Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
— книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
— эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
— интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
— автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
— особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод.., читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Как правильно написать отзыв о прочитанной книге? Этот вопрос задают себе все школьники, получившие задание описать свои впечатление о том или ином литературном произведении. Как правило, это предполагает самостоятельную работу ученика, которую преподавателю нужно сдать в формате сочинения-отзыва.
Поэтому сегодня мы разберем, как писать отзыв о прочитанном произведении.
Что должно быть написано?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Звучит сложно, но по факту нужно лишь дать оценку (понравилась или не понравилась), а также объяснить почему. Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.
Литературный отзыв – вещь субъективная. В нем автор не только делится эмоциональным впечатлением, он также раскрывает себя через свои читательские пристрастия. Значительная часть аргументации основана на личном опыте, книжных вкусах и предпочтениях.
Что это значит? По сути, ученик имеет право на собственное независимое мнение о любой книге, тем более, если он грамотно сформулирует свои мысли и подкрепит их доказательствами (цитаты, фрагменты текста). Однако не стоит скидывать со счетов мнение преподавателя: на уроках обычно разбираются рецензии литературоведов, подкрепленные реальными историческими фактами.
План отзыва о прочитанном произведении
С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.
Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:
- Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст можно со слов: «Недавно я прочитал…» или «Это произведение написано известным автором детских книг…».
- Описание книги. Здесь нужно рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями романа являются…» или «В этой истории автор рассказал о…».
- Сюжет. Не нужно делать подробный пересказ всего текста, достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…» или «Книга знакомит читателя с приключениями…».
- Рассуждение. Основная часть отзыва. В ней нужно высказать свое мнение о произведении, аргументировать его, можно дать отдельную оценку различным эпизодам, персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился…, потому что… (перечислить черты характера)».
- Заключительная часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге, возможно путем сравнения с другими работами того же автора или той же жанровой направленности. Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».
Вопросы, которые могут помочь при работе
Для того чтобы понять, как писать отзыв о прочитанном произведении, можно попробовать задать себе несколько вопросов.
- О чём рассказано в книге?
- Знаком ли тебе автор, какие еще произведения этого писателя ты читал?
- Основная идея произведения?
- Что больше всего понравилось (отдельные эпизоды, персонажи)?
- Что не понравилось?
- На кого хочется быть похожим из героев?
- Где и в какое время происходит история, описанная в книге?
- Описаны ли в книге какие-нибудь исторические события, необычные природные явления?
- Есть ли какие-нибудь особенности языка книги – необычные выражения, интересные литературные приемы?
- О чём ты задумался после прочтения?
Пример
Г. Х. Андерсен
«Снежная королева»
Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.
Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.
В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.
Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.
Отзыв о прочитанном рассказе
Давать оценку рассказу чуть легче, чем полновесной книге. Он меньше, прочитать его можно быстро, а при необходимости перечитать. Так можно уловить какие-то мелкие детали, которые ускользнули при первом знакомстве с текстом.
Принцип написания, структура отзыва о коротком рассказе ничем не отличаются от отзыва на любую другую литературную форму.
Часто также задается вопрос о том, как написать отзыв о произведении, прочитанном летом. Здесь порядок действий остается тем же, однако перед тем, как сесть за работу, стоит освежить воспоминания и хотя бы бегло перечитать книгу.
Полезные советы
Как писать отзыв о прочитанном произведении?
Во-первых, нужно самому прочитать книгу. Не стоит работать на основе чужого мнения: как минимум будет необъективная оценка, как максимум – в тексте отразится множество логических ошибок.
Во-вторых, не стоит фантазировать на тему того, что нужно поменять в истории. Следует уважать виденье автора, все рассуждения вроде «здесь следовало сделать так» выглядят как обычное хвастовство.
В-третьих, перед написанием определите стиль текста. Это может быть впечатление, исповедь (когда прочитанное перекликается с личным опытом), рекомендация (кому и зачем стоит читать), детальный анализ (сосредоточить внимание на отдельном событии или эпизоде) или ассоциация (сравнение разных произведений).
В-четвертых, нужно постараться найти сильные и слабые стороны произведения. Для этого книгу следует рассматривать с разных сторон, определить, что в ней нравится, а что смущает или расстраивает.
Теперь вы знаете, как писать отзыв о прочитанном произведении. Удачной работы и интересных книг!
Оценивая произведение, рецензент должен соблюдать объективность, уметь доступно и грамотно излагать свои мысли. Для этого необходимо иметь достаточный уровень компетенции и начитанности. О том, как написать рецензию на книгу вы узнаете из нашей статьи.
Структура рецензии
Какой должна быть примерная структура рецензии на книгу
Написание рецензий на книги может стать интересным занятием для тех, кто любит читать и умеет логично излагать свои мысли на бумаге. Ведь это один из способов поделиться впечатлениями о книге с единомышленниками, преподнести свое восприятие сюжета и характера героев.
Примерный план рецензии на книгу:
- вступительная часть;
- основная идея;
- критический анализ;
- выводы.
Как начать рецензию
Для многих наибольшую трудность составляет написание начала рецензии. Здесь не существует четких правил, каждый выбирает то, что ему ближе. Обычно во вступлении задается тон рецензии.
Приведем некоторые варианты того, как можно начать рецензию:
- краткое описание сюжета (книга о том, как…);
- раскрытие жанра;
- интригующая цитата из книги;
- личная оценка (понравилась или не понравилась книга).
Основная идея произведения
В этой части рецензии следует определить основные вопросы, поднятые в произведении, круг проблем и основную мысль. Не следует пересказывать основное содержание книги. Ценность рецензии придает умение рецензента грамотно оценить насколько автор смог раскрыть характеры героев и донести до читателей главную мысль произведения, особенности его стиля и мастерство.
Критический анализ
Прежде всего, следует уделить внимание названию книги, так как оно выражает основную идею. Здесь же можно привести оценку того, как временной период и место действия связаны с темой книги, и какое настроение создают при чтении.
