Рецензия на рассказ приставкина фотографии

Обновлено: 10.01.2023

Оценить 17367 0

Урок комбинированный, с использованием ИКТ.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения согласно критериям оценивания на экзамене, развитие умений и навыков анализа художественного текста, творческих способностей обучающихся.

На этапе усвоения новых знаний представлены проекты учеников о писателе и о детях, участниках войны. Даётся структура сочинения- рассуждения, варианты вступлений, сбор материала к написанию аргументов основной части и заключения

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части 15.2 в рамках ОГЭ в 9 классе)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели и задачи урока:

Обучающие:

— Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 6 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть 15.2 (русский язык, ОГЭ 2015, автор Г.Т. Егораева)

Развивающие:
– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции. Развивать умения и навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение выделять главное, составлять суждения оценочного характера.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методические материалы по работе с сочинением- рассуждением 15.2, контрольные листы

I . Организационный этап. Вступительное слово учителя

Каковы наши задачи? Что мы должны успеть сделать на уроке?

— Проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов. Итогом будет сочинение 15.2 по цитате из текста, которое должно соответствовать критериям в формате ОГЭ.

II. Этап всесторонней проверки знаний:

Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним, что нам необходимо знать, чтобы написать сочинение- рассуждение на высший балл?

— Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)

2. Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.

3. Чтобы получить высший балл по части 15.2, надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. (Работа с критериями)

Анатолий Игнатьевич Приставкин:

современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

трудовая деятельность с мальчишеских лет;

служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день — последний день творенья», «Вагончик мой дальний». Автор около 30 книг.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.


IV . Этап усвоения новых знаний:

1.Чтение текста учителем

2. Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

Какие книги о детях войны вам известны? Что вы читали?

Актуальна ли эта тема сейчас? (Да, идут военные действия на Украине, погибают и получают увечья мирные жители, в том числе и дети, некоторые остаются без родителей. Это очень страшно)

Что мы можем сделать для детей- сирот? (Согреть их заботой и своим участием, чтобы они чувствовали, что не одиноки. По возможности оказать гуманитарную помощь)

4. Комплексный анализ текста.

Прочтите про себя текст и определите тему, идею, проблемы текста и позицию автора.

Определите его тип и стиль.

Стиль и тип текста.

— Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

— Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

Определить стиль речи и тип текста помогает задание А-1

А1. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

— Стиль художественный. — Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

— А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного). Есть художественные тропы и синтаксические фигуры.

Тип речи- повествование,потому что события чередуются во времени)

— Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?

Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,)

Тема текста: судьба детей военного времени. Тема сиротства. Дети войны.

Идея: показать доброго, ответственного человека, человеческое милосердие.

— Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание:

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

— Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

Мальчик скучал по родным.

Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

— Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

— Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

— Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

— Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

Позиция автора:

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

— О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Я предлагаю вам свой вариант .

Сбор материала.

Ответьте на вопросы:

— От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

— Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый. мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

— Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

— Что противопоставлено этому миру? (Любовь, вера в людей, память. Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

— Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеемю почтальонша принесла маленький листок.

— Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеемпередает состояние зимнего холода)

— Ещё какие средства использует автор?

Градация( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

С чего начать?
ВСТУПЛЕНИЕ.

Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

Дать толкование слова Что такоечеловечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.

I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия

II ряд — Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.

Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Заключительное слово учителя.

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

V . Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана, данного в памятке. Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Внимательно изучи задание 15.2.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

2. Соблюдай композицию сочинения-рассуждения:

2. Первый аргумент.

3. Второй аргумент.

I . ТЕЗИС — это повествовательное или вопросительное предложение.

Подсказка: ТЕЗИС – это и есть ТЕМА твоего сочинения! Это та фраза, смысл которой нужно будет объяснить в сочинении (см. задание 15.2.)

Почему рассказчик в финале текста произносит:«Смотри: и здесь Людочка.

II . АРГУМЕНТЫ.

Аргументов должно быть не меньше двух!Каждый необходимо записать с абзаца!

Аргументы приводятся из прочитанного текста и подтверждаются цитатами.

