- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Отзыв на повесть Бедная Лиза Карамзина
Четыре дня назад я прочитала замечательный рассказ под названием «Бедная Лиза». Он впечатлил меня до слез. и этому есть объяснение. Карамзин является тем литератором, который ввел в русскую литературу сентиментализм. Сам по себе сентиментализм был зарожден во Франции и пользовался славой литературы безмерно эмоциональной.
Я хочу поделиться впечатлениями, вызванными книгой Карамзина.
Мое отношение к главной героине – жалостливое. А вот герой мне абсолютно неприятен вызывает чувство тотального отвращения. Из-за поступка второго Лиза очень страдала и потому автор окрестил ее «бедной».
По сюжету произведения в центре внимания читателя находится девушка, которая является наполовину сиротой. Она занимается тем, что продает цветы. Из живых родителей у нее осталась лишь мать. Отец умер, именно потому мама и дочка теперь бедствуют.
В основе сюжета лежит любовь между простой девушкой Лизой и богатым состоятельным дворянином Эрастом. Каждое утро девушка отправляется в город, дабы продавать с вечера заготовленные цветы на рынке. Только таким образом Лиза и ее мать могут получить хоть немного денежек для жизни. Однажды она сидела очень грустная и тут к ней подошел молодой человек. Одет он был достаточно богато. Их взгляды пересеклись и… Лиза поняла, что влюбилась. Молодой человек купил цветов у бедной девушки, при этом он заплатил за них сумму, в несколько раз превышающую нужную Лизу это смутило, но тот успокоил ее. Спустя время герои познакомились поближе, и Лиза узнала, что ее благодетеля зовут Эраст.
Девушка, у которой сердце было чуткое, доброе, поверила молодому человеку, который тоже признавался ей в любви. Эраст – это выходец из дворянского сословия. Герой пользуется чистотой и невинностью девушки, а сам отправляется воевать в другую страну, потом проигрывает все свои богатства и женится на овдовевшей, но богатой женщине. Лизино сердечко не выдерживает данного предательства и заканчивает жизнь самоубийством. В этом поступке есть нечто схожее истории Лиз с историей жизни Катерины из «Грозы» Островского. Героиня знает, что самоубийство есть самый огромный грех, но она не в силах найти иной выиграть.
Это произведение учит не быть наивным и чересчур доверчивыми к незнакомым людям. В своем произведении Карамзин попытался вызвать максимальную волну эмоций у читателя.
Рецензия на книгу Бедная Лиза. Вариант 2
Прежде, чем написать что-то в отношении произведения, стоит узнать и понять о чем оно.
Так вот это история о бедной Лизе, которая с малых лет была вынуждена работать и хоть как-то обеспечивать себя и свою больную мать. Но вот однажды она встретила Эраста и, видимо, этой встрече суждено было случиться, ведь молодые люди полюбили друг друга, но как это случается в несчастливых романах – их любви не суждено было продлиться вечно и в один момент все обрушилось. Лиза узнала о якобы измене Эраста и, разумеется, это ранило ее, но ведь она не знала и половины правды, которую Эраст обязан был ей сказать, но не решился, например хотя бы той, что Эраст так и любил до конца своих дней ее одну, просто не мог поступить иначе, ведь он был должен массу денег и другого выхода, кроме как жениться на престарелой барышне, просто не было. Закончилась повесть , как и подобает всем историям с печальным концом, вполне трагичным финалом, бедная девушка не смогла смириться с тем, что ее возлюбленный женится на другой, а он в свою очередь не смог быть счастливым, виня себя до конца своих дней в смерти той, которую по истине любил.
Казалось бы, такая знакомая история, которую описывал не только Карамзин, но и другие авторы. Но о чем она? А ведь ответ так прост. Это история о подлости, на которую люди идут ради решения своих проблем, не думая о том – какую боль они способны своей подлостью причинить тем, кого искренне любят. Это повесть об эгоизме. Да, именно эгоизме, ведь Лиза не смогла смириться с болью от потери Эраста, но, решив свести счеты с жизнью, она не подумала о том, что где-то там ее больная мать , которая просто не сможет жить без нее. Таким образом юное создание погубило уже две жизни, а не только свою, но ведь этого можно было бы и избежать, но, видимо, не суждено.
Таким образом такая простая, но такая сложная история попросту учит нас тому, что не должна корысть идти впереди доброты и счастья, не нужно забывать о том, что вы ответственны за тех, с кем объясняетесь в любви, и всегда стоит помнить, что только вы ответственны за своих близких.
Забывая о других и находя псевдо решение своей проблемы, мы часто допускаем свои главные ошибки в жизни и в конечном итоге теряем все. Но ведь это не правильно, поэтому я считаю, что данная повесть является неплохим примером для молодежи в отношении того, как не стоит вести себя по отношению не только тем, кого ты любишь, но и просто к людям, которым по той или иной причине мы можем нанести вред и боль. Не нужно создавать себе проблем, которые потребуют принятия решений, способных уничтожить других, так и не решив ваших проблем. Не делайте больно, ни себе, ни людям. это не сложно. Гораздо сложнее жить, когда уже ничего не подлежит решению.
9 класс
- Автор: Н. М. Карамзин
- Произведение: Бедная Лиза
- Это сочинение списано 82 020 раз
В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста.
Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась наоборот – спокойной и веселой. После смерти отца, ее мать ослабла, потому что Лизе приходилось работать день и ночь напролет, чтобы прокормить себя и мать. Она ткала холсты, вязала чулки, летом собирала ягоды, а зимой рвала цветы и продавала их. Лиза была слишком доверчива. Девушка думала, что их любовь взаимна, поэтому доверила ему свою невинность, как позже оказалось – напрасно.
Художественные средства в повести помогли писателю более точно описать быт того времени, героев, окружающий мир. В тексте используются эпитеты, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы, восклицания. Эпитеты – новые красоты, густо-зеленые луга, зажиточный поселянин, любезная Лиза. Олицетворения – воют ветры и другие. Риторические вопросы, восклицания – “Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?”, “Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?”. Эти художественные средства создают выразительность мира произведения.
Повесть названа “Бедная Лиза”, так как Лиза пострадала от несчастной любви, ей не хотелось жить и она бросилась в воду.
Мне понравился рассказ “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина. Очень жаль Лизу и Эраста. Данное произведение заставляет задуматься о том, что не стоить бросаться в омут влюбленности не думая о последствиях.
Посмотрите эти сочинения
- Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
- История в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все […]
- Сочинение на тему «Чудный собор» Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления. Купола с золотыми крестами располагаются на разной […]
- Философская лирика Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
- Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» — именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
- Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
- Почему я хочу работать в органах прокуратуры Сила и ответственность, справедливость и благоразумие, преступление и закон. Все на них, на тех людях, что днем и ночью стерегут наш порядок, наше благополучие, нашу жизнь, в конце концов! Когда меня спрашивают, кем я хочу быть, я отвечаю – «я хочу работать в органах прокуратуры». Многие меня высмеивают, кто-то говорит, что с такой зарплатой мне самому будет впору грабить банки. Я терплю, потому что знаю, чего хочу. Служение людям, поддержание порядка, охрана закона – вот моя цель в этой жизни. С каждым днем на […]
- Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
- Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
- Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
- Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел» Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями всего случившегося или имели хотя бы какое‑то отношение к тем, с кем все это произошло. С одной […]
- Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
- Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
- Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» — психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени — оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения — раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
- Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
- Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
- «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
- Планета Земля (сочинение) А вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительна и необыкновенна наша планета? Конечно, среди всей этой бешеной круговерти нашей жизни, под непрекращающимся грузом ежедневных забот и проблем сложно просто остановиться и найти время на то, чтобы просто восхититься таким чудесным и единственным в своем роде миром — планетой Земля. Практически все планеты Солнечной системы носят величественные имена: Марс, Венера, Юпитер — сплошь имена могущественных богов. А наша скромно названная Земля, хоть и […]
- Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он «повернулся» к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон — не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена — подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
- «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
Художественные особенности
Повесть о бедной девушке написана на актуальную тематику о безответном чувстве. А также автор затронул проблему ценностей человека. В тексте четко прослеживаются черты сентиментализма. Его можно разделить на части и выделить три основных аспекта плана:
- Эмоциональность.
- Роль природы и окружения героев.
- Использование гипербол.
Карамзин первым из писателей начал создавать очерки о душевных страданиях и внутреннем мире человека.
Аннотацию на рассказ «Бедная Лиза» изучают в 9 классе. Сочинение-рецензия на литературное произведение помогает ученикам проникнуться сочувствием к главной героине и почувствовать ненависть к Эрасту. Все это кратко записывают в читательский дневник.
В своей повести Карамзин применяет внутренние монологи. Кроме этого, часто возникает голос повествователя. Описание пейзажа и всего, что находится вокруг главных героев, плавно сливается с их настроением. Писатель пытается донести до читателя, что чувства могут возникнуть у всех сословий.
Произведение «Бедная Лиза» имеет небольшой размер, легко читается и воспринимается. Карамзин по максимуму передал настроение и чувства, которые испытывали персонажи. А глубокие описания помогают прочувствовать атмосферу того времени.
Отзывы читателей
Повесть «Бедная Лиза» считается нетленной классикой. Многие уже прочитали это произведение и высказали свое мнение о нем.
Очень эмоциональная книга, полная крайностей. Невероятно сильная любовь и ужасающее предательство. Было грустно на душе после прочтения. Но это полезно для девушек, многие молодые дамы совершенно не думают в кого влюбляются. Так было и в описанные времена, и существует по сей день.
Ольга
Печальная повесть, но все-таки местами приукрашенная. Крестьянка обеспечивает семью, торгуя ландышами, а ее мать лечится розовой водой. В реальности все намного сложнее, но не буду цепляться за эти детали. Произведение хорошее, красивое, рекомендую его для прочтения.
Екатерина
Если кратко, потрясающая книга талантливого автора. Написано красиво и легко читается, в том плане, что повесть написана давно, а читаешь, будто современную. Сюжет о любви дворянина и крестьянки классический. Мне очень понравилось.
Наталья
Отличие рецензии от отзыва.
Рецензия
— это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка. В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.
Чтобы написать рецензию, нужно:
- Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
- Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
- Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
- Аргументировать свою точку зрения;
- Сделать выводы и обобщения.
Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизионного искусства. В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции. Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.
Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.
