Рецензия на сказку о рыбаке и рыбке пушкина

Книги, как и люди, имеют свою дату рождения. Но в отличие от людей одни могут умереть, а другие жить вечно. Произведению, о котором я хочу рассказать, в этом году исполняется 185 лет – это сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

        Известно, что великий поэт, будучи ребёнком,  любил слушать сказки, рассказываемые няней Ариной Родионовной, позже увлекался творениями братьев  Гримм. Вероятно, это и подтолкнуло его к написанию сказки «О рыбаке и рыбке».

В основе сюжета – рассказ о жадной старухе, посылающей своего мужа к Золотой Рыбке с требованием исполнить её желания. Рыбка делала то, что хотела старуха, но той  хотелось большего –  сперва новую шубу, затем быть столбовой дворянкой, потом свободною царицею, а затем – Владычицей. В итоге она оказалась у разбитого корыта. Таким образом, старуха олицетворяет эгоизм. Не случайно  же есть  фраза «остаться у разбитого корыта», к которой прибегают, если говорят о жадности человека.

         Но о чрезмерной ли жадности эта сказка? Известно, что в заглавии любого произведения отражается  его основная мысль или идея: о чём говорит автор или что хотел сказать. Тогда получается, что сказка совершенно о другом: о рыбаке и рыбке. Ведь не стал бы великий  Пушкин писать о том, что уже написано.

        Предлагаю истолковать сказку по-другому. Старик прожил со своею старухой 33 года, то есть, практически большую часть жизни – с молодых лет и до старости. Не стала же она такой капризной и жадной в пожилом возрасте – скорее всего, она такой всегда и была. Почему старик, не споря, стал просить Золотую Рыбку исполнять её прихоти? Потому, что привык это делать всю жизнь. Потому, что любил свою жену все эти 33 года. Представим, что произошло бы, если бы желания старухи исполнились. Главное – старик остался бы одиноким. Но любящий счастлив бывает от того, что счастлив любимый. А почему Рыбка «махнула хвостиком»  и уплыла в синее море? Поняла, что сделает старика несчастным?

        Получается, что сказка не о жадной старухе. Помните: «Сказка ложь, да в ней намёк…»? Так может, это сказка о любви  и Пушкин хотел дать «урок» любящим: не стоит безрассудно во всём потакать любимым, чтоб не потерять их? А Рыбка потому и Золотая, что смогла сохранить семью?

        Предлагаю Вам ещё раз перечитать известную с детских лет сказку и попробовать её истолковать по-своему. Может, вы увидите в ней  между строк  какой-то новый смысл. Думаю, потому и вечен Пушкин А.С, что в разном возрасте его произведения (и даже сказки!) воспринимаются по-разному.

  1. Главная
  2. Сказки
  3. ⭐️Александр Пушкин
  4. 📚Сказка о рыбаке и рыбке
  5. Отзывы на книгу

Любая сказка – произведение символическое. Но так как буквальный или однозначный перевод символов невозможен, то и трактовок этой замечательной волшебной истории о золотой рыбке существует великое множество. Детям она повествует о жадности. Ну, а для взрослых внешний мир, изображённый в сказке, порой является отражением внутреннего мира её персонажей. Достаточно включить воображение — и прямо перед глазами раскрывается шикарный калейдоскоп самых разнообразных толкований, каждое из которых имеет право на существование.

Лично меня особенно интересуют психологические версии. Можно, например, увидеть здесь трагический треугольник Карпмана: преследователь – старуха, жертва – старик, спасатель — золотая рыбка. С другой же точки зрения легко разглядеть непримиримую борьбу противоположных сторон двойственной человеческой природы: души (старик) и эго (старуха). Но мне всё же ближе иная интерпретация – «флористическая». На мой взгляд, «Сказка о рыбаке и рыбке» является прекрасной художественной иллюстрацией грандиозного нарциссизма (не привязанного к какому-то гендеру).

