как
автор относится к своим героям; выяснить, как истории,  рассказанные 
мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать
выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Формы
работы
:
групповая, парная, индивидуальная.

Тип
урока
:
комбинированный

                 
                     «Читая рассказ, словно наяву любуешься

                                       
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом  

                                      
неповторимая душа…»

                                            
     И. Смольников « Середина столетия»

                             
Ход урока.

1.Организационный
момент.                                                                                      
Приветствие .

2.Сообщение
темы и цели урока.

Учитель читает  стихотворение И. З.
Сурикова « В ночном».

Летний
вечер. За лесами

Солнышко
уж село;

На краю
далеком неба

Зорька
заалела;

Но и та
потухла. Топот

В поле
раздается.

То табун
коней в ночное

По лугам
несется.

Ухватя
коней за гриву,

Скачут
дети в поле.

То-то
радость и веселье,

То-то
детям воля!

По траве
высокой кони

На
просторе бродят;

Собралися
дети в кучку,

Разговор
заводят…

                                            
И
на ум приходят детям

Бабушкины
сказки:

                                             
    
Вот
с метлой несётся ведьма

На ночные
пляски;

 Вот над
лесом мчится леший

С головой
косматой,

                                                
А
по небу, сыпля искры,

Змей летит
крылатый;

И какие –
то все в белом

Тени в
поле ходят…

Детям
боязно – и дети

Огонёк
разводят.

3.Работа в
группах.

Как
связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева  мы
знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное).

Отвечает участник
№3 стол №2, №4 стол №1.

Что
значит «выйти в ночное»? (Пастьба
лошадей ночью
)
  Что значит для мальчиков ночное? (свобода,
самостоятельность)

Сейчас
я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как
относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?
Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью
описания.)

4.Индивидуальная
работа
.
Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

     — А
что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в
произведении).

     — Что можно
узнать по портрету?

     — Можем ли мы
по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Текст описания
портретов:

1.Это был стройный
мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица,
кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой,
полурассеянной  улыбкой
. (Федя).

2.У него
всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое,
рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной
котёл;  тело приземистое, неуклюжее. 
(Павлуша).

3Лицо у него было
довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не
шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы
торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки
. (Илюша)

4.Это мальчик лет
десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у
белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его
большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
 (Костя).

-А теперь работаем дальше. Вам дана
таблица.  (приложение № 2)

Персонаж

возраст

Семья,
положение

Одежда

Почему
попал в  ночное

Характер

Основные
черты

Где и в
чём проявились

Впечатление

автора

Вы
должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам
более интересен. На работу 7 минут.

6.Выступления
(3 минуты)

7.Закрепление
материала

           
Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на
Бежином  лугу?

2)
Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

             
(Федя.  По одёжде)

 
3) Сколько лет было детям?
(Феде – лет
14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10,  Ване -7.)

Музыка.

4)Что
готовили мальчики?
«Картошку»

-Поблагодарим
друг друга.

Ответить на
вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?

 Они 
говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о
Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят?
О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в
голуби может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки
побегут, людей есть будут.  3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так
считаете?
  Павел.
Он не боится  поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно
один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же
идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные
истории?
В разговорах мальчиков отражаются
суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что
внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— 
Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

9.     
Подведём итоги урока.

    В каждом портрете есть
загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и
вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией
относится к детям. В изображении  Тургенева  это даровитые, способные дети. 
Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

 
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что
старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать
какую-нибудь глупость.

 
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый
и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то
время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён
здравым смыслом.

  
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только 
на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь
враждебными человеку духами.

  
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его
мнению, от злых духов.

  
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит
природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве
своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о
страшном к прекрасным звёздам.)

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте,
образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он
забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у
костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он
выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.


Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как
они жили?

 (С
одной  стороны,  самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к
при­роде,  поверья, приметы, живой  ум. С другой  стороны,  тяжёлый труд,
отсутствие возможности учиться.)


Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?


Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы
детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении
передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о
другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких
суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но
об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее
задание.
 
Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки
за урок

До
свидания, ребята. Всего доброго!

Цель
урока:

дать сравнительную характеристику
мальчишек, выявить роль пейзажа в
повествовании.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

— Сколько
описаний природы в рассказе?

Ученики
отвечают и потом пересказывают сцены
пейзажных зарисовок.

— В
чем отличается описание степи у Тургенева
и Гоголя?

(Варианты
могут быть разными — но один из основных
моментов — очеловечивание, поэтизация
природы, пропускание ее через фильтр
человеческого сознания у Тургенева и
реалистичная красота природы у Гоголя.)

Автор
связываете в очерке мир человека и мир
природы.

II. Речевая характеристика мальчишек.

— Приведите
портреты мальчиков. Какое отношение к
мальчикам вызывает автор у нас?

