Речевые обороты в сказке царевна лягушка

Царевна-лягушка

1.                                            Работа
над образами Ивана-Царевича и Василисы Прекрасной ( Царевны-лягушки)

-Хотел ли брать
Иван-царевич в жены Царевну-лягушку?

-Нет, не хотел.

-Почему
Иван-царевич не хотел брать в жены Царевну-лягушку? Найдите подтверждение в
тексте сказки.

  Иван-царевич
хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

  Ква-ква,
Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

  Как же
я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют! — Возьми, Иван-царевич, жалеть
не будешь!

-Как
отреагировал отец и его братья Ивана-царевича на его женитьбу на
Царевне-лягушке? Найди подтверждение в тексте сказки.

  Пришли
старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним
смеяться, а отец говорит: — Бери квакушку, ничего не поделаешь!

-Сколько
заданий дал царь жёнам своих сыновей?

  Царь
дал три задания жёнам своих сыновей.

-Что
это за задания? Найдите ответ в тексте сказки.

  Первое
задание: Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать,
умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Второе задание: Хочется мне знать, как умеют ваши жены
рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за
ночь выткут мне по ковру!

Третье задание: И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все
три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть,
которая из них лучше пляшет.

-Составим
таблицу, в которую запишем как царь отреагировал на выполнения заданий тремя
жёнами. Найди ответ в тексте.

Жена первого сына

Жена второго сына

Василиса Премудрая

Хлеб

Царь сначала принял каравай у старшего царевича,
взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

Ковер

Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Только у ворот его стелить!

А вот этот ковер в

моей горнице по большим праздникам расстилать!

Пир

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей
забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю
костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из
горницы
.

Пошла Василиса Премудрая плясать с

Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало

озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все
гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и
лебеди.

-Как
вы думаете, почему Василису называют Премудрой?

  Царевна
очень умная, она очень хорошо выполняла все задания царя.

-Почему
Василиса Премудрая была в лягушачьей коже? Найдите ответ в тексте.

  Василиса
Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то
разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть.

-Используя
фразеологический словарь скажите, какими фразеологизмами можно описать мудрость
и качества Царевны?

  Золотые
руки, мастер на все руки, работа горит в руках.

-Какой
переломный момент произошёл в сказке? Что сделал Иван-царевич?

  Иван-царевич
сжёг лягушачью кожу.

-Как
вы думаете, почему он это сделал?

  Иван-царевич
хотел, чтобы Царевна-лягушка осталась Василисой Премудрой.

-Какими
последствиями обернулся данный поступок для Ивана-царевича? Найдите ответ в
тексте.

Ах, Иван-царевич,
что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А
теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом
царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары
железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и
разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

-Как
долго Иван-царевич собирался в дорогу? Сколько он был в пути? Найдите ответ в
тексте.

Загоревал
Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в
заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог
износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся.

Почему
Иван-царевич не убил животных?

Ивану-царевичу было
жалко животных, они обещали помочь ему, когда придет время.

Помогли
ли животные Ивану-царевичу? Найди подтверждение в тексте сказки.

-Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать,
как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил
дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки. Выскочил из
ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца
непременно догнал бы…» Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого
зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась
высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет.
Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в
зубах яйцо. — Получай, Иван-царевич!

Спас Иван-царевич Василису
Премудрую?

Да, Иван-царевич
спас Василису Премудрую.

-Составим
таблицу и опишем главных героев — Ивана-царевича и Василису Премудрую. Докажи,
что  Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

Василиса Премудрая

Иван-царевич

мудрая

храбрый

трудолюбивая

добрый

скромная

смелый

добрая

не думает о
последствиях своих поступков

хозяйственная

ответственный

заботливая

отважный

        2.   Лексико-фразеологические
упражнения.

-Найди в тексте синоним
выражению «безвыходное положение», как ты понимаешь значение данного выражения?

Голову буйную
повесил; пригорюнился.

  Найдите в тексте описание Василисы Премудрой.
Прочитай.

Уложила квакушка
царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной
девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни
пером описать
!

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса
Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить
не могут.

Дополни образ Василисы
Премудрой, используя другие фразеологизмы.

Красота неземная;
писаная красавица; кровь с молоком.

А
теперь подбери к ним антонимы.

  Чучело
гороховое, ни рожи ни кожи.

-Как
долго Иван-царевич искал Василису Премудрую? Найди ответ в тексте. Замените
данное словосочетание подходящим по смыслу наречием.

-Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Долго шёл Иван-царевич.

Какой вариант вам нравится
больше? Почему?

