И.А. Бунина можно по праву считать одним из самых поэтичных писателей русской литературы. Как знать, являлся бы он таким, не имея за плечами душевного груза непростой биографии. Ведь последние тридцать с небольшим лет своей жизни мужчина провел в эмиграции, жил в Париже. Но Франция так и не стала для него вторым домом, он безнадежно тосковал по Родине. Все, что было написано Буниным за границей, пропитано грустной любовью к России. Он искренне сокрушался о невозвратности ушедшей вместе с революцией эпохи, тяготел к прошлому и сильно переживал за судьбу родной страны.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 О чем рассказ?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Главная мысль
История создания
Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.
Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.
Жанр, направление
Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.
Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.
О чем рассказ?
У рассказа нет четкой сюжетной линии. Автор пишет о том, как шел со спутником по большой дороге и увидел крестьян, косивших траву в березовом лесу. Крестьяне звонко пели почти в унисон, слаженно трудились, а лес словно откликался на их певучие голоса и вторил им. Это уникальное наблюдение и само пение настолько поразили автора, что все его органы чувств одномоментно обострились и обратились к косцам. Те были не местные, а рязанские мужики. Пришли в орловские земли с подмогой, постепенно продвигаясь к более плодородным степям.
Слушая пение косцов, автор ощущал себя одним целым с ними как прообразом всего русского народа. Их трогательные песни оставили глубокий след в душе рассказчика, ведь он, пожалуй, сам себе до конца не мог признаться, о чем же пели мужики. Но единение их голосов с природой выражено очень гармонично за счет множества эпитетов, метафор и сравнений.
Весь рассказ пронизан чувствами автора, связанными с глубокой любовью к родной земле и тоской по тем беззаботным дореволюционным временам, которые ушли и никогда не вернутся.
Главные герои и их характеристика
Через образ косцов Бунин передает сущность русского народа, силу его духа и единство с природой. При этом автор четко указывает на то, что народ этот сплочен в своем порыве, талантлив, трудоспособен и вынослив. Кажется, никакая сила не способна сломить его. И подтверждение тому — песня. Звонкие голоса косцов лихо разносятся по лесу и полю, где они работают. А березы и колосья «подпевают» им, что еще больше воодушевляет мужиков. Ведь поют они хоть и весело, но вместе с тем прискорбно, будто прощаясь с родной землей как символом надежды и счастья. Их песни — гимн своей стране и всем тем благам, что она им даровала. Песни — прощание с благодарностью и низким поклоном за возможность жить и жизнью наслаждаться. А наслаждение для косцов заключается в совсем простых вещах, таких как — родниковой воды напиться и поужинать в чистом поле, чтоб потом со свежими силами вновь приняться на работу.
Чувства и мысли автора, ощущающего свое родство с косцами, составляют основу рассказа. Благодаря им, он един с Родиной, способен душой приблизиться к ней на расстоянии.
Темы
- Тема родины. Так как все творчество эмигрантского периода Бунина пронизано мыслями о трагической судьбе России, то основной темой рассказа «Косцы» можно считать любовь автора к своей стране. Через любовь к ней находит отражение любовь писателя и к ее народу. В своем произведении Иван Алексеевич размышляет о нем, о пути, по которому тот идет, его судьбе и гармоничном союзе с природой.
- Непосредственно, тема природы в «Косцах» неразрывно связана с темой любви к стране. Деревья, ветер, поле, лес описываются как герои произведения, выступающие на одном уровне с крестьянами, косящими траву.
- Размышления о судьбе страны. Дорога как символ временной связи поколений выходит на первый план в рассказе. Это особый образ в русской литературе, и Бунин не мог обойти его стороной. Дорога для него как для поэта в прозе являлась олицетворением имитации постоянства исторического хода времени. Но в первых же строках автор противопоставляет гармоничность человека и природы реальному положению вещей, а именно крушению всех надежд на будущее вместе с крахом России. Писатель тяжело принимал эту данность, и его страдания вдали от родных берегов находили отклики в творчестве. Поэтому тема Родины в рассказе «Косцы» стала воплощением представшего в радужном свете образа страны, которая осталась жива только в добрых воспоминаниях ее народа. Бунин отразил всю свою любовь к России и постарался передать горечь от жизни за ее пределами.