Интересно рассмотреть линию поведения главного персонажа: как меняются его мысли, чувства, с какими проблемами сталкивается, его отличие от второстепенных героев.
Выводы
В заключении рецензент оценивает актуальность произведения, делится личным впечатлением от прочитанного, сравнивает с другими работами автора, оценивает оригинальность замысла.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее
Какие моменты должны быть проанализированы
Что следует учитывать при написании рецензии на книгу?
Некоторые критерии оценки произведения:
- логичность сюжета, динамичность повествования;
- реалистичность характеров героев, проработанность и достоверность;
- чувства, вызываемые героями;
- авторский стиль и язык;
- соответствие деталей реальности;
- поведение героев, их реакция на события;
- неповторимость произведения;
- этичность и оригинальность главной идеи;
- наличие ляпов;
- актуальность;
- свои ощущения.
Анализировать все пункты вовсе не обязательно, можно выбрать те, о которых хочется рассказать. При описании своих ощущений можно уточнить какие мысли и эмоции вызвала книга, захотелось ли оставить ее в домашней библиотеке, перечитать ее в будущем.
Образец рецензии на книгу
Скачать образец рецензии на книгу
Советы по написанию рецензии
Интересно излагая свои мысли о прочитанном, рецензент формирует у читателей интерес к произведению или, наоборот, отбивает желание читать.
Несколько советом о том, как писать рецензию на книгу:
Совет 1. Перед написанием рецензии желательно не читать чужих отзывов о книге. Их мысли перепутаются с вашими или вы начнете писать не своими словами. Вполне возможно, что кто-то уже выразил свое мнение о произведении, схожее с вашим. Тем не менее при написании рецензии важны впечатления конкретного человека, с учетом его опыта и мироощущения.
Совет 2. Может быть наоборот, мнение рецензента отличается от общепринятого. Например, какая-то книга считается общепризнанным шедевров, а рецензенту не понравились определенные моменты, которые испортили общее впечатление от книги. Не стоит бояться того, что мнение противоречит большинству, в таком случае оно принесет даже больше пользы читателям.
Совет 3. Следует соблюдать принцип: чем более негативное впечатление о книге несет рецензия, тем больше она должна содержать предложений. То есть в этом случае следует более подробно провести анализ произведения и объяснить, что конкретно не понравилось рецензенту.
Распространенные ошибки
Ознакомьтесь с самыми распространенными ошибками при написании рецензии на книгу
Ошибка 1. Самая часто встречающаяся ошибка – пересказ событий, происходящих в книге.
Ошибка 2. Переход на личность автора.
Ошибка 3. Хамство, фамильярность.
Ошибка 4. Применение субъективных оценочных суждений (хорошо/плохо, талантливо/ бездарно).
Где разместить рецензию
После написания рецензии возникает вопрос о том, где ее разместить.
Варианты для размещения рецензии на книгу:
- собственный блог;
- тематические сообщества;
- конкурсы рецензий.
Написание рецензий способствует улучшению не только писательских навыков рецензента, но совершенствованию его как читателя. Некоторые опытные рецензенты утверждают, что намерение написать рецензию на произведение заставляет глубже вчитываться в сюжет, обращать внимание на детали.
На филологических факультетах и отделениях журналистики распространен такой тип учебных работ как рецензия (критическая статья, обзор или эссе). Рецензию можно написать на любой творческий продукт: спектакль, фильм или даже компьютерную игру. Кроме того, рецензии пишут на научные работы: курсовые, дипломные, кандидатские и докторские диссертации, монографии, пособия. Но самой распространенной является рецензия на книгу.
Хотите узнать, правильно ли вы оформляете учебные работы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы раскрываем секреты подготовки, оформления и защиты студенческих работ.
Как пишется рецензия на книгу: что это такое и с чего начать
Рецензия — это критический анализ и оценка культурного объекта, написанная в научном или публицистическом стиле.
Она похожа на сочинение-отзыв на книгу или на фильм, но главная ее особенность в том, что оценку прочитанного или увиденного нужно аргументировать. В качестве аргументов могут выступать:
- цитаты из произведения;
- подтверждения из других источников;
- мнения экспертов;
- факты общественной жизни (если книга их искажает или противоречит им).
Поэтому перед тем, как начать писать рецензию на книжку, обязательно прочтите ее. Чтения «по диагонали» или знакомства с кратким содержанием для хорошей рецензии недостаточно. Только полное (а лучше неоднократное, с выделением ключевых моментов) прочтение позволит сформировать собственную оценку и подтвердить ее доказательствами.
Совет: перед тем, как писать рецензию на книгу, не читайте чужих отзывов, сохраняйте чистоту и непредубежденность восприятия.
План рецензии на книгу
Чтобы правильно написать рецензию на книгу, советуем придерживаться следующего плана:
- Библиографическое описание (название, автор, его предыдущий опыт, год выхода книги, объем, издательство).
- «Технические» характеристики: дизайн, обложка, иллюстрации.
- Краткий пересказ сюжета (без «спойлеров» или раскрытия главной интриги).
- Художественные особенности литературного произведения.
- Личные впечатления от прочитанного.
- Аргументация этих впечатлений: разбор содержимого.
- Главные преимущества и недостатки книги.
- Вывод о том, стоит ли читать книгу, насколько она интересна/полезна и для какой аудитории.
Это главные пункты плана написания рецензии на книгу, но, по желанию автора, их можно дополнить. Например, сравнить анализируемую книгу с предыдущими работами писателя или с книгами, посвященной той же теме.
Структура рецензии на книгу
Перед тем как написать рецензию на книгу, проверьте, владеете ли вы информацией, чтобы дополнить все структурные элементы работы:
- данные об авторе (псевдоним/настоящее имя, годы жизни, творческое наследие);
- сюжет книги (герои, их высказывания и поступки);
- цитаты, характеризующие проблематику книги и идеи автора;
- собственное мнение о книге, которое будет подтверждено доказательствами.