Старуха олицетворяет собой нарциссическую женщину. Героиня явно страдает нарциссическим расстройством личности, вполне соответствуя следующим его критериям: нарушения мышления (грандиозное самомнение, напускная важность, эгоцентризм, поглощённость мыслями и фантазиями о своих успехах, власти, блеске), нарушения эмоциональной сферы (завистливость, чувство права и вседозволенности, отсутствие эмпатии, сочувствия и сострадания), нарушения поведения (потребность в восхвалении, потребительское отношение к людям, высокомерие, надменность, склонность к манипулированию, жестокость). Но патологический нарциссизм проявляется исключительно в партнёрских отношениях, так что нарциссу всегда необходима ресурсная, витальная, наполненная жизненной энергией жертва, при отсутствии которой ему даже может грозить пограничное расстройство личности или психоз. (Например, Фрейд называл психоз «нарциссическим неврозом», а Фромм – «состоянием абсолютного нарциссизма».) Поэтому старуха бесконечно прядёт свою пряжу, иначе говоря — плетёт сети-паутины для жертвы и привязывает, как кукловод к марионетке, сплетённые верёвочки к старику, чтобы потом дёргать за них с целью проецирования каких-то вытесняемых частей своей личности и, конечно же, манипулирования. Сумев в своё время эмоционально привязать к себе рыбака, эта энергетическая вампирша нагло и бесцеремонно использует его психические ресурсы, ничего не отдавая взамен. Кроме того, старуха переносит собственные негативные черты (не желая признавать их в себе) на наивного и невинного супруга, который всё делает исключительно от чистого сердца.

Старик же ощущает себя дурачиной и простофилей, так как эти качества внушила и свалила на него старуха для обесценивания мужа и возвышения себя. Рыбак – типичная жертва нарцисса, не склонная к лжи и цинизму, имеющая моральные ценности, но в то же время обладающая неким комплексом неполноценности и предрасположенностью к созависимости. И из такого человека психологический насильник в женском обличье с огромным удовольствием выкачивает энергию, пьёт кровь и выматывает душу. А золотая рыбка – это и есть душа старика-жертвы, вынесенная вовне. Море же, в котором рыбка-душа живёт, — эмоции и чувства рыбака. Старик постоянно ходит в одиночестве к морю ловить рыбу, то есть погружается в собственную эмоциональную сферу в поиске себя. И вдруг ему наконец-то удаётся добраться и дотронуться до своей истинной сущности — души (рыбки), живущей в стихии его эмоций и чувств (в море). Тут-то всё и завертелось… Причём без активного использования героиней-пряхой веретена вряд ли обошлось это верчение.

Узнав о появлении золотой рыбки (души), старуха-нарцисс привычно «заколдовывает» свою жертву (превращая старика в послушного раба) с помощью специальных техник и приёмов манипулирования: раз за разом обесценивает мужа, внушает ему страхи, сомнения, чувства вины и стыда, а также погружает в состояния нелогичности и неопределённости, разрушающие психику и убивающие силу воли. Ведь задача нарцисса — подавить и уничтожить жертву как личность, чтобы с усмешкой насладиться её страданиями. Сначала жена оказывает на мужа психологическое давление: «Старика старуха забранила», «Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою», «Ещё пуще старуха бранится», «Ещё пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба», «На чем свет стоит мужа ругает», «Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою», «На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала», «Ещё пуще старуха вздурилась». Не обходится «магическая» обработка жертвы нарциссом и без прямых угроз: «Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдешь, поведут поневоле». Затем к эмоциональному абьюзу присоединяется физическое насилие: «Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа», «Старика взашеи затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила». В то же самое время в сказке явно прослеживаются последовательные изменения «морского» настроения (то есть всплесков волнений, тревог и других бурлящих эмоций старика, которыми подпитывалась злая старуха): «море слегка разыгралось», «помутилося синее море», «не спокойно синее море», «почернело синее море». А в конце концов — «на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют».

Почему старуха не могла остановиться? Вероятно, потому что она (подобно наркоману) впала в адреналиновую зависимость от ощущения себя всемогущим кукловодом и нуждалась в постоянном возрастании силы и увеличении дозы выкачиваемых пиратским способом ресурсов. Почему же старик всё это терпел? Пожалуй, из-за того, что не без «колдовства» коварной жены он оказался в опасной ловушке эмоциональной (тоже сродни наркотической) зависимости от неё. Более того, в длительных отношениях с нарциссом-манипулятором бывает точка невозврата, когда процессы, произошедшие в психике жертвы, становятся необратимыми. Поэтому несчастная жертва нарцисса и ходит (как под гипнозом) по заколдованному кругу, будучи не в состоянии из него вырваться. А уж за 30 лет и 3 года совместного проживания у старика, конечно, возникла и закрепилась слишком глубокая созависимость. Однако, осознание происходящего – первый и очень важный шаг на пути выхода из подобного сценария, но к нему простодушный герой так и не пришёл из-за слабо развитого эмоционального интеллекта: ему не хватало навыков распознавания своих и чужих эмоций, а также умения чувствовать подлинную мотивацию и намерения партнёра. Так что бессознательный энергетический союз старухи-нарцисса и созависимого старика-жертвы оказался достаточно прочным и сильным, несмотря на то, что любовью и счастьем в их семье и не пахнет.

