Рецензия на рассказ стихи и сушки

Открывшаяся
страница

Рубрику ведет Юлия Фролова

Стихи и сушки

Дмитрий Шеваров. Пушкинский бульвар. Сюжеты1

Между книжным шкафом и зеркалом
когда-то дедушка повесил портрет Пушкина. Не
знаю, когда было это когда-то. Мне кажется, что
в моей комнате всегда был портрет Пушкина. И
Пушкин всегда смотрел на каждого входящего в
комнату своими спокойными глазами.

Откуда и как я понял, что на портрете
изображен Пушкин? Мне этого не вспомнить. Знаю
только, что имя Пушкина всегда звучало в доме как
имя близкого человека. Указывая дедушке на
какой-нибудь непорядок в доме, бабушка иногда
сокрушенно говорила: «А это кто сделает –
Пушкин?»

– Пушкин! – весело отзывался дедушка.
А потом, взявшись за работу, читал мне свое
любимое – про крестьянина на дровнях и лошадку,
которая чует снег, но снег ее не радует, и она
плетется рысью.

Постепенно разрозненные сведения о
добром помощнике нашей семьи стали собираться в
моей голове. Я знал, что у Пушкина есть няня, но
нет родителей. Было понятно, почему он
воспитывался в Лицее, – сирота.

Царь командует Пушкиным. Он его, как
Суворова, посылает то на южный фронт, то на
западный. Поэтому и называется – «ссылка».

Пушкин, конечно же, возвращается с
победой. Однажды Пушкин задержался. Декабристы
решили не ждать Пушкина и без него справиться с
царем. Без Пушкина у них ничего не получается. Они
рубят одну царскую голову, вместо нее вырастает
вторая. И уже эта, новая, голова одних казнит,
других милует, то есть отправляет пожить в
Сибирь.

Пушкин возвращается слишком поздно, он
жалеет декабристов и пишет им в Сибирь: мол,
держитесь, оковы тяжкие падут, я тут чего-нибудь
придумаю.

Жизнь у Пушкина интересная, но
грустная. Он любил свободу, а царь ему свободы не
давал и все следил за ним. Царь только и думал о
том, как погубить Пушкина, он подослал к нему
Дантеса…

Пушкин мне часто снился и всегда
маленьким – моим ровесником. Как-то он принял
образ моего соседа Мишки. Симпатичный
черноглазый Мишка играл на скрипке, и мне
снилось, что в футляре он носит стихи. А стихи
были не рукописями, не бумажками, а ванильными
сушками. И будто бы зимой мы сидим в кочегарке
против открытой печи и грызем сушки. Вдруг за
нашими спинами возникает кочегар Варлаам,
нависает над нами медведем: «Ишь сушки
кочегарят…» – «Не-е, мы не сушки… – лепечет
Мишка, – мы стихи читаем. Хотите попробовать…»

Варлаам оглушительно хрумкает
сушками. Тени от огня пляшут по стенам. «Ничего
стишки…» – хохочет Варлаам. У нас лица горят,
будто нам стыдно, что мы чужие, ворованные
сушки-стихи едим. Так горячо щекам. Вдруг кто-то
трогает мой лоб прохладной рукой, потом губами:

– Да ты заболел, дружок… Где вас
носило?

Сквозь тяжелые веки узнаю бабушку.

– Да по Пушкинскому на санках я его
катал, – слышу виноватый голос деда.

– Ну вот и приморозил мальчонку.
Погляди, какой горячий…

Я лежал на дедушкиной кровати. Мне
виделось, как дедушка везет меня сквозь снег и я
низко опускаю голову, чтобы острая снежура не
колола глаза. По бульвару, по бульвару… Снег
валит, и дедушкина спина теряется в снегу.

_________

1 Печатается по: Шеваров Д.
Пушкинский бульвар: Сюжеты // Новый мир. – 2003. – №
12.

­Запах
горького жасмина
Рецензия на авторский
сборник стихов «Душа наизнанку»
Любови Страдалиной
Дебютный сборник стихов Любови Страдалиной
привлекает уже своей обложкой. Красивый чёрно-белый портрет поэтессы, на
котором сверкают голубые алмазы глаз. «Душа наизнанку». Что же нам готовы
рассказать об этой душе такие глаза?

