Рейпольский иллюстрации к сказкам

А. Рейпольского

Страна:  Россия
Родился:  14 января 1945 г.

Рейпольский Алексей Дмитриевич родился в январе 1945 года в Ленинграде.

В 1956 году поступил в Среднюю художественную школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, а в 1963 году — на графический факультет Института. Занимался в мастерской книжной графики под руководством профессора М.А. Таранова.

В 1969 году окончил Институт. Дипломная работа — серия линогравюр к роману Ф.М. Достоевского «Игрок», была удостоена высшей оценки. Позднее она приобретена музеем-квартирой Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге.

Работал художественным редактором в издательствах «Детгиз» и «Художник РСФСР».

С 1971 года художник оформляет целый ряд книг и создает книжные иллюстрации, принесшие ему широкую известность. Проиллюстрированные им сказки Шарля Перро «Спящая красавица», «Золушка», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Мальчик-с-пальчик», «Рике-хохолок», «Ослиная шкура» и другие многократно переиздавались и выдержали миллионные тиражи. Иллюстрации А.Рейпольского, стилизованны под французскую гравюру 17-го века — иллюминированный офорт (оттиски, раскрашенные вручную). Считается, что у Рейпольского наиболее «каноничный» наряд Золушки.

С 1978 года член Союза художников РФ.

С середины 1980-х годов работает в технике масляной живописи и показывает свои картины на различных выставках.

В 1990-х годах Рейпольским проиллюстрированы роман Вальтера Скотта «Айвенго», сборник поэтической лирики и переводов с английского С.Я. Маршака, сборник «Русские сказки» и др.

С 1998 по 2006 год художник иллюстрирует «Сказки» А.С. Пушкина, изданные в «Детгизе».

В конце 1990-х годов Алексей Дмитриевич задумал цикл литографий к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». В 2008 году работа была осуществлена в материале в «Печатне». В этом цикле художник реализовал весь свой опыт иллюстратора-рисовальщика, продемонстрировал приверженность традициям русской реалистической школы.

Постепенно художник приходит к работе для Русской православной церкви (среди его предков были известные священнослужители Костромской земли). Наиболее значительными иконописными произведениями стали образа для собора Св. Николая Чудотворца и церкви Св. Марии Магдалины в городе Павловске.

Работы А.Д. Рейпольского хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее городской скульптуры Санкт-Петербурга, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российской Национальной библиотеке, Новгородском историко-художественном музее-заповеднике, библиотеке Ватикана, в частных коллекциях в России и за рубежом.

© Магазин графики

Из ныне здравствующих книжных иллюстраторов я люблю немногих, но уж кого люблю, так люблю :) И книги с иллюстрациями, к примеру, Алексея Дмитриевича Рейпольского покупаю в нашу библиотеку все подряд. Неважно — по возрасту, не по возрасту, есть уже такие дома или нет. Ключевое слово — Рейпольский!

Поэтому книгу сказок с иллюстрациями Рейпольского я купила сразу, еще не очень понимая, кто же у нас будет читать сказки «Аленький цветочек», «Мороз Иванович», «Городок в табакерке» и «Черная курица»… Когда народ взахлеб читает «Дивергентов», «Инсургентов» и тому подобных Лукьяненков — а тут я с «Аленьким цветочком»!

А получилось на самом деле очень смешно: книжку взяла читать Лея, причем книжка попала как раз в перерыв, когда она рыскала по дому, что почитать, и уткнула глаза в нее. Начала с начала: с «Аленького цветочка». Стала читать — и тут же стала ворчать и бухтеть. А я записала себе на память:

— Вот купец — он же если уже на начало сказки богатый и именитый, то значит часто и много ездил по свету торговать. Так чего же он только вот тут кинулся дочерям подарки предлагать?

Помните, Сашенька Яновская в «Дороге» говорит: «Ведь в сказке когда написано: «В эту минуту появилась прекрасная фея», — не спрашиваешь, с неба ли она упала, на извозчике ли приехала, какие на ней были туфли». Наша Лея напротив — любит выяснить не только какие у феи были туфли, а где именно она их купила, и если такой распродажи не было — то непременно уличит автора в излишнем вымысле!

