Река ангара рассказ для детей

Сибирская река Ангара, интересная и необычная

В самом названии Ангары слышится что-то задорное, молодое и жизнеутверждающее. Такая она и есть – быстрая, порожистая, холодная и чистая. И молодая, по геологическим меркам. Как у всех больших сибирских рек, у нее богатая история, щедро сдобренная легендами. А множество уникальных фактов об Ангаре вызывают удивление и уважение к ней.

Два имени

В начале 17 века русские первопроходцы-казаки, выйдя к реке, назвали ее Верхней Тунгуской, по имени населяющих ее берега тунгусов, предков нынешних эвенков. Лишь через время, спустившись к ангарским порогам, они встретили бурятов и узнали название, под которым река была известна с 13 века – Ангара.

Происходит имя от бурятского «анга». Тут много переводов, и все подходящие: ущелье, расселина, пасть, разинутый. В отдельных бытописных источниках 13 века говорится о тюрках, живущих на реке Анкаре, или на Анкаре-Мурэн. По географическим описаниям, это все та же Ангара.

Красивая легенда красивой реки

Седой могучий Байкал держал в строгости единственную дочь, красавицу Ангару. Чтобы не разлучаться с любимой дочкой и жениха ей выбрал поближе – Иркута. Но девушка полюбила сильного и прекрасного Енисея, сына Саяна. И решила бежать к любимому. Страшный шторм, вызванный гневом отца, ее не остановил. Тогда Байкал отломил от седой горы утес и бросил его вслед строптивой дочке, надеясь перекрыть ей проход. Но утес упал за спиной Ангары, а красавица попала прямо в объятья Енисея.

Утес так и остался в истоке реки, около поселка Листвянки. С давних времен он назывался Шаман-камнем. Считалось, что если Байкал уж очень разгневается, то выйдет из берегов и пустится вдогонку за дочерью. И затопит все вокруг своими водами. Поэтому на Шаман-камне в древние времена приносились Байкалу жертвы, довольно богатые.

После запуска Иркутской ГЭС от утеса видна лишь вершина, кстати, больше подходящая названию Шаман-камень. В наши дни актуально другое поверье: многие стараются прикоснуться к знаменитому камню, чтобы связать судьбу с любимым.

Молодая река

Существует несколько объяснений происхождения Ангары. По одной из версий, река появилась вследствие землетрясения в районе Приморского хребта. Образовалось ущелье, через которое поток вырвался из озера.

Более интересная гипотеза относит образование реки к четвертичному периоду, перед вторым оледенением. Тогда вода из котловины Байкала стала перехлестывать в Баргузинскую впадину и заполнять все соседние каньоны. На юго-западе водоток проторил путь в ущелье, тысячелетиями промывая русло. Проще говоря, Ангара гораздо моложе Байкала. Он возник в середине третичного периода. А река существует не более сотни тысяч лет. Как в легенде об отце и дочери.

Жемчуг для царицы

В 17 веке в Ангаре добывали жемчуг. Промысел был своеобразным. Это в теплых морях его добывали ныряльщики. В ледяную Ангару никто нырять не собирался. После спада весенних непрозрачных вод, промысловики сколачивали плот с дырой посредине. В нее вставляли трубу, через которую в прозрачной ангарской воде искали на камнях раковины. Через эту же трубу опускали длинный тонкий шест с крючком на конце. Чувствуя проникновение, моллюск сразу смыкал створки, и раковину легко поднимали со дна.

Жемчуг, конечно, был помельче морского, но сибирский речной всегда славился красотой. Именно ангарским жемчугом было расшито одно из парадных платьев Екатерины I. Увы, позднее раковины перестали появляться в реке, и добыча сошла на нет.

Немного фактов

  • Это самый большой приток Енисея.
  • Единственная река, вытекающая из Байкала, весь сток озера происходит через Ангару.
  • Исток реки – один из самых крупных в мире (порядка километра).
  • Вода в Ангаре чиста и прозрачна до самого Иркутска.
  • Как приток, она вторая по водности в стране, впереди только приток Лены Алдан.
  • Иркутск считается не только областным центром, но и столицей Приангарья.

Ангарский каскад

Автор фото: W0zny. Источник: Википедия

В значительном перепаде речных высот при относительно небольшой длине люди усмотрели мощный потенциал для гидроэнергетики. В 60-х годах здесь были построены 3 гидроэлектростанции: Братская ГЭС, Иркутская ГЭС и Усть-Илимская ГЭС. Совсем недавно к ним присоединилась Богучанская, в проекте строительство Нижнеангарской гидроэлектростанции.

Ангарский и Енисейские каскады ГЭС сразу вывели Восточную Сибирь в самый обеспеченный энергией район страны. Восточносибирской электроэнергией пользуется почти вся Западная Сибирь.

Сокровища не ушли под воду

Когда-то на Ангаре, около деревни Егоровой, стояли Каменные острова. Наскальные изображения их известны со времен первых научных экспедиций в Сибирь, то есть, с 18 века. Сотни примитивных изображений, сделанных древними людьми, размещались на разной высоте скал. Легко можно было узнать лосей, оленей, собак и даже змей. Исследователи датировали эти зарисовки 4-3 тысячелетиями до н.э.

С вводом Братской ГЭС острова подлежали затоплению. Тогда ученые решили вырубить из скал лучшие рисунки и композиции. Ленинградские мастера-каменотесы профессионально справились с задачей. Спасенные культурные ценности сейчас хранятся в Эрмитаже.

Вторая история спасения исторических ценностей более современная. Богучанская ГЭС заработала на полную мощность в 2015 году. Масштабные археологические раскопки будущей зоны затопления позволили сделать порядка миллиона находок, которые обогатили российские музеи. Кроме того, из районов, уходящих под воду, перенесли все ценные памятники деревянного зодчества.

2021-09-20

Фотографии

Популярные статьи

Это интересно

Внеклассное занятие « МЫ ЖИВЁМ НА РЕКЕ АНГАРЕ»

г.Усть – Илимск  школа №12,  1 «Б» класс, Лёвина Галина Петровна .                                                                                 

Цель занятия: расширить знания детей о реке Ангаре, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход занятия

( На доске: … Ты навеки нам стала близкою, величавая АНГАРА..

Отгадайте загадку

— Какое время года?

Загадка о снежинках:  Всё кругом красиво, в инее сияет ива

                                          Холода, мороз, метели, закружили, завертели

                                          В белых шапках все дома, идёт зимушка –(…зима)

— Летят, летят снежинки

Садятся все сюда…

Поговорим мы, ребята, сегодня

О прекрасной реке  …

        А о какой, вы узнаете, когда из снежинок составите слово – название реки.