Поскольку поэтический сборник
«открывает» творческий путь автора, он справедливо сопровождается вступительным
словом, из которого мы узнаём о
биографических истоках творчества, о выборе псевдонима и, наконец, о тех ступенях,
которые сегодня проходит большинство стихотворцев, чтобы донести своё детище до
читателя — об участии в конкурсах и коллективных сборниках, презентации своего
творчества в инстаграме и об опыте чтеца. Итогом всей этой плодотворной
деятельности стала книга «Душа наизнанку». Поэтому я рекомендую её не только
читателям, но и начинающим поэтам, которым
будет интересно проследить путь самих стихотворений, когда
неустойчивость ритма превращается в
осознанный ритмический рисунок, небрежная рифма начинает звучать точно и
становится музыкальным средством выразительности, а вечная тема любви –
раскрывается во всём многообразии внутреннего мира творца.

Однако Любовь Страдалину нельзя в
полной мере назвать начинающим поэтом. В её сборнике представлены стихотворения
с 2007 по 2020 гг. Тринадцать лет – это уже срок, за который творческая
личность успевает окрепнуть как ремесленник, выработать свой стиль и определиться с ведущими темами своих
произведений. Как впрочем, мы не можем сказать и то, что процесс формирования её
поэтического Эго уже завершён. Самое интересное ещё впереди, и тот, кто наблюдает
за творчеством Любови Страдалиной в инстаграме, легко может найти этому
подтверждение. Я, например, всё чаще вижу, как между строк бесится игривый
чертёнок, а в других стихотворениях, напротив, строки становятся всё
пластичней, лиричней и живописней. Поэзия становится более плотной и
оформленной. Но вернёмся уже к пройденному пути и обратимся непосредственно к
стихам.

Сразу бросается в глаза раскрепощённость
в подаче материала. Данный автор не сосредотачивается прежде всего на форме, не
подгоняет под неё содержание, высчитывая скрупулёзно количество слогов и
пытаясь точно попасть в рифму, как это часто бывает с начинающими
стихотворцами, а наоборот, выражение своих мыслей и чувств ставит во главу
угла. Конечно, поначалу форма от этого несколько страдает: до 2012г. ритм
периодически сбивается, а неточная рифма сочетается с точной без всякого учёта
благозвучия. В стихах 2011 и 2012 годов
это прослеживается особенно отчётливо и потому что, по словам самого автора,
эти годы стали для него «особенно плодотворными», и потому что, на мой взгляд,
именно в этот период происходит тот творческий всплеск, который позволяет поэту
сделать скачок на новую ступень своего развития – да, река в этом момент
выходит из берегов, но только для того, чтобы чуть позже с нова в них вернуться
и уже уверенно течь в заданном природой направлении. И действительно, сначала
за этим периодом наступает «глубокий творческий кризис», а затем — новая волна
стихотворений с устоявшимся ритмом и более организованной рифмой. О рифмах
хотелось бы сказать подробнее.

Дело в том, что Любовь Страдалина
никогда не будет заковывать свои слова в звучание только совпадающих звуков. И
в этом я вижу проявление её индивидуальности, а так же — перспективности. Уже в
ранних стихах характерная небрежность в
организации звучания сочетается у неё с интересными, неизбитыми парами рифм, а
это в дальнейшем – прямой выход на благозвучие неточной рифмы (к слову, которым
овладеть сложнее, чем благозвучием точной рифмы), гармоничное сочетание
неточных рифм с точными и, безусловно, примечательный образный ряд (в стихах звук и смысл – это целостная
единица). Приведу несколько примеров: тро′пка – в лодку, поглубже – кружек,
моменты – кометы, приятный – приятель, будто – будка, танца – признаться,
преграды – градом, реет – острее, жизни
– линзы. Напомню, что неточные рифмы лучше всего звучат в контексте строфы.

Надо
сказать, что творчество этого автора с самого начала обладает рядом
своеобразных черт, которые отличают его от творчества других стихотворцев. Это
преобладание плотских образов, эстетика безобразного и сосуществование женского
и мужского начала.