Подсказка: чётко вырази свою позицию, присоединяясь к позиции автора текста.

Используй вводные конструкции и клише:

Я полностью согласен с автором текста … в том, что…

Я полностью согласен с этим утверждением.

Во-первых, потому что …

Во-вторых, потому что…

Смысл этих слов (этой фразы) легко объяснить, если обратиться к содержанию текста.

Рассказ “Фотографии” был написан А.Приставкиным в 1993г.В этом рассказе главный герой повествует о том, что он живёт со своей сестрёнкой в детском доме, где холодно и окна заткнуты подушками, которые в морозные дни покрываются инеем.

Главный герой добрый, отзывчивый, мужественный и мудрый брат маленькой шестилетней девочки с крошечными синеватыми ладошками и чистыми испуганными глазами.Брат и сестра живут в детдоме, так как их папа на фронте “фашистов бьёт”, а мама сильно болеет.Им в такой обстановке приходится нелегко.Одиночество они переживают с помощью фотографий, на которых все хорошо и вся семья вместе.

Фото — это память, возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых, наверное, найдутся добрые и близкие.

Брат каждый день показывает эти фотографии сестре, чтобы у неё не было душевной травмы и ей было легче пережить разлуку с родителями.

Приставкин, мне показалось, очень интересно подчеркнул мудрость и доброту мальчика.А также детдомовский холод, от которого кончики пальцев леденеют, подчёркивается как детям тяжело без тёплых чувств любви родителей.из всего этого видно, что брат и сестра оказались в жестоком мире, но Приставкин усилил жестокость мира тем, что дополнил рассказ ещё одним гнусным событием, когда завуч вызвал мальчика к себе и рассказал о том, что детей возвращают в Москву к родителям, а некоторых оставляют в том числе и их, потому что их тётя, к сожалению, отказалась взять их к себе.

Такая судьба главных героев вызывает у читателей жалость и сочувствие, но поведение мальчика непременно должно вызывать восторг.А поведение тёти, по-моему, будет вызывать негативные чувства, неприязнь, равно, как и завуч, потому что он просто так без должного педагогического подхода рассказал мальчику страшную новость.

Я думаю, что произведение хорошее, хотя и маленькое, но даже в маленьком рассказе А.Приставкин смог вложить высокие чувства.А также после прочтения сразу понятен смысл заглавия, что не так часто происходит с другими произведениями.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина «Фотографии». Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ.

Вложение Размер
Kompleksnyy_analiz_teksta._Podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_k_chasti_S_EGE.rar 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Алькеевский МР РТ

Урок русского языка в 11 классе

Комплексный анализ текста

Учитель русского языка и литературы

Я не только боялся писать о тех страшных

военных днях, я боялся прикоснуться к ним

даже памятью: это было больно.

  1. Научить детей строить сочинение по предложенному тексту;
  2. Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;

навык выполнения заданий части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.

Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.

II. Анализ текста.

1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?

Анатолий Игнатьевич Приставкин:

— Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.

— Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

— Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… — повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)

А30. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

(повествование, потому что события чередуются во времени)

— Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

— А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного).

Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402 повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить средства эмоционального воздействия на читателя;

— Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?

(средствами художественной выразительности).

— Какие средства художественной выразительности вы знаете?

IV. Анализ текста.

1. Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В 8 , оно может быть сформулировано таким образом: Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

— Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?

I. Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)

II. Комментарий актуальность, злободневность проблемы.

III. Позиция автора (не должно быть пересказа)

IV. Собственное мнение два аргумента

V. Выводы вернись к началу

  1. Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?

(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки .

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

— Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

— Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

— Назовите ключевые слова в этом предложении ( дети не одиноки ). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

— Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

5. — Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).

— Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья — в виде прямого заявления проблемы).

Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.

— Что входит в комментарий?

Попробуй ответить на вопросы:

— Насколько актуально то, о чём пишет автор?

— Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

— По возможности коснись истории вопроса

— Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

6. Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.

О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.

Работа над орфографией:

вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?

1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)

2. приставки на –з, -с (рас-, раз-; без-, бес)

3. приставки на пре-, при-.

От чего зависит правописание приставок на з-, с-?