Проблемы
Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.
Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.
Главная мысль
В рассказе «Косцы» И.А. Бунин стремился передать читателю свое самое сильное чувство, это основная идея. Данное чувство — это любовь к России. А в привязанности русского народа к своей земле он указал на обреченную безнадежность на рубеже эпох, когда прежний мир рушится на глазах, и на смену ему не приходит новый этап созидания.
На примере поющих крестьян автор подсказывает, что где бы в стране ни оказался русский человек, он будет так же преисполнен чувствами легкости и воодушевления, всем своим существом демонстрируя безмятежность, естественность и непосредственность. Словами писателя — это то, что свойственно в песне исключительно русскому человеку. На первый взгляд, пели косцы, а в истине пела сама душа России. Это и есть смысл произведения.
Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Главная
- Русская классика
- ⭐️Иван Бунин
- 📚Косцы
- Отзывы на книгу
Отзывы на книгу «Косцы»
отзывов и рецензий на книгу
Бунин пишет этот рассказ в 1921 году, будучи в эмиграции уже третий год. «Косцы» пропитан любовью к Родине, с которой Ивану Алексеевичу пришлось распрощаться. Рассказ воспринимается как размышление писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.
Автор по памяти воспроизводит картины родной природы орловских земель, оживляя ее.
Как такового сюжета в рассказе нет. Автор описывает, как встретил косцов. Крестьяне пели. Пели звонко. В унисон, слаженно, как и проходила их работа по покосу.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому.
Косцы были не местные, не орловские. Они пришли из Рязани на подмогу. И слушая косцов, Бунин ощущает себя единым целым с этими крестьянами.
Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть.
В «Косцах» Бунин не обходится без дороги. Здесь она олицетворяет ход времени.
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее — и пели. Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки.
Но для Ивана Алексеевича время принесло отнюдь не радость. Он потерял свою Родину, а вместе с ней и свои надежды. Поэтому рассказ «Косцы» пропитан ностальгией о былом, увиденном когда-то и навсегда отпечатавшемся в памяти писателя.
В образе косцов Бунин воплотил весь русский народ. Показал его единство на примере песни, которую в унисон поют крестьяне. Так и народ России — он сплочен в едином порыве, трудолюбив и вынослив.
Не обошел стороной писатель и единение русского народа с природой. Во время песни даже березы и колосья словно подпевали крестьянам. Но песня их с грустинкой. Словно они прощаются с родной землей как символом надежды и счастья. Но прощание это с безусловной благодарностью за возможность жить и наслаждаться жизнью. Это «воспоминание» Бунина — перенос своих чувств и эмоций. Он наделяет ими крестьян, чтобы через их образ передать, что он чувствует в эмиграции, как скучает по России.
Через единение с косцами, через их песню, через свои воспоминания, Иван Алексеевич вновь может приблизиться к родной земле, хоть и находится от нее далеко.
«Белые рубят красных,
Красные рубят белых,
Солнце восходит ясно,
Много черешен спелых»
гр. «Любэ»
Это произведение нужно было прочитать в пятом классе. Зачем? Чтобы уже тогда стало мучительно больно? Или для того, чтобы вспомнить, как упоительны в России вечера? Нет, чтобы русское солнце взошло над русскими полями и русскими людьми так, как оно восходит только в России.
Жизнь в эмиграции едва ли легка: масса незначительных отличий в ментальности, оторванность от родной культуры и языка, да и в принципе оскорбленное самолюбие радетеля отечества и народа. Не мудрено, что Ивану Алексеевичу на ум (и перо) приходят пасторальные картинки о косцах, дворовых девках и прочей земляничке.
Здесь должна была быть шутка про то, что Бунин, как интеллигентный человек, любит труд во всех проявлениях, но особенно его наблюдать. Или про то, что косы пели оттого, что у них «Русского радио» не было. Или о том, хорошо в деревне летом, особенно, если она тебе принадлежит. Да мало ли шуток можно насочинять на такую благодатную тему.
