Рецензия на рассказ чехова тоска

Мы изучаем — Рецензия на рассказ А. Чехова Тоска. Подсказки школьнику

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером малой формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: писать талантливо, то есть коротко и краткость сестра таланта.

За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Вот и в Тоске достаточно нескольких предложений в начале рассказа, чтобы ощутить атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром опускаются сумерки; кружится мокрый, крупный снег, который пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Это не просто сумерки и снег, это символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия мира. Недаром зима в фольклоре символизирует смерть, и неподвижны Иона и его лошаденка.

Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве.
И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушно го города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок.

С какой доверчивой беззащитностью пытается открыть старик Иона свою душу тем, кому в тот вечер нужен извозчик. С какой детской открытостью вглядывается он в ездоков, надеясь увидеть в их глазах огонек поддержки и сострадания. Трижды герой пытается рассказать о своей непоправимой беде смерти сына, и трижды наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, тоска громадная, не знающая границ. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади бессловесной твари, которая одна понимает его: лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина. (Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой.

Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.)
Одиночество человека среди людей вот страшная суть рассказа Тоска. И Чехов нигде не позволяет себе морализировать он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Все сочинения

написала рецензию17 декабря 2019 2:18

ТоскаАнтон Чехов

Забавный факт: на году восьмом обучения в гимназии «Тоска» Чехова послужила причиной тому, что мои и без того отвратительные отношения с учителем по литературе испортились окончательно. Жажда великого бунта и банальный юношеский максимализм не позволяли мне молчать в тряпочку, особенно в моменты совершенного несогласия с великим, ужасным и неоспоримым мнением преподавателя, следующего установленной программе и морально-этическим нормам. А всё из-за того, что не понимала я и до сих пор, к слову, не понимаю, – а уже сколько лет с того момента прошло прошло, – чего ради каждому случайному знакомцу и незнакомцу тыкать в лицо собственными проблемами, ожидая хоть какой-то вовлечённости в жизнь абсолютно незнакомого человека.
Совсем недавно я, конечно, прочла рассказ, где произошла подобная ситуация. В «Амоке» Стефана Цвейга встретившийся рассказчику врач тоже жаждал высказать всё, что на душе, но ощущалось это совершенно иначе, во-первых, потому, что рассказчик сам дал согласие на подобное откровение, и, во-вторых, потому, что сам рассказ не был приправлен поминутным «гы» того же извозчика Ионы.

Итак, главный герой – Иона, как уже ясно, зарабатывающий себе на хлеб работой извозчика. Он ловит людей в одном месте, отвозит в другое. Грубо говоря, он является самым настоящим таксистом девятнадцатого века, только без всяких новомодных тарифов. Однажды у Ионы умирает сын и он, будучи тронутым этим событием до глубины души, не знает, с кем поделиться своим несчастьем. И тогда ему не приходит в голову ничего лучше, чем жаловаться на проблему, вместо того, чтобы решать её, и он начинает пытаться рассказывать каждому своему пассажиру об этом горе, отчаянно не находя ни в ком из них ожидаемого отклика.

И, безусловно, проблема, поднятая в рассказе «Тоска» – в данном случае я имею в виду одиночество и вопрос смерти, а не часто употребляющиеся особенно в школьной программе слова о том, что лошадь Иона была якобы человечнее всего людского общества просто потому, что, выслушивая одного человека, она молчала, не перебивая (хотя молчание это просто от неумения понимать и говорить, то есть вынужденное) – для кого-то, быть может, действительно окажется очень личной и серьёзной. Люди, как-никак, социальные существа и периодически нуждаемся, эм, друг в друге. Но тем не менее во всём нужно знать меру, и именно из-за незнания этой меры главный герой оттолкнул меня сильнее любого показанного бестолкового прохожего человека.

Да, Иона очень одинок. У него нет близких знакомых и совсем недавно умер единственный сын. У него осталась только его лошадь, с помощью которой он зарабатывает себе и ей на пропитание. Ему совершенно не с кем поговорить, кроме этого несчастного животного. Но загвоздка в том, что если каждому встречному бросать с порога, будто грязную тряпку, информацию о каком-нибудь личном горе, то знакомых от этого не прибавится (а если при этом ещё и «гыкать» постоянно, то уж и подавно никто общаться не пожелает).