— Не очень-то здорово, что когда «налетели разбойники басурманские, турецкие да индейские, то увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые с прислугой свою верною и бежит в темные леса» — не очень порядочно ведет себя купец! Мог бы и поответственнее отнестись к своей команде.

— «Унесли свои гостинцы в терема высокие» — это что же, у каждой свой терем был? Крутые, это ж целый городок!

Много спотыкалась Лея на старой речи. Вообще сказки такого плана мы очень давно не читали. Например, сказано «тридевять земель», «тридевятое царство, тридесятое государство» — что такое «тридевять» и «тридесять»? А потом наткнулась на слово «втридорога» — о! это как тридевятое царство?

Или вот «тувалет из хрусталю» — почему «хрусталю», а не «из хрусталя», и почему тувалет, а не туалет? И причем тут вообще туалет — поговорили про то, что туалет это не обязательно «отхожее место», а есть у слова еще значения, сейчас нечасто используемые.

На словах «в путь, во дороженьку» чуть не разразился комический скандал:

Л.: — Бесит меня эта водороженька! Как восадули вогороде прямо! Похоже на ту лохань, в которой возят, повозка такая!
Я: — ?????????
Л. — Ну, на старых рудниках такая. Ааааа, вагонетка!

Прочитав про «часты кусты» и «зелены сады», мы поговорили про краткое прилагательное. Также поговорили про музыку речи, характерную для народных сказок, и авторских, близких к народным — типа вот этой певучей сказки. Отсюда дошли до музыки слова: есть мелодия не только у предложения, но каждое слово имеет фонетический смысл: льется, шуршит, плещется лунная жуть.

В общем, получилось очень полезное чтение! Такое небольшое занятие по литературе, иными словами.

Ну а теперь посмотрим книжку — что интересно, насколько я люблю Рейпольского, настолько дети мои к его рисункам относятся в основном прохладно, и только местами они им нравятся. Не доросли до его прозрачности и утонченности?

Итак, «Золотые сказки русских писателей». Художник Алексей Рейпольский. СПб.: Азбука, 2015. Формат книги очень большой, и рассматривать полностраничные иллюстрации Рейпольского — картины! — одно удовольствие! .

Форзац

Сказка «Черная курица» — одна из моих любимых книг у Рейпольского. У меня есть еще советское издание, которое я помню с детства.

У Алексея Дмитриевича Рейпольского такой чудесный, морозный звенящий Васильевский остров!

Чудесные иллюстрации на разворот:

Алеша в подземном царстве:

Сказку «Черная курица» мои дети тоже, увы, не очень любят. Вообще я часто слышала о том, что дети (и выросшие из них взрослые) не любят сказку «Черная курица», а вот мне она всегда нравилась — кстати, еще и в заслугу грампластинки.

Любила я музыку М. Мееровича к этой постановке, всегда душу рвала песня, которую поет Чернушка в конце — очень красивая музыка (в ролике — с 46:15). Всегда плакала, когда из-под пола был слышен шум уходящего в далекие края подземного народа и крик Алеши: «Они уходят! Уходят навсегда, уходяяяят» — и издалека Чернушка кричит «Прощай, Алеша! Прощай навеки!». И готова была бесконечно слышать бархатистый, неторопливый голос рассказчика — Юрия Яковлева.

Рухама после чтения сказала, что Алешу ей не жалко. А вот наказали ли правильно Чернушку? И да, и нет. Конечно, обидно, ведь он по сути ни в чем не виноват. Но всегда, доверяясь кому-то, — сказала Рухама, — есть риск, что мы понесем за это ответственность. А на мой взгляд, это хорошая сказка о том, что иногда в жизни можно неисправимо ошибиться — и невозможно будет потом попросить прощения или исправить ситуацию — правда, с адаптированной для детской психики концовкой, когда Алеша просто забывает обо всем, как о тяжелом сне. А в жизни же такие воспоминания продолжают тянуться за человеком хвостом навсегда.