(Дети правильно прикрепляют снежинки с буквами, и читают хором : АНГАРА

Лена Вершинина:   Я – царица сверкающих вод

                               Я красавица дикого края

                                     Мчатся воды мои вперёд,

                                     Быстро к северу, гордо сияя.

                                     Меж холмов и утёсистых скал,

                                     То блистая, то гордо темнея.

                                     Мчусь оттуда, где бъётся Байкал,

                                     До широкой волны Енисея.

Ребята, а кто знает знаменитую легенду об Ангаре? (Чтение легенды. Запомните, ребята её, никогда не забывайте)

Дети,  к сегодняшнему занятию многие из вас вместе с родителями приготовили замечательные рисунки реки Ангары, давайте посмотрим настоящую выставку ваших рисунков. (Рисунки выставляются на доску дети рассматривают, высказывают свои мнения)

(Показ книг, альбомов, где можно увидеть красавицу Ангару)

Кроме рисунков ребята. готовили к занятию четверостишия об Ангаре, давайте сейчас проведём конкурс ваших стихов. Я хочу сказать и о том, что это задание помогали выполнять  родители. (Дети читают четверостишия об Ангаре)

А сейчас  — работа в парах. Давайте поиграем. У вас на листочках даны задания. Надо взять цветной карандаш и соединить реки, озёра, моря, океаны с их названиями. (Перед детьми на карточках – задания)

Прверка выполненной работы:  по эталону. Встаньтете дети, кто выполнил задание правильно. Оказывается, вы знаете и реки, и моря, и озёра, и океаны. Молодцы!

Дети, а кто знает правила поведения на реке. (Дети называют их.)

Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение С.В.Михалкова, хочу, чтобы с вами такого не случилось никогда.

Прогулка.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят; загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли и поляночку нашли

Но на солнечной полянке, тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло, всюду битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо…

— Эй. ребята! – крикнул Дима. Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели

Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки

 Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка, возле речки не найти! (Мнения детей)

На доске:  Пуст никогда не исчезнут в природе

                   Озёра, реки, моря

                   Пусть дружат на нашей планете дети

                  Имя которой – ЗЕМЛЯ!

Давайте и мы с вами   будем дружить всегда, не ссориться, и в знак этого послушаем песню Фунтика, кто знает её, подпевает.

Обновлено: 10.01.2023

Река Ангара является самым крупным притоком Енисея. На Ангаре построены четыре гидроэлектростанции.

Ангара — река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея, единственная река, вытекающая из озера Байкал. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края. Площадь бассейна реки составляет 1 040 тыс. кв. км, в том числе без бассейна озера Байкал — 468 тыс. кв. км. Река принадлежит к Ангаро-Байкальскому бассейновому округу. Длина водотока составляет 1 779 км. Ангара входит в перечень водных путей РФ.

В исторических источниках Ангара впервые упоминается в XIII в. под названием Анкара-Мурэн. До сих пор ведутся споры о происхождении Ангары. Научные исследования указывают на то, что Ангара по геологическим меркам возникла недавно, а до этого сток из Байкала шел по другому пути. Причину образования Ангары одни исследователи видят в землетрясении, другие — в повышении уровня Байкала. В числе притоков Ангары — реки Тасеева, Илим, Каменка, Иркут, Ока, Ия и др.

Легенда о реке

Каскад ГЭС на Ангаре

Ангара начинается из Байкала потоком шириной 1,1 км и течет сначала в северном направлении. Зимой исток Ангары практически никогда не замерзает. Дело в том, что вода в исток попадает из глубинных слоев Байкала, где она более теплая, чем на поверхности. От истока вода пробегает по Ангаре еще с десяток километров, прежде чем охлаждается и замерзает. В огромной полынье истока зимует целая колония водоплавающих птиц, из-за чего 25 марта 1985 г. исток Ангары получил статус зоологического памятника природы.

По берегам реки возвышается вековая тайга. В основном это хвойные леса: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Средняя высота берега — 3—4 м. Но есть и пологие места, обычно в поймах впадающих рек. Часто встречаются скальные берега.

При относительно небольшой длине в 1 779 км Ангара имеет значительный перепад, равный 380 м, и большой гидроэнергетический потенциал. На реке были построены три гидроэлектростанции, которые формируют Ангарский каскад ГЭС: Иркутская ГЭС, самая ближняя к истоку, следом идет Братская, а за ней — Усть-Илимская ГЭС. Четвертая ступень каскада, Богучанская ГЭС, строится. В ноябре 2012 г. гидроагрегаты первой очереди Богучанской ГЭС были уже переведены в режим постоянной промышленной эксплуатации, а с 1 декабря 2012 г. новая ГЭС начала поставки электроэнергии на оптовый рынок. Планируется, что к 2015 г. ГЭС выйдет на полную мощность.

В Енисей Ангара впадает в Красноярском крае, недалеко от города Лесосибирска. В месте впадения Ангара полноводнее и шире Енисея. Не случайно древние монголы Ангарой называли реку и после слияния с Енисеем, а современный Енисей выше места слияния рек считали притоком.

На берегах Ангары в Красноярском крае расположен город Кодинск. 30 сентября 2011 г. в Богучанском районе Красноярского края был открыт новый мост через Ангару на трассе Богучаны — Юрубчен — Байкит.

Ангара

Ангара

Ангара – единственная многоводная река, которая вытекает из уникальнейшего в мире озера Байкал и протекает более чем на 1770 км по территории регионов Восточной Сибири, разрезая земли Красноярского края и Иркутской области, в то же время, даря им массу полезных ресурсов.

Гидрология

Ангара1

Хозяйственное использование

Ангара – крупная река, на которой водный режим контролируется несколькими водохранилищами. Неоднородность характера реки позволяет использовать водный ресурс для работы гидроэлектростанций, бесперебойно обеспечивающих производство и население электроэнергией.

В верховьях реки расположено 55-ти километровое водохранилище Иркутской ГЭС, ниже — водохранилище масштабной Братской электростанции, которое охватывает 606 км. Далее следует Усть Илимское водохранилище, расположенное на участке в 292 км, а также водохранилище Богучанской ГЭС, протяженность которого составляет 375 км.

Судоходство

Ангара является водной артерией, доступной для судоходства летом, несмотря на сложные условия, связанные с уровнем воды и характером течения. Имеется 4 обособленных друг от друга путей, ведущих от Байкала к Енисею. Единый путь отсутствует.

  1. Первый участок, проходя по Иркутскому водохранилищу, захватывает расстояние от Иркутска до Байкала.
  2. Вторым судоходным участком является расстояние от Иркутска до Братской ГЭС, протяженность которого 610 км.
  3. Третий судоходный участок от Братска до Усть-Илимска, длиной в 29.0 км. Он охватывает воды Усть-Илимского водохранилища.
  4. Последний участок для судоходства, длина которого 440 км, ограничивается Енисеем и Богучанскими порогами. Его длина составляет 440 км.