И все же что-то в этом есть. Не знаю, как это объяснить, мимолетное чувство не столько единения, сколько удовлетворения от порядка, традиций и прочей старины глубокой. Чаще всего оно снисходит на тебя не тогда, когда ты шарахаешься по глухому лесу в поисках грибов или ягод, а находишь паутину (лицом) и неприятности (другими частями тела). А, ну, например, как в этом примере, когда ты в белом идешь по дорожке, а традиции поддерживает кто-то другой.
Это, наверное, что-то хтоническое: чувствовать боль от запустения земли, при виде необработанных участков и заросших садов. Видеть косцов – хоть с косами, хоть с триммерами, хоть с комбайнами – это счастье, товарищи. Их не так много осталось.
Философский рассказ в декорациях исконно русской деревни.
Автор хочет сказать, что человек и природа едины, перед небом равны все и косцы и аристократы. Смотришь вокруг, дышишь полной грудью и наслаждаешься. Вот оно настоящее счастье!
Рассказчик проникся песней, а я прониклась рассказом.
И опять я со своим непониманием… Внучка окончила четвертый класс, 11 лет, предлагают детям летом прочесть «Косцов» Бунина. Ну почему «Косцов»?????
Нам, людям с возрастом, понятно, что в рассказе тоска, воспоминания Бунина по оставленной родине:
«Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки» — какие щемящие строки!
«родина, этот наш общий дом была – Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Да не дойдет эта тоска до 11-летнего человека!
Косцы в онучах пьют воду из жбана и едят вареные мухоморы!!! А потом косят и поют… После мухоморов запоешь…
Но не надо ерничать: косцы работали и скрашивали свой труд песней, не особенно задумываясь над ее содержанием. Песня грустна, а есть ли веселые русские народные песни? Бунин, покинувший Россию в 1920 году, в Париже, как творческий чувствительный человек вспомнил эти эпизоды встречи с косцами на родине и выразил свои чувства в этом рассказе:
Еще одно, говорю я, было в этой песне – это то, что хорошо знали и мы и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие – и невозвратимые. Ибо всему свой срок, – миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла мать сыра земля, иссякли животворные ключи – и настал конец, предел Божьему прощению.
А написано это в 1921 году, сто лет назад. Все возвращается? Поруганы молитвы и заклятия, свернулись самобраные скатерти и предел Божьему прощению?
Грустен рассказ, и зачем это навязывать 11-летним?
Столкнулась с этим произведением, потому что его проходят на уроках литературы в 5 (!) классе.
Когда я его прочитала, первая мысль, возникшая в голове, была: «Что ж я задала-то?»
Мои ожидания оправдались. Дети пришли на урок и в один голос сказали, что ничего не поняли, кроме того, что косцы ели мухоморы, а на ногах у них были бахилы.
Рассказ очень маленький, но очень сложный для 5 класса. Очень долго пришлось объяснять, почему Бунин написал такой рассказ, как он попал в эмиграцию, что такое эмиграция, почему он не мог вернуться, что такое революция… И самый животрепещущий вопрос: «Почему косцы ели мухоморы?» Честно, не смогла этого объяснить, потому что и самой не очень понятно.
В общем урок получился познавательным, даже слишком для пятого класса. Моя оценка получилась скорее не произведению, а тому, что его дают в 5 классе.
0
«Косцы» Бунин отзыв на рассказ какой написать, где найти готовый образец?
«Косцы» Бунин отзывы
«Косцы» Бунин отзыв 5 класс
Отзыв о рассказе Бунина «Косцы»
Отзыв по рассказу «Косцы» Бунина 5 класс
Отзыв на произведение Бунина «Косцы»
1 ответ:
1
0
Мой отзыв на произведение Бунина «Косцы».
Очень легкое произведение, читается легко. Автор четко и красочно описывает то, что видит, что чувствует. Ощущается тоска и любовь к своей родине. Мы видим природу родного края глазами автора.
Видим, как работают мужики, они поют грустную песню, но поют ее очень весело, бодро. Автор показывает единство человека с природой и это ему очень хорошо удается.
Произведение учит любить природу, родной край, не забывать историю своей Родины.