А вот сказку «Городок в табакерке», которая вроде и короче, и незатейливее «Курицы», дети наоборот любят — почему, интересно? Хотя Рухама ворчливо сказала, что у нее вязнет на зубах слащавое «папенька» и «маменька», но так уж говорили, ничего не поделаешь.

Дверь в табакерку, куда приглашает Мишу мальчик-колокольчик

А вот про то, как мы читали четвертую сказку из этого сборника, «Мороз Иванович» Одоевского, я расскажу отдельно в следующем посте. Это получилось настоящее литературоведческое занятие с привлечением дополнительной литературы, со сравнениями разных текстов, вариантов и иллюстраций разных художников. Очень интересно — на целый вечер разговоров было!

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

September 3 2016, 22:59

Category:

  • Литература
  • Cancel

Сказки с иллюстрациями Рейпольского А. Д.

Когда я увидела дворец в Массандре,

то я воскликнула: «Так вот где черпал вдохновение Рейпольский для иллюстрации «Золушки»!» Но приехав домой, и начав листать любимую сказку, я не нашла там абсолютного сходства с этим знаменитым замком, хотя определенно, что то есть в иллюстрациях отдаленно напоминающее силуэт строения, например, вот здесь
Тем не менее, это меня натолкнула на мысль рассказать о книгах из моей коллекции, с иллюстрациями знаменитого художника Рейпольского Алексея Дмитриевича. Первая книга, была подарена мне моей мамой, и эта «Золушка».
. У меня мягкое издание 1981 года, в этот год я родилась. Мама тогда приобрела книгу и хранила, до моих лет 7 или 8 (точно не помню), а потом подарила. С тех самых пор, эта сказка у меня самая любимая, а иллюстрации из книги я много раз перерисовывала, пытаясь сама создать нечто подобное (по мере моих детских сил).

Притягательность работ Алексея Дмитриевича для меня состоит в его особой манере передачи эпохи и соединения акварели и офорта, что придает некий эффект состариванния картинки.

Посмотрите, как эпоха Ренессанса отображена в костюмах героев сказки, как художник не упускает ни одной мелочи.

Глядя на эти странички, я погружалась в загодачную и сказочную страну, но которая существовала на самом деле, ведь это Франция XVI века.

И сказка о милой Золушки казалось когда-то была реальной историей. Кстати, о любимой сказке я уже писала здесь

И конечно, когда мне исполнилось лет 14 мама мне принесла вторую сказку в исполнении Рейпольского «Спящая красавица» я была невероятна счастлива. Не знаю, где мама взяла это издание 1988 года, подозреваю, что кто-то сдал взамен утереной книги, ну а мама (библиотекарь) не стала оформлять в фонд.

Это издание также в мягком переплете и заметно поистрепалось, в отличии от моей Золушки, которую я берегу как зеницу ока.
Но, несмотря на досадные мелочи, я частенько листаю эту книгу и наслаждаюсь иллюстрациями.

Художник использовал здесь, ту же манеру создания изображений, что и в Золушке (хотя вернее сказать наоборот, так как именно «Спящая красавица» вышла из под кисти художника раньше «Золушки»).

Но эпоха в этой сказке иная. Первая половина сказки это все тот же XVI век,

даже отголоски готики мне здесь видятся.

А вторая часть сказки, это век XVII (что логично, ибо прицесса то 100 лет проспала).

Замечу, что у моей дочери именно эта сказка в любимчиках.

Когда дочурка моя стала подрастать, я решила купить еще несколько ее любимых сказок в исполнении моего обожаемого художника. К моей радости, его работы переиздали в отличных форматах с твердыми обложками. Так в моей коллекции появились две книги

Конечно, в современных изданиях и бумага получше и краски поярче.

Но прелести картины Рейпольского не утратили.

Последним моим приобретением стала сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».

Здесь уже художник обратился к Востоку, и создал не менее притягательные и атмосферные иллюстрации

К своему стыду, я и не знала, что у нашего классика есть такая замечательная сказка, хотя фильм С. Параджанова я еще в детстве впервые посмотрела.