Чтобы в рецензию вошли все нужные части, рекомендуем прочитывать книгу несколько раз, используя карандаш, закладки и стикеры. Так вы выделите главные моменты, отметите нужны высказывания и подберете необходимый материал для доказательства своей позиции.
Что касается объема работы, то оптимальным считается 2000-4000 знаков.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Правила написания рецензии на книгу
Чтобы написать хорошую рецензию, которая будет интересна другим читателям, придерживайтесь нескольких правил:
- Внимательно прочитайте книгу, желательно 2 или 3 раза (да, мы уже говорили об этом, но это действительно важно).
- Личное мнение о прочитанном подтверждайте отрывками текста.
- Формируйте окончательную оценку, не путайте читателя неопределенностью.
- Анализируйте конкретный текст, а не книги автора в целом.
- Указывайте целевую аудиторию книги.
- Не допускайте грамматических и фактических ошибок, тщательно проверяйте материал (вот где пригодятся подчеркивания, закладки и стикеры: с ними вы быстро найдете нужное место).
Рецензия на книгу на английском
Особое внимание стоит уделить рецензии на книгу на английском языке:
- Убедитесь, что в книге не осталось неясных слов и вы все поняли верно.
- Если есть возможность, ознакомьтесь с официальным русским переводом.
- Проверьте транскрипцию перевода имен героев (из-за невнимательности переводчиков Уотсон может на долгие годы стать Ватсоном).
Ошибки, которые помешают правильно написать рецензию на книгу
Главная ошибка начинающего рецензента — излишний субъективизм. Чтобы не допустить этого, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Не беритесь за рецензию на книгу, в теме которой не разбираетесь.
- Не увлекайтесь пересказом сюжета, ваша задача — сделать анализ.
- Приводите достаточное количество аргументов, не заменяйте их эмоциями.
- Не употребляйте жаргонные слова, используйте нейтральную лексику и придерживайтесь делового тона.
- Помните, что вы пишете рецензию на книгу и не переходите на личность автора. Не позволяйте мнению о писателе влиять на отзыв о его работе.
Пример рецензии на книгу
В сети можно найти шаблон и образец рецензии на книгу. Рекомендуем обратить внимание на рецензии, выложенные на сайтах издательств (например, Альпина).
Помните, что залог хорошей рецензии — интересное начало. Не допускайте банальностей вроде «Несколько дней назад в свет вышла новая книга известного автора». Лучше начните с необычного факта: «Согласно статистике тату-салонов, наибольшей популярностью у женщин пользуются татуировки семейства кошачьих: львов, тигров и обычных кошек. Тем не менее, самой популярной книгой 2009 года стала «Девушка с татуировкой дракона» шведского автора Стига Ларссона».
То же касается и завершения. Вместо традиционного «Книга будет интересна любителям остросюжетных детективов», напишите «Книгу наверняка по достоинству оценят те, кто не боятся интеллектуальных вызовов и готовы сражаться за правду вместе с обаятельным сыщиком».
Если, несмотря на наши советы, вы не уверены в своих силах или не успеваете прочитать книгу, по которой нужно написать рецензию, не беда. На помощь всегда придет студенческий сервис. Его специалисты могут прочитать и прорецензировать любую книгу в самые сжатые сроки.
Знакомясь с различными произведениями на уроках литературного чтения или же читая книги по внеклассному чтению, школьники достаточно часто получают задание НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Выполнение этого задания способствует развитию речи ребенка, тренирует умение четко формулировать свои мысли, способствует более глубокому и осознанному пониманию прочитанного.
Если ребенок впервые сталкивается с таким непростым для него заданием, то возникают различные вопросы.
Что такое отзыв о книге?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Говоря простым языком, в отзыве нужно написать понравилась или не понравилась книга, а также объяснить почему.
При этом важно дать развернутый ответ, подкрепленный доказательствами или цитатами которые также будут показывать знание произведения.
Предлагаю воспользоваться различными «помогаторами» для написания отзыва. Кому-то удобно пользоваться планом, кому-то отвечать на поставленные вопросы или же просто иметь под рукой памятку.
Итак:
Что обычно содержит отзыв?
- Краткие сведения о книге (имя автора, название произведения, место и время событий повествования).
- Тезис (мнение читателя о книге: какие поступки героев книги и какие их черты особенно взволновали).
- Вывод (общая оценка книги: чему книга научила, чем понравилась или не понравилась).
Чтобы легче было структурировать свои высказывания, можно придерживаться вопросов, плана или памятки.
Вопросы, которые могут помочь при написании отзыва:
- О чем книга?
- Какая тема и основная мысль произведения?
- Что ты знаешь об авторе книги?
- Что (какие места в книге) произвело наиболее сильное впечатление?
- Понравилась ли книга и чем?
- Кто из героев книги особенно понравился и почему?
- Кто главные герои и как ты их охарактеризуешь?
- С кем из персонажей хочешь подружиться? Почему?
Памятка по написанию отзыва
- Вступление
Напишите автора и название произведения, жанр (сказка, стихотворение, былина, рассказ, басня и так далее).
- Основная часть
- Кратко о чём произведение (не нужно пересказывать книгу, важно сформулировать главную идею произведения).
- Основные персонажи, их поступки, достижения.
- Какие моменты в произведении особенно понравились и почему.
- Сделайте вывод – чему учит произведение, какой урок можно извлечь.
- Заключительная часть.
Ваше мнение (впечатление) о произведении. Главная мысль произведения.
Шпаргалка в помощь при написании отзыва:
- Книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)…
- Я прочитал, познакомился с произведением, недавно я узнал…
- Эта книга рассказывает, повествует, раскрывает историю…
- Эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- Автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- Особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
- Эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- Читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Примеры отзывов о прочитанных книгах
Отзыв о книге Е. Ильиной «Четвертая высота»
Книга Е. Ильиной «Четвертая высота» повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королевой. Еще в детстве она начала сниматься в кино. При этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всем.
Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках. Ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её высотой была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем гуля прыгнула с восьмиметровой вышки. Четвертую свою высоту она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки.
Читая эту книгу, я восхищался твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.
Книга мне понравилась. Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину.
Отзыв о повести В. Катаева «Сын полка»
Недавно я познакомился с повестью В. Катаева «Сын полка». Книги о войне всегда тяжело читать, но это произведение мне понравилось. Это не только история мальчишки-сироты Вани Солнцева, но и яркое правдивое повествование о самой войне, о мужестве наших воинов.
Ваня мне очень понравился. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный паренек воевал наравне со взрослыми солдатами. Ваня для меня пример смелости, героизма и несгибаемой воли.
Повесть «Сын полка» учит никогда не терять надежду, всем сердцем любить свою Родину и верить в лучшее.
Задание написать отзыв о прочитанной книге часто вызывает затруднение. Многие современные дети читают книги поверхностно, с неохотой. И как следствие скудный словарный запас, плохо развитая речь, непонимание прочитанного, частые ошибки.
Если у вашего ребенка подобные сложности, то рекомендую следующие профессиональные результативные тренинги:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Материал обновила Елена Озоль.
Когда в книге нравится все, лишние слова не требуются. Когда в ней есть спорные моменты, прописные истины или новое и пугающее, нужно нечто большее, чем «палочка с точкой». Речь о рецензии, дамы и господа!
Далее – теория, без которой не обойтись.
Определение
Рецензия книги – это критический анализ или оценка произведения, написанного в научном, художественном, публицистическом стиле для формирования мнения о нем у целевой аудитории. Рецензировать можно любое произведение: художественное, публицистическое и так далее.
Что это дает рецензенту:
- помогает разобраться в прочитанном;
- подходит для публикации в блоге и привлечения трафика;
- возможность показать экспертность → обратить на себя внимание издательств → начать рецензировать на коммерческой основе.
Рецензия – это ответственность. Писать ее нужно скрупулезно и вдумчиво, ведь мы формируем окончательное мнение о книге и создаем первичное представление у других людей. Правильно ли мы это делаем?
Теперь можно определить критерии правильной рецензии. Подумайте, сможете ли вы добавить что-то свое в список ниже.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Подробнее
Критерии правильной рецензии
- Краткие библиографические сведения об авторе, информация о годе издания или переиздания, тема, ключевые моменты повествования, анализ названия.
- Особенности композиции.
- Разбор книги с ориентиром на конкретную целевую аудиторию.
- Личные впечатлении о прочитанном.
- Анализ хороших и неудачных сторон.
- Достаточный объем информации для формирования мнения о книге (от 1 000 до 3 000 печатных знаков).
- Анализ новой книги рецензент делает с чистого листа, опираясь только на собственное мнение.
- Упоминание предыдущих работ и регалий автора, без подобострастия или предвзятости.
- Тактичность по отношению к автору.
- Отсутствие ошибок.
Классификация рецензий
В завершении теоретической части предлагаю рассмотреть 2 самых емких, на мой взгляд, варианта классификации рецензий, которые внесут дополнительную ясность.
- по объекту: музыка, фильмы, театральные постановки, книги;
- по субъекту, т. е. автору рецензии: эксперт, читатель или заказной рецензент, положительный отзыв которого был оплачен;
- по количественному признаку, т. е. числу и объему рецензируемых произведений;
- по типу: развернутый профессиональный анализ произведения, короткая рецензия, написанная читателем, эссе с доминирующим личным мнением, в котором рецензент высказывает свое отношение к книге, авторская рецензия, книжные обзоры.
С необходимой теорией покончено. Теперь…
Готовимся к рецензированию
Сейчас будет воистину «капитанский» совет.
Начать работу необходимо с досконального изучения книги. При этом прочесть ее нужно не один, а несколько раз. Сначала с позиции обычного читателя, потом – для проведения тщательного анализа, позволяющего сделать критический обзор.
В процессе работы можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.
Теперь вы готовы к рецензированию. Не торопитесь, проверьте себя.
- Не читайте других отзывов о книге, иначе вы рискуете написать рецензию чужими словами.
- Не смущайтесь, если ваше мнение разительно отличается от мнения большинства. Не бойтесь «холиваров» – пишите. Грамотная рецензия будет только в плюс: думающая аудитория это оценит.
- Чем более негативное мнение у вас сложилось, тем больше аргументов нужно приводить в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
- Логику и эмоции используйте в равных пропорциях.
- Не испытывайте мысленного, а порой и животного физического, страха перед автором. Если вы купили книгу, а не «спиратили», имеете право аргументированно высказаться.
Составляем план рецензии
Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым.
- Библиографическое описание: название книги, автор, год выхода (если переиздание – указать, какое по счету), издательство.
- Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
- Непосредственно отзыв (личные впечатления).
- Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
- Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
- Итоговая оценка и личные выводы об актуальности и качестве книги, рекомендации читателям.
Отлично! Теперь начинаем…
Процесс рецензирования
Есть поговорка «Не суди о книге по обложке». Я с ней не согласен, потому что физические данные книги напрямую влияют на удобство чтения и первое впечатление. В связи с этим условно разделяю процесс рецензирования на две части, первая из которых…
Рецензия формы
Она хороша тем, что:
- не требует чтения;
- довольно быстро составляется;
- объективнее, чем рецензия содержания.
Плоха тем, что:
- должно пройти время, чтобы дать оценку по некоторым критериям;
- все равно не лишена субъективизма, ведь есть еще одна поговорка про «на вкус и цвет…».