Под плотскими образами я
подразумеваю весь тот спектр образов, который укладывается в нетипичные для высокой
поэзии органы чувств. Зрение и слух уступают вкусу, обонянию и осязанию. Вот,
пожалуйста: «а во рту – иллюзорность слюны», «набит селёдкой рот», «на языке
горит вкус приторной начинки», «и влага с моря так вкусна», «слепил мне губы,
как ириски». Всё это вкусовые ощущения. Не в меньшей степени проявляют себя и
обонятельные образы: «а под ногтями запах твоей кожи», «пахнут запястья
душистым арбузом», «но запах её губ перебивал весь вкус», «запахом сырой
картошки», «ядом пахнут плечи». Есть и осязание: «он нежно мне целует
мозолистые ступни», «шершавых щёк». И невозможно это всё не заключить самой
плотью: «то колит сердце, то болит
ребро», «и в животе от колы пузырьки»,
«и в животе бардак», «я опять лижу покусанные губы». Руки и плечи XIX – XXстолетий сменил живот, а сердце помимо символа теперь
ещё и орган. Подобная система образов не может читателю не запомниться. Она
слишком ощутима. Своей материальностью? Отнюдь, плоть в стихах этого автора
по-своему одухотворена и служит живой
тканью, из которой выкраиваются образы
героев и отношения между ними.

Бросается в глаза и то, что
плотское своеобразие образов по большей части сопряжено с эстетикой
безобразного. И действительно это «безобразное» определённым образом дополняет
«плоть», а в некоторых случаях и не отделима от неё: «уж лысеющее темя»,
«любила
и юным и сморщенным», «твои цветы смердят ничтожной ложью», «мокрота прелых
мыслей», «и каждый, в припадке, до
рвоты», «и блюя свысока ядовитой мукой»,
«он выплюнет окись и гниль на лицо». Вы скажете: «Стоп! Меня сейчас
стошнит!». Но именно этого и добивается автор. Он будто специально пытается вызвать у читателя
отвращение, выбрасывая тут и там подобные сгустки негативной экспрессии.
Никакой красивости и изящности. Поэтому читатель не читает происходящее, а
чувствует его. «Плоть» сама по себе — уже яркое средство выразительности, а в
сочетание с «безобразным» придаёт отношениям героев ещё и оттенок предельной реалистичности — нетеатральной трагичности. Конечно, я привела
все эти образы сейчас в концентрированном виде. В сборнике стихов они
перемеживаются с образами другого порядка и воздействуют на читателя, так
сказать, порционно. Но мне важно было показать
эту энергетическую составляющую творчества (не единственную!) в чистом
её проявлении.
Так же безобразные образы служат для
отображения быта или природы: «не важно, что заляпан линолиум и кухня», «разит
весь подъезд», «висит замызганный горох», «и листья с видом драной пакли».

Продолжают по тональности образы «плоти» и «безобразного» сосуществование
женского и мужского начала. «Крепким пивом», «в пьяном смраде», «злость кромсала на части», «несу себя на
блюде, как мясо на обед», «нарывы ран, надрывы связок» (опять-таки присутствует
звучание плотского и безобразного), а если к этому ещё прибавить некоторую
удаль, которую, например, можно обнаружить в стихотворениях «На барной стойке»
«Февраль», «Память», «Я на жизнь не ропщу и не сетую» с их интонациями хлыста,
лихости, бесшабашности, часто отчаянности, то волей неволей улавливаешь
какое-то мужское звучание во всём этом (к слову, несколько стихотворений даже
написаны от мужского лица). И при этом мы совершенно чётко видим перед собой
женский образ – образ героини далеко не лиричной: чувственной, с характером,
жесткой и страстной, наконец, откровенной
(«срываешь ткань с меня кусками», «за волосы хватаешь грубо»,
«бросаешься в страсть, словно в бой», «горели, слившись губы, кипятком»). Не
удивительно, что тема отношений часто раскрывается как битва характеров и
переживаний («Летаргия», «Пляж Победы», «Ты давно забыл, что я такой бываю», «Я
не знаю, кого грели твои руки»), а категоричный вопрос: кто этот мужчина,
которого я люблю? («Сегодня ты другой какой-то…», «Голос») становится закономерным.

Сразу становится понятным, что поэзия
Любови Страдалиной никак не обращена в
прошлое. Она живёт настоящим. Об этом можно судить и по таким словечкам, как шашлычок, кайф, экстаз, оргазм, тормоза, клип
и т.д. Эти слова так же свободно уживаются в её стихах, как свобода
прорывающегося через строки темперамента её лирической героини.