На этом издании пока моя коллекция заканчивается, но я присматриваюсь и к другим книгам А. Д. Рейпольского.

Сегодняшним детям везёт необыкновенно!
Ведь сейчас, в преддверии тихого угасания книги взрослой (уже немного осталось таких динозавров, как я например, что просто НЕ МОГУТ читать Книгу с экрана бездушной техники… а только с «душевного» бумажного листа), издательства, что поумнее:-) делают ставку на Книгу Детскую.
И всё больше издательств печатают и перепечатывают нам отличные книги для мелких почиталок (и не только для них:-)!
Что не может не радовать.
МЕНЯ лично — радует!

Вот и питерское издательство «Речь» переквалифицировалось в управдомы:-)))))
Выпуск профессиональной литературы по психологии, тренингу, консультированию и психотерапии они хорошенько «разбавляют» теперь детской литературой!
Сначала вышли на чудесную художницу Викторию Кирдий — открытки, блокноты…
… потом пошли небольшие книжечки-цитатники с радостными «кирдиевскими» рисунками (кстати говоря — уже в достаточно приличном качестве!)… и, наконец, «докатились» они до выпуска полновесных книг (я о них уже рассказывала-показывала) —

Когда А была арбалетом

Ёжикина радость

На наше счастье, издательство не останавливается на достигнутом.
И вот вам — НОВАЯ книга!
ПОЧТИ идеальная.

По исполнению — всё очень-и-очень-достойно.
Большой формат, крепкая обложка с частичной лакировкой и тиснением (БЕЗ «золотца», слава Богу!:-), матовая тонированная очень плотная меловка, хорошо читаемый шрифт, красивые форзацы, отличное качество печати (Тверь) и множество замечательных иллюстраций. И фамилия художника написана ПРАВИЛЬНО!:-)
Рамочки — вполне уместные и деликатные… единственно, на мой взгляд — книга только выиграла бы НА БЕЛОЙ БУМАГЕ…

А вот почему я написала «ПОЧТИ идеальная» книга — так это из-за содержания…

Из тех сказок Перро, что отрисованы Алексеем Дмитриевичем Рейпольским, и вышедшими отдельными книжками в мягких обложках в 80-х годах прошлого века в издательстве «Изобразительное искусство» (а их ШЕСТЬ: «Золушка», «Ослиная шкура», «Синяя борода», «Мальчик-с-пальчик», «Рикэ-хохолок» и «Спящая красавица» — но качество этих книг 80-х годов не ахти) — в ЭТУ книгу вошли только ТРИ:-(((
Можно, конечно, помечтать, что оставшиеся ТРИ выйдут когда-нибудь ещё одной книгой… помечтать можно… но есть сведения (из достоверного источника), что права на рисунки к «Синей бороде» и ещё к чему-то бессрочно выкупил один

эгоист

нехороший человек, и — не отдаёт, не продаёт и НЕ ИЗДАЁТ!

И тем не менее — книга ЗАМЕЧАТЕЛЬНА тонкими

гравюрами

рисунками Рейпольского — советую приобрести такую себе:-), ну или ребёнку… на худой конец:-)))))))

Купить книгу Сказки Шарля Перро: Золушка. Спящая Красавица. Кот в Сапогах

Шарль Перро
«Сказки»

Издательство — Речь
Год — 2012
Переплёт — картонный с частичной лакировкой и тиснением
Бумага — мелованная
Формат — энциклопедический
Страниц — 88
Тираж — 5 000 экземпляров

Пересказ — Т.Габбе
Художник — Алексей РЕЙПОЛЬСКИЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ Рейпольский:-)Collapse )

Дорогие Читатели! Наш сегодняшний гость — известный художник и иллюстратор Алексей Дмитриевич Рейпольский. Его работы хранятся во многих музеях страны, в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, в частных коллекциях в России и за рубежом. А за четыре десятилетия художник оформил и проиллюстрировал более 70 книг!
14

— Здравствуйте, Алексей Дмитриевич! Для Книжного Шкапа Ваш визит – большая честь. У нас есть уйма вопросов, так что давайте начнем по порядку.
Где и как прошло Ваше детство?