На протяжении всего судоходного участка расположено большое количество портов. Большая протяженность реки привлекает внимание туристов, любителей совершать водные прогулки, любуясь видами живописных берегов.

Ангара2

Рыба и рыболовство

Ангара, обладая большой площадью и различным характером течения, является местом обитания разных пород рыб, которых здесь более 30 видов. В водах реки можно встретить щуку, пелядь и даже осетра и стерлядь. Местные жители называют Ангару рекой-кормилицей. Кроме того, Ангара имеет статус одной из самых рыбных рек России. Поскольку в различных участках характер реки разный, они создают условия для проживания разных сортов рыб.

Экология

Промышленные стоки с берегов Ангары являются основной экологической проблемой, требующей решения. Поскольку на берегах реки расположено большое количество промышленных предприятий, показатель таких стоков в бассейне Ангары не существенно ниже, чем в Волге.

Поскольку река является судоходной, в нее происходит большой выброс нефтепродуктов, тяжелых металлов, органических веществ. По экологическому классификатору, вода в Ангаре имеет степень умеренного загрязнения, однако, на отдельных участках вода очень грязная.

Туризм

Впервые об Ангаре упоминается в XIII веке, ее берега объединяют города и поселки, наполненные уникальными памятными местами, представляющими культурное и архитектурное наследие, привлекающими внимание туристов. Практически около истока Ангары расположена наиболее уникальная и интересная достопримечательность, которую в народе называют Шаман – Камень. Камень является обычной скалой, однако, местные жители связывают с ним увлекательную легенду, благодаря которой, скала стала священным местом для ближайших окрестностей.

Ангара3

Как повествует легенда, Ангара, будучи дочерью Байкала, безумно полюбила прекрасного юношу по имени Енисей. Узнав о намерениях дочери, отец в гневе решил выдать ее замуж за Иркута. Расплакавшись, Ангара приняла решение – убежать к любимому. Узнав об этом, отец вызвал сильный шторм, но это не остановило любящую девушку. Тогда, разгневавшись, Байкал оторвал кусок от большой скалы и бросил его вслед девушке. На счастье, кусок не долетел до красавицы, а упал за ее спиной. После чего, Ангара попала в объятья любимого и они с тех пор вместе, а Байкал, не простивший дочь, остался один. Теперь, прикасаясь к Шаман – Камню, люди просят связать их судьбы с любимыми навсегда.

Ангара — река в Восточной Сибири, самый крупный из правых притоков Енисея и единственная река, берущая своим истоком озеро Байкал. На эту реку тянет людей, увлеченных активным отдыхом, в том числе, рыбалкой. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России.

Площадь бассейна Ангары составляет 1 040 тыс. кв. км, в том числе без бассейна озера Байкал 468 тыс. кв. км. Ангара начинается из Байкала широким потоком шириной аж 1100 м и течёт сначала на север. На Ангаре построено несколько водохранилищ:

  • от истока до города Иркутска — Иркутское водохранилище.
  • на северо-западе Иркутской области на Ангаре находится Братское водохранилище, на котором стоит знаменитая Братская ГЭС.
  • после излучины на Ангаре, ниже Братского водохранилища, расположено Усть-Илимское.

Затем река поворачивает на запад — в Красноярский край, где рядом с Лесосибирском впадает в Енисей.

В месте впадения в Енисей река Ангара в два раза шире великой сибирской реки, текущей в Северный Ледовитый океан. Но так уж исторически сложилось, что водный поток назвали Енисеем. Он не только уже, но ещё имеет и мутную воду, а у нашей красавицы вода чистейшая, и на речном дне виден каждый камушек. После воссоединения единый водный поток так и течёт – справа чистая вода, а слева мутная. Только после Лесосибирска байкальская и енисейская вода начинают смешиваться, а граница между ними размываться. Дальше уже различий нет, а разлившийся во всю свою необъятную ширь Енисей несёт могучие воды на далёкий Север.

Где поплавать в Ангаре зимой

После активного вмешательства в фантазию природы рук человеческих выразившегося в виде строительства Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС река Ангара ниже этих ГЭС не замерзает, потому как прогретые за летний период воды в водохранилищах не успевают на этих участках остыть, да с ГСЭ присутствует приток тепловой энергии от технологического оборудования.

Исток реки так же не замерзает, несмотря на то, что сам Байкал затягивает льдом. Просто в Ангару воду втекает не с самой поверхности озера, а с некоторой глубины, где температура воды конечно выше 0°С, плюс быстрое течение. Видимо поэтому, сюда на зимовку прилетают водоплавающие птицы, т.е. для кого-то юг находится на Ангаре.

Птичья зимняя дача на Ангаре

Вообще в северной Азии это единственная постоянная птичья зимовка. Здесь зимуют в основном:

  • черно-белые гоголи,
  • длинноносые,
  • обычные крохали,
  • морянки.

На самом деле птиц на истоке Ангары не так уж и много — к началу декабря собирается 1200 — 1500 птиц, к концу месяца — не менее 2000.

До 1956 года, т.е. до строительства водохранилища Иркутской ГЭС, птиц было в несколько раз больше.

Считается также, что Ангара была образована из-з землетрясения, разрушившего земную кору в регионе Приморского хребта. Другие придерживаются версии, что это Байкал поднялся — надо ж было воде куда-то литься. Интересной является гипотеза существования в древности на месте речного русла других рек. К примеру, такими реками могли быть: древняя Селенга, Баргузин или Верхняя Ангара. Селенгу называют наиболее подходящим вариантом в этой гипотезе.

Согласно старинной сибирской легенде, Ангара бежала от сурового отца Байкала в сторону Енисея. Шаман-камень был брошен Байкалом, чтобы непослушная дочь остановилась. Этот камень сегодня находится в самом центре истока Ангары, рядом с поселком Листвянка.

Судоходство на Ангаре

Река Ангара судоходна в летние месяцы. Единого водного пути от Байкала до Енисея нет. Всего существует 4 изолированных друг от друга участка.

  • Первый участок от Иркутска до Байкала по Иркутскому водохранилищу.
  • Второй участок от Иркутска до Братской ГЭС. Он самый длинный и равен 610 км.
  • Третий участок – воды Усть-Илимского водохранилища от Братска до Усть-Илимска. Его длина составляет 290 км.
  • И последний участок тянется от реки Енисей до Богучанских порогов. Его длина составляет 440 км.

Таким образом, от Иркутска до Красноярска по воде не проплывёшь.

река ангара фото

Река Ангара занимает особое место в искусстве, его можно встретить в сказках Василия Стародумова и в романе Валентина Распутина. Сегодня к реке Ангара приезжает большое количество туристов, чтобы увидеть его природные достопримечательности, а также послушать легенды и рассказы, связанные с ним. В её окрестностях часто можно встретить компанию местных жителей, собравшихся на пикник.