В финале сказки старуха-нарцисс пожелала повелевать золотой рыбкой и стать владычицей морскою, а точнее — абсолютной хозяйкой души своей жертвы. Старик же не понимал, что он находится под «магическим» воздействием нарциссической жены-манипуляторши (причём уже на стадии утилизации жертвы), поэтому сам не мог «расколдоваться» и выйти из навязанной супругой роли. В результате рыбак снова потерял себя, свою душу в облике золотой рыбки. Ведь человеком управляет именно то, чего он не осознаёт. А какой-нибудь добрый волшебник, способный лёгким прикосновением «разбудить спящего», открыть ему глаза и тем самым несчастному помочь, к сожалению, так и не появился на сказочном горизонте.

В наши дни для жертвы нарцисса таким волшебником мог бы стать, например, психотерапевт. Причём выход для страдальца есть только один – бежать из подобных отношений и не оглядываться, исцеляя расшатанную психику, освобождаясь от полученных травм и развивая свой эмоциональный интеллект, чтобы никогда больше не попадать в такую токсичную связь. Освещение манипуляций и провокаций светом истинных знаний лишает манипулятора власти над жертвой. И чем раньше пострадавший увидит эту игру нарцисса, тем больше у него шансов выйти из неё с минимальными потерями.

Но вот помочь самому абьюзеру вряд ли представляется возможным, потому что нарциссическое расстройство личности очень плохо поддаётся лечению. Впрочем, у грандиозного нарцисса, считающего себя идеальным и могущественным, и нет потребности в росте и трансформации собственной личности. Зато он всегда нуждается в партнёре-жертве, так как наедине с собой очень страдает (подобно наркоману в период ломки) из-за внутренней пустоты, которую необходимо регулярно заполнять украденными или награбленными чужими ресурсами, в том числе и удовольствием от страданий других. Патология восприятия мира мешает нарциссу создавать глубокие, гармоничные и близкие отношения. И долгая, здоровая коммуникация с таким больным человеком невозможна. Поэтому разбитое корыто (как символ неудавшейся жизни) всегда при нём.

Итак, всё вернулось на круги своя. Нарциссическая старуха уничтожила жертву, вытянув из старика с помощью своих хитросплетённых «магическим» прядением верёвочек все его психоэмоциональные ресурсы и оставив рыбака без души-рыбки. Но вскоре этот деспот в юбке снова «проголодается» и начнёт крайне нуждаться в подпитке чужой энергией, как наркоман в очередной дозе. И если старик продолжит ловить у синего моря неводом рыбу (то есть попытается со временем восстановиться-возродиться из пепла, как птица Феникс) и опять поймает золотую рыбку (другими словами — вернёт свою утраченную душу), то старуха, в свою очередь, станет прясть свою пряжу (иначе говоря — вить верёвки и для супруга-жертвы, и из него) — и всё повторится заново. Однако итог будет всегда один – разбитое корыто, на которое обречена ненасытная старуха-нарцисс.

Ох, как много написано про эту сказку Пушкина….
Каких только версий я не слышал. Учителя начальных классов считают «Золотую рыбку» образцовым обличителем такого порока как жадность. И это правильно! Сказка учит деток, что если не будешь знать пределов своей жадности, то вместо нового обретения можешь запросто потерять все уже добытое.

Сказка учит такому популярному сегодня подходу к жизни, как минимализм. Ну, правда, — довольствуйся тем, что есть, не особо закатывая губу, и будь счастлив замене разбитого корыта на нормальную лохань.

А еще сказка учит, что нужно быть благодарным Богу (судьбе, Золотой рыбке) за то, что он (она) тебе послали — пользуйся и не ропщи. И это — неоспоримо!

Чуть не забыл — самое главное! Это же оциле… олитеце… отлице… тьфу ты! — олицетворение противостояния между духом и плотью, разумом и эмоциями. Старик — представитель первого, старуха — второго. И такая трактовка имеет право на жизнь, возможно, даже в большей мере, чем другие.

И все же, я рискну предположить нечто иное. Нет, я признаю все озвученные смыслы — они в сказке есть, но не забывайте и о том, что Пушкин — гений, он в одну сказку запросто мог вложить уйму смыслов, а вот который из них главный — каждый решает сам.

Так вот услышьте — что услышал я. Эта сказка — предостережение! Предостережение для молодых и неопытных мужчин, вступающих под сень Гименея. Жениться, оно, конечно, всегда хорошо, особенно когда не хочется учиться. Совместная жизнь с молодой красивой женщиной полна соблазнов. Эх, думает свежеиспеченный семьянин, сейчас я оторвусь и насыщусь до отвала!