— Как
вы думаете, с какой целью написал автор
этот рассказ?

Приступаем
к созданию сопоставительной речевой
характеристики мальчиков или хотя бы
двух из них: Павлуши и Ильюши. При этом
не стоит делать громоздких записей.
Можно, например, взять по абзацу или
даже одной фразе, которая покажется
ученикам более характерной для речи
каждого мальчика.

— Давайте
рассмотрим рассказ о солнечном затмении.
Что мы видим, сравнивая две версии
повествования?

(Мы
видим прежде всего различие характеров
рассказчиков. Перед нами два типа
отношения к тому, что наблюдает человек.
Стреми тельное, чуть насмешливое описание
Павлушей своего и чужого страха и
увлеченное, исполненное пиитического
восторга патетическое повествование
Ильюши).

— Какие
рассказы мальчиков вас заинтересовали
и кто из них лучший рассказчик?

(Мнения
разделялись: некоторой (правда, обычно
меньшей) части учеников больше нравится
манера повествования Ильюши. Они
утверждают, что он «оольше знает раа-ных
историй», и их привлекало обилие
информации. Другим нравится Павлуша.
Он лидер.)

Давайте
рассмотрим один фрагмент более детально.
Итак, перед нами два рассказа об одном
и том же таинственном Тришке

Павлуша

Ильюша

«Барин-то
наш, хоша и толковал нам напредки, что,
дескать, будет вам предвиденье, а как
затемнело, сам, говорят, так перетрусился,
что на-поди. А на дворовой избе
баба-стряпуха, так та, как только
затемнело, слышь, взяла да ухватом все
горшки перебила в печи: «Кому теперь
есть, говорит, наступило светопрестановление».
Так шти и потекли. Ау нас на деревне
такие, брат, слухи ходили, что, мол,
белые волки по земле побегут, людей
есть будут, хищная птица полетит, а то
и самого Тришку увидят».

«А ты
не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша.
— Ну, брат, откентелева ты, что Тришки
не знаешь? Сидни у вас в деревне сидят,
вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет
такой человек удивительный, который
придет; а придет он, когда наступят
последние времена. И будет он такой
удивительный человек, что его и взять
нельзя будет, и ничего ему сделать
нельзя будет. Такой уж будет удивительный
человек. Захотят его, например, взять
хрестьяне, выйдут на него с дубьем,
оцепят его, но а он им глаза отведет —
так отведет им глаза, что они сами друг
друга побьют. В острог его посадят,
например, — он попросит водицы испить
в ковшике: ему принесут ковшик, а он
нырнет туда, да и поминай как звали.
Цепи на него наденут, а он в ладошки
затрепещется — они с него так и
попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка
по селам да по городам; и будет этот
Тришка, лукавый человек, соблазнять
народ хрестиянсквй… ну, а сделать ему
нельзя будет ничего… Уж такой он будет
удивительный, лукавый человек».

— Сравните
фрагменты. Что отличает их друг от друга?

(Прежде
всего, замечается объем высказываний:
Павлуша лаконичнее, его речь свободна
от повторов, которые у Ильюши идут не
от неумения построить свою речь, а,
скорее, от желания утвердить слушателей
в том, что он рассказывает. Это, так
сказать, ораторский прием. Затем обратим
внимание на знаки: у Павлуши нет ни
одного вопросительного предложения,
ни одного восклицания, ни одного
многоточия. Но все это есть в речи Ильюши:
знаки, которые передают эмоциональный
накал речи, налицо, вплоть до многоточий
— они предполагают, что в это время его
речь, очевидно, прерывалась многозначительной
паузой.

С
самого начала обсуждения выясняется,
что одному смешон собственный страх,
который уже давно остался в прошлом.
Другой же в совершенном восторге от
возможности испугать своих слушателей,
да и сам не против того, чтобы еще раз
пережить страшное воспоминание).

Вывод:
речь Павлуши лаконична, спокойна,
стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши
эмоциональна, он не только повествует
— он вновь и вновь переживает рассказанное,
и это качество, конечно, вызывает
сочувствие его слушателей.

Можно
сначала сравнить структуру фраз, затем
поработать со словариками слов каждого
мальчика. Оба они говорят так, как принято
в деревне: в их речи есть диалектные
слова. Составив словарики, мы увидим
отсутствие повторов в речи Павлуши и
насыщенность ими речи Ильюши.

Мы
можем убедиться в важности повторения,
например, слова «удивительный» в рассказе
Ильюши. Он же еще дважды называет Тришку
«лукавым человеком». В речи же Павлуши
Тришка не удостоился никакого определения.

Показать
важность повторов для речи Ильюши можно
даже при помощи одной фразы: «Сидни же
у вас в деревне сидят, вот уж точно
сидни!» Пусть ученики подумают, какова
причина этого повтора.