Когда делают обзор на гаджеты, всегда вставляют изображения в тексты. Я отобрал и сфотографировал несколько «подопытных» книг из домашней библиотеки, чтобы показать, какие составляющие формы можно рецензировать.
Формат книги
Карманная книга «Pocket book» – отличное решение для путешественников, но дома лучше читать в стандартном формате:
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» издательств «Эксмо» (сверху) и «Москва» (снизу)
Ориентация книги
Да, в нашем толерантном мире она и у книг разная – книжная или альбомная:
А. Мильчин «Как надо и как не надо делать книги» – в классической книжной ориентации
Ли Лефевер «Искусство объяснять» – книжка-альбом
Ширина в 213 миллиметров делает книжку-альбом «Искусство объяснять» практически нетранспортируемой в большинстве сумок. Еще она сильно выделяется на книжной полке. Вероятно, ее нужно хранить в лежачем виде.
Габариты и вес книги
Посмотрите на эти «книжки-малышки»:
М. Портер «Конкурентное преимущество», У. Паундстоун «Это дорого или дешево?»
При габаритах 236x163x36 мм работа Портера весит 916 г. У Паундстоуна книга с габаритами 240x161x31 мм тянет «всего» на 648 г. «Конкурентное преимущество» (715 стр.) в мягкой обложке лежит в руке и чувствуется заметно тяжелее, чем «Это дорого или дешево?» в твердой обложке (432 стр.). Обе читать в общественном транспорте будет затруднительно.
Дизайн обложки
Сейчас будет созерцание прекрасного:
Энн Ламотт «Птица за птицей»
Присмотритесь к обложке той книги, которую собираетесь рецензировать: что в ней притягивает, что отталкивает. Удачный дизайн помогает книге выделиться на полке и рассказывает о содержании произведения.
Цвет обложки
Какую книжку на полке вы заметили первой?
Сокровищница копирайтера
Цвет обложки – тоже маркетинговый ход. Он работает для привлечения внимания покупателей в книжном магазине или гостей, хищно изучающих вашу домашнюю библиотеку.
К слову, я первой заметил «кислотные» обложки книг Дмитрия Кота «Продающие тексты» и Тимура Асланова «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». Издательство «Питер» хорошо поработало – дизайн получился заметным и продающим!
Суперобложка
О, мое самое любимое! Сейчас будет кейс по эффекту хорошей упаковки.
Как-то я купил книгу Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Кто не знает, Михаил – маститый писатель-фантаст, автор «Большой энциклопедии диабетика». Через некоторое время увидел на «Озоне» его же произведение «Как писать книги» и тоже купил. Смотрим на иллюстрацию:
Две книги по писательскому мастерству
Ничего удивительного в том, что у одного и того же автора вышли две книги по писательству, не увидел. Например, у Юргена Вольфа есть «Школа литературного мастерства» и «Литературный мастер-класс»…
Потом я снял суперобложку:
Это одна и та же книга по писательскому мастерству издательства «Эксмо»
У книги со снятой суперобложкой ISBN 978-5-699-82148-8, у другой – ISBN 978-5-699-70076-9. Объем одинаковый – 384 стр. Круто, да?
Это к вопросу о маркетинге упаковки и маркетинговой политике издательства для вашей будущей рецензии.
Кликбейт в книжном магазине: как обложки привлекают внимание и делают продажи
Мягкая или твердая обложка
Обе книжки в мягкой обложке хранились только дома при комнатной температуре. На оранжевую я даже дышать боялся. Как видите, клеенчатый слой начал отходить от бумажного:
Снизу – «Пиши, сокращай» М. Ильяхова, сверху – «Логика и жизнь» М. Литвака
Теперь о твердой обложке. Она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений. Кто бы спас от повреждений и термического воздействия саму обложку! Небольшой разрыв корешка, перепады влажности, и книга расслаивается на пятьдесят оттенков серого:
Майкл Гоулстон «Я слышу вас насквозь». И рвусь так же…
Размер шрифта
Мне повезло – стопроцентное зрение. Могу читать хоть со спичечного коробка. Есть люди, которым нужны большие буквы в тексте. Сравните:
Снизу – М. Поташев «Путь решения». Сверху – А. Ивин «Искусство мыслить правильно»
Вы мне можете возразить, мол, габариты у книг разные. Я вам отвечу: когда держишь их в руках, понимаешь, какие здоровые буквы в «Пути решения», как они раздувают объем, количество затраченной на печать бумаги и конечную стоимость книги.
Будем объективны: у Александра Ивина «буковки-малышки», но и книжка-маломерка. Удобно возить в транспорте, но при не самом ярком освещении читать трудно.
Иллюстрации
Помните, как в детстве листали страницы в надежде увидеть картинки?.. А там один сплошной текст! В книгах хочется обнаружить визуальную составляющую. Когда она цветная – вообще восторг:
Фил Барден «Взлом маркетинга»
В художественной литературе достаточно иллюстраций, раскрывающих текст, в нон-фикшене не будут лишними инфографика и схемы.
Качество бумаги
Раньше книжки печатались на серой газетной бумаге. Она невзрачная и хрупкая. Белоснежная мелованная бумага на ее фоне выигрывает:
Сверху – К. Муздыбаев «Психология ответственности», снизу – К. Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь»
Обе книжки – стопроцентные шедевры, но читать «Психологию ответственности», в том числе из-за шрифта, намного сложнее, а еще без труда можно помять или порвать страницы.
На мелованной бумаге хорошо видны отпечатки пальцев, как яблоки на снегу – красные на белом. Или черные?
Персонализация книги
Ноу-хау издательства «МИФ» и его конкурентное преимущество:
Игорь Манн «Маркетинг на 100 %. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу»
Признаюсь, не люблю писать в книгах даже карандашом. Если дам почитать одну из «мифовских» книжек, быстренько заполню поля:
- «Эта книга принадлежит»;
- «Контакты владельца».