Меня в произведении удивил момент, где косцы ели мухоморы, ведь нас с детства учили, что они ядовитые. Я думала, что закончится все плохо, но оказалось, что все хорошо. И это очень радостно.
Рассказ мне понравился, я рекомендую его к прочтению.
Готовый образец:
<hr />
Читайте также
Михаил Зощенко не зря считается большим мастером фельетонов, в каждом из его рассказов мы видим что-то смешное, но при этом понимаем, что подобная ситуация вполне могла иметь место.
В рассказе «Галоша» герой-рассказчик потерял в трамвае галошу и пока пытался вернуть ее из бюро находок потерял и вторую. Даже не знаю, над чем больше смеется автор — над бюрократизмом, или над рассеянностью гражданина.
О личности рассказчика мы не можем сказать ничего — на это нет никаких указаний, кроме разве что того факта, что этот герой не отличается большим умом, а скорее простоват и наивен. Но также мы замечаем упертость гражданина, его настойчивость.
Однако, это все вторичные рассуждения, главное в этом рассказе комизм ситуации с галошей, а история эта по мнению автора могла произойти с любым.
Всех птиц исходя из особенностей миграции (сезонных переселений) принято делить на три вида:
<hr />
Оседлые птицы
Их также называют зимующими. Такие птицы на протяжении своей жизни придерживаются определённой территории и за её пределы не перемещаются.
Почему оседлые птицы никогда не покидают родные края?
1) Они способны находить себе пищу даже в самое холодное время.
Например:
Голуби или воробьи являются синатропами, то есть находят себе пропитание вблизи от человека.
Дятлы могут питаться семенами хвойных пород деревьев, орехами и жёлудями. В конце зимы и начале весны они также могут пробивать кору деревьев и пить их сок.
Есть птицы, которые запасают себе корм на зиму — сойка, кедровка и др.
2) Другая причина — благоприятные и комфортные климатические условия для проживания (тропический или субтропический пояс).
<hr />
Перелётные птицы
На время холодов и морозов они улетают в тёплые края, как правило, на значительные расстояния (например, они могут зимовать в Индии, Африке и др.).
Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми (например, стрижи или ласточки). А позже всех — водоплавающие птицы (утки, гуси).
<hr />
Кочующие птицы
Эти птицы отличаются тем, что в поисках пищи могут перемещаться с одного места на другое (на небольшие расстояния). Подобные перелёты не являются цикличными, они зависят от доступности привычной для птиц пищи и погодных условий.
Примеры кочующих птиц, живущих в России:
Синица, клёст, свиристель, снегирь и др.
<hr />
Выделим несколько признаков, по которым различаются оседлые, кочующие и перелетные птицы:
1) Способность к миграции.
Оседлые птицы живут круглый год на одном месте, кочующие птицы могут совершать перелёты из одной местности в другую для поисков пищи (но далеко от своей родины всё равно не удаляются), перелётные птицы совершают регулярные перемещения (они чётко привязаны к сезону) между местами гнездовий и местами зимовок.
2) Характер перемещения (миграции).
Перелётные птицы могут летать ежегодно по одним и тем же маршрутам, их передвижения цикличны.
Кочующие птицы в свою очередь определённых путей перемещения не имеют, они просто ищут пищу и комфортные для себя условия проживания.
Вот на этом сайте «http://sluver.org/» можно загрузить учебник , где собраны многие задания, задачи, и самостоятельные работы для учеников 5 класса.
Учебник так и называется :
Решебник предназначен для преподавателей математики, которые должны помочь ученикам глубже проработать более сложные задачи.
Является большой поддержкой, возможностью повеселиться и хорошо провести время с хорошими людьми.
я очень добрый человек, очень отзывчивый и очень правдивый, я никогда не обману своего друга.
очень нервный и быстро срываюсь на своих друзьях, также я часто опаздываю на встречи и нужно исправляться.
далеко не все ребята, с которыми я общаюсь являются для меня действительно друзьями, они мои хорошие знакомые, я могу с честностью сказать то, что у меня всего два настоящих друга: Дима и Егор.