Домашнее
задание.

1.
Прочитать стихотворения в прозе,
приводимые в хрестоматии.

2.
Готовиться к итоговому тесту по творчеству
Лермонтова, Гоголя, Тургенева.

3.
Дп.
Читать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного
чтения.

Любовь — самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь — самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и наоборот. Счастливая любовь окрыляет человека, делает его способным воспарить над землей. 

Каждый из нас видел влюбленного человека, возможно, был на его месте: до чего счастливые у него глаза! Они сверкают, словно звезды на ночном безлунном небе… Походка становится легкой и невесомой: за спиной же выросли невидимые, к сожалению, для других крылья… Находящийся в таком состоянии человек открывает ранее неизвестные в себе способно- ста и таланты. У одного просыпается поэтический дар, другой берется за кисти и краски. Влюбленные хотят кричать на весь мир о своем чувстве. Их сердце, душа и разум слишком переполнены эмоциями, чтобы оставаться молчаливыми. 

Но совершенно иначе чувствуют себя те, кто имел несчастье пережить любовное разочарование или потерю. Их сердца разрываются от боли и тоски. Жизнь полностью теряет смысл. Для таких людей единственным вопросом становится: “Зачем мне такая жизнь, если рядом нет того, кого я люблю больше всех на свете?”. Мысли о сведении счетов с жизнью все чаще и чаще посещают несчастного. Ничто не способно вернуть его к прежней жизни. Лишь спустя какое-то время боль утихает, оставляя в сердце глубокую рану. 

Возможно, позже люди, перенесшие сердечную утрату, будут неспособны дарить и откликаться на светлое чувство, опасаясь новых ударов судьбы. Они будут рассуждать о человечестве в ,-лом, будут говорить о любви к нему. Но все это лишь пустые слова… 

Человечество, по-моему, действительно любить намного проще, чем конкретного человека. Эта любовь не требует ни каждодневного подтверждения, ни каких бы то ни было затрат — материальных или душевных. Все человечество не сможет предъявлять претензий по мелочам, не будет спорить и ссориться по поводу и без. 

Истинная любовь к человечеству начинается с любви к своим близким, к тем, кто тебя окружает. И пусть банальная, фраза “Возлюби ближнего своего” не кажется нам чем-то нереальным и сверхъестественным: любовь великая начинается с малого. 

Любовь—это не просто красивые слова. Любовь — это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый. Полюбив человека, ты обязан заботиться о нем, быть всегда рядом в нужную минуту. Не зря при вступлении в брак влюбленные клянутся быть вместе “в болезни и в здравии, в горе и в радости”. Без взаимного уважения, без терпения друг к другу даже самая страстная любовь не сможет просуществовать долгие годы. 

Интересно, что пары, прожившие в браке 40— 50 лет, основными правилами счастья называли именно эти качества: терпение, внимание, уважение. И, естественно, ответственность друг за друга и друг перед другом Без этого никак не обойтись. Очень важно, чтобы каждый чувствовал надежное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Думаю, многие согласятся, что без всего вышесказанного любовь не возможна. 

Но чтобы научиться всему этому, надо видеть в человеке свою “вторую половинку”. Надо учиться сдерживать свои эмоции, если что-то тебя раздражает в любимом: лучше сказать спокойно ему об этом. Работа над самим собой — вот что самое трудное в любви. Но здесь также важно не “перегнуть палку”: не стоит унижаться, присмыкаться перед человеком. Настоящей любви такие жертвы совершенно ни к чему. 

<span>Конечно же, проще не заводить серьезных отношений, если нет желания трудиться. Но спустя годы, оглянувшись на свою жизнь и не найдя в ней ничего стоящего, сердце больно защемит от бесцельно прожитых дней. Не зря же говорили мудрые люди: “Любовь легко приобрести, но трудно удержать…” 

</span>

Цели:

  • раскрыть образы героев через речевую
    характеристику;
  • выявить особенности диалога, стилистические
    возможности языковых средств в художественном
    произведении;
  • выполнить лингвистический анализ отрывков
    текста;
  • составить сравнительную психологическую
    характеристику ребят;
  • развитие навыков вдумчивого чтения,
    внимательного и бережного отношения к
    художественному слову, развитие
    ассоциативно-образного мышления,
    наблюдательности, памяти, расширение лексикона и
    развитие речевой деятельности (навыки
    умственного труда, в основе которых работа с
    текстом), обогащение словарного запаса через
    осмысление своеобразного слога писателя,
    овладение выразительными свойствами языка;
  • привитие любви к родному языку, воспитание
    чувства патриотизма и гуманизма, чувства
    прекрасного.

Задачи: продолжить работу над
формированием умения выполнять лингвистический
анализа текста, умение тонко чувствовать и
понимать “живопись слова”, работа над
приобретением навыков построения аналогий,
обобщений; формирование целостного восприятия и
истолкования произведения; работа над умением
самостоятельно делать выводы.