Самая полноводная река России – Енисей, его самый полноводный приток – река Ангара. Статья предлагает сведения о расположении, особенностях и значении Ангары.

Исток реки

Ангара – единственная река, обеспечивающая байкальский сток, поэтому вопрос о ее начале до сих пор вызывает споры. Большинство специалистов придерживаются общепринятой точки зрения, которая утверждает, что истоком реки является Байкал. Некоторые специалисты считают началом реку Селенгу, впадающую в озеро, еще один вариант называет Селенгу основным притоком Ангары.

Из озера река вытекает через береговое ущелье, где ее ширина превышает 1 км.

Исток Ангары

Рис. 1. Исток Ангары.

Характеристики

Длина Ангары более 1,7 тыс. км, площадь водосборного бассейна превышает 1 млн км 2 , половина приходится на площадь Байкала.

Истинную глубину реки определить невозможно, так как русло перегораживают плотины каскада ГЭС, регулирующие поступление воды.

Направление течения меридиональное, на границе Иркутской области и Красноярского края река поворачивает на запад и сохраняет направление до устья в Енисее.

Река занимает второе место в списке полноводных притоков российских рек, объем ее годового стока почти 142,5 км 3 .

Устье Ангары делит русло Енисея на среднюю и нижнюю часть, от места впадения Ангары начинается нижний Енисей.

Являясь правым притоком Енисея, Ангара принимает множество рек, самые крупные Иркут, Илим, Белая. Все реки порожистые с быстрым течением, до возведения плотин русло Ангары также перегораживали пороги.

Промышленное значение

Электростанции реки входят в Ангаро-Енисейский каскад ГЭС из 7 крупных гидроузлов, Ангарский каскад состоит из Иркутской, Братской, Усть-Илимской и Богучанской ГЭС. Богучанская ГЭС введена в эксплуатацию в 2015 году.

Богучанская ГЭС

Рис. 2. Богучанская ГЭС.

Ангаро-Енисейский каскад обеспечивает электроэнергией алюминиевые заводы Прибайкалья, входит в единую энергосистему страны.

Города на Ангаре

Самые крупные города Иркутск, Ангарск, Братск.

Иркутский бабр

Рис. 3. Иркутский бабр.

Что мы узнали?

Мы узнали, где находится исток реки Ангары и ее устье, познакомились с характеристиками реки. Мы узнали о каскаде ГЭС и его значении для страны. На Ангаре расположены сибирские города, на гербе Иркутска изображен амурский тигр. Возможно, было время, когда тигр появлялся даже в Прибайкалье.

Читайте также:

      

  • Доклад стерна экономика изменения климата николас стерн
  •   

  • Доклад общество как мир культуры
  •   

  • Учение о вещах римское право доклад
  •   

  • Доклад ягоды о смертности детей кулаков
  •   

  • Древняя русь и степные народы доклад

Река Ангара

Река Ангара

В городе Иркутске протекает река Ангара. И город здесь называют столицей Приангарья. Река с очень интересной историей, вокруг неё ходят легенды и поверья. Сама она несёт жизнь, дарует силу не только городу и жителям области, но и батюшке Байкалу.

Справка

Ангара является крупнейшим притоком реки Енисей. Протяжённость Ангары почти 1800 км. Бежит гордая и неприступная Ангара в Иркутской области и Красноярском крае. Благодаря именно этой реке, озеро Байкал является пресным, она – единственная вытекающая из него река. Среди крупнейших рек-притоков в России Ангара занимает второе почётное место после Алдана, притока реки Лены. Иркутск взял как город своё начало на берегах этой полноводной реки, здесь же началось активное освоение земель и дальнейшее развитие.

Исток Ангары

Исток Ангары

Ангара берёт своё начало из великого озера Байкал. Ширина её истока вполне внушительна – более километра! Появилась она из глубокой расщелины Байкала. Путь держит река вверх на север. На Ангаре расположено четыре водохранилища: Иркутское, Братское, Усть-Илимское и Богучанское.

История названия Ангары

История названия Ангары

Своим именем Ангара обязана коренным местным жителям – бурятам и эвенкам. В переводе (амнга) означает рот или пасть животного, а также «открытый», «раскрытый». Историки нашли первые упоминания об этой реке с названием Анкара-Мурэн в XVIII веке.

Легенда об Ангаре

По приданию, Ангара является любимой дочерью Байкала, убегающей от отца к красавцу Енисею. Батюшка хотел выдать дочь замуж за выбранного им Иркута. Но тот не нравился Ангаре-красавице, не хотела она за него замуж выходить. А держал Байкал свою дочь взаперти в глубинах среди скал. От этого ещё тоскливее становилось Ангаре. Когда она услышала от вольной птицы рассказ о степях, полных жизни и красок, о завидном женихе Енисее, очень захотелось ей на волю. Вырвалась Ангара с помощью других речек в ночи на свободу. И бросилась убегать. Услышал Байкал шум, выбежал за дочерью своей, да не успел. Только, разгневавшись, бросил ей вслед кусок скалы, попавшей под руку. Он надеялся, что огромный камень станет препятствием на пути беглянки, но нет. Убежала Ангара и достигла своей цели. А камень, который называется теперь Шаманским, стоит у истоков реки и по сей день. А Ангара стала правым притоком Енисея, самым крупным его притоком. Достигла красавица Красноярского края, далеко от дома удалось ей убежать. А отец стал грозным и хмурым. Местные жители с тех пор подносят Байкалу дары в надежде хоть как-то скрасить его печаль по поступку дочери. Но неповиновение Ангары делает Байкал уникальным пресным морем. Только он может похвастаться таким поворотом событий. Ведь то, что из него вытекает такая крупная река, позволяет ему поддерживать оптимальный водообмен, а также и солевой. В Байкале нет застоев, соли в нём не скапливаются. И он является одним из крупнейших на планете резервуаров, созданных самой природой, с пресной чистой водой.

Проект » Знакомство с рекой Ангара»

Познакомить детей с понятием река, водоём; дать представления о сезонных изменения, свойствах воды: льётся, переливается, нагревается, охлаждается, не имеет запаха, цвета, имеет вес. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Река « Ангара».

Возраст: 3-4 года

Цель: Познакомить детей с понятием река, водоём; дать представления о сезонных изменения, свойствах воды: льётся, переливается, нагревается, охлаждается, не имеет запаха, цвета, имеет вес. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе ( чтобы растение росло, нужно его поливать). Продолжать знакомить с животными, птицами, рыбами водоёмов. Знакомить с правилами поведения на воде. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Работа

с родителями.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

Познавательное развитие.