Закладка
Она же ляссе. Очень сильно облегчает жизнь читателю и избавляет от необходимости засовывать календарики, фантики и кусочки фольги между страниц:
Дамир Халилов «Маркетинг в социальных сетях»: благодаря закладке можно вспомнить, для кого эффективен SMM
Вот как много можно сказать о книге, даже не читая ее! Естественно, речь идет о бумажном варианте, а не электронном.
4 способа издать и продать свою книгу
Рецензия содержания
Чтобы выдать достойный критический разбор, рецензент должен владеть материалом минимум на том же уровне, что и автор, а лучше – на более высоком.
После изучения нескольких вариантов рецензирования выделил общие моменты.
- В работе можно следовать одной из стратегий: взгляд со стороны, анализ без выставления оценки, критический разбор или открытая полемика с автором.
- Не допускать банального пересказа. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.
- Высказывать свое впечатление от книги, обосновав все негативные и позитивные моменты.
- Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.
- Указывать на стилистические, фактические, грамматические ошибки, допущенные автором. Перепроверять их наличие.
От ошибок, похоже, не застрахована ни одна книга. Даже в замечательной (кроме шуток) книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» прокрались досадные опечатки:
Ошибка в аннотации к книге
Ошибка в тексте-примере на стр. 161
Максим Ильяхов: Люди, которые упрекают инфостиль в бездушности, ничего не знают ни об инфостиле, ни о душе
Дополнительно к вопросу о том, что нет безупречных сервисов, редакторов и редактуры (и рецензентов, разумеется).
Продолжаю список требований к рецензии:
- Следить за собственной стилистикой: не использовать жаргонизмы, просторечные высказывания и канцеляризмы.
- Делать предложения лаконичнее и проще в зависимости от объема рецензии. Не допускать двусмысленных оценок.
- Стараться разделять свой опыт изучения других книг по теме и реальную полезность рецензируемой.
- Закончить рецензию обращением к будущим читателям.
Составляя обращение, помните: вы не инквизитор. Безапелляционные высказывания и выраженное нежелание идти на контакт с автором рецензией не являются.
Этика рецензирования
- Проверяйте все даты, факты, цифры, названия и имена.
- Выдерживайте деловой и доброжелательный тон послания.
- Не навязывайте свое видение автору.
- Не позволяйте влиять своему отношению к автору на мнение о книге.
- До публикации рецензии предупредите создателя произведения, чтобы он подготовил аргументированный ответ.
Итак, вы сделали критический анализ произведения. Не спешите публиковать, сначала проверьте себя на…
Ошибки рецензирования
- Отсутствие достаточных знаний по теме произведения.
- Пересказ книги вместо подробного анализа.
- Полная подмена логики эмоциями.
- Приоритет личного мнения над объективной оценкой, общие оценочные суждения.
- Малое количество аргументов или их низкое качество.
- Фамильярное отношение к автору.
- Чрезмерная самоуверенность или неуверенность рецензента в себе.
- Подмена рецензии отзывом. Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» – это не рецензии. В своем отклике важно ответить на вопросы:
- Что за книга рассматривается, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
- В каком жанре она написана?
- В чем основная идея произведения?
- Какова структура повествования?
- Какое впечатление оказала книга на читателя?
Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых становится ясно, покупать книгу или нет.
Примеры рецензий
Текстовые рецензии
- Рецензии в блоге студии Дениса Каплунова.
- Вдумчивая рецензия-обзор, посвященная прозе Владимира Шарова.
- Агрегатор рецензий на книги издательства «Альпина нон-фикшн».
- Рецензии на книги издательства «МИФ».
- Сборник рецензий Виссариона Белинского.
- Рецензии на книги по маркетингу и рекламе от Александра Павловича Репьева.
- Рецензия Даниила Шардакова на книгу «Нейрокопирайтинг» Дениса Каплунова и ответ Дениса.
- Литературный сайт Библиогид с рецензиями критиков и писателей.
- Очень интересная и грамотная рецензия Евгения Штейнера на книгу американского профессора Нэнси Сталкера о культуре Японии.
- Ника Соколова размышляет над прочитанным в блоге Babybooker. Рецензия на книгу «Мама на нуле».
Видеорецензии
- Как читать людей, как рассуждать, и ВЕСЬ нон-фикшн в 4 книгах на канале «Читалочка».
- Видеорецензия Артема Черепанова: Рэй Брэдбери.
- Книги нон-фикшн на канале GetPublishED.
- Отклики на книги от Михаила Халецкого.
- Наглядно о том, как написать рецензию.
Классические рецензии
- Писарев Дмитрий Иванович;
- Белинский Виссарион Григорьевич;
- Ходасевич Владислав Фелицианович;
- Мережковский Дмитрий Сергеевич;
- Карамзин Николай Михайлович;
- Плеханов Георгий Валентинович;
- Розанов Василий Васильевич;
- Тынянов Юрий Николаевич;
- Чернышевский Николай Гаврилович;
- Герцен Александр Иванович.
Заключение
Вы поняли, что рецензирование книги – процесс столкновения двух противоречий: собственное мнение нужно соединить с беспристрастным профессиональным взглядом.
Когда пишешь рецензию, важно не утонуть в эмоциях. Сугубо восторженный отклик всегда будет смотреться как предвзятый и даже проплаченный. Полный негатива – как личная неприязнь рецензента к автору и нежелание видеть дальше своего носа.
Абсолютно в каждой книге можно найти жемчужину мысли. Рецензирование помогает сделать это быстрее.
Рецензия – жанр научной и художественной критики, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Рецензия информирует о новом литературном произведении, содержит его краткий анализ и оценку.
Термин пришел к нам из латыни «recensio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо», поэтому рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения.