стараться быть среди людей, которые похожи на меня по характеру, а для этого нужно больше посещать места, в которых мне нравится находиться.
Конечно, очень хорошо начата эта таблица, потому что пункт «Защищать девочек» несомненно является самым важным из тех требований, которые девочки могут предъявить мальчикам. Понятно и желание мальчиков, чтобы девочки ценили эту готовность их защитить, главное чтобы мальчики не забывали, что готовность защищать — это еще не вся защита.
Какие же еще требования можно дописать в эту таблицу?
Мне кажется, что девочки должны требовать от мальчиков того, чтобы они были смелыми и честными, чтобы они сами не обижали девочек, чтобы мальчики уделяли девочкам больше внимания.
Ну а мальчики неверное также хотят, чтобы девочки обращали на них внимание, чтобы они также были честными и чтобы не смеялись над мальчишками.
Заполнить таблицу можно например так:
Бунин И., рассказ «Косцы»
Жанр: рассказ
Главные герои рассказа «Косцы» и их характеристика
- Автор. Человек любящий родную землю, родную природу.
- Косцы. Молодые и красивые, сильные и веселые, единые с природой.
План пересказа рассказа «Косцы»
- Косцы в лесу на закате.
- Рязанские косцы на заработках
- Одежда косцов
- Косцы в обед
- Косцы ужинают мухоморами
- Чудесные песни косцов
- Неверие в безнадежность
Кратчайшее содержание рассказа «Косцы» для читательского дневника в 6 предложений
- У леса косили косцы и пели свои песни.
- Они приехали на заработки из рязанских земель.
- Косцы были чистыми и веселыми, они весело работали и пели.
- Автор увидел, как косцы ели мухоморы, но косцы только посмеялись.
- Косцы были едины с природой и их песню подхватывал лес.
- Но прошли те времена и мать сыра земля уже не защищает человека.
Главная мысль рассказа «Косцы»
Нет ничего прекрасней и дороже родной земли.
Чему учит рассказ «Косцы»
Рассказ учит любить родную землю, родную природу, радоваться молодости и красоте. Учит замечать прекрасное вокруг себя. Учит не верить в плохое и не поддаваться отчаянию. Учит верить только своим силам и ничего не бояться. Учит любить свою Родину.
Отзыв на рассказ «Косцы»
Мне понравился этот рассказ, который автор написал в эмиграции. В нем чувствуется тоска человека, который потерял свою Родину. И поэтому для него так близки и дороги самые простые воспоминания, в которых он еще дома, среди родной природы и близких людей.
Пословицы к рассказу «Косцы»
Нет земли краше, чем страна наша.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
За морем веселье — да чужое, а у нас горе — да свое.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Косцы»
Возле березового леса косцы косили траву и пели. Дело шло к закату, березовый лес откликался песням косцов, вокруг стояла благодать.
Косцы были рязанскими. Они приезжали в орловские места небольшой артелью, на заработки. Они были дружными и веселыми, жадными до работы и какими-то более старинными. В красивых одеждах, ярких рубахах и чистых портках.
Неделю назад косцы косили в дальнем лесу и проезжая мимо автор видел, как в обед они пили родниковую воду и перекрестясь бежали на работу, помахивая острыми косами.
Вечером автор застал их ужин. Он подошел поближе и поздоровался. Вдруг он заметил, что косцы едят мухоморы. Он пришел в ужас, но косцы только засмеялись и сказали, что мухоморы сладкие, словно курятина.
И автор смотрел, как косцы шли по лесу и понимал, что прелесть разлита повсюду вокруг него. Она в его родстве с этими косцами, с этим лесом и полем. В том, что все они дети одной Родины.
Прелесть песни косцов была в том, что пела одна грудь, и в том, что чувствовалось, что поющий человек свеж и полон сил, что он радуется жизни .
Косцы продвигались по лесу и легко обнажали поляны. В своих песнях они горестно прощались с родимой сторонушкой, дерзко и звучно пели о любви. В песнях этих была безнадежность, но их прелесть была как раз в том, что человек не верил в эту безнадежность. И хоть и вздыхал певец про то, что закатилось его счастье, он был счастлив от чувства единения с окружающей его природой. И все вокруг были его защитниками и заступниками — и звери и сказочные существа, всегда населявшие наши леса.