В заключении этой части анализа
приведу стихотворение, которое отражает большинство обозначенных выше черт
поэтического сборника (сопоставьте название и содержание и увидите характерное
для этого автора противостояние прекрасного и безобразного).

Запах жасмина

Липкий
жасминовый запах,
Едкий,
противный до сблёву!
Знаю,
в её был ты лапах
Сучьих.
Не надо! Ни слова.

Ревность?
Лишь малая доля.
Злость
покромсала на части!
Вторглась
в «сохран» без пароля
Краля.
Молчи! Соучастник.

Выброшу
хлам твой, что вместе
Ценностью
долго считали.
Вытравлю
преданность, честь и
Всех
паразитов морали.

Память
– единственный стойкий,
Как
оловянный солдатик.
Сбить
заводские настройки
Вряд
ли умения хватит.

Это был вдох. Теперь выдох…
Стихотворения Любови Страдалиной звучат не только напряжёнными нотками. Лирика,
нежность и мягкая женственность присутствуют
тоже; они придают творчеству гибкости и
подчас выгодно оттеняют громкие и жёсткие вкрапления в ткань стиха, о
которых говорилось выше. Такие стихотворения как «Про счастье», «Радость»,
«Солнце – персик занырнуло в тесто», «Я не знаю, зачем снова снятся мне горы» своими
названиями и первыми строками говорят сами за себя. Светлые и тёплые образы
выливаются на читателя солнечными лучами из-за едких серых туч. Особенно радуют
такие: «вдыхает запах роз воздушное пространство», «вереницы дорог вьют узор»,
«допит до дна холодный снегопад». А ещё и в бурю, и в штиль совершенно
естественным образом можно встретить такие трогательные образы как «ветерок»,
«подталую конфетку» или, например, наивный поцелуй «то в носик, то в глаз».

Хотелось бы обратить внимание и на
миниатюрные формы, среди которых ряд четверостиший, замечательное стихотворение
«Поезда». В нескольких строчках автору
удаётся уловить основные черты драмы. Вот, например, здесь:

Спрячусь
за причудливыми шторами,
Распахни
моё окно. Светло.
И
вдыхай, как нежность утра, порами
Не
остывшее ещё тепло,
Но
привычное.
Безразличное.

Ведущей темой данного сборника является
романтика. На протяжении несколько лет поэтесса «исследует» отношения между
мужчиной и женщиной. Чаще всего, как уже отмечалось, это отношения на грани
страсти и неприятия, накалённого чувства и претензии. Резкость, чувственность,
драматизм и, наконец, физиология, отличают многие любовные стихотворения этого
автора. Показательными для него являются строки из стихотворения «Я хочу
целовать»:

Я
хочу целовать твои губы,
Разрывая
материи слой
И
впиваясь до крови, так грубо,
Как
никто не посмел бы другой.

И
в то же время в этом же году пишется стихотворение «Мой мужчина». Приведём из
него отрывок:

На
стекле два влюблённых сердечка,
Их
девчонкой ещё рисовала.
А
теперь безымянный в колечке,
Рядом
принц, тот единственный, мало
Вместе
места на этой планете,
Хочет
сердце любить всё сильнее.
А
в душе мы ведь малые дети,
Всё
шалим в подростковой манере.
(…)

Девушка и женщина — наивность и
искушение. Бессмертные грани женского образа.

Однако романтическая тема не стоит на
месте. В 2020г. появляются интересные по форме и содержанию стихотворениях
«Человек дождя» и «Инопланетянин», а так же философское стихотворение «Пусть мы живём в
грехе без сожалений», в котором уже чувствуется уверенность слога и мысли.
Приведём это стихотворение полностью.

Пусть
мы живём в грехе без сожалений,
Сгорая
в страсти телом и душой.
Пенять
смешно на разность поколений,
Сгорает
каждый от любви большой.

А
не грешны ли эти моралисты,
Жену
целуя только раз в году?
Играют
семьянинов, как артисты,
Обязанности
делят и еду.

А
мы взлетаем аистами в небо
И
делим пламенеющий огонь
Не
только ночью и не по потребе,
С
сердец снимая тянущую бронь.