3.  Тавтологическая работа.

— Тавтология — это
повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла. Например,
масляное масло, мокрый дождь, делать дело и тд. Стоит отметить, что такие слова
в своей речи использовать неправильно, так как это будет являться речевой
ошибкой.

Но бывают случаи, когда
использование повторяющихся слов помогает нам лучше понять диалект и
особенности речи. Например, очень хорошо этот приём используется в народный
сказках.

Найдите
такие слова в сказке «Царевна-лягушка».

Жил-был;
Подумал-подумал; костями-огрызками; Искала, искала; Шел-шел; высоко-высоко;
царство-государство, спать-почивать.

4. Стилистическая работа.

-Русская
народная сказка имеет характерные речевые обороты, которые отличают ее от
других видов литературных произведений. Найди такие обороты в тексте русской
народной сказки «Царевна-лягушка».

В некотором
царстве, в некотором государстве; ниже плеч буйну голову повесил;
спать-почивать: утро вечера мудренее; ни в сказке сказать, ни пером описать;
печалишься; Не горюй; моя лягушонка в коробчонке едет; диву дались; тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве;
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается; добрый молодец; куда путь держишь?; Избушка, избушка,
повернись к лесу задом, ко мне передом!; И стали они жить дружно, в любви и
согласии.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Народная мораль в характере и поступках героев.

Образ невесты-волшебницы»

Подготовила:

учитель украинского языка и литературы

МОУ «Школа №116 г.Донецка»

Сташевская И.Е.

г.Донецк

Цели:  

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

 Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам известны?

— Расскажите о построении сказок.

— Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

— Назовите любимых героев русских народных сказок.

— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите  героев сказки. 

 — Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

 — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

2. Индивидуальные сообщения учеников.

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

3. Задание «Исправь ошибки».

Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

Притча.

«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»

-Почему второй лягушке удалось выжить?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 — Где нашли невест старшие братья?

 — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).

— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».

— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…»

— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

— Как  называет  народ  Василису  в  тот  момент,  когда  она  трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?

— Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».

Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие  новые  черты  характера  героини  вы  разглядели  в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»   

— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена  уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава?   (самка павлина)

— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках. 

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

5. Литература и изобразительное искусство.

  -Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир»  и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Какой вы представляли героиню?

— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

присказка

За тридевять земель, в тридесятом государстве

зачин

Жил-был

концовка

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

— Как поступил Иван?(Своевольно)

Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).

— Почему звери помогали Ивану-царевичу?    (Он их пожалел, и они его пожалели)    

— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

— Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

3. Тестирование.

1) Сказка «Царевна-лягушка»:

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сегодня не получилось, потому что…

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Какие постоянные эпитеты, повторы есть в сказке «Царевна-лягушка»? Примеры?

Примеры сказочных формул в сказке «Царевна-лягушка»?

Примеры повторов в сказке «Царевна-лягушка»?

3 ответа:



7



0

Постоянный эпитет — это такое слово, которое устойчиво сочетается с определенным определяемым словом.

Вот такие постоянные эпитеты можно встретить в сказке «Царевна-лягушка»:

  • красная девица,
  • дремучие леса,
  • буйну голову (повесил),
  • столы дубовые,
  • добрый молодец,
  • скатерти узорчатые,
  • солнце ясное,
  • топкие болота,
  • звери рыскучие,
  • тугие луки,
  • высокие горы,
  • чистое поле,
  • белые лебеди.

Одной из особенностью сказочной речи являются повторы, которые неизменно можно найти в народных сказках.

Вот примеры повторов, встречающихся в сказке «Царевна-лягушка»:

  • жил-был,

  • шел-шел,

  • царство-государств,

  • лягушка-квакушка,

  • костями-огрызками (осыпали),

  • хитрей-мудрей,

  • подумал-подумал.



1



0

Это проходят в пятом классе по литературе, и мы с ребенком недавно выполняли это задание. Так что я с удовольствием отвечу на вопрос:

В учебнике Коровина предлагается следующее разъяснение что такое постоянные эпитеты:

RCmxymf3qJrcOaHb3BdccSD7iZ9PpM.png

Что касается повторов, то это «жил-был», «шел-шел» и т.п., придающие сказке напевность.

<hr />

Определившись с терминами, можно перейти непосредственно к сказке. Сразу хочется отметить, что существуют разные трактовки сказки «Царевна-лягушка». Я отталкиваюсь от того текста, что есть в учебнике — это пересказ М.А.Булатовой.