Коротко о рассказе
Писатель Карамзин был очень чутким и ранимым человеком. На протяжении всей жизни он верил в искреннюю любовь и старался бороться с несправедливостью. Данный факт четко прослеживается в рецензии на книгу «Бедная Лиза». Это произведение о простой девушке-крестьянке, которая влюбилась в дворянина. В конце рассказа главная героиня совершает самоубийство из-за безответной любви.
Лиза воспитывалась без отца. Она проживала с матерью в обычной деревушке и изредка выезжала в город продавать цветы, которые собирала на полянках. В одну из таких поездок она встретила парня по имени Эраст. Он, пораженный ее искренностью, скромностью и красотой, проявил к ней интерес. Девушка влюбилась в него с первого взгляда. Герой часто приходил к ней, и от этого ее чувства становились сильнее. Она считала, что их любовь взаимна.
Добившись от Лизы близости, Эраст больше не появлялся. Девушка сильно переживала и тосковала по любимому. Через некоторое время она совершила побег из дома и закончила жизнь самоубийством. Концовка произведения дает полную характеристику его названию.
Автор довольно подробно описал героев. Он использовал различные литературные приемы. Карамзин показал на примере, что может случиться, если влюбиться в человека, которого совершенно не знаешь. Безответная любовь простой девушки Лизы трогает читателя до глубины души, она вызывает жалость и сочувствие. Писатель дает понять, что на самом деле жизнь не так прекрасна, а реальна и сурова.
Рецензия на «Бедную Лизу» дает возможность увидеть, что может произойти из-за глупой влюбленности в обычного прохожего. Автор хочет предостеречь каждого, что нужно тщательней узнавать человека, прежде чем впускать его в свое сердце, чтобы последствия не стали трагическими, как у героини рассказа.
Кроме главных персонажей, Лизы и Эраста, в повести встречаются второстепенные герои, например:
- Мама Лизы — больная старушка с добрым сердцем.
- Анюта — молодая девушка, соседка главной героини.
- Вдова — богатая женщина, которая тоже любила Эраста. После смерти Лизы он женился на ней.
Автора можно отнести к числу героев рассказа, так как он лично был знаком с Эрастом и посещал могилу Лизы.
«Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Автором были проделаны колоссальные труды, которые длились целые годы, ведь в историческом романе достаточно достоверно указаны все даты и факты из существующего в реальности восстания Емельяна Пугачева. Пушкин старался найти живых очевидцев произошедшего. Он хотел донести до читателя все именно так, как это происходило на самом деле.
Как по мне, Савельич, который представлен читателю персонажем, исполняющим роль слуги, является наиболее преданным человеком, которого по-человечески жалко. Ему столько всего пришлось пережить, его судьба была нелегка. Но, несмотря на это, он смог не только мужественно пройти все испытания и страдания, но и сохранить свой свободный нрав. Прямолинейность же главного героя Петра Гринева и его безрассудство не только помогают выжить, но и измениться в лучшую сторону. Любовь способна творить чудеса.
Автор умело демонстрирует изменчивость человека и его души. На первых страницах романа читатель создает свои образы героев, которые с каждой прочитанной страницей постепенно начинают изменяться. У кого-то он становится положительным, у других наоборот – негативным. А трогательные и по-настоящему жизненные моменты и красочные описания мест делают роман просто до невозможности интересным и захватывающим.
Исторические факты прекрасно дополнены различными высказываниями и репликами, создавая из сухой информации интересную историю. Преданность и благородство, любовь и измены – в романе есть все, что нужно для того, чтобы растопить даже самое холодное сердце читателя.
«Капитанская дочка» Пушкина удостоена множества наград, и неспроста. Это действительно интересный и захватывающий роман, который хочется перечитывать снова и снова, и снова.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
Добавить комментарий
Книга «Горе от ума», принадлежащая перу выдающегося русского писателя А.С. Грибоедова, увидела свет в полном варианте, без многочисленных цензурных сокращений, лишь в 1862 году, т.е. спустя много лет после трагической гибели автора. В произведении нашел отражение русский национальный дух и быт начала конца XVIII – начала XIX века.
Многочисленные цитаты из «Горя от ума» давным-давно ушли в народ, они живут самостоятельной жизнью в языке в виде крылатых слов. Кому не доводилось слышать или произносить: «А судьи кто?», или: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!..», или же просто, обсуждая кого-нибудь из знакомых, рассуждать на тему, что у него или у нее просто «горе от ума»? Таких ярких, метких высказываний в произведении не одно и не два: ими просто пронизан весь текст, они встречаются едва ли ни на каждой странице.
Острым, критичным умом Грибоедов подмечал в окружающей действительности и в характерах своих современников такие детали, на какие никто до него просто не обращал внимания и о каких до него никто не писал. Свои наблюдения он облекал в яркую, образную словесную оболочку, краткую, остроумную, едкую, меткую, афористичную. Именно в этой афористичности грибоедовских высказываний и заключается одна из главных отличительных особенностей его стиля и его языка. И именно эта афористичность позволяет говорить о Грибоедове как о писателе, поэте и драматурге, стоящем особняком в ряду отечественных художников слова.
Проблематика «Горя от ума», может и не нова. И до, и после Грибоедова писали и о несчастной любви, и о социальном неравенстве, и о конфликте личности и общества, и об одиночестве и непонимании, в котором вынуждены жить талантливые люди, но никто, ни до, ни после Грибоедова, не писал именно так, именно таким слогом, именно в такой художественной манере. «Горе от ума» невозможно спутать ни с одним произведением – оно такое одно, единственное в своем роде.