Ага! Нет, возможно, все так и было бы, если бы… если бы не каблук прелестницы. Вот этот самый каблук и есть теперь главная доминанта юного охотника за удовольствиями, теперь его первая и единственная задача — угодить прекрасной половине, дабы не омрачалось её личико недовольством, дабы исполнялись как можно скорее и качественнее её желания и капризы.

А уж она научит своего лоха как добыть новое корыто, как выбиться в столбовые дворяне, чтобы её столбовою дворянкой сделать, а потом царицей, а потом Владычицей морскою… короче до тех пор пока хватит у несчастного Ромео силенок на расширение жизненного пространства для своей Джульетты.

Судьба старика — судьба классического подкаблучника, сколько бы он не старался для своей ненасытной, все ей будет мало, все он будет виноват, все она будет им помыкать. И, если не сможет взять бразды семейного правления в свои руки, то дурость бабья все добытые блага растратит да разметает, достанется старику опять разбитое корыто: либо в виде налоговой, либо ОБЭП, либо ФАС, либо еще какого монстра, от которого разве только в Лондон убежишь, и то, если звезды сложатся.

Короче, мораль сказки следующая — если судьба к тебе будет благосклонна и пошлет самую настоящую золотую рыбку, хрен ты этим воспользуешься, если ты не мужик, а подкаблучник.

Сегодня в программе нашего театра. Постановка сказки.

Написана в октябре 1833 года. И до сих пор пользуется популярностью.

Одна из лучших, психологических и фантастических сказка. Одно из первых фэнтези, что прочитал в детстве. И посмотрел мультфильм.

Если кто-то еще не в курсе, что в сказке.

Старик опытный рыбак, вылавливает рыбку, а та предлагает ему в замен, желания исполнять. Деду и не надо эти желания, он и так рыбку отпустил. Но дома его ждет старуха, и пришлось пойти обратно к рыбке, что бы та начала исполнять желания, безумной старушки.

Пролог

Сплю сегодня.

И перещелкнуло сон. И в голове, зазвучал голос Пушкина. И он сам смотрит на меня.

«-Саша»: это он так ко мне обратился. «- А почему ты не пишешь отзывы на мои произведения, написал про одно не удачное. И всё. Я ведь был тогда молод и горяч, а ты и сам в молодые годы был не лучше меня.»

И поцокал языком.

«-Не хочешь, стихи читать, так сказки же есть.Вспомни, как ты в детстве любил читать мои сказки. Решай сам, или ты пишешь отзыв, или больше не проси у меня вдохновения. «

И исчез.

С Пушкиным лучше не шутить. Поэтому, сегодня такой вот отзыв. Мне же еще в марафоне рассказов участвовать, а без вдохновения куда мне.

Подробнее.

В детстве сказка кажется совсем другой. Что — то волшебное.  Но, если убрать волшебство из сказки. То будет типичная семейная жизнь и проблемы долгой супружеской жизни.

Хоть Пушкин и пишет, что главные герои Старик и Старуха. Но тогда люди старыми считались уже за 30.

Но вот если взять за отметку, слова старика.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Тридцать лет и три года. Конечно, А.С.  взял магические для русской души цифры. Но сейчас не об этом, Предположим, старик говорит, не только о первой своей рыбалке, как его обучил отец. А именно, самостоятельно, как начал жить со своей женой.

Помню, где то читал, что брачный возраст на Руси,. был не такой как у нас сейчас.

Там официально можно было девочек девочек выдавать замуж с 12 лет, а мальчики считались мужчинами с 15. Видно девочки быстрее созревали.

Петр 1 , посмотрел видно на западе, как люди живут, и решил поднять планку для девушек с 12-13 лет, до 17 лет. А 12-13 лет было по древним церковным законам, там еще писали, причем это была не рекомендация, а именно, что обязаловка «не медлить».

А когда правила императрица всея Руси матушка Екатерина 2, то священный синоди решил снова понизить планку до 13 лет. К слову сама София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская вышла в 16 лет, а её мужу Петру 3 было 17.

Конечно, девочек которых в 12 лет выдавали замуж, сразу не тянули в постель, супружеский долг выполнять, они там жили какое то время, привыкали к семье и мужу, но в 15-16 лет такой вот средний возраст когда простые девушки уже рожали. Дворяне выходили замуж где то в 16-18 лет, а в 20 лет уже считались, порченым товаром. С каким то дефектом. И родители давали любое приданное, что бы сбагрить дочь.

Так вот, скажем старику было 15 лет, а его жене к примеру тоже 15 лет, когда они стали жить вместе.