Помимо любовной темы в творчестве Любови
Страдалиной присутствуют и другие: философская, в том числе и осмысление
современной реальности с говорящими названиями «Роботы», «Мегаполис». «Как
будто март», где поднимается проблема несоответствий времён года прежним
параметрам – проблема, как известно, глобальная и острая сегодня. Пейзажная
лирика, бытовой реализм, мир души, тема смерти, личная тема и материнство.
Одним словом, «душа наизнанку».

Таким образом, сверкают голубые глаза Любови
Страдалиной с обложки сборника не случайно. За их холодным цветом скрывается
женская поэзия с горячими нотками страсти, островками нежности и запахом плоти.
Жасмин прекрасен, но горчит… И эту горчинку читатель обязательно
будет искать в следующем сборнике.

Октябрь
– 4 ноября 2021г.

Приветствуем вас.

Продлён до 7 декабря 2016 г. анонимный конкурс читательских рецензий «Наждачка». С новыми условиями можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Однако будет справедливо уже сейчас опубликовать в качестве примера подборку рецензий, написанных на тексты участников конкурса «Чемпионатовская разминка» (по теме «Обет молчания») в сентябре (подробнее о конкурсе здесь).

Рецензия № 1 
Рецензируемое стихотворение:
 

Подальше от суеты (Автор №7)

 
Тэги: обет молчания, Поэтическая мастерская
 

Так хорошо побыть без слов.

 
И.Ф. Анненский
 

Я промолчу так много слов.

 
Ведь мир жесток, и люди — звери.
 
Несет обманом с городов,
 
Поэтому я им не верю.
 

Темно там от ненужных фраз,

 
Они лишь солнце закрывают.
 
А болтовня играет джас,
 
Который просто убивает.
 

Подальше в лес зовет меня

 
Ее Величество природа,
 
Где сможет пленная душа
 
Парить спокойно на свободе.
 

Оставлю бусины проблем,

 
Что я на нитку нанизала,
 
И сотни мудрых теорем,
 
Нарочно вдребезги ломала.
 

Я в децибелах растворюсь.

 
Слова листвою опадают.
 
И тишиною разольюсь,
 
Найду себя частицей рая.
 

Рецензия

 

По моему глубокому убеждению, писать рецензию на стихотворение (далее воспользуюсь несколько фамильярным, зато удобным сокращением «стихо») стоит только в трех случаях:

 

1) когда стихо понравилось так сильно, что нет сил сдержаться от адресованного его автору возгласа восхищения. «Так держать!», так сказать. Это, впрочем, не исключает указания на возможные недочеты (а у кого их нет?);

 

2) когда чувствуешь, что можешь чем-то помочь автору стихо, пусть даже по мелочи;

 

3) все остальные случаи, когда рецензию нужно писать в силу каких-то внешних обстоятельств, включая сюда служебную необходимость и т.д.

 

Впрочем, эта классификация не строгая, возможны пересечения и наложения вышеуказанных причин.

 

Так и рецензируемое стихо тяготеет к варианту 2, что отнюдь не означает полного отсутствия варианта 1.

 
А именно, подкупает энергетика этого стихо, чувствуется «подрыв», с которым оно написано.
 

Это здорово, ведь помимо чисто эстетического момента в стихах ценно и ощущение ритма, динамики и дыхания: бывает, просто бормочешь себе под нос какую-нибудь «шумелку/пыхтелку», а иногда и «кричалку» декламировать хочется.

 
И даже слова тут не так важны.
 
Классический, по-моему, пример:
 

«Каждый молод молод молод

 
В животе чертовский голод»
 

ну и т.д.

 

В рецензируемом стихо эта динамика есть, что особенно выделяет его на фоне нынешней «прозаизации» стихов (поэты, идущие по этому Броду с большой буквы Б, иногда просто «топят» читателя в длиннющих строчках и многочисленных анжамбеманах: зрением воспринимаешь, а вот по памяти декламировать затруднительно).

 

Теперь о том, что можно улучшить.

 

Я, признаться, споткнулся о строку «А болтовня играет джас».

 
Смутил меня вот этот загадочный «джас». Что это? Яндекс и Гугл с ним тоже справиться не смогли, предложив, из более-менее вразумительных вариантов, только охотника за головами по имени Джас Пур из вселенной «Звездных войн».
 