Беседа: « Речка, реченька, река».Цель: познакомить с понятием – река; расширять представления о воде, её свойствах и различных состояниях; об обитателях водоёмов. Развивать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе.

— Д/и « Где живёт вода?». Цель: знакомить со свойствами воды ( дождь, река, снег, напитки..), развивать познавательный интерес, речь детей.

— Рассматривание фотоальбома « Река Ангара».

— Чтение З.Александрова « Мой мишка».

— Игра « Мокрые дорожки». Цель: учить различать интонации музыки, побуждать к двигательной импровизации, учить выражать свои эмоции через движение. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр.45).

— Труд: уход за комнатными растениями. Цель: учить правилам полива, протирания листьев. Воспитывать бережное отношение к растениям.

-« Рисование « Идёт дождь», « Снежные комочки большие и маленькие», « Снеговик».

— Игры с водой: « Водяная мельница», « Кораблики», « Плотина».

— Игры с прищепками « Рыбки».

Изготовление цветных льдинок дома с детьми.

Вторник

Рисование:« Мостик через реку».

Цель: учить передавать в рисунке изображение реки и мостика. Закрепить умение проводить прямые л ( мостик) и волнистые ( река) линии в разных направлениях. Продолжать отрабатывать приёмы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами.

— Чтение потешки « Идёт лисичка по мосту».

— Д/и « Загадки о реке». Цель: закрепить понятие « река», развивать мышление, память, речь.

— Чтение К.Чуковский « Мойдодыр». Цель: воспитывать умение слушать произведение, следить за развитием действия, объяснять детям поступки персонажей. Способствовать формированию интереса к чтению книг.

-Строительная игра « Мост».

— С-р игра «Корабль плывёт».

-Игра « Медвежонок и зайка моют машину».

— С-р игра «Куклы моют руки».

Изготовление корабликов, лодок из бумаги ( оригами), из пробок.

Среда

Развитие речи. Заучивание стихотворения Д.Хармса « Кораблик». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Воспитывать интерес к художественной литературе.

— Д/и « Кто живёт в воде?». Цель: развивать представления о водоплавающих птицах ( утка, гусь), о земноводных ( лягушка), о рыбах; отметить особенности внешнего вида. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

— Д/и « Разрезные картинки». Цель: учить составлять целое изображение из 3х частей, развивать мелкую моторику рук. ( кораблик, рыбка, лягушка, утка.).

— Игра « Лягушата на болоте». Цель: развивать воображение, навыки диалога; учить соотносить содержание сюжета с показом в драматизации. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр.41).

— Игры с водой « Рыбалка», « Утка с утятами».

— Раскраски « Рыбки».

— Труд: « Протирание игрушек».

— Выкладывание изображение рыб из фасоли и бобов.

Консультация для родителей «Игры с водой и на воде».

Четверг

Познавательное развитие. « Водный транспорт».

Цель:учить определять и различать водный транспорт, выделять основные признаки ( цвет, форма, величина, строение, функции); познакомить с морскими профессиями: капитан, моряк. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

— Игра « Первый ледок». Цель: побуждать детей к решению проблемы, развивать воображение; учить проявлять себя в роли. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр,58).

— Игра « Приветливый ручеек». Цель: развивать образное мышление детей; познакомить с новой сказкой. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр. стр.96).

— Просмотр мультфильма « Кораблик» ( по сказке Сутеева).

— Игра « Купание кукол».

— Строительная игра « Мост через реку».

— Изготовление цветных льдинок.

— Игра с прищепками « Снежинки».

Консультация для родителей « Стихи, потешки, песенки о воде».

Пятница

Лепка. « Уточки». Цель: учить лепить предметы круглой и удлинённой формы, приближаясь к более точной передаче характерных признаков предмета. Совершенствовать приёмы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями.

— Игра « Умоем Буратино». Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр. стр.120).

— Опыты с водой: « Узнаем, какая вода». Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес. (Дыбина, Неизведанное рядом, стр.5).

— Раскраски « На реке».

— Игра с водой « Рыбалка».

— Труд: Полив комнатных растений.

Консультация для родителей « Закаливание водой».

Итоговое мероприятие: Коллективная аппликация « Рыбки в реке».

Тема: Река Ангара.

Возраст: 4-5 лет.

Цель: Развивать представления детей о реке Ангара: на этой реке построен родной город Братск, братская ГЭС; вода в реке изменяет свои свойства по сезонам – зимой замерзает, летом – вода тёплая, можно купаться; расширять представления о речных обитателях: рыбы, птицы, растения; о речном транспорте. Сформировать представления о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Работа

с родителями.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

Познавательное развитие.

« Беги, беги ручеёк».

Цель:рассказать детям о том, как появляются реки. Развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность, любовь к природе.

— Д/и « Ошибки художника?». Цель: развивать умение различать и называть признаки воды в разное время года.

— Показ мультфильма « Беги, беги ручеёк». Цель: приобщать детей к внимательному просмотру мультфильма, отвечать на вопросы. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

— Д/и « Что есть у рыб?». Цель: закрепить знания детей о строение рыб, чем покрыто тело, чем питаются рыбы. Воспитывать любознательность.

— П/и « Моряки». Цель: учить правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролёт и спокойному сходу вниз. Показать слаженность действий и ловкость команды моряков.

— Рисунки « Беги, беги ручеёк».

— Рисование « Куда плывут рыбки?».

Игры с водой « Кораблики», « Плотина», « Рыбалка».

— Рассматривание фотоальбома « Река Ангара».

Консультация « Лёд прекрасный, лёд опасный».

Вторник

Лепка. « Рыбка».

Цель:закреплять знание приёмов изготовления предметов овальной формы ( раскатывание пластилина прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приёмы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешую , покрывающую тело рыбы. ( Комарова, ИЗО, стр.10).

— Физминутка « Пароход».

— Песенки, потешки о реке, о воде.

— Лечебные игры « Мостик». Цель: развитие координации движений, равновесия, ловкости, развитие мышц туловища и конечностей, общее укрепление организма, формирование правильной осанки.

— Рассматривиродой ание фотоальбома « Братская ГЭС». Цель: продолжать знакомить с природой родного края, с рекой Ангара.

— Игра « Плывём, ныряем». Цель: развивать детскую фантазию, учить сочинять и разыгрывать в режиссёрской игре небольшие истории. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср.гр., стр.118).

— Строительная игра « Мост через реку».

— Лепка « Рыбки в реке».

— С- р игра « Мамины помощники» ( стирка кукольной одежды).

Консультация « Опыты с водой».

Среда

Познавательное развитие.

« Кому нужна вода?».

Цель:уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Воспитывать бережное отношение к воде.

— Д/и « Кто плывёт, летает, ходит?». Цель: развивать умение различать и называть животных, дифференцируя их по среде обитания.