Им примерно 48 лет. Пусть даже в 20 лет они обвенчались, то тогда 53 года, по нашим меркам это еще только начало жизни. Посмотрите вот на красотку Джей Ло.

Просто конечно, тяжелая крестьянская жизнь и соленая вода, отсутствие медицины и всяких СПА услуг, подкосили людей, их ресурс уже был выбран почти полностью. И они выглядели как старики.

Еще хотел сказать о месте, где происходит. Можно сказать, что Пушкин все придумал. Ведь «синего моря» не существует по названию, по цвету да, любая вода почти всегда нам кажется синей.

Но исследовал этот вопрос, узнал, что Аральское море, было как раз синего цвета.

Название «Аральское море» — от слова «арал» — остров, связывают с тем, что громадный бассейн лежит островом среди безводных пустынь Туранской низменности. В старых русских источниках оно именовалось Синим морем.

Так, что возможно Пушкин имел ввиду как раз и его.

В этот раз отойду от своей манеры, и применю новый стиль. Иначе подробные разбор займет много времени, а мне надо бежать в марафоне своем.

В этой сказке, живут два человека, они не любят друг друга, и жизнь у них не удалась. Детей нет, богатства нет. Даже взаимопонимания нет, только привычка жить вместе.

Мужик ловит рыбу, жена прядет. Так и живут. Из года в год.

Пушкин в этой сказке решает много задач.

Первое это конечно сказка.

Второе, не было в его времена семейных психологов, а проблемы были.Пушкин как знаток женщин, и семейной жизни, старается показать, какая она семейная жизнь. И у кого есть возможность, то нужно измениться. Пока еще есть время.

Третье, это конечно же желания. Рыбка, тут может быть, как и бог в церкви, где люди ходят и просят, ставят свечки. Или просто говорят о своих желаниях вслух. А потом еще и еще. Это как в казино, если не умерить свой азарат, то останешься без штанов, и всего остального. Пушки уж точно, понил в этом толк. Вспомните пиковую даму.

В этой сказке, мужчина, хоть и хороший персонаж. То есть он рыбку выпускает. И не просит ничего. Но, как они оказались, в этой избушке.

Он ничего не делал, кроме как ходил и ловил рыбу. Жена его лучшие годы своей жизни спустила в месте с пряжей.

Он безвольный. И слабо характерный. Ему надо было сказать ,сразу.

-Эй, стопорни по быстроляну. бабуся. Отпустил рыбку и всё.

Но нет, он приходит домой говорит ей. И получает, от своей жены распил. Истерику и упреки.

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Если мужа, называть столько лет, «Дурачиной и простофилей», то рано или поздно он таким и станет.

Причем он слово не сказал, развернулся и пошёл.

А как он с рыбкой разговаривает.

«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».

Либизит, пресмыкается.

Получили корыто.

А дальше, что и следовало ожидать, разве могут такие женщины, как эта, быть чем то довольными. Это знаете, про многих говорят таких, что у них «недосекс», вот и у этой похоже было такое. Она забыла, каково чувствовать себя женщиной, превратилась в такую, склочную и стервозную мегеру.

И как он вернулся, а корыто было на месте. Она ему все выговорила, что потратила лучшие годы на него, и что денег в их доме нет, и в отпуск не может поехать и шубку бы хотелось, а разве может такой как этот старик купить.

И вообще , кто просит корыто, это же она так ляпнула, а хотела избу новую.

Деспотичная жена, муж валенок. Как это читал, тут в рецензии у М_М_М

Там вот было следующие.

Это когда проводятся ограниченные по времени сессии (в случае этой книги сессия по условиям договора длительная — 2 недели), когда подчинённый должен выполнять всё, что скажет доминант.

Тут, что то подобное только эти сессии были уже на протяжении многих лет.

«И тут Остапа понесло»

То есть старушка поняла, что куй железо не отходя от кассы. И давай загадывать.

Дом, Столбовою дворянкой. Казалось бы остановить уже. И так все круто.

Знаете, есть такие вот женщины, бедняга муж, работает на трех работах, а они ходят по фитнес клубам, спа процедурам и прочим косметологиям. Он им покупает, телефоны, машины, красивую одежду и тп. Она же говорит, ведь ты хочешь, что бы твоя женщина была красивой.

Он весь в мыле, а она веселая и нарядная, супружеские обязанности, раз в пол года, и то после крупного подарка. Вот и бабка, родственница таких девушек.

Видел, помню, какую то блогершу, она обучала девушек, не тратить свое время на нищебродов, узнаете сколько у него бабла, а там уже смотрите, и рисовала разные варианты. Как вести себя с мужиками. Если интим, то за очень большие деньги.