Остается предположить, что это опечатка в слове «джаз».
 

А вот в этом катрене:

 

«Оставлю бусины проблем,

 
Что я на нитку нанизала,
 
И сотни мудрых теорем,
 
Нарочно вдребезги ломала.»
 

идет несовпадение времен глаголов. Оставлю и ломала.

 
Либо я неправильно воспринял грамматическую конструкцию (она в любом случае тяжеловата).
 

По рифмам.

 
Рифма «меня – душа» как-то не очень, лучше поменять.
 
Да и к «свободе – природа», «рая – опадают» тоже можно (и нужно) придраться.
 
Многовато глагольных рифм. Я-то к ним нормально отношусь, а вот кое-где могут презрительно фыркнуть.
 
Поэтому тоже лучше их поменять.
 

Если в целом, то в рецензируемом стихо много ярких моментов, хлестких фраз, и это хорошо.

 
Но эти удары нередко идут мимо цели, т.к. не чувствуешь внутреннюю обусловленность образа.
 
Например, «Я в децибелах растворюсь» (т.е. шум, как я понимаю) и «И тишиною разольюсь» как-то не очень сочетаются.
 
Фразы, закрывающие солнце, это тоже сильно, но как-то чересчур, на мой вкус.
 

ИМХО, лучше не гнаться за внешней броскостью гиперболических образов, если нет четкой внутренней связи явлений. Иначе есть риск попасть на зуб пародистам всех мастей.

 

Хотя есть тут что-то, такая подростковая максималистская негативисткая подлинность (или классная стилизация под нее).

 
Вот эту экспрессию и ритм сохранить бы, а остальное – шлифовать и шлифовать до блеска!
 
Ведь хочется все же более четкого «мессиджа», выпуклых образов и оригинальных мыслей.
 

Удачи автору в нелегком пути по поэтическим тропам (в обоих смыслах)!

 
Рецензия № 2
 

Рецензируемое стихотворение:

 

Молчат притихшие дворы (Автор №3)

 
Тэги: обет молчания, Поэтическая мастерская
 

Молчат притихшие дворы:

 
закрыты рты у детворы,
 
и пузыри у алкашей.
 
Собаки изловили вшей.
 
Асфальт машины тихо трут
 
и молча дворники снуют.
 
Повсюду осень. Тишина.
 
Уставший город ищет сна
 
в безмолвии своих дворов
 
и в золоте скупых боров.
 
И в каждый шаг та тишина
 
дождями подливает сна.
 

Рецензия

 

В рецензируемом стихотворении (далее воспользуюсь несколько фамильярным, зато удобным сокращением «стихо») есть много удач.

 

Первые три строки прекрасны. Особенно вот это: «закрыты рты у детворы,

 
и пузыри у алкашей». Жизненно и красиво.
 

И вот это хорошо: «Асфальт машины тихо трут и молча дворники снуют». Подкупает не только точная звукопись «тихо трут», но и амбивалентность дворников: то ли они по лобовому стеклу машины снуют (что более вероятно), то ли они живые и с метлами. Тут, правда, запятой не хватает после «трут», но это легко поправимая мелочь.

 

А вот строка «Собаки изловили вшей» как-то выбивается, на мой взгляд, из картины тишины. Не уверен, что собаки ловят вшей с особо громкими звуками, так что после их поимки наступает тишина.

 
Но и в этом случае лучше было бы подчеркнуть полное прекращение возни со вшами. Например, «Собаки всех поймали вшей», или что-то наподобие. В любом случае, над строкой надо подумать.
 

В строке «Повсюду осень. Тишина.» не нравится слово «тишина». До этого она отлично нарисована, так что лучше ее прямо и не называть.

 
Вообще, изображение чего-либо гораздо сильнее простого называния. Лучше этого называния избегать по мере возможности.
 

Да и в целом во второй части стихо (последние 6 строк) слишком много необязательных повторов.

 
В начале «притихшие дворы», а тут опять «в безмолвии своих дворов».
 
Тишина дважды, и сны дважды, да еще и оба раза рифмуются между собой.
 
Лучше бы эти повторы либо вообще убрать, либо заменить синонимами.
 