— Д/и « Чьи хвосты?». Цель: учить составлять целое изображение рыб из частей, развивать мышление, воображение, память.

— Д/и «Назови детёнышей». Цель: учить употреблять в речи существительные, обозначающие детёнышей рыб, водоплавающих птиц.

— Игра- разминка « Утки- беленькие грудки». Цель: вовлекать детей в игровую ситуацию, упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движения. ( Губанова, Развитие игровой деятельности, стр.71).

— Просмотр мультфильма «Приключения на плоту». Цель: приучать внимательно смотреть произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки героев.

— Игры с водой: « Рыбалка», « Утки на пруду».

— Аппликация из пластилина « Рыбки, уточки, цапли, лягушки».

— Пазлы « Рыбки».

— Напольная мозаика( рыбки, уточки).

Консультация « Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков).

Четверг

Рисование.

« Рыбки плавают в реке».

Цель:учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закрепить умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. ( Комарова, ИЗО, стр.12).

— П/и « Лягушки». Цель: общее укрепление организма, развивать ловкость, чувство равновесия, быстроты реакции, укрепление аппарата стоп. Правило игры: из позиции присев на корточки, прыгать на носках, пытаясь вывести соперника из равновесия, сбивая его плечом.

— Чтение М. Гребнёва « Водяное царство». Цель: воспитывать экологическую культуру детей.( Вахрушева, Познавательные сказки», стр.59).

— Беседа: « Дерево умеет плавать». Цель: расширять представление о дереве, его свойствах и качествах; учить устанавливать причинно-слкедственные связи. ( Гербова, Развитие речи в ср.гр. стр.61).

— П/и « Куда плывут рыбки?». Цель: развивать эстетическое восприятие; учить видеть красоту рыб, перемещаться в пространстве; передавать разное положение рыб. Правило: Брать корм рыбкам только по сигналу. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср.гр., стр.152).

— Рисование « «Приключения на плоту».

— Рисование по трафаретам «Водоём».

— Игра с водой: « Водяная мельница», « Плотина».

— Полив комнатных растений.

Просмотр видеофильма « Подводный мир реки Ангара» вместе с детьми.

Пятница

Речевое развитие.

Заучивание русской народной песенки « Дед хотел уху сварить».

Цель:помочь детям запомнить и выразительно читать произведение. Воспитывать интерес к художественной литературе. ( Гербова, Развитие речи в ср.гр., стр.67).

— Рассказ по картине « Корабль». Цель: способствовать обогащению и активизации словаря.

— Беседа «Ледоход». Цель: познакомить с весенним явлением природы – ледоходом, рассказать о том, почему нельзя выходить на лёд водоёма весной и в начале зимы. ( Шорыгина, беседы о природных явлениях, стр.43).

— Беседа: « Речной вокзал». Цель: расширять представления детей о вокзалах: речной, морской, железнодорожный, аэровокзал. Рассказать о речных судах, учить отличать морской вокзал от речного. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср. гр., стр.25).

— С-р игра « Теплоход отправляется в плавание». Помочь детям обозначить план игры, распределить роли: капитан, штурман, боцман, пассажир, врач.

— Составление изображения рыбок, лодок, кораблей из цветных палочек.

— Игра с водой « Рыбалка».

— Пазлы « Подводный мир Ангары».

— С-р игра « Приключения на плоту».

Изготовление корабликов, яхт, лодок для игры с водой из подручного материала( пенопласт, пробки, дерево и т.л.)

Итоговое мероприятие: Аппликация « Лодки плывут по реке». Цель: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображение.

Тема: Река « Ангара».

Возраст: 5-6 лет

Цель: Продолжать изучать природу родного края, знакомить детей с рекой Ангара: с географическим расположением, с местом образования – озеро Байкал, с природным миром Ангары ( животные, рыбы, птицы, растения); с городами, построенными на реке. Формировать знания о значении реки в жизни человека. Формировать правила безопасного нахождения на воде, экологическое поведение.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Работа

с родителями.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

Познавательное развитие.

« Речка, реченька, река, дорогая Ангара».

Цель:расширять представления детей о реке Ангара, что есть у реки( течение, исток, устье, русло, берега); дать детям знания о том, как возникла Ангара, кто и что живёт в Ангаре; познакомить с понятием – полноводные, равнинные, горные реки, рассказать о российских реках: Волга, Амур, Лена, Енисей. Воспитывать познавательный интерес, любознательность. ( Шорыгина, Беседы о природных явлениях и объектах, стр.80).

— Беседа: « Как зимуют рыбы».

— Беседа « Почему водоплавающие птицы улетают в тёплые края».

— Загадки о воде, снеге, льде.

— П/и « Живое – неживоё». Цель: учить различать предметы живой и неживой природы, которые находятся или связаны с рекой; упражнять в беге в разных направлениях.

— Чтение сказок об Ангаре: Л.Зимина « Байкал и его дочка». Цель: развивать познавательный интерес к реке Ангара через художественную литературу.

— Домино « В небе, на земле, на море». Цель: совершенствовать умение различать и называть виды транспорта.

— Лото « Рыбы, птицы, животные».

Изготовление корабликов, яхт, лодок, плотов для игр с водой из водостойкого материала вместе с детьми.

Вторник

Аппликация.

« Красивые рыбки в аквариуме».

Цель: развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции. Закреплять приёмы вырезывания и аккуратного наклеивания.( Комарова, ИЗО в ст.гр., стр.18).

— Беседа: « Как люди относятся к реке?»

— Беседа: « Что хорошего для реки может сделать человек?».

— Опыты с водой:

1. « Умная галка» . Цель: познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Задача: достать предмет из воды, не замочив рук

2. « Куда делась вода?». Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорость испарения от условий. ( Дыбина, Неизведанное рядом, стр.82, 83).

— Рисование водоохранных знаков.

-Лото « Четвёртый лишний» ( обитатели водоёмов).

— Игры с водой: « Водяная мельница», « Плотина», « Рыбалка».

— Раскраски « Аквариумные рыбки».

Экскурсия на Братскую ГЭС.

Среда

Речевоё развитие.

Чтение Н. Грибачёв « Заяц Коська и родничок».

Цель:познакомить детей с новым произведение; дать представления о том, как и из чего появляется река. Воспитывать любознательность.

Интерес к чтению художественной литературы.

— Беседа: « Куда бежит река?».

— Беседа: « Разные состояния воды». Цель: расширять представления детей о том, что вода имеет три состояния: твёрдое- лёд, жидкое, газообразное пар, туман. Развивать познавательный интерес, мышление.

— Беседа: « Почему киты не живут в реке?».

— П/и « Ручеек».

— Д/и « Лабиринты»: « Помоги маленькому карасику найти свою маму».

— Рисование: « Кого река повстречала на своём пути?».