Не только крылатые слова этого произведения живут по сей день. Живут и созданные Грибоедовым характеры. Со времени создания произведения произошло немало войн, революций и других исторических коллизий, а значит, люди, их устремления и идеалы должны были бы сильно с тех пор измениться. Но и в современном российском обществе, если внимательно присмотреться, можно обнаружить немало Скалозубов, Фамусовых, Молчалиных и других грибоедовских персонажей. Чацких меньше, но и они есть. Значит, грибоедовские образы являются архетипами. Грибоедов сумел уловить нечто непреходящее в окружающей его обыденности и передал это в своем произведении.
Над чем смеется, что высмеивает Грибоедов? А смеется он над пошлостью и мещанством, пронизывающими буквально все слои современного ему общества. Он пишет о тщеславии и честолюбии, корыстолюбии, стяжательстве, чинопочитании, угодничестве и раболепстве. Интересно было бы узнать, что сказал бы Грибоедов, живи он в наши дни? Как бы он, наверное, удивился, узнав о том, что в XXI веке люди будут жить в обществе потребления, и что все расписанные им проблемы в будущем только усугубятся?
Подытоживая, скажем, что прочесть эту книгу, безусловно, стоит. Ее можно и много раз перечитывать. Комедия «Горе от ума» имеет огромную литературную и историческую ценность, является зеркалом своей эпохи, не утрачивая при этом своей актуальности и в настоящее время. Она интересна для литераторов, историков, социологов, психологов и всех любителей русской классической литературы.
2 вариант
Свою комедию в стихах «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов написал ещё в 1822-1824 годах, однако только в 1866 году произведение было полностью опубликовано. В «Горе от ума» автор описывает светское общество девятнадцатого века, высмеивая его пороки и несовершенства.
В произведении описывается конфликт главного героя, Александра Андреевича Чацкого, с консервативным обществом. Пороки общества того времени Грибоедов воплощает в персонажах Фамусова и Молчалина. Герой Фамусова служит управляющем в Москве, но вместо того, чтобы выполнять работу, он пользуется служебным положением. На службе у героя его родственники и друзья, которых он вовсю продвигает по карьерной лестнице, раздавая повышения и награды. Он презирает образование, что видно в строках «Ученье – вот чума, учёность – вот причина». Свою должность он занимает лишь потому, что всё общество состоит из людей, подобных ему. Молчалин же один из людей Фамусова. Он устроил его работать в архивах, но на деле герой прислуживает Фамусову, живя и работая у него дома. Молчалин мастерски угождает Фамусову, отчего тот и продвигает его по службе, награждая всё новыми и новыми чинами. Молчалин не пытается добиться всего своим умом, лишь угождает всем, желая получить выгоду из всего. Взгляды Молчалина и Фамусова на жизнь в корне отличаются от взглядов Чацкого.
По мнению Чацкого, необходимо жить своим умом, быть собой и никого не бояться. Герой осуждает поведение других персонажей, фамусовского общества, которое не хочет что-либо менять и меняться само. Стремление Чацкого изменить привычный уклад жизни кажется им странным, а сам герой и вовсе становится безумцем в глазах закостенелого общества. Через своё произведение Грибоедов пытается донести до читателей необходимость изменений, указывая на острые социальные проблемы того времени. Однако помимо общественных проблем, в комедии наблюдается конфликт личности и общества. Чацкий вынужден отстаивать свои идеи в полном одиночестве, столкнувшись с непониманием и осуждением.
«Горе от ума» остаётся актуальным и в наши дни. Несмотря на то, что прошло уже почти двести лет с момента написания произведения, суть общественных проблем не изменилась. До сих пор есть множество людей, не желающих меняться и развиваться. Они прогибаются под общество, приспосабливаются и не пытаются его как-то изменить. И по сей день люди, несущие в себе идеи Чацкого, так и не находят понимания, оставаясь в меньшинстве.
Картинка к сочинению Рецензия на произведение Горе от ума
Предыдущая
СочиненияГерои пьесы Бедность не порок Островского (характеристика)
Следующая
СочиненияСравнительная характеристика Ольги и Обломова
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Рецензия на книгу пишется известными изданиями и критиками, а в силу популярности информационных технологий и интернета рецензии стали писать и обычные люди. Сегодня даже многие учебные заведения задают учащимся написание рецензии на книги и произведения литературы. Что такое рецензия, как писать обзоры ни литературные произведения и как составить рецензию согласно ГОСТ, ответы на эти вопросы можно найти в статье дальше.
Структура рецензии
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Какой должна быть примерная структура рецензии на книгу
Написание рецензий на книги может стать интересным занятием для тех, кто любит читать и умеет логично излагать свои мысли на бумаге. Ведь это один из способов поделиться впечатлениями о книге с единомышленниками, преподнести свое восприятие сюжета и характера героев.
Примерный план рецензии на книгу:
- вступительная часть;
- основная идея;
- критический анализ;
- выводы.
Как начать рецензию
Для многих наибольшую трудность составляет написание начала рецензии. Здесь не существует четких правил, каждый выбирает то, что ему ближе. Обычно во вступлении задается тон рецензии.