Содержание
- Цели и задачи рецензии
- Основные виды рецензии
- Языковые особенности
- План и оформление рецензии
- Как написать рецензию на книгу
- Особенности научной рецензии
- Плохая и хорошая рецензия – примеры
- Пример рецензии на эссе
- Топ ошибок при написании рецензии
Цели и задачи рецензии
Рецензии — это критические оценки, опубликованные либо в Интернете, либо в газете или журнале. Традиционно обзор был о книге, концерте, фильме или, возможно, телешоу. Однако теперь они все чаще используются в Интернете для гораздо большего числа целей, включая рейтинг и оценку покупок, ресторанов, мест проведения мероприятий и мероприятий.
- Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
- Задача рецензии – дать отзыв, который другие люди считают полезным при принятии решения о покупке, просмотре, прочтении или посещении. В нем объясняется, что вы должны включить, тон, которого вы должны достичь, а также то, что вы должны исключить.
- Цель рецензии — посоветовать другим посетить/купить/посмотреть/читать/иным образом взаимодействовать с предметом вашего обзора. Он также может быть использован предприятиями, чтобы увидеть, как они могут улучшить.
- Тезис – главная мысль рецензии, вокруг которой строится доказательная база. Тезисом может служить оценка произведения. Тема – конкретное произведение науки или искусства, чаще всего новое, популярное или скандальное.
Из этого следует, что хорошая рецензия— это отзыв, который другие люди считают полезным для принятия решения или который помогает улучшить бизнес. Поэтому при написании рецензии вы должны учитывать, какая информация нужна людям для принятия такого решения.
Основные виды рецензии
Существует много видов и типов рецензий, отличающихся по теме, объему, рецензенту и т.д. Простая Талица Основных типов рецензий поможет кратко оценить разновидности и особенности данных критических работ.
Таблица Основные типы рецензий |
||
Классификация |
Название |
Особенности |
По объему текста |
Гранд-рецензии |
Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2‑х печатных страниц |
Мини-рецензии |
Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 |
|
По рецензенту |
Читательские |
Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные |
Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями |
|
Заказные |
Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару |
|
По количественному критерию |
Моно-рецензии |
Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии |
Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме |
|
По объекту |
Литературные |
Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии |
||
Научные |
||
Театральные |
||
Отклики на компьютерные игры и программы |
||
По стилю речи |
Научные |
Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические |
Характерны для рецензий прессы |
Таким образом, каждый тип имеет свою цель и область применения.
Языковые особенности
Язык рецензии сочетает в себе противоположные качества: простоту и доступность с одной стороны, а также глубину и авторитетность с другой. Поверхностным мыслям в рецензии (а в идеале и в журналистике) места нет, однако аудитория должна понимать мысли автора.
Иногда рецензии создаются для специалистов, там анализ должен быть максимально подробным, профессиональным, а также могут использоваться специальные термины. Но рецензии для широкой аудитории требуют большей простоты и гибкости языка.
Язык рецензии может быть образным, не стоит себя в этом ограничивать. Самое частое средство выразительности – сравнение, так как вряд ли анализируемое произведение первое в своем роде. Также могут быть использованы яркие метафоры, которые позволят сделать рецензию запоминающейся и цитируемой.
План и оформление рецензии
Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Типовой план рецензии:
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32–2001.
Общие требования к оформлению:
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2‑х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Как написать рецензию на книгу
Написание рецензии на книгу — отличный способ сообщить другим читателям о новой захватывающей книге, перевернувшей страницы, или предупредить, что книга может не оправдать ожиданий.
Вот что нужно включить в рецензию на книгу:
- Крючок
- Основная информация о книге
- Основная сводка сюжета
- Ваша похвала и критика
- Ваша рекомендация
- Ваш рейтинг.
Если вы хотите, чтобы ваш обзор был информативным и полезным для вашей аудитории. Ознакомьтесь с нашими важными советами о том, как написать интересный обзор книги.
- Крючок. «Крючок» — это строка, которая привлекает внимание вашей аудитории и пробуждает их интерес, поэтому они будут продолжать читать ваш обзор, а не пролистывать его.
Ваша зацепка может быть убедительным или провокационным заявлением:
Подрывной талант Виктора Пелевина сияет новым и неожиданным образом в этом шедевре.
Или даже вопрос:
Вы когда-нибудь задумывались, как будет выглядеть дитя Сумерек и Автостопом по Галактике?
- Основная информация о книге. Поделитесь любой общей информацией о книге, которую важно знать читателям. Название и автор — очевидный выбор. Год издания книги может иметь значение, если она вышла 10+ лет назад. Не забудьте указать, является ли книга частью серии и необходимо ли читать другие книги этой серии перед этой книгой.
- Основная сводка сюжета. Поделитесь кратким изложением сюжета, чтобы ваша аудитория поняла суть истории. Лучшая практика — опустить кульминацию или концовку книги и не разглашать спойлеры, чтобы не испортить историю для своей аудитории.
Всегда лучше перестраховаться и сказать, что в сюжете есть «неожиданный поворот», чем раскрыть «злодей — отец главного героя!» Если вы должны включить спойлер, некоторые обзорные сайты позволят вам скрыть спойлерные предложения, чтобы ваша аудитория могла выбирать, хотят ли они ее читать или нет.
- Ваша похвала и критика. Этот раздел является наиболее важной частью вашего обзора и должен быть самым длинным. Любой может пересказать сюжет, но каков ваш уникальный взгляд на эту книгу?
Просто сказать, что книга «хорошая» или «плохая», или что она вам понравилась или нет, бесполезно. Сообщите вашей аудитории, почему вы считаете, что это отличное чтение, или почему вы нашли его разочаровывающим. Обмен этими подробностями поможет вашей аудитории составить собственное мнение о том, понравится ли им читать книгу.
Например:
Яркий язык мгновенно перенес меня в мир, но было несколько огромных сюжетных дыр, которые не имели смысла.
Лично мне не нравился главный герой; язвительный антигеройский трюк через некоторое время устарел.
Написание было грубым, с особенно неуклюжими диалогами, но я думаю, что предпосылка истории была блестящей.