От чего зависит правописание приставок пре-, при-?

Это работа соответствует заданию А16 первой части ЕГЭ.

Работа над пунктуацией.

(доска) В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.

1. простое осложненное предложение;

2. сложносочиненное предложение;

3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;

4. сложное предложение с подчинительной связью.

— Правильный ответ 3. Эта работа соответствует заданию А10 первой части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)

7. Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети — понятия несовместимые. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.

Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?

(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)

А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)

У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.

Детский дом, где живут прибывшие из Москвы брат с шестилетней сестрой Людочкой, находится далеко от дома, от отца и матери, и от родных людей. Соединяют детей с их прошлой жизнью семейные фотографии, которые они регулярно разглядывают.

Среди фотографий они находят мать и отца, самих себя и тетю. Каждое разглядывание дает ощущение встречи с родными людьми, теплые воспоминания и вселяет надежду на скорое свидание с ними.

Печальный и вместе с тем жизнеутверждающий рассказ, в котором утрата не зачеркивает надежды на собственные силы. Заботливый и ответственный за сестренку старший брат и привязанная к нему Людочка – они вместе, а это уже семья, и она не погибнет.

Можно надеяться и нам, читателям, что жесткие казенные условия Детского дома не уничтожат душевной теплоты этой маленькой семьи и памяти детского сердца.

Анатолий ПРИСТАВКИН

ФОТОГРАФИИ

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню. Сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

– Смотри, Люда, вот наша мама. Она сильно болеет.

– Болеет… – повторяла девочка.

– А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

– Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

– Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

– Вот папа наш, он на фронте, и тетя и маленькая Людочка…

– Мама? Где же мама? Наверное затерялась…Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев и что-то коченело в животе Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии…

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я…Людочка и я…

И сестренка переспросила, поднимая чистые, испуганные глаза:

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

– Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она к сожалению…

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигали в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

– Вот Людочка. А вот я.

Вопросы для обсуждения:

1. Как жилось детям в далеком от родной Москвы Детском доме?

2. Что значило для брата и сестры разглядывание семейных фотографий?

3. Почему одна за другой исчезали фотографии – сначала мамы, потом отца, а затем и тети?

4. Зачем, по-вашему, брат утаивал от сестренки причину исчезновения фотографий?

6. Как вы представляете себе дальнейшую судьбу этой маленькой семьи.

В усадьбе хранится ботик Петра Первого, откуда и произошло название усадьбы и ее окрестностей.

В прекрасном белом каменном доме в советское время была устроена географическая станция. Во время блокады Ленинграда, как рассказывает сам Пришвин, сюда эвакуировали детей, чьи матери погибли в Ленинграде. Дети были сильно истощены, но наша простая и сильная природа пришла им на помощь.

Михаил ПРИШВИН

КОЗОЧКА

На Ботик стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина, Аграфена Ивановна: никогда к детям она не придет с пустыми руками и одевается всегда чисто, дети это очень ценят. Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна ведь она такая осталась на свете, а на людях и смерть красна.

Очень полюбилась этой бездетной вдове в детдоме на Ботике одна девочка, Валя, – маленькая, тонкая, в струнку, личико всегда удивленное, будто молоденькая козочка. С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало–помалу стала подумывать, не взять ли и вправду ее себе навсегда в дочки.

На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла свое прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у нее была мама, и кто папа. Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.

– Вы только посмотрите, – говорили они, – на ее личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. Она уверена, что вы ее настоящая мама. Берите ее и будете счастливы.

– То-то вот и боюсь, – отвечала Аграфена Ивановна, – что она удивленная и как-будто силится что-то вспомнить. Возьму я ее, а она вдруг вспомнит, – что ж тогда?

Крепко подумав, все взвесив, совсем было решилась вдова взять себе в утешение Валю, но при оформлении вдруг явилось препятствие. Хотя в детдоме все были уверены, что отец Вали погиб – об этом говорили и прибывшие с фронта бойцы: погиб у них на глазах, – но справки о смерти не было, значит, по закону нельзя было отдавать на сторону девочку.

– Возьмите, – говорили ей, – условно, приедет отец – возвратите.