Тип урока: усвоения нового материала.

Методы работы:


  • погружение;
  • вербальный, наглядный, практический;
  • изложение, беседа, самостоятельная работа;
  • иллюстративный, репродуктивный,
    проблемно-поисковый, исследовательский;
  • подготовка к восприятию, объяснение,
    закрепление.

Формы организации познавательной
деятельности:
фронтальная, групповая.

Оборудование: наглядные пособия, опорные
таблицы, портрет писателя, музыкальное
сопровождение.

Оформление кабинета и доски один из важных
моментов подготовки к уроку – все должно
способствовать погружению в тургеневскую
атмосферу.

Эллипсис – “неполнота” предложений,
опущение, пропуск, тех или иных компонентов
высказывания. (Здрасте, Мариванна; Ты куда? Вы
серьезно?)

Эвфония – благозвучие, отсутствие
неудобнопроизносимых, “режущих слух” сочетание
звуков; легкое для восприятия звучание текста.

Полилог – участие более двух собеседников в
обмене репликами.

Запись на доске:

  • разговорный стиль, разговорный язык –
    интонация;
  • лаконизм (краткость и четкость изложения;
  • диалог, монолог;
  • просторечие (речь малообразованных
    носителей языка;
  • диалекты, поверье (идущее из старины и живущее
    в народе убеждение, вера в примету);
  • эллипсис (“неполнота” предложений, опущение,
    пропуск тех или иных компонентов высказывания);
  • эвфония ( благозвучие);
  • полилог ( участие более двух собеседников).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Постановка целей урока.

2. Активизация мыслительной деятельности
учащихся (положительная мотивация).

(Беседа)

Учитель: Обратите внимание на доску, дайте
определения словам. Что лежит в основе
разговорного стиля? (Неподготовленный диалог,
непосредственная беседа; контактное общение;
играют роль жесты, мимика, интонация).
В
достижении наших целей вам понадобятся новые
понятия (учитель знакомит обучаемых с новыми
литературными понятиями, дает их определение,
учащиеся записывают их в тетрадь). Как новые
литературные понятия могут помочь в сегодняшней
работе?

3. Этап усвоения новых знаний.

(Метод погружения)

Учитель: Для того, чтобы проникнуться
атмосферой тургеневского произведения,
познакомимся с героями, на несколько минут
окажемся рядом с мальчиками у костра, послушаем
их поверья.

(Все садятся к костру, звучит музыкальное
сопровождение, создается непринужденная
обстановка; приглушенный свет; пять учеников
инсценируют фрагмент из произведения Тургенева
“Бежин луг”).

(Сцена 6, диалог, стр. 157–158)

Учитель: Ваше впечатление? Для дальнейшей
работы разобьемся на группы, каждая из которых
даст характеристику одному из мальчиков. Вам в
помощь выдаю план речевой характеристики героя.

(Речевая характеристика героев)

План ответа:


  1. Территориальный диалект.
  2. Просторечье.
  3. Народно-поэтичские слова.
  4. Звукоподражание.
  5. Разговорный синтаксис.

Не упусти!

  • Эвфония.
  • Эллипсис.
  • Разговорный синтаксис:

Типы предложений:
повествовательные – универсальные,
восклицательные – экспрессивные,
вопросительные – для диалога,
полные, неполные предложения,
безличные, обобщенно-личные предложения


  • Лаконизм.
  • Эмоционально-экспрессивная окраска.
  • Речь, поза, мимика, жестикуляция.
  • Роль деталей (детали – предметы, детали –
    признаки, детали – действия).

Сделай вывод! Спасибо за работу!

Задача группам: на листах записать
основные черты речевой характеристики, вывесить
на доску, подготовить вывод.

Учащиеся работают над заданной проблемой 5–7
минут, записывают ответ на листы формата А-4 и
вывешивают на доску
:

Павел Илюша Костя Вова Федя

…..

….. ….. ….. …..

Как только работа в группах закончится,
капитан группы подводит итог. Группы могут
взаимодополнять друг друга.

Учитель: В классе есть ребята, которые
посещают занятия по психологии, речь не отделима
от характера героя, поэтому группе психологов
предстоит подвести общий итог проделанной
работы.

4. Итог урока.

  • учитель благодарит учащихся за работу;
  • ребята делают вывод по проделанной работе;
  • общий вывод по уроку;
  • оценки за урок.

Домашнее задание: создать словарь одного
из мальчиков, оформить в тетрадь, сделать вывод.

  • Речь кая из сказки снежная королева
  • Речь илюши из рассказа бежин луг
  • Речь герды из сказки снежная королева
  • Речь визитная карточка человека сочинение
  • Речь брюллова воодушевила всех сочинение