Не отрицаю, ситуация не из приятных: человек так банально привязался к чему-то нестабильному и материальному, а при попытке завести откровенный разговор о своей утрате хочет получить в ответ не сдавленное молчание или и вовсе игнорирование, а… Поддержку? Сочувствие? (Эм, я достаточна слаба в этом, потому что тогда, когда решительно сознаёшь, что у тебя есть только ты сам и только ты один можешь себе чем-то помочь, необходимость в подобных вещах напрочь отпадает.) Хоть какой-то отклик? Но, так или иначе, если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения всех этих случайных прохожих, спешащих по собственным делам, переживающих внутри свои маленькие войны; людям, которым никакого дела нет и не должно быть до того, что там у кого на душе творится, можно понять и их тоже.
К тому же подобной навязчивостью своей цели Иона всё-таки в какой-то степени добивается. По отношению к себе он вызывает у них вполне логичные ответные чувства: отвращение, неловкость, жалость (не сострадание, а именно противное ощущение жалости).

Настолько отчаяться и позволить себе опуститься, чтобы лезть со своим умершим сыном даже к тому, кто просто-напросто проснулся посреди ночи, чтобы выпить воды, – это уже совсем комедия. Естественно, что человек, услышавший подобное посреди ночи от того, к кому вообще не имеет никакого отношения, предпочтёт по-быстрому ретироваться обратно в царство Морфея.

Как по мне, несмотря на то, что человек может нуждаться в другом человеке, в некой поддержке или эфемерном для меня понятии сострадания, это не значит, что можно при первой же возможности нарушать личное пространство другого как в физическом, так и в психологическом плане, а также степень близости отношений. Таким же образом: работа есть работа, и, если уж вы решили выйти на смену, даже если от эта смена – вынужденное обстоятельство, от которого зависит то, будете ли вы и ваша лошадь есть сегодня вечером, её надо выполнять вне зависимости от состояния, потому как клиентам глубоко всё равно на то, что вы чувствуете – они платят деньги за услугу, а не за задушевные откровения и нытьё. Такие вещи без договорённости лучше не нарушать.
А если уж человек и правда так страдает от одиночества и не в силах заставить себя пережить эмоциональные следствия тех или иных негативных событий самостоятельно, то, возможно, к решению данной ситуации стоит подходить, не рассказывая каждому встречному о своей боли, а говоря на более отвлечённые темы и дожидаясь, когда степень близости отношений будет позволительной для того, чтобы обоюдно делиться своими переживаниями, никого не грузя и не вынуждая.

У Чехова очень приятный слог, хотя его диалоги меня периодически просто выбивают из колеи. Колоритные, да, но… ох, не верю я, что, пусть даже в условиях банального отсутствия грамотности, можно настолько часто употреблять в речи одни и те же выражения-, слова- и междометия-паразиты (тем более будучи извозчиком, задача которого перевозить людей, что могут принадлежать к совершенно разным категориям общества, – а следовательно постоянно иметь дело с разнообразием речи). Но это мало относится к делу, поэтому я повторюсь с куда более важного момента: работы Антона Павловича читаются легко и быстро. Не только из-за объёма многих из них. Слог писателя играет немаловажную роль в процессе чтения.
И всё-таки отношения с этим автором у меня не складываются от слова «абсолютно». Каждый раз не то – какое-то сдержанное и не очень отвращение, отторжение, – каждый раз слишком быстро разгораюсь от написанного, потому как имею разительно противоположное мнение, желание выразить которое к тому же отчего-то в несколько раз сильнее, чем обычно.

Именно по этой причине я явно не являюсь тем человеком, который может определённо рекомендовать или, напротив, не рекомендовать «Тоску» Чехова. Потому что есть разница между паршивой работой, не понравившейся просто по причине паршивости оной, и между классикой, которая не пришлась по вкусу просто из-за противоположных личных убеждений.

Думайте сами, решайте сами, как говорится.

#АК_2019 (10, Антон Чехов.)

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написала рецензию10 декабря 2019 16:14