– Будет Вам шутить! – отвечала Аграфена Ивановна. – Дочку так брать страшно, все будет думаться: придет час и отберут. Нет уж, что уж тут, брать так брать, а так уж – что уж тут!

После этих слов повариха целый месяц крепилась, не заглядывала на Ботик. Но, конечно, дома, в своем желтом домике в Берендееве, тосковала по дочке. Плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама ее бросила! А когда повариха не выдержала и опять пришла с большими гостинцами – вот была встреча! И опять все уговаривали взять условно, и опять Аграфена Ивановна упорно повторяла свое:

– Брать так брать, а то уж, что уж так-то брать!

Так длилось месяца два. В августе пришла бумага о смерти отца Вали, и Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево…

Кого прельстит рыженький блеклый домик в три окошка, обращенный в туманы Берендеева болота. А Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике все на радость. Валя ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик, к настоящей маме. Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон.

Сейчас и на Ботике есть патефон, а в то время, когда Валю брали, дети там патефона вовсе не слышали, и Валя не могла помнить патефон вовсе. Но патефон заиграл. И девочка широко открыла глаза.

Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать…

А где же клеточка?

– С маленькой птичкой. Вот она тут висела.

Не успела ответить, а Валя опять:

– Вот тут столик был, и на нем куколки мои…

– Погоди, – вспомнила Аграфена Ивановна, – сейчас я их достану.

Достала свою хорошую куклу из сундука.

– Это не та, не моя!

И вдруг у маленькой козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила все свое ленинградское.

– Мама, – закричала она, это не ты!

Когда пластинка кончилась, и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна свое что-то вспомнила, закричала, заголосила, с размаху ударилась головой об стену и упала к столу и стонет и всхлипывает. Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает ее, теребит и повторяет:

– Мамочка, милая, перестань! Я все вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.

И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.

Вопросы для обсуждения:

1. Хорошо ли жилось эвакуированным ленинградским детям в Детском доме Ботика?

2. Как сложились отношения между Аграфеной Ивановной и девочкой Валей, потерявшей в войну родителей?

3. Чем объяснить, что Валя никогда не вспоминавшая свою родную мать и свой дом, неожиданно вспомнила их?

4. Как восприняла Аграфена Ивановна воспоминания девочки?

5. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Как вы предполагаете дальнейшие отношения между Аграфеной Ивановной и Валей и их совместную жизнь?

Дополнительная литература:

В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Замотанный старым платком,

Один в промерзшей квартире,

Он смотрит на мир стариком,

В неполные эти – четыре.

Ольга Христолюбова

Напомним основные даты блокады Ленинграда:

8 сентября 1941 года. Замкнулось кольцо блокады.

28 сентября 1941 года. Бомбардировке подвергся Дворец пионеров.

17 декабря 1941 года. Начала действовать ледовая дорога через Ладожское озеро.

7 января 1942 года. Принято решение о расширении сети детских домов.

22 января. Начинается массовая эвакуация женщин, детей и стариков по льду Ладоги.

9 мая 1942. На Среднем проспекте Васильевского острова при артобстреле убиты 12 детей из детского сада, вышедших на прогулку.

1 сентября 1942 года. За парты село более 14 тысяч школьников.

4 декабря. Открылись детские столовые усиленного питания.

18 января 1943 года. Была прорвана блокада Ленинграда.

17 октября 1943 года. Последний налет фашистской авиации на Ленинград.

Приставкин, Фотографии,о чем рассказ, какая главная мысль, чему учит?

Этот короткий рассказ, по сути является отображением мыслей автора, о эпизодах своего детства.

Приставкин вспоминает свой разговор с сестрой Людой, когда они остались одни в детском доме, без больной матери и отца-фронтовика.

Разглядывая фотографии, автор делает все, чтобы его сестренка помнила о семье, знала, что у ней есть родители, да просто что семья существует, но в силу ситуаций, им приходится быть одним.

Главная мысль этого рассказа – Память, с большой буквы, ведь ничего и ничто не должно быть забыто, особенно память о своих родных и близких.