Но прошло то время и миновала сказка. Отказались от людей их древние заступники, разбежались умные звери, иссохла мать сыра земля.
В рассказе «Косцы» , написанном уже в эмиграции, в 1921 году, возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении.
В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы: «Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль… Казалось, что нет да и никогда и не было ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране» .
Читатель находит в этом описании все атрибуты дореволюционной России: дорога – один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, потеря представлений о времени. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно… И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу» .
Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать у читателей только самые хорошие чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
Сочинение: любовь к Родине, крестьянский труд и революционные перемены в произведении «Косцы»
Рассказ «Косцы» И. Бунин написал в 1921 г. в Париже. Франция не смогла заменить писателю Родину, поэтому в его сердце поселилась тоска по временам, проведенным в отчем крае. Иван Алексеевич крайне негативно относился к революции, не смог ее принять и пребывая в эмиграции. Эта позиция отразилась и в анализируемом рассказе.
В произведении «Косцы» можно выделить несколько тем: любовь к Родине, крестьянский труд и революционные перемены. Все они тесно переплетаются в раздумьях автора. Размышляя над указанными проблемами, писатель пытается донести читателям идею: нельзя забывать о своих «корнях», стертых историческими событиями, а также то, что все мы – дети одной страны, поэтому должны петь «одной грудью». Также И. Бунин учит ценить труд крестьян, уметь видеть в нем прекрасное.
Темой определяется система образов рассказа. Центральное место в ней занимают Россия и рязанские косцы.
О них рассказывает мужчина, наблюдающий за работой сенокосов. Его рассказ наполнен описаниями внешности крестьян, природы, труда. Событийная канва практически не развивается, поэтому рассказчик напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в поэзии. Трудно судить о происхождении рассказчика, о том, почему он оказался в деревне. Мужчина напоминает бывшего крестьянина, которому удалось «вырваться в свет», но ностальгия за сельской природой приводит его на привольные просторы.
Образ косцов сборный. Автор не дает отдельных характеристик этим людям, говорит о них в общем. При помощи такого приема он показывает единство тружеников, намекает, что они символизируют «дореволюционный» русский народ. Образ Родины тоже можно назвать сборным, ведь он соткан из пейзажей, человеческих образов и размышлений рассказчика.
Создавая пейзажи, автор отталкивается от образа березы, который традиционно символизирует Россию. Пейзажные зарисовки и описания труда подталкивают автора к размышлениям, поэтому играют очень важную роль, хоть являются и несюжетными элементами.
Сюжета, в обычном для нас понимании, в рассказе нет, однако условно можно выделить его элементы. Экспозиция – описание дороги и упоминание о давности событий. Завязка – первая встреча с косцами. Развитие событий – рассказ о полднике и ужине тружеников, размышление над значением их песен. Кульминации в произведении нет. Развязка – рассказ о «пределе божьего прощения». В каждой из указанных частей есть лирический отступления.
Свои размышления и воспоминания И. Бунин оригинально воплотил в художественной форме. Важную роль в тексте играют языковые средства. Например, чтобы показать единство человека и природы, доказать вечность «старины», автор использовал метафоры: «березовый лес… звучно откликался им», «дорога… изрезанная… следами давней жизни наших отцов», «все мы были дети своей родины». Выразительности пейзажным зарисовкам, портретам, описаниям труда придают эпитеты: «полевая тишина», «они были беззаботны, дружны», «хорошие, здоровые русские батраки».
Краткое изложение рассказа И. А. Бунина “Косцы”
Рассказчик вспоминает, как шли они по большой дороге, а в молодом березовом лесу поблизости косцы косили и пели. Это было очень давно. И та жизнь, которой жили все в то время, уже не вернется никогда.
Кругом были поля. Старая большая дорога, изрезанная колеями, уходила в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, впереди серело стадо овец. Старик-пастух с подпаском сидел на меже.
Казалось, что нет никакого деления на время в этой забытой – или благословенной – богом стране. А косцы шли и пели среди этой вечной тишины, и березовый
лес отвечал так же легко и свободно.