Приведем некоторые варианты того, как можно начать рецензию:
- краткое описание сюжета (книга о том, как…);
- раскрытие жанра;
- интригующая цитата из книги;
- личная оценка (понравилась или не понравилась книга).
Основная идея произведения
В этой части рецензии следует определить основные вопросы, поднятые в произведении, круг проблем и основную мысль. Не следует пересказывать основное содержание книги. Ценность рецензии придает умение рецензента грамотно оценить насколько автор смог раскрыть характеры героев и донести до читателей главную мысль произведения, особенности его стиля и мастерство.
Критический анализ
Прежде всего, следует уделить внимание названию книги, так как оно выражает основную идею. Здесь же можно привести оценку того, как временной период и место действия связаны с темой книги, и какое настроение создают при чтении.
Интересно рассмотреть линию поведения главного персонажа: как меняются его мысли, чувства, с какими проблемами сталкивается, его отличие от второстепенных героев.
Выводы
В заключении рецензент оценивает актуальность произведения, делится личным впечатлением от прочитанного, сравнивает с другими работами автора, оценивает оригинальность замысла.
Популярные сочинения
- Сочинение Тема России в творчестве Блока
Александр Александрович Блок относится к числу замечательных поэтов, творивших в период Серебряного века русской литературы. Он являлся поздним символистом. Его творчество продолжает цениться и читаться даже сегодня. - Сочинение по картине Виртуоз Богданова-Бельского (6 класс описание)
Следует отметить, что творчество данного художника характеризуется как реализм, отображающий все аспекты и тонкости сельского быта. Картина «Виртуоз» не является исключением. - Сочинение Элен Курагина в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Элен Курагина хоть и не является одним из главных персонажей романа «Война и мир», но ее действия и поведение значительно влияют остальных героев. Впервые читатели знакомятся с этой блестящей
Какие моменты должны быть проанализированы
Что следует учитывать при написании рецензии на книгу?
Некоторые критерии оценки произведения:
- логичность сюжета, динамичность повествования;
- реалистичность характеров героев, проработанность и достоверность;
- чувства, вызываемые героями;
- авторский стиль и язык;
- соответствие деталей реальности;
- поведение героев, их реакция на события;
- неповторимость произведения;
- этичность и оригинальность главной идеи;
- наличие ляпов;
- актуальность;
- свои ощущения.
Анализировать все пункты вовсе не обязательно, можно выбрать те, о которых хочется рассказать. При описании своих ощущений можно уточнить какие мысли и эмоции вызвала книга, захотелось ли оставить ее в домашней библиотеке, перечитать ее в будущем.
Образец рецензии на книгу
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Он включает:
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Советы по написанию рецензии
Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузовСтоимость и сроки
Интересно излагая свои мысли о прочитанном, рецензент формирует у читателей интерес к произведению или, наоборот, отбивает желание читать.
Несколько советом о том, как писать рецензию на книгу:
Совет 1. Перед написанием рецензии желательно не читать чужих отзывов о книге. Их мысли перепутаются с вашими или вы начнете писать не своими словами. Вполне возможно, что кто-то уже выразил свое мнение о произведении, схожее с вашим. Тем не менее при написании рецензии важны впечатления конкретного человека, с учетом его опыта и мироощущения.
Совет 2. Может быть наоборот, мнение рецензента отличается от общепринятого. Например, какая-то книга считается общепризнанным шедевров, а рецензенту не понравились определенные моменты, которые испортили общее впечатление от книги. Не стоит бояться того, что мнение противоречит большинству, в таком случае оно принесет даже больше пользы читателям.
Совет 3. Следует соблюдать принцип: чем более негативное впечатление о книге несет рецензия, тем больше она должна содержать предложений. То есть в этом случае следует более подробно провести анализ произведения и объяснить, что конкретно не понравилось рецензенту.
Особенности жанра
Вот главные особенности рецензии:
- Автор воспитывает читателя, а критик — автора
- Делает художественные процессы лучше
- Приучает журналиста думать, рассуждать, отсекать лишнее
- Экономит время зрителя
- Помогает зрителю сориентироваться
У нас очень часто рецензии ассоциируются с критикой. А порой и с критиканством. Вообще, тут две позиции.
Первая, это позиция человека, который создавал все сам. Он как правило, критиков не любит. Возможно, вы это уже на себе испытали.
Вот вы старались, писали, создавали и не спали ночами. Вы все свое время тратили на написание статьи. Вот вы ее опубликовали, и теперь вас начали критиковать.
Кто обычно?
Люди, которые развлекались в то время, когда вы работали. Они не умеют делать того, чего делаете вы. Однако они критикуют. В общем, это одна позиция, когда вы автор
.
Другая позиция, когда вы критик
. Вот тут легко скатиться на критиковать все и вся. Это достаточно распространенная черта характера.
Мы считаем, что этот режиссер снимал фильм для нас. Мы же зрители. Значит имеем право на оценки.
Поэтому, когда видим недостатки, то сразу начинаем критиковать. Иногда мы делаем это достаточно изящно. И чем изящнее делаем, тем больше нам это нравится.
Причем один и тот же человек легко перескакивает с одной позиции на другую!