— Я родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и здесь прожил с детства до наших дней. Только закончилась война, все жили очень скромно. Родители – служащие. У нас была маленькая, но отдельная квартира на втором этаже, правда, без удобств, но тогда и это было далеко не у всех. Книжки были тогда не дорогие, по радио – много интересных передач для детей, так что было не скучно.

— Какая у Вас была любимая детская книга?
— Маленьким я очень любил всякие сказки – и народные, и разных хороших писателей – Пушкина, Лермонтова, Андерсена, Братьев Гримм, Шарля Перро, Ершова, Бажова и прочих. Сперва читали родители, а потом сам.

— Расскажите, как вы стали художником?
— Мой старший брат – Владимир – любил рисовать, а я больше лепил из пластилина.
Когда я окончил четвёртый класс, родители меня отдали в Среднюю Художественную школу при институте имени И.Е.Репина. После окончания школы поступил в институт на графический факультет, который закончил в 1969 году по мастерской книжной графики под руководством профессора М.А.Таранова. Дипломная работа – иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Игрок» в технике линогравюры. Работал некоторое время художественным редактором в издательстве «Детская литература» и «Художник РСФСР».
Работая в издательстве, сделал свою первую книгу (оформление и иллюстрации) – Василий Лебедев «Высокое поле». Переплёт тканевый, с тиснением, форзац, рисунки перовые. В те годы большинство книг выходило с чёрно-белыми иллюстрациями.
10

— Сколько времени занимает у вас иллюстрирование одной книги?
— Продолжительность работы зависит от объёма материала, сроков издательства, техники и других причин. Я люблю работать медленно, стараюсь сделать на пределе своих возможностей. Первую книгу делал год (служба отнимала много времени), «Спящую красавицу – 2 года, по той же причине. «Золушку» — тоже год – техника офорта требует времени. На «Сказки» А.С.Пушкина ушло с перерывами около 8 лет, а на «Маскарад» М.Ю.Лермонтова – 22 года. Приходилось прерывать работу и делать заказы.

— Вы работаете и маслом, и акварелью, и пастелью…А какая Ваша любимая техника?
— Больше всего мне нравится масло – можно долго работать, вносить поправки и улучшать. И краски не боятся света!
8

— Есть ли художники, повлиявшие на Ваш творческий путь? Кто Ваши самые любимые иллюстраторы?
— Постоянно смотрю и изучаю всех хороших мастеров – как европейских, так и наших, в музеях и по книгам. Русские иллюстраторы – К.И.Рудаков, Е.А.Кибрик, А.Ф.Пахомов оказали сильное влияние. Мой учитель – Михаил Афанасьевич Таранов – был учеником Рудакова, Билибина, Шиллинговского, и нас так учил, часто их цитируя.

— Как вы относитесь к компьютерным иллюстрациям?
— Не видал ничего хорошего.
5

— Какие советы вы можете дать начинающему иллюстратору?
— Постоянно работать над собой, учиться рисовать. Внимательно читать автора, прилежно собирать необходимый материал. Показывать работу опытным и доброжелательным художникам. Не браться за недоброкачественные заказы – по возможности. Никогда не работать вполсилы.
11

— Вы проиллюстрировали более 70 книг! На Ваш взгляд, какая Ваша книга самая лучшая? Над какой было труднее всего работать?
— Считаю иллюстрации и оформление драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» самой серьёзной своей работой, хотя и самой трудной.

— Как Вы пришли к иконописи?
— В начале 90-х годов стали восстанавливать церкви, я имел небольшие заказы на иконы и начал осваивать эту новую для меня работу. В зависимости от задания, делал в разных стилях и техниках: темперой — на дереве, маслом — на холсте, с использованием позолоты и т.д. Помимо небольших, сделал ряд крупных работ.
4

— Что вас вдохновляет?
— Возможность сделать хорошую работу, которая будет служить людям.