Автор Приставкин в рассказе под названием «Фотографии» поднимает тему семейных ценностей. По сюжету главный герой мудрый, мужественный, отзывчивый, переживает за маленькую сестру. Он ведет повествование об их нелегкой жизни. Их мама сильно болеет, а папа сражается с фашистами, поэтому в детском доме он живет со своей 6-летней сестрой, однако в плохих условиях. Здесь очень холодно, леденеют кончики пальцев, поэтому подушками заткнуты окна. Инеем они покрываются в особенно морозные дни.

В жестоком мире оказались брат и сестра. Лишь фотографии , где они с семьей в прежние времена были все вместе, помогают им пережить это одиночество. Эта память позволяет им выжить. Чтобы разлуку с родителями было пережить легче, брат ежедневно показывает сестре эти фотографии. Тетя взять их к себе отказалась. Об этом весьма жестоко прямо сообщила брату завуч.

Высокие чувства: мудрость и доброту мальчика подчеркнул автор Приставкин.Главная мысль: дети не должны быть одинокими. О слабых нужно заботиться и защищать их. Для каждого человека ценностью является семья. Рассказ учит благородству и показывает, что мальчик вдет себя благородно, как подобает мужчине.

Через этот рассказ, автор Приставкин, демонстрирует то, как важно поддерживать память о своих предках и их наследии, давая понять что это укрепляет человека душевно. Ну а фотографии по мнению автора, это то наглядное пособие, которое в полной мере может как воскресить память о близких родственниках, так и создать новые воспоминания о них в голове того человека, который их практически не помнит, как маленькая сестренка главного героя рассказа.

Плюс к этому автор дает нам понять то, что человек который отчетливо понимает и может прочувствовать свои корни, в итоге вырастит более одухотворенной и глубокой личностью.

Читайте также:

      

  • Сочинение по марийскому языку шыже
  •   

  • Сочинение на тему русский язык на грани нервного срыва
  •   

  • Почему я хочу жить в лос анджелесе сочинение
  •   

  • Сочинение про лену бессольцеву
  •   

  • Сочинение рассуждение как я понимаю милосердие 11 класс

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Приставкин, рассказ Фотографии, какая главная мысль, чему учит?

Приставкин, Фотографии,о чем рассказ, какая главная мысль, чему учит?

3 ответа:



4



0

Этот короткий рассказ, по сути является отображением мыслей автора, о эпизодах своего детства.

Приставкин вспоминает свой разговор с сестрой Людой, когда они остались одни в детском доме, без больной матери и отца-фронтовика.

Разглядывая фотографии, автор делает все, чтобы его сестренка помнила о семье, знала, что у ней есть родители, да просто что семья существует, но в силу ситуаций, им приходится быть одним.

Главная мысль этого рассказа – Память, с большой буквы, ведь ничего и ничто не должно быть забыто, особенно память о своих родных и близких.

Этот рассказ учит нас быть разумными, осознающими то, что не всегда детские мечты могут воплотиться в реальность, но жизнь трудная «штука», которая нами проживается только один раз и всем, что мы пережили, нужно действительно дорожить, ведь эта наша, пусть прошла, но жизнь!



3



0

Автор Приставкин в рассказе под названием «Фотографии» поднимает тему семейных ценностей. По сюжету главный герой мудрый, мужественный, отзывчивый, переживает за маленькую сестру. Он ведет повествование об их нелегкой жизни. Их мама сильно болеет, а папа сражается с фашистами, поэтому в детском доме он живет со своей 6-летней сестрой, однако в плохих условиях. Здесь очень холодно, леденеют кончики пальцев, поэтому подушками заткнуты окна. Инеем они покрываются в особенно морозные дни.

В жестоком мире оказались брат и сестра. Лишь фотографии , где они с семьей в прежние времена были все вместе, помогают им пережить это одиночество. Эта память позволяет им выжить. Чтобы разлуку с родителями было пережить легче, брат ежедневно показывает сестре эти фотографии. Тетя взять их к себе отказалась. Об этом весьма жестоко прямо сообщила брату завуч.