Строку «и в золоте скупых боров» сначала не понял (при чем здесь боров в смысле свин?), а потом понял, почему не понял: все-таки бор (в смысле лес) как-то больше ассоциируется (у меня лично) с загородной природой, а в городе – парки, скверы и т.д.

 
И потом, почему боры скупые? Листьев золотых в них должно быть немало.
 
Я бы поразмыслил над этой строкой.
 
В строке «И в каждый шаг та тишина» необязательной втычкой для размера выглядит «та».
 
Может, лучше так: «И с каждым шагом тишина»?
 
И фраза «дождями подливает сна», конечно, красивая, но ей, на мой взгляд, не хватает внутренней обусловленности образа: понятно, что когда дождь, хочется спать, но сердце читателя просит более яркого и сильного финала.
 
Вообще, приходит на ум крамольная мысль, что если взять и оставить от стихо только первые 6 строк, то оно почти ничего и не потеряет в изобразительной мощи.
 
Так что хочется посоветовать автору наполнить последние 6 строк такими же классными образами, что и в первой половине стихо.
 
Рецензия № 3
 

Рецензируемое стихотворение:

 

Всуе (Автор №2)

 
Тэги: обет молчания, Поэтическая мастерская
 

То, что было вначале, вложенное тебе,

 
Расцарапывает гортань,
 зажимает её в тиски. 
Упади, впечатай в песок хребет,
 
Нарисуй рукокрылых на берегу реки.
 

Завибрирует воздух, загорятся — земная твердь,

 
Те, кто имя моё мешал с углекислотой.
 
На второй трубе воды выкрасятся на треть
 
В красноту поминавших его не о том.
 

Так на третьей восходит звезда Полынь.

 
Только, сын мой, загадка – чего же для
 
Окровавленным водам велеть: «отхлынь»
 
И окрашивать их в запах горького миндаля?
 

Солнце выгорело на треть. Тяжкий морок накрыл,

 
Налетает четвёрка, не ад – азарт.
 
Серафим триедиными парами крыл
Зажимает рот, уши, глаза, 

Обнимает. Ангелы, выцарапанные в песке, 
Развеваются по ветру. Так остаёшься один. 
Только слово нулём перекатывается на языке. 
Невозможно сказать. Раскуси его, проглоти. 


Рецензия
 

Что сказать о рецензируемом стихотворении (далее воспользуюсь несколько фамильярным, зато удобным сокращением «стихо»)?

 

Чувствуется рука мастера, подкованного в библейских текстах.

Я, по сравнению с ним, в этом профан, поэтому боюсь, что моя рецензия больше скажет не о разбираемом стихо, а обо мне самом.

 

Но, как говорится, даже кошка может смотреть на короля.

 
И от лица столь же неискушенных читателей рискну высказать ряд мыслей по поводу.
 

Во втором катрене углекислота как-то выбивается из библейского ряда.

 

А вот эти строки:

 

«Окровавленным водам велеть: «отхлынь»

 
И окрашивать их в запах горького миндаля?»
 

заставили меня изрядно поломать голову.

 
Как можно воды окрашивать в запах?
 
То ли я чего-то не понял, то ли нужно сказать как-то проще.
 

В целом чтение стихо напоминает дешифровку очень мудреного кода.

 
Но это чистая вкусовщина, многим нравится именно это.
 
Единственно, может быть, хоть пару примечаний сделать с пояснениями особенно темных моментов?
 

Но и я получил свое удовольствие.

 

Вот понравившийся образ:

 

«Серафим триедиными парами крыл

 
Зажимает рот, уши, глаза».
 

Очень яркая картина.

 

Ну и мощный финал, конечно:

 

«Только слово нулём перекатывается на языке.

 
Невозможно сказать. Раскуси его, проглоти».
 

Фраза «слово нулём перекатывается на языке» настолько глубока, что аж дух захватывает.

 

В качестве мелкой придирки отмечу еще неточную, на мой взгляд, рифму «один – проглоти». Она как-то выбивается из общего ряда очень точных, богатых и вкусных рифм этого стихо. Да еще и в финале.

 
Посоветовал бы автору отшлифовать этот момент.

  • Рецензия на рассказ свеча горела майк гелприн
  • Рецензия на рассказ русский характер толстой
  • Рецензия на рассказ приставкина фотографии
  • Рецензия на рассказ огоньки короленко
  • Рецензия на рассказ куст сирени