ТоскаАнтон Чехов

С данным рассказом я познакомилась еще учась в школе, и тогда я читала его на иврите. Не поняв ничего, что неудивительно, учитывая мои знания языка в то время, я попыталась найти его на русском, но была не уверена, как же он называется. После долгих поисков рассказа под названием «Извозчик» я сдалась. Конечно же, тринадцатилетней девочке неоткуда было знать такое грустное слово «тоска», а уж подумать, что рассказ назывался именно так, и подавно. Теперь же, такое название не вызвало у меня ни единого вопроса и это не единственная перемена в моем мнении относительно рассказа.
Зима. Старый извозчик Иона Потапов пытается заработать хоть немного денег, и найти среди пассажиров хоть одного человека, который готов его выслушать. У Ионы неделю назад умер сын, он остался одинок в этом мире, и как любому человеку ему нужно выговориться. Но людям не до того, им нужно добраться из точки «А» в точку «Б», и им абсолютно неинтересно, кто там у извозчика умер. А Иона пытается снова, в надежде, что есть среди снега и холода тот самый человек, которому не все равно.
Не перестаю удивляться, насколько же рассказы Чехова актуальны и сегодня. Ведь каждый, наверняка, сталкивался с этим чувством «одиночества в толпе», когда нужно всего лишь быть услышанным, но люди вокруг глухи и слепы. А ведь это совсем несложно, потратить каких-то пару минут и выслушать человека, посочувствовать ему и помочь хотя бы словом утешения.
Мне очень понравилось окончание рассказа, по мне, именно таким оно и должно быть. Ведь если люди в упор не хотят слышать и слушать, надо найти того, кто может и хочет выслушать.
Очень сильный рассказ, который на удивление вызвал во мне бурю эмоций, которых я сама от себя не ожидала. А еще, я кажется становлюсь поклонницей Чехова и его рассказов.
#АК_2019

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написала рецензию28 октября 2019 17:17

ТоскаАнтон Чехов

#АК_2019

Зима. Снег почти полностью накрыл собой извозчика Иону и его лошадь. Холодно, неуютно, но он не двигается. В его сердце поселилась глухая тоска, от которой, кажется, нет никакого избавления. Недавно умер сын. А вместе с ним умерло желание жить самому, родилась апатия. Ему бы броситься на кровать и кричать беззвучным криком или напиться в кабаке до бесчувствия. Но нет, нужно работать. Есть ещё дочь, живущая в деревне. Ради неё стоит жить. Это он понимает, но проклятая тоска никуда не девается.

Есть только один способ прогнать это чёрное чувство — рассказать кому-нибудь о смерти сына, поделиться своим горем. А там, глядишь, и полегчает. Только кому нужны откровения простого извозчика? Пассажиры хотят только быстрей доехать. На его робкое «У меня сын умер» в лучшем случае отвечают «Все там будем!», в худшем — и не слышат вовсе.

Это рассказ о попытке выговориться, найти того человека, который просто выслушает. Проблема решится, но весьма своеобразным способом. Финал мне очень понравился. Если бы были только попытки прогнать тоску, то воспринимался бы рассказ незавершённым.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

  1. Главная
  2. Школьные учебники
  3. ⭐️Антон Чехов
  4. 📚Тоска
  5. Отзывы на книгу

Отзывы на книгу «Тоска»

отзыв и рецензия на книгу

Многие считают, что идея рассказа состоит в том, чтобы показать как жизненно важно иметь своё личное мнение, которое не смогут отнять никакие жизненные обстоятельства и потери. Своё мнение позволяет выглядеть интересным и независимым.
А мне вот почему-то показалось, что автор не осуждает душеньку Оленьку, а сожалеет, что таких слишком мало среди нас, так искренно восхищающихся близкими людьми, без намека на какой-то эгоизм, способных любить и жить интересами близких людей.
Кого может удивить сегодня, что у меня «есть мое личное мнение» по целому ряду проблем? А вот могла бы я вот так забыть свое эго и стать просто душечкой хотя бы для своих самых близких людей?! Вот в чём вопрос. Спасибо, Антон Павлович!

Люблю Чехова за его простоту изложения.
Рассказ понравился, речь идёт об обычной женщине, которой хочется счастья, простого женского счастья. А кто не хочет?
Не всё просто складывается, но ей удаётся не просто быть своему мужу женой, но и раствориться в нём целиком. Если у первого мужа увлечение театр, Оленькин смысл жизни в театре, постановках, зрителях, все разговоры только об этом.
Жизнь коротка у её мужчин, так уж получилось. С появлением второго мужа тема театра закрыта. Лес — это самое главное!
Самое интересное, что в ней нет своего. Что муж говорит, тем она и живёт, передаёт его слова остальным.
Но и со вторым мужем случается несчастье. Что ж за судьба такая?!
Но такие женщины одни не могут. С появлением ветеринара — все мысли о его профессии, разговоры о животных и обо всём, что с ними связано.
Забавно, ожидала, что с ним будет как с остальными. Но Чехов преподнёс совершенно иную сторону этого вопроса.
Без мужчины Оленька не может, она чахнет и засыхает, как цветок, который не поливают. Уже не бросают взгляды в её сторону, некому ухаживать, садовник отсутствует.
Финал удивил, как всегда, впрочем.
Отличный рассказ, который как-то прошёл мимо меня раньше, видимо, было не время с ним познакомиться.