Высокие чувства: мудрость и доброту мальчика подчеркнул автор Приставкин.Главная мысль: дети не должны быть одинокими. О слабых нужно заботиться и защищать их. Для каждого человека ценностью является семья. Рассказ учит благородству и показывает, что мальчик вдет себя благородно, как подобает мужчине.



2



0

Через этот рассказ, автор Приставкин, демонстрирует то, как важно поддерживать память о своих предках и их наследии, давая понять что это укрепляет человека душевно. Ну а фотографии по мнению автора, это то наглядное пособие, которое в полной мере может как воскресить память о близких родственниках, так и создать новые воспоминания о них в голове того человека, который их практически не помнит, как маленькая сестренка главного героя рассказа.

Плюс к этому автор дает нам понять то, что человек который отчетливо понимает и может прочувствовать свои корни, в итоге вырастит более одухотворенной и глубокой личностью.

Читайте также

Советую разобраться для начала в технике фотографии: какую роль играет свет, что такое диафрагма и выдержка, светосила, чувствительность. Лучше всего параллельно опробовать знания на практике, делайте как можно больше снимков. Затем переходите к изучению ракурсов и композиций, определитесь с жанром в котором собираетесь снимать и изучайте литературу связанную с ним.

Главное, в фотографии, как и в любом другом искусстве — практика. Будьте критичны к себе, продумывайте кадры, не ограничивайте себя одним-двум снимками, делайте больше и следите за работами известных фотографов, у них всегда есть чему поучиться! Повторяйте понравившиеся вам кадры и постоянно носите камеру с собой. Интересный кадр иногда появляется очень неожиданно!

Успехов Вам!)

Основой удачной фотопрогулки является погода. Она не должна быть безумно солнечной — фото будут засвечиваться, но и не должна быть дождливой — мокрый фотограф злой и боится за камеру. Поэтому идеально будет гулять в облачную погоду.

Одеваться на фотопрогулку нужно так, чтобы оставалось какое-то место для изменений. Это может быть толстовка, которую можно застегнуть/расстегну­<wbr />ть/снять, шарф, шаль, юбка, которой можно поиграть как принцесса, шапка и так далее. Постарайтесь подумать над идей фотосессии (хулиган в городе, фея в лесу, супергерой среди многоэтажек и так далее)

Остальное придется тоже продумать, но это зависит только от ваших целей и идей.

Такшина Юлия Евгеньевна — родилась 9 июля 1980 года в Белгороде. Является российской актрисой кино и театра. Сейчас девушке 34 года.

Уже в 7 лет Юлия была решительно настроенная поступать в театр «Современник», где танцует ее брат.

После окончания школы поступила в МГУ на журфак. Проучившись пол года бросила ВУЗ.

Позже вставки поступила на актерское отделения ВТУ имени Б. В.Щукина. в 2006 году окончила его.

В 2000 году снялась в клипе Дмитрия Малия о-ва. В 2003 году снялась в клипе у группы «Стрелки».

Стала популярной после съемок в сериале «Не родись красивой». В 2014 году снялась в главной роли сериала «Давай поцелуемся».

Юлия жила гражданским браком с актёром Григорием Антипенко. За время этих отношений у пары родились два сына:

  1. Иван — родился 27 июня 2007 года.
  2. Федор — родился 3 июля 2009 года.

Но после шести лет совместной жизни пара встаки рассталась.

Фильмография актрисы: «Не родись красивой», «А Вы ему кто?», «Бывшая», «В ожидании чуда», «Человек без пистолета», «Гений пустого места», «Пари на любовь», «Роман выходного дня», «Окна», «Партизаны», «Неадекватные люди», «Комплекс полноценности», «Группа счастья», «Девичья охота», Русская наследница», «Кухня», «Одинокие сердца», «Следователь Протасов», «Станица Людмила», Гюльчатай. Ради любви», «12 месяцев. Новая сказка», «Алмаз в шоколаде», «Давай поцелуемся», «Испытание счастьем», «Коммунальный детектив», «Тайный город».