- Ваша рекомендация. Поделившись своей похвалой и критикой, сообщите аудитории о своих выводах. Как вы думаете, кому понравится эта книга? Вам лично это не нравилось из-за парадоксов путешествий во времени, но вы думаете, что людям, которым нравится хорошая космическая опера, это понравится? Это 14‑я книга в серии, которая начала устаревать, и вы были приятно удивлены некоторыми новыми персонажами?
- Ваш рейтинг. Большинство обзорных сайтов предоставляют рейтинговую систему. Сообщите аудитории, почему вы выбрали тот или иной рейтинг. Если вы рецензируете книгу в своем личном блоге и используете собственную рейтинговую систему, обязательно объясните и это.
И напоследок – обращайте внимание на длину и учитывайте каждое слово. Длинные, бессвязные рецензии сбивают с толку и требуют много времени для чтения. Не забывайте проверять: убедитесь, что ваше правописание и грамматика в порядке.
Не будьте злыми: помните, что вы рецензируете книгу, в которую другой человек вложил свое сердце и душу, чтобы написать ее. Выскажите свое честное мнение, но не злословьте об этом. Представьте, если бы рецензировали вашу книгу, как бы вы хотели, чтобы читатель выразил свою критику.
Особенности научной рецензии
Рецензия в академическом издании – один из центральных жанров научного текста, рецензия публично информирует, предоставляет краткий анализ и помещает актуальную или классическую работу в пространство научной коммуникации.
Задачи научной рецензии:
- Информационная (рецензии в краткой и доступной форме сообщают о выходе новых работ и информируют мировое научное сообщество о том, что происходит в различных его частях);
- Аналитическая (рецензия проводит анализ и даёт квалифицированную оценку проделанной работе);
- Коммуникативная (рецензии являются формой развития науки и научного общения, устанавливают связь центр-периферия, позволяют преодолеть замкнутость отдельных групп глобального научного сообщества).
Жанр рецензии в мировой практике выступает как начальный и тренировочный на научном пути молодого исследователя, а публикация рецензии предполагает совокупность навыков и компетенций, необходимых для научной работы.
Написание введения
Во введении следует:
- Определите или обозначьте общую тему, проблему или проблемную область, тем самым предоставив соответствующий контекст для рецензии научной работы.
- Укажите общие тенденции в том, что было опубликовано по теме; или конфликты в теории, методологии, доказательствах и выводах; или пробелы в исследованиях и научных исследованиях; или единственная проблема или новая перспектива, представляющая непосредственный интерес.
- Объясните критерии, которые будут использоваться при анализе и сравнении работ, и организацию обзора (последовательность); и, при необходимости, указать, почему определенные исследования включены или не включены (объем).
Написание тела
В теле следует:
- Сгруппируйте исследования и другие виды литературы (обзоры, теоретические статьи, тематические исследования и т. д.) в соответствии с общими знаменателями, такими как качественный и количественный подходы, выводы авторов, конкретная цель или задача, хронология и т. д.
- Резюмируйте отдельные исследования или статьи с таким количеством или меньшим количеством деталей, какое заслуживает каждое из них, в зависимости от его сравнительной важности в исследовании.
- Предоставьте читателю сильные «зонтичные» предложения в начале абзацев, «указатели» по всему тексту и краткие обобщающие предложения «ну и что» в промежуточных точках обзора, чтобы облегчить понимание сравнений и анализов.
Написание заключения
В заключении следует:
- Обобщите основные вклады значительных исследований и статей в рассматриваемую совокупность знаний, сохраняя акцент, установленный во введении.
- Оцените текущее «состояние исследования» для рассматриваемой совокупности знаний, указав основные методологические недостатки или пробелы в исследованиях, несоответствия в теории и выводах, а также области или вопросы, относящиеся к будущему изучению.
- В заключение дайте некоторое представление о взаимосвязи между центральной темой научной рецензии и более широкой областью исследования, такой как дисциплина, научная деятельность или профессия.
Рецензия, таким образом, – это микро-модель научной работы. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Плохая и хорошая рецензия – примеры
Пример плохой рецензии на книгу
Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.
Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении: Эта книга, лично для меня, особенно примечательна тем…
Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.
Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.
Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции: Он был прекрасен… Эта книга, как и предыдущие, наполнена добротой, замечательной атмосферой и приключениями. Книга наполнена добротой!
Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.
Чего нет?
Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась. Но это не самое главное.
Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии? На эти вопросы не даны ответы.
Пример хорошей рецензии на книгу
Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем. Нет! Но почитать все же стоит.
Хороший пример рецензии на книгу А. Марининой «Седьмая жертва»:
В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.
Конечно же, получилась очень ехидная статья.
Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.
Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев. Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.
Как и у всех грамотных, начитанных и интеллигентных людей, у автора очень странный язык. Оценки часто резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги. Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н. на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию.
Топ ошибок при написании рецензии
Несмотря на то, что рецензия не требует каких-то особых знаний, рецензенты часто допускают ошибки. Самыми популярными считаются следующие:
- слишком подробный пересказ: выделите только самые важные тезисы из произведения и отталкивайтесь от них;
- обилие жаргона и разговорный стиль: рецензия относится к публицистическому жанру, поэтому стоит придерживаться именно этого стиля;
- излишняя эмоциональность и пространные рассуждения: лаконичность и сдержанность – это верные друзья рецензии, используйте аргументы для доказательства своих мыслей;
- грамматические, смысловые, фактические и пунктуационные ошибки: внимательно перечитайте текст перед отправкой и прогоните его через проверку на ошибки, если не уверены в своих знаниях.
Если вы избежите этих ошибок, то рецензия получится не только полная смысла, но и будет легко восприниматься читателем.
Читайте также: Рассказ в литературе – определение и примеры.
Таким образом, рецензия – это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Источники:
- Козлова М. М. //История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. Ульяновск 2000.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Тертычный А. А. // Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.