Эта хотела, того сего.

Потом царицей.

Тут еще,можно сказать, что и у многих людей, так особенно во времена Пушкина, был карьеризм. Люди шли по головам других людей, что бы поднять в чине все выше и выше. И так же как и старуха которая забыла своего мужа, они забывают своих родных и близких и друзей. И ведут себя высокомерно, заработав очередную звездочку.

Живи себе и наслаждайся жизнью. Ты получила даже больше чем хотела.

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.

А когда она через пару недель, захотела быть владычицей морской. А он пришел к рыбке.

«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?

В этой сцене, когда жена захотела стать владычицей морской. Показаны если не все, то почти все политики.

Как говорил историк Джон Дальберг-Актон «власть развращает абсолютная власть развращает абсолютно»

Вот и старушку она развратила.

А рыбка сделала, то что и должна была сделать еще в начале. Послать их на хутор бабочек ловить. И вернуло все как и было.

Чему нас учит, сказка.

Если вы живите с человеком, и нет любви, то хотя бы договаривайтесь.

Так же о просьбах и личных границах. У старика границ не было. Он делал всё, как ему скажет его жена. Какого чувства собственного достоинства у него нет. Он конечно, виноват, что жил так. Но и она виновата, тоже вместо деструктивной критики, ей надо было, разговаривать с ним понять, что не так, направлять его. И возможно бы их жизнь пошла на лад.

Дед мне тоже не понравился, бесхребетный тип. Большая разница между мужчиной, которые прислушивается к своей женщине и подкаблучником.

А этот дед он как этой шутке.

Дед-подкаблучник схватился за сердце, но строгий взгляд жены заставил его прожить ещё двадцать лет.

А старуха, ей надо было свои хотелки, засунуть подальше, где они и были 33 года. Радовать в жизни малому, или вовремя остановиться. И насладиться тем, что имеешь. Но увы и ах.

Лучше всех тут рыбка. Она помогает, по мере своих сил, но когда переходят границы, она быстро прекращает всякое общение с этой семейной парой.

Что касается сказочности, то рыбка конечно сильнее любого Дамблдора и прочих. Её возможности поражают.

И когда был ребенком, тоже хотел найти такую рыбку. И сейчас хочу, но скорее бы пожелал, не каких то предметов или власти. А здоровья и долгих лет жизни. А все остальное полная чухня.

Еще узнал, при написании отзыва. Что оказывается Пушкин, стибрил эту сказку, у Братье Гримм, точнее вдохновился чужой историей. Это не точно, но мыслишки у людей такие есть.

В померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм, еще есть русская народная сказка о жадной жене, только там было волшебное дерево.

Но самое удивительное, оказалось. что Пушкин исключил пару столбиков текста.

Можете там поискать в сети полный вариант, что он выдрал из текста. Но, вот в черновике у него было так:

Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Пошел он к синему морю,
Видит: бурно черное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.

Как понимаю, Пушкин хотел указать, что хотела старуха быть не только властителем людей, но и душ. Но все это как то не по нашему, не по бразильски. Хорошо, что вычеркнул.

Александр Сергеевич, ваш наказ выполнил, как получилось. Не все такие гении как вы.

Спасибо всем , кто читал.

В детстве, читая сказку, мне всегда было жаль деда. Детство прошло, я решила добавить старику уверенности. В общем, а почему бы и нет? ¯_(ツ)_/¯

У моря жила-была женщина с мужем.
Рыбачил он, трубку курил, был простужен.
Марфа /пусть будет, красивое имя/
Пряжу пряла и улов из налима
чистила в старом ведре, на завалинке
бодро сушились дедовы валенки.
Мечтала о новой машине стиральной.
Муж Федор терпеть не мог бабы нахальной.
Твердил ей: «На кой тебе «Beko» сдалась?
Опять на девайсы, Марфуш, повелась.
Портянкам, поверь, хорошо и в тазу!»
Марфа, стянувши в узел косу,
скорбно молчала и злилась на Федьку.
Был он ей хуже, чем горькая редька.
И снился ночами карась расчудесный,
тот выстроил бабе домик древесный,
Модная тачка, большой краб на ужин.
А Федор все также немного простужен.
Вернулся с рыбалки, прокашлялся в ухо:
«Ну, что же ты, Марфа, моя ты старуха!»
Не стал выжидать, сказал прямо с порога:
«Наслушалась пушкинских сказок ты много!
На старости лет захотела в дворянки,
забыв, что в тазу мокнут деда портянки!
Займись скорей делом, корми мужика»
Федор, ворча, набил табака
в трубку, что верой и правдой служила,
Жена щей капустных ему предложила,
яблок моченых. Подумала грустно:
«Чтоб тебе, старый, совсем было пусто!
Отправь тебя в сказку, наверняка,
старуха подмяла твои бы бока
и высекла розгами дряхлую спинку»
Вздохнула, заправила прядь под косынку,
в корыто с закисшим бельем посмотрела…

Я там не была, за столом не сидела,
мед-пиво вкусить мне, увы, не пришлось,
но знаю, что издревле так повелось:
надеется люд на халявные блага
от щуки, Хоттабыча, доброго мага.
А так, чтобы руки были при деле,
сразу семь пятниц у них на неделе.