«Каштанка» — рассказ о нелёгкой судьбе собаки, которая предана своей «семье», какая бы прекрасная жизнь у неё не была.
«Дама с собачкой» — рассказ о курортной интрижке господина в годах и молоденькой тёлочки, переросшей в любовь.
«Человек в футляре» — самый любимый мой рассказ про чувака живущего в своём внутреннем мире, которого в конце концов и упаковали в деревянный футляр.
«Дом с мезонином» — рассказ о семье, где диктатором выступала одна из сестёр и все плясали под её дудочку.
«Анна на шее» — тут всё сказано в название, рассказ о неравном браке бедной Анечки и состоятельного дяди, в котором Анечка неплохо устроилась и научилась пользоваться своим положением в обществе. Красота и молодость — страшная сила.
В сборник вошли ещё много рассказов классика российской литературы и знатока людских душ Антона Павловича Чехова.

Я испытала невероятное удовольствие от чтения. Я даже не думала о том, что не читала Чехова почти 3 года. И вот сейчас состоялась встреча старых друзей. Свет, тепло и задушевность, исходящие от слога Антона Павловича, пришлись как раз кстати к холодному январскому дню и чтению под одеялом с чашкой ароматного чая.

И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь: и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается.

«Дама с собачкой» — небольшой рассказ, пропитанный светлыми чувствами и тоской. Рассказ о любви искренней и чистой, случайно возникшей между двумя несвободными людьми. И, как всегда бывает у Чехова, нет в этой истории ничего лишнего, есть только ничем не приукрашенная жизнь.

(Рецензия написана на рассказ «Душечка». Не представляю, каким образом она прилепилась к сборнику.)
С сюжетом рассказа познакомилась давно, но любопытно было перечитать, прислушиваясь к внутреннему отклику. Как я, сегодняшняя, отнесусь к Душечке?
Наверное, нет ничего плохого в том, что жена живёт интересами мужа. Беда, если не имеет при этом собственного мнения. Героиня напоминает пустую оболочку, которая, лишь наполнившись чужими хлопотами и переживаниями, превращается в нечто — милую заботливую душечку. Живёт такая с антрепренёром говорит о театре да об актёрах, а выйдя замуж за управляющего лесным складом, повторяет «балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль…», мужа-ветеринара поддержит жалобами, что нет в городе правильного ветеринарного надзора, и от этого много болезней. Душечка искренне перенимает мысли каждого супруга, существует ими, поддерживая мужнины интересы даже во сне.

Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого.

Любовь к ближнему — хорошо, но почему пронизывает чувство жалости к бедной женщине, оставшейся не просто в одиночестве, но без собственного суждения о самых простых вещах? Она словно придаток к кому-то, ничего не значащий, стоит оказаться одной…
Понравилось заключение Джорджа Сондерса по этому рассказу, в котором он объясняет нашу склонность неправильно понимать любовь («как полное растворение в»)

Не о женщинах этот рассказ – и не о «женщине», – а о человеке, человеке с определенной манерой любить, и рассказ ставит вопрос, плодотворна и исключительна ли такая манера любить или же своеобразна и достойна сожаления, редкое святое качество или недоразвитое и мерзкое.

очень трогательно, даже сама расплакалась, произведение о тотальном одиночестве человека, пусть даже и в окружении других людей, но ничего не бывает ужаснее того, как сердце ноет, желает поделиться, а слушать никто не хочет. и единственному кому можно это рассказать, поведать о сыне, который недавно умер только лошади. произведение о том, что мы все одиноки в этом мире и никто не сможет нас понять и понять нашу боль, которую придётся нести как бремя до конца жизни. немного сатиры на общество, немного пищи для размышления. помогут ли нам люди в тяжёлый момент или нет?

Глубокий рассказ о том, насколько порой человеку нужно просто выговориться. Даже в те времена, Чехова, разумеется, людей не было никакого дела до личных проблем друг друга, Чехов же показывает эту проблему и призывает обращать внимание на даже таких маленьких людей, как Иоан

возможно я одна в какой то момент начала плакать,так и хотелось прям подойти и поговорить с ним ,аж у самой в груди тяжело становится😪Интересный рассказ👍❤

Еще один минус капитализма: всем плевать на друзей и сослуживцев! Семья — это самое ценное в жизни. Потеря близких — горе. Берегите семью.

Очень точный и трогательный рассказ. В таком небольшом произведении столько смысла!

  • Рецензия на рассказ чехова размазня
  • Репка сказка обложка книги
  • Рецензия на рассказ хвостик
  • Репка сказка краткое содержание для читательского дневника
  • Рецензия на рассказ телеграмма паустовский