— Какие, на Ваш взгляд, задачи у детской книжной иллюстрации? Что в иллюстрациях для детей должно быть обязательно, а чего, по Вашему мнению, не должно быть вовсе?
— Иллюстрации должны максимально достоверно и убедительно представить читателю героев книги, точно следовать тексту и правде жизни. Не должно делать сцены жестокости и безысходности, бессмысленной злобности, унижения, а так же всяких монстров, которые ранят душу ребёнка и врезаются в память, пугая его.

-Что отличает хорошую иллюстрацию от плохой?
— Хорошая иллюстрация понятна и без текста, она красиво скомпонована, изящно нарисована и благородна по цвету, её приятно смотреть.
1

— Какую книгу Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
— Библию – Новый Завет.

— Каким вы видите будущее книги?
— Мне кажется, что книги ещё долго будут нужны, особенно умным людям. А детская книга, как наиболее удобная и информативная, просто необходима.
3

И некоторые вопросы от наших читателей:

— В какой сказке Вы хотели бы очутиться и побеседовать с её героями, о чём бы Вы их спросили?
— «Скатерть-самобранка» и «Кошелёк-самотряс». Я попросил бы одолжить мне их на время, чтобы окантовать работы, сделать персональную выставку и издать хороший каталог :))

— Почему художники иногда рисуют не то, что написано в тексте? Почему, например, русалка не на ветвях сидит? И что сказать по этому поводу ребёнку?
— Хорошие художники обычно следуют тексту. Русалки, «как известно», живут в воде и ночью выходят погреться в лунном свете, сидя у воды на склонённых ивовых ветвях. Глупо было бы рисовать их высоко на дереве!

— Как Вы находите свои образы? Ваши персонажи невероятно хороши и красивы! В метро, в знакомых людях, в кинематографе или только в своем воображении?
— Образы героев подсказывает текст, согласно времени и месту действия. Художник должен внимательно изучат природу, людей, животный мир, произведения великих мастеров прошлого, стараясь проникнуть в тайны их красоты, чтобы затем по своему произволу создать незабываемый образ.

— Есть ли книга, которую Вы бы очень хотели проиллюстрировать, но пока такой возможности не представилось? Или мечта уже сбылась?
— Мне очень хочется сделать иллюстрации к книге А.С.Пушкина «Повести Белкина», но пока нет заказов.

— Кем бы Вы могли стать, если бы не стали художником?
— Я бы стал искусствоведом и реставратором, как Савва Ямщиков.

— Кем были Ваши родители? Очень хотелось бы немного узнать о семье — жена/дети, чем они занимаются, что стало для них работой?
— Папа и мама были служащие. Жена окончила художественно-педагогический техникум, работала сначала в школе, а потом в проектном институте. Сын, как и я, окончил СХШ, потом – училище имени Барона Штиглица, затем Костромскую духовную семинарию и Петербуржскую Духовную Академию. В настоящее время – кандидат богословия и член СХ СПб. Пишет портреты, пейзажи и исторические картины.
6

-Спасибо Вам огромное за Ваш труд! Читатели передают Вам свое восхищение чудесными иллюстрациями и желают крепкого здоровья, творческих сил и долгих лет жизни! И напоследок, по традиции, Ваше пожелание читателям Книжного Шкапа?
— Всем дорогим читателям желаю быть здоровыми и счастливыми, любить родную нашу страну, её язык, историю, культуру, и иметь всегда на столе красивые интересные книги!

Все книги с иллюстрациями Рейпольского:

Книги Рейпольского в «Лабиринте»

Спасибо всем Читателям за интересные вопросы, сборник сказок Пушкина «Золотые сказки» с автографом Алексея Рейпольского отправляется к Алене aka_mamzelle!

в «Лабиринте»
Обзор книги: http://taberko.livejournal.com/221249.html

  • Рейв однажды в сказке
  • Реить или реять как пишется
  • Реинкарнация в сказках о демонах и богах фанфик
  • Резюме на работу сочинение
  • Резьба по дереву рассказ