Постоянный эпитеты, которые можно встретить в сказке:

  • буйна голова
  • красна девица
  • тесто белое
  • ковер узорчатый
  • царский пир
  • золоченая карета
  • солнце ясное
  • скатерти узорчатые
  • столы дубовые
  • белые лебеди
  • диву даваться
  • тридевять земель
  • тридевять морей
  • в тридесятом царстве
  • добрый молодец
  • куда путь держишь
  • высокие горы
  • зеленые луга
  • темные леса
  • топкие болота
  • глухие места
  • дремучий бор
  • человеческий голос
  • чистое поле
  • острая стрела
  • косой заяц
  • синее море

Повторы в сказке «Царевна-лягушка»:

  • подумал-подумал
  • лягушка-квакушка
  • стук да гром
  • а к чему, зачем
  • искала, искала, не нашла
  • долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли
  • хитрей-мудрей
  • идет да идет
  • шел-шел
  • лежит-издыхает
  • щука-рыба

Естественно, список неполон. Но думаю остальные эпитеты и повторы можно легко отыскать самостоятельно по образцу.



0



0

Постоянные эпитеты: буйну голову,красных девушек, столы дубовые,добрый молодец, скатерти узорчатые,синее море, месяц ясный, чистое поле, скатерти бранные.

Читайте также

Кикимора- русский персонаж женского пола. Часто её описывают как маленькую, сгорбленную, не красивую, неряшливую старушку одетую в лохмотья.О ней писал А.Н.Толстой в сказке » Кикимора».

Лучшим исполнителем роли Бабы — Яги в советских сказках был великолепный Георгий Францевич Милляр(1903-1993), настоящая фамилия должна быть — де Мильё. Отец актёра — французский инженер, мать — из богатой семьи сибирского золотопромышленника. Юный Милляр получил хорошее домашнее воспитание: умные гувернёры обучали его французскому и немецкому языку, музыке. В доме была большая библиотека, поэтому чтение книг было любимым занятием мальчика. Отец умер рано, стало трудно жить. После Октябрьской революции имущество семьи конфисковали, фамилию пришлось изменить. Некоторое время Миллр работал в геленджикском театре бутафором. Там же состоялся и случайный дебют: он заменил заболевшего актёра. Вскоре Милляр становится учеником театральной школы при театре им. Революции (так назывался до года театр им. Маяковского).

Знакомство с А. Роу, режиссёром советских сказок, навсегда связало Г. Милляра с образами нечистой силы (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, чёрт, царь подводного царства).

Кстати, внешний облик Бабы-Яги Милляр придумал сам, ещё в 1939 году, когда впервые исполнил эту роль.

Незабываемым и неповторимым остаётся специфический голос актёра.

С текстом сказки «Белая уточка» можно ознакомиться здесь.

У волшебной сказки есть ряд признаков, безошибочно отличающих её от других видов:

  • в ней всегда происходят магические превращения (в козлёночка, лягушку, волка);
  • волшебство происходит благодаря магическим предметам или заклинаниям;
  • происходят поиски заколдованного человека (царевны-лягушки, например);
  • действие происходит между двумя поколениями (родителями и детьми);
  • часто присутствует магический помощник (щука в «По щучьему велению»).

В «Белой уточке» помощника нет, зато имеется вредитель — ведьма. Именно она произносит магические слова, превращающие княгиню в уточку.

Умеет пользоваться заклинаниями и князь:

v6Tri1oz6slpeXak4NAW6yMgTDW7ug09.png

Затем появляются и предметы — пузырьки с говорящей и живящей водой, которой оживили загубленных детишек. Последний сеанс магии — казнь ведьмы:

P6iog1OK1pCsYMKS5vb6gFuoENkexrCq.png

Поисков в сказке предостаточно: сначала ведьма ищет детей, потом сама уточка-княгиня, а затем — князь желает изловить уточку.

Разные поколения также представлены: князь с княгиней и их сыновья.

Все необходимые компоненты волшебной сказки присутствуют, хотя остаётся загадкой: какова судьба сынка-заморыша, дважды спасавшего братьев от смерти? Похоже, о нём просто позабыл кто-то из сказителей — вот и пошло повествование дальше по эстафете с незавершённым сюжетным ходом.

Краткое содержание сказки Шарля Перро «Смешные желания»:

  1. Бедный дровосек недоволен судьбой и однажды встречает в лесу Зевса, который обещает ему выполнить три его желания
  2. Дровосек рассказывает об этом жене, и та уговаривает дровосека повременить с желаниями до утра.
  3. Дровосек сел в кресло и сказал, что сейчас бы хорошо колбаску и тут же его желание исполнилось.
  4. Жена начала ругать дровосека за даром потраченное желание и дровосек в сердцах пожелал, чтобы колбаса повисла на носу жены.
  5. Колбаса тут же прилипает к носу жены дровосека и та становится очень страшной
  6. Дровосек переэживает, что не может пожелать стать королем, ведь тогда у него будет такая страшная королева.
  7. Дровосек последним желанием возвращает своей жене первоначальный вид.

Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».

Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.

Песнь заводил, только когда на право шел.

III.
3.1.

3.2.

3.3.

Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие

Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

8 мин.
2 мин.

1 балл

1 балл

3 балла

1 мин.
2 балла

5 мин.

3 балла

2 балла

3 балла
2 балла


Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.

Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?

Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой.

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Анализ текста сказки.– Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок?

– По какому признаку можно поделить сказки?

– Перечислите признаки волшебной сказки.

– Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6.
Индивидуальный труд.
Герои сказки.
– По какому принципу делятся герои сказки?


Задание 2.

– Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2.Самооценка:
– Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

Задание 3.
– Составьте сборник словесных образов к понятиям:
Иван-царевич, Царевна-лягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому понятию)

1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по одному образу – 2 мин,
* вопросы-дополнения или вопросы-возражения.
3. Самооценка.

– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ.

– Какие еще противоречия содержатся в данной сказке?

– Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4

– Выделите главное противоречие

– Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

– Подведите понятие «Сказка» под философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное – единичное
4. Возможность – действительность

28 мин.


2 мин.

по
1 баллу

3 мин.

1 балл
1 балл

1 балл

3 балла

2 мин.
по
1 баллу

5 мин.

6 баллов

10 мин.

8 баллов

8 мин.

1 балл

3 мин.

2 балла

3 балла

3 балла

1 балл

3 мин.

4 балла

Вариант ответа:
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора, – особые речевые обороты.

– По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

– Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

Вариант ответа:
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный

Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец, считается волшебной сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является волшебной сказкой.

Вариант ответа:
По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на
реальных и волшебных
(царь, сыновья, жены –
Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

Примерные ответы:
По сравнению с Царем, который является реальным героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой, наделенный отрицательными чертами характера.
Наряду со старшими братьями, Иван-царевич пошел искать невесту.
Больше чем Иван-царевич, симпатии читателей вызывает образ Царевны-лягушки

Смотри приложение

Примерный ответ:
– Противоречие заложено в названии сказки «Царевна – лягушка» (Иван-царевич), подчеркивается, что Царевна является не реальным персонажем, а волшебным, не человек, а заколдована в лягушку.

– Все знали, что Иван-царевич женился на квакушке, однако она была Василисой Премудрой.

Иван-царевич женился на Василисе Премудрой, хотя ей приказано было три года квакушею быть.

Если Иван-царевич переживал о задании отца испечь каравай, то Царевна-лягушка легко выполнила задание, обернувшись красной девицей.

– Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней).

– Честности, принципиальности.

Примерный ответ:

1. Стрела у лягушки – женитьба на ней
2. Герои: положительные – отрицательные, реальные – волшебные.
3. Герой – положительный – Иван-царевич
4. Иван-царевич мог отказаться от брака на лягушке – в действительности женился.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;

развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже

опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы

вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные

сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в

русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?

Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы

запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?

Назовите элементы композиции волшебной сказки

  1. Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).

Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.

  1. Определение жанра произведения

По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?

  1. Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
    — Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
    — Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
    — Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
    — А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).

— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении

  1. Составление плана сказки и запись в тетради.
    Примерный план

  1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.

  2. Сватовство старших братьев.

  3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.

  4. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.

  1. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.

  2. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.

  3. Василиса Премудрая на пиру у царя.

  4. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

  5. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».

  1. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван-царевич у Бабы-яги.

  3. Иван-царевич у Кощеева дуба.

  4. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

  1. Характеристика системы образов сказки.

Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.

  • Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

  • Какие черты характера присущи этому герою?

  • Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?

  • Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?

  • О чем говорит прозвище Василисы?

  • Как изображены отрицательные герои? Кто они?

  • Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

  • Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?

Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

  1. Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
    — приём троекратного повторения (его роль);
    — устойчивые сказочные обороты;
    — постоянные эпитеты;
    — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    — гипербола (её роль в сказке);
    — обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
    Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. 

  2. Реальность и вымысел в волшебной сказке

Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

  • Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?

  • Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.

  1. Подведение итогов урока

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

  1. Домашнее задание

3

  • Речевые мостики итоговое сочинение
  • Речевые мостики для итогового сочинения
  • Речевые клише к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
  • Речевые клише итоговое сочинение
  • Речевые клише для сочинения рассуждения в 9 классе