— « Пиратские доминошки».

— П/и « Лягушки». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

Консультация

Безопасность на речном льду.

Четверг

Аппликация « Пароход».

Цель: учить создавать образную картину, применяя полученные навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы ( круглой, прямоугольной и др..). Учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой. ( Комарова, ИЗО в ср.гр., стр.19).

— Беседа: « Река весной».

— Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков.

— Беседа: « Что ты знаешь о рыбах». Цель: уточнить представления детей о рыбах: внешний вид, чем питаются, как размножаются. Развивать познавательный интерес.

— Д/и « Из каких мы сказок?». Цель: вспомнить содержание знакомых сказок ( По- щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке, Айболит, Царевна лягушка).

— Раскраски: « Кто кого боится?» ( речные хищники).

— Пазлы «Речные обитатели».

— Строительная игра « ГЭС».

— П/и « Караси и щука».

Консультация « Охрана среды обитания рыб весной во время нереста».

Пятница

Речевоё развитие.

Чтение Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей».

Цель: продолжать знакомить с произведениями художественной литературы о реке Ангара; воспитывать и развивать интерес к родному краю.

— Беседа: « Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях». Цель: расширять представления детей о том, что лягушки – это обитатели сырых мест: пруд, болото, озеро. Рассказать, как зимуют лягушки. Весной откладывают икру, из которой появляются головастики, которые потом превращаются в лягушат. ( Николаева, Юный эколог, стр.39).

— Чтение И.Гурина « Выдра Нюся и Зимородок Тёпа».

-Беседа: « Вода – источник жизни». Цель: уточнить представления детей о том, вода. Очень ценный продукт – она нужна всем живым существам: человеку, животным, растениям. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который появляется из загрязнённого воздуха. ( Николаева, юный эколог, стр. 178).

— Рассматривание альбома « ГЭС на Ангаре»

— Рисунки « ГЭС», « Ангара, Байкал, Енисей».

Анкета

« Отношение к проблеме экологического воспитания».

Итоговое мероприятие: Викторина « Реки и обитатели воды ».

Тема: Река Ангара.

Возраст: 6-7лет.

Цель: Продолжать изучать природу родного края, знакомить детей с рекой Ангара: с географическим расположением, с местом образования – озеро Байкал, с природным миром Ангары ( животные, рыбы, птицы, растения); с городами, построенными на реке. Формировать знания о значении реки в жизни человека. Формировать правила безопасного нахождения на воде, экологическое поведение.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Работа

с родителями.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

Познавательное развитие.

Беседа: « Легенды об Ангаре».

Цель: расширять представления детей о том, как появляются реки, где берут начало ( исток). Рассказать о том, что в Байкал впадает множество рек. А вытекает единственная река Ангара. Развивать любознательность, интерес к реке Ангара.

— Чтение сказок об Ангаре: Л.Зимина « Байкал и его дочка», С. Нестерева « Байкальская сказка», В. Стародумов « Ангарские бусы», Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей», « Дочь байкала и богатырь Енисей», «О Красавице Ангаре и гордом Енисее», Г. Шелковников « Как появилась Ангара», « Шаман- камень»,

-Опыт с водой: Рождение реки. Цель: показать как образовываются реки, берущие своё начало в озере; воспитывать любознательность. Оборудование: две ёмкости для воды: одна большая ( озеро Байкал, другая меньше- река Ангара, шпагат- русло.

— Рисование по сказкам про Ангару.

— Разрезные картинки « Карта Иркутсой области».

— Рисование « Байкал, Ангара и Шаман – камень».

— Рисование « Опыт с водой».

Консультация « Что читать детям про Ангару».

Вторник

Рисование. « Братская ГЭС».

Цель: учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда, технику. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении человека и техники. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

— Беседа « Четыре ГЭС на Ангаре». Цель: продолжать изучать природу родного края, дать знания о ГЭС на реке Ангара, значение для человека. Познакомить детей с городами, где расположены ГЭС: Иркутск. Братск, Усть- Илимск, Кодинск.

— Рассмотреть фотоальбомы с видами городов на Ангаре. Цель: расширять представления детей о городах Иркутской области, о местоположении их на карте.

— Д/и « Зачем нам электричество?». Цель: сформировать понятие о пользе и значимости электричества в жизни человека.

— Беседа: « Водный транспорт на Ангаре». Цель: совершенствовать умение различать и называть водный транспорт, выделять отличительные черты, строение, значимость для человека.

— Аппликация « Братская Гэс».

— Рассматривание альбома « Перекрытие Ангары», « Братская ГЭС», « Города Иркутской области».

-Раскраски:

« Водоплавающие птицы», « Рыбы».

-П/и « Удочка», « Караси и щука».

— Рисование

« Карта Иркутской области».

Экскурсия на Братскую ГЭС.

Среда

Познавательное развитие.

« Серебристый мир Ангары».

Цель: продолжать знакомить детей с рекой Ангара; расширять представления детей о рыбах, которые живут в реке: омуль, хариус, окунь, налим, щука, плотва, осётр, таймень, стерлядь и др. Рассказать об исчезающих видах рыб, занесённых в Красную книгу. Уточнить знания детей о размножении рыб ( естественный, когда рыбы откладывают икру в реке, искусственный- человек выращивает мальков из икры, а затем выпускает в водоём). Воспитывать любознательность, бережное отношение к рыбному богатству Ангары.

— Д/и « Четвёртый лишний». Цель: совершенствовать знания детей о рыбах, обитающих в реке Ангара, развивать познавательный интерес, активизировать словарь: омуль, хариус, щука, таймень, окунь, елец, карась.

Д/и « Рыбы Красной книги». Цель: развивать умение различать и называть рыб из Красной книги, воспитывать желание сохранять животный мир Ангары.

— Д/и « Что сначала, что потом?». Цель: совершенствовать знания детей о том, как размножаются рыбы. Воспитывать интерес, любознательность.

— Загадки о рыбах. Цель: развивать память, мышление, речь.

— Чтение стихов об Ангаре: М. Кривошеин « Ангара», М. Сергеев « Исток Ангары». Цель: развивать интерес к реке Ангара, воспитывать любовь к художественной литературе.

— Рисунки « Серебристый мир Ангары».

— П/и « Караси и щука».

— Рисунки « Тайны водоёма».

— Просмотр фотоальбома « Ангара».

Консультация « Рыбы Красной книги Иркутской области».

Четверг

Речевое развитие. Заучивание стихотворения Н. Рыжова « Вы слыхали о воде..».

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; воспитывать интерес к художественной литературе.

— Пословицы и поговорки о реке, воде.

— Народные приметы о реке, воде.

— Драматизация сказки « Ангара- дочь Байкала». Цель: вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; воспитывать интерес к реке Ангара.