И в ожидании звездного часа
вечно сидят у разбитого таза.

/08.10.21/

В любом случае, независимо от характеров главных героев, сказка поучительная. Один мудрый человек сказал: «Мечтай о великом, стремись к вершинам, но умей довольствоваться малым» Наверное, сложно радоваться старому корыту, но вовремя остановить свои желания, кажется, ещё сложнее. И порой самые важные человеческие качества проверяются именно в достатке, как ни крути. Эххх, знать бы в детстве, что любимая сказка окажется не такой уж и детской >_<

Александр Сергеевич, наверное, и сам не догадывался, что в своей сказке про рыбака и рыбку он описал худшие черты человека. Разберем сказку кратко, но по порядку.

Итак, жил старик со своею старухой у самого синего моря тридцать лет и три года, что позволяет сделать вывод, что старику где-то за пятьдесят (в те времена женились рано, для мужика нормальный возраст для брака считался 20 лет). Старик трудолюбив (это первая его добродетель) — он ловит рыбу, тогда как старуха ленива. Вместо того, чтобы продавать улов или пирожки с рыбной начинкой, она прядет пряжу. Для себя или на продажу? Даже если на продажу, то пирожки с рыбой были бы выгоднее.

Как выясняется далее, старик, несмотря на возраст, особыми рыбацкими навыками не владеет, ибо дважды закинув невод, он добывает всякий мусор (слава богу, в те времена в моря не кидали покрышки и старые коньки), но не в состоянии поймать даже полудохлого карася. По видимому, он не имеет понятия о прикормке рыбы, зависимости клева от погоды и времени суток. Наконец, в третий раз деду явно свезло — он вытаскивает золотую рыбку, которую отпускает без всякого откупа, что говорит о его милосердии и бескорыстии.

К сожалению, на этом список хороших качеств деда заканчивается. Придя домой, он не удерживает язык за зубами и треплет обо всем старухе. Можно подумать, что все предыдущие 33 года бабка была агнцем молчаливым, и информацию про упущенную выгоду она пропустит мимо ушей. Как бы не так! Старая карга, конечно, показала себя в полной мере, раскрыла, так сказать, сущность свою. Не сплетя невода, не закинув его трижды, не вытащив рыбку, она начинает гонять мужа туда-сюда, к морю и обратно — мол, корыто хочу, избу хочу. И вообще сословие хочу поменять… Почему-то старик аки шестерка, не поужинав даже (ведь в четвертый раз он невод уже не кидал, а единственную пойманную рыбу — и ту отпустил на свое несчастье) выполняет все бабкины прихоти. То ли мозгов у него не хватает, то ли смелости послать старуху куда подальше…

Ладно, не спорю, пожелать корыто с домом впридачу — это нормально. Но даже когда старая кочерга заявила «не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой«, у деда нигде не шевельнулось, что надо поступить как-нибудь по другому. Например, дать сплеча старухе по зубам (а потом напоследок выпросить у рыбки вставную челюсть). Или не ходить к морю, а старухе соврать, что рыбку сожрала щука, и он сам это видел своими глазами. Или попросить рыбку утопить старуху в синем море. А еще лучше, попросить себе новую старуху. Желательно с откушенным языком. Но нет — дед снова и снова идет звать золотую рыбку, накликая на себя все больше и больше неприятностей. Старуха, у которой напрочь отшиблено чувство меры и благодарности, не может угомониться, пока не додумывается стать владычицей морскою. От такой наглости даже рыбка приходит в кратковременный шок, и оставляет старуху (а заодно и старика — чтобы умнее был) — у разбитого корыта.

Рыбка, кстати, тоже неблагородно поступила. Видит, что дед юродивый — нет бы сама ему сказала — «мол, старик, не доставай ты меня со своей старухой, только хуже будет. Давай я тебя на другую сторону синего моря перенесу, а в придачу дам новый невод. А еще лучше — уму-разуму тебя научу. Вот пойди, да двинь старухе сплеча по морде, а я тебе вставную челюсть подарю». Но нет — рыбка молчит, и со своего молчаливого согласия становится невольной соучастницей старухиной придури.