Павел Деревянко- один из самых востребованных сейчас актеров. Он родился в Таганроге, 2 июля 1976 года. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа. С детства был разносторонне развитым ребенком, увлекался танцами и различными видами спорта. Пробовал поступать в медицинское училище, потом в кулинарное. Только когда начал заниматься в театральной студии «Лестница», Павел понял, что быть актером- его призвание. Несколько раз пытался поступить в один из столичных театральных вузов, но неудачно. Спустя год, будущий актер снова стал поступать в московский вуз, и на этот раз ему повезло, а 2000 году он успешно закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Начиная с 2000 года Павел Деревянко активно снимается в кино. несмотря на свою популярность, актер довольно закрытый человек. Известно, что его гражданская супруга Дарья Мясищева — юрист, в 2010 году она родила ему дочь Варвару. Однако через год после рождения дочери, Павел ушел из семьи. Но пожив один, известный артист всё- таки вернулся в семью, жена его простила, так что теперь у них всё хорошо.

Есть конечно и бесплатный Paint и Picasa, а так же другие программы. Но на сегодняшний день равных Adobe Photoshop пока еще нет. Версию CS6 можно скачать бесплатно на этом или этом сайте. Скачивание с файлообменника.



Война…Короткое, но такое страшное слово. В нём боль и кровь, смерть и слёзы… В нём – горе и одиночество… Что может быть страшнее, когда от большой, крепкой, любящей семьи остаётся лишь несколько фотографий? Именно об этом пишет Анатолий Приставкин в своём рассказе «Фотографии». Пишет о том, как суровые испытания военных лет и страшные потери делают маленьких и беззащитных большими и сильными. «Мы жили далеко от дома, я и моя сестрёнка, которой было шесть лет» — так буднично начинает повествование автор, сразу вводя читателей в мир героев — мир, где нет домашнего тепла и родительской любви.

В основе произведения лежит история о мальчике и его шестилетней сестрёнке Людочке, живущих в детском доме. Автор не называет имени мальчика. Наверное, он делает это потому, что в военное время таких детей было очень много — детей, оставшихся без родителей, не нужных своим родственникам и потому вынужденных жить в детдоме. Чтобы Людочка не забывала родных, мальчик «раз в месяц приводил сестрёнку в холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями». Они согревали детей ощущением того, что в этом огромном мире они не одни, что у них есть близкие люди.
Когда мальчик узнавал о смерти кого-то из них, он говорил Людочке, что этот человек «затерялся». Сначала «затерялась» мама, которая тяжело и долго болела. Потом «почтальонша принесла маленький листочек» — похоронку. И папа, который «на фронте фашистов бил», тоже «затерялся». Говоря так, герой рассказа поступал по-взрослому, мудро. А ведь он совсем маленький! Сколько нужно было самому иметь силы, чтобы не заплакать?
А потом тётя («удивительная, просто замечательная тётя» — с горькой иронией замечает автор) отказалась принять детей и тоже «затерялась». Автор умалчивает о её судьбе — наверное, она не хотела принимать Людочку с братом потому, что ей просто не нужны были лишние заботы. И это ужасно!
И вот настал страшный момент, о котором герой, привыкнув к трудностям и потерям, говорит спокойно и просто: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много». Но сколько боли в этих словах! Боли от того, что некогда дружной семьи больше не существует! Кто-то умер, а кто-то очерствел душой и отказался от детей. Война разрушила семью, в которой когда-то царили любовь и тепло.
Этот небольшой, но такой пронзительный рассказ Анатолия Приставкина открыл мне войну с новой стороны. Войну, в которой не слышны взрывы и выстрелы, никто не умирает на твоих глазах, и от этого ещё страшней потеря – потеря семьи, ещё страшней горе – детское горе, которое не забудется никогда.Это произведение – обращение ко всем нам: войны не должны повторяться! Но почему же повторяются?

                                                                                                                                                                  Лаврентьева Дарья, 15 лет


  • Рецензия на рассказ огоньки короленко
  • Рецензия на рассказ куст сирени
  • Рецензия на рассказ зощенко аристократка
  • Рецензия на рассказ живое пламя рецензия на рассказ живое пламя
  • Рецензия на рассказ дубровский