Косцы были дальние, рязанские, проходившие через эти земли на заработки, подвигаясь в более плодородные земли. Беззаботные и дружные, не обремененные ничем, они были “охочи” до работы. И одеты они были добротнее местных.
Неделю назад рассказчик проезжал верхом и видел, как они косили в ближнем лесу. На работу они заходили пополудновавши: сладко пили из деревянных жбанов родниковую воду и бодро сбегались к месту. Косы пускали враз, играючи. А потом он видел их ужин, когда они сидели возле потухшего
костра и таскали из чугуна куски чего-то розового.
Приглядевшись, рассказчик с ужасом понял, что ели они грибы-мухоморы. А те только посмеивались: “Ничего, они сладкие, как курятина”.
Теперь они пели: “Ты прости-прощай, любезный друг!” и продвигались по березовому лесу. А рассказчик со спутником стояли и слушали, понимая, что им никогда не забыть этого предвечернего часа, а самое главное, никогда не понять, в чем прелесть этой песни.
А прелесть была во всем – и в звучности березового леса, и в том, что песня эта не существовала сама по себе, а была тесно связана с их мыслями и чувствами и с мыслями и чувствами рязанских косцов. Чувствовалось, что человек настолько наивен в неведении своих сил и талантов, что стоит только немного вздохнуть, как весь лес тут же отзовется в ответ на песню. В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности? В том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить в эту безнадежность. “Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!” – говорил он, сладко оплакивая себя.
Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. “Закатилось мое счастье, – здыхал он, – темная ночь с ее глушью обступает меня”, – и так кровно близок он был с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами! Всюду для него был приют, ночлег, чье-то заступничество, чей-то голос, шепчущий: “Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!” И из всяких бед человека, по вере его, выручали птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга. Были для него ковры-самолеты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды.
Прощал милосердный бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…
Еще одно было в этой песне – это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие – и невозвратимые.
Ибо всему свой срок, миновала сказка. Настал конец, предел божьему прощению.
Каким предстает образ родной земли в рассказе «Косцы»
И.А. Бунин очень любил свою родину и воспевал её красоту в своих произведениях. Рассказ «Косцы» был написан в Париже, когда Иван Алексеевич был в эмиграции. В это время он как нельзя лучше понял, что для него значит его родная Россия. В этом рассказе Бунин идеализирует образ страны, которой уже не будет, потому что крестьяне, помещики, дворяне и другие сословия исчезли и появились новые.
Произведение начинается с описания русской природы: «Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах».
Перед нами глушь, кругом поля, старая заросшая дорога и июньский завершающийся день.
Дальше идёт описание косцов. Они были из рязанской губернии, красивые, здоровые, беззаботные и дружные. Их не надо было заставлять работать, потому что труд приносила им удовольствие, они косили и пели песни, наполненные радостью. Эти песни вызывали ощущение родства с русской землёй, только душа России могла петь так же, как косцы: «…эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы…». Именно этим песни восхищали слушателей.
Но столь прекрасное описание русской природы, косцов, поющих такие прелестные песни, прерывается фразой «миновала и для нас сказка».
И, погруженный в описание тогдашней замечательной России, читатель вспоминает, что это было давно и больше никогда не повторится.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Анализ рассказа Косцы
Анализ рассказа Косцы Бунина
Произведение под названием «Косцы» написано русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Анализ данного литературного творения представлен в данном тексте.
Произведение принадлежит к жанру рассказа и написано в 1921 году. В это время Иван Алексеевич жил во Франции. Он был скромен в финансовом плане, даже бедствовал, потому события, которые описаны этом произведении про почвы, являющиеся плодородными, поля родной земли, густоватые леса, свободные ветра, восхищение урожаем свидетельствует о том, что писатель очень сильно скучал по Родине – России. Почти все творчество Бунина за границей пропитано этой грустью и ностальгией. Автор почти не описывал свою жизнь в Париже, так как не сумел отыскать приюта для скорбящей души. Он жаждал создавать рассказы о родине. Именно потому рассказ под названием «Косцы» наполнен сладостным желанием оказаться на родной землице, как с любимой женщиной и набраться сил. Березовый лес описан, словно живое существо.