— Чтение сказки Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей».

— Аппликация « Рыбы плавают в Ангаре».

— Домино « На земле, в воде, воздухе». ( виды транспорта).

Консультация « Народная мудрость о воде».

Пятница

Познавательное развитие.

« Что было бы, если на Земле не было рек?».

Цель: расширять знания детей о значимости водоёмов, рек в жизни человека, животных, растений; подвести детей к пониманию, что вода – это источник жизни.

— Д/и « Четвёртый лишний» ( обитатели водоёмов). Цель: закрепить знания о водных обитателях, находить лишних.

— Беседа: « Что такое « Пороги на реке Ангара?» ( Падунские, Ершовские пороги»).

— Беседа: « Мёртвая и живая вода». Цель: формировать бережное отношение к водным ресурсам родного края.

— Рисование: « Экологические знаки о бережном отношение к воде».

Консультация « Правила безопасного нахождения на воде».

Итоговое мероприятие: Праздник: « Бесценная и всем необходимая вода». Цель: создать радостное настроение, вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях; показать огромное значение воды для всех живых существ; уточнить представления о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде. ( Николаева, Юный эколог, 5-6лет, стр.153).

Ангара — река в Восточной Сибири, самый крупный из правых притоков Енисея и единственная река, берущая своим истоком озеро Байкал. На эту реку тянет людей, увлеченных активным отдыхом, в том числе, рыбалкой. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России.

В переводе с бурятского анга означает «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье».  В исторических источниках река Ангара впервые упоминается в XIII веке под названием Анкара-Мурэн. Первоначально нижнее течение реки от впадения притока Илим носило другое название — Верхняя Тунгуска.

Площадь бассейна Ангары составляет 1 040 тыс. кв. км, в том числе без бассейна озера Байкал 468 тыс. кв. км. Ангара начинается из Байкала широким потоком шириной аж 1100 м и течёт сначала на север. На Ангаре построено несколько водохранилищ:

  • от истока до города Иркутска — Иркутское водохранилище.
  • на северо-западе Иркутской области на Ангаре находится Братское водохранилище, на котором стоит знаменитая Братская ГЭС.
  • после излучины на Ангаре, ниже Братского водохранилища, расположено Усть-Илимское.

Затем река поворачивает на запад — в Красноярский край, где рядом с Лесосибирском впадает в Енисей.

В месте впадения в Енисей река Ангара в два раза шире великой сибирской реки, текущей в Северный Ледовитый океан. Но так уж исторически сложилось, что водный поток назвали Енисеем. Он не только уже, но ещё имеет и мутную воду, а у нашей красавицы вода чистейшая, и на речном дне виден каждый камушек. После воссоединения единый водный поток так и течёт – справа чистая вода, а слева мутная. Только после Лесосибирска байкальская и енисейская вода начинают смешиваться, а граница между ними размываться. Дальше уже различий нет, а разлившийся во всю свою необъятную ширь Енисей несёт могучие воды на далёкий Север.

Где поплавать в Ангаре зимой

После активного вмешательства в фантазию природы рук человеческих выразившегося в виде строительства Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС река Ангара ниже этих ГЭС не замерзает, потому как прогретые за летний период воды в водохранилищах не успевают на этих участках остыть, да с ГСЭ присутствует приток тепловой энергии от технологического оборудования.

Исток реки так же не замерзает, несмотря на то, что сам Байкал затягивает льдом. Просто в Ангару воду втекает не с самой  поверхности озера, а с некоторой глубины, где температура воды конечно выше 0°С, плюс быстрое течение. Видимо поэтому, сюда на зимовку прилетают водоплавающие птицы, т.е. для кого-то юг находится на Ангаре.

Птичья зимняя дача на Ангаре

Вообще в северной Азии это единственная постоянная птичья зимовка. Здесь зимуют в основном:

  • черно-белые гоголи,
  • длинноносые,
  • обычные крохали,
  • морянки.

На самом деле птиц на истоке Ангары не так уж и много — к началу декабря собирается 1200 — 1500 птиц, к концу месяца — не менее 2000.

До 1956 года, т.е. до строительства водохранилища Иркутской ГЭС, птиц было в несколько раз больше.

Специалисты до сих пор не пришли к единому и уверенному мнению по вопросу возникновения Ангары. Согласно научным исследованиям река появилась сравнительно недавно, по крайне мере по геологическим меркам. Считается, что до образования Ангары, сток из Байкала шел по иному пути. Некоторые исследователи сообщают, что исток Ангары был образован примерно 15-20 тысяч лет назад, хотя другие специалисты называют более поздний возраст. Куча неопределенности короче. Обратили внимание на фразу «исток Ангары», т.е. исток образовался как-то сам, а река еще потом отдельно себе путь искала.

Считается также, что Ангара была образована из-з землетрясения, разрушившего земную кору в регионе Приморского хребта. Другие придерживаются версии, что это Байкал поднялся — надо ж было воде куда-то литься. Интересной является гипотеза существования в древности на месте речного русла других рек. К примеру, такими реками могли быть: древняя Селенга, Баргузин или Верхняя Ангара. Селенгу называют наиболее подходящим вариантом в этой гипотезе.

Согласно старинной сибирской легенде, Ангара бежала от сурового отца Байкала в сторону Енисея. Шаман-камень был брошен Байкалом, чтобы непослушная дочь остановилась. Этот камень сегодня находится в самом центре истока Ангары, рядом с поселком Листвянка.

Судоходство на Ангаре

Река Ангара судоходна в летние месяцы. Единого водного пути от Байкала до Енисея нет. Всего существует 4 изолированных друг от друга участка.

  • Первый участок от Иркутска до Байкала по Иркутскому водохранилищу.
  • Второй участок от Иркутска до Братской ГЭС. Он самый длинный и равен 610 км.
  • Третий участок – воды Усть-Илимского водохранилища от Братска до Усть-Илимска. Его длина составляет 290 км.
  • И последний участок тянется от реки Енисей до Богучанских порогов. Его длина составляет 440 км.

Таким образом, от Иркутска до Красноярска по воде не проплывёшь.

река ангара фото

Река Ангара занимает особое место в искусстве, его можно встретить в сказках Василия Стародумова и в романе Валентина Распутина. Сегодня к реке Ангара приезжает большое количество туристов, чтобы увидеть его природные достопримечательности, а также послушать легенды и рассказы, связанные с ним. В её окрестностях часто можно встретить компанию местных жителей, собравшихся на пикник.

Автор публикации


295

В свободное время навожу порядок на этом сайте

Комментарии: 137Публикации: 1829Регистрация: 12-02-2016

  • Река амур рассказ для детей
  • Рейхстаг как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Рейтузы или ретузы как пишется
  • Рейтинг советских сказок для детей
  • Рейтинг сказок для детей 7 лет