Вы можете плохо относится к критикам, когда являетесь автор самого материала. Но придя в кинозал, вы с удовольствием начинаете критиковать фильм. И возможно, даже напишите рецензию.
Где этот баланс и зачем тогда нужны эти рецензии? Может вообще, не нужно лезть в этот аналитический жанр журналистики и никогда не критиковать?
Есть такая позиция, что автор воспитывает читателя
.
Когда автор что-то пишет, то он пытается о чем-то сказать. Он хочет донести какую-то мысль. Может, сделать мир лучше. Возможно, изменить поведение людей и кого-то заставить задуматься.
Хорошее произведение воспитывает читателя, а критик автора. Твитнуть
Он делает какие-то художественные процессы лучше. Заставляет авторов тщательно относится к своим произведениям. Он заставляет их где-то поменять свою точку зрения. О чем-то задуматься и где-то стать лучше.
Если бы критики воспринимали все произведения исключительно радостно и здорово, то это не стимулировало бы авторов совершенствоваться.
Еще простой пример.
Вот опубликовали вы большую статью, где отразили разные или свою точку зрения. Старались, писали, думали. Рассчитывали вызвать у читателя какие-то мысли. О чем-то задуматься или может быть с вами поспорить.
Но вместо этого вы получили отзыв: «Вау! Здорово! Пиши еще
».
Такой ответ вас явно не устроит. Ведь и так ясно, что получилось неплохо.
Вместо этого хочется обсудить данную тему. Хочется, чтобы читатель задал какой-то вопрос или поспорил с вами. И даже если он вас похвалил, то за что конкретно. Поэтому все эти банальные отзывы не интересны.
Авторы ждут критику!
Да, они обижаются и спорят. Но это лучше, чем пустые и спонтанные слова.
Другой вопрос, что любое сказанное непонятно кем слово, может идти во вред автору. Тогда человек обижается, перестает писать и замыкается в себе. Или же пытается пойти на поводу у всех критиков.
Например, ему сделали малейшее замечание про сюжет, и автор меняет сюжет. Делают замечание режиссеру по подбору актеров. В итоге, он меняет актеров.
Вот это плохо!
Никогда не идите на поводу у других. Имейте свое собственно мнение. Прислушивайтесь! Но всегда понимайте, что рецензию пишет тоже человек. Он может быть не профессиональнее вас. Но даже если он умнее, вы как творец имеете право на собственное мнение и взгляд.
Это по поводу отношения к критике. Но в данном случае мы будем выступать как критики (рецензенты
).
Зачем нам это нужно?
Это приучает нас думать, рассуждать, видеть смысл произведения и отсекать лишнее. А лишнем в первую очередь будут эмоции.
Чем отличается рецензия от отзыва?
В отзыве будет много эмоций. Типа: «Это здорово! Классно! Меня прошибло на слезу
».
В рецензии эмоций мало. Тут оцениваем материал в контексте уже созданных произведений из данного жанра, темы или автора. Здесь уже будем логически думать и рассуждать.
Рецензии нас очень хорошо дрессируют и оттачивают писательский навык. Из известных журналистов, очень красиво это делает Александр Невзоров и Дуня Смирнова. Ниже еще рассмотрим ее работы.
Не переходя на личности и грубости, исключительно интеллигентно, вот это то, к чему стоит стремиться! Даже если вы никогда не будете писать рецензии, то это пригодиться и в других жанрах.
Кроме того, рецензия экономит время зрителя.
Она помогает ему сориентироваться. Каждый день выходят сотни книг и десятки фильмов. Естественно, читатели и зрители ищут какие-то ориентиры. В первую очередь, они ищут рецензии.
Поэтому на самых популярных сайтах о кино и литературе вы всегда найдете раздел отзывов и критики (рецензий
). Там они часто перепутаны.
Без разницы!
Люди будут писать отзывы и считать, что это критика. Или писать критику и считать, что этот отзыв. Но это неважно! Главное, что эти произведения помогают сориентировать читателя
.
Где разместить рецензию
После написания рецензии возникает вопрос о том, где ее разместить.
Варианты для размещения рецензии на книгу:
- собственный блог;
- тематические сообщества;
- конкурсы рецензий.
Написание рецензий способствует улучшению не только писательских навыков рецензента, но совершенствованию его как читателя. Некоторые опытные рецензенты утверждают, что намерение написать рецензию на произведение заставляет глубже вчитываться в сюжет, обращать внимание на детали.
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Когда нет времени!
Помощь в написании работы от 1 дня. Гарантируем сдачу работу к сроку без плагиата, только авторский текст. Оформление + сопровождеие в подарок!
Узнать стоимость Список услуг Задать вопрос
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Мнение эксперта
Борис Невский, редактор журнала и сайта МирФ
Чтобы стать рецензентом «Мира фантастики», надо помнить: рецензия пишется для читателей журнала. Не нужно заниматься самолюбованием — «ух, как я много знаю умных слов!» или «я и то читал, и это читал, и про то, что никто не знает, — тоже читал!». Рецензия в «МФ» — не способ самовыражения, а вещь сугубо утилитарная, написанная для ориентирования читателей в океане книжной продукции. А право на рецензию-эссе нужно заслужить — мнение очень немногих рецензентов интересно читателям само по себе.
Как писать?
Повторюсь — рецензент обязан владеть материалом как минимум не хуже, чем автор книги. Про грамматические, стилистические и прочие ошибки лучше даже не говорить.