Есть предположение, что в основе данного рассказа лежит воспоминание Ивана Алексеевича, как он плыл на пароходе в Москву, покинув Саратов. Вместе с ним был старший брат Юлий. Грузчики пели громкие песни и это сильно восхищало братьев. Писатель понял, что на такое способны лишь русские люди, русские мужчины и женщины. Именно этого был лишен автор, находясь во Французской столице последние тридцать с лишним лет своей жизни.
По направлению данный рассказ относится к реализму, но не лишен лирической составляющей. Импрессионизм здесь тоже имеет свое влияние. Четко изображено словами то, как Бунин воспринимает окружающий мир.
Произведение не имеет конкретного сюжета. Бунин повествует, как брел с кем-то по широкой дороге и заметил крестьян, которые косили траву. Они пели очень звонкие песни. Бунин не мог закрыть ни глаза, ни уши, потому как был до невероятности поражен. Этими крестьянами оказались мужики из Рязани.
В рассказе поднято несколько тем: тема родины, природы, судьба России.
Проблемы – это общественно-политические вопросы, также сожаление о том, что прошлое невозможно вернуть.
Основная мысль произведения – любовь к Родине вечна.
2 вариант
Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально, ему пришлось жить эмигрантом, но душой автор был навсегда с Россией.
В произведении «Косцы» нет определенного сюжета, но он здесь и не нужен, рассказ завораживает с первых же строк описанием дивной природы нашей Родины, здесь и величественные поля и прекрасные березы, описанием простых людей, которые здесь живут, единстве их духа, их доброте и силе.
Рассказ ведется от лица автора, который идет со своим спутником и проходя мимо поля, видит обычных русских батраков, косящих траву, но их чудное пение, сливающееся с самой природой, заставляет автора, остановится, прислушаться к их песне и удивится тому насколько может быть единым народ и природа, а также посмотреть на мир другими глазами и понять на сколько ему дорога своя Родина.
Через рабочих и их пение Бунин хотел показать всех людей России. Народ, как и пение рабочих, также велик, силен и един с самой родиной. Их песни разлетались на многие километры, и казалось, будто самая природа поет вместе с крестьянами. Автору максимально четко удалось показать связь природы и русского народа, ведь даже когда рязанские мужики попили русской чистой водицы, то смогли продолжить работу с новой силой, словно она умножила ее во сто крат. А когда автор и его спутник возвращаются домой, то застают ужин рабочих, те в свою очередь приглашают путников отужинать с ними. Таким образом, Бунин показывает все тепло и доброту русской души обычных крестьян, ведь рабочие пригласили к своему костру совсем неизвестных им людей.
Несмотря на всю патриотичность и красоту рассказа, в нем есть и нотки горечи, так как автор упоминает, что время не щадит ни кого, в том числе и нашу Родину, тем самым затрагивая политические темы. Со временем приходят изменения, которые понравились не всем, некоторым революция пришлась по душе. Но Бунин очень любил свою страну и всегда по ней очень скучал, прочитав рассказ можно почувствовать то, что было на душе в тот момент у автора. А на душе была тоска по любимой Родине, теплота от воспоминаний о ней, непреодолимое желание вернуться и вдохнуть этот свежий и чистый воздух полной грудью.
Ивану Алексеевичу Бунину удалось уместить в таком небольшом рассказе всю свою любовь к Родине, ее основную проблему, тоску по России, показать всем насколько русский народ крепок духом и слажен, описать красоты нашей природы. Автор смог дать нам вновь почувствовать, за что именно нужно любить нашу Родину, а тем, кто тут никогда не был, дал понять, насколько тут красиво.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Косцы
Популярные сегодня темы
- Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение
Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.
- Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение)
Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.
- Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.
- Сочинение Краски золотой осени 5 класс
Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.
- Сочинение Роль родителей Базарова в романе Отцы и дети Тургенева
Василий Иванович и Арина Васильевна Базаровы — родители главного герой романа И.С. Тургенева Отцы и дети. Базаровы яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что в романе им уделено не так много внимания