Вот такая вот сказочка, прочитанная моим ребенком вчера в моем присутствии. Конечно, мы с дитем разобрали это произведение в более классической трактовке. Интересно, если дочка представит своей учительнице мой вариант разбора сказки — та утопится в синем море, или на нее всего лишь найдет та же придурь, которой страдала старуха?

У сказки есть свой тайный смысл, гораздо глубокий, чем просто жадность. Сказка о безусловной любви все 33 года. Что бы ни просила ЕГО старуха, он на всё готов.

Пушкин известен нам как создатель не только стихотворений, поэм или романов, но и как сказочник. К числу самых известных его произведений для детей относятся:

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • «Сказка о золотом петушке».
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • «Сказка о Попе и работнике его Балде».
  • «Медведиха».
  • «Сказка о Царе Салтане».

Рассмотрим подробнее «Сказку о рыбаке и рыбке»

Особенности «Сказки о рыбаке и рыбке»

Как и прочие сказочные произведения поэта, эта история заимствована из фольклора. Считается, что Пушкин является первым, кто литературно обработал подобный сюжет, хотя в начальном варианте он присутствует в сказках многих народов мира. Однако автор подробнее и четче прописал характеры героев и добавил в повествование ярких описаний и деталей.

Мораль «Сказки о рыбаке и рыбке» вполне соответствует русским народным традициям. Она учит не быть завистливыми и алчными, а довольствоваться малым. Пушкин иронично описывает, как боится старик свою жену и потому просто слушается ее глупых приказов. Золотая рыбка же здесь выступает как представитель справедливой судьбы: она наказывает героиню за жадность.

Отзыв на «Сказку о рыбаке и рыбке»

Это творение показалось мне очень поучительным. Она говорит читателю о том, что никогда нельзя жадничать и просить слишком много у того, кто предлагает тебе помощь.

Самый неприятный персонаж произведения — старуха. Она сама ничего не сделала для того, чтобы поймать золотую рыбку, но заставляет мужа просить все новые и новые милости. При этом злая женщина думает только о себе. Например, став знатной особой, она выгоняет старика из дома, хотя у нее ничего этого не было бы, если б не он. Но самую большую неблагодарность героиня проявляет по отношению к золотой рыбке. В конце она желает стать ее повелительницей, чтобы раздавать приказы и самой рыбке, и всем остальным морским жителям.

Еще я думаю, что старик поплатился за собственную безвольность. Он знал, что его жена ведет себя неправильно, но ничего не делал, потому что боялся. И в итоге жадная героиня и ее трусливый получили по заслугам: у них отняли все и заставили снова жить в бедности.

Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Число страниц: 4

Жанр: сказка

Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рыбак — старый и добрый мужчина.

Верный муж.

Милосердный.

Старуха — жадная и ненасытная.

Ей сложно угодить.

Неблагодарная и злая.

Не ценит то, что имеет.

Рыбка — добродушная и мудрая.

Исполнила все желания старика.

Справедливая и мудрая.

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.

Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.

Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.

Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.

С каждым разом всё чернее становилось море.

Всё больше гневалась рыбка.

И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.

А старик вернулся и увидел разбитое корыто.

План сказки:

  1. Будни стариков.
  2. Волшебный улов.
  3. Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.
  4. Первое желание — корыто.
  5. Второе желание — изба.
  6. Столбовая дворянка.
  7. Вольная царица.
  8. Желание стать морской владычицей.
  9. Разбитое корыто.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина

Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»

Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.

Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.

Чему учит сказка

Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.

Учит не жадничать, ни завидовать чужому.

Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться.

Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.

Но любая благодарность имеет границы.

Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.

Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.

Она была доброй, благодарной, но справедливой.

Старуха была просто жадной.

А старик был слабым и бесхарактерным.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.

Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.

Пословицы к произведению:

  • За большим погонишься — малое потеряешь.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Жадности богатого конца-краю нет.
  • Жадный глаз только сырой землёй насытится.

Словарь неизвестных слов:

  • Невод — рыбацкая сеть.
  • Простофиля — бесхитростный человек.
  • Пуще — сильнее.
  • Сварливая — злая, сердитая.
  • Светёлка — чистая комната в доме.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о царе Салтане…»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Барышня-крестьянка»
  • «Сказка о золотом петушке»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Александра Пушкина для презентации

________

  • Рецензия на сказку колобок
  • Рецензия на сказку аленький цветочек
  • Рецензия на сборник сказок
  • Рецензия на рассказ юшка платонова по плану
  • Рецензия на рассказ чехова хамелеон