Чтобы не попасть в идиотское положение, обязательно проверяем все литературоведческие, научные, технические и прочие термины — и то, как они пишутся, и то, что они значат. Дабы не спутать корреляцию с копуляцией, например. Убеждаемся, что, критикуя чужие фактические ошибки, мы не лепим своих.
Внимательно считываем имена героев, названия мест, предметов. Достаточно обозвать героя Ятуткенженсирхивом вместо Ятуркенженсирхива — и автор имеет право заявить: «Да он вовсе не читал книжку!» Доверие к рецензии будет подорвано.
Следим за стилистикой. Разговорная речь и жаргон неуместны в рецензии, идущей в литературный журнал, на сайт издательства или книжного магазина. Профессиональные термины вряд ли подойдут для материала в гламурный журнал, но не помешают во внутренней рецензии и совершенно необходимы для профильного издания. Канцелярит требуется лишь для официальных заметок. Эссе не обойдётся без филигранной работы над языком. Заметка в блоге, наоборот, может быть грубой, вульгарной, нарочито пестреть ошибками — лишь бы читатели приходили почесать языки, обсуждая эти колючки. И никаких трепетных ланей в паре с конями — не мешаем разные стили в границах одного текста.
Чем меньше объём рецензии, тем лаконичней и проще должны быть предложения. Избегаем велеречивых деепричастных оборотов, лишних эпитетов, сложноструктурированных конструкций. Следим за ходом мысли, стараемся одну мысль уложить в один небольшой абзац. Бережно и аккуратно выстраиваем рассуждение. Если стиль рецензии не предполагает ярко выраженной субъективной позиции рецензента, жертвуем своими ощущениями и мыслями в пользу чистой информации.
Разделяем свою позицию и объективные критерии. Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна. Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции. Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.
И да, писать заведомо хвалебную или ругательную рецензию за материальные или нематериальные блага — можно. Но не стоит полученных денег.
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сочинение-рецензия на литературное произведение» .
Учитель: Соколова Д.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Мирнинская СОШ
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
Задачи:
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста);
регулятивные: включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
познавательные: выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по выбранным основаниям.
Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа с текстами разных стилей, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), исследовательская работа, сравнительная характеристика, работа в группах, рефлексия.
Структура урока
1.Организационный момент .
2.Актуализация знаний. (числоворд)
2.1. Формирование умений, навыков.
2.2. Речеведческая работа с текстом.
2.3. Словарно-орфографическая работа.
2.4. Целеполагание.
3.Формирование новых знаний – изучение нового материала. 12 мин.
3.1.Самостоятельная работа по теоретическому материалу.
3.2.Работа в группах (обучение в сотрудничестве).
4.Закрепление изученного.7-10 мин.
4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная).
5.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы детей. 2 -3 мин.
6.Задавание на дом. 2 мин.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Добрый день ребята! Давайте поприветствуем друг друга, проверим готовность к уроку.
Наш урок хотелось бы начать с небольшой разминки.
2. Актуализация изученного материала
Учитель:
Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы узнаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь.
(Работа с индивидуальными карточками)
Числоворд:
1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор рассказа «Уроки французского»;
17,11,14,12,11,3,4,19,4,3 – построение художественного произведения;
20,11,12,11,8,6,2,6,4,2 – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
13,2,14,6,7 – время года.
Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».
Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, сегодня мы поговорим о рецензии.
А сейчас давайте обратимся к эпиграфу урока к замечательным слов Марии Алексеевны Рыбниковой «Хорошо читать – это значит рассуждать, мыслить вместе с автором».
Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить). Эти умения нам сегодня пригодятся как никогда, давайте проверим.
2.1. Формирование умений и навыков
Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном, делая анализ стихотворений, через сочинения разных жанров, составляя отзыв на произведение.
– Вспомните, что такое отзыв?
(Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)
– Что же такое рецензия? Какое определение дает «Краткий литературоведческий словарь»?
Работа со словарем.
Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.
2.2. Речеведческая работа с текстом.
Для наглядности, давайте рассмотрим два текста, сопоставим их и сделаем выводы.
Рецензия на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».
Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы» несёт историко-культурную ценность для современного поколения. В ней исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.
Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое пространство», «Культура дворянской усадьбы».
В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава: «Дворянская усадьба в русской литературе»).
Нельзя не согласиться с автором, что проблема изучения культуры русской усадьбы является актуальной, и она может стать предметом исследований многих специалистов и всех, кому небезразлично русское прошлое.
В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только специалистам в области культуры, но и обычным читателя
Отзыв на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».
Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».
Я думаю очень правильно, что автор описывает культурное состояние усадеб каждого столетия.
Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает эволюцию усадеб (появление-становление-пик развития «золотой век» — трансформация (усадьба-дача), (усадьба-музей), изображая это графически. Эта работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе. Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в них сохранена культура и быт конкретных эпох.
Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не портит общего впечатления от исследования.
Какой вывод можно сделать из определения рецензии и сопоставления двух текстов?
Отзыв. |
Рецензия. |
1. Библиографическое описание книги. |
|
2. Короткое изложение содержания /о чём книга/ |
2.Анализ содержания |
3. Задача: выразить собственные размышления, впечатления от прочитанного. |
3. Задача: дать объективную оценку произведения: достоинств и недостатков произведения /образов, концепции, стиля, языка/. |
Примерные ответы учеников. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.
Учитель: если отзыв нам знаком, и мы не раз практиковались в его написании на уроках литературы, то жанр «рецензия» для нас новый. Как вы думаете какова цель нашего урока и какие шаги мы будем предпринимать, чтобы её достичь, то есть какие задачи мы поставим перед собой. Давайте свои предположения оформим в виде таблицы
ЗНАЮ, УМЕЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ |
Узнал научился |
ЧТО ТАКОЕ ОТЗЫВ СУЩЕСТВУЕТ РЕЦЕНЗИЯ, ПОХОЖА НА ОТЗЫВ |
Прежде чем перейти к решению задач, поставленных на уроке, давайте проведем словарно — орфографическую работу.
Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензируемое (произведение).
Ученики: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия. Подберем синонимы к слову рецензировать. (критиковать, оценивать, разбирать).
Для дальнейшей работы я предлагаю вам, ребята, разделиться на группы.
1 группа – теоретики; выясняют, в чем функции рецензии и готовят представление своего ответа (форму выбирают сами учащиеся)
2 группа – строители; определяют структуру, строение рецензии, знакомятся с примерными планами рецензии, и выводят для нас общий, а мы записываем его тетради.
3 группа – практики; работают с таблицей и из примеров, отрывков рецензий, они попытаются сформулировать типичные речевые конструкции или как мы их называем «клише», которые упростят нашу дальнейшую работу.
Вам будет предоставлен материал, на изучение отводится 3-5 минут, в итоге группа выходит к доске и представляет свои выводы любым подходящим способом.
ТЕКСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.
К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких ФУНКЦИЙ. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.
Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.
Вторая ЗАДАЧА рецензии – критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.
Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны – красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу.
Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины». (Ю. Пахомов).
Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.
Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения… Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей…»
Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.
Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая ФУНКЦИЯ рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра.
В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.
Пример: «Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ:
Рецензия.
Рецензия — отзыв, разбор и оценка нового художественного, литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
План рецензии.
-
Библиографическое описание.
-
Краткая характеристика творчества писателя — в связи с данным произведением.
-
Творческий замысел автора книги.
-
Смысл названия.
-
Краткая информация о содержании.
-
Критическая оценка произведения:
– особенности композиции,
– мастерство автора в изображении героев,
– индивидуальный стиль писателя,
– искусство иллюстратора книги. -
Основная мысль рецензии.
-
Актуальность тематики произведения.
Рецензия План:
1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть)).
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).
Построение рецензии: (Слайд)
I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
УЧЕНИК: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»
ОСНОВНЫЕ компоненты рецензии |
Речевые конструкции |
Об авторе |
|
О сюжете |
|
О героях |
|
О впечатлениях от произведения |
|
О тематике и проблематике |
|
Об авторской позиции |
|
Введение литературоведческой терминологии |
|
Критические замечания |
|
Учитель: Молодцы ребята! Какие можно сделать выводы на основе результатов.
Предполагаемые ответы: определили функции рецензии, её структуру.
Кстати композиция рецензии соответствует построению традиционного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение.
Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.
III. Практическая работа
Учитель. Ребята сегодня на уроке мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры М.М.Пришвина. Пришвин — тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.
Тексты миниатюр М.М. Пришвина
Весна воды
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.
После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.
Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая по ту сторону ночью, оставил следы.
Листопад.
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
выберите одну из миниатюр и напишите небольшую рецензию.
РЕФЛЕКСИЯ:
— что нового узнали на уроке
— что вызвало затруднение
— что и где пригодиться вам в дальнейшем.
я попрошу заполнить таблицу «ЗХУ»
Вторая часть рефлексии «Дорисуй смайлики».
— мне все понравилось
— мне не все было ясно, что-то не понравилось
— мне урок не понравился.
Д/з написать рецензию на любимое произведение,
или провести рекламную акцию любимой книги с презентацией.
Такой вид работы, как сочинение-рецензия школьники пишут в 7,8,9,10,11 классах.
До 7 класса школьники выполняют схожий вид творческой работы — отзыв.
Отличие рецензии от отзыва.
Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.
В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.
Чтобы написать рецензию, нужно:
- Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
- Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
- Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
- Аргументировать свою точку зрения;
- Сделать выводы и обобщения.
Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизионного искусства.
В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника.
И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.
Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.
Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.
1) Вступление:
предварительное мнение о книге;
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания;
подготовка читателя к восприятию рецензии.
Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги…
Кто не знает героев книг..?
Поводом для создания повести послужила история…
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с…
2) Основная часть:
Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их переживаний)
Анализ языковых средств.
Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет)…
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения)…
Книга поражает обилием…
Попробуем разобраться…
Подробнее стоит остановиться на эпизоде…
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения…
3) Заключение:
общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению.
Итак, схема:
Основная тема книги «…»
Действие происходит в
Главные герои
Об истории создания
Автор хотел заинтересовать читателя
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/…
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги
Клише для заключения в сочинении-рецензии:
Обобщим сказанное…
Анализ произведения позволяет утверждать…
Книга эта очень понравится тем, кто…
Автор призывает своих читателей…
Закончить хочется